Особенности и проблемы развития казначейской системы исполнения бюджетов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    189,34 Кб
  • Опубликовано:
    2017-10-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности и проблемы развития казначейской системы исполнения бюджетов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Российский Экономический университет имени Г.В.Плеханова»

РЭУ им. Г.В.Плеханова

Факультет дистанционного образования





КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Государственные и муниципальные финансы»

Кафедра: Кафедра финансов и цен

На тему: «Особенности и проблемы развития казначейской системы исполнения бюджетов в РФ»










Москва 2016 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Основы казначейской системы исполнения бюджетов

.1 Сущность и необходимость казначейской системы исполнения бюджетов

.2 Федеральное казначейство, как орган государственного финансового контроля над исполнением бюджета

Глава 2. Организация деятельности Федерального казначейства

.1 Учет поступления и распределения бюджета органами Федерального казначейства

.2 Исполнение бюджета по доходам

.3 Исполнение бюджета по расходам

Глава 3. Направления совершенствования деятельности Федерального казначейства

.1 Роль внутреннего контроля в повышении эффективности деятельности Федерального казначейства

.2 Направления развития казначейской системы в РФ

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время повышение эффективности бюджетных расходов является приоритетным направлением в сфере управления государственными и муниципальными финансами, поскольку, несмотря на значительные преобразования, здесь сохраняется ряд недостатков и нерешенных проблем, которые имеют системный характер. К ним следует отнести: отсутствие связи между стратегическим и бюджетным планированием; перманентный рост бюджетных расходов, наряду с устойчивой тенденцией замедления роста бюджетных доходов; отсутствие стимулов у органов власти и бюджетных учреждений к повышению эффективности расходования бюджетных средств и своей деятельности в целом; отсутствие связи между структурой и динамикой расходов и целями бюджетной политики; отсутствие действенной методики оценки эффективности использования бюджетных средств и другие.

Для достижения долгосрочных целей социально-экономической политики, изложенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и других документах стратегического характера, необходимо реализовать комплекс мер по повышению эффективности бюджетных расходов и модернизации управления общественными финансами. Реализацию политики, направленной на повышение эффективности бюджетных расходов, последовательно обеспечивает Министерство финансов Российской Федерации через деятельность подведомственных ему федеральных служб, в частности через органы Федерального казначейства.

Тема исследования нашла отражения в работах таких авторов, как Антонова Л.Г., Артюхин Р.Е., Богославцева Л.В., Бондарева Е.В., Денисенко С.Н., Ковтун Л.Р., Маковник Т.Д., Пантелеев А.Ю., Пролубникова О.Е., Прокофьев С.Е., Романовского М.В.,Чалова А.Ю., Николаева Т.П., и др.

Цель курсовой работы - выявить роль Федерального казначейства в повышении эффективности исполнения бюджетов в Российской Федерации.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

·        определить функции и структуру органов федерального казначейства;

·        охарактеризовать этапы становления казначейской системы в Российской Федерации;

·        рассмотреть современное состояние казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации;

·        определить направления совершенствования казначейской системы исполнению бюджета в Российской Федерации;

Объектом исследования является деятельность Федерального казначейства Российской Федерации.

Предметом - является механизм казначейского исполнения бюджета в Российской Федерации и направления его совершенствования.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1 Основы казначейской системы исполнения бюджетов

.1 Сущность и необходимость казначейской системы исполнения бюджетов

казначейский бюджет федеральный

Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 (в принципиальном плане) и постановлением Правительства России от 27августа 1993 года № 864 (в организационном плане) был решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. С этого момента началось возрождение казначейства в России.

Казначейство - один из старейших финансовых институтов, объективно необходимый атрибут любого государства. Связано это с его главной функцией - хранителя государственной казны. Федеральное казначейство РФ является федеральным органом исполнительной власти. В государственной финансовой системе оно подчинено Министерству финансов РФ.

Основная цель создания казначейской системы это исполнение федерального бюджета, обеспечение устойчивости финансовой системы. Сравнение банковской и казначейской систем это исполнение бюджета представлено в Приложении 1.

Сравнительный анализ процесса доведения средств федерального бюджета до получателей до создания системы Федерального казначейства и после ее создания позволяет утверждать, что во втором случае уменьшается количество звеньев, участвующих в работе с бюджетными средствами, что создает возможности усиления контроля за их целевым использованием. Роль казначейской системы в исполнении бюджетов отличается от банковской, прежде всего, тем, что Казначейство концентрирует оба потока денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета, - доходный и расходный - на одном счете. Такой порядок позволяет существенно ускорить процесс финансирования.

Казначейство России осуществляет в соответствии с законодательством нашей страны функции по исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на всех уровнях, предварительному и текущему контролю над ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

В настоящее время на Федеральное казначейство возложено осуществление следующих бюджетных полномочий и государственных функций:

-              производит распределение доходов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы РФ по нормативам, установленным Бюджетным кодексом, федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете на соответствующий год;

-              открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством РФ, устанавливает режим этих счетов;

-              устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

-              устанавливает порядок открытия и ведения лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

-              осуществляет открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации) в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов);

-              ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

-              доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств;

-              доводит до распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенные главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета лимиты бюджетных обязательств;

-              ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Министерство финансов РФ отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета;

-              получает от главных распорядителей средств федерального бюджета материалы, необходимые для составления отчета об исполнении федерального бюджета;

-              составляет на основании отчетности, представленной главными распорядителями средств федерального бюджета, отчет об исполнении федерального бюджета и представляет его в Министерство финансов РФ;

-              составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации на основании отчета об исполнении федерального бюджета, отчетности и материалов, представленных уполномоченными органами управления государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами управления территориальных государственных внебюджетных фондов и органами местного самоуправления и др.

Рассматривая перечисленные функции можно сказать, что казначейство России обеспечивает полную стабильность функционирования бюджетной системы РФ с точки зрения сохранности финансовых ресурсов. Бюджетные средства надежно хранятся на счетах казначейства, открытых в Банке России.

Структура органов Федерального казначейства представлена центральным аппаратом Федерального казначейства (далее - ЦА ФК), данная структура рассмотрена в Приложение 2 Рис.1. В его составе 13 управлений по основным направлениям деятельности, и 84 территориальными органами: Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства и 83 управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее - УФК по субъектам Российской Федерации).

Структура органов федерального казначейства показала, что казначейство РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.

Таким образом, миссия Казначейства - быть кассиром, бухгалтером, хранителем казны. Оно должно собирать в кассу доходы и выдавать из нее средства на расходы, не являясь при этом распорядителем бюджетных средств. Возрожденное Казначейство России стало инструментом реализации бюджетной политики, направленной на предотвращение распада страны.

За годы функционирования Казначейства России создана динамично развивающаяся и стабильно работающая структура, четко выполняющая свои функции и полномочия в сфере организации исполнения федерального бюджета, а также обслуживания бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

Казначейство выступало и будет выступать как единая платежная, учетная, контрольная и информационная система в сфере государственных финансов.

.2 Федеральное казначейство, как орган государственного финансового контроля за исполнением бюджетов

Финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций по проверке финансов и вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

В зависимости от времени проведения его проведения выделяют следующие формы финансового контроля: предварительный, текущий, последующий.

Предварительный контроль проводится до совершения финансовых операций, расходования денежных средств или поступления доходов и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств.

Текущий (или оперативный) контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетных смет, совершения финансовых операций и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Текущий контроль возложен на Министерство финансов РФ и его территориальные органы, контрольные органы министерств и ведомств, а также на их бухгалтерские службы.

Основными методами финансового контроля являются документальная и камеральная проверки, экономический анализ, ревизия,
обследование.

Объектом государственного финансового контроля являются:

·        организация денежного обращения;

·        использование кредитных ресурсов;

·        состояние государственного долга РФ и государственных
резервов;

·        предоставление финансовых льгот и преимуществ.

Субъектами государственного финансового контроля являются: Счетная палата РФ; Центральный банк РФ; Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство; Контрольное управление Президента РФ; Государственная налоговая служба; Государственный таможенный комитет и др. органы.

Государственный финансовый контроль осуществляется органами государственной власти. Он обеспечивает интересы государства и общества, проверяет выполнение налогоплательщиками обязательств перед бюджетом и целевое использование бюджетных ассигнований.

Бюджетный контроль - составная часть государственного финансового контроля, он определяется как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов РФ, субъектов РФ и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины. Его задачами являются:

·        обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;

·        соблюдение бюджетного и налогового законодательства;

·        контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;

·        проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;

·        улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;

·        выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;

·        контроль за функционированием системы межбюджетных отношений;

·        проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных организациях;

Все органы Казначейства - юридические лица. Они относятся к органам исполнительной власти и руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативно-правовыми документами, утвержденными Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством финансов РФ или согласованными с ними. Любые документы других министерств и ведомств по вопросам исполнения федерального бюджета не являются руководящими для органов Казначейства.

Таким образом, любые действия по исполнению федерального бюджета могут быть осуществлены органами Казначейства только на основании документов, принятых в рамках правоотношений по вопросам исполнения федерального бюджета уполномоченными органами.

Глава 2. Организация деятельности Федерального казначейства

.1 Учет поступления и распределения бюджета органами Федерального казначейства

Федеральному казначейству определена особая роль в исполнении бюджета, так как именно этот орган обеспечивает соблюдение принципы единства кассы, т.е. зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета.

Для исполнения федерального бюджета предусмотрено открытие в казначействе лицевых счетов для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета. Все остальные счета, которые отражают движение средств федерального бюджета, открытые в учреждениях банковской системы, должны быть транзитными, то есть не иметь переходящих остатков. Казначейство, опираясь на Банк России и его систему, освобождает его от функций ведения детального учета средств федерального бюджета и контроля за их целевым использованием. Одновременно осуществляется внедрение учета операций по фиксации денежных средств на каждой стадии исполнения бюджета.

На основании приказа Минфина РФ от 16 декабря 2004 г. № 116н установлен «Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ». Этот порядок устанавливает единые правила проведения и учета операций по кассовым поступлениям в бюджетную систему РФ, а также их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ.

Учет поступлений в российской валюте и их распределение между бюджетами осуществляется на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства для учета доходов, распределяемых между бюджетами; учет поступлений в иностранной валюте осуществляется на иных счетах, открытых Федеральному казначейству для учета средств федерального бюджета в иностранной валюте. Сведения о реквизитах счетов органы Федерального казначейства доводят до администраторов поступлений в бюджет. Сведения о реквизитах счетов до плательщиков доводят администраторы поступлений в бюджет.

Учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства на основании следующих документов:

• расчетных документов, а также платежных ордеров банка о частичной оплате инкассовых поручений, прилагаемых к выписке по счету банка;

• платежных поручений налоговых органов на возврат (возмещение) поступлений налогоплательщикам;

• заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), а также о зачете налогов, подлежащих возмещению (далее - заключение налогового органа о зачете);

• распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений с приложением платежных поручений;

• уведомлений налоговых органов об уточнении вида и принадлежности платежа;

• уведомлений администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности поступлений и др.

Органы Федерального казначейства осуществляют учет поступлений и их распределение между бюджетами по кодам бюджетной классификации РФ, выполняя последовательно следующие действия:

• получают выписку из счета от Центрального банка РФ и кредитных организаций с приложением расчетных документов;

• группируют поступления за операционный день по кодам бюджетной классификации и распределяют их между бюджетами;

• осуществляют перерасчет поступлений и оформляют справки;

• оформляют платежные поручения на возврат плательщикам ошибочно перечисленных сумм поступлений и на перечисление поступлений в соответствующие бюджеты;

• оформляют платежные поручения на возврат плательщикам поступлений в бюджет, представленные администраторами поступлений в бюджет;

• формируют информацию о поступлениях для администраторов поступлений в бюджет, а также для соответствующих финансовых органов.

Учет поступлений осуществляется по кодам бюджетной классификации, указанным в расчетных документах с учетом идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) получателя и кода причины постановки на учет (КПП) получателя. В рамках взаимодействия на региональном уровне территориальные органы федерального казначейства, налоговые и финансовые органы при исполнении доходной части бюджетной системы Российской Федерации могут устанавливать различные формы обмена информацией. Для учета поступления и распределения доходов между бюджетами разных ровней бюджетной системы Российской Федерации.

.2 Исполнение бюджета по доходам

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы по этим налогам и сборам.

К неналоговым доходам относятся:

а) доходы от продажи или иного использования государственного или муниципального имущества;

б) доходы от платных услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями;

в) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

г) доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд и др.

Налоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.

Денежные средства считаются зачисленными в доход бюджета с момента совершения Банком России или кредитной организацией, в которой открыт счет по учету доходов бюджета, операции по зачислению денежных средств на счет казначейства.

Участниками процесса формирования доходной части федерального бюджета являются:

• налогоплательщики, обеспечивающие перечисление налогов и платежей;

• коммерческие банки и учреждения Центрального банка РФ, осуществляющие безналичные расчеты между плательщиками и получателями средств;

• органы казначейства, обеспечивающие получение и учет поступивших налогов и платежей;

•органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, регулирующие отношения между плательщиками и получателями по возврату и зачету налогов и платежей из федерального бюджета.

Схема поэтапного исполнения бюджета по доходам органами казначейства приведена в Приложение 3 Рис.2. Каждый этап исполнения органами казначейства бюджета по доходам имеет свои особенности.этап. Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета.

Налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме перечислять налоги и платежи в доход бюджета, предоставив в банк до наступления срока платежа соответствующие платежные документы. При этом налогоплательщики имеют право обратиться в налоговые органы с заявлением о возврате или зачете в уплату других налогов ошибочно или излишне уплаченных сумм.

II этап. Распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов между бюджетами различных уровней.

Все налоговые и неналоговые доходы бюджета систематизированы и имеют код в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Согласно коду, присвоенному налогу, сбору или неналоговому платежу, осуществляется учет и формируется ежедневный отчет о суммах поступивших доходов в федеральный бюджет.

При исполнении бюджета по доходам казначейство готовит и передает в Управление ФНС сводный реестр поступлений доходов по налогам. Реестр заполняется по форме, и к нему прилагаются копии платежных документов, полученных из банка. При этом выписка банка остается у органа казначейства и подшивается к документам дня по правилам бухгалтерского учета.

III этап. Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов. Инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС) учитывают правильность и своевременность уплаты по видам налогов каждым налогоплательщиком. В случае переплаты по одному или нескольким видам налогов ИФНС по заявлению налогоплательщика уполномочены принять решение о возврате этих сумм. Казначейство обязано исполнить заключение и оформить в установленном порядке платежное поручение на возврат налога.

Операции по возврату налогов юридическим лицам осуществляются в порядке безналичных расчетов. Все операции по возврату осуществляются банком в пределах остатка средств на счете казначейства и отражаются в выписке по лицевому счету.

IV этап. Учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Органы казначейства ведут учет и составляют отчетность о доходах федерального бюджета. Порядок и сроки составления отчетности определяет вышестоящий орган казначейства. Учет доходов ведется в разрезе всех кодов бюджетной классификации Российской Федерации. Управлению Федерального казначейства дано право за счет доходов, собранных в регионе, осуществлять финансирование расходов. Порядок финансирования определен совместно Министерством финансов Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Центральным банком Российской Федерации.

.3 Исполнение бюджета по расходам

Основанием для расходов является закон о бюджете на соответствующий год. При этом если доходная часть бюджета - величина планируемая, то расходная часть формируется расчетно и при исполнении полностью зависит от доходов. Расходы федерального бюджета сформированы исходя из потребностей содержания и развития экономики по следующим принципам: территориальный - расходы для субъектов Российской Федерации; отраслевой - расходы министерств и. ведомств; функциональный - расходы на социальные, научные, конверсионные, экологические и другие целевые программы. Расходы по функциональным принципам более подробно рассмотрены в Приложении 4. На основании, которого можно сделать следующие выводы. В I полугодии 2016 г. общая сумма расходов федерального бюджета сократилась всего на 1,6% (8,7% в реальном выражении). При столь резком снижении доходов (на 11,4%) это не могло не сказаться на сальдо бюджета: по итогам I полугодия 2016 г. дефицит федерального бюджета составил 1429,2 млрд. руб., что почти вдвое больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Соответственно выросли расходы на обслуживание государственного долга - почти на 20% в номинальном выражении. Наиболее значимые статьи федерального бюджета - расходы на социальную политику и национальную оборону - менялись

в разных направлениях: расходы на социальную политику увеличились, а на национальную оборону - сократились. Причем это сокращение оказалось существенным - почти на четверть.

Кроме расходов на социальную политику и обслуживание государственного долга выросли также расходы на охрану окружающей среды (+40,8%), общегосударственные вопросы (+5,9%), здравоохранение (+1,7%). Тем не менее, незначительный удельный вес этих статей не оказал существенного влияния на динамику расходов федерального бюджета в I полугодии.

На основе закона о федеральном бюджете на соответствующий год правительство издает постановление о мерах по реализации этого закона, где конкретизированы механизмы и порядок расходования средств федерального бюджета и поставлены задачи министерствам и ведомствам по исполнению бюджета. Бюджет по расходам исполняется с применением последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования расходов. Санкционирование расходов бюджета включает следующие обязательные этапы, после выполнения, которых можно проводить финансирование: составление и утверждение бюджетной росписи;

.Составление и утверждение бюджетной росписи. Министерство финансов РФ составляет сводную бюджетную роспись по главным распорядителям бюджетных средств, утверждает порядок ее исполнения и доводит годовой объем бюджетных ассигнований и лимиты бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств.

Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся в форме уведомлений и не дают права бюджетному учреждению на расходование бюджетных средств.

. Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств. Получатели бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов могут принимать обязательства по расходованию средств федерального бюджета путем составления платежных и иных документов.

. Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Орган казначейства осуществляет расходование бюджетных средств после проверки соответствия принятых денежных обязательств получателем бюджетных средств лимитам бюджетных обязательств и поступившему на его лицевой счет финансированию

Блокировка расходов бюджета - сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых денежных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными. Блокировка расходов бюджета осуществляется также при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств.

Блокировке могут быть подвергнуты только те расходы федерального бюджета, финансирование которых в соответствии с законом о бюджете связано с определенными условиями либо по которым выявлено нецелевое использование бюджетных средств.

Таким образом, мы рассмотрели учетную политику Федерального казначейства, использование бюджета доходам и расходам. Теперь мы рассмотрим направления совершенствования деятельности Федерального казначейства.

Глава 3. Направления совершенствования деятельности Федерального казначейства

.1 Роль внутреннего контроля в повышении эффективности деятельности Федерального казначейства

В целях соблюдения законности, повышения эффективности бюджетных расходов и результативности деятельности Федерального казначейства и его территориальных органов в системе Казначейства большое внимание уделяется внутреннему контролю. Установлены правила проведения проверок деятельности территориальных органов ФК, утверждены рекомендации по оформлению результатов проверок деятельности всех подразделений Федерального казначейства. Организация внутреннего контроля нацелена на соблюдение законности, повышение эффективности бюджетных расходов и результативности деятельности Федерального казначейства и его территориальных органов. Для построения целостной системы внутреннего контроля в органах Федерального казначейства необходимо применение единых подходов к ее формированию. Организация внутреннего контроля в органах Федерального казначейства предполагает разработку и практическую реализацию Положения об организации внутреннего контроля и аудита в органах Федерального казначейства.

В Положении об организации внутреннего контроля и аудита в органах Федерального казначейства раскрываются основные понятия, цели и задачи внутреннего контроля и аудита, ключевые организационные вопросы, обуславливающие деятельность органов Федерального казначейства в рамках организации внутреннего контроля и аудита. Федеральным казначейством установлены правила проведения проверок деятельности территориальных органов Федерального казначейства, а также утверждены рекомендации по оформлению результатов проверок деятельности структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства.

Одним из методов совершенствования и повышения эффективности системы внутреннего контроля и аудита является деятельность Контрольного Совета Федерального казначейства - экспертно-совещательного органа при руководителе Федерального казначейства. Указанный орган не имеет аналогов в деятельности федеральных органов исполнительной власти. Ключевая цель Контрольного Совета - помощь руководству территориальных органов Федерального казначейства в организации и повышении эффективности их деятельности. В Контрольный Совет входят все начальники подразделений центрального аппарата Федерального казначейства, возглавляет Контрольный Совет заместитель руководителя Федерального казначейства.

Одной из задач Контрольного Совета является совершенствование системы управления деятельностью, поэтому на заседаниях коллегиально решаются вопросы, обсуждаются разногласия по материалам проверок и рассматриваются мероприятия по улучшению деятельности территориальных органов Федерального казначейства. Важной задачей Контрольного Совета является обеспечение контроля за реализацией плана мероприятий по устранению нарушений, установленных в ходе проверки.

Для создания условий эффективного контроля за полнотой и своевременностью зачисления платежей в доход бюджетов и целевым характером расходов Федеральное казначейство осуществляет активное взаимодействие с органами государственного финансового контроля. Налажено взаимодействие с Росфиннадзором по совместному планированию мероприятий по последующему контролю. Проводится большая работа по взаимодействию со Счетной Палатой Российской Федерации по подготовке заключения по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета.

.2 Направления развития казначейской системы в РФ

Проведенное в предыдущих параграфах исследование подтверждает, что Казначейство России - один из динамично развивающихся органов государственной исполнительной власти в Российской Федерации, постоянное развитие и совершенствование, которого обусловлено происходящими политическими, экономическими, технологическими и другими изменениями в жизни государства. Необходимость эффективно и своевременно отвечать на все вызовы современности закалила как саму структуру, так и работающих в ней специалистов. Основным предназначением системы казначейского исполнения бюджета в условиях реформирования бюджетного процесса является оптимизация управления средствами: переход на систему активного казначейства.

В этой связи, в случае если казначейство только доводит выделенные финансовым органом субъекта федерации средства до бюджетных учреждений в соответствии с разделами бюджетной классификации можно говорить о так называемом «пассивном казначействе». «Активным» казначейство будет являться в том случае, если оно четко регламентирует процесс исполнения бюджета по доходам и расходам, контролирует все расходы распорядителей и получателей бюджетных средств.

Для решения данной задачи в среднесрочной перспективе предполагается расширить сферу применения и повысить качество механизмов бюджетного планирования, ориентированного на результаты по следующим направлениям:

-       внедрить программы оптимизации бюджетных расходов Федерального казначейства;

-       разработать отчетность по управленческому учету;

-       определить расчетно-нормативные затраты на содержание территориальных органов Федерального казначейства.

Еще одной первоочередной задачей является внедрение системы оценки эффективности деятельности Федерального казначейства и его территориальных органов. Для этого необходимо в первую очередь определить общественно значимые результаты их деятельности. Это должны быть показатели, выраженные в стоимостном выражении.

В рамках реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на Федеральное казначейство также возложено решение ряда важных задач. Так, переход к программному бюджету предполагает комплексное реформирование системы государственного (муниципального) финансового контроля. Следовательно, органы Федерального казначейства должны будут обладать значительными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового контроля при санкционировании операций и использовании других методов предварительного бюджетного контроля, применительно к главным администраторам (администраторам, распорядителям и получателям) средств соответствующих бюджетов.

В рамках программного бюджета именно органы Федерального казначейства будут обеспечивать ведение реестра бюджетных учреждений, сбор и анализ информации о выполнении ими заданий.

Предполагается также реформа в системе бюджетных платежей. Федеральное казначейство станет единственным участником (кроме кредитных организаций) платежной системы ЦБ РФ, обеспечивающим расчеты публично-правовых образований с использованием одного банковского счета, с предоставлением доступа клиентам ко всем расчетным услугам через систему соответствующих балансовых счетов. Такой принцип кассового устройства исполнения бюджетов позволит сосредоточить счета всех бюджетов бюджетной системы РФ, участников бюджетного процесса и других клиентов только в Федеральном казначействе, что обеспечит ускорение распределения поступлений в бюджетную систему РФ между бюджетами бюджетной системы РФ; унификацию и упрощение документооборота; создаст возможность осуществления платежей в бюджетную систему и из бюджетной системы РФ путем применения банковских и иных платежных технологий; позволит оперативно обеспечить администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ персонифицированной информацией о платежах каждого плательщика налогов, сборов и иных обязательных платежей. Предполагается также осуществление бюджетных расчетов в режиме реального времени со всех 83 субсчетов федерального бюджета в пределах совокупной ликвидности федерального бюджета. Это даст возможность повысить качество управления ликвидностью федерального бюджета.

В результате будет создана «современная платежная система и надежные инструменты управления ликвидностью и расчетами» и достигнута цель модернизации управления общественными финансами, повышения эффективности бюджетных расходов и как следствие повышения доверия граждан к власти.

В своем последнем выступлении министр финансов А.Г. Силуанов остановился на новом инструментарии, предложенном федеральным казначейством, который предстоит отработать в текущем году, подготовить под него соответствующую законодательную базу. Этот инструментарий позволит предоставления аванса, не в момент перечисления средств а при возникновении реальной потребности, в момент оплаты этих средств. Интеграция Казначейства с банковскими технологиями - казначейский аккредитив позволит избежать задействования дополнительных ресурсов казны, резервных фондов для предоставления аванса.

Следующая важная задача, которая стоит перед Казначейством - приступить к размещению средств федерального бюджета с активным использованием операций по договорам РЕПО с кредитными организациями под залог ценных бумаг. По сути дела, Казначейство превращается в банковский институт, и при необходимости может привлекать на короткий срок кредиты от коммерческих банков.

Безусловно, извлечение максимальной полезности от использования IT- систем, а также их развитие - одно из приоритетных направлений деятельности органов федерального казначейства. В рамках данного направления планируется в ближайшей перспективе: оптимизировать систему ключевых показателей эффективности, развивать наполнение наших сайтов, обеспечить полноценное функционирование информационных систем, операторами которых являются органы федерального казначейства.

Это необходимо для того, чтобы с помощью имеющихся у органов федерального казначейства информационных ресурсов реализовать масштабные проекты, запланированные на ближайшие 3 года в стратегической карте и планах деятельности. Прежде всего это запуск с 1 января 2013 г. Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, так называемой ГИС ГМП. Применение этой технологии позволит повысить информированность плательщиков о задолженности по платежам в бюджет и существенно упростит процедуру ее оплаты. Оплачивать задолженность можно будет из любой точки страны и мира в личном кабинете плательщика.

Внедрение ГИС ГМП обеспечит прозрачность и открытость деятельности публично-правовых образований, повысит качество финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства.

И следующая важная стратегическая задача - реформирование системы бюджетных платежей. Сегодняшняя система осуществления государственных платежей недостаточно эффективна. В учреждениях Банка России открыто порядка 62 тыс. различных счетов публично-правовым образованиям. В рамках управления ликвидностью единого казначейского счета (ЕКС) осуществляется многочисленный перевод средств между этими счетами.

В рамках данного направления реализовать проект «Казначейство - банк» , перевести все открытые сегодня 72 тыс. счетов в учетную систему казначейства. Казначейство России получит статус прямого участника платежной системы Банка России, обеспечивающего расчеты публично-правовых образований с использованием единого банковского счета, открытого Российской Федерации в Банке России, и свой БИК. Клиентам будет предоставлен доступ ко всем расчетным услугам через систему лицевых счетов, открытых в Казначействе России. Реализация этого проекта установит новые стандарты качества обслуживания клиентов. Это позволит упростить многие процедуры, которые сегодня являются длительными и трудоемкими. Кроме того, на один день сократится срок зачисления доходов в бюджеты.

При этом органы федерального казначейства будут оптимизировать кассовые потоки бюджета. Для этого разработан новый механизм предоставления целевых средств бюджетам субъектов РФ в объеме их фактической потребности на дату совершения платежа, своего рода бюджетный аккредитив. Это исключает, по сути, скрытое бюджетное кредитование региональных бюджетов. По предварительным оценкам, экономический эффект составит порядка 280 млрд. руб. (примерно столько составляют остатки целевых средств на счетах региональных бюджетов).

Проектом предусмотрена возможность замещения механизма предоставления субсидий авансом на механизм предоставления субъектам и муниципалитетам краткосрочных - до 30 дней бюджетных кредитов.

Также планируется реализовать механизм пополнения ликвидности счетов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, привлекая средства их бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, планирует перейти на биржевой механизм управления ликвидностью ЕКС.

В заключение главы можно сделать вывод, что для решения проблем повышения эффективности использования средств бюджетов РФ органами федерального казначейства в среднесрочной перспективе планируется реализовать следующие направления деятельности:

-       переход на систему активного казначейства;

-       повысить качество механизмов бюджетного планирования, ориентированного на результаты;

повысить эффективность использования и расширить применение IT- систем;

-       внедрение на практике ГИС ГМП;

-       до конца реализовать проект «Казначейство - банк».

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы и рекомендации. Миссией Федерального казначейства в процессе использования бюджетных средств в РФ является эффективное управление и контроль за целевым использованием государственных финансовых ресурсов. Деятельность Федерального казначейства направлена на выполнение функций платежной, учетной, контрольной и информационной системы в области финансовой деятельности публично-правовых образований и обеспечивает решение стратегических задач Министерства финансов Российской Федерации, таких как организация и обеспечение исполнения федерального бюджета и формирование бюджетной отчетности, а также оказание государственных услуг субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов.

Решение перечисленных проблем обеспечивается беспрерывным совершенствованием механизмов в рамках казначейской системы РФ. В курсовой работе были выделены следующие направления повышения эффективности казначейской системы РФ:

-       переход на систему активного казначейства;

-       повышение качества механизмов бюджетного планирования, ориентированного на результаты;

-       повышение эффективности использования и расширения применения IT- систем;

-       полноценное применение на практике ГИС ГМП;

-       окончательная реализация проекта «Казначейство - банк».

Представляется, что реализация перечисленных направлений позволит существенным образом повысить роль органов федерального казначейства в бюджетной системе страны и упорядочить процесс исполнения бюджета РФ на разных уровнях в среднесрочной перспективе.

Список литературы

1.       Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)

.        Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 (ред. от 01.07.2016) "О Федеральном казначействе" (пп. 5.15(1) введен Постановлением Правительства РФ от 13.04.2016 N 300)

.        Приказа Минфина РФ от 16 декабря 2004 г. № 116н установлен «Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ»

.        Антонова Л.Г. На ближайшие 3 года у Казначейства России много масштабных проектов.// Финансовый справочник бюджетной организации. 2014. №9.

.        Бондарева Е.В. Повышение эффективности бюджетных расходов путем внедрения управленческого учета.// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 14.

.        Ковтун Л.Р. Развитие казначейского механизма исполнения расходов государственного бюджета. - Иркутск: 2014.

.        Николаева Т.П. Казначейское дело: Учебно-практическое по-собие. - М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2006. - 298 с.

.        Пантелеев А.Ю., Пролубникова О.Е. Как повысить ликвидность ЕКС.// Казённые учреждения: учёт, отчётность, налогообложение. 2015. № 8. С.11

.        Петрикова Е.М., Методический комплекс по дисциплине «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» Москва.2016.

. #"904333.files/image001.gif">

Рис.1.Система органов федерального казначейства Российской Федерации

Приложение 3

Рис.2. Схема поэтапного исполнения бюджета по доходам органами казначейств

Приложение 4

Таблица 2. Расходы федерального бюджета в I полугодии 2016 г.


млрд. руб.

I полугодие 2016г. в % к I полугодию 2015г.

I полугодие 2016г. в % к I полугодию 2015г. (с поправкой на инфляцию)

7297,9

98,4

91,3

Общегосударственные вопросы

478,2

105,9

98,2

Национальная оборона

1471,4

76,9

71,4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.

834,5

94,4

87,6

Национальная экономика

787,5

94,9

88,0

Жилищно-коммунальное хозяйство

31,5

58,8

54,5

Охрана окружающей среды

43,3

140,8

130,6

Образование

321,0

93,6

86,9

Культура, кинематография

34,6

89,8

83,3

Здравоохранение

209,9

101,7

94,4

Социальная политика

2398,8

119,9

111,2

Физическая культура и спорт

17,1

57,6

53,4

Средства массовой информации

31,2

80,4

74,6

Обслуживание государственного и муниципального долга

314,0

119,2

110,6

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ

324,8

96,9

89,9

Дефицит

-1429,2

179,2

166,2


Похожие работы на - Особенности и проблемы развития казначейской системы исполнения бюджетов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!