Финансовые риски ОАО 'АвтоВаз'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    71,17 Кб
  • Опубликовано:
    2016-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовые риски ОАО 'АвтоВаз'

Содержание

Введение

. Теоретические основы предпринимательского риска

1.1 Понятие предпринимательских рисков. Функции риска

1.2 Понятие финансовых рисков и их классификация

.3 Принятие управленческих решений с использованием моделей выбора оптимальных стратегий в условиях полной неопределенности

. Анализ деятельности компании ОАО «АвтоВаз» в разрезе риск-менеджмента

.1 Характеристика компании АвтоВаз

.2 Анализ сильных и слабых сторон

. Расчет финансовых показателей для определения стратегии риск-менеджмента

.1 Анализ финансовых показателей

Заключение

Список литературы

Введение


Для любой фирмы, даже при наиболее благоприятной экономической конъюнктуре, непременно сохраняется возможность наступления кризисных явлений.

Данная возможность, как правило, ассоциируется с риском. Риск имманентен всякой сфере деятельности человека и это связано в той или иной мере с огромным числом факторов и условий, которые оказывают влияние на положительный или отрицательный результат принимаемых на фирме управленческих решений.

История и практика свидетельствует, что риск не достижения планируемых результатов наиболее выраженно стал проявляться при повсеместном развитии капиталистических (товарно-денежных) отношений, а также неразрывно связанного с ними усиления конкуренции участников экономической системы. Таким образом, с формированием и дальнейшим развитием капиталистических отношений начали появляются разнообразные теории риска, а исследователи экономической теории стали все большее внимание уделять исследованиям проблем риска.

Всем известно, что принятие экономическим субъектом оптимального решения является залогом успеха функционирования его деятельности.

Под "оценкой риска" следует подразумевать его количественное, а также качественное измерение.

Предпринимательская деятельность всегда неразрывно связана с некоторой неопределенностью экономической конъюнктуры, обусловленной следующими факторами:

непостоянством спроса и предложения на товары, финансовые ресурсы, факторы производства;

многовариантностью сфер для вложения капитала;

разнообразием критериев выбора инвестирования средств;

ограниченностью информации, а также многими другими обстоятельствами.

Объективность финансовых рисков связана, прежде всего, с внешними факторами, в основном не подвластными влиянию на них на микроэкономическом уровне.

Целью данной работы выступает риск как проявление последствий принятых решений в условиях неопределенности.

Реализация поставленной цели предопределила постановку и реализацию следующих задач:

. изучить теоретические основы предпринимательского риска;

. проанализировать деятельность компании ОАО «АвтоВаз» в разрезе риск-менеджмента;

. произвести расчет финансовых показателей для определения стратегии риск-менеджмента.

Объектом исследования является предпринимательская деятельность ОАО «АвтоВаз».

Предметом исследования выступает риск как проявление последствий принятых решений.

Теоретико-методологической базой исследования являются исследования по рассматриваемым проблемам отечественных и зарубежных ученых-экономистов, материалы научно-практических конференций, аналитических обзоров и публикаций в периодической печати, законодательные акты и постановления Правительства Российской Федерации, методические рекомендации по риску как проявлению последствий принятых решений. Статистической базой исследования являются данные бухгалтерской финансовой отчетности ОАО «АвтоВаз».

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для формирования и дальнейшего совершенствования управления предприятием.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Теоретические основы предпринимательского риска

 

.1 Понятие предпринимательских рисков. Функции риска


Как свидетельствует опыт, во всех случаях при осуществлении предпринимательской деятельности существует объективная причина возникновения рисков, поскольку заранее нельзя с большой точностью оценить степень влияния всех факторов на итоговые результаты деятельности предприятия, поскольку в самом процессе осуществления деятельности многие весьма существенные факторы могут неоднократно и непредсказуемо меняться. Из этого следует то, что предприниматель потенциально может нести потери на протяжении на всех этапах воспроизводственного процесса и на всех стадиях жизненного цикла предприятия.

В особенности в трудах классиков экономической мысли четко очеркивается мысль о доминанте в предпринимательской деятельности рисковой составляющей. Великий Адам Смит в своей знаменитой работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» утверждал о том, что получение пусть даже обычной нормы прибыли непременно сопряжено с тем или иным риском. Общеизвестным является то, что предпринимателю получение прибыли не гарантировано, а в качестве награды за усилия, потраченное время (которое также можно называть ресурсом), а также способности может оказаться как прибыль, так и убыток.

Предпринимательский риск обладает объективной основой ввиду неопределенности результатов влияния внешней среды по отношению к предприятию. Внешняя среда, при этом, как известно, содержит в себе самые разнообразные объективные экономические, политические, социальные и другие условия, в контексте которых волей-неволей предприниматель осуществляет свою деятельность и к влиянию которых он просто-напросто вынужден приспосабливаться.

Неопределенность ситуации для субъекта хозяйствования предопределена тем, что она находится в зависимости от огромного множества различных переменных, влияние которых далеко не всегда существует возможность предвидения с достаточной точностью. Дает о себе знать также и отсутствие четкости в определении целей, показателей, критериев их оценки и индикаторов их выполнения. Факторами неопределенности (которые, по большому счету, можно отождествить с предпринимательскими рисками) в данном контексте могут выступать, к примеру:

сдвиги в общественных потребностях и потребительском спросе;

появление все новых достижений научно-технического прогресса;

изменения рыночной конъюнктуры;

стихийные природные явления.

Предпринимательский риск является, по сути, обратной стороной предпринимательской деятельности, и своеобразной платой за возможность получения благодаря ей дохода. Свобода одного какого-либо хозяйствующего субъекта сопровождается одновременно также свободой иных предпринимателей. Из этого следует, что с дальнейшим развитием рыночных отношений в какой-либо стране (регионе, или же в глобальном масштабе) непременно будет усиливаться предпринимательский риск и неопределенность.

Анализ весьма широкого спектра определений риска дает возможность выявления основных моментов, являющихся имманентными рисковым ситуациям (в самом общем их виде).

Подобными моментами выступают:

случайный характер события;

наличие альтернатив в принимаемых решениях;

известны (или же можно с некоторой степенью точности определить) вероятности исходов различных событий и ожидаемые результаты;

вероятность понесения убытков;

вероятность получения дополнительных выгод и сверхприбыли прибыли (как своеобразной платы за риск).

Из вышесказанного следует, что риск, в самом общем понимании является либо угрозой того, что экономический субъект потерпит потери в виде дополнительных (возможно и непредвиденных) расходов, либо получит более высокие доходы (то бишь, выше тех, которые можно получить с минимальным риском).

В условиях неопределенности, предпринимателя побуждает готовность к риску, тот факт, что наряду с риском потерь очень часто есть возможность получения более высоких или же дополнительных доходов. Или наоборот: можно выбирать деятельность, содержащую меньший уровень риска, однако при этом будет меньшей, в конечном счете, прибыль. На рис.1 проиллюстрирована корреляция (зависимость) прибыли и риска. Из графика сразу видно, что более высокий риск всегда связан с вероятностного получения гораздо более высокого дохода.

Рис. 1 - Зависимость риска и прибыли

График свидетельствует о том, что нулевой риск обеспечивает наиболее низкую прибыль (0; П1), однако при наиболее высоком риске Р = Р2. прибыль будет уже гораздо выше: П3 > П2 > П1.

В современной экономической литературе наиболее часто выделяют такие 4 функции риска:

инновационная;

регулятивная;

защитная;

аналитическая.

)Стимулируя поиск решения проблем, которые стоят перед предпринимателями нестандартными способами, риск выполняет инновационную функцию. Огромное число фирм достигают успеха, становясь конкурентоспособными, поскольку в свое время в своей экономической деятельности избрали именно инновационный путь развития, который неразрывно связан с большим риском. Рисковые решения ведут к более эффективной организации производства, а от этого, в итоге, выигрывают как предприниматели, так и потребители, а также общество в целом.

)Регулятивная функция обладает противоречивым характером, выступая в двух основных формах: конструктивной и деструктивной. Как правило предпринимательский риск, является ориентированным на получение более-менее нестандартными способами значимых результатов. Благодаря этому преодолевается консерватизм, различные психологические преграды, которые стоят на пути перспективным инновациям. В условиях неполной информации, без должного учета закономерностей развития, и при безответственном подходе к принимаемым решениям риск может стать источником проявлений авантюризма, иррациональности и субъективизма, что и служит, по большому счету деструктивным проявлением регулятивной функции предпринимательского риска.

)Защитная функция риска выражается в том, что если для экономического субъекта риск является вполне естественным состоянием, то вполне естественным будет и терпимое отношение к неудачам, а также стойкость к последним.

4)Аналитическая функция предпринимательского риска связывается с тем, что присутствие в том или ином деле риска подразумевает необходимость выбора самого оптимального из возможных вариантов решений. Именно в связи с этим у предпринимателя и появляется необходимость анализа всевозможных альтернатив и поиска оптимальных решений.

.2 Понятие финансовых рисков и их классификация

Любой бизнес - дело рискованное. Чтобы знать, что может угрожать предпринимателю, необходимо выяснить, какие же всё-таки бывают риски.

Финансовый риск - это возможная потеря организацией части своего имущества, получение меньших доходов, чем запланировано, или образование непредсказуемых расходов в результате ведения финансовой и производственной деятельности. Эти риски достаточно многообразны, и для того, чтобы ими эффективно управлять, необходимо их классифицировать.

По степени риска выделяют:

допустимые - материальные потери в количестве, не превышающем прибыли (характерны для любого бизнеса, являются повседневным атрибутом рабочего процесса);

критические - характеризуются такими потерями, при которых средства, вложенные в тот или иной проект или сделку, не окупаются;

катастрофические - частичная или полная потеря имущества предпринимателя или фирмы (результатом является банкротство).

Рассмотрим основные виды финансовых рисков:

. Рыночный риск определяет вероятность снижения стоимости актива из-за изменений стоимости валют, акций, облигаций, процентных ставок и прочего.

. Кредитные (торговые, банковские) финансовые риски - угроза частичного или полного невыполнения обязательств партнерами или другими участниками соглашения. Для того чтобы застраховаться от такого риска, можно привлечь поручителей, которые понесут материальную ответственность совместно с должниками.

. Налоговые - это финансовые риски, при которых возможны потери, образующиеся в результате изменения налогового законодательства, либо из-за ошибочного расчета налоговых платежей самого предпринимателя. Чтобы оградить себя от этого, стоит воспользоваться услугами профессионального бухгалтера.

. Инвестиционные финансовые риски - потери, являющиеся результатом инвестиционной деятельности. Помочь избежать такой проблемы могут инвестиционные программы и инвестиционный управляющий.

. Депозитные - связаны с невозможностью вернуть депозитные банковские вклады. Такие риски являются следствием неправильного выбора банка, поэтому стоит подходить к этому вопросу как можно серьезнее.

. Риск ликвидности - потери, которые образуются в процессе проведения инвестиционных проектов из-за значительного изменения оценки их качества.

. Операционные финансовые риски - образуются в результате технических ошибок при производстве операций, аварийных ситуациях, умышленных и неумышленных действиях персонала, сбоях аппаратуры и т.д.

На основе сферы возникновения риски подразделяются на внешние (не зависят от деятельности организации) и внутренние (их появление обусловлено работой самой компании). Условием возникновения внутренних рисков может быть неэффективное построение активов, неквалифицированные сотрудники финансового отдела, неверная характеристика хозяйственных партнеров многое другое.

Также риски бывают непрогнозируемыми и прогнозируемыми. По длительности они могут быть:

•Постоянными - связаны с воздействием перманентных факторов и существуют на протяжении всей жизни предприятия или времени осуществления той или иной операции.

•Временными - появляются лишь на некоторых этапах операции, делятся на кратковременные и долговременные.

Также финансовые риски можно классифицировать на основе их объектов следующим образом:

. Риски определенной осуществляемой операции. Включают все финансовые риски, которые возникают при проведении того или иного действия.

. Различных направлений экономической деятельности.

. Финансовой деятельности организации в целом. Характеризуют целый комплекс рисков, возникающих при функционировании компании.

1.3. Принятие управленческих решений с использованием моделей выбора оптимальных стратегий в условиях полной неопределенности

Сегодня практика управления страной приближается к кризису, поскольку простых экономических реформ или бюджетного финансирования определенного сектора экономики явно недостаточно. Страна нуждается в политических преобразованиях, к которым она еще не вполне готова.

Кроме того, окружающая бизнес среда динамично меняется, что делает не достаточно эффективными многие грамотно разработанные стратегические решения. В качестве примера можно привести введение санкций против России, что весьма осложняет функционирование многих компаний.

В таких условиях при принятии текущих управленческих решений директор компании вынужден опираться преимущественно на свой накопленный за многие годы опыт и интуицию. Немаловажную роль при этом играют также знания и опыт ключевых постоянных сотрудников компании.

Но в любом случае 99% оперативных решений руководитель принимает в условиях очень высокой степени неопределенности.

Например, в подавляющем большинстве ситуаций очень трудно предсказать влияние введение нового продукта в линейке продаж на итоговую прибыль по результатам финансового года. Это обусловлено множеством противоречивых внешних и внутренних факторов развития российского бизнеса.

Принятие решений в быстро меняющейся бизнес среде сильно зависит от отраслевой, организационной, технологической сущности бизнеса. Одно и то же кадровое решение по сокращению штата компании для оптимизации издержек на фонд оплаты труда может оказать позитивное влияние на «раздутую» компанию или же привести к полной остановке функционирования производственной цепочки в той компании, кадровый состав более или менее оптимален.

Однако, можно сформулировать ряд типовых рекомендаций по ведению бизнеса, которые в той или иной степени актуальны для всех типов компаний.

К таким рекомендациям следует отнести соблюдение правил полноценной реализации всех типовых основных управленческих функций.

Этими функциями, реализуемыми во всех компаниях, являются учет, контроль, планирование, организация, прогнозирование и выработка стратегии, координация, коммуникации и мотивация.

Если на предприятии все эти функции реализуются на регулярной основе, то вероятность принятия оптимальных управленческих решений в условиях неопределенности возрастает.

Если руководитель компании уделяет мало внимания контролю или планированию, то вероятность ошибок и потерь растет.

На реализацию типовых управленческих функций, описанных выше, требуются ресурсы.

Например, для организации должного финансового учета в компании требуется активная работа финансового директора и бухгалтеров. Они за этот труд получают денежное вознаграждение, которое для самой компании является внутренними издержками.

Но компания не может не тратить средства на бухгалтерию, так как это подразделение жизненно необходимо для нормального функционирования бизнеса. Однако, если финансовое подразделение работает не эффективно, то большая часть даже правильно спланированных оперативных решений директора может оказаться провальной.

Если финансовый директор имеют большой опыт и широкий кругозор, он в тяжелую минуту сможет подать генеральному директору дельный совет и принять самое активное участие в разработке удачного управленческого решения.

Аналогичные примеры поддержки принятия оптимальных управленческих решений в условиях неопределенности можно привести и для других подразделений компании: отдела продаж, отдела поставок, планово-договорного отдела, службы безопасности и других.

Таким образом, для принятия оптимальных управленческих решений в бизнесе в условиях неопределенности необходимо иметь в компании четко выстроенную систему управления с достаточным уровнем опыта и компетенции подразделений и сотрудников, реализующих базовые важнейшие управленческие функции.

Основа принятия управленческих решений - формирование креативного акта определенного субъекта, которым определяется программа деятельности всего коллектива предприятия. Реализация указанных мероприятий направлена на эффективное разрешение возникающих проблемных вопросов с учетом действующего законодательства, закономерностей функционирования самой управляемой системы и соответствующего анализа информации о ее состоянии.

Стратегическая основа принятия управленческих решений заключается в определении мероприятий по достижению целей предприятия на перспективу. При этом административные решения связаны с постоянно возникающими вопросами в пределах организации. Принятие оперативных решений направлено на ежедневные текущие вопросы.

Теоретические основы принятия управленческих решений в любой плоскости функционирования предприятия могут быть охарактеризованы по пяти позициям. Экономическая сфера - принятие любого управленческого решения, основанного на реальной стоимости, при реализации которого ожидается получение определенной прибыли либо убытка. Организационная основа принятия управленческих решений связана с непосредственным участием персонала в разработке проекта с последующим его воплощением в жизнь. Технологическая позиция заключается в соблюдении определенного алгоритма при принятии и реализации некоторого решения. Необходимо также отметить, что при нарушении данного алгоритма возникает вероятность значительного снижения эффективности общей деятельности субъекта хозяйствования. Правовая основа принятия управленческих решений подразумевает соблюдение действующего законодательства. Рациональный подход к принятию соответствующего решения основывается на его аналитическом обосновании.

При рассмотрении различных сфер использования реализации мероприятий необходимо учитывать влияние определенных факторов на получение конкретных результатов. Например, психологические основы принятия управленческих решений предусматривают учет потребностей, интересов, мотивов, стимулов, установок и ценностей сотрудников, задействованных в реализации данных мероприятий.

В любом случае выбор конкретного подхода к выбору того или иного алгоритма обусловлен некоторыми факторами. Основным из них является неопределенность, которая сопровождается большей частью задач в социально-экономической сфере. Наличие процедуры разработки того или иного управленческого решения существенно уменьшает его неопределенность. В качестве данного понятия следует понимать перечень размытых и нечетких ситуаций, возникновение которых связано с недостаточностью информации.

Но также нужно отметить, что бизнес перестроился за эти годы, приспособился к новым условиям, кризис 1989-1991, кризис 2008-2009 годов, по сути, сделали бизнес в России кризисным.

Трудности 2015 г. будут схожи с трудностями 2009 г., которые ограничат покупательскую способность у населения и организаций.

Самыми распространенными управленческими решениями руководителей компаний будут решения в активной борьбе за клиентуру, контроле за расходной частью и сокращению кадров.

Процесс принятия управленческих решений - ключевой момент в работе многих профессий, которые связаны с управленческой деятельностью. Сегодня принятие оптимального решения по определенному вопросу очень важно, так как все более расширяются масштабы деятельности, растет количество элементов и взаимосвязей. А усложнение связей между различными элементами влечет за собой неопределенность в понимании реальной ситуации, что связано в первую очередь с человеческим фактором, искажением информации.

Неправильно считать, что принятие решения является выбором одного из возможных направлений действий. Особенности принятия управленческих решений проявляются в том, что в сравнении с частным выбором решения это более ответственный и формализованный процесс, который требует профессиональной подготовки. Необходимо также помнить, что каждое управленческое решение должно основываться на анализе существующей обстановки и должно отображать оптимальное для предприятия направление развития.

Существуют два вида элементов, которые обеспечивают качественный процесс принятия управленческих решений.

Первое - это последовательность действий. Это очень важный момент, так как все управленческие решения должны приниматься на основании актуальной и верной информации. Сюда можно отнести: инициирование процесса решения конкретного вопроса, диагностику ситуации, формирование вариантов решений, их критический анализ с точки зрения последствий, реализацию управленческого решения, а также оценку его внедрения.

Второе - учет ключевых факторов. К этим факторам относятся: право принятия конкретного решения, взаимоотношения на личностной основе, выбор подходящего времени, а также обмен информацией о проблеме. Все эти факторы могут быть, как взаимозависимы, так и нет.

Анализ управленческой ситуации нуждается в обработке, предварительно собранной информации. На этом этапе осуществляется восприятие организацией внутренней и внешней среды. Данные о состоянии дел в организации поступают к профильным сотрудникам, которые анализируют информацию, что дает возможность выявить проблему. Далее следует выявление и формулировка проблемы, что связано с ее структурированием. При этом следует стремиться принимать такие решения, которые повлекут за собой минимальное количество трудностей в будущем.

Разработка вариантов решения направлена на определение самых оптимальных. Но на практике управляющий не располагает большим запасом времени, а потому зачастую ищет не оптимальный, а приемлемый вариант для разрешения проблемы.

После разработки альтернатив решений следует этап согласования решения. Именно организация, а не руководитель должны в комплексе принимать их, а лучший способ заключается в привлечении профильных работников к участию в согласовании.

Далее следует организовать реализацию мероприятий по решению проблемы. Ведь только правильная организация и контроль действий с доведением до сознания каждого задействованного сотрудника его обязанностей приведет к положительному результату - решению проблемы в рамках стратегии принятия управленческих решений.

2. Анализ деятельности компании ОАО «АвтоВаз» в разрезе риск-менеджмента

 

.1 Характеристика компании АвтоВаз

финансовый риск менеджмент управленческий

АВТОВАЗ - один из лидеров автомобильной промышленности России. Производственные мощности компании расположены в Тольятти и Ижевске. Технические возможности АВТОВАЗа позволяют выпускать до одного миллиона автомобилей и автокомплектов в год.

Главные задачи АвтоВаза:

·        20% - доля LADA на российском рынке.

·        Увеличение экспорта на 50%.

·        Положительный денежный поток.

·        6% операционной прибыли.

·        6 новых моделей LADA до 2017 года.

Приоритеты компании:

·        Повышение эффективности производства.

·        Обеспечение стабильности поставок и качества комплектующих.

·        Улучшение качества автомобилей.

·        Усиление дилеров LADA.

Когда крупнейшее автомобильное производство в стране - АвтоВАЗ - впервые в истории возглавил иностранец, майор шведской армии, бывший топ-менеджер General Motors, БУ АНДЕРССОН четыре с половиной года возглавлял группу ГАЗ, компания достигла лучших финансовых результатов за всю свою историю - прибыль в 2012 году составила 8,8 млрд руб. против десятимиллиардного убытка в 2009-м.

2.2 Анализ сильных и слабых сторон

АФХДв основном строятся на основе системы информационного обеспечения, которое представляет собой комплекс функциональностей. Он обеспечивает целенаправленный процесс подбора информационных показателей в исследовании хозяйствования предприятия и рассмотрения его позиций по всем аспектам с применением различных методов, моделей, финансовых инструментов.

Совокупный анализ функционирования предприятия проводится в несколько этапов: анализ факторов внешней среды непосредственного и непрямого влияния, рассмотрение производственных факторов, исследование внутренней финансовой среды.

АФХДпрежде всего рассматривают факторы внешней среды и основные производственные показатели. Прежде всего - общую экономическую характеристику. В данном параграфе дается оценка деятельности предприятия. Также рассматривается общая характеристика хозяйствующего субъекта по следующим параметрам: какая организационно-правовая форма, на каком основании осуществляется функционирование фирмы, чем она занимается, сколько лет существует на рынке.

Кроме того, здесь следует проанализировать рынок за последние 5 лет, на котором функционирует компания, и внешние факторы, опираясь на STEP-анализ.

АФХДподразумевают характеристику ресурсного потенциала организации. Она включает в себя структуру имущества и источники его формирования, оценку основных средств. Также следует определить эффективность использования иммобилизованной части активов (рассматриваются основные средства, которые в работе) и провести анализ структуры ключевых групп активов.

Обязательно нужно дать характеристику трудовых ресурсов организации.

Следующий крупный блок в анализе хозяйствования предприятия - определение его финансового состояния. Нужно рассмотреть, насколько финансово устойчиво, ликвидно, платежеспособно это предприятие. Одна из важных характеристик - стабильна ли деятельность организации со стороны долгосрочного видения.

В конце проводится анализ эффективности функционирования предприятия. Здесь осуществляется обзор результатов функционирования организации (прибыль, убытки), оценка рентабельности, расчеты показателей деловой активности.

АФХДзавершаются обобщением сильных и слабых сторон фирмы по всем ключевым показателям, которые были получены в ходе оценки. Нужно осветить следующие моменты: насколько оптимальна доля собственного капитала предприятия, значение его чистых активов, соответствуют ли финансовые показатели нормативным значениям и достаточно ли у фирмы средств для того, чтобы погасить текущие обязательства.

К внутренним факторам могут быть отнесены главные элементы, а также подсистемы структуры самого предприятия, способные обеспечить протекание процессов в ней.

Конкурентное положение ОАО «АвтоВаз» на рынке представлено в таблице 1.

Знак «плюс» в таблице 1 означает преимущество ОАО «АвтоВаз» относительно конкурента, знак «минус» - худшее положение, знак «равно» - относительно равное положение.

Таблица 1 - Конкурентное положение ОАО «АвтоВаз» на рынке

Конкуренты

Цена

Условия процента скидки

Качество

Качество гарантийного обслуживания

Доля на рынке

Ассортимент

Реклама

ОАО «АвтоВаз»

-

Дисконтная карта с постоянным процентом скидки 3%, 5%, 7%

+

+

-

+

-

«Баварские моторные заводы»

+

Дисконтная карта с постоянным процентом скидки 3%, 5%, 7%

+

+

+

+

+

Toyota Motor

+

Накопительная система скидок 3%, 5%

+

-

+

+

+

Nissan Motor

+

Накопительная система скидок до 10%

+

+

-

+

+


Из данных таблицы 1 видно, что отставание ОАО «АвтоВаз» от конкурентов наблюдается по цене, доле рынка и отсутствию рекламной кампании. Поэтому положение ОАО «АвтоВаз» на рынке можно охарактеризовать как слабое. ОАО «АвтоВаз» не является лидером среди исследуемых основных конкурентов. Организации необходимо уделить внимание политике продвижения на рынок, уровню цен и необходимости проведения рекламной кампании. Руководство организации должно уделить внимание повышению уровня этих критериев, для обеспечения еще более устойчивой позиции организации на рынке, а также разработать стратегию и цели развития организации.

Одним из наиболее удобных и действенных методов сопоставления данных о конкурентоспособности предприятия и выбора альтернатив ее повышения является метод SWOT-анализа, или матрица возможностей и угроз внешней среды, сильных и слабых сторон компании. Суть метода состоит в сопоставлении данных о внешней и внутренней среде фирмы и производится экспертным путем с помощью специальной матрицы.

Используя сводную матрицу, можно выявить те цели, которые ОАО «АвтоВаз» необходимо незамедлительно достигать с учетом своих преимуществ и недостатков для улучшения качества оказываемых услуг и повышения конкурентоспособности предприятия на рынке.

Состав матрицы SWOT - анализа ОАО «АвтоВаз» представлен на рисунке 2.

Проведенный SWOT-анализа ОАО «АвтоВаз» показал, что в организации существует достаточное количество проблем, часть из которых заключается в отсутствии установленной стратегии организации. В данный момент на рынке сформировалось достаточно большое количество возможностей для развития бизнеса.

Рисунок 2 - SWOТ- анализ ОАО «АвтоВаз»

Анализ внутренней среды ОАО «АвтоВаз» состоит из общего анализа организационной структуры предприятия.

Внутренняя среда организации оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал, и те возможности, которыми располагает организация.

Кадровый срез. Он охватывает такие процессы как: взаимодействие менеджеров и рабочих; наем, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддерживание отношений между работниками и т.д. Протекание этих процессов в ОАО «АвтоВаз» имеет нестабильный характер. Эти процессы осуществляются неэффективно, стимулирование деятельности персонала происходит непропорционально результатам труда, в коллективе наблюдается не очень благоприятный климат, не поощряется дополнительное обучение персонала.

Организационный срез. Он охватывает такие процессы как: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности. Оценка этих процессов на предприятии носит положительный характер, так как персонал придерживается определенных норм и правил, состояние коммуникационных процессов имеет развитый характер, прослеживается строгая иерархия подчинения, организационная структура носит преимущественно эффективный характер.

Производственный срез. В него входят: снабжение и ведение складского хозяйства; техническое обслуживание производственных инструментов и инвентаря. Эти факторы внутренней среды носят частично отрицательный характер, так как состояние технологического парка оценивается как современное и мало изношенное.

Финансовый срез. Он включает процессы, связанные с обеспечение эффективного использования и движения денежных средств в организации. Проанализировать воздействие этих факторов можно с помощью комплексного экономического анализа. На основании вышеприведенного экономического анализа состояния исследуемой организации, можно сделать вывод, что финансовое положение ОАО «АвтоВаз» характеризуется как стабильное положительное.

На основании проведенных выше исследований деятельности ОАО «АвтоВаз» на рынке, можно выделить следующие текущие проблемы, стоящие перед организацией:

необходимость изменения структур ассортимента товарной продукции;

необходимы изменения системы ценообразования, в том числе ценового контроля и общей ценовой политики;

отсутствие современно развитой системы контроля и ответственности;

недостаточный порядок с организацией системы менеджмента качества на предприятии;

развитие рекламных технологий.

Решение вышеперечисленных проблем приведет к повышению эффективности деятельности организации.

Также особое внимание необходимо уделить перечисленным угрозам, так как они составляют большую опасность для организации.

Поскольку устранить их невозможно, в силу специфики отрасли, необходимо разработать ряд мероприятий, которые позволяли бы создать конкурентное преимущество, что создавало бы барьер между ОАО «АвтоВаз» и конкурентами.

В этой ситуации разработанная стратегия дальнейшей деятельности организации может стать определенным конкурентным преимуществом.

По итогам анализа внешней и внутренней среды ОАО «АвтоВаз» мы определили, конкурентов можно разделить на три условные группы: крупные, средние и мелкие. ОАО «АвтоВаз» стремится к тому, чтобы предоставляемые организацией услуги были по качеству выше, чем у конкурентов, а стоимость их предоставления ниже.

В условиях развития современного бизнеса и коммерции появляются всё новые способы, которые помогают провести мониторинг не только своей деятельности, но и охарактеризовать, проанализировать профессиональную деятельность ваших конкурентов. Для этого была создана такая дисциплина, как маркетинг. Не думайте, что данная отрасль занимается лишь рекламой собственного предприятия, марки, бренда. Кроме этого, ежегодно создаются всё новые методы для того, чтобы как можно эффективнее выиграть гонку предприятий и привлечь широкую аудиторию потребителей. Конкурентоспособность компании ещё не говорит о том, что её многолетний опыт в мире бизнеса смог освободить себя от потенциальных конкурентов. Поэтому существуют специалисты, которые проводят конкурентный анализ, с целью определения степень и успешности развития как раз конкурентной компании.

Если опираться на научные исследования, а также предложения учёных, то целесообразнее будет обратить внимание на традиционное распределение конкурентного анализа по Портеру. Была предложена модель пяти сил и, как оказалось позже, данная модель существенно помогала компаниям контролировать собственную деятельность. Портер утверждал, что чем больше конкурентные фирмы оказывают давление на деятельность нашего предприятия, тем меньше шансов у нас увеличить стоимость товара и, соответственно, получить высокую прибыль. С приходом конкурента на нашу территорию, создаётся большая опасность для прибыли. Таким образом, наша фирма должна обладать тремя качествами, чтобы препятствовать постороннему вмешательству в наш бизнес - это:

·        Лояльность со стороны покупателей к нашей марке;

·        Издержки нашего производства должны быть значительно ниже;

·        Учитывая масштабы предприятия, нужно придерживаться жёсткой экономии при покупке большого количества товара (скидки на товар оптом).

Второй силой Портер назвал как раз соперничество между компаниями. В этом случае конкурентный анализ называет основные факторы, влияющие на степень конкуренции: структура промышленности обеих сторон, спрос на товар. Портер утверждает, что чем быстрее компания возвращает себе инвестиции, тем больший интерес она представляет для аудитории. Кроме этого, следует отметить, что существует конкурентный анализ рынка, который позволяет провести более глобальную характеристику всего рынка вашего производства и оценить основные условия его деятельности.

Не трудно догадаться, что пока протекает промышленный процесс, конкуренция между компаниями всегда будет существовать. Поэтому вы должны добиваться, чтобы спрос на ваш продукт был активным. Так, вы сможете повысить свои позиции и ослабить конкурентные силы. Имея почву на рынке производства, компании приступают к экспансии различных рыночных сфер. Логика такова, что чем медленнее у вас продолжается производство товара, тем меньше вероятность, что вы сможете в этот период повысить цену на него.

Перейдём теперь к третьей силе, которую обозначил нам Портер. Каждая компания старается сделать так, чтобы пропала необходимость у покупателей, так или иначе, «торговаться». Естественно такое положение заставляет колебаться цены, и здесь конкурентный анализ проводит процент соотношения сильных и слабых покупателей. Слабые позволяют компании увеличить стоимость товара, сильные, соответственно, наоборот - нет. Сила покупателей выражается тогда, когда они покупают ту или иную продукцию в больших количествах, или если предприятие состоит из нескольких маленьких компаний, учитывая то, что покупательская активность резко упала.

При характеристике этого процесса конкурентный анализ, пример которого вы можете найти в любом бизнес-журнале, выделяет также и последнюю силу - влияние поставщиков. Данная сила объясняет, что из-за поднятия цен поставщиком компания обязана значительно снизить цену на товар, что ведёт её к убыткам.

Именно поэтому для успешного развития вашего бизнеса вы должны использовать конкурентный анализ, который может просчитать все стратегические планы конкурентного предприятия.

На рисунке 3 отмечены соотношения цены и качества ОАО «АвтоВаз» и трех основных групп его конкурентов.

Рисунок 3 - Соотношение цены и качества услуг ОАО «АвтоВаз» и его основных конкурентов

Таким образом, мы определили позиции ОАО «АвтоВаз» на рынке предоставляемых им услуг.

Для того чтобы проанализировать эффективность управления ОАО «АвтоВаз» оценим его финансовое положение.

3. Расчет финансовых показателей для определения стратегии риск-менеджмента

 

.1 Анализ финансовых показателей


Произведем расчеты финансовых показателей деятельности «Автоваз» для этого определим показатели ликвидности, управления активами, управления источниками средств и рентабельности.

Таблица 5 - Показатели ликвидности «Автоваз»

Показатель

2012

2013

2014

Относит. 2013-2012

Относит. 2014-2013

Темп роста 2014/2012

1

Коэффициент текущей ликвидности Kc

1,46

1,28

1,44

-0,18

0,16

0,99

2

Достаточный коэффициент текущей ликвидности Nkc

2,06

2,92

1,62

0,86

-1,3

0,79

3

∆Коэффициента текущей ликвидности

-0,61

-1,64

-0,18

-1,03

1,46

0,30

4

Коэффициент срочной ликвидности Kq

0,60

0,30

0,37

-0,3

0,07

0,62

5

Коэффициент абсолютной ликвидности Ka

0,21

0,07

0,10

-0,14

0,03

0,48

6

Чистый оборотный капитал NCA

9670,00

-5957,00

-36794,00

-15627

-30837

-3,80

7

Достаточный чистый оборотный капитал

17302,00

18033,00

16453,00

731

-1580

0,95

8

∆Чистого оборотного капитала

-7632,00

-23990,00

-53247,00

-16358

-29257

6,98


Как видно из таблицы 5, коэффициент текущей ликвидности Kc имеет более менее стабильное значение за 2012-2014 гг. и приблизительно равен 1,5, что говорит о том, что это нормальное значение, а значит, что предприятие в состоянии стабильно оплачивать текущие счета.

Коэффициент срочной ликвидности Kq за рассматриваемый период снизился на 2,3, но остается в рамке нормальных значений, что говорит о платежеспособности предприятия и означает, что денежные средства и предстоящие поступления от текущей деятельности должны покрывать текущие долги организации.

Коэффициент абсолютной ликвидности Ka за 2012-2014 гг. снизился на 0,11, что говорит о том, что структура капитала рациональна, доля неработающих активов снизилась.

Чистый оборотный капитал NCA «Автоваз» с 2012 года значительно сократился, а значит, предприятие не сможет продолжать текущую производственную деятельность после погашения своих краткосрочных обязательств.

Таблица 6 - Показатели управления активами «Автоваз»

Показатель

2012

2013

2014

Относит. 2013-2012

Относит. 2014-2013

Темп роста 2014/2012

Коэффициент оборачиваемости запасов

7,46

6,27

9,01

-1,19

2,74

1,21

Коэффициент оборачиваемости запасов в днях

48,26

57,41

39,94

9,15

-17,47

0,83

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности дн DSO

17,47

11,89

31,23

-5,58

19,34

1,79

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности отн Krt

20,61

30,28

11,53

9,67

-18,75

0,56

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности дн Apt

0,00

0,00

0,00

-0,3

0,07

0,62

6,50

3,80

2,79

-2,7

-1,01

0,43

Отношение оборачиваемости ДЗ и КЗ

3,17

7,98

4,13

4,81

-3,85

1,30

Коэффициент фондоотдачи Ktf

2,79

2,96

5,46

0,17

2,5

1,96

Коэффициент ресурсоотдачи Kta

1,34

1,24

1,16

-0,1

-0,08

0,87

Доля запасов в оборотных активах

0,52

0,66

0,38

0,14

-0,28

0,73


Коэффициент оборачиваемости запасов за 2012-2014 гг. увеличился на 1,55, что говорит об ускорении оборачиваемости запасов, коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности также увеличился на 13,76, значит, увеличились объемы продаж или снизилась дебиторская задолженность.

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности сократился на 3,71, а, следовательно, компания стала медленнее рассчитываться со своими поставщиками.

Таблица 7 - Динамика управления источниками средств

Показатель

2012

2013

2014

Относит. 2013-2012

Относит. 2014-2013

Темп роста 2014/2012

Коэффициент обеспеченности собственными средствами Kocc

0,20

-0,14

-0,67

-0,34

-0,53

-3,35

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств TED

0,91

0,72

0,27

-0,19

-0,45

0,30

Доля заемных средств D/A

0,52

0,58

0,79

0,06

0,21

1,52

Коэффициент собственности Kft

47,61

0,42

0,21

-47,19

-0,21

0,00

Достаточный коэффициент собственности NE/A

0,76

0,82

0,77

0,06

-0,05

1,01

∆ Коэффициента собственности

46,86

-0,40

-0,55

-47,26

-0,15

-0,01

Коэффициент капитализации

110,02

138,04

372,19

28,02

234,15

3,38

Коэффициент покрытия

12,19

-1,86

-2,20

-14,05

-0,34

-0,18

Долгосрочные обязательства к активам

0,24

0,24

0,23

0,00

-0,01

0,96

Долгосрочные обязательства к внеоборотным активам

0,38

0,34

0,35

-0,04

0,01

0,92

Финансовый леверидж

1,10

1,38

3,72

0,28

2,34

3,38

Краткосрочные обязательства

39750,00

48924,00

91823,00

9174,00

42899,00

2,31

Допустимые краткосрочные обязательства

23941,00

14734,00

33868,00

-9207,00

19134,00

1,41

∆ допустимых краткосрочных обязательств

-15809,00

-34190,00

-57955,00

-18381,00

-23765,00

3,67


Коэффициент обеспеченности собственными средствами Kocc за 2012-2014 гг. снизился на 0,87 и стал отрицательным, что говорит о нехватке собственного капитала предприятия.

Коэффициент капитализации вырос на 262,17, а коэффициент покрытия наоборот сократился 14,39, долгосрочные обязательства к активам остались стабильны, а финансовый леверидж увеличился на 2,62, что означает, что при увеличении валового дохода чистая прибыль увеличивается.

Краткосрочные обязательства выросли на 5073 т. руб.

Наблюдается роста всех показателей ликвидности оборачиваемости в 2014 году по сравнению с 2012 годом, что говорит о прибыльности предприятия и повышении эффективности деятельности ОАО «АвтоВаз».

Отрицательная динамика наблюдается у коэффициента собственности и коэффициента покрытия, что вызывает озабоченность, поскольку судя по ним вскоре предприятия не сможет расплачиваться по своим долгам, а, следовательно, необходимо принять меры по улучшению управления оборотными средствами.

В рамках путей улучшения управления оборотными средствами предлагается разработать управленческие решения рационального привлечения источников оборотных средств.

Выбор соответствующих источников финансирования оборотных активов в конечном итоге определяет соотношение между уровнем эффективности и использования оборотных активов и уровнем риска утраты финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности предприятия. Если при неизменной сумме краткосрочных заемных источников будет расти доля оборотных активов, финансируемых за счет собственных и долгосрочных заемных средств, то будет повышаться уровень финансовой устойчивости и ликвидности, но снижаться эффект финансового рычага и уровень рентабельности.

При агрессивной политики формирования оборотных активов предприятия предлагается перейти к умеренному типу финансовой политики, который характеризует стиль и методы принятия управленческих решений, ориентированных на достижение среднеотраслевых результатов в финансовой деятельности при средних уровнях финансовых рисков. При данном типе финансовой политики предприятие, не избегая финансовых рисков, отказывается проводить финансовые операции с чрезмерно высоким уровнем рисков даже при ожидаемом высоком финансовом результате.

Также было выявлено, что в компании растет величина текущей финансовой потребности на протяжении трех исследуемых лет. Причиной этого, возможно, является замораживание определенной части средств в запасах (резервных и текущих запасах сырья, запасах готовой продукции). Это порождает первостепенную потребность предприятия в финансировании.

Схема путей улучшения управления оборотными средствами представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 - Пути улучшения управления оборотными средствами

Предложенные пути улучшения управления оборотными средствами позволят привести в соответствие типа политики финансирования оборотных активов агрессивному типу политики формирования оборотных активов. И будут способствовать обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности компании в средне- и долгосрочной перспективе.

Заключение


Риск возникает из-за неопределенности среды. Чем меньше имеется информации о данной среде, тем она неопределеннее. В таких условиях предпринимателю следует не забывать о том, что основная его задача состоит не в отказе от риска вообще, а в выборе решения, связанного с риском на основании объективных критериев.

В условиях неопределенности выживают те организации, которые являются более гибкими и мобильными в условиях динамично изменяющейся рыночной ситуации.

Объектом работы был ОАО «АвтоВаз» - один из лидеров автомобильной промышленности России.

Проведенный SWOT-анализа ОАО «АвтоВаз» показал, что в организации существует достаточное количество проблем, часть из которых заключается в отсутствии установленной стратегии организации.

Анализ финансовых показателей показал, что у предприятия наблюдается отрицательная динамика коэффициента собственности и коэффициента покрытия, что вызывает озабоченность, поскольку судя по ним вскоре предприятия не сможет расплачиваться по своим долгам, а, следовательно, необходимо принять меры по улучшению управления оборотными средствами.

В рамках путей улучшения управления оборотными средствами предлагается разработать управленческие решения рационального привлечения источников оборотных средств.

Для улучшения управления оборотными средствами предложены следующие меры:

. Управление элементами текущих затрат:

.1. Сокращение суммы текущих запасов, ускорение оборачиваемости запасов

.2. Повышение сроков инкассации, сокращение дебиторской задолженности (кредитная политика, факторинг)

.3. Анализ и сокращение расходов будущих периодов

. Управление источниками формирования текущих активов:

.1. Повышение суммы собственных средств (дополнительные инвестиции учредителей)

.2. Приоритет долгосрочных кредитов и займов перед краткосрочными

.3. В части формирования краткосрочных пассивов приоритет в пользу наиболее дешевых (кредиторская задолженность).

Предложенные пути улучшения управления оборотными средствами позволят привести в соответствие типа политики финансирования оборотных активов агрессивному типу политики формирования оборотных активов. И будут способствовать обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности компании в средне- и долгосрочной перспективе.

Список литературы


1. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.2. - К.: Ника-Центр, 2012. - 512 с.

. Голубев С.В., Голубева С.А. Информационные технологии в управлении производственным риском / С.В. Голубев, С.А. Голубева // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. №1-1. С.261-267.

. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. - 2-е изд., перераб., доп. - М.:ТК «Велби», Проспект, 2013. - 354 с.

. Трескова Т.В. Финансирование сельскохозяйственных производственных кооперативов и оптимизация структуры капитала // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук /Самарский государственный экономический университет. Ульяновск, 2012.

. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА - М, 2012-454с.

. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Л.Н. Чечевицына, К.В. Чечевицын. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 368 с.

. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник / [Л. Л. Ермолович и др.]. - Минск: Современная школа, 2012. - 800 с.

. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. - М.: Велби, 2013. - 420 c.

. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учебник / Н. Е. Зимин, В. Н. Солопова. - М.: КолосС, 2013. - 382 с.

. Анализ хозяйственной деятельности: учебник / В. И. Бариленко [и др.]. - М.: Омега-Л, 2012. - 413 с.

. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учебник / [В. И. Видяпин и др.]. - М.: Инфра-М, 2013. - 615 с.

Абдукаримов И.Т., Беспалов М.В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций: учебное пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В.Беспалов - М.: Инфра-М, 2012. - 320 с.

. Абрютина, М. С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности: учебник / М. С. Абрютина. - М.: Дело и сервис, 2012. - 462 с.

. Артеменко В.Г., Остапова В.В. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / В.Г. Артеменко, В.В. Остапова- М.: Омега-Л, 2012. - 436 с.

. Вартанов А. С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология: Учеб. пособие / А. С. Вартанов. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 326 с.

. Вахрушина, М.А. Управленческий анализ: вопросы теории, практика проведения: монография / М.А.Вахрушина, Л.Б.Самарина. - М.: Вузовский учебник, 2012. - 142 c.

. Ануфриев В.Е. Бухгалтерский учет основных средств, капитала и прибыли. - М.: Бухгалтерский учет, 2012. - 112 с.

. Глушков, И.Е. Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности: в помощь финансовому директору, главному бухгалтеру, бухгалтеру / И.Е.Глушков. - Новосибирск: Экор-книга, 2014. - 943 с.

. Косолапова, М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. для студ. вузов, обуч. по направлению подгот. "Экономика" и спец. "Бух. учет, анализ и аудит" / М.В.Косолапов, В.А.Свободин. - М.: Дашков и К, 2013. - 246 с.

. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / [В.И.Бариленко]; под общ. ред. В.И.Бариленко. - М.: ФОРУМ, 2012. - 463 c.

. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / [А. И. Алексеева и др.]. - М.: КноРус, 2013. - 687 с.

. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие/ Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 364 c.

. Комплексный экономический анализ предприятия / [А. П. Калинина и др.]. - Санкт-Петербург: Лидер, 2012. - 569 с.

. Лысенко, Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Д.В.Лысенко. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 318 c.

. Любушин, Н. П. Экономический анализ: учебник / Н. П. Любушин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 575 с.

. Маркарьян, Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Э.А. Маркарьян. - М.: КноРус, 2014. - 550 с.

. Мартынюк, Г.К. Анализ хозяйственной деятельности торговых организаций: учеб. пособие / Г.К.Мартынюк; Хабар. гос. акад. экономики и права. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2014. - 88 с.

. Одинцов, В.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.А.Одинцов. - М.: Академия, 2013. - 252 с.

. Пласкова, Н. С. Экономический анализ: стратегический и текущий аспекты, российская и зарубежная практика / Н. С. Пласкова. - М.: Эксмо, 2013. - 702 с.

. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. для студ., обуч. по спец. "Бух. учет, анализ и аудит" / Г.В.Савицкая. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 534 c.

. Савицкая, Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Г.В.Савицкая. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 301 c.

. Савицкая, Г. В. Экономический анализ: учебник / Г. В. Савицкая. - М.: Инфра-М, 2013. - 647 с.

. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г. В. Савицкая. - М.: Инфра-М, 2012. - 534 с.

. Турманидзе, Т. У. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учебник / Т. У. Турманидзе,- М.: Экономика, 2014. - 478 с.

. Финансовый анализ. Управление финансами: учебник / Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 638 с.

. Шеремет, А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник / А. Д. Шеремет. - М.: Инфра-М, 2012. - 415 с.

. Шеремет, А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / А. Д. Шеремет. - М.: Инфра-М, 2012. - 365 с.

.Экономический анализ. Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / [Н. В. Войтоловский и др.]. - М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2014. - 507 с.

. Экономический анализ: учебник / [Ю. Г. Ионова и др.]. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2012. - 426 с.

. Экономический анализ хозяйственной деятельности / В. И. Герасимова, Г. Л. Харевич. - Минск: Право и экономика, 2012. - 513 с.

Похожие работы на - Финансовые риски ОАО 'АвтоВаз'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!