путем отзыва жалобы (с момента подачи данной жалобы и до момента направления определения о принятии ее к производству лицам, участвующим в деле (ч.4 ст.264 АПК РФ); путем отказа от жалобы (с момента направления определения о принятии жалобы к производству до момента вынесения постановления апелляционной инстанции ч.1 ст.265 АПК РФ). Отказ возможен полностью или в части жалобы.
При рассмотрении дела прокурор, иные лица участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, проведении экспертизы и иные. Суд не вправе отказать в удовлетворении указанных ходатайств по тому основанию, что они не были удовлетворены в арбитражном суде первой инстанции. При этом необходимо отметить, что в апелляционной инстанции не применяются правила об изменении предмета или основания иска, изменении размера исковых требований и иные правила, установленные ч.3 ст.266 АПК РФ.
Прокурор также вправе представлять в арбитражный суд апелляционной инстанции дополнительные доказательства, обосновав невозможность их предоставления в арбитражном суде первой инстанции по независящим от прокурора причинам.
2.3 Участие прокурора в производстве в суде кассационных инстанциях
Кассационное производство возбуждается путем подачи прокурором или иным лицом, участвующим в деле, кассационной жалобы. Жалоба адресуется в арбитражный суд, принявший решение, который направляет ее вместе с материалами дела в соответствующий федеральный арбитражный суд округа (ст.275 АПК РФ)
В кассационной инстанции могут быть обжалованы решения арбитражного суда первой инстанции, вступившие в законную силу, постановления арбитражного суда апелляционной инстанции полностью или в части, а также ряд определений арбитражного суда первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение. Таким образом, арбитражный суд, принявший решение, выступает своеобразным фильтром для кассационных жалоб. Кассационная жалоба должна быть подписана прокурором, обладающим соответствующими полномочиями. При этом прокурор, как и в апелляционной инстанции, должен направить другим лицам, участвующим в деле, копий кассационной жалобы и прилагаемых к ней документов, которые у них отсутствуют.
Кассационная жалоба прокурора должна содержать:
наименование арбитражного суда, которому адресуется жалоба;
должностное положение прокурора, подавшего кассационную жалобу и указание иных лиц, участвующих в деле;
наименование арбитражного суда, принявшего решение по делу, постановление, на которое подается жалоба, реквизиты материалов дела;
требование прокурора о проверке законности обжалуемого судебного акта и основания, по которым он обжалует решение, постановление со ссылкой на нормативно правовую базу, обстоятельства в деле и имеющиеся доказательства;
перечень прилагаемых к жалобе документов.
К кассационной жалобе прилагаются: копия оспариваемого судебного акта, документ, подтверждающий вручение или направление иным лицам, участвующим в деле копий кассационной жалобы и документов, которые у них отсутствуют (ст.277 АПК РФ)
В соответствии со ст.282 АПК РФ прокурор, обратившийся с жалобой, вправе отказаться от кассационной жалобы до вынесения постановления судом
2.4 Участие прокурора в порядке надзора
Прокурор вправе обратиться в Судебную коллегию ВАС РФ с представлением о пересмотре в порядке надзора по делам, указанным в ч.1 ст.52 АПК РФ. Данным правом прокурор обладает независимо от формы участия прокурора в процессе.
Правом принесения представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора обладает Генеральный прокурор или его заместители.
В надзорном представлении должны быть указаны:
наименование суда, в который оно подается;
наименование лица, подающего надзорное представление с указанием его процессуального положения, должностного положения;
данные об оспариваемом судебном акте и наименование принявшего его суда, данные о других судебных актах, принятых по этому делу;
прокурор арбитражный процесс надзор
доводы лица, подающего надзорное представление с указанием оснований пересмотра со ссылкой на нормативно правовую базу;
предмет спора;
перечень прилагаемых к заявлению документов.
Представление должно быть подписано Генеральным прокурором или его заместителем.
Представление после его принятия к производству рассматривается в судебном заседании коллегиальным составом судей ВАС РФ, который решает вопрос о направлении дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра судебного акта в порядке надзора.
Прокурор, обратившийся с представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, может участвовать в заседании Президиума ВС РФ и давать свои устные объяснения после выступления докладчика.
2.5 Участие прокурора в производстве по новым или вновь открывшимся обстоятельствам
Прокурор вправе подать заявление о пересмотре вступившего в силу судебного акта по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в арбитражный суд, принявший данный судебный акт не позднее трех месяцев со дня открытия или появления обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра судебного акта (ст.312 АПК РФ)
Объектом пересмотра по новым и вновь открывшимся обстоятельствам являются все вступившие в законную силу решения и большинство определений арбитражного суда первой инстанции, а также судебные акты апелляционной, кассационных и надзорной инстанции, если ими был вынесен новый судебный акт по сравнению с актом арбитражного суда первой инстанции или изменен первоначальный судебный акт.
Заявление о пересмотре по новым и вновь открывшимся обстоятельствам подается в арбитражный суд в письменной форме и подписывается соответствующим прокурором, а также может быть подано путем заполнения формы, размещенной на сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В заявлении о пересмотре по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, поданном прокурором, должны быть указаны:
наименование арбитражного суда, в который подается заявление
должностное положение прокурора, подающего заявление, наименование иных лиц, участвующих в деле
наименование суда, принявшего судебный акт, о пересмотре которого ходатайствует прокурор; номер дела, дата принятия судебного акта
предмет спора
требование прокурора
новое или вновь открывшееся обстоятельство, предусмотренное ст.311 АПК РФ и являющееся, по мнению прокурора, основанием для пересмотра со ссылкой на документы, подтверждающие данные обстоятельства
перечень прилагаемых документов
Прокурор, подающий заявление, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и приложенных документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.
Заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, поданное с соблюдением требований, предусмотренных АПК РФ, принимается к производству соответствующего арбитражного суда и рассматривается в срок, не превышающий одного месяца со дня его поступления в арбитражный суд.
Арбитражный суд, рассмотрев заявление о пересмотре по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, либо удовлетворяет заявление и отменяет ранее принятый судебный акт, либо отказывает в удовлетворении заявления. В случае отмены дело повторно рассматривается тем же арбитражным судом, которым отменен ранее принятый им судебный акт в общем порядке.
3. Особенности участия прокурора по отдельным категориям дел
3.1 Участие прокурора по делам об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов
Оспаривание нормативных актов - это принципиально новая по характеру категория дел, которая относится к судебной подведомственности Суда по интеллектуальным правам. Ее важность подчеркивается тем, что нормативный акт затрагивает интересы неопределенного круга лиц. В этих делах в качестве объекта оспаривания выступает непосредственно нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти в сфере патентных прав, а в качестве предмета защиты "выступают субъективные права и интересы граждан и организаций, а также интересы всего общества, т.е. общественные (публичные) интересы". И имеет не малое значение тот факт, что прокурору предоставлено право требовать признание нормативно-правового акта недействующим. Довольно часто можно встретить такую ситуацию, когда акты органов исполнительной власти не соответствуют федеральным законам и иным актам, имеющим большую юридическую силу, в следствие чего, нарушаются права и законные интересы большого числа граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а единственным эффективным способом реагирования на указанные нарушения является обращение прокурора с заявлением в Суд по интеллектуальным правам о признании нормативного правого акта недействительным.
В связи с этим особую важность представляет исследование правовой природы дел об оспаривании нормативных правовых актов, с целью выработки рекомендаций прокурорским работникам по более эффективному использованию полномочий по обжалованию нормативных правовых актов в Суде по интеллектуальным правам.
В соответствии с ч.1 ст.52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Перед тем как подать заявление в суд, прокурору необходимо выяснить является ли данный правовой акт - нормативным. Арбитражный процессуальный кодекс РФ не содержит легального определения нормативного правового акта. Не содержат данного определения и другие федеральные нормативные правовые акты. Однако в юридической литературе данный вопрос изучен достаточно глубоко, и правоведами предложены различные определения нормативного правового акта. Так, С.С. Алексеев понимает под нормативным правовым актом официальный акт - документ правотворческого компетентного органа, содержащий юридические нормы (устанавливающий, изменяющий или отменяющий юридические нормы). А.В. Поляков определяет нормативный правовой акт как "императивный (властно-предписывающий) письменный документ, в котором содержится гетерономный нормативно-правовой текст".
признаки нормативного правового акта:
) принятие правового акта компетентным органом государственной власти или должностным лицом либо органом местного самоуправления;
) содержанием правового акта обязательно является правовая норма, которая может быть трех видов (устанавливающая новую юридическую норму, изменяющая действующую юридическую норму, прекращающая действие старой юридической нормы);
) правовая норма (правила поведения), содержащаяся в нормативном правовом акте (которые в отличие от правовых норм, содержащихся в ненормативных (индивидуальных) правовых актах), всегда касается неопределенного круга лиц и рассчитана на неоднократно применение, независимо от возникновения или прекращения правоотношения между конкретными субъектами.
В постановлении Государственной Думы ФС РФ от 11 ноября 1996г. № 781-11 ГД "Об обращении в Конституционный Суд РФ" нормативный правовой акт определяется как "письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм".
Пленум Верховного суда РФ в п.12 своего Постановления от 20 января 2003 г. "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" под нормативным правовым актом понимает изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В связи с последними изменениями в АПК РФ, оспаривание нормативных правовых актов ограничено сферой применения и выделены в компетенцию Суда по интеллектуальным правам. В соответствии с ч.2 ст. 192 АПК РФ прокурор вправе обратиться в Суд по интеллектуальным правам с заявлением о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, обладающему большей юридической силой.
Что касается оспаривания ненормативных правовых актов, прокурор вправе оспаривать ненормативный правовой акт как несоответствующий закону, только если он нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Если же заявление предъявлено в интересах конкретного лица, то суд прекращает производство по делу об оспаривании ненормативного правового акта. В таком случае заинтересованное лицо вправе самостоятельно обратиться в арбитражный суд с целью защиты своих прав и законных интересов.
Право на обращение прокурору в арбитражный суд предоставлено ему в соответствии с ч.2 ст. 198. Ненормативный правовой акт должен касаться сферы предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда стало известно или должно было стать известно о нарушении прав или законных интересов. Решение по данной категории дел выносится в соответствии с главой 20 АПК РФ.
3.2 Участие прокурора по делам о признании сделки недействительной
Действующее арбитражно-процессуальное законодательство предусматривает возможность обращения прокурора в арбитражный суд, а также участие в рассматриваемых арбитражным судом делах о признании сделок недействительными.
Обращение к вопросу участия прокурора в процессе по делам о признании сделки недействительной обусловлено тем, что наблюдается тенденция роста числа споров о недействительности сделок. Имеет место и такая практика, когда одну и ту же сделку оспаривают по разным основаниям. Для отдельных лиц институт недействительности сделки стал инструментом уклонения от исполнения своих обязательств.
Прокуратура, в силу задач, поставленных перед ней, также участвует в защите прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и может являться лицом, участвующим в деле по рассмотрению иска о признании сделки недействительной. Но, круг подобных дел ограничен.
Вместе с тем, имеется ряд существенных проблем, которые влияют на возможность эффективной деятельности прокуратуры в указанной сфере. Главной из этих проблем является то, что реализация возможности участия прокурора в подобных категориях дел с целью обеспечения законности и защиты общественных интересов не только в тех случаях, когда они непосредственно затрагивают интересы косвенно, но и могут в дальнейшем повлиять на объем прав и обязанностей государственных органов и органов местного самоуправления.
Современная редакция статьи значительно сузила субъектный состав лиц, в защиту которых может выступать прокурор, а также основания такого участия. В соответствии с ч.1 ст.52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации или доля участия органов местного самоуправления, а также с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки теми же субъектами.
Ничтожная сделка затрагивает публичные интересы в силу того, что противоречит действующему законодательству и поэтому является ничтожной, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Соответственно и прокуратура имеет право предъявлять подобные иски, но ст.52 АПК РФ определила круг дел по субъектному составу, по которым прокурор может предъявлять иски. Одновременно с этим защита публичных интересов необходима в силу того, что данные сделки могут применяться для ухода от налогов, незаконной передачи собственности и иного незаконного получения доходов.
В этом контексте видится возможным осуществить дополнение в законодательстве и закрепление за прокуратурой как органом, обеспечивающим защиту интересов общества и государства, в том случае, если соглашение между субъектами гражданско-правовых отношений нарушает права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело общественное значение, права подавать иск или участвовать в деле о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Участие прокурора в делах, рассматриваемых в арбитражных судах, нуждается в дальнейшем осмыслении, так как защита общественных интересов требует возможности активного влияния государства на процессы, происходящие в частноправовой сфере, не только путем принятия изменений в законодательстве, но и путем реализации государством своего права на защиту как частноправовых, так и публично - правовых интересов специально уполномоченных на то государственными органами в судебном порядке.
Заключение
Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что участие прокурора в арбитражном процессе играет важную роль в поддержании законности. Прокурор, участвуя в процессе по определенным категориям дел, отстаивает интересы государства в спорах, вытекающих из предпринимательской и иной экономической деятельности. Прокурор может отстаивать публичные интересы в двух формах: возбуждение дела по категориям, указанным в ч.1 ст.52 АПК РФ и вступление в дело по данным категориям дел с целью поддержания законности. Прокурор имеет особый процессуальный статус, однако вместе с тем, не обладает определенными привилегиями в процессе.
В целом, наличие в арбитражном процессе фигуры прокурора является оправданным, поскольку в условиях современного общества поддержание законности является одним из ключевых элементов развития общества. Отсутствие прокурора в арбитражном процессе значительно осложнило бы отстаивание публичных интересов государства.
Литературный список
1. Ергашев Е.Р. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник для бакалавров-М. Юрайт, 2012-392 с.
. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 № 2202-1.
. Постановление Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 №15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе
. Информационное письмо Генпрокуратуры РФ от 22.08.2002 №38-15-02 "некоторых вопросах участия прокуроров в арбитражном процессе, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса РФ".
. Власов А.А. Участие прокурора в судебном разбирательстве. Ульяновск, 2002.
. Арбитражный процессуальный кодекс от 24.07.2002 №95-ФЗ
. Ергашев Е.Р. Принцип ограниченного участия прокурора в арбитражном процессе. Юрист, 2007.
. Ковалев А.А. Участие прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами. 2004 г.
. Томилов А.Ю. Участие прокурора в арбитражном процессе по делам о признании сделок недействительными. Вестник Челябинского государственного университета, 2005
. Ярков В.В. Арбитражный процесс: учебник, 5-е издание-М. Инфотропик Медиа, 2012.
. Пленум Верховного суда РФ в п.12 своего Постановления от 20 января 2003 г. "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"