Методика подготовки к выполнению нормативных требований 'Готов к труду и обороне' VI ступени на силовые показатели в условиях педагогического вуза (на примере подтягивания на перекладине)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    181,98 Кб
  • Опубликовано:
    2017-12-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методика подготовки к выполнению нормативных требований 'Готов к труду и обороне' VI ступени на силовые показатели в условиях педагогического вуза (на примере подтягивания на перекладине)















Тема работы: «Методика подготовки к выполнению нормативных требований комплекса ГТО VI на силовые показатели в условиях педагогического вуза (на примере подтягивания на перекладине)»

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методологический анализ развития нормативных требований комплекса ГТО по развитию силы

.1 История развития нормативных требований комплекса ГТО

.2 Сущность и содержание методики развития силы

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования

.1 Анализ научно-методической и специальной литературы

Глава 3. Основные пути совершенствования силовой подготовленности студентов педагогических вузов для выполнения нормативных требований комплекса ГТО VI ступени (на примере подтягивания)

3.1 Педагогическое руководство по совершенствованию силовой подготовленностью студентов педагогических вузов для выполнения нормативных требований комплекса ГТО VI ступени (на примере подтягивания)

3.2 Формирование мотивации у студентов педагогического вуза к выполнению нормативных требований комплекса ГТО VI ступени (на примере подтягивания)

Выводы

Список литературы

Приложение

Введение

Формирование укрепление и сохранение здоровья человека издавна стало проблемой номер 1 по всему миру. Постоянные перегрузки студентов на фоне снижения двигательной активности приводят к ухудшению состояния их здоровья. Больше 60% СТУДЕНТОВ имеют различного рода заболевания. С каждым годом происходит увеличение количества студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, а хронические заболевания имеют свойство «омоложения». Физическая культура рассматривается как одно из эффективных средств развития физических качеств и профилактики заболеваний. Это единственная дисциплина, проходящая через все ступени образования, и которая может взять на себя «груз ответственности» по формированию личности, ответственной за свое здоровье.

Гипотеза-предполагается, что благодаря примененной методике, направленной на улучшение силовых способностей мышц плечевого пояса повысится эффективность системы физического воспитания и спорта в высших учебных заведениях.

Предмет динамика результатов специальной силовой подготовленности студентов высшего учебного заведения по параметрам комплекса ГТО

Объект учебно-тренировочный процесс студентов высших учебных заведений

Цель исследования- анализ полученных в ходе эксперимента данных по силовому комплексу ГТО на примере подтягивание на перекладине в висе среди студентов высшего учебного заведения.

Глава 1. Теоретико-методологический анализ развития нормативных требований комплекса ГТО по развитию силы

.1 История развития нормативных требований комплекса ГТО

Предшественником комплекса ГТО была система оценки физического состояния человека, разработанная П.Ф. Лесгафтом еще до революции 1917 года. В основу ее были положены нормативы по простейшим упражнениям, таким как ходьба, бег, прыжки и др. несмотря на это, нормативы по некоторым упражнениям зависели от физических параметров человека. Например, в прыжках в длину было установлено 3 норматива: первый был равен двум ростовым величинам человека; второй - двум с половиной и третий - трем величинам (Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР»,1976). После революции проводятся научные исследования систем физического воспитания по подготовке населения страны к защите Родины. Для этого времени характерен поиск наилучших средств и форм физического воспитания с наличием нормативных требований к физической подготовке трудящихся. Так, в 1921-22 гг. были введены требования на значок «Нормальный атлет», в 1925-28 гг. - нормативы для бойцов и командиров РККА, в 1928 г. были разработаны требования на значок «Нормальный физкультурник». Основу этих нормативных требований составили естественные и доступные упражнения. В те времена не было опытных специалистов-теоретиков, способных разработать нормативы на научной основе. Тогда была в употреблении своеобразная терминология, например «Нормальный урок советской физкультуры». Эти понятия обозначали что-то схожее с современными понятиями, такими как «типовой урок», «модель многоборца ГТО», «модель борца», «лыжника» и др. .(Новиков А.Д., 1986) Нехватка научных кадров в области физкультуры и спорта зачастую приводила к тому, что эти нормативные требования, основанные на эмпирических данных, не всегда отвечали духу времени и были подвержены частым изменениям. Например, введенный в 1931 году комплекс ГТО изменялся и дополнялся 10 раз: в 1932, 1934, 1939, 1947, 1955, 1959, 1966, 1972, 1985, 1988 годах. Да и возрожденный в 2014 году комплекс ГТО наверняка потребует изменений и дополнений, поскольку он имеет свои особенности.

Первая особенность состоит в том, что ступени действующего комплекса обозначают как возрастные границы, так и трудность нормативов, а в комплексе 1931 г. была всего одна ступень, обозначавшая только трудность выполнения нормативов. Вторая особенность заключается в охвате сдающих нормативы. Если комплекс 1931 г. предусматривался для возраста 17-40 лет, то сейчас комплекс охватывает население с 6 до 70 лет и старше. Третья особенность. Нормативы первого комплекса имели более тесную связь с трудовой и военной деятельностью. Преемственность с «большим» спортом была выражена слабо(Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО, 1976). В те времена программные документы осуждали так называемый «рекордсменский уклон»(1928). Это было логично, ибо страна отстаивала свое право на существование, ощущался острый недостаток квалифицированных тренерских кадров, а состояние спортивных баз было плачевным. В те годы не ставилась задача завоевания первых мест на мировых первенствах, да страна еще и не входила в международные спортивные27 организации. Тогда перед физкультурным движением стояла главная задача - средствами физкультуры помочь советским людям укрепить здоровье, хорошо подготовиться к труду и защите Родины. Сейчас же к задачам комплекса ГТО 1931 г. добавляется требование к ведению ЗОЖ и модернизация физического воспитания различных групп населения страны.

Первый комплекс ГТО, рожденный в 1931 году по инициативе газеты «Комсомольская правда», содержал 7 нормативов: стрельбу из м/к винтовки; метание учебной гранаты; плавание на 200 м; бег на 1000 м с препятствиями;

лазание по канату; велокросс; лыжные гонки на 10 км по сильно пересеченной местности. Комплекс был утвержден Всесоюзным Советом физической культуры 11 марта 1931 г, а в декабре этого года нормы ГТО выполнили уже 450 тысяч человек. Награждение первых значкистов ГТО проходило в торжественной обстановке в Колонном Зале Дома Союзов. В 1932 году была введена вторая более трудная ступень комплекса с высокими зачетными требованиями. Она включала в себя 25 норм. В 1934 году в комплекс ГТО была включена начальная ступень для подростков 13-16 лет, она называлась БГТО. Но жизнь продолжала вносить свои коррективы. В 1939 году Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О введении нового физкультурного комплекса ГТО». Было сокращено число норм и требований, введены нормы обязательные и нормы по выбору. Комитету по делам высшей школы было поручено переработать в вузах государственные программы физического воспитания на основе нового комплекса ГТО(Алексеев А.В., 1985).

Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО приобрел государственное значение, стал прочной и надежной основой всей советской системы физического воспитания. Особенность комплекса ГТО 1939 года состоит в том, что он введен Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР. Вторая особенность комплекса 1939 г. - его военно-прикладная направленность. Страна готовилась к обороне Родины. Были изменены виды испытаний: - введены единоборства (бокс, борьба, фехтование на штыках) - метание связок гранат на дальность; - переноска патронного ящика. В годы Великой Отечественной войны особенно проявилось военно-патриотическое значение комплекса ГТО. Через его систему прошли миллионы людей, которые готовились защищать свое Отечество. Подготовка велась с учетом фронтовых действий. После войны советское физкультурное движение получило дальнейшее развитие. Вновь потребовалось внести некоторые коррективы во Всесоюзный физкультурный комплекс. В 1946 году комплекс претерпел очередные изменения. Нормы стали легче, доступнее, вместо 7 выборных норм осталось только 5. Облегчение норм было вызвано тем, что народ перенес войну, голодал, 28 ослаб. В 1954 году из комплекса были исключены выборные виды спорта. С 1 января 1959 г. был введен новый, третий по счету, комплекс ГТО(Гоголев Ф.В., Уваров В.А, 1986).

Прежние нормативы претерпели значительные изменения. Все виды нового комплекса стали обязательными, а комплекс БГТО был включен в государственные программы физического воспитания в школах. Сдача норм ГТО и БГТО проводилась только на соревнованиях. Была введена очковая система оценки результатов. Она учитывала индивидуальные особенности человека, но была громоздка. В 70-е годы наше общество вступило в эпоху научно-технической революции, автоматизации и комплексной механизации, где доля физического труда с каждым годом становилась все меньше и меньше. В этих условиях возросло значение физических упражнений(Кольтинова В.В.,1998). Исходя из этих гуманных целей и потребностей общества, ЦК КПСС и Совет Министров СССР 17 января 1972 года приняли постановление «О введении нового комплекса ГТО». Новый комплекс, четвертый по счету, вступил в силу с 1 марта 1972 г. Комплекс ГТО 1972 года значительно отличается от всех ранее существовавших. Впервые изменена его структура: теперь она стала не трехступенчатой, а шестиступенчатой, рассчитанной на людей от 7 до 60 лет. Для усиления руководства работой по комплексу ГТО и его внедрением в повседневную жизнь советских людей спорткомитет СССР образовал общественный орган

Всесоюзный Совет по комплексу ГТО во главе с Дважды Героем Советского Союза летчиком-космонавтом генерал-майором авиации А.А.Леоновым. Комплекс ГТО 1972 года сыграл свою положительную роль - он помог миллионам советских людей укрепить сове здоровье, выработать необходимые физические качества и прикладные навыки. Вместе с тем комплекс выявились негативные стороны комплекса: - низкий уровень знаний выпускников институтов и техникумов по организации физкультурно-массовой работы на основе ГТО; - недостаточное количество методической литературы; - нерациональное использование спортивной базы; - малое число групп ОФП и недостаточное количество занимающихся в них физкультурников; - необоснованное планирование подготовки значкистов ГТО без учета возможностей коллектива; - недостатки в структуре, содержании и возрастных диапазонах комплекса ГТО. Становилось ясно, что комплекс требует изменений. Главная цель изменений комплекса - сделать его более реальным и доступным, обеспечить преемственность видов упражнений во всех ступенях с постепенным усложнением норм до 25-летнего возраста, а затем с постепенным их облегчением. Комплекс ГТО был изменен в 1985 г. Каковы же главные изменения комплекса? Во-первых, изменена его структура. В комплексе 1972 г. нормативы для взрослого населения были рассчитаны на 10-летние возрастные периоды. Это не соответствовало физическим возможностям людей: для одних они были легкими, для других сложными. Поэтому для взрослого населения (18-60 лет) они были разработаны в пределах 5-летнего, а для школьников - 2-летнего возрастного диапазона. Принадлежность детей к той или иной ступени БГТО стали определяться не возрастом, а классом, в котором обучается школьник( Ермолаев В.М., 1983). Было установлено 4 ступени БГТО и 3 ступени ГТО. В комплексе появился новый раздел требований к недельному двигательному режиму. Из комплекса были исключены такие упражнения как отжимание, толкание ядра, метание теннисного мяча, штанга, лазание по канату, марш-бросок и другие. Увеличены дистанции бега на выносливость. Для лиц старше 30 лет был исключен спринтерский бег, укорочены дистанции в плавании до 50 м. Вместо серебряного значка введена нормативная оценка «сдано». Были внесены и другие изменения и дополнения. Но трехлетняя практика работы показала, что и этот комплекс не срабатывает. Он потерял свою популярность, зачастую стал рассматриваться как неудобный сосед среди спортивных секций и появившихся в последнее время новых форм оздоровительной работы, таких как бег трусцой, ритмическая и атлетическая гимнастика, скейтборд, брейк и ряд других. Урон престижу ГТО нанесло также и то, что долгие годы в работе по комплексу ГТО господствовал «валовый» принцип: все без исключения должны были сдавать его нормативы. Укоренившиеся административно-нажимные методы работы, штурмовщина, не учитывавшие ни подготовленности людей, ни наличие материальной базы, громоздкая структура и излишняя нормативная «начинка» отпугивали людей от комплекса.

В работе по комплексу ГТО было много формализма, приписок и очковтирательства. К комплексу ГТО было утрачено внимание со стороны руководителей предприятий и учебных заведений, в «загоне» находились некогда популярные и массовые соревнования по многоборью ГТО. Поэтому нет ничего удивительного в том, что спустя всего три года встал вопрос о новой «реконструкции» комплекса. Проект нового комплекса ГТО широко обсуждался в печати. Было высказано более 1000 предложений. 30 мая 1988 г. Госкомспорт СССР принял постановление «Об изменениях и дополнениях в Положении о Всесоюзном физкультурном комплексе ГТО». Вот основные изменения. Обязательная сдача норм была предусмотрена только для молодежи с 6 до 27 лет. Комплекс состоял из двух взаимосвязанных частей: первая часть - БГТО - для учащихся 1-8 классов и вторая часть - ГТО - для учащихся 9-10 классов, ПТУ, студентов средних и высших учебных заведений и работающей молодежи. В комплекс органически включался также набор различных многоборий.30 В содержание комплексов БГТО И ГТО в разной дозировке входили упражнения, определяющие уровень развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости) и упражнения, определяющие степень владения прикладными навыками в плавании, беге, лыжах, стрельбе и метаниях.

Упражнения в беге и в силовой гимнастике сдавались в конце учебного года в течение одного дня в виде соревнований, нормативы в плавании, беге на лыжах, стрельбе, метаниях и комплексах гимнастических упражнений выполнялись в те же сроки, но не в один день, а в течение всего учебного года (Никитюк Б.А., 1998). Из комплекса 1988 г. были исключены: прыжки в высоту и длину, подъем переворотом, туризм, челночный бег, многоскоки, дистанции, выполняемые без учета времени, стрельба (в обеих ступенях БГТО и 2 ступени ГТО), теоретический раздел и раздел требований недельного двигательного режима. Основанием для вручения удостоверения и значка ГТО являлась «Сводная ведомость сдачи нормативов и требований комплекса ГТО», подписанная руководителем учебного заведения (предприятия, организации), главным судьей и членами комиссии от райвоенкомата, райкома ВЛКСМ и райспорткомитета. Ведомость должна была быть заверена печатью учреждения. Комплекс ГТО вводился в действие с 1.09.89 года. По большинству упражнений комплекса ГТО проводились соревнования в виде многоборий. В программу зимнего многоборья входили стрельба, лыжи и силовые упражнения. Программа летних многоборий была значительно шире. Она включала спринтерский бег и бег на выносливость, плавание, стрельбу, метания и силовые упражнения. Причем, летнее многоборье могло проводиться в виде троеборья, четырехборья и пятиборья.

Результаты соревнований оценивались по специальным таблицам. По многоборьям были разработаны разрядные нормативы вплоть до звания мастера спорта. В целях стимулирования работы по комплексу ГТО предусматривалось награждать преподавателей (учителей), инструкторов физической культуры, добившихся высоких и стабильных результатов по подготовке значкистов ГТО: - в течение 5 лет - значком «Отличник физической культуры и спорта»; - в течение 10 лет - почетным знаком «За заслуги в развитии физической культуры и спорта»; - в течение 15 лет - присваивать звания «Заслуженный тренер союзной республики» и «Заслуженный работник физической культуры»(Аронов А.А., Волошинов В.Б., 1976).

Период с 1972 по 1991 год был временем массового подъема населения для подготовки и сдачи норм на значок ГТО, олицетворяющий собою мужество, бодрость и здоровье. Однако, уровень работы физкультурных организаций по массовому развитию физической культуры и спорта на основе комплекса ГТО в полной мере не отвечал современным требованиям. В конце 80-х годов комплекс ГТО заметно утратил свои позиции. Парадность, валовой поход к привлечению31 населения к сдаче нормативов без предварительной подготовки, погоня за большими цифрами отчета, формализм и заорганизованность привели к снижению интереса населения к комплексу ГТО. С распадом СССР (1991 г.) комплекс ГТО умер естественной смертью, но его многоборье, сменив название на ПОЛИАТЛОН, продолжало жить. Решением Государственного комитета РФ по физической культуре №2/3 от 9 июня 1993 г. полиатлон признан как вид спорта, включен в Единую всероссийскую спортивную классификацию и, как доступное и разностороннее средство, представлен в государственной программе физического воспитания населения России(Ильин Е.П., 1987).

С признанием полиатлона как вида спорта была упорядочена система проведения чемпионатов России, изданы новые правила соревнований, изменена структура многоборья, разработаны новые разрядные нормативы, изменены названия ступеней, уменьшен диапазон возрастных групп с 10 до 5 лет, вместо 45-очковой была введена 60-очковая таблица, ширина коридора для метания гранаты увеличена до 15 м, наметился постепенный переход в стрельбе на пневматическое оружие, выполнение силовых гимнастических упражнений стало ограничиваться временем, для старших возрастных групп была сокращена дистанция бега на выносливость и др. Соревнования по полиатлону в России приняли форму фестивалей, где спортсмены демонстрировали не только физические, но и интеллектуальные способности.

июня 1993 года была создана Всероссийская федерация полиатлона, наделенная полномочиями по развитию этого вида спорта в стране (Манжелей И.В., 2005). С этого времени и по сей день в России ежегодно проводятся летние и зимние чемпионаты по полиатлону среди детей, юношей, взрослых и ветеранов. Годом раньше по инициативе спортсменов, тренеров, представителей среди стран СНГ и ближнего зарубежья в г. Санкт- Петербурге на учредительной конференции было принято решение о создании Международной ассоциации полиатлона (МАП), что позволило не только сохранить популярный вид спорта, но и создать возможность спортсменам разных стран участвовать в международных соревнованиях. Проводить международные соревнования под лозунгом «Готов к труду и обороне СССР» в то время было нелогично. За период с 1992 по 2012 год МАП провела 14 чемпионатов мира по летнему и 11 по зимнему полиатлону (Коц Я.М., 1986). В 2013 году МАП была переименована в МСП (Международный Союз полиатлона) со штаб-квартирой в г. Таллин (Эстония). Как видим, полиатлон как преемник многоборья ГТО продолжал традиции комплекса ГТО - он обеспечивал всестороннюю физическую подготовку, создавал у людей базу для успешной адаптации к трудовой и военной деятельности. Но, несмотря на эту благородную миссию, полиатлон не мог полностью удовлетворить интересы различных слоев населения России. Комплекс же ГТО решал более широкие функции, он оставил в умах людей32 неизгладимый след. В различных регионах России по-прежнему проводилась физкультурная работа на многоборной основе (Зациорский В.М., Ингерлейб М.Б., 2008).

В Министерство спорта России и другие причастные Министерства и Ведомства поступали обращения граждан России с просьбой восстановить комплекс ГТО. 24 марта 2014 года Президент РФ издал Указ №172 о поэтапном введении с 1 сентября 2014 г. Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). В Указе было предписано: 1. Правительству Российской Федерации: а) до 15 июня 2014 года утвердить Положение о комплексе ГТО; б) до 30 июня 2014 года совместно с субъектами РФ утвердить план мероприятий по поэтапному внедрению комплекса ГТО и принять меры по стимулированию населения к занятиям упражнениями комплекса ГТО и сдаче его нормативов и требований; в) до 1 августа 2014 года принять нормативные правовые акты по внедрению комплекса ГТО на федеральном, региональном и местном уровнях; г) затраты на внедрение комплекса ГТО установить в пределах бюджетных ассигнований в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ. 2. Субъектам РФ определить органы исполнительной власти, ответственные за внедрение комплекса ГТО, и до 1 августа 2014 года утвердить планы мероприятий по поэтапному внедрению комплекса ГТО. 11 июня 2014 года Правительство РФ утвердило Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО (Постановление №540), где определило цель, задачи, структуру, содержание и организацию работы по внедрению нового комплекса ГТО среди различных групп населения России. Целями Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО являются: укрепление здоровья, гармоничное развитие личности, воспитание патриотизма и преемственности. В задачи комплекса ГТО входит: содействие массовости спорта, повышение уровня физической подготовленности занимающихся и продления их жизни, формирование любви к спорту и ведению ЗОЖ, методическая подготовка самостоятельно занимающихся физическими упражнениями, модернизация системы физического воспитания различных групп населения, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов. Структурно комплекс ГТО состоит из двух частей: первая часть - нормативно-тестирующая часть, вторая - спортивная часть. Первая часть содержит 11 ступеней, которые означают возраст сдающих нормы ГТО и содержание этих норм. Вторая часть комплекса ГТО включает многоборья, состоящие из видов испытаний (тестов), входящих в этот комплекс. Состав многоборий утверждает Министерство спорта РФ.33

Ступени комплекса ГТО и возраст сдающих нормы Ступень 1 2 3 4 5 6 7 8 9

11 Возраст (лет) 6-8 9-10 11-12 13-15 16-17 18-29 30-39 40-49 50-59 60-69

В постановлении сказано, что нормативы комплекса ГТО являются государственными требованиями к физической подготовленности граждан России в возрасте от 6 до 70 лет и старше. Установлено 3 уровня трудности нормативов комплекса ГТО: золотой, серебряный и бронзовый знаки отличия. Виды испытаний (тесты) подразделяются на обязательные и виды по выбору. Обязательные виды предназначены для определения уровня развития скоростных возможностей, выносливости, силы и гибкости. Тесты по выбору оценивают скоростно-силовые возможности, координационные способности и уровень овладения прикладными навыками.

Для получения знака отличия кроме сдачи практических норм к сдающим предъявляются требования к знаниям и умениям по следующим вопросам: а) влияние занятий физической культурой на состояние здоровья, повышение умственной и физической работоспособности; б) гигиена занятий физической культурой; в) самоконтроль при занятиях физической культурой; г) история развития физической культуры; д) методика самостоятельных занятий физической культурой; е) овладение практическими умениями и навыками в различных видах физкультурно-спортивной деятельности. Абитуриенты вузов при поступлении на учебу вправе заявлять о наличии у них спортивных разрядов и званий, а также знаков отличия комплекса ГТО. Указанные спортивные достижения учитываются при зачислении на учебу. Требования к уровню физической подготовленности студентов при выполнении ими нормативов ГТО предусматриваются учебной программой вуза по дисциплине «Физическая культура». Студентам, имеющим золотой знак отличия, может быть назначена повышенная государственная академическая стипендия.

Подобные меры могут применяться к обучающимся и в других образовательных учреждениях. Лица, осуществляющие трудовую деятельность, ведут подготовку и сдачу нормативов ГТО в соответствии с планом спортивно-массовых мероприятий трудового коллектива. Работодатель вправе поощрять в установленном порядке лиц, успешно сдавших эти нормативы. Для выполнения нормативов и оценки уровня знаний и умений Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса в субъектах РФ создаются центры тестирования. Учет данных о выполнении видов испытаний (тестов) и нормативов осуществляется в порядке и по форме федерального статистического наблюдения за реализацией комплекса ГТО.

1.2 Сущность и содержание методики развития силы

Можно выделить четыре специфических вида проявления силы:

-         абсолютная как максимальное мышечное усилие, которое можно развивать в статическом и динамическом режиме;

-         взрывная как способность мышц достигать максимума проявления силы по ходу движения в возможно меньшее время;

-         быстрая, которая во многом обусловливает скоростные возможности;

-         силовая выносливость как способность совершать длительные мышечные напряжения без снижения их рабочей эффективности(Зациорский В.М., 2009).

Условно все упражнения, используемые для развития скоростно-силовых качеств в бадминтоне можно разбить на три группы:

1.                   Упражнения с преодолением собственного веса тела: быстрый бег по прямой, быстрые передвижения боком, спиной, перемещения с изменением направления, различного рода прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной ноге, в глубину, в высоту, на дальность, а также упражнения, связанные с наклонами, поворотами туловища, выполняемыми с максимальной скоростью, и т. д.

2.       Упражнения, выполняемые с дополнительным отягощением (пояс, жилет, манжетка, утяжеленный снаряд). К этим упражнениям можно отнести различного рода бег, всевозможные прыжковые упражнения, метания и специальные упражнения, близкие по форме к соревновательным движениям.

3.       Упражнения, связанные с преодолением сопротивления внешней среды (вода, снег, ветер, мягкий грунт, бег в гору и т. д.). Система упражнений скоростно-силовой подготовки направлена на решение основной задачи - развитие быстроты движений и силы определенной группы мышц. Решение этой задачи осуществляется по трем направлениям:

скоростному, скоростно-силовому и силовому. Скоростное направление предусматривает использование упражнений первой группы, с преодолением собственного веса, упражнений, выполняемых в облегченных условиях. К этому же направлению можно отнести методы, направленные на развитие быстроты двигательной реакции (простой и сложной): метод реагирования на внезапно появляющийся зрительный или слуховой сигнал; расчлененный метод выполнения различных технических приемов по частям и в облегченных условиях. Скоростно-силовое направление ставит своей целью развитие скорости движения одновременно с развитием силы определенной группы мышц и предполагает использование упражнений второй и третьей группы, где используются отягощения и сопротивление внешних условий среды(Кабачков В.А.. Жуков М.Н., Куренцов В.А., Перова Е.И., 2013).

Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет напряжения мышц (Ашмарин Б.А.,1978).

При этом мышцы могут работать:

-  в изометрическом режиме - без изменения их длины,

-    в преодолевающем (миометрическом) режиме - с укорочением мышцы,

-  в уступающем (плиометрическом) режиме - с удлинением мышцы. Сила оценивается через силовые способности:

-   собственно силовые способности (абсолютная сила) оцениваются в статических и медленных (жимовых) движениях (например, штанга предельной массы);

-   скоростно-силовые способности - помимо силы требуется высокая скорость движения. Максимум силы, развиваемый за минимальное время, достигается за счет так называемой взрывной силы. Скоростно-силовые способности оцениваются контрольными упражнениями типа прыжка в длину или в высоту с места, метания с места и др.;

-     силовая выносливость - способность длительно преодолевать непредельное сопротивление (подтягивание, многократные приседания, отжимания штанги и др.)

Способы развития силы

Для развития силы выполняют упражнения с отягощениями:

-  снаряды и тренажеры

-         собственная масса

-         масса и сопротивление партнера и др.

В силовой подготовке различают общую и специальную силовую подготовку.

Общая силовая подготовка направлена на всестороннее развитие мышц и является условием развития функциональных возможностей организма человека (Журавлин М.Л., Заряцкая О.В., Казакевич Н.В.,2001)

Специальная силовая подготовка направлена на развитие силы тех мышечных групп, которые являются определяющими в том или ином виде двигательной практики (Дубровский В.Н., 2004).

Развитие силы достигается силовыми упражнениями с отягощениями. Общеподготовительными упражнениями для развития силы являются средства тяжелой атлетики (Кузнецов А.Ю.,2007).

Специально-подготовительные упражнения - это элементы соревновательных действий с отягощениями.

Способы развития максимальной силы:

-     повторное поднимание непредельной массы до выраженного утомления, число упражнения в одном подходе - от 4 до 12:

-   поднимание предельной массы - 1-3 раза в одном подходе, большая масса для подъема которой требуется значительное эмоциональное напряжение, поднимается реже - 1 раз в две недели.

Для развития скоростно-силовых качеств используются непредельные отягощения с установкой на развитие максимальной возможной скорости или ускорения (Никитюк Б.А.,1998).

Для развития силовой выносливости применяется увеличение общего объема силовой нагрузки за счет увеличения числа повторений и сокращения перерывов между подходами. Эффективной методической формой занятия является круговая тренировка (Пузырь Ю.П.,2006).

Тренируя силу, следует помнить одно общее правило: «Силовые способности, развитые при помощи общеподготовительных упражнений, не гарантируют того, что они сразу будут эффективно проявляться в специальных упражнениях. Силу необходимо вырабатывать для конкретных движений (Попов В.Б., 1999).

При освоении сложных технических силовых действий реализация развиваемых силовых способностей проходит в три стадии.

На первой стадии (первые 1-1,5 месяца интенсивной силовой подготовки) «новая» сила вступает в противоречие с уже имеющимися техническими навыками, движения временно становятся хуже (Дубровский В.Н.,2004).

На второй стадии (следующие 3-4 недели) наблюдается улучшения соотношения сила-техника.

В дальнейшем (третья стадия) технико-силовые возможности развиваются параллельно.

Развитие максимальной силы производится различными методами:

1.     Абсолютную силу можно увеличить за полгода и менее изометрическим методом, т.е. статическими упражнениями.

Тренировки при этом проводят ежедневно, если проводить тренировки раз в неделю - темпы прироста снижаются. Каждое упражнение выполняется 5-12 секунд и повторяется после 8-10-секундного отдыха 10-15 раз.

Отдых перед тем как перейти к следующему упражнению, составляет 3-4 минуты. За одно занятие выполняется 5-6 упражнений.

Дыхание: до начала усилия - глубокий вдох, в начале упражнения - задержка дыхания, в конце - медленный выдох.

При использовании в тренировке статистических упражнений следует учитывать их особенности:

а) каждое упражнение развивает силу мышцы только для того конкретного участка траектории движения, в котором фиксируется тело в данном конкретном упражнении. Поэтому в тренировке необходимо использовать набор (серию) упражнений для всей траектории одного движения.

б) непосредственного двигательного силового эффекта после упражнения не наступает - необходима соответствующая тренировка по применению развитой силы в движении.

в) при перерыва в тренировке на 5 недель сила снижается до 40-50% ее прироста, при перерыве на 30 недель - до исходного уровня.

2.   Динамический изотонический метод является самым наиболее используемым для развития силы (упражнения с постоянным сопротивлением), при котором используются гантели, гири и др.

Метод разработан Делормом и Уоткинсоном в 19 в. и заключается в выполнении трех подходов по десять повторений в каждом. Может быть использован и обратный порядок нагрузки в подходах.

В современных методиках для изотонических упражнений используется масса, постепенно доходящая до 75-90% от максимальной. При этом упражнения повторяются 6-8 раз в подходе в медленном темпе: 1-2 секунды на преодоление, 2-4 секунды на уступающие движение. Паузы между подходами - 20-40 секунд (Кузнецов А.Ю., 2007).

Такой режим используется в начале силовой подготовки и позволяет увеличить мышечную массу.

В дальнейшем для развития силы необходимо использовать другую методику, при которой движения выполняются в увеличенном темпе 0,8-1 секунда на преодоление и 1-2 секунды на уступающее усилие, паузы между подходами 2-3 минуты, что позволяет увеличивать силу без увеличения мышечной массы.

Один раз в неделю можно использовать упражнения с максимальной массой.

Определение числа повторений упражнения в одном подходе проводят с учетом следующего правила:

Максимальная масса

1-2 раза

90% от нее

3-5 раз

75% от нее

8-10 раз

50% от нее

10-15 раз

30% от нее

15-20 раз

10% от нее

20-30 раз


Для тренировки силы могут использоваться возрастающие сопротивления (эспандеры, амортизаторы).

В некоторых движениях мышцы работают в уступающем режиме, утомительном и даже резко болезненном в том случае, если не проводить соответствующей тренировки (Эванс Н.,2008).

Отягощение при тренировке «уступающей силы» может превышать предельную массу для преодолевающего сокращения на 10-30%.

Упражнения выполняются медленно (уступающее движение - 4-6 секунд, в подходе 6-8 раз, между подходами отдых 1-2 минуты)

Уступающие упражнения, кроме силы воспитывают гибкость, однако требуют специального приспособления или помощи партнера для возвращения с отягощением в исходное положение (Холодов С.И., Кузнецов В.С.,2001)

Упражнения в изокинетическом режиме (максимальное напряжение и постоянная скорость по всей траектории движения) наиболее эффективны.

3.  Взрывную силу развивают с помощью упражнений с непредельной массой (прыжки, метания и др.).

Полезно выполнять упражнения с резкими переходами от работы в уступающем режиме к работе в преодолевающем режиме (например, прыжки в яму, в ров с последующими выпрыгиваниями оттуда)

Отягощения при выполнении этих упражнений составляют 20-30% максимального, скорость выполнения - 70-80% максимальной, количество повторений в подходе - 6-8 раз, отдых между подходами 0,5 - 1 минута.

Силовую выносливость тренируют постепенным увеличением объема силовой работы за счет увеличения числа повторений и сокращения времени перерывов для отдыха (Филин В.П., 1987).

Темп выполнения упражнений тот, который необходим на соревнованиях, отягощение достигает 40-80% максимального, число повторений 20-200 (до утомления - 90% возможного).

При длительности выполнения упражнения (2-10 минуты) паузы должны обеспечивать полный отдых.

Существенное значение имеет развитие статической силовой выносливости. Для этого используют изометрические упражнения с отягощением 60-80% от максимального, усилия продолжаются 10-40 секунд, количество повторений - до утомления, число серий - повторений за одну тренировку - 7-9, отдых - 3-4 минуты.

Тестирование силы должно производиться с учетом особенностей вида спорта. Тестовые упражнения должны максимального соответствовать по структуре специфическим движениями, требующим силы(Тимушкин А.В., 2004). Для тестирования абсолютной силы мышц рук и плечевого пояса может использоваться упражнение - выход в упор из виса с отягощением. Взрывную силу можно характеризовать прыжком в длину с места с 75%-ным отягощением. Силовую выносливость можно измерить бегом вверх по склону с отягощением, велотренажером, греблей и др. Тестами на силовую выносливость рук и ног являются подтягивания на перекладине и приседания на одной ноге.В процессе силовой подготовки, наращивания мышечной массы необходимо обеспечить поступление в организм белка в достаточном количестве, (1,5-2г белка на 1кг массы тела), половина которого должна быть животного происхождения. Следует соблюдать режим питания (Ильин Е.П., 1987)

Большинство авторов указывают на значимость физической подготовки студента высшего учебного заведения и на его результат в целом. Исходя из научно-методической литературы, авторы своих книг сходятся во мнении о необходимости улучшения физической подготовки силовой направленности, соотношение которой меняется на различных этапах физической культуры. Несмотря на это, исследование средств и методов физической подготовки имеет место для современных специалистов, поскольку требования в ВУЗах с каждым годом возрастают, соответственно возрастает уровень физических качеств. Большинство авторов указывают на необходимость развития силы и быстроты качеств.

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования

Задачи исследования

В выпускной квалификационной работе обоснованы текущие задачи: 1.провести анализ научно-методической литературы по истории развития силового комплекса ГТО.

2. Определить уровень развития силовой подготовленности у учащихся Вузов на примере подтягивания на перекладине.

.разработать и экспериментально доказать методику воспитания силовых качеств у учащихся Вузов по нормативным требованиям комплекса ГТО.

Методы исследования

Применялись следующие методы исследования:

-  анализ научно-методичеcкой литературы;

-         обзор информационных сайтов;

          педагогическое наблюдение;

          педагогический эксперимент;

          опрос тренеров и спортсменов;

          тестирование;

          методы математико-статистического анализа

2.1 Анализ научно-методической и специальной литературы

Изучение научно-методической литературы проводилось с целью выявления физической подготовленности учащихся вузов на примере подтягивания, необходимых для выполнения нормативов комплекса ГТО. Изучалась литература по теории и методике физического воспитания и спорта, рассматривались вопросы развития физических качеств в зависимости от возраста спортсмена, средства, методы и организация работы по их развитию у студентов. Также изучались вопросы возрастных изменений организма по материалам научно-методической литературы возрастной физиологии.

Обзор информационных сайтов

Для полноценного сбора информационного материала, с целью его дальнейшего изучения, обзору подверглись различные научные видеоматериалы, представленные на сайтах, посвященных комплексу ГТО.

Педагогическое наблюдение

во время проведения учебно-тренировочного процесса происходило наблюдение за учащимися, в процессе которого происходила запись показателей обучения. Фиксировались заинтересованность учеников на учебно-тренировочных занятиях, их активность, желание выполнять задания на занятиях правильно и четко.

В процессе наблюдения на тренировках уделялось внимание правильности движений, быстроте выполнения упражнений, которое зависит от их знания, способности скоординировать свои действия, а также от их сложности. Каждый из занимающихся добровольно посещал учебно-тренировочные занятия и пропускал их только по состоянию здоровья или же какой-либо уважительной причине.

педагогическое тестирование

для решения задач, определенных в настоящей работе, были подобраны тесты, ранее использовавшиеся в исследованиях различных направлений силовой подготовки. Такой подход оптимален, поскольку при этом можно получить результаты, которые можно уже сравнивать с известными в специальной литературе. Данное упражнение( подтягивание на перекладине) выполнялось 2 раза, до и после эксперимента, в зачет принималась лучшая из них. силовой подготовленность мотивация упражнение

Педагогический эксперимент

данный эксперимент проходил с целью выявления силовых показателей у студентов ВУЗов. Эксперимент проходил в естественных условиях тренировки, продолжительность 2месяца. В нем принимали участие студенты с 1-3 курс, в количестве 90человек . Возраст составлял 18-

лет. В процессе педагогического эксперимента использовались разнообразные средства и методы формирования силовых способностей.

Методы математической статистики.

В нашем исследовании мы использовали следующие методы математической статистики: оценка среднего арифметического и расчет прироста в процентном соотношении

-   среднее арифметическое значение - x

-   среднее квадратичное отклонение - ς

- прирост в процентном соотношении - р

Экспериментальное исследование выполнения нормативных требований комплекса ГТО VI ступени на силовые показатели в условиях педагогического вуза (на примере подтягивания).

В экспериментальном исследовании принимали участие 90 студентов 1-3 курс. На первом этапе исследования было разделение на две группы: экспериментальная (n=40) и контрольная(n=50). В начале эксперимента было проведено первое тестирование и определялся начальный уровень силовых возможностей студентов. Эксперимент состоял из норматива- подтягивание в висе. Также было произведен анализ полученных результатов и сравнительный анализ нормативных требований по данной возрастной категории с требованиями комплекса ГТО.

Студенты контрольной группы во время эксперимента проводили занятия самостоятельно, без нашего контроля и вмешательства в учебно- тренировочный процесс. Занятия проходили 2 раза в неделю по 2 часа. В экспериментальной группе занятия проходили по разработанной методике, включающей развитие силовых способностей. Эксперимент проходил в 3 этапа:

На первом этапе учебно-тренировочного процесса занятия были направлены на развитие силовой выносливости мышц рук с использованием облегченного упражнения «отжимание от пола». Данное упражнение выполнялось на небольшой возвышенности (скамейка) ноги находились на возвышении, руки на полу, повторения выполнялись до утомления, состояли из 3 подходов. Далее с каждой тренировкой число подходов увеличивалось до 5 подходов с интервалом отдыха до 3-4минут. Выполнение упражнения состояло из следующих частей: сгибание в локтевых суставах происходило до тех пор, пока грудь не коснется пола, также внимание уделялось напряжению живота, спины и бедер. Также на данном этапе происходило обучению вису на перекладине на согнутых руках, а также выполнения упражнения подтягивания с помощью преподавателя.

На втором этапе подготовки применялись упражнения для более тщательной проработки мышц, необходимых для выполнения упражнения подтягивание на перекладине: отжимание от пола с различной расстановкой рук по ширине, отжимание от гимнастической скамейки сидя сзади. Все упражнения начинались с 3 подходов по 15-20 раз, к концу уже количество увеличилось до 5 подходов с интервалом до 2 минут между сериями.

На третьем этапе тренировочных занятий использовались упражнения отжимание от пола на возвышенности-с 70% от максимума, а также общее количество всех отжиманий должно составлять не менее 100 раз. для становления правильной техники регулярно использовались упражнения для удержания равновесия тела-упор лежа на предплечьях( планка), боковой упор на левое и правое предплечье( левая и правая планка).выполнялись данные упражнения в течение 15-30 секунд, после происходила смена положения. Также на 3 этапе был произведен сравнительный анализ двух групп, по результатам которых был определен уровень физической подготовленности учащихся. в тестах были применены следующие упражнения-отжимание от пола. Был произведено сравнение экспериментальной группы с нормативными показателями комплекса ГТО.

Анализ результатов экспериментального исследования выполнения нормативных требований комплекса ГТО VI ступени на силовые показатели в условиях педагогического вуза (на примере подтягивания)

В начале эксперимента при анализе полученных результатов упражнения- подтягивание на перекладине- на «золотой значок» выполнило 30% студентов из контрольной группы и 50% в экспериментальной показали высокий уровень силовой подготовленности. На «серебряный значок» в контрольной группе выполнило 30%, в экспериментальной тоже 30-%, на

«бронзовый значок» в контрольной 20-%, и 10% в экспериментальной. «Не выполнили упражнение» в контрольной группе 20%, а в экспериментальной 10% соответственно.

«Таблица 1»

оценка

Подтягивание на перекладине


Контрольная группа

Экспериментальная группа

«Золотой значок»

30%

50%

«Серебряный значок»

30%

30%

«Бронзовый значок»

20%

10%

«Не выполнили упражнение»

20%

10%


Отсюда можно сделать вывод что в начале эксперимента в экспериментальной группе половина респондентов смогла показать высокие нормативные требования при выполнении силового упражнения комплекса ГТО, что свидетельствует о высокой физической подготовленности учащихся Вуза.

При окончании эксперимента при анализе полученных данных в упражнении «подтягивание на перекладине» мы имеем следующую картину- в контрольной группе на «золотой значок» выполнило 40%, в экспериментальной 60%, на «серебряный значок» контрольная группа-35%, экспериментальная-30%, на «бронзовый значок» -контрольная группа- 15%,экспериментальная-7%, «не выполнили упражнение» - контрольная группа- 10%, экспериментальная - 3%. Все студенты смогли выполнить упражнение хотя бы по одному повторению.

«Таблица 2»

оценка

Подтягивание на перекладине


Контрольная группа

Экспериментальная группа

«Золотой значок»

40%

60%

«Серебряный значок»

35%

30%

«Бронзовый значок»

15%

7%

«Не выполнили упражнение»

10%

3%


Из данных, представленных в таблице можно сказать, что статистически значимых различий между контрольной и экспериментальной группой не было, разница составила лишь 5-10. После проведения повторного тестирования у ребят экспериментальной группы было зафиксировано улучшение в показателях по силовому упражнению «подтягивание на перекладине». Данные показатели увеличились на 10-15%. В контрольной же группе улучшения составили 5-10%.

Результаты исследования представлены в протоколах [Приложение 1,Приложение 2]

Сравнивая полученные данные конечного эксперимента, можно сделать вывод, что тенденция к развитию силовых способностей у студентов 1-3 курса наблюдается, и требует тщательного изучения для улучшения эффекта тренированности.

Однако анализ результатов проведенного исследования показывает, что большинство студентов имеют слабый уровень силовой подготовленности и не могут выполнить достаточно успешно нормативные требования в силовой программе комплекса ГТО. Необходимо проводить силовые тренировки среди студентов для укрепления сразу нескольких мышечных групп, отвечающих за силовые показатели. Также необходимо использовать разнообразные упражнение для усиления тренировочного эффекта, т.к. мышцы имеют свойство привыкать к одним и тем же упражнениям.

Глава 3. Основные пути совершенствования силовой подготовленности студентов педагогических вузов для выполнения нормативных требований комплекса ГТО VI ступени (на примере подтягивания)

В силовой тренировке рекомендуется применять следующие виды нагрузки:

1.       Большое количество повторений (свыше 15 раз) применяется:

-         начинающими атлетами, которые стремятся быстро переработать свои нетренированные мышцы и уменьшить жировую прослойку, улучшить фигуру;

-         подготовленными атлетами, которые хотят приобрести более рельефную мускулатуру (в этом случае количество повторений становится чрезвычайно высоким - свыше 20-30 в одном подходе, как и темп выполнения самого упражнения - от среднего до максимально возможного);

Упражнения с большим количеством повторений выполняются с небольшим весом (от 60% и ниже) или вообще без отягощения. В таком случае нагрузкой становится собственный вес тела (например, отжимание в упоре лежа под различным углом по отношению к полу, отжимание на брусьях с различной шириной хвата, подтягивание на перекладине и т.п.). Такие упражнения прекрасно развивают силовую выносливость, могут выполняться в любых условиях (дома, на работе), хорошо удаляют лишний жир, формируют мышцы.

2.       Среднее количество повторений (6-10 раз) -основная тренировочная нагрузка в силовых видах спорта. С таким количеством повторений используют вес штанги, равный 60-70 % от максимального. Опыт многих атлетов в различных видах спорта показал, что такая нагрузка - наиболее рациональная для развития мускулатуры и эффективного воспитания силы и силовой выносливости, роста мышечной массы. Для подготовленных атлетов диапазон подъема тяжестей в одном подходе от 6 до 10 вполне достаточен, чтобы эффективно варьировать тренировочные нагрузки до адаптивного состояния.

3.       Малое количество повторений (1-3 раза) используется для интенсивного развития мускулатуры, увеличения веса и, главным образом, развития максимальных силовых возможностей атлета. Этот вид тренировки используется, как правило, хорошо подготовленными атлетами, которые стремятся достичь высоких результатов в развитии силы тех или иных групп мышц. Нагрузка при таком количестве повторений составляет 90-100 %, а иногда и 105 % от максимального.

3.1 Педагогическое руководство по совершенствованию силовой подготовленностью студентов педагогических вузов для выполнения нормативных требований комплекса ГТО VI ступени (на примере подтягивания)

Все больше специалистов утверждают, что традиционная система физического воспитания имеет ряд существенных недостатков, которые снижают ее эффективность. Главными недостатками являются недостаточное внедрение в учебный процесс таких педагогических принципов, как: дифференциация, индивидуализация демократизация и гуманизация учебного процесса.

Анализ специальной литературы свидетельствует, что изучение проблем физического воспитания студентов обращалось много авторов. Ряд специалистов обращают внимание на то, что для повышения эффективности физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи необходимо придерживаться конкретных педагогических условий. Однако, несмотря на проведенные исследования, в этой сфере остается много нерешенных вопросов. В связи с этим осуществляется активный поиск новых эффективных форм и методов проведения занятий по физическому воспитанию.

Последнее время во многих ВУЗАХ нашей страны наблюдается значительный интерес к силовым упражнениям. Четкое дифференцирование нагрузки, большой выбор средств и методов силовой подготовки дает возможность преподавателям физического воспитания учитывать индивидуальные особенности студента (пол, тип конституции, уровень физической подготовленности и здоровья). Под действием силовых тренировок активизируется рост мышечных объемов и уменьшается прослойка жировой ткани, что может значительно улучшить здоровье человека. Это является достаточно убедительным фактором в стимулировании студентов к занятиям физическими упражнениями. Учитывая то, что сила является интегральной физическим качеством, применения упражнений силовой направленности может значительно повысить уровень других двигательных качеств молодежи. Более того, занятия с использованием средств силовой подготовки позволят современному молодому поколению поддерживать себя в хорошей физической форме, быть уверенным в себе, что дает возможность вести полноценный образ жизни, находиться в гармонии с собой и окружающим миром.

Таким образом, занятия силовой направленности будут способствовать формированию интереса студентов к занятиям физическим воспитанием, повышению их физической подготовленности и состояния здоровья. Однако проведение таких занятий требует разработки оптимальных педагогических условий совершенствования силовых способностей. Попутно отметить, что в литературе эта проблема должным образом не раскрыта, а исследовательские работы в этом направлении почти не проводились. Все это указывает на актуальность выбранной темы и свидетельствует о необходимости проведения специальных исследований. Целью исследования является теоретическое обоснование педагогических условий совершенствования силовых способностей студентов в системе физического воспитания.

Совершенствование силовых способностей студентов в системе физического воспитания осуществляется в результате применения средств, методов и методических приемов соответствующей направленности. Повышение эффективности этого процесса требует создания оптимальных педагогических условий, которые могут обеспечивать необходимость активной, напряженной деятельности при систематическом и постепенном увеличении трудности и способствуют развитию готовности студентов к ней. Проведенный анализ литературных источников указывает на то, что такая деятельность возможна в случае осознания студентами потребности в физическом совершенствовании организма. Для этого нужна постоянная мотивация учебной деятельности. Чтобы ее обеспечить, необходимо изучать интересы студентов, их потребности, стремления, жизненные планы и тому подобное. Специальные исследования в этом направлении указывают на то, что большинство юношей и девушек изъявляют желание заниматься силовыми упражнениями. Подавляющая часть респондентов от таких занятий ожидает улучшения форм тела, укрепление здоровья, повышение результативности в избранном виде спорта и тому подобное. На основании вышеизложенного, применение занятий силовой направленности в учебном процессе физического воспитания обеспечит высокую мотивацию студенческой молодежи к физкультурно-спортивной деятельности. Важную роль в повышении мотивации к учебной деятельности играет также стимулирующая роль преподавателя, своевременная и объективная оценка результатов и четкая постановка цели. Готовность студентов к активной, напряженной деятельности обеспечивается необходимым уровнем теоретических знаний, приобретение практических умений и навыков и положительным эмоциональным отношением к учебному процессу.

В спешность учебной деятельности может значительно возрасти в результате построения годового цикла занятий силовой направленности с учетом особенностей графика учебных занятий ВУЗА. Такое построение обеспечивает оптимальную динамику тренировочных нагрузок в зависимости от периодов развития спортивной формы, ее сохранение и отдыха. Построенный алгоритм позволяет достичь соответствия между факторами педагогического воздействия и восстановительными мероприятиями, рационально использовать различные средства и методы развития силы. Это дает возможность систематически и постепенно увеличивать трудности в процессе проведения учебных занятий. Повышению успешности занятий силовой направленности способствует также разработка комплексов силовых нагрузок с учетом индивидуальных особенностей студентов (пола, типа конституции, уровня физической подготовленности и состояния соматического здоровья). Этому же способствует выбор оптимальных средств и методов развития силовых качеств с учетом цели, которую преследуют студенты (похудеть увеличить мышечные объемы, повысить результативность в избранном виде спорта и тому подобное). Разработанные комплексы силовых нагрузок позволяют каждому студенту выполнять свое индивидуальное задание. Выполнение посильных заданий способствует формированию у студентов уверенности в собственных силах. Во время выполнения силовых упражнений студентам необходимо рекомендовать страховать друг друга. Это создает благоприятные условия для взаимопомощи и взаимоконтроля. В спешность учебной деятельности возрастает в результате обеспечения студентов разнообразным техническим оборудованием и спортивным инвентарем. Большой выбор средств силовой тренировки позволяет учитывать индивидуальные особенности юношей и девушек. Возможность тренироваться на современных, эстетически оформленных, удобных тренажерах с современным электронным оборудованием способствует формированию мотивации к проявлению двигательной активности. Разработанные комплексы силовых нагрузок с учетом индивидуальных особенностей студентов могут использоваться также для самостоятельных занятий по физическому воспитанию В процессе таких занятий совершенствуются силовые качества студенческой молодежи и формируется у них потребность к физическому совершенствованию организма. Мы считаем, что проведение таких занятий особенно актуально в период прохождения учебной практики с различных предметов, зимних и летних каникул, а также в течение последнего выпускного семестра. Полученные на учебных занятиях силовой направленности знания, умения и навыки позволяют студенческой молодежи самостоятельно заниматься физическими упражнениями после окончания учебы в ВУЗЕ.

Приведенные в научных работах данные указывают на то, что наиболее интенсивное развитие силовых качеств происходит в возрасте 15-18 лет, до 20 лет темп прироста силы постепенно замедляется. Поэтому именно годы обучения в ВУЗЕ является наиболее благоприятным периодом развития силы. Учитывая это успешность применения занятий силовой направленности в учебном процессе по физическому воспитанию значительно возрастает.

3.2 Формирование мотивации у студентов педагогического вуза к выполнению нормативных требований комплекса ГТО VI ступени (на примере подтягивания)

Цель мотивации занятий физической культуры и спорта состоит в решении следующих задач: 1)воспитательные, 2)образовательные, 3)развивающие, 4) оздоровительные. Их также можно разделить:

1.       Понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности.

2.       Усвоение научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни.

3.       Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

4.       Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей и свойств личности, самоопределение в физической культуре.

5.       Обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студентов к будущей профессии.

6.       Приобретение опыта творческого использования физкультурно- спортивной деятельности для достижения жизненных профессиональных целей.

Известно, что решение комплекса вышеперечисленных задач происходит при соответствующем планировании, в частности при организации занятий по физическому воспитанию. При этом особое значение приобретает оздоровительная направленность этих занятий, связанная с проблемой здоровья студентов. Так, двухразовые занятия в неделю по два часа (обязательные академические занятия) без дополнительных самостоятельных занятиях не создают базиса устойчивой адаптации организма к мышечной работе.

как физические, так и умственные нагрузки требуют от студентов высших учебных заведений значительных затрат сил во время проведения учебно- тренировочного процесса. Для ведения здорового образа жизни, а также для самосовершенствования студентам необходимо проводить дополнительные самостоятельные занятия направленные на развитие качеств.

Ввиду малоподвижного образа жизни самостоятельные занятия физическими упражнениями восполняют дефицит двигательной активности студентов, способствуют более эффективному восстановлению организма и повышению физической и умственной работоспособности, что необходимо как для учебной, физической и повседневной деятельности.

Выводы

1.   Анализ научно-методической литературы показал, что совершенствование силовых способностей студентов в системе физического воспитания будет эффективным при реализации следующих педагогических условий: систематическое и постепенное увеличение трудностей в процессе силовой подготовки, выбор оптимальных тренировочных средств и методов развития силовых качеств с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей организма студентов и поставленной цели, обеспечение необходимым техническим оборудованием и спортивным инвентарем, активизация самостоятельной работы студентов и учета сенситивный период развития силовых качеств. Перспективы дальнейшего исследования проблемы видим в экспериментальной проверке педагогических условий совершенствования силовых способностей студентов в системе физического воспитания

2.   Анализ полученных результатов показывает, что большинство студентов не могут в полной мере выполнять нормативный силовой комплекс ГТО по всем требованиям. [Приложение 3] Достаточно низкий уровень силовых показателей в контрольной группе свидетельствует о недостаточности физической нагрузки, выполняемой для развития мышечной силы. Разработанная и примененная методика, направленная на развитие силовых качеств студентов указывает на эффективность ее применения в учебно- тренировочном процессе.

Внедрение различных видов физического воспитания, используемых в высших учебных за- ведениях, позволяет утверждать, что построение новых методик преподавания курса «физическая культура», включающих элементы силовых видов спорта, осуществляемых с учетом физкультурно-спортивных интересов, уровня здоровья и физической подготовленности студентов, позволит сформировать у студентов мотивацию к физическому совершенствованию и здоровому образу жизни и будет способствовать физическому развитию и укреплению здоровья. 3.Результаты, показанные в начале эксперимента и после его проведения свидетельствуют о эффективности ее применения в ходе учебно- тренировочного процесса. Все показатели у всех студентов повысились в среднем на 10-15% по сравнению с первичными результатами.

Список литературы

1. Федеральный закон от 5 октября 2015 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Указ Президента Российской Федерации № 172 от 24 марта 2014 г. «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».

3. Постановление Правительства Российской Федерации № 540 от 11 июня 2014 года «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно- спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».

4.       Алексеев. А.В. Психомышечная тренировка - метод психической саморегуляции. - М., 1979. - 27с.

.         Алексеев А.В. Себя преодолеть. /3-е изд., перераб., доп. - М.: Физическая культура и спорт, 1985. - 192с.

.         Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры). - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 224с.

7. Агаджанян Н.А. Двигательная активность и здоровье / Н.А. Агаджанян, В.Г. Двоеносов, Н.В. Ермаков, Г.В. Морозова, Р.А. Юсупов // Казань: Изд-во Каз.гос.ун-та, 2005.

8. Бариев М.М. Пути повышения социальной значимости физической культуры и спорта: Материалы Всерос. науч. - практ. конф., г.Казань, 15-16 окт. 2002г. / гос. Комитет РФ по физической культуре и спорту, М - во по делам молодежи и спорту РТ, Рос. гос. академия физич. Культуры, Рос. ун-т дружбы35 народов. - Казань: РЦИМ, 2003. - 204 с.

9. Бариев М.М. Потребность и мотивация интереса населения к занятиям физической культурой и спортом, формированию здорового образа жизни: Материалы Всерос. научн.-практ. конф., 7-8 окт. 2004, Наб. Челны: В 2 т. Т.

10.   / Фед. агенство по физич. культуре, спорту и туризму, М-во по делам молодежи и спорту РТ, Кам. гос. ин-т физич. культуры; Под общ. Ред. М.М. Бариева. - Казань: РЦИМ, 2004. - 186 с.

11  .Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методический аспект) // Теория и практ. физ. культуры. 2002. №4. С.9-10.

12      .Бундзен П.В., Евдокимова О.М., Унесталь Л.Э. Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения //Теория и практика физ. культуры. 1996, № 8, с. 51 - 53.

13. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки, как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех// Теория и практика физической культуры. - 1993, - № 4,- С. 8-12.

.Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 40 с.

15.   Верушкин Н. Г. Методы и средства управления физической подготовкой студентов технических вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1996. 24 с.

16.     Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. 328 с.

17.   Воробьёв А.Н. Тяжелоатлетический спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - С. 255.

18.   ГТО - основа систематизации средств и методов советской физической культуры/ А.Д.Новиков// Теория и практика физической культуры,1939 г.2. Гоголев Ф.В., Уваров В.А. Тверже шаг, товарищ ГТО. - М.: Физкультура и спорт, 1986 г. - 80 с.

19.   Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник /А.А.Васильков. - Ростов на/Д: феникс, 2008. - З81 с.

20.    Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

21.  Гневушев В.В., Забельский С.Ю., Магин В.А., Краснов Ю.П. и др. Система биоэкономической психомоторной адаптивности цикла здоровья / Учебное пособие: изд-во Старопольсервисшкола. - Ставрополь, 2004. - 188с.

22.     Гимнастика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений/Г 484 М.Л. Журавин, О.В. Заряцкая, Н.В. Казакевич и др.// Под ред. М.Л. Журавина. Н.К. Меньшикова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 448с.

23. Дубровский В.Н. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов высших учебных заведений - З-е изд.; испр и доп. / В.Н. Дубровский. - М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 624 с.

24.   Ермолаев В.М. Подготовка многоборцев ГТО в условиях вуза / В.М. Ермолаев. Методическое пособие // Казань: КАИ, 1983.

25.   Ермолаев В.М. Полиатлон как комплексный тест для оценки физической подготовленности студентов / В.М. Ермолаев. Статья. Ж. «Вестник КГТУ им. А.Н. Туполева», Казань, 1996, № 3. 9. Ермолаев В.М. Спортивная подготовка студентов вузов на основе комплексных многоборий / В.М. Ермолаев: диссертация, канд. пед. наук. - Малаховка, 1997.

26.   Ермолаев В.М. Унификация полиатлона и совершенствование оценки его результатов / В.М. Ермолаев, А.В. Гришин // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 3. - С. 85-88.

27.  Зациорский В. М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания). М.: Физкультура и спорт, 2009. 200 с.

28.  Ингерлейб М.Б. Анатомия физических упражнений /М.Б.Ингерлейб. - Ростов м/Д: феникс, 2008. - 187 с.

29.   Кузнецов А.Ю. Анатомия фитнеса /А.Ю.Кузнецов. Издание 2-е,доп. - Ростов м/ Д: феникс, 2007. - 224с.

30.      Кабачков В.А. Физкультурно-оздоровительные технологии профилактики девиантного поведения среди учащейся молодежи: монография / В.А. Кабачков, М.Н. Жуков, В.А. Куренцов, Е.И. Перова. - Ярославль, 2013. - 287 с.

31. Кольтинова В.В. Организация содержания психолого-педагогических дисциплин для студентов АФК с учётом механизмов их профессионализации.// Теория и практика физической культуры. - 1998. - №11-12.

.Коц Я.М. Физиологические основы физических (двигательных)качеств/ Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт.1986. С. 53103.

33.   Куренцов В.А. Особенности проявления различных форм девиантного поведения среди студенческой молодежи на этапе профессионального обучения / В.А. Куренцов, И.Г. Зюзько, Э.В. Егорычева, А.Н. Евстратов // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - 2013. - № 3. - С. 72-80.

34.   Лубышева Л.И. Лекции по социологии физической культуры и спорта. Выпуск второй. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации. - М.: РГАФК, 1996-26 с.

35.       Манжелей И.В. Актуализация педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды: Дис. ... докт. пед. наук. - Тюмень, 2005. - 442 с.

36.   Могендович М.Р. Физиологические основы взаиморегуляции моторики и вегетатики. Актовая речь. - Пермь, 1966. - 28с.

37.Никитюк Б.А. Интегративно-антропологические основы физического воспитания и детско-юношеского спорта //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998, № 2, с. 6-9.

38.    Присяжнюк С.И. Комплекс ГТО в физкультурно-оздоровительных группах / С.И. Присяжнюк // К.: Здоровье, 1990.

39.   Пузырь Ю.П. Управление физическим воспитанием в образовательных учреждениях на основе мониторинга физического состояния: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.П. Пузырь. - М., 2006. - 21 с.

40.   Просветова О. В., Зеликова О. А., Краснова Г. О. Силовая тренировка в групповых программах. Волгоградская гос. акад. физ. культуры. Волгоград: [б.и.], 2009. 46 с.

41.  Подготовка к военной службе учащихся старших классов средних школ. /А.А Аронов, В.Б.Волошинов//- М.: Изд. ДОСААФ , 1976 г

43.Попов В.Б. 1001 упражнение для легкоатлетов // Спорт в школе. 1999. № ЗЗ-34. С. 9-18.

44.  Постановление ЦК КПСС Совета Министров СССР от 17 января 1972 г.

45.     Иванов Л.В. Шесть ступеней здоровья / Л.В. Иванов, В.В. Кудрявцев // М.: Знание, 1981. (К 50-летию Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО).

46.   Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1987. - 287с.

47.     Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры: 2-е изд. испр. и доп.- СПб: изд-во РГПУ им. А.П. Герцена, 2000. - 486с.

48.Свищев И.Д., Ерегина С.В. Профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов в сфере физической культуры // Теория и практика физической культуры, 2001, № 12.

49.  Сластенин В.А., Исаев И.С. Педагогика. - М., 2002. - 218с.

50.   Смолевский В.М., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики. М.: Просвещение, 1992.

51.   Соловьев Г.М. Педагогические технологии в формировании физической культуры личности студента. Автореф. дисс. докт. пед. наук. - М., 1999. - 34с.

52.Сологуб Е.Б., Таймазов В.А. Спортивная генетика: Учеб. пособие.- М.: ТерраСпорт, 2000.- 127., ил.

53.   Тимушкин А.В. Физическая культура и здоровье: Учеб. пособие / А.В. Тимушкин.- Балашов: Изд-во “Николаев”, 2004.- 120 с.

54.   Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебн. для ин-тов и техн.физич.куль-ры. М.: Физкультура и спорт, 1987. 238 с.

55.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов вузов.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Изд. Центр “Академия”, 2001.- 480 с.- (Высш. образование)

56.   Хохлов С.И., Лосавио О.В. Педагогическая техника и психорегуляция в учебном процессе // Советская педагогика. - М., 1989, № 9. - с. 47-50.

57.   Чесноков А.В. Формирование профессиональных качеств педагога по физической культуре // Теория и практика физической культуры, 2001, № 10.

58.  Шабунова А. А. Здоровье населения в России: состояние и динамика: монография. Вологда: Изд-во Института соц-эконом. развития территорий РАН, 2010. 408 с.

59.     В.В. Столбов, Л.А.Финогенова, Н.Ю.Мельникова. История физической культуры и спорта. / Учебник под ред. В.В.Столбова - 3-е изд, перераб. и доп.

60.     Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. М.: Физкультура и спорт, 1963 г. 19. Физическая культура и спорт в СССР. - М.: Физкультура и спорт, 1967

61.     Юсупов Р.А. Пути повышения социальной значимости физической культуры и спорта в Республике Татарстан / Р.А. Юсупов, М.М. Бариев, Г.В. Морозова, Н.С. Тарасова, А.М. Зинуров, С.А. Алексеев // Казань: РЦИМ, 2002. - 40 с.: (Сер.: Молодежь Татарстана; Вып. 1)

62.Якубовская А.Р. Методика психомышечной саморегуляции для снижения нервно-психического и мышечного утомления // Методические рекомендации. - М., 1987. - 25с.

Приложение

Протокол контрольной группы

Фамилия, Имя

Кол-во повторений до эксперимента

Значок ГТО до эксперимента

Кол-во повторений после эксперимента

Значок ГТО после эксперимента

1.Фунтиков И.

13

золотой

15

золотой

2.Надежкин А.

10

серебряный

12

серебряный

3.Петров Н.

13

золотой

16

золотой

4.Токарев В.

9

бронзовый

12

серебряный

5.Нарапетян Н.

13

золотой

15

золотой

6.Андреев Д.

10

серебряный

12

серебряный

7.Веревкин А.

13

золотой

17

золотой

8.Павласюк В.

9

бронзовый

13

золотой

9.Подчасов С.

13

золотой

17

золотой

10.Жеребцов М.

13

18

золотой

11.Бородин Е.

13

золотой

16

золотой

12.Миргородский В.

 9

 бронзовый

 12

 серебряный

13.Гавриленко А.

9

бронзовый

13

золотой

14.Боровиков Н.

10

серебряный

12

серебряный

15.Заровный Е.

9

бронзовый

11

серебряный

16.Русанов В.

13

золотой

15

золотой

17.Цветцих И.

9

бронзовый

10

серебряный

18.Мещапкин С.

7


10

бронзовый

19.Канисев А.

10

серебряный

13

золотой

20.Воронцов И.

13

золотой

16

золотой

21.Озадовский В.

8


10

бронза

22.Куренков Д.

10

серебряный

12

серебряный

23.Алексеев Е.

13

золотой

16

золотой

24.Долгих Е.

9

бронзовый

12

серебряный

25.Максимов Д.

10

серебряный

13

золотой

26.Федотов Е.

10

серебряный

13

золотой

27.Морозов П.

7


9

бронзовый

28.Гулинин К.

10

серебряный

12

серебряный

29.Герасимов Н.

9

бронзовый

12

серебряный

30.Шелест В.

10

серебряный

12

серебряный

31.Сушков И.

8


9

бронзовый

32.Кузин Д.

13

золотой

17

золотой

33.Комаров С.

10

серебряный

12

серебряный

34.Гнездников А.

5


9

бронзовый

35.Красанов М.

10

серебряный

12

серебряный

36.Касаткин В.

13

золотой

16

золотой

37.Шамстдинов Э.

7


9

бронзовый

38.Голованов И.

10

серебряный

12

серебряный

39.Фролов А.

9

бронзовый

12

серебряный

40.Безобразов В.

5


9

бронзовый

41.Низов М.

13

золотой

15

золотой

42.Карягин А.

10

серебряный

12

серебряный

43.Шерстюков Д.

13

золотой

16

золотой

44.Юденков А.

0


3


45.Волнухин Д.

9

бронзовый

12

серебряный

46.Игнатьев К.

10

серебряный

12

серебряный

47.Мишуков А.

13

золотой

15

золотой

48.Смирнов Н.

0


3


49.Тарасов Е.

10

серебряный

12

серебряный

50.Юшин А.

0


3



Протокол экспериментальной группы

Фамилия, Имя

Кол-во повторений до эксперимента

Значок ГТО до эксперимента

Кол-во повторений после эксперимента

Значок ГТО после эксперимента

1.Андреев Е.

13

золотой

15

золотой

2.Батюк Б.

13

золотой

17

золотой

3.Воронин Р.

10

серебряный

13

золотой

4.Карасев Д.

13

золотой

16

золотой

5.Каташов А.

10

серебряный

12

серебряный

6.Павлов Н.

10

серебряный

13

золотой

7.Петренко П.

13

золотой

18

золотой

8.Понифеев Т.

13

золотой

17

золотой

9.Потриваев А.

10

серебряный

11

бронзовый

10.Рудаков И.

13

золотой

16

золотой

11.Рязанский Д.

9

бронзовый

10

бронзовый

12.Савчук А.

5


10

бронзовый

13.Северюхин И.

9

бронзовый

10

бронзовый

14.Симченко М.

13

золотой

15

золотой

15.Синенков К.

5


10

бронзовый

16.Слепенко И.

9

бронзовый

12

бронзовый

17.Теплов М.

13

золотой

15

золотой

18.Чельцов Б.

10

серебряный

13

золотой

19.Куколев М.

3


8


20.Савельев Д.

13

золотой

16

золотой

21.Рушейников Д.

 10

 серебряный

 12

 серебряный

22.Лавров А.

13

золотой

17

золотой

23.Кованев А.

9

бронзовый

11

бронзовый

24.Шнайдер А.

13

золотой

18

золотой

25.Пау Т.

13

золотой

17

золотой

26.Швабров В.

10

серебряный

13

золотой

27.Байшев А.

13

золотой

16

золотой

28.Чатурин Г.

10

серебряный

12

серебряный

29.Вяльцев И.

13

золотой

17

золотой

30.Кныш Р.

10

серебряный

12

бронзовый

31.Калашников К.

 13

 золотой

 17

 золотой

32.Меметов Э.

10

серебряный

12

33.Журавлев В.

13

золотой

16

золотой

34.Кубышин Р.

13

золотой

16

золотой

35.Ермаков И.

10

серебряный

11

бронзовый

36.Бабаков О.

13

золотой

14

золотой

37.Цивенко А.

1


5


38.Старцев А.

13

золотой

15

золотой

39.Кривошныков Т.

 13

 золотой

 15

 золотой

40.Маберев А.

10

серебряный

10

бронзовый


Нормативы ГТО VI ступени

Похожие работы на - Методика подготовки к выполнению нормативных требований 'Готов к труду и обороне' VI ступени на силовые показатели в условиях педагогического вуза (на примере подтягивания на перекладине)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!