Финансовый контроль: понятие, виды, классификация

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,55 Кб
  • Опубликовано:
    2017-05-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовый контроль: понятие, виды, классификация

Ярославский филиал

Аккредитованного образовательного частного учреждения высшего образования

«Московский финансово-юридический университет МФЮА»









Курсовая работа

на тему: «Финансовый контроль: понятие, виды, классификация»











Ярославль, 2017

Введение


Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Развитие рыночных отношений не отменяет необходимости существования финансового контроля, а и с усилением социальной ориентации в дальнейшем усложняется, на государственные органы ложится все большее количество функций по защите финансовых прав и интересов членов общества, введение способов по предотвращению и предупреждению злоупотреблений и краж. Все цивилизованные развитые страны разрешили и продолжают постоянно разрешать проблемы совершенствования системы контрольных органов, совокупности их функции и полномочий и методов контрольной деятельности.

Актуальностью данной курсовой работы является тем, что рыночные отношения сопровождаются появлением предприятий новых форм собственности, сменой источников финансовых ресурсов, принципов финансирования и кредитования, ценообразования, денежных расчетов, разделение доходов, состава финансово-кредитной системы и взаимоотношений между ее частями. В этих условиях появилось много новых направлений финансового контроля, отсутствующих в планах контрольных органах, которым не уделялось надлежащего внимания при административной системе управления. Сформировалась большая сфера деятельности для финансового контроля, что требует решительных изменений существующих систем контрольных органов. Изучение зарубежного опыта организации государственного финансового контроля и хозяйственного контроля в целом может стать примером для российской экономики. Изучение их достижений и ошибок, безусловно, может помочь на нашем собственном пути к цивилизованному рынку и финансовому правопорядку.

Целью данной работы является изучить особенности и механизм функционирования финансового контроля.

Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:

· выявить цели, задачи финансового контроля; выявить виды, методы и органы финансового контроля;

· рассмотреть государственное регулирование финансового контроля;

· анализировать результат деятельности государственного финансового контроля на примере Счетной палаты;

· изучить организации аудиторской деятельности;

· выявить проблемы финансового контроля и пути их совершенствования.

Работа состоит из введения, заключения и трех глав. Во введении рассматривается актуальность, цель и задачи данной работы. Первая глава посвящена теоретическим основам финансового контроля. Где рассматривается цели, задачи финансового контроля, виды, методы и органы финансового контроля, и российский опыт аудиторского контроля. Вторая глава посвящена к организации финансового контроля в РФ. В этой главе рассматривается государственное регулирование финансового контроля, анализ результата деятельности государственного финансового контроля и организация аудиторского контроля. В третьей главе рассматриваются проблемы и рекомендации по совершенствованию финансового контроля. В заключении делаются выводы данной курсовой работы.

1. Теоретико-правовые аспекты финансового контроля в современных условиях

финансовый контроль экономический нормативный

1.1 Сущность финансового контроля и его возникновение и развитие

 

Контроль финансов представляет собой процесс, который обеспечивает регулирование законности и эффективности действий по распределению государственного бюджета. В целом финансовый контроль выступает в качестве очень важного средства для обеспечения законности деятельности государства.

История финансового контроля России начинается с Русской Правде. В ней гарантировалось право высшего должностного лица - князя на денежный контроль. В целом нормы Русской Правды были конкретизированы на обеспечение справедливого по тем временам баланса между общинами и государством. В новгородской республике в период удельной раздробленности(12-14в.) контроль над управлением финансами государства оставался важнейшей функцией веча.

Первый орган государственного финансового контроля России - Большая Казна - действовал с конца 15 в. для того, чтобы четко определить полномочия и упорядочить финансовой контроль Указом Алексея Михайловича Романова был учрежден Приказ Счета Большой казны. Счетный Приказ стал неким прообразом современной Счетной Палаты России. Счетный Приказ вел учет доходов и расходов государства по книгам документации других центральных приказов и земельных учреждений, требовал отчетов от местных финансовых органов. Реформы Петра I изменили и организацию государственного финансового контроля. Упразднив Думу, Петр возложил на Сенат обязанности контроля. В 1718 г. для счета всех государственных приходов и расходов была учреждена Ревизионная - Коллегия и финансовые органы в провинции, которые представляли отчеты о движении сумм и соображения о найденных злоупотреблениях.

Началом преобразований явилось на ведение должного порядка в системе государственной отчетности, а именно введением единства бюджета и единства кассы, закрепленных законом в 1862 г. С этого же года роспись государственных доходов и расходов стала выпускаться в публикацию каждый год. Введение новой контрольно-ревизионной системы позволило создать в губерниях независимые от местных властей контрольные палаты. Постепенно общественное мнение по-новому стало воспринимать значение контрольного финансового органа для улучшения управления финансами и предотвращения финансовых нарушений. В 1892 г. В России был принят Закон о Государственном контроле, который был самостоятельным и равноправным государственным ведомством.

С наступлением 20 века зародился план о потребности подвести финансовый контроль к Думе, нежели к Правительству. Депутаты требовали не цифровой контроль, а рациональности расходов и качества хозяйственной деятельности. Для предоставления подлинной независимости государственного контроля была создана система неизменности контролеров, при этом возрастала их социально-правовая защита.

В советские годы контрольные органы не были преобразованы на основании чего сформировалась система, при которой Государственный контроль состоял из Комиссии советского контроля СССР и схожих комиссий в союзных республиках. Данные конструкции действовали под полным руководством партии. При массовости народный контроль не создавал нужного качества финансового контроля. Бюджетно-финансовый контроль вело Министерство финансов СССР.

В целом государственная система контроля включала: партийный, государственный, народный и общественный контроль. Однако система, ориентированная только на выявление нарушений, давала сбои. Система не работала на достижение эффективности расходования государственных средств.

К самым главным задачам проведения финансового контроля отнесем следующие:

·              Проверка выполнения финансовых обязательств со стороны исполнительных органов перед государством, а также соответствие необходимого распределения ресурсов с фактическим.

·              Проверка на предмет целесообразности использования ресурсов, которые находятся во владении хозяйства государства.

·              Проверка соблюдения правил касательно исполнения операций с финансами, а также проведение расчётов денежных средств.

·              Определение внутренних резервов производства, а также искоренение несоблюдения финансовой дисциплины.

В целом финансовый контроль предполагает проведение комплекса мероприятий, направленных на проверку хозяйственной деятельности того или иного предприятия с той целью, чтобы выявить все возможные нарушения и предотвратить их.

После того, как задачи относительно финансового контроля становятся реализованными, происходит укрепление финансовой дисциплины, которая выражает собой сторону законности. В целом в преобразованиях экономики роль государственного контроля за движением финансовых ресурсов выражается в том, что при проведении работ по контролю происходит проверка соблюдения правопорядка, который установлен, а также обоснованность действий с экономической точки зрения.

Также необходимо следить за тем, чтобы контроль за распределением ресурсов соответствовал основным задачам государства. Так, он будет служить очень важным способом для того, чтобы обеспечить законности и целесообразность финансовой деятельности.

Таким образом, отметим, что организация финансового контроля на предприятии играет очень важную роль, и при правильном подходе можно добиться эффективности экономической деятельности.

 

.2 Особенности организации финансового контроля в экономически развитых государствах


Государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства. Это обусловлено тем, что финансам присуща не только распределительная, но и контрольная функция. Также нужно отметить, что с помощью государственного финансового контроля совершенствуются сферы налогового, таможенного, бюджетного и банковского контроля.

Главной особенностью государственного финансового контроля в Германии является тот факт, что основные правила функционирования финансовой системы этой страны закреплены в специальном разделе конституции ФРГ - «Финансы». Он регулирует финансовые отношения между федерацией, землями, общинами и гарантирует их устойчивость. Вышеуказанная система направлена в первую очередь на выравнивание различий в финансовых возможностях между землями.

Отчеты обо всех доходах и расходах федераций, земель и общин представляются в Бундестаг и Бундесрат федеральным министром финансов. Помимо этого, предоставляются данные о состоянии государственного имущества и имеющихся долгах.

Реализация мероприятий финансового контроля в Германии находится в ведении Федеральной счетной палаты и счетных палат земель. Счетная палата - это независимый орган финансового контроля, который занимает место непосредственно между парламентом и правительством страны, а также является их помощником. Федеральная счетная палата контролирует бюджетное финансирование и управление экономикой федерации и федеральными объектами особой важности. Помимо этого, в ее ведении находится контроль за деятельностью государственных предприятий и организаций социального страхования, которые получают государственные дотации. Также палата контролирует учреждения, входящие в сферу компетенции федерации и имеющие право управлять федеральными средствами.

Федеральная счетная палата состоит из восьми отделов, названия которых определены выполняемыми ими функциями:

1.       Проведение ревизии счетов;

2.       Бюджетное финансирование;

3.       Контроль учреждений транспорта и связи;

4.       Контроль оборонного бюджета;

5.       Проверка объектов военного и гражданского строительства;

6.       Проверки социальной сферы;

7.       Контроль состояния подготовки кадров и эффективного управления экономикой;

8.       Кураторство экономики и финансов.

В процессе финансово-экономического анализа различных проектов сотрудники Палаты контролируют осуществление поставленных целей и задач в реальной жизни. Каждый год палата посредством предоставления отчета информирует о своей деятельности правительство, Бундестаг и Бундесрат.

Важнейшими видами доходов бюджетов всех уровней являются обязательные платежи (налоги, сборы, взносы). В связи с этим особую актуальность приобретает налоговый контроль. Уровень собираемости налогов в Германии составляет более 90 % и уклонение от уплаты налогов является нетипичным для этой страны.

Это обусловлено тем, что к налоговым преступлениям, которые находятся в сфере уголовного преследования органами налоговой полиции, относятся: уклонение от уплаты налогов, контрабанда, подделка гербовых и акцизных марок, а также укрывательство лиц, совершивших налоговое преступление.

К числу факторов, способствующих более высокой собираемости налогов в Германии, следует отнести подробное, детализированное налоговое законодательство, которое, как правило, исключает различную интерпретацию тех или иных положений и поэтому сводит к минимуму споры между налогоплательщиками и налоговыми органами в вопросах применения налогового законодательства. Эффективному налоговому контролю также способствуют развитая банковская система, высокий уровень компьютеризации налоговых служб, наличие соответствующей статистической и аналитической базы, а также обмен информацией между различными фискальными службами и государственными инстанциями. При этом подчиненность налоговых, таможенных служб и налоговой полиции Министерству финансов способствует их тесному сотрудничеству и взаимодействию.

Закон «Порядок взимания налогов» выступает самым главным законодательным актом, который гарантирует ответственность за налоговые преступления в Германии, причем в Уголовном кодексе ФРГ не установлена ответственность за совершение налоговых и таможенных преступлений, за исключением пунктов, которые устанавливают наказание за подделку знаков уплаты и разглашение налоговой тайны. В целом данная система весьма неординарна в своей специфике и имеет ряд противоречий потому как налоговые органы должны быть полностью подчинены всему законодательному сектору страны.

Основными видами налоговых преступлений в Германии выступают:

9.       Уклонение от уплаты налогов;

10.     Нарушение таможенных правил;

11.     Подделка знаков уплаты пошлины;

12.     Укрывательство лица, совершившего одно из названных преступлений.

Рассмотрим подробнее указанные виды правонарушений. В уклонении от уплаты налогов виновным признается лицо, которое незаконно добивается сокращения размеров налоговых выплат, либо предоставления неоправданных налоговых льгот для себя или другого. Указанное преступление карается лишением свободы на срок до пяти лет или штрафом.

В качестве самостоятельного вида налоговых преступлений выделяется нарушение таможенных правил, которое имеет место в случаях, если лицо вопреки запрету ввозит, вывозит или провозит через территорию Германии какие-либо предметы, не заявив об этом в установленном порядке компетентным таможенным органам. В случае доказательства вины, подсудимому может грозить лишение свободы на срок до пяти лет или штраф.

Также отдельным видом преступлений является подделка знаков уплаты пошлины. Данное преступление наказывается штрафом или лишением свободы на срок до пяти лет.

Еще одним видом налоговых преступлений считается укрывательство лица, которое совершило одно из рассмотренных выше преступлений и укрывательство похищенного. Вышеуказанное преступление влечет аналогичные санкции, что и уклонение от уплаты налогов. Однако, нужно отметить, что в качестве дополнительного наказания за совершение вышеуказанных преступлений может применяться лишение права подсудимого занимать публичные должности на срок от двух до пяти лет.

Специфическим преступлением в области законодательства налоговых преступлениях считается нарушение налоговой тайны, что связано с тем, что субъектом могут быть лишь должностные либо приравненные к ним лица. Указанное преступление карается лишением свободы на срок до двух лет или штрафом. Налоговое законодательство в рассматриваемой стране весьма неординарно в своей сущности и порой слишком завышено в наказании.

Следует отметить, что в России список правонарушений налогового законодательства во много раз больше, чем в Германии. Они отражены в 16 главе Налогового кодекса РФ «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение».

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в Германии нет такой детальной конкретизации правонарушений. Это позволяет охватывать более широкий спектр налоговых преступлений. Соответственно нет возможности избежать каких-либо правонарушений, вне зависимости от того прямо или косвенно они совершались и имеется ли прямое указание на данное правонарушение в законодательных актах. Считаем, что и в России можно применить аналогичную практику, что позволит расширить контроль за выполнением налогового законодательства.

1.3     Специфика нормативного регулирования организации и осуществления финансового контроля в России


На современной ступени выделяется характерное внимание вопросам совершенствования системы контроля, в частности финансового. Субъектами контроля будут особые органы и организации, которые обладают контрольными функциями.

Проверяются разумность исполнения расходов вместе с законным и эффективным использованием государственных средств. Финансовый контроль осуществляется законодательными органами через комитеты и комиссии, в основном через плановые и бюджетно-финансовые комиссии.

Государственный контроль в нашей стране достаточно специфичен и разнообразен нежели в западных странах где все соподчинено нескольким законам. У нас же для каждого отдела имеется свой закон и своя специфическая особенность.

Итак, деятельность органов контроля, осуществляющих внешний государственный контроль, регламентируется в первую очередь: статьей 268.1 БК РФ; Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации»; Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; законами, принимаемыми на уровне конкретных публично- правовых образований.

Внутренний государственный (муниципальный) контроль, деятельность органов контроля, обеспечивающих внутренний государственный контроль, регулируется: статьями 269.1, 269.2 БК РФ; Постановлением Правительства РФ «О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере»; приказом Минфина России «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере»; Постановлением Правительства «О Федеральном казначействе»; нормативно-правовыми актами, принимаемыми на уровне конкретных публично-правовых образований.

В рамках осуществления ведомственного контроля деятельность контролирующих органов регулируется: статьей 160.2-1 БК РФ; Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд»; Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил осуществления главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации; приказом Минфина России «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля»; распоряжениями, изданными на основании ведомств.

Внутренний контроль в учреждении при организации системы внутреннего контроля учреждениям нужно учитывать требования следующих нормативно-правовых актов: Бюджетного кодекса РФ; Закона «О бухгалтерском учете»; «О некоммерческих организациях»; Закона «Об автономных учреждениях»; приказа Минфина «Об утверждении Единого плана счетов и Инструкции по его применению»; Инструкции о порядке составления и представления бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России; Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России; Административного регламента, утвержденный приказом Минфина России; Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ; специальных стандартов внутреннего и ведомственного контроля уже разработаны. К примеру, при проведении контрольных мероприятий в органах Казначейства России следует опираться на стандарты, утвержденные приказом Казначейства России.

Самой главной особенностью и в узкой степени проблемой считается отсутствие единого положения финансового контроля. При том что оно не дает возможности гарантировать частый и результативный прогноз финансово-хозяйственной деятельности. Также отсутствие четкой нормативно-правовой базы тоже вносит неясность во всей контрольной системе потому как все идет в разброс по структурам и нет единства. При этом в законе нет точного определения самого финансового контроля по своей сути.

Таким образом, мы отразили самые актуальные на сегодняшний день нормативно-правовые документы, которые регулируют финансовый контроль в нашей стране.

2. Классификация видов, форм и методов финансового контроля

 

.1 Классификация видов финансового контроля


Изучим теперь сущность различных видов финансового контроля в рамках классификации, рассмотренной выше. Первое ее основание, которое мы исследуем, - сроки выполнения контроля. Таковые могут соответствовать оперативным, плановым, внеплановым проверкам.

Оперативные финансовые проверки отличаются, прежде всего, непродолжительностью, а также в достаточной мере высокой частотой проведения. Они могут осуществляться субъектом контроля раз в неделю либо ежемесячно.

Плановые проверки, в свою очередь, считаются более длительными. Проводятся они обычно не так часто - раз в год, полугодие, иногда - раз в несколько лет. Проверяемая организация, как правило, имеет достаточно времени, чтобы подготовиться к плановому финансовому контролю.

Оперативные и плановые проверки имеют общий признак - наличие графика осуществления субъектами финансового контроля проверок. Даже если проверки проводятся очень часто, например, еженедельно, то руководство фирмы, как правило, заранее знает конкретное время визита проверяющих, а также то, что они будут изучать.

В свою очередь внеплановые проверки могут осуществляться без предупреждения, проводиться вне привязки к какому-либо графику и с любой частотой. Информация о том, чем будут заниматься проверяющие, а также о том, какие документы они могут запрашивать, непосредственно до проведения внепланового контроля может быть закрыта для проверяемых организаций.

Спектр возможных субъектов финансового контроля весьма широкий. Современные российские эксперты определяют следующие основные группы:

·              органы исполнительной власти (не связанные с правоохранительными структурами);

·              органы законодательной власти;

·              банки;

·              правоохранительные структуры;

·              аудиторы;

·              вышестоящие организации;

·              общественные организации;

·              внутрикорпоративные и ведомственные структуры.

Изучим их специфику подробнее.

Органы исполнительной власти, которые чаще всего становятся субъектами контроля, - это Минфин, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ФНС, ФТС, государственные внебюджетные фонды, Федеральное казначейство, а также структуры, подчиняющиеся им по вертикали в регионах.

Можно отметить, что компетентное ведомство часто предопределяет конкретное наименование того или иного вида контроля. Например, ФНС проводит налоговый контроль, ФТС - таможенный.

Что касается органов законодательной власти, финансовый контроль чаще всего осуществляет Счетная палата, формируемая при участии обоих палат парламента РФ - Госдумы и Совета Федерации. В субъектах РФ также формируются счетные палаты - при участии региональных парламентов.

Правоохранительные структуры, которые могут применять финансовый контроль, - МВД, ФСБ, Генеральная прокуратура. Данные ведомства также функционируют централизованно - федеральным структурам подчиняются региональные.

Субъектом финансового контроля может быть, как ЦБ, так и коммерческие кредитные учреждения. При этом вторые в аспекте проведения основных финансовых мероприятий подотчетны ЦБ.

Аудиторы могут быть внешними и внутренними (или ведомственными). Первые, как правило, осуществляют финансовый контроль на коммерческой основе, как услугу. При этом результаты подобных проверок обычно предоставляются для какого-либо внешнего субъекта, например, инвестора или банка.

Внутренний аудит - подвид внутрикорпоративного или ведомственного финансового контроля. Его результаты обычно используются в пределах конкретной организации. Чаще всего он реализуется внутренними службами компании. Но иногда фирмы обращаются и к внешним аудиторам, предоставляющим услуги в форме аутсорсинга.

Финансовый контроль может быть инициирован и проведен учреждением, которому подотчетна фирма или бюджетная организация, - холдингом, центральным офисом, главным управлением, центральным аппаратом и т. д.

Вполне возможно инициирование процедур финансового контроля общественными объединениями. При этом таковые могут являться как самостоятельными субъектами проверок (если в их составе есть компетентные сотрудники, способные проводить соответствующий контроль), так и направлять обращения в адрес иных субъектов контроля, работа которых каким-либо образом связана с организацией, на которую обратили внимание общественники.

Работа внутрикорпоративных или внутриведомственных субъектов финансового контроля в большинстве случаев определяется более узкой направленностью в сравнении с теми действиями, которые могут осуществлять структуры, рассмотренные выше.

Еще одно основание для классификации видов финансового контроля, которое выделяют российские исследователи представляется как направление проверок. Оно представлено в виде трех категорий:

·              ревизии документооборота;

·              технические проверки;

·              проверки отчетности.

Что касается первого направления финансового контроля, проверяющие в данном случае чаще всего исследуют юридически значимые источники, на основании которых организация принимает те или иные решения по управлению капиталом.

В техническом аспекте может проверяться инфраструктура, задействуемая для реализации юридически значимых действий, например, тех, что связаны с подписанием банковских и иных документов с помощью ЭЦП. Такого рода направление проверок в ряде аспектов может быть связано с ревизионными мероприятиями, например, если требуется установить, соответствует ли ПО для электронных ключей требованиям законодательства.

Третье направление проверок предполагает изучение проверяющей структурой документов, имеющих отношение к бухгалтерской, налоговой и управленческой отчетности. Это могут быть первичные документы, унифицированные формы, бланки, внутрикорпоративные источники, выписки.

Все эти три направления в некой степени взаимодействую между собой и обладают второстепенными, но однотипными характеристиками.

Таким образом мы раскрыли классификацию видов финансового контроля, которые непосредственно отражают всю самую основную его специфику.

2.2 Классификация характерных форм финансового контроля

Форма финансового контроля - признак, отражающий способ осуществления тем или иным субъектом контроля своих действий. Современные российские эксперты выделяют 3 ключевые формы финансового контроля:

·              предварительный;

·              текущий;

·              последующий.

Итак, есть 3 основные формы контрольной деятельности - предварительный, текущий, а также последующий финансовый контроль.

Предварительный контроль предполагает осуществление субъектом контрольных действий еще до того, как проверяемая организация реализует некие юридически значимые мероприятия. Например, расходование бюджетных средств по тем или иным статьям, если речь идет о государственной или муниципальной организации, либо инвестирование нераспределенной прибыли, если рассматривать деятельность коммерческих фирм.

Предварительный контроль предполагает проверку готовности соответствующих организаций к проведению финансового мероприятия. Проверяющий должен удостовериться в законности мероприятия, а также в том, что его проведение удовлетворяет интересам аффилированных лиц (инвесторов, вышестоящих менеджеров, государства, муниципалитета). Предварительный контроль дает возможность обнаружить недочеты, допущенные организацией в части подготовки документов, необходимых для реализации того или иного мероприятия.

Текущий контроль предполагает проверку содержания финансовых мероприятий непосредственно в период их осуществления. В большинстве случаев такого рода действия имеют соприкосновение с проверкой оправдательных документов, сопровождающих сделки, или же, мониторингом качества работы ответственных подразделений - бухгалтерии, финансовых отделов, склада, логистических служб, от которых зависит успешность решения задач, слившихся с управлением финансами организации.

Последующий контроль характеризуется как совокупность действий субъекта контроля, предполагающая проверку финансовых мероприятий, которые уже реализованы компанией. Он помогает выявить несоответствие результатов этих мероприятий закону, определить обоснованность тех или иных финансовых операций, сформировать рекомендации, направленные на улучшение реализации в будущем подобных мероприятий.

Итак, теперь, мы раскрыли классификацию основных форм финансового контроля. Далее необходимо раскрыть методы финансового контроля.

2.3 Классификация и характеристика методов финансового контроля

 

Данная группа методов - ключевая с точки зрения проведения ревизий и документооборота. Рассматриваемая группа методов финансового контроля - основная, наиболее востребованная проверяющими с точки зрения решения осуществляемых перед ними задач.

Методы, имеющие отношение к рассматриваемой группе, предполагают:

изучение документов на предмет корректности реквизитов - предполагает их сверку с перечнем критериев, установленных законодательно либо на уровне локального НПА для конкретного вида деловых бумаг;

изучение содержания документов на предмет смысловой корректности, арифметической точности - бывает, что даже при соблюдении реквизитов документ может быть составлен некорректно в силу отсутствия в нём смысловой логики, например, если декларация по налогу за 2-й квартал подписана в феврале; могут встречаться и арифметические ошибки, например, если в бухгалтерском балансе сумма показателей по строкам 1110-1190 не равна цифре в строке 1100;

исследование документов на предмет подлинности - подлинность документа может быть не признана, если при проверке выяснится, что он подписан факсимиле, или же если его внешний вид явно непохож на аналогичные источники, напечатанные примерно в то же время и в том же подразделении - это может свидетельствовать о том, что документ подделан;

изучение содержания документов на предмет соответствия законам и нормам - метод, близкий к первому в перечне, но более глубокий; он предполагает исследование не только реквизитов, но и положений источника.

сравнительный анализ источников - один из методов, позволяющих выявить подделки, а также, если это необходимо, оценить качество ведения документации предприятием: сравниваемым источником может быть некий эталонный образец, полностью соответствующий требованиям по заполнению;

проверка комплектности документов - многие источники имеют юридическую силу только в случае дополнения иными документами, например, авансовый отчет действителен только в комплекте с подтверждающими документами - чеками, квитанциями, БСО.

Методы финансового контроля представляются как фактическая проверка.

Методы финансового контроля, относящиеся к рассматриваемой группе, могут включать:

проверку качества инфраструктуры предприятия;

проведение замеров, тестов;

инвентаризацию.

Если рассматривать инфраструктуру, которой располагает предприятие, то она может проверяться на предмет отношения к нормам СанПиНа, экологического законодательства, различных ГОСТов, внутрикорпоративным нормам.

Замеры и тесты могут помочь проверяющим при поиске недостатков выпускаемых предприятием товаров, с выявлением несоответствия помещений требованиям законов в части обеспечения безопасности труда, а если речь идет о внутренней проверке - выявлением слабых мест в организации производства.

Инвентаризация - дополняющий метод, предназначенный для выявления недостатков в комплектности тех или иных элементов. Как с точки зрения объективных потребностей бизнеса, так и в контексте соответствия заявленных в отчетности объемов производственных фондов фактическим.

Методы финансового контроля как проверка компетентности.

Проверка системы компетенций предполагает работу главным образом в направлении кадрового менеджмента. Проверяющие, задействующие имеют тесную взаимосвязь с сотрудниками, отвечающими за управление финансами предприятия, и выясняют, насколько их уровень опыта и навыков позволяет решать поставленные задачи.

Таким образом, скажем, что такого рода методы финансового контроля могут быть представлены тестированием, интервьюированием, проведением фокус-групп, мониторингом производственных возможностей работников, проведением опросов, изучением личных карточек сотрудников, профилей в соцсетях, в ряде случаев - выходом на контакт с предыдущими работодателями или образовательными учреждениями, в которых учились работники фирмы.

3. Пути совершенствования финансового контроля в России

 

.1 Совершенствование форм финансового контроля


Для усиления контроля в финансово - бюджетной сфере в ведении Министерства финансов РФ действует Федеральная служба финансово - бюджетного надзора. На нее в первую очередь возложены функции по контролю и надзору за использованием средств федерального бюджета, внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности и функции органа валютного контроля. Федеральная служба финансово - бюджетного надзора осуществляет контроль за исполнением законодательства РФ о финансово - бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, а также осуществляет контроль за валютными операциями, проводимыми в РФ. Помимо этого, служба организует формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора в финансово - бюджетной сфере.

Федеральная служба страхового надзора выступает федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности. Федеральная служба страхового надзора образована на основании Указа Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора». Данная служба осуществляет контроль за соблюдением страхового законодательства, за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов.

Вместе с тем, можно выделить таможенный контроль в РФ, осуществляемый Федеральной таможенной службой, находящейся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ. Таможенные органы выполняют обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля, которыми являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. Данные органы осуществляют проверку выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, обоснованности платежей в иностранной валюте и проверку полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Таким образом, важно достичь в деятельности органов государственного финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и Счетной палаты Российской Федерации взаимосогласованности, которая исключила бы обособленность, самозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы финансового контроля в России.

Практика показала, что органы государственного финансового контроля и независимые аудиторы, аудиторские фирмы отнюдь не являются конкурентами, а наоборот, квалифицированный и добросовестный аудит может быть весомым в работе государственных органов финансового контроля и оказывать существенное позитивное влияние на повышение эффективности их работы, на полноту и качество выполнения их функций и поставленных перед ними задач.

Что касается взаимодействия органов налогового и таможенного контроля, то должны более тесно сотрудничать с контрольными органами исполнительной власти, прежде всего с органами федерального казначейства и Счетной палатой РФ. Кроме того, повышению эффективности налогового контроля будут способствовать: решение задач, связанных с разработкой форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, не представляющих налоговую отчетность; дальнейшее развитие налогового администрирования, и в первую очередь для субъектов хозяйствования, совершенствование программного обеспечения процедуры камеральных проверок, а также стандартизация процедуры выездных и встречных проверок и др.

В частности, использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования эффективности государственного финансового контроля. Кроме того, открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств. Наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной деятельности. В таком случае необходимо обеспечить информационную совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизацию учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами и т.п.

В целях совершенствования организации работы налоговых органов, осуществления мер по повышению эффективности налогового администрирования, качества мероприятий налогового контроля ФНС России утверждена концепция планирования выездных проверок. Кроме того, ФНС России ведется постоянная работа по разработке, внедрению и совершенствованию программного обеспечения, обеспечивающего автоматизацию процессов налогового администрирования. А также к числу мер по совершенствованию мероприятий налогового контроля относится упрощение форм налоговой отчетности, которое должно происходить по мере стабилизации налогового законодательства, упрощения порядка исчисления налогов и их уплаты.

Ежедневно в информационных системах Федерального Казначейства России обрабатывается в среднем более миллиона операций по исполнению бюджетов бюджетной системы страны. Таким образом, накапливаются огромные массивы данных, которые представляют огромный интерес как для самого Казначейства и Минфина России, так и для Правительства РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти, о чем свидетельствуют их постоянные запросы. Следовательно, необходимым является построение Единой интегрированной информационной системы управления государственными финансами, а также важное значение имеет доступность информации о состоянии общественных финансов.

Еще одним из важнейших направлений является расширение состава и повышение качества информации, используемой в бюджетных процессах, в частности учет сведений по государственным и муниципальным закупкам.

Таким образом, благодаря ряду вышеперечисленных мер по совершенствованию государственного финансового контроля, можно стабилизировать ситуацию в стране, целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны. Также снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.

3.2 Совершенствование методов финансового контроля


Одной из задач данной работы выступает поиск путей совершенствования методов проведения финансового контроля. Проведя анализ методов, можно выделить такие основные направления их совершенствования:

«синтез методов финансового контроля», некоторые методы недостаточно точно предоставляют информацию о состоянии предприятия, что требует дополнительного привлечения методов контроля. Можно соединять методы, чтоб сразу выявлять всю нужную информацию, вместе с этим информация будет оперативно обрабатываться и легче будет выявить отсутствие или наличие недостатков и нарушений.

         «открытость отчетности», некоторые предприятия, пытаясь скрыть кое - какие недостатки или неточности, не предоставляют полную отчетность, а лишь ее небольшую часть. Поэтому, для облегчения работы органов контроля можно создать «отделы быстрого реагирования», это значит, что любая отчетность, выложенная на интернет - обозрение, будет проверяться и анализироваться. Далее она будет сохраняться до момента уже полной проверки и сверятся, чем самым определять достоверность отчетности. В большей степени, это касается государственных структур.

         «Центры ответственности», данные центры должны быть созданы с целью регулирования, планирования и контроля проведения финансового контроля. Подобные центры могут создаваться как на государственном, так и на уровне предприятия. Основными задачами данных центров - это график проведения проверок, в зависимости от потребностей в целях оперативного реагирования на возможные проблемы. Допустим в организацию с низкими доходами, но с высоким рейтингом продаж может прийти проверка чтобы сверить ее документацию насколько она правомерна и соответствует действительности.

         «Системы информации», подразумевает собой структурирование информации, с точки зрения организации проведения проверок. Должны быть общепринятые правила организации проверок, которые будут в доступном режиме. Каждый, кто будет иметь доступ к данной системе, будет владеть информацией. Например, руководство организации, которая подверглась проверке, будет иметь возможность убедиться в том, что соблюдены все правила ее проведения. Эти правила могут быть использованы только в рамках ее сущности и не должны выноситься за пределы этой организации

Исходя из всего сказанного отметим тот факт, что в наше время органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Совершенствование, прежде всего методов проведения финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. Качество контроля зависит от правильного выбора метода контроля и от его постоянного совершенствования. Если этот будет подобран неправильно и его организация не будет осуществляться должным образом, то и контроль в государстве в свою очередь будет не таким строгим, как должен быть.

Заключение

Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

Необходимо достичь в деятельности органов государственного финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и Счетной палаты Российской Федерации взаимосогласованности, которая исключила бы обособленность, самозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы финансового контроля в России.

Оценивая результаты деятельности Счетной палаты за 2016 год, можно сделать вывод об эффективности государственного контроля и комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, направленных на противодействие коррупции и проведенной антикоррупционной экспертизы действующего законодательства.

Благодаря, ряду вышеперечисленных мер по совершенствованию государственного финансового контроля, можно стабилизировать ситуацию в стране, целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, появится уверенность, что денежные средства будут использоваться по целевому назначению. Кроме того, совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов,

Весьма своевременным является предоставление в законодательном порядке широких полномочий Счетной палате, являющейся во всех развитых странах высшим судебным и независимым органом контроля за формированием и использованием государственных средств.

Список используемых источников


Нормативно-правовые документы

. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации (официальный текст по состоянию на 15 ноября 1999 г.). - М.: ИКФ Омега, 2015. - 80 с.

. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: ТК Велби, 2017. - 205 с.

. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): Полный текст по состоянию на 1 апреля 2017г.- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2017 .- 572с.

. Российская Федерация. Постановление Правительства РФ. О Федеральной службе страхового надзора . Постановление от 30 июня 2004г. №320.

. Российская Федерация. Постановление Правительства РФ. О Министерстве финансов РФ . Постановление от 30.06.2004 № 329 .

. Российская Федерация. Постановление Правительства РФ. Вопросы Министерства финансов РФ. Постановление от 7 апреля 2004 г. №185.

. Ставропольский край. Постановление Государственной Думы Ставропольского края. Об обращении в Государственную Думу Ставропольского края. Постановление от 29.04.2010 № 1529-IV ГДСК.

. Российская Федерация. Указ Президента РФ. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ от 9 марта 2004 года № 314.

. Российская Федерация. Законы. О Счетной палате Российской Федерации. Закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ.

. Агапцов, С.А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства./ С.А. Агапцов. - М.: Норма, 2016.

. Бабич, А.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Уч./ А.М. Бабич. -М: ЮНИТИ - ДАНА, 2016.-231 с.

. Грязнова, А.Г. Финансы: Учебник/ Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика,2015.-504 с.

. Ковалева, А.М. Финасы и кредит: Учеб. пособие/ А.М. Ковалева. - М .: Финансы и статистика, 2016.-512 с.

. Ковалев, В.В. Финансы: Учеб. - 2 -е изд., перераб. и доп./ Под ред. В.В. Ковалева. - М .: ТК Велби, 2016. -634с.

. Литовских, А.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие./ А.М. Литовских, И.К. Шевченко. - Таганрог: Изд - во ТРТУ, 2016.-394 с.

. Романовский, М.В. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О.В. Врублёвской, проф. Б.М. Сабанти. - М.: Юрайт - М, 2016. -504 с.

. Сенгачёв, В.К. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник.-2 -е изд., перераб. и доп./ В.К. Сенгачев, А.И. Архипов. -М .: ТК Велби, Изд -во Проспект, 2016.- 720 с.

Приложение

Таблица 1. - Информация о работе Счетной палаты за 2016 год

№ п/п

Наименование показателей

всего

1.

Контрольные, экспертно - аналитические мероприятия -всего , из них:

259


-контрольные мероприятия

22


- экспертно - аналитические мероприятия

230

2.

Сумма денежных средств, охваченных контрольными и экспертно - аналитическими мероприятиями ( млн. рублей)

41 511 500,00

3.

Количество проверенных учреждений, организаций, в т.ч.:

92


- главные администраторы средств краевого бюджета

36


- администраций муниципальных образований

30


- государственные предприятия и учреждения

22


- других организаций

4

4.

Выявлено нарушений ( млн. руб.) в т.ч.:

6 639 610,00


- нецелевого использования бюджетных средств

4 200,00


- нецелевого использования внебюджетных средств

4/43,9

279/253,36


- по бюджетному процессу

3/200,5


- хищений бюджетных средств

-


-подлогов финансовых документов

2/1,0


-завышение стоимости выполненных работ, переплаты и недоплаты, сверхнормативные и неподтвержденных расходы

13/363,012


-нарушения, имеющие признаки коррупционного характера

5/48,5


- других нарушений

801/1474,7

5.

Подготовлено заключений (законопроекты, целевые программы), в т.ч.:151



- по поручениям Губернатора Ставропольского края7



-по поручениям Думы Ставропольского края

72


- по запросам других органов

72

6.

Подготовлено информационных материалов

79

7.

Направлено информаций, в т.ч. в адрес:

160


- Губернатора Ставропольского края

19


-Думы Ставропольского края

19


- Правительства Ставропольского края

1


- Главного управления внутренних дел по Ставропольскому краю

4


-Счетной палаты Российской Федерации

27


-Ассоциации контрольно -счетных органов Российской Федерации

67


-Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю

4


-Федеральной службы безопасности по Ставропольскому краю

1


-Прокуратуры Ставропольского края

10


-Комитета Ставропольского края по торговле и лицензированию отдельных видов деятельности2



-других органов власти

6

8.

По результатам мероприятий и заключений Счетной палаты:



-предписано восстановить средств в бюджете (млн. руб.)

5,8


-возвращено в бюджет Ставропольского края (млн. руб.)

0,012


-направлено представлений

61


-направлено предписаний

5


-возбуждено уголовных дел3



-составлено протоколов об административных правонарушениях

13


-внесено предложений (рекомендаций) по совершенствованию норм действующего законодательства Ставропольского края

46

9.

Участие в работе семинаров, конференций и т. п.

53

10.

Публикации и выступления в СМИ

170


Похожие работы на - Финансовый контроль: понятие, виды, классификация

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!