Организация учета и анализа товарооборота в розничной торговле

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    85,14 Кб
  • Опубликовано:
    2016-12-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация учета и анализа товарооборота в розничной торговле

Содержание

Введение

. Основы анализа и прогнозирования объёма продаж (товарооборота) торгового предприятия

.1 Понятие и роль показателя объёма продаж в торговле

.2 Методы прогнозирования объёма продаж

. Анализ розничного товарооборота ОАО «Белорусские продукты» и факторов, воздействующих на его развитие

.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Белорусские продукты»

.2 Анализ общего объёма розничного товарооборота ОАО «Белорусские продукты»

.3 Анализ влияния факторов на розничный товарооборот ОАО «Белорусские продукты»

. Прогнозирование и основные пути повышения объёма продаж ОАО «Белорусские продукты»

.1 Прогнозирование объёма продаж ОАО «Белорусские продукты»

.2 Основные направления достижения прогнозируемой величины продаж

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается деятельность предприятий. Главной целью торговых организаций является получение максимальной прибыли и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель.

Розничный товарооборот характеризует эффективность использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является экономическим понятием, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с объемом затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) дает представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.

Проблемой в повышении рентабельности торгового предприятия является проблема оптимизации розничного товарооборота, как одного из наиболее важных аспектов коммерческой деятельности организации. Данная проблема особенно волнует крупные торговые предприятия, где имеется значительное количество товарных групп и товарных позиций, а четкой и понятной системы по управлению ими (добавление новых и перспективных, избавление от нерентабельных, количество наименований закупаемых по той или иной позиции) руководство торгового предприятия зачастую не имеет.

Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического прогнозирования товарооборота. В современных условиях все более актуализируется проблема оптимизации объема структуры розничного товарооборота и ее решение является одной из приоритетных задач для стабильного развития любого среднего и крупного торгового предприятия. Поэтому изучение материала по исследуемому аспекту деятельности торговой организации ОАО «Белорусские продукты» и выработка собственных новаторских предложений должно помочь в разрешении данной проблемы.

Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: осуществить анализ розничного товарооборота торговой организации, анализ факторов, влияющих на розничный товарооборот торговой организации, разработать пути увеличения товарооборота.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:

рассмотреть сущности товарооборота;

изучить роль товарооборота и его значения в экономике;

изучить динамику и тенденции развития розничного товарооборота;

предоставить организационно-экономическую характеристику ОАО «Белорусские продукты»;

провести анализ общего объема розничного товарооборота и выявить факторы, влияющие на объем и структуру продаж;

·   разработать мероприятия по оптимизации величины розничного товарооборота и выявить экономический эффект по их внедрению;

·   спрогнозировать объём товарооборота на следующий период.

Объектом исследования является ОАО «Белорусские продукты».

При проведении исследования использовались фактические материалы рассматриваемой организации, содержащие необходимую информацию для освещения поставленных вопросов: уставные документы, бизнес-план, плановые задания по объемам реализации, бухгалтерская и управленческая отчетность предприятия и ряд других документов.

1. Основы анализа и прогнозирования объёма продаж (товарооборота) торгового предприятия


1.1 Понятие и роль показателя объёма продаж в торговле

Объём продаж представляет собой один из показателей процесса воспроизводства, характеризует заключительный этап движения товаров из сферы обращения в сферу потребления.

Показатели объема продаж торгового предприятия характеризуют экономический процесс обмена товаров на деньги, социальный процесс перехода товарной массы в сферу потребления, т.е. удовлетворение покупательского спроса, финансовый процесс формирования денежной выручки.

Успех в коммерческой деятельности предприятия в значительной степени зависит от обоснованного формирования ассортимента товаров, соответствующего требованиям покупателей. Общая величина выручки складывается от продажи отдельных товаров, а их соотношение зависит от социально-экономических факторов, влияющих на спрос населения.

Управление торговыми процессами требует не только изучения товарного состава объема продаж, но и постоянного отслеживания структурных сдвигов, сезонных и других циклических колебаний соотношений в продаже отдельных товаров. Все эти обстоятельства необходимо учитывать в силу того, что различные товары имеют различную издержкоемкость и рентабельность. Поэтому структура объема продаж оказывает влияние на размер и уровень прибыли.

Особое внимание необходимо уделять таким факторам в деятельности предприятия как планирование, экономический анализ, экономические рычаги и стимулы, административные рычаги управления.

В практике организации маркетинговой деятельности невозможно добиться положительных результатов без планирования конкретных действий по выполнению краткосрочных торговых операций (объемов продаж) и прогнозов их результатов.

Динамическая рыночная ситуация диктует необходимость по-новому подходить к вопросам внутрифирменного планирования на данный короткий период (месяц, квартал, год).

Оперативное планирование это одна из основополагающих предпосылок оптимального процесса управления бизнесом в области реализации товаров для данного целевого сегмента рынка сбыта.

Организация технологии оперативного планирования в торговых сетях отработана достаточно хорошо. В рыночной экономике отношение к показателю розничный товарооборот изменилось. Чтобы обеспечить его рост в конкурентных условиях необходимо больше приложить усилий к формированию ассортимента и качеству обслуживания покупателей.

В процессе управления розничными товарооборотом определяются следующие задачи:

) взаимосвязь темпов развития товарооборота с развитием регионального потребительского рынка и изменениями его конъюнктуры;

) планирование объема реализации товаров, который обеспечит получение торговым предприятием необходимой суммы прибыли;

) обеспечение в процессе планирования товарооборота эффективного использования имеющегося ресурсного потенциала;

4) разработка ассортиментной политики предприятия согласно спросу контингента потребителей.

1.2 Методы прогнозирования объёма продаж

Планирование и прогнозирование являются основными методами управления товарооборотом в современных условиях.

Планирование общего объема розничного товарооборота обычно начинается с определения его ожидаемой величины, так как план разрабатывается за несколько месяцев до наступления планируемого периода и к этому моменту отсутствуют фактические показатели за текущий год.

Под ожидаемым товарооборотом следует понимать наиболее вероятную его величину. Как правило, ожидаемый товарооборот должен быть не ниже предусмотренного планом на оставшуюся часть года.

Величина ожидаемого товарооборота определяется по формуле

РТ0ож = РТОфакт (9 мес) + РТ0ож (IV кв), (1.1)

где РТ0ож - ожидаемый объем розничного товарооборота за отчетный год, руб.; РТОфакт (9мес) - фактический объем розничного товарооборота за 9 месяцев отчетного года, р.; РТ0ож (IV кв) - ожидаемый объем розничного товарооборота за IV квартал отчетного года, руб.

При этом учитываются данные анализа выполнения плана за истекший период, перспективы развития торговля в предстоящие месяцы.

Кроме того, при планировании товарооборота следует учесть изменение в материально-технической базе торговой организации (открытие или закрытие магазинов) и внести необходимые коррективы.

При планировании общего объема розничного товарооборота торговой организации могут быть использованы следующие методы:опытно-статистический;

-       экономико-статистический;

-       экономико-математического моделирования и др.

Опытно-статистический метод позволяет определить плановый объем розничного товарооборота исходя из сопоставимого товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3-5 лет, предшествующих планируемому году:

 (1.2)

где РТОп.г. - объем товарооборота на планируемый год, р.; РТОсоп - сопоставимый товарооборот отчетного года, р.; Т% - среднегодовой темп изменения объема товарооборота, %.

Экономико-статистический метод основан на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году. Сглаживание производится с помощью скользящей средней.

Значение прироста товарооборота () на планируемый год определяется продолжением выровненного ряда средних на два шага вперед по формуле

. (1.3)

Для выявления основной тенденции развития товарооборота можно использовать метод аналитического выравнивания (трендовый метод).

Если выявляются четкие тенденции в развитии розничного товарооборота, то можно использовать линейную функцию

, (1.4)

где y - объем розничного товарооборота; t - фактор времени, год; a, b - параметры модели.

Принято считать, что модель является применимой, если средний процент отклонений теоретических значений товарооборота от фактических не превышает 3%.

При планировании объема товарооборота торговой организации может использоваться авторегрессионная модель вида:

  (1.5)

где у - объем товарооборота торговой организации; х - объем товарооборота торговой организации в предшествующем году; t - фактор времени, год.

Параметры модели определяются на основе решения следующей системы уравнений:

 . (1.6)

При наличии информации об основных направлениях развития показателей зоны деятельности торговой организации можно использовать следующую модель для определения темпов изменения розничного товарооборота:

, (1.7)

где ух - темп изменения розничного товарооборота в среднем на домашнее хозяйство; - темп изменения учтенных денежных доходов на одно домашнее хозяйство (в среднем); - темп изменения доли доходов домашних хозяйств на покупку товаров; -темп изменения торговой площади в расчете на 1000 домашних хозяйств; -фактор времени; , , , ,  - параметры уравнения.

Расчеты параметров уравнения выполняются по данным за предшествующие 5-7 лет.

Общий объем товарооборота можно определить путем умножения товарооборота домашнего хозяйства на их общую численность за конкретный год.

Результаты расчетов позволяют определить объем розничного товарооборота по средней величине как среднюю арифметическую по его наименьшей и наибольшей сумме.

Комплексная увязка основных финансово-экономических показателей деятельности торговой организации при планировании позволяет выявить конкурентные преимущества и разработать направления по их развитию.

2. Анализ розничного товарооборота ОАО «Белорусские продукты» и факторов, воздействующих на его развитие

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Белорусские продукты»

ОАО «Белорусские продукты» - открытое акционерное общество, действующее на основании устава. Основными целями деятельности Общества являются: получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов Акционеров и членов трудового коллектива.

Реализация товаров осуществляется непосредственно населению, то есть физическим лицам. За время существования магазина много раз менялся его ассортимент под влиянием покупательских предпочтений, то расширяясь, то углубляясь.

Если классифицировать товарооборот магазина по видам, то:

-       в зависимости от состава конечных потребителей магазин занимается продажами непосредственно населению.

-       в зависимости от формы денежных расчетов магазин производит реализацию товара за наличный расчет.

-       в зависимости от сроков расчета за реализованные товары - это продажа товаров с немедленной оплатой.

Сеть магазинов работает семь дней в неделю.

В каждом магазине соблюдаются все санитарно-гигиенические требования: обеспечены необходимые условия работы для торгового персонала и комфорт для покупателей. Магазин оборудован средствами вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения и канализации.

Таблица 2.1.1 - Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Белорусские продукты» за 2012-2013 гг.

Показатели

2012 г.

2013 г.

Отклонение (+; -)

Темп роста (2013/2012), %

1

2

3

4

5

Розничный товарооборот (с НДС), млн. руб.

5443

5690

247

104,5

Выручка, млн. руб.

5443

5690

247

104,5

НДС: в сумме, млн.руб.

789

825

36

104,6

Валовый доход, млн руб.

799

844

45

105,6

Расходы на реализацию, млн. руб.

601

618

17

102,8

Косвенные расходы, млн. руб.

190

213

23

112,1

Всего затрат: в сумме, млн.руб.

791

831

40

105

уровень затрат в % к товарообороту, %

14,5

14,6

0,1

100,7

Прибыль от реализации, млн. руб.

8

13

5

162,5

Чистая прибыль, млн. руб.

6

10

4

166,7

Уровень в % к товарообороту (рентабельность продаж), %

0,15

0,23

0,08

153,3

Общая площадь, кв. м.

377,3

377,3

0

100

Торговая площадь, кв.м.

217,8

217,8

0

100

Товарооборот в действующих ценах на 1 кв.м. торговой площади, млн. руб./м2.

2,1

2,2

0,1

104,76

Среднесписочная численность работников, чел.

43,1

39,5

-3,6

91,65

Товарооборот на 1 работника в действующих ценах, млн. руб./ чел

126,3

144,05

17,75

114,05


В период с 2012 по 2013 товарооборот увеличился на 247 млн рублей и составил 5690 млн. рублей. Валовый доход торговой организации возрос на 5,6% и составил 844 млн рублей. Расходы на реализацию и косвенные расходы увеличились и составили соответственно 618 и 213 млн рублей. Косвенные расходы увеличились на 12,1%, в то время как расходы на реализацию только на 2,8%.

Таким образом, организация за отчётный период получила прибыль от реализации товаров в размере 13 млн. рублей, что говорит об увеличении прибыли на 62,5% в сравнении с базисным годом. Рентабельность продаж в 2013 году на 53,3% по сравнению с 2012 и составила 0,23%. Чистая прибыль отчетного года составила 10 млн рублей. Среднесписочная численность работников уменьшилась на 3,6 чел и составила 39,5 чел.

Таким образом, в 2013 году по сравнению с 2012 годом наблюдается рост всех показателей деятельности организации, кроме среднесписочной численности, за счет чего увеличился товарооборот на одного работника.

Укрупненная организационная структура управления предприятием представлена на рисунке 2.1.1.

Рисунок 2.1.1 - Организационная структура управления ОАО «Белорусские продукты»

объем продажа торговля товарооборот

Структура управления является линейно-функциональной. Преимущества данного вида структуры:

-       стимулирует деловую и профессиональную специализацию;

-       каждый отдел занимается выполнением своих функций и специализируется на конкретном виде работы;

-       уменьшает дублирование выполняемых функций и задач, за счет специализации на конкретном виде работ.

Недостаток линейно-функциональной структуры - отделы могут быть заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации. Это увеличивает возможность конфликтов между функциональными областями.

2.2 Анализ общего объёма розничного товарооборота ОАО «Белорусские продукты»

Анализ розничного товарооборота начинают с определения изменений по сравнению с аналогичным предшествующим периодом в динамике за выбранный промежуток.

Розничная реализация товаров в Магазине №10 в динамике характеризуется следующими данными, приведенными в таблице 2.2.1

Таблица 2.2.1 - Информация о динамике розничного товарооборота за 2012-2013 гг. в действующих и сопоставимых ценах

Показатель

2012 г.

2013 г.

Отклонение (+\-)

2013 г. в % к 2012 г.

Розничный товарооборот





в действующих ценах млн. руб.

5443

5690

247

104,54

в сопоставимых ценах млн. руб.

5443

6253,31

810,31

114,89


Данные таблицы показывают, что розничный товарооборот в 2013 году вырос по сравнению с 2012 годом на 247 млн. руб. или на 4,54% в действующих ценах, в сопоставимых - на 810,31 млн. руб. или на 14,89 %.

Анализ динамики розничного товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная реализация и как равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. Изучим ритмичность и равномерность развития товарооборота , составив таблицу 2.2.2.

Изучение динамики товарооборота за 2 года по месяцам и кварталам показало, что в отчетном году наблюдается тенденция роста товарооборота по сравнению с 2012 годом во всех кварталах, за исключением второго. За первое полугодие темп роста товарооборота по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 106,52% и вырос на 169140 тыс. руб., что составило 2761580 тыс. руб.

Наиболее высокий темп роста товарооборота в отчетном году замечен в феврале - 123,95% или 484250 тыс. руб., а также в январе - 120,17% или 474160 тыс. руб.

По кварталам распределение товарооборота происходит достаточно равномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообороте занимает четвертый квартал - 26,3%, наименьший - второй квартал - 23,7%. Доля первого квартала в 2013 году увеличилась на 2,7% по сравнению с 2012 годом. Доля второго квартала снизилась на 1,8%, доля третьего - уменьшилась на 0,02%, четвёртого - также снизилась на 0,9%. Тенденция увеличения товарооборота в первом и четвертом кварталах связана, в первую очередь, с повышенным спросом населения в предпраздничные новогодние и рождественские дни. Если проанализировать результаты за год, то можно сделать вывод ,что в общем розничный товарооборот увеличился, темп роста составил 104,53% и по сравнению с 2012 годом это увеличение составило в абсолютной величине 247 млн. руб.

Таблица 2.2.2 - Ритмичность развития розничного товарооборота в действующих ценах по месяцам и кварталам за 2012-2013 гг.

Месяц и квартал

2012 г.

2013 г.

Изменение (+/-)

2013 г. в % к


тыс. руб.

уд. вес

тыс. руб.

уд. Вес

тыс. руб.

уд. вес

2012 г.

Январь

394560

7,248944

474160

8,333216

79600,00

1,084273

120,1744

Февраль

390670

7,177476

484250

8,510545

93580,00

1,333069

123,9537

Март

419300

7,703472

456700

8,026362

37400,00

0,32289

108,9196

Итого за 1-й кв.

1204530

22,12989

1415110

24,87012

210580,00

2,740231

117,4823

Апрель

456980

8,395738

432990

7,609666

-23990,00

-0,78607

94,75032

Май

477350

8,76998

415665

7,305185

-61685,00

-1,4648

87,07762

Июнь

453580

8,333272

497815

8,748946

44235,00

0,415673

109,7524

Итого за 2-й кв.

1387910

25,49899

1346470

23,6638

-41440,00

-1,83519

97,01422

Всего за1-е полугодие

2592440

47,62888

2761580

48,53392

169140,00

0,905038

106,5244

Июль

465960

8,56072

443600

7,796134

-22360,00

-0,76459

95,2013

Август

456895

8,394176

489900

8,609842

33005,00

0,215666

107,2238

Сентябрь

446785

8,208433

496760

8,730404

49975,00

0,521971

111,1855

Итого за 3-й кв.

1369640

25,16333

1430260

25,13638

60620,00

-0,02695

104,426

Октябрь

478900

8,798457

504580

8,867838

25680,00

0,069382

105,3623

Ноябрь

485455

8,918887

476800

8,379613

-8655,00

-0,53927

Декабрь

516565

9,490446

516780

9,08225

215,00

-0,4082

100,0416

Итого за 4-й кв.

1480920

27,20779

1498160

26,3297

17240,00

-0,87809

101,1641

Всего за год

5443000

-

5690000

-

247000,00

-

104,5379


Для оценки равномерности и ритмичности развития товарооборота составим график выполнения товарооборота по месяцам, рассчитаем и проанализируем коэффициенты ритмичности и равномерности.

Рисунок 2.2.1 - Равномерность развития розничного товарооборота в 2013 г.

Из рисунка видно, что товарооборот в первом полугодии имеет тенденцию к уменьшению, за чем следует резкий скачок в июле, а наибольшее увеличение наблюдается в период с октября по декабрь. Для определения коэффициента равномерности необходимо по следующим формулам предварительно рассчитать среднее квадратическое отклонение (δ) и коэффициент вариации или неравномерности (γ):

 (2.1)

 (2.2)

где Х - темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый месяц или квартал, %;

- темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому показателю за год, %;

n - Число месяцев (кварталов) изучаемого периода.

Для определения коэффициента равномерности составим вспомогательную таблицу 2.2.3.

Таблица 2.2.3 - Данные для расчета коэффициента равномерности развития розничного товарооборота в 2013 году

Месяц и квартал

2012 г. тыс. руб.

2013 г. тыс. руб.

2013 г. в % к 2012 г.

х-хср

(х-хср)*2

Январь

394560

474160

120,1744

15,6444

244,7473

Февраль

390670

484250

123,9537

19,4237

377,2801

Март

419300

456700

108,9196

4,3896

19,26859

Апрель

456980

432990

94,75032

-9,77968

95,64214

Май

477350

415665

87,07762

-17,4524

304,5856

Июнь

453580

497815

109,7524

5,2224

27,27346

Июль

465960

443600

95,2013

-9,3287

87,02464

Август

456895

489900

107,2238

2,6938

7,256558

Сентябрь

446785

496760

111,1855

6,6555

44,29568

Октябрь

478900

504580

105,3623

0,8323

0,692723

Ноябрь

485455

476800

98,21714

-6,31286

39,8522

Декабрь

516565

516780

100,0416

-4,4884

20,14573


 = 10,28

Коэффициент неравномерности развития товарооборота по месяцам по организации составил:

=10,28*100/104,53=9,83 %

Среднее квадратическое отклонение позволяет оценить колебания в развитии анализируемого показателя. По коэффициенту вариации (неравномерности) можно проанализировать неравномерность развития исследуемого показателя. Коэффициент равномерности (Кравн) рассчитывают по следующей формуле:

Кравн=100-ν (2.3)

Следовательно, развитие товарооборота ОАО в 2013 году было равномерным на 90,17%.

Таким образом, проанализировав состав и структуру розничного товарооборота , можно сделать вывод, что розничный товарооборот в 2013 году вырос по сравнению с 2012 годом на 247 млн. руб. или на 4,54% в действующих ценах, в сопоставимых - на 810,31 млн. руб. или на 14,89 %. или на 12,14 %. Изучение динамики товарооборота за 2 года по месяцам и кварталам показало, что в отчетном году наблюдается тенденция роста товарооборота по сравнению с 2012 годом во всех кварталах, за исключением второго. Товарооборот в первом полугодии имеет тенденцию к уменьшению, за чем следует резкий скачок в июле, а наибольшее увеличение наблюдается в период с октября по декабрь. А также следует отметить, что развитие товарооборота в 2013 году было равномерным на 90,17%.

2.3 Анализ влияния факторов на розничный товарооборот ОАО «Белорусские продукты»

Наряду с анализом динамики товарооборота важное место в проведении анализа должно быть отведено изучению влияния факторов на розничный товарооборот. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности торгового предприятия, выяснить резервы роста розничного товарооборота, обосновать планы и управленческие решения.

Рассмотрим следующие группы факторов, оказывающих влияние на развитие товарооборота:

факторы, связанные с обеспечением товарными ресурсами;

факторы, связанные с обеспеченностью трудовыми ресурсами и эффективностью их использования;

- факторы, связанные с состоянием, развитием и эффективностью использования материально-технической базы торговли.

Кроме перечисленных факторов на рост товарооборота оказал влияние рост цен - 107,8%. Изменение товарооборота под влиянием цен составило: 5690 - 5443 = 247 млн. руб.

Главный фактор успешного развития товарооборота- обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Проводя анализ, прежде всего, проверяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития розничного товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. На выполнение плана и динамику товарооборота положительное влияние оказывают завышенные (сверхнормативные) товарные запасы на начало изучаемого периода (если товары пользуются спросом) и рост поступления товаров, отрицательное - увеличение прочего выбытия товаров и завышенные товарные запасы на конец анализируемого периода.

При этом используется формула товарного баланса показателей розничного товарооборота:

Зн + П = Р + В + Зк , (2.5)

где 3н - запасы товаров на начало отчетного периода;

П - поступление товаров, р.;

Р - розничный товарооборот, р.;

В - прочее выбытие товаров (естественная убыль, уценка товаров), р.;

Зк - запасы товаров на конец отчетного периода, р.

Влияние показателей товарного баланса на объем розничного товарооборота можно определить, применив следующую формулу:

Р = Зн + П - В - Зк (2.6)

Для изучения влияния на товарооборот факторов, связанных с товарным обеспечением, составим таблицу 2.3.1.

Таблица 2.3.1 - Расчет влияния на товарооборот факторов, связанных с товарным обеспечением, млн. руб.

Показатели

2012, млн. руб.

 2013, млн. руб.

Отклонение, млн. руб. (+,-)

Влияние на динамику товарооборота

Товарные запасы

 

 

 

 

 на начало года, млн. руб.

898

939

41

41

Поступление товаров, млн. руб.

6151

6430

279

279

Прочее выбытие, млн. руб.

624

595

-29

29

Товарные запасы на конец года, млн. руб.

982

1084

102

-102

Товарооборот, млн. руб.

5443

5690

247

247


Таким образом, товарооборот увеличился в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 247 млн. руб., в том числе за счет роста поступления товаров -на 279 млн. руб., за счёт увеличения товарных запасов на конец года - товарооборот уменьшился на 102 млн. руб., за счёт снижения прочего выбытия размер товарооборота увеличился на 29 млн. руб. Возможности увеличения товарооборота выросли за счет увеличения товарных запасов на начало года на 41 млн. руб.

Для изучения влияния факторов на товарооборот необходимо провести анализ динамики средних товарных запасов, времени и скорости их обращения, для чего составим таблицу 2.3.3.

Таблица 2.3.2 - Данные для расчета влияния товарных запасов на товарооборот

Показатель

2012 г.

2013 г.

Отклонение (+/-)

2013г в % к 2012г

Розничный товарооборот, млн. руб.

5443

5690

247

1,045379

Средние товарные запасы, млн. руб.

982

1084

102

1,10387

Время обращения в днях

65

69

4

1,061538

Скорость обращения товаров в количестве оборотов

5,5

5,2

-0,3

0,945455


Определим сумму дополнительно вовлекаемых в оборот оборотных средств в результате замедления оборачиваемости по следующей формуле:

*(-), (2.7)

где  - однодневный товарооборот в отчетном периоде, р.;

 - оборачиваемость товарных запасов в днях в отчетном и базисном периодах.

 = 5690/ 360*4 = 63 млн. руб.

Таким образом, за счет замедления оборачиваемости товарных запасов на 4 дня товарооборот в 2013 году уменьшился на 63 млн. руб

Таблица 2.3.3 -Влияние на развитие розничного товарооборота трудовых ресурсов

Показатели

2012

2013

Отклонение

2013 год в % к 2012 году

Розничный товарооборот (в действующих ценах), млн. руб.

5443

5690

247

104,5

Среднесписочная численность работников, чел.

43,1

39,5

-3,6

91,6

Производительность труда, млн. руб.

126,3

144,1

17,8

114,1


Для определения влияния на объём товарооборота изменения среднесписочной численности работников и производительности труда выполним следующие расчёты:

)        Определим влияние на объём товарооборота изменения среднесписочной численности работников:

(39,5-43,1)* 126,3= -454,68 млн руб.

)        Рассчитаем влияние на объём товарооборота изменения производительности труда:

(144,1-126,3)* 39,5= 703,1 млн руб.

Следовательно, уменьшение среднесписочной численности работников на 3,6 человек привело к уменьшению объёма товарооборота на 454,68 млн руб., а рост производительности труда на 17,8 млн руб. увеличил объём товарооборота на 703,1 млн руб.

Следующей группой показателей, оказывающих влияние на розничный товарооборот, являются показатели развития материально-технической базы торговли. К основным из них относятся: среднегодовая стоимость основных производственных фондов, фондоотдача, фондовооруженность, режим работы торгового предприятия и др. Проанализируем влияние данных факторов на товарооборот, используя таблицу 2.3.4.

Таблица 2.3.4 - Данные для расчета влияния факторов состояния материально-технической базы торговой организации

Показатель

2012 г.

2013 г.

Изменение (+/-)

Розничный товарооборот в действующих ценах, млн. руб.

5443

5690

247

Торговая площадь, м2

217,8

217,8

0

Товарооборот на 1 м2 торг. площади

2,1

2,2

0,1

Среднегодовая стоимость основных фондов, млн. руб.

558,5

568,9

10,4

Фондоотдача ОФ, млн. руб.

9,7

10,0

0,3

Фондооснащенность, млн. руб.

12,96

14,4

1,44

Среднесписочная численность работников, чел.

43,1

39,5

-3,6


Для изучения влияния фондоотдачи и среднегодовой стоимости основных фондов на развитие товарооборота используем следующую формулу:

РТО = ФО * , (2.8)

где ФО - фондоотдача основных фондов, р.;

- среднегодовая стоимость основных фондов, р.

Влияние изменения фондоотдачи на товарооборот:

,3*568,9 = 170,67 млн. руб.

Влияние изменения среднегодовой стоимости основных фондов на товарооборот:

,4*9,7 = 100,88 млн. руб.

Влияние изменения фондооснащенности на товарооборот:

,44*39,5 = 56,88 млн. руб.

Следовательно, рост товарооборота в действующих ценах в 2013 году составил 5690 млн. руб., в том числе за счет роста среднегодовой стоимости основных фондов на 10,4 млн. руб. товарооборот вырос на 100,88 млн. руб. Увеличение фондоотдачи на 0,3 млн. руб. привело к росту товарооборота на 170,67 млн. руб. За счет роста фондооснащенности на 1,44 млн. руб. товарооборот увеличился на 56,88 млн. руб.

Таким образом, проанализировав влияние факторов на развитие розничного товарооборота , можно сделать вывод, что на рост товарооборота в 2013 году повлияли такие факторы, как увеличение поступления товаров, замедление товарооборачиваемости товаров, снижение среднесписочной численности работников, а также увеличение стоимости основных фондов организации.

3. Прогнозирование и основные пути повышения объёма продаж ОАО «Белорусские продукты»

3.1 Прогнозирование объёма продаж ОАО «Белорусские продукты»

Прогнозирование товарооборота ОАО «Белорусские продукты» должно осуществляться с использованием передовых научных достижений и практических разработок в следующей последовательности:

. Проведение глубокого экономического анализа товарооборота по торговой деятельности за ряд предыдущих периодов (месяцев, кварталов, лет) в увязке с конечными финансовыми результатами организаций;

. Оценка тенденций развития товарооборота в целом и по отдельным товарным группам (товарам);

. Расчет и изучение динамики товарооборота в целом, в разрезе подразделений, товарных групп и отдельных наименований товаров за ряд лет, выявление причин изменения и прогнозирование этих показателей;

. Количественная оценка влияния факторов на общий уровень товарооборота, а также прогнозная оценка факторного влияния на текущий товарооборот «Белорусские продукты». При этом значительное внимание должно уделяться не только внутренним, но и внешним факторам.

Прогнозирование товарооборота может осуществляться с помощью различных методов, некоторые из которых можно выполнять при помощи современного программного обеспечения. В большинстве случаев посредством прогнозирования товарооборота решается задача обеспечения основных параметров деятельности торговой организации. Для прогнозирования розничного товарооборота на 2014 год используем следующие методы:

. Экономико-статистические методы прогнозирования:

прогнозирование с помощью скользящего среднего;

линейное прогнозирование - «тенденция»;

нелинейное прогнозирование - «рост».

При прогнозе товарооборота на предстоящий период будем использовать данные за 3 года в сопоставимых ценах 2013 года, представленные в таблице 3.2.1.

Таблица 3.1.1 - Данные о розничном товарообороте ОАО «Белорусские продукты» за 2011-2013 гг.

Год

Объем товарооборота в действующих ценах, млн. руб.

Индекс цен

Объем товарооборота в сопоставимых ценах 2013 г., млн. руб.

2011

5148

1,133

4543,689

2012

5443

1,045

5208,612

2013

5690

1,078

5278,293

 

Прогнозирование розничного товарооборота методом скользящей средней позволяет упростить определение и анализ тенденции в развитии динамического ряда на основе сглаживания колебаний измерений по временным интервалам.

На основе рассчитанных (сглаженных с помощью скользящего среднего) величин динамического ряда определим среднее изменение исследуемого показателя () по формуле:

,(3.1)

где - последний член выровненного ряда;

 - первый член выровненного ряда;

n - Количество членов выровненного ряда.

Тогда прогнозируемая величина исследуемого показателя ( рассчитывается путем суммирования последнего члена выровненного ряда и удвоенной величины :

 =+2 (3.2)

Результаты прогнозирования с помощью скользящей средней представлены в таблице 3.2.2

Таблица 3.1.2 - Прогноз товарооборота на 2014,2015 год на основе скользящей средней

Год

Объем товарооборота в сопоставимых ценах 2013г., млн. руб.

Цепные темпы прироста, %

Показатели выровненного ряда

Среднее изменение темпов прироста

2011

4543,689


 

 

2012

5208,612

14,63


 

2013

5278,293

1,34

9,96


2014

6012,897

13,92

10,52

0,55

2015

6992,369

16,29

 

 


Таким образом, согласно метода скользящей средней прогнозируемый товарооборот в 2014 году будет составлять 6012,897 млн. руб., в 2015 году - 6992,369 млн. руб.


Таблица 3.1.3 - Данные для расчёта объёма товарооборота трендовым методом


Время, год (t)

Объём товарооборота y (млн. руб.)

y*t

t^2

2011

1

4543,689

4543,689

1

2012

2

5208,612

10417,22

4

2013

3

5278,293

15834,88

9

сумма

6

16281

30795,79

14


РТОпл=6310,06 млн. руб.

Аналогичным образом рассчитывается прогнозируемое значение товарооборота на 2015 год. РТОпл = 6456,35 млн. руб.

Прогнозирование розничного товарооборота - «тенденция» -представлено в таблице 3.2.3.

Таблица 3.1.4 - Прогноз товарооборота на 2014,2015год

Год

Объем товарооборота в сопоставимых ценах 2013г., млн. руб.

2011

4543,689

2012

5208,612

2013

5278,293

2014

5744,802

2015

5946,759


Прогнозный объем товарооборота на 2014 равен 5744,802 млн. руб., на 2015 - 5946,759 млн. руб.

Нелинейное прогнозирование розничного товарооборота представлено в таблице 3.2.4.

Таблица 3.2.4 - Прогноз товарооборота на 2014, 2015 годы

Год

Объем товарооборота в сопоставимых ценах 2013г., млн. руб.

2011

4543,689

2012

5208,612

2013

5278,293

2014

5807,104

2015

6048,244

 

Прогнозный объем товарооборота на 2014 равен 5807,104 млн. руб., на 2015 год - 6048,244 млн. руб.

Далее спрогнозируем величину товарооборота на 2014 и 2015 годы.

Таблица 3.2.5 - Прогноз товарооборота на 2014,2015 годы

Год

Объем товарооборота в сопоставимых ценах 2013г., млн. руб.

2011

4543,689

2012

5208,612

2013

5278,293

2014

5744,802

2015

5946,759


В таблице 3.2.6 представлены все полученные прогнозные величины товарооборота, полученные выше рассмотренными методами.

Таблица 3.2.6 - Прогнозируемые показатели объема товарооборота ОАО «Белорусские продукты»

Используемый метод

Прогнозный объем товарооборота в сопост. ценах на 2014г млн. руб.

Прогнозный объем товарооборота в сопост. ценах на 2015г млн. руб.




1.Прогнозирование с помощью скользящего среднего

6012,897

6992,369

2. Прогнозирование с помощью модели тренда

6310,06

6456,35

3.Прогноз «тенденция»

5744,802

5946,759

4.Прогноз «рост»

5807,104

6048,244

5.Прогнозирование «предсказание»

5744,802

5946,759


Таким образом, найдем прогнозное значение товарооборота в 2014 и 2015 году на основе данных, полученных при использовании всех методов:

ТО(2014) = (6012,897 + 6310,06 + 5744,802 + 5807,104 + 5744,802) / 5 = 5923,933 млн. руб.

ТО(2015) = (6992,369 + 6456,35 + 5946,759 + 6048,244 + 5946,759) /5 =

,096 млн. руб.

Темп роста прогнозного значения товарооборота к 2013 году в 2014 должен быть равен 112%. Темп роста прогнозного значения товарооборота к 2013 году в 2014 должен быть равен 106%.

Таким образом, для прогнозирования розничного товарооборота ОАО «Белорусские продукты» на 2014 год и на 2015 были использованы методы прогнозирования: с помощью скользящего среднего, прогнозирование. В результате, прогнозная величина товарооборота составила в 2014 году 5923,933 млн. руб. или 112% к величине товарооборота 2013 года, прогнозная величина товарооборота в 2015 году составила 6278,096 млн. руб. или 106%.

3.2 Основные направления достижения прогнозируемой величины продаж

В целях увеличения объемов продаж можно предложить внедрение следующих мероприятий по дальнейшему развитию розничного товарооборота :

. Мероприятие по расширению ассортимента.

В результате внедрения данного мероприятия произойдет прирост клиентов, соответственно увеличится товарооборот и как следствие прибыль магазина.

. Мероприятие по расширению рынка сбыта.

. Мероприятие по подготовке и повышению квалификации работников магазина (в настоящее время происходит внедрение новых технологий, совершенствование торгового оборудования, в результате обслуживающему персоналу магазина необходимо повышать свои профессиональные знания).

Таким образом, руководство магазина направляет своих работников в учебный центр на повышение квалификации, в результате у работников повышается производительность труда и соответственно, повышается годовой эффект от внедрения данного мероприятия.

. Мероприятие, направленное на совершенствование сбытовой деятельности магазина (необходимо провести рекламную компанию данного магазина, чтобы напомнить лишний раз покупателям о своем магазине, привлечь новых клиентов и. т.д.).

В результате проведенного мероприятия прирост прибыли магазина увеличится.

. Мероприятие, направленное на улучшение условий труда в магазине (особенно в летних и зимних условиях обслуживающему персоналу магазина приходится очень сложно работать, для этого предлагается для улучшения этих условий установить в магазине усовершенствованные кондиционеры для поддержания оптимального температурного режима).

Облечение в трудовой деятельности торгового персонала магазина повышает производительность труда и соответственно, повышается годовой эффект от внедрения данного мероприятия.

Для ускорения оборачиваемости товаров можно предложить ряд факторов, на которые необходимо обратить внимание. К ним относятся: мерчендайзинг, изучение покупательского спроса, усиление контроля за товарными запасами, слаженная работа с поставщиками, автоматизация учета за поступлением, продажами и товарными запасами, ежемесячное планирование товарных запасов.

Значительное влияние на развитие товарооборота организации розничной торговли оказывает рациональное использование основных средств.

Достигается это за счет оптимального использования площадей торгового зала, складских помещений, погрузочно-разгрузочного оборудования, холодильных установок и т.д. В зарубежной практике торгового бизнеса наиболее приемлемым является соотношение торговой и неторговой площади магазина равное соответственно 70/30 (в процентах), что обусловлено функциями розничного звена - реализация товара и обслуживание покупателей.

На сегодняшний день соотношение торговой и неторговой площади в равно соответственно 57/43 (в процентах). Поэтому можно предложить для начала увеличение торговой площади до 62%, то есть торговые площади будут составлять 248,37 .

Таблица 3.3 - Расчёт неиспользованных резервов роста товарооборота за счёт увеличения торговых площадей

Показатели

2012

2013

Отклонение

Влияние на товарооборот

Розничный товарооборот (в действующих ценах), млн. руб.

5443

5690

247


Торговая площадь, кв.м.

217,8

236,9

19,1

+40,11

Товарооборот на 1 кв.м.

2,1

2,2

0,1

+23,69


Таким образом, увеличение торговых площадей на 19, 1 кв. м. приведёт к увеличению товарооборота на 40,11 млн. руб.

Заключение


Проведенное исследование организации учета и анализа товарооборота в розничной торговле, проведенное на примере ОАО «Белорусские продукты» позволяет сделать следующие выводы:

) розничный товарооборот является основным показателем деятельности розничного торгового предприятия. По своему экономическому содержанию объем розничной реализации характеризует конечный результат работы предприятия, выполнения обязательств перед учредителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка;

) для успешного функционирования розничного торгового предприятия в современных условиях необходима четкая система анализа розничного товарооборота, как основного показателя деятельности в торговле. Основными задачами анализа розничного товарооборота являются:

-       проверка степени выполнения плана товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары;

-       количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота;

-       оценка выполнения плана по внедрению прогрессивных методов торговли и их эффективность;

-       выявление путей и возможностей роста товарооборота, повышение качества обслуживания покупателей;

-       разработка мер по устранению недостатков в торговле и повышению эффективности товарных и трудовых ресурсов, материально-технической базы торговли, улучшения торговой деятельности.

В процессе анализа устанавливается, как удовлетворяется спрос покупателей на товары, как торговые предприятия и организации улучшают структуру товарооборота.

) Организация за отчётный период получила прибыль от реализации товаров в размере 13 млн. рублей, что говорит об увеличении прибыли на 62,5% в сравнении с базисным годом. Рентабельность продаж в 2013 году на 53,3% по сравнению с 2012 и составила 0,23%. Чистая прибыль отчетного года составила 10 млн рублей.

) Изучение динамики товарооборота за 2 года по месяцам и кварталам показало, что в отчетном году наблюдается тенденция роста товарооборота по сравнению с 2012 годом во всех кварталах, за исключением второго. Товарооборот в первом полугодии имеет тенденцию к уменьшению, за чем следует резкий скачок в июле, а наибольшее увеличение наблюдается в период с октября по декабрь. А также следует отметить, что развитие товарооборота в 2013 году было равномерным на 90,17%.

) для прогнозирования розничного товарооборота ОАО «Белорусские продукты» на 2014 год и на 2015 были использованы методы прогнозирования: с помощью скользящего среднего, прогнозирование с помощью функции «ТЕНДНЦИЯ», «РОСТ», «ПРЕДСКАЗ», модель тренда. В результате, прогнозная величина товарооборота составила в 2014 году 5923,933 млн. руб. или 112% к величине товарооборота 2013 года, прогнозная величина товарооборота в 2015 году составила 6278,096 млн. руб. или 106%.

7) На сегодняшний день соотношение торговой и неторговой площади в Магазине №10 равно соответственно 57/43 (в процентах). Поэтому можно предложить для начала увеличение торговой площади до 62%, то есть торговые площади будут составлять 248,37 . Увеличение торговых площадей на 19, 1 кв. м. приведёт к увеличению товарооборота на 40,11 млн. руб.

Список использованной литературы


1.       Гольдштейн Г. Я. Стратегические аспекты управления НИОКР. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2010. - 244 с.

.        Донскова Л.Л. Конкурентоспособность продовольственных товаров: теоретические аспекты // Известия Уральского государственного экономического университета. 2010. Т. 31. № 5. С. 170-174.

.        Иващенко Н. П. Экономика фирмы / под общ. ред. проф. Н. П. Иващенко - М.: ИНФРА-М, 2008. - 528 с.

.        Макашева З.М. Исследование систем управления.- 2-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2009. - 176с.

Похожие работы на - Организация учета и анализа товарооборота в розничной торговле

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!