Основные понятия о праве

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    167,51 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные понятия о праве













Курсовая тема

Основные понятия о праве

План

Введение

. Экономический строй общества и право

1.1 Воздействие права на экономику

. Классово-волевая природа права

2.1 Понятие классово-волевое право

. Формы (источники) права

3.1 Источник позитивного и внепозитивного (исходящего от государства) права

4. Понятие исторического типа права

4.1 Типы права

Заключение

Список литературы

Введение

Функционирование развитого общества возможно лишь в условиях правовой упорядоченности общественных отношений. Право - это порядок общественных отношений, определяющих поведение людей в соответствии с государственно выраженной волей. Термин «право» столь же многозначен, сколь многозначна его природа и содержание. Предшественником права был обычай, который создавался всем обществом и учитывал моральные, религиозные и другие взгляды его членов. Близко к нему находится естественное право, которое проистекает из природной сущности человека и его разума, всеобщих нравственных принципов. Именно его естественная природа дает ему самое широкое распространение на земле, без границ государств и времени. Это право вечно и неизменно, как неизменны природа и разум человека. Это вечные принципы прав и свобод человека: свобода, семья, собственность, безопасность, равенство, сопротивление насилию. Именно о соблюдении этих норм заботится любое политическое объединение, в том числе и государство.

В обществе право призвано служить целью и средством удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов, как граждан, так и общества в целом. Право придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность и подконтрольность. Оно делает общественные отношения цивилизованными. Без права государство не может обеспечить не только безопасность граждан, но даже материальное производство и распределение его благ, ибо право закрепляет и развивает формы собственности, выступает мощным средством государственного управления.

Вместе с эволюцией человеческой цивилизации происходит и эволюция права. Юридическое право - это санкционированный государством обычай, выраженный в законах, официально признанный и охраняемый государством. Обычаи создавались в результате развития общества и человеческих отношений, юридическое право формировалось непосредственно государством, или иными социальными объединениями (например, религиозными) и под контролем государства. Так, например, на мусульманском Востоке Коран - не только религиозная книга, но и источник права.

Целью нашей курсовой работы является рассмотрение основных понятий о праве. Для достижения цели, нам необходимо решить следующие задачи:

.Проанализировать экономический строй общества и право, рассмотреть классово-волевую природу права.

.Рассмотреть формы (источники) права.

.Определить понятие исторического типа права.

Степень разработанности. Определенный вклад в разработку проблем права внесли Алексеев С.С., Баранов В.М., Антонов-Романовский Г.В., Бабаев В.К., Баскин Ю.Я., Боннер A.Т., Варламова Н.В., Василенко В.А., Витрук О.Е., Гончаров Н.В., Демидов Ю.А., Зорькин В.Д., Кашанина Т.И., Кейзеров М.Н., Киримов Д.А., Кудрявцев B.Н., Кузнецов Э.В., Козюбра М.И., Кучинский В.А., Лазарев В.Б., Лившиц Р.З., Лукашева Е.Е., Матузов М.И., Нерсесянц B.C., Синюкова А.Г., Туманов В.А., Тихомирова Ю.А., Экимов А.И. и другие ученые.

Исследование данной проблемы в ценностном аспекте получило распространение и в отраслевых юридических дисциплинах в трудах таких ученых, как Яковлева A.M., Демидов Ю.А., Коржанский М.И., Кузнецов A.И., Осипов П.П., Шутов Ю.И., Иванов Ю.А., Кобликов А.С., Петрухин И.Л., Жакенов В.А., Зайцев И.М., Малинин М.С., Семенов В.М. и других.

1. Экономический строй общества и право

Экономика представляет собой систему отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Цикл экономических отношений начинается с производства материальных благ и завершается их потреблением. Отношения, связанные с распределением и обменом произведенной продукции, носят промежуточный характер. Становление экономических отношений породило новые институционные формы их закрепления, стабилизации, развития. Государство и право - это социально-политические институты, вызванные к жизни экономикой, потребностями ее развития и регулирования.

1.1 Воздействие права на экономику

Более тесные связи экономика имеет с правом, поэтому вначале рассмотрим воздействие права на экономику.

В первую очередь необходимо подчеркнуть, что право есть наиболее адекватная форма экономических отношений. Последние могут нормально функционировать только и исключительно в правовой форме. Все иные формы (традиционная, религиозно-нравственная, директивно-государственная) не являются оптимальными, поскольку не отвечают потребностям рыночной экономики, искажают или попросту отвергают рыночные начала как безнравственные, анархические, противоречащие духу народа и т.п. Таким образом, право - это не нечто внешнее для экономики. Право - естественная форма экономических отношений.

Экономические отношения, как и любые иные социальные взаимосвязи, могут стабильно функционировать, если они закреплены в нормативной форме. Мы уже отмечали, что нормативные формы разнообразны, но среди них только правовая (это показывает исторический опыт), в наибольшей степени отвечает сущности экономических отношений, их рыночной природе.

Единой юридической основой всех отношений экономического цикла является право собственности. При этом в сфере экономики главным объектом собственности выступает труд человека. В этой связи вещи, деньги, ценные бумаги и другие объекты экономического оборота имеют ценность не сами по себе, а как носители или знаки, символы определенной стоимости, воплощенного в них труда. Вещи как объекты права собственности вторичны, они носители овеществленного труда, придающего им стоимость. И самое главное: обмен трудовой деятельностью, результатами труда (вещами, деньгами и т.д.) осуществляется на основе частного права между равноправными собственниками. Вмешательство государства в данные отношения может быть позитивным, если посредством такого вмешательства защищаются нарушенные права одной из сторон, и негативным, если при этом ограничивается свобода собственника, т.е. его права.

Право есть способ саморегулирования экономики. Экономика как производство товаров и услуг имеет объективное содержание. Это содержание определено, с одной стороны, характером потребностей населения, а с другой - уровнем развития техники, производительности труда, природными условиями. Однако как, каким образом отдельный производитель получает информацию о том, что необходимо производить? Подобные вопросы не возникают в условиях традиционного, натурального хозяйства, свойственного феодализму. Не нужна здесь и регулирующая функция права. В условиях рыночной экономики ситуация иная. Цена на рынке товаров и услуг регулируется соотношением спроса и предложения. Но для этого все собственники должны быть свободны юридически, т.е. должны самостоятельно решать, что производить, в каком количестве, по какой цене продавать. Юридическая свобода - необходимое условие для выявления экономической необходимости. Она дает возможность производителю слышать сигналы рынка и учитывать их. Производитель сам регулирует экономические аспекты своей деятельности и делает это по праву и благодаря праву, с помощью которого его свобода закреплена и защищена.

Итак, право не просто воздействует на экономику, оно - имманентная ее часть. Более того, есть основания считать, что становление права как регулятивной системы завершается с появлением развитой рыночной экономики. Это произошло в Европе в XIX в. и выразилось в формировании англосаксонской и романо-германской правовых систем. Воздействие государства на экономику имеет иной характер. Если право воздействует на экономику, так сказать, изнутри, являясь оптимальной формой экономики и единственно возможной формой рыночной экономики, то государство обеспечивает внешние условия ее функционирования.

Во-первых, государство выполняет функцию защиты страны от нападения извне и тем самым охраняет экономическое пространство внутри страны.

Во-вторых, оно обеспечивает единство общества и его относительную стабильность в условиях, когда общество распадается на классы и социальные слои с различными, подчас противоположными интересами. Внутреннее единство и стабильность общества - также необходимая предпосылка нормального функционирования и развития экономики.

В-третьих, государство выступает и субъектом экономических отношений, взяв на себя некоторые экономические функции, обеспечивающие целостность экономической системы страны. Например, с незапамятных времен государство берет на себя заботу о денежном обращении, имеет бюджет, осуществляет финансирование образования, культуры и др.

В-четвертых, с усложнением в ходе исторического развития экономических связей государство все более активно вмешивается в хозяйственную жизнь с целью воспрепятствовать негативным тенденциям, возникающим в рыночной экономике. Так, в развитых странах Запада государственное регулирование в сфере экономики признается полезным и необходимым. В данном случае речь идет не просто о государственном, а о государственно-правовом воздействии на экономику с использованием публичного права. Направления такого воздействия многообразны:

-       борьба с монополизмом;

-       контроль за качеством продукции с точки зрения ее безопасности для жизни и здоровья потребителей;

-       соблюдение экологических требований в процессе производства и т.д.

Когда воздействие государства на экономику чрезмерно, оно становится негативным, ибо мешает ее свободному функционированию и развитию. Крайним проявлением такого воздействия является огосударствление экономики, при котором государство делается основным собственником на средства производства и берет управление хозяйством на себя. Порочность подобной системы состоит в следующем.

Во-первых, государство «отключает» действие автоматических механизмов согласования спроса и предложения товаров и услуг, т.е. интересов потребителя и производителя. В условиях рыночной системы предприниматель производит то, что нужно потребителю. В противном случае он разорится. Другими словами, потребитель диктует, что и сколько необходимо произвести. Государство-собственник забирает эту функцию себе, осуществляя планирование производства. Мнение государственных чиновников о том, что нужно обществу, потребителю, становится определяющим для производителя. Коллективный разум чиновников госаппарата, не соответствующий коллективному желанию потребителей, порождает диспропорции в общественном хозяйстве, т.е. производство никому не нужной продукции и дефицит того, что необходимо.

Во-вторых, огосударствление экономики порождает отсутствие экономической ответственности предприятий, заводов, фабрик. Экономические результаты для них не имеют особого значения, ибо у рентабельных предприятий государство забирает прибыль, а убыточным предоставляет необходимое финансирование. Ни одно предприятие не может обанкротиться. Обанкротиться может только государство в целом. Однако если страна богата природными ресурсами, дойти до этой черты не так просто.

Государство - организация, которая лишь тратит, ничего не производя. Конечно, оно выполняет полезные функции, без осуществления которых общество не может обойтись. Затраты на них - это, так сказать, нормальная стоимость государственных услуг. Но государство, используя свою силу, может возложить на общество и чрезмерную дань, и тогда затраты ложатся тяжким бременем на экономику, сдерживают ее развитие. Наиболее типичными чрезмерными затратами выступают милитаризация экономики, содержание огромной армии, большого аппарата чиновников и т.д. Индикаторами непомерных государственных расходов являются прямые и косвенные налоги, грабящие население и душащие экономику, быстрый рост инфляции и другие негативные явления.

В-третьих, чрезмерное воздействие государства на экономику выражается в излишней административной заурегулированности экономических отношений. Это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата, к возникновению теневой экономики.

Господствующее положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них - возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем: производства вооружений, освоения целинных земель, строительства новых городов, ведения гигантских промышленных строек, реализации космических проектов и т.д. Но теневой стороной подобных «достижений» становятся снижение жизненного уровня населения, отсутствие демократии, бесправие отдельного человека, пренебрежительное отношение к экологии и др.

На исходе XX столетия человечество стоит перед проблемой, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной и экологичной. Такая трансформация экономики возможна лишь при позитивном воздействии на нее государства и права в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство.

2. Классово-волевая природа права

2.1 Понятие классово-волевое право

Классово-волевое понимание буржуазного права, высказанное в этой формуле, было затем распространено и на понимание вообще сущности права. Классовые интересы, определяемые материальными условиями жизни соответствующего класса (отчего этот подход и обозначался как материалистический), выражались через волю господствующего класса в виде законов (воля, возведенная в закон!) - вот что объявлялось сущностью права, разграничивало со всеми другими пониманиями сущности права - ненаучными, буржуазными, реакционными, идеалистическими и т.п. по терминологии все той же марксистско-ленинской теории государства и права.

Но у этого подхода к сущности права сразу же возникают большие трудности. Прежде всего, о какой воле в данном случае идет речь? Воля в психологическом смысле - это способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Это - принятие решений, борьба мотивов (акт выбора и его реализация). Это - умение перевести свою деятельность, психологическую установку из состояния «я хочу» в состояние «надо, я должен». Воля в социологическом смысле - это веление (воление), желание, превращенное в повеление, т.е. перевод состояния из «так надо» в - «я так хочу». В этом смысле воля является компонентом власти, под которой понимается способность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - авторитета, насилия и т.д.

Затруднения у волевой теории права, весьма активно развиваемой еще Гегелем и фактически в своей материалистической интерпретации, оказавшейся в основе приведенного понимания сущности права в «Манифесте Коммунистической партии», действительно проистекают из неоднозначности понятия воля и неопределенности с конкретными механизмами «возведения ее в закон».

Эта теория подверглась справедливой критике уже в дореволюционной юридической литературе, в частности Л. Петражицким. А на практике и 30-50-е годы она легла в основу и чудовищного произвола, и геноцида, и террора, и других негативных явлений, характерных для правовой системы социализма сталинского типа. Сталин и его окружение полагали, что они формируют и выражают волю господствующего класса, превращая ее и свое веление, повеление и закрепляя его в законах об упрощенном уголовном судопроизводстве (34-37-е годы), закрепощении под страхом уголовной ответственности работников на предприятиях, крестьян в колхозах (40-е годы) и т.п.

Характерно, что юридическая наука в этот период, приняв как догму классово-волевой подход к сущности права, занята была конструированием искусственных механизмов выявления воли господствующего класса, в последствии всего народа, преобразованием этой воли в правовые предложения (законопроекты), одобрением того или иного правового наполнения «воли» наконец, ее возведением в закон.

Словом, отечественная юридическая наука на предыдущем этапе, некритически восприняв волевую теорию, не различая волю как способ выбора того или иного решения и волю - как веление, повеление, обосновывала фактически допустимость и произвольных, субъективных правовых актов, попытки выдать эти акты за волю народа, класса, социальной группы. Воистину ничто теоретическое в правовой сфере не бывает безразлично к социальному, к практической политике, к конкретной жизнедеятельности общества!

То же - и с классовым компонентом права, как главным, приоритетным среди характеристик сущности права. Разумеется, в определенные исторические периоды у различных народов право являлось и основой, и формой господства того или иного класса, социальной группы, элиты, хунты, отдельного лица, даже тирана. Отдельные правовые нормативные акты выражали и закрепляли имущественные интересы классов, групп, организационно-хозяйственных образований - трестов, концернов, фирм, акционерных обществ, банков и т.п. Классовые начала были присущи праву, подобная ситуация существует и ныне.

И все же не классовые характеристики отдельных нормативных актов, правовых учреждений определяют сущность права. И происхождение этого социального института, и его качества как регулятивной, первоначально организационно-трудовой системы, его встроенность в само существование человеческой цивилизации, обеспечение стабильности, устойчивости, упорядоченности общества, смягчение агрессивности, нахождение и закрепление компромиссов вместо взаимоуничтожения, определение справедливости, гуманности - вот главные общесоциальные начала права. На этой основе формируется и понимание социальной ценности права.

3. Формы (источники) права

3.1 Источник позитивного и внепозитивного (исходящего от государства) права

Под источником позитивного (исходящего от государства) права принято понимать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование, изменение или констатацию факта прекращения существования права определенного содержания.

Источник внепозитивного (надпозитивного) права видят в объективной идее (разуме), в «природе вещей», в проявлениях божественной воли и т.д.

Разновидностями источников позитивного права являются:

-       правовой обычай, т.е. правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательного;

-       правовой прецедент - решение по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спорах;

-       договор - акт волеизъявления самих участников общественных отношений, который получает поддержку государства.

В современных условиях наиболее распространенными источниками позитивного права являются:

-       закон

-       подзаконный нормативный акт.

Рассмотрим более подробно.

Правовой обычай - это нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании людей обязательное значение. Обычное право господствует там, где молчит закон. Правовые обычаи использовались как источники права в древности и средние века. Законы XII таблиц в Древнем Риме являлись записью обычного права. Государство, таким образом, может санкционировать обычай, возвести его в ранг закона.

Нормативный акт - основной источник права (Конституция, законы, указы, инструкции, решения, распоряжения и т.д.).

Основными признаками нормативно-правового акта являются:

-       точное наименование данного акта;

-       особый характер вступления его в законную силу. Если этот срок не указан, то закон или указ вступает в силу по истечении десяти дней после их опубликования, а постановления правительства вступают в силу с момента их принятия. Решения органов местного самоуправления - по истечении 15 дней или в иные установленные сроки;

-       определенность формулирования правовых норм;

-       общеобязательность, т.е. государственно-властный характер предписаний;

-       общественность, гласность, т.е. особый характер опубликования, чем обеспечивается доведение актов до сведения тех субъектов, которым они адресованы. Согласно Конституции законы подлежат официальному опубликованию (не позднее семи дней после их подписания Президентом), а неопубликованные законы вообще не могут быть применяемы.

Среди всех источников права особо выделяется Основной Закон государства и общества - Конституция, как «закон законов», являющаяся основным правовым актом государства.

1. Основные законы - Конституция РФ и Конституции субъектов РФ.   Федеральный закон действует на всей территории РФ. Вместе с тем федеральные органы не имеют права отменять законы субъектов Федерации, принятые в пределах их компетенции. Конституция РФ - основной Закон Российской Федерации, закрепляющий организацию государства и взаимоотношения между гражданином, обществом и государством. Универсальное место Конституции состоит в том, что она:

-             принимается народом (или от имени народа);

-             имеет учредительный характер, ибо в ней воплощается учредительная власть народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти. Содержание учредительной власти выражается в праве народа путем принятия конституции учреждать основы общественного и государственного устройства. Только учредительная власть может изменить основы устройства общества и государства;

-             обладает наивысшей юридической силой (ст. 15);

-             является основой развития всех иных источников права (конституция определяет сам процесс правотворчества и стимулирует его);

-             имеет прямое действие и всеохватывающий характер (распространяется на все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и др.);

-             отличается особым характером охраны, принятия и пересмотра ее положений, а также процедурой внесения в нее поправок (в охране Конституции задействована вся система органов государственной власти, особая роль отводится Конституционному Суду РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор РФ не подлежит введению в действие и применению). Главы 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Внесение поправок возможно в 3-8 главы. Их может инициировать Президент, Госдума, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа, численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Госдумы. Для принятия поправки в Думе требуется не менее 2/3 голосов, а в Совете Федераций - 3/4. Поправки вступают в силу только после одобрения законодательными органами субъектов РФ (2/3 должны поддержать).

Для инициирования пересмотра 1, 2-й и 9-й глав конституции необходимо 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации (107 голосов) и депутатов Госдумы (270 голосов). Если решение принимается, то созывается Конституционное Собрание, которое может разработать новую конституцию или оставить в силе действующую. Путем референдума конституция может быть принята если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем участвовало более половины избирателей, проживающих на территории РФ.

. Федеральные конституционные законы регулируют наиболее важные общественные отношения, которые определяют форму государства и всю его политическую систему (введение чрезвычайного положения, принятие в состав РФ нового субъекта, изменение статуса субъекта РФ, порядок деятельности Правительства, судебной системы и др.). Принимается при одобрении не менее 2/3 депутатов и 3/4 членов Совета Федерации и не может быть отклонен Президентом (обязан подписать в течение 14 дней).  

. Федеральные законы призваны регулировать основные сферы деятельности общества и государства (бюджет, финансы и налоги и т.д.). Для принятия достаточно более половины голосов Думы (226). Президент имеет право отклонить. Дума способна преодолеть вето Президента 2/3 голосов, после чего тот обязан подписать закон в течение семи дней.   

. Законы субъектов РФ регулируют социальную, экономическую, культурную, научную и другие сферы общественной жизни в рамках отдельных регионов государства. Принимаются представительными законодательными органами субъектов Федерации и действуют только на их территории. Правом законодательной инициативы обладают депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, Президент, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, высшие судебные органы (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд) по вопросам их ведения.


Правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. В иерархии правовых актов закон обладает особой юридической силой и его содержание требует соответствия со стороны подзаконных актов. Закон - это нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке соответствующим представительным органом государственной власти по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Приниматься он должен в определенном Конституцией порядке (Госдумой, одобряется Советом Федерации и подписывается президентом РФ). Он обладает высшей юридической силой и имеет прямое действие.

Законы являются первичными нормативно-правовыми документами, вторичными являются подзаконные акты. Подзаконный акт - вид нормативно-правового акта, создаваемый для конкретизации положений принятых законов. Его черты: он содержит только те нормы, которые уже закреплены в законах (новые нормы подзаконные акты вводить не могут); обладает меньшей юридической силой, чем закон, а значит не может ему противоречить. К подзаконным актам относятся указы Президента, постановления Правительства, ведомственные нормативные акты, подзаконные акты органов местного самоуправления (постановления, распоряжения и т.д.), внутриорганизационные акты (издаются руководителями организаций, предприятий для регламентации своих внутренних вопросов).

4. Понятие исторического типа права

.1 Типы права

«Исторический тип права - это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовой системе определенной общественно-экономической формации»

В зависимости от того, воля какого класса является законом выделяют: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический тип права.

Основными задачами рабовладельческого права являлись закрепление частной собственности рабовладельцев, а также охрана основ рабовладельческого государственного строя. Рабовладельческое право юридически закрепляло сословно-классовое неравенство; было тесно связано с религией; правовые нормы представляли собой записи конкретных случаев из судебной практики и не содержат в себе общих правил поведения; рабовладельческому праву свойственен невысокий уровень юридической техники (за исключением римского права). Родилось в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Китае и Древней Греции.

Основной задачей феодального права являлось юридическое оформление и урегулирование права собственности феодалов на землю и другие средства производства. Земля была главным богатством в средние века, поэтому законы были в первую очередь направлены на урегулирование поземельных отношений; существовала судебная система, но она была основана на формальных доказательствах, и инквизиция считала нормальным признание обвиняемого, добытое с помощью пытки; феодальное право - это право сильного; отсутствовала единая система права в масштабах всей страны. Составными частями права были маноральное право, городское, торговое, каноническое и королевское право. Европейскими станами было много позаимствовано из римского права. Существовало в Европе в Средневековье.

Буржуазное право сформировалось в XVII-XIX вв. Основной задачей буржуазного права является охрана капиталистической собственности на землю и средства производства и сохранение свободной рыночной экономики. Буржуазное право не связано с религией; обладает высокой юридической техникой; характеризуется созданием разветвленной отраслевой системы и признанием закона основным источником права. Существует и сейчас в большинстве стран мира.

Социалистическое право считалось в социалистических странах преходящим явлением и представляет собой возведенную в закон волю пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции. На позднем этапе развития социализма право должно было отмереть, так как нужды в регулировании общества больше бы не было. Социалистическое право насыщено идеологией и сильно зависело от государства.

право экономический конституция закон

Заключение

В заключении необходимо отметить, что основное назначение права заключается в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором, определителем возможною и обязательного поведения индивидов и их коллективных образований. Причем обязательность права, в отличие от всех других социальных регуляторов, обеспечивается возможностью государственного принуждения, правовые положения становятся для всех тех, к кому относятся, общеобязательным правилом (нормой) поведения. Основное назначение права заключается в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором, определителем возможною и обязательного поведения индивидов и их коллективных образований. Причем обязательность права, в отличие от всех других социальных регуляторов, обеспечивается возможностью государственного принуждения, правовые положения становятся для всех тех, к кому относятся, общеобязательным правилом (нормой) поведения.

Экономические отношения, как и любые иные социальные взаимосвязи, могут стабильно функционировать, если они закреплены в нормативной форме. Мы уже отмечали, что нормативные формы разнообразны, но среди них только правовая (это показывает исторический опыт), в наибольшей степени отвечает сущности экономических отношений, их рыночной природе. Отечественная юридическая наука на предыдущем этапе, некритически восприняв волевую теорию, не различая волю как способ выбора того или иного решения и волю - как веление, повеление, обосновывала фактически допустимость и произвольных, субъективных правовых актов, попытки выдать эти акты за волю народа, класса, социальной группы. В курсовой работе, мы также определили, что в зависимости от того, воля какого класса является законом выделяют: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический тип права

Кроме того, применительно к конкретно-историческому содержанию права следует заметить, что это в общем-то предмет истории права, увлекательный и многокрасочный. Он шел и идет в параллель с развитием культуры, государственности и, разумеется, только на его материалах можно определять логическое содержание права - а это уже предмет теории права.

Список литературы

1.      Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права. - М. 2014

.        Комаров С.А. Общая теория государства и права.- Питер, 2014

.        Любашиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права. - Ростов-на-Дону. 2013

.        Мелехин А.В. Теория государства и права. - М. 2013.

5.      Мицкевич А.В. Источники (формы выражения) российского права (историко-теоретический очерк) // Закон: создание и толкование. М.: 2002.

.        О понятии исторического типа государства и права/ Ушаков А. А..//Правоведение. М.: 2003. - № 5.

.        Петров В. С. Типы и формы государства. Л.: 2006.

.        Правоведение: Учебник для вузов / Под редакцией Абдулаева М.И. -М.: Финансовый контроль, 2004.

.        Проблемы теории государства и права /Под ред. Алексеева С. С. М.: 1979.

.        Рожкова Л. П. О принципах типологии государства и права. - Правоведение. 2005. № 2.

.        Рожкова Л. П. Принципы и методы типологии государства и права: Автореф. канд. дис. Л.: 1977.

.        Теория государства и права / Под ред. Денисова А. И. М.: 2000

.        Теория государства и права / под рел. Кулапова В.Л.. М.: 2001.

.        Теория государства и права. Учебное пособие / Карева М.П., Кечекьян С.Ф., Федосеев А.С., Федькин Г.И.; Отв. ред.: Карева М.П., Федькин Г.И. - М.: Госюриздат, 2014.

.        Хабибулин А. Г. Соотношение типов и форм государства: Автореф. канд. дис. М.: 1981.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!