Средневековая философия

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,35 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Средневековая философия















Реферат по философии

на тему: «Средневековая философия»


Работу выполнила студентка

Веселова Ольга Александровна

Содержание

Введение

. Основные идеи христианского вероучения

. Патристика, учение Августина Аврелия

. Схоластика

. Арабская и еврейская философия в Средние века

Заключение

Введение

Существуют различные точки зрения по поводу хронологических границ средневековой философии. Самой распространенной можно считать периодизацию, где Средние Века начинаются со II века и заканчиваются IV веком н.э. Во втором веке сложился центральный литературный документ христианства - Библия, вокруг который разворачивалась вся культура Средневековья.

Однако некоторые авторы началом средневековья считают время от распада Римской империи (5 век) и до эпохи Возрождения (15 век). Другие, в свою очередь, признают такую датировку не совсем корректной. Во время распада Римской империи еще господствует греческая философия, и с ее точки зрения началом всего является природа. В средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее, является Бог. Переход от одного мышления к другому не мог произойти мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений, ни внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками. Формирование нового типа общества длится весьма продолжительно. Итак, период возникновения средневековой философии - I-IV век н.э. до 15 века (эпоха Возрождения).

Философия и в Средние века не переставала прогрессивно развиваться, содействуя сдвигам в сфере культуры, в том числе в религии. Однако в сравнении с античной философией чувствовались уже иные темпы в разработке ее проблематики и ее стесненность внешними факторами (наиболее явно это происходило в более поздние времена, когда церковь прибегла к инквизиции). А тот факт, что тенденция к союзу философии и теологии, к их взаимодействию проявилась еще в конце античности -- с I--II вв. н. э., говорит о преходящем характере того грубого насилия церкви, которое она предпринимала позже по отношению к философскому инакомыслию. О том же свидетельствует и существование даже в наши дни такого распространенного в Западной Европе течения, как неотомизм, одной из центральных идей которого является союз теологии и философии.

Итак, важнейшей чертой философии Средневековья, отличающей ее от античной философии, а тем более от философии Нового времени, была ее тесная связь с монотеистической религией. «Средневековая философия, -отмечает известный специалист по истории философии В.В. Соколов, -- исторически весьма своеобразный тип теоретизирования, решающая особенность которого состояла во взаимоотношениях с религиозно-монотеистическим мировоззрением».

Средневековую философию принято делить на два больших периода: патристику и схоластику. Иногда выделяют в качестве отдельных этапов учения апостольских отцов и апологетику. В некоторых учебниках этот период включают в патристику, называя это ранней патристикой.

Целью предстоящей работы мы видим исследование философских мировоззрений Средневековья.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

) Выявить общие черты, присущие Средневековой философии;

) Рассмотреть основные принципы схоластики и мировоззрения средневековья;

) Изучить развитие арабской и еврейской философии в Средние века;

) Сделать краткий анализ проблемы соотношения разума и веры.

В работе использованы труды известных исследователей философии средних веков Чанышева А. Н., Соколова В.В. и других.

1. Основные идеи христианского вероучения

Наиболее сильное влияние на западную философию оказала христианская религия. Важнейшая идея христианства - это идея единого Бога или монотеизм. Первая и главная из десяти заповедей, дарованных Господом Моисею звучит так: «Да не будет у тебя других Богов перед лицеем Моим» и далее «Не поклоняйся им и не служим им, ибо Я господь твой». В этом заключается основное отличие христианства от других религиозных верований того времени. Также для христианской религии характере не только монотеизм, но и теоцентризм - едины Бог является центром всего в мире.

В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны. Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Такое мировоззрение характерно для средневековой философии и называется креационизмом. (creatio - творение, создание). Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой.

Идея откровения заключается в том, что любое знание, доступное людям, есть божественное откровение; все, что люди знают о себе, о мире, о Боге - все это открыто им самим Богом.

Отношение христианина к Богу носит личностный характер, уже в самый ранний период становления христианской мысли Бог представляется как Персона, Лик, Личность. Однако с тачки зрения христианство человечество изначально герховно, так как греховность Адама и Евы была распространена на все их потомство. И вся дальнейшая история человечества по Библии - это борьба за спасение. Спасение необходимо потому что, история человечества конечна, она закончится последней решающей битвой сил добра и зла, после чего человечество призовут на Страшный суд.

Христианство осваивало мир в соответствии со своими идеями, но одновременно само впитывало чужие идеи. Мировоззрение и жизненные принципы раннего христианства первоначально формировались в противоположность языческим. Однако по мере того как христианство все больше стало приобретать популярность, потребовалось рациональное обоснование догматов. При этом использовались учения античных философов в новой интерпретации. Приводя, например, определение, что философия есть «любовь к мудрости», Иоанн Дамаскин пояснял, что «истинной мудростью является Бог, следовательно, любовь к Богу является настоящей философией.

Таким образом идеология средневековой философии сформировалась на взглядах христианства и античной философии.

. Патристика. Учение Августина Аврелия

Патристика (от лат. pater -- отец) -- это система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывавших и разрабатывавших идеи христианства. В истории патристики выделяют несколько этапов: апологетика (II-III вв.), классическая патристика (II-X вв.) и заключительный этап.

Относительно своих задач патристика делилась на апологетическую и систематическую. Это двойственность исходила из того, что первые философские попытки христиан исходили из двояких потребностей: внутренних и внешних. С одной стороны, философия должна была быть защитником веры, это было делом апологетов. С середины II века христианские авторы начинают обращаться к языческой аудитории, в основном к влиятельным ее представителям, с апологиями - защитительными письмами. Так, например, появилось «Ходатайство христиан» Афинагора (177 г.), адресованное Марку Аврелию и Коммоду и другие труды.

С другой стороны, для внутреннего истолкования необходимо было целостное и системное изложение основных взглядов - и это было задачей систематиков.

Относительно места становления патристика разделилась на западную, где писали труды на латинском языке, и восточную, где произведения создавали на греческом языке. К наиболее известным относят труды Климента Александрийского, Григория Нисского, Августина Блаженного, Иоанна Златоуста.

Хронологически патристика делилась на период со II века до Никейского собора в 325 году и на период после собора до примерно IX-X веков.

Тит Флавий Климент (Климент Александрийский) (ок. 150 - ок. 219) был одним из крупнейших представителей апологетики. Климент обнаруживал в философии те стороны, которые могли быть использованы богословами. Именно ему принадлежит положение о том, что философия должна быть служанкой богословия. В философии, указывал он, особо полезным является способ рационального доказательства. В религии же единственным путем к Богу до сих пор служит вера. Но одна вера оказывается не всегда надежной. Она будет сильнее, если будет дополнена логическими доказательствами. С помощью рационального знания, указывал он, мы углубляем и проясняем веру. Такое познание способно довести веру до состояния осознанной религиозности. Климент Александрийский был первым в истории христианства, кто сформулировал принцип гармонии веры и разума (конечно, подобное положение фактически означало подчинение разума вере, но оно шло дальше тертуллианского «Верю потому, что абсурдно»).

Августин Блаженный (Аврелий Августин) родился в 354 г. в г. Тагасте (Северная Африка, территория современного Алжира). Он считается крупнейшим философом и богословом периода патристики, оказавшим существенное воздействие на всю средневековую культуру и на последующее развитие философии. Помимо теоретического значения, его деятельность мела и практический смысл: он, в частности, обосновал необходимость церковной организации как посредника между Богом и верующими.

Августин тщательно проанализировал множество положений христианского вероучения, устранил явные противоречия, между которыми из них или дал новое их толкование; он провел огромную работу по систематизации религиозного знания, стремился представить его в качестве единой, целостной концепции. В своих сочинениях он следовал положению, согласно которому «истинная философия и истинная религия -одно и то же». Из философов он высоко ценил Платона, опирался на многие его философские представления.

Всемогущество божества было доведено Августином до фатализма, предопределенности действий и судьбы людей. Все делается по воле Бога. Имея в виду Бога и благодаря его за свою судьбу, он писал в «Исповеди»: «Не мать моя, не кормилицы мои питали меня сосцами своими, но Ты чрез них подавал мне, младенцу, пищу детскую по закону природы, Тобою ей предначертанному, и по богатству щедрот Твоих, которыми ты облагодетельствовал все твари по мере их потребностей». Учение «О граде Божием» созданное Августином, выдвигает мысль о неразделимости божественной и человеческой истории: они существуют в противоположных сферах, которые, однако, не могут существовать одна без другой. Земное царство воплощено в государственных учреждениях, бюрократии, власти, законах, армии, императоре. Оно погрязло в язычестве и грехах, поэтому придет время, когда оно будет побеждено Божественным царством. Церкви Августин отводит роль посредника между ними, так как она является божьим представителем. Церковь занимает главенствующее положение и над государством, которое обязано ей служить. Исходя из этого социально-политическая теория Августина, базируется на принципе неравенства.

Учение о двух противоположных, но органично действующих градах не единственное. Он также затрагивал вопросы о смысле человеческой жизни, противоборстве души и тела. Душа понимается как самобытная субстанция, чуждая материальному миру. Главным ее предназначением является мышление, воля и память. Биологические функции ей чужды, с телом нет ничего общего. Душа в отличие от тела совершенна, поэтому она познает бога. Подавляя собственные наслаждения, чувства и желания, человек заботиться о душе и способствует ее вознесению над телом. Душа бессмертна и близка к богу. Человек может достичь счастье только через испытание души и познание бога. Истина о боге недосягаема для разума, ее можно понять только через веру. "Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь" - квинтэссенция идеи Августина Аврелия.

Отличительные особенности Августина Блаженного:

) Проблема истории занимала важное место;

) Церковь была не элементом государства, а также являлась аналогично властью. Господство которой стояло выше чем государственная власть (церковь над государством, Римский Папа над монархами);

) Человек рассматривался с точки зрения его красоты, силы, богоподобности и силы. Одновременно с этим Августин продвигал идею о пользе умерщвления плоти, чтобы возвысить и возвысить дух, познать и подчиниться Богу. Кроме этого была выдвинута идея социального конформизма, содержащего идею смирения со своим социальным положением и подчинением чужой воле и власти.

Свои мировоззрения Августин Блаженный описал в многочисленных работах. Среди главных его трудов -- «О граде Божьем», «Об истинной религии», «Исповедь», «О Троице», «О бессмертии души», «О ересях», «О свободной воле». Важное место среди них занимает произведение «Исповедь», отражающая перипетии духовной борьбы.

. Схоластика

В Средние века создаются разнообразные школы: монастырские, епископские (примерно с VIII в.), придворные, нецерковные городские школы. В XII--XIII столетиях создаются предпосылки для формирования европейских университетов. Одним из первых начинает свою деятельность Парижский университет; его оформление относится к 1200 г. Университеты появляются в Болонье, Оксфорде, Кембридже, Неаполе, Тулузе и других городах Европы. Они традиционно имели четыре основных факультета: теологический, философский, юридический и медицинский. Преподавание философии студентам всех факультетов имело следствием не только направленное формирование мировоззрения у слушателей, но и усиление философского сообщества, интенсификацию исследования философских проблем. Представители богословия в те годы играли ведущую роль в формировании университетов. Тогда же были определены и формы изучения дисциплин: лекции, семинары, комментирование текстов, диспуты, дискуссии. Много внимания уделялось выработке логически стройного мышления, умению аргументировать свои положения в споре с оппонентами. В связи с этим на одно из первых мест в преподавании выдвигалась формальная (аристотелевская) логика.

Слово «схоластика» происходит от греческого слова - «школьный, ученый». В позднем Средневековье под схоластикой стали понимать определенный способ философствования и богословия.

Схоластическая философия - это философия определенного временного промежутка (IX-XIV вв.), основанная на христианском Откровении, на вере в истинность того, что написано в Священном Писании.

Цель возникновения схоластики - упорядочить и сделать доступной христианскую догму с помощью философии.

В истории схоластики выделяют четыре основных периода: 8-9 вв. - подготовительный период, наиболее ярко представленный в трудах Иоанна Скотта Эриугены; 9-12 вв.- период споров между римско-католическими теологами о роли веры и разума, выраженный в деятельности Пьера Абеляра, 13 век- «золотой век» схоластики, завершившийся созданием официального учения римско-католической церкви трудами Фомы Аквинского, 15 век- период кризиса схоластики, выразившийся в творчестве Уильяма Оккама, в сочинениях которого уже критиковалась стремление католицизма к обоснованию веры с помощью разума.

Центральной фигурой схоластической философии в Западной Европе был Фома Аквинский (1225-1274). Томазо (Фома) Аквинский родился в семье графа на юге Италии. В 1244 г. стал монахом доминиканского ордена и продолжил учебу в Парижском университете. Читал лекции по теологии, профессор. В 1259 г. отозван папой в Рим, преподавал в разных городах Италии. По прямому заданию папской курии написал ряд трудов. Одной из его задач было изучение Аристотеля с целью приспособления его взглядов к правоверному католицизму В 1259 г. Фома Аквинский завершает в 1273 г. свой грандиозный труд «Сумма теологии» («суммой» тогда называли итоговые энциклопедические сочинения). Помимо отмеченного сочинения, Фома Аквинский написал множество других, среди них -- «О существовании и сущности», «О единстве разума против аверроистов», «Сумма истины католической веры против язычников» и др. Он провел большую работу по комментированию текстов Библии, трудов Аристотеля, Боэция, Прокла и других философов.

Среди проблем, которые привлекли его внимание, была проблема соотношения философии и теологии. Он считал, что по своему предмету философия и теология фактически не различаются: обе они имеют предметом Бога и то, что он создает; только теология идет от Бога к природе, а философия - от природы к Богу. Они отличаются друг от друга, прежде всего методом, средством его постижения: философия (а сюда относились тогда и научные знания о природе) опирается на опыт и разум, а теология -- на веру. Философия находится в услужении у теологии и настолько же ниже её по значимости, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости.

Он строил все свои сочинения в виде вопросов и ответов, которые всегда представляют мнения возражающих, и старался показать то, что верно в каждом подходе. Фоме Аквинскому удалось соединить идеи Блаженного Августина и философию Аристотеля.

Не прибегая к учению Церкви, философ на основании доводов разума и логики вывел доказательства бытия Бога.

5 доказательств существования Бога Фомы Аквинского

1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.

. Доказательство через производящую причину - это доказательство схоже с первым. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего - это Бог.

. Доказательство от степеней бытия - люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее - этим является Бог.

. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, - это существо мы именуем Богом

Учение Фомы Аквинского, несмотря на некоторое противодействие со стороны традиционалистов оказало большое влияние на католическую теологию и философию, чему способствовала канонизация <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F> Фомы в 1323 году и признание его наиболее авторитетным католическим теологом.

Идеи Фомы Аквинского получили развитие в рамках философского направления, именуемого «томизмом <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%BC>». В течение ряда веков философия Фомы не играла заметной роли в философском диалоге, развиваясь в узко-конфессиональных рамках, однако с конца XIX века учение Фомы снова начинает вызывать широкий интерес и стимулировать актуальные философские исследования; возникает ряд философских направлений, активно использующих философию Фомы, известных по общим наименованием «неотомизм <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%BC>», основателем которого является Жак Маритен <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B0%D0%BA_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD>.

. Арабская и еврейская философия в средние века

Расцвету схоластики в Западной Европе в 10 в. предшествовало прогрессивное развитие арабской философии, философии Средней Азии.

Поворотным пунктов в развитии философии этих стран было усвоение учения Аристотеля в соответствии с новыми достижениями науки, особенно математики, астрономии и медицины. Были разработаны многие самобытные философские идеи. В этом регионе было немало талантливых мыслителей. Хотелось бы остановится подробнее на одном из них.

Авиценна - под этим именем был известен Ибн Сина - необычайно разносторонний мыслитель, философ и политик, врач и алхимик, поэт и музыкант. Им написано боле 100 книг. Особой ценность пользовался «Медицинский канон», остававшийся в течении нескольких веков одной из руководящих книг в медицине. Основным философским трудом была его энциклопедическая «Книга исцеления», разделявшаяся на логику, физику, математику и метафизику. Авиценну называли «князем философов» и «князем врачей»

Авиценна отрицал творение мира во времени. Он рассматривал сущее как вневременную эманацию Бога, душа человека -есть нечто бессмертное, она есть духовная форма тела. В трактовке универсалий он исходит из того, что общие идеи существую трояко: до вещи в божественном разуме, в вещи как сущность единичного и после вещи в человеческом разуме. Труды Авиценны были переведены в Европе, они изучались и изучаются поныне.

Влияние христианского богословия на философию ибн Сины заметно как в его учении о трёхсоставной человеческой природы, так и в именовании им Бога словами Истина и Любовь. В одном из своих стихов Авиценна с восторженностью и решимостью, достойной христианина, пишет о стремлении очистить душу посредством крещения, в подражание Христу:

«Из дома чуть свет я уйду за высокой звездой, Уйду от сует, что меня окружают ордой. Оставив одежду в руках материнских, уйду я, Чтоб, как Иисусу, омыться святою водой» [24] <#"justify">Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV вв.).

Философия, которая складывалась в этот период, имела два основных источника своего формирования.

Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.

Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме Бога-творца, и догмат о творении Богом мира "из ничего". В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.

Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма). В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога, Бог является реальностью, определяющий все сущее. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учения о познании.

Таким образом, различия в функциях, выполняемых людьми, являются результатом не общественного разделения труда, а целевой деятельности Бога.

Список используемой литературы

1«О граде Божием»// «Антология мировой философии». Т. 1. Ч. 2. С. 602.

2Августин. Против академиков. Ин-т философии РАН; Пер и коммент. О.В. Головой. - М.: Греко-латин. Кабинет Ю.А. Шичалина, 1999 - 192 с.

3Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

Бессонов Б.Н. История философии. Учебник для вузов нефилософских специальностей. - М.: Высшее образование Юрайт, 2009.

Канке В.А. Общая философия науки. Учебник. - М.: Омега-Л, 2009.

Майоров Г.Г..\ Формирование средневековой философии. - М., 1979.

Островский Э.В. Философия. Учебное пособие для вузов по нефилософским специальностям. - М.: Вузовский учебник, 2009

Соколов В. В. Средневековая философия: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. - М.: Высш. школа, 1979. - 448 с.

Философия: учебное пособие / под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н/Д, 2008.

Похожие работы на - Средневековая философия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!