Понятие и сущность миграционных процессов
Миграционные процессы - множество событий, влекущих за собой смену места жительства. Одни из этих событий явные (переселение), другие - латентные (формирование подвижности и т.д.). Чтобы все эти события представляли собой процесс, они должны составить статистически значимую совокупность. Миграция, как и другие процессы, совершается во времени, поэтому ее можно измерить в определенном временном интервале. Характеристика структуры миграции принимается как средняя для этого интервала. Структура - это процесс в статике, а процесс - это по своей сути структура в динамике, т.е. непрерывная смена ее состояний. Причем непрерывно меняется структура не только миграционного процесса, но и тех совокупностей людей, которые отдают и получают мигрантов.
Для каждой территориальной совокупности людей миграционный процесс выступает как двоякое движение - как поток выбытий и как поток прибытий, т.е. происходит взаимодействие двух противоположно направленных, относительно однородных серий событий. Но для мигранта событием является не начало (выбытие) или конец (прибытие) миграционного перемещения, а само переселение, т.е. смена постоянного места жительства. Поэтому при рассмотрении миграции, во-первых, со стороны территориально локализованных совокупностей людей и, во-вторых, со стороны участников переселений в понятие «миграционное событие» вкладывается различный смысл. В первом случае из событий формируется процесс, а во втором - поток.
В социологии изучение миграционных процессов должно реализовываться в поиске особенных граней социологического анализа, отражающих сущностные характеристики миграционных процессов в органической связи с их субъектами и с учетом воздействующих на них факторов как институционального, так и ситуационного характера, а также объективного и субъективного аспектов. Так как не только миграционный процесс влияет на социальную ситуацию во всех сферах общества, как принимающего, так и отдающего население (назовем это «миграционный процесс - фактор»), но и сама ситуация воздействует на этот процесс («миграционный процесс - функция»), то при анализе данного процесса нужно исходить из его полисубъектности.
Когда миграционный процесс выступает как фактор (от лат. factor - делающий, производящий), то его можно рассматривать как основную причину и движущую силу тех социальных изменений, социальных связей и отношений, которые обусловливают объективно неизбежные или субъективно возникающие изменения во всех сферах общества приема и отдачи населения.
Для социологического анализа важно определить масштабы и характер воздействия миграционного процесса как фактора на те или иные сферы жизнедеятельности общества, а также придерживаться определенной системы их квалификации в зависимости от проблем и целей исследования, критериев и группировочных признаков.
В качестве основных группировочных признаков можно назвать:
объективные и субъективные признаки со всеми оттенками и переходами;
отношение к субъекту деятельности (перемещения);
отношение к объекту деятельности (внешнее, внутреннее);
масштаб воздействия;
динамичность и регулируемость конкретных значений факторов;
время действия;
характер действия (постоянно, временно).
Каждая из этих групп факторов находится в сложном переплетении с другими и сама дифференцируется.
При социологическом анализе миграционный процесс как функцию (от лат. function - исполнение, осуществление, соответствие) необходимо рассматривать в следующих значениях:
как внешнее проявление свойств миграционного процесса в той или иной системе отношений (функция - свойство);
с позиции роли, которую выполняет миграционный процесс по отношению к обществу в целом (функция - роль);
с точки зрения связей миграционного процесса с обществом или сферами его жизнедеятельности и их взаимозависимости (функция - связи).
В социологических исследованиях важным моментом является построение системы воздействия ситуации на миграционный процесс. При этом, прежде всего следует выделять основное (или основные) воздействие, что, конечно, не принижает значимости остальных воздействий.
Миграционные процессы в России в минувшее десятилетие определялись влиянием отрицательных и положительных факторов. К отрицательным факторам относят распад бывшего СССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков Государственной границы РФ, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. В то же время к положительным факторам относятся демократизация общественно - политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный рынок труда.
Иммиграция в Россию, в том числе из стран со сложной общественно - политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер. За прошедшие 10 лет в Россию из стран СНГ и Балтии переехало более 8,6 миллиона переселенцев. Количество въехавших в Россию иностранных граждан постоянно превышает количество выехавших граждан, причем в приграничных районах интенсивно формируются иностранные общины. Отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами.
Массовый приток вынужденных мигрантов (вынужденных переселенцев, беженцев и лиц, ищущих временное убежище), достигший пика в первой половине 90-х годов, постепенно снижается.
Медленно решаются долгосрочные проблемы многих вынужденных мигрантов, которые решили остаться в Российской Федерации. Часто они сталкиваются с серьезными проблемами в плане социальной защиты. Не уделяется должного внимания решению задач организованного расселения вынужденных мигрантов, перехода от оказания им первой чрезвычайной помощи к созданию условий для нормальной жизни, обеспечению занятости и соблюдению прав человека. Сохраняются проблемы социально-экономической адаптации мигрантов, не имеющих статуса вынужденных переселенцев или беженцев.
Сокращается количество беженцев и лиц, получающих временное или политическое убежище в РФ, в том числе из-за усиливающейся угрозы проникновения на территорию России террористических организаций. Только 1 миллион 600 тысяч мигрантов из стран СНГ и Балтии получили статус беженца или вынужденного переселенца. Террористические нападения заставили мировое сообщество принять в последние годы меры по ужесточению процедур иммиграционного контроля как по отношению к лицам, ходатайствующим о признании беженцами либо ищущим временное или политическое убежище, так и к экономическим мигрантам. Ряд государств прибегнул в этих целях к беспрецедентным мерам безопасности. Уделять должное внимание вопросам антитеррористической интеграции стремится и Россия.
Продолжает сокращаться позитивная, необходимая для развития экономики социально-экономическая миграция населения внутри РФ. Это вызвано несбалансированностью между оплатой труда в легальном секторе экономики и ночной стоимостью жилья, передачей объектов ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность, отсутствием механизмов обеспечения рабочей силой производства за счет территориального перераспределения внутренних трудовых ресурсов. Все это создает трудности для обеспечения рабочей силой новых и возрождающихся производств, не способствует экономическому росту.
Развиваются процессы внешней трудовой миграции в виде привлечения и использования в Российской Федерации труда иностранных граждан, выезда российских граждан за границу с целью работы по найму. При этом среди иностранных работников, используемых в России, и российских граждан, работающих за рубежом, велика доля лиц, нелегально осуществляющих трудовую деятельность, что приводит к нарушению их трудовых и социальных прав. В России это создает угрозу национальному рынку труда и благоприятствует развитию теневой экономики.
Сохраняется внутренняя миграция, связанная с неблагоприятной экологической обстановкой и стихийными бедствиями. Природные и техногенные катастрофы вызывают экстренное массовое переселение людей, что требует дополнительных усилий государства по решению их проблем.
Сокращается прирост постоянного населения России. За счет миграции все меньше восполняется естественная убыль населения. Во многих регионах Российской Федерации уменьшение миграционного прироста населения происходит на фоне значительного сокращения численности населения в результате роста смертности и снижения рождаемости.
По прогнозу, начиная с 2006 года, ожидаются значительные изменения в структуре населения, будет сокращаться численность населения трудоспособного возраста - основного источника формирования трудовых ресурсов.
Потребность экономики страны в дополнительных трудовых ресурсах вызовет необходимость регулируемого притока иммигрантов, в первую очередь из государств - участников Содружества Независимых Государств. В этой ситуации актуальной проблемой для российского общества является формирование установок толерантного сознания.
В последние годы миграция населения не обеспечивает перераспределение населения по территории страны в целях сбалансированности спроса и предложения на рынке труда. Оживление национальной экономики, неизбежные при этом территориальные и отраслевые диспропорции потребуют более активного перераспределения населения и трудовых ресурсов в пределах страны, что вызовет необходимость разработки механизмов стимулирования трудовой миграции граждан, в том числе за счет развития рынка жилья. Следует всемерно способствовать стремлению мигрантов к самообустройству и осуществлению трудовой деятельности.
Рыночный механизм предопределяет необходимость осуществления государственного управления миграционными процессами на основе обеспечения прав граждан на свободу передвижения и создания с этой целью системы экономических стимулов.
Указанная миграционная ситуация требует новых подходов, с тем чтобы миграционные процессы в России стали фактором, способствующим позитивному развитию российского общества, исходили из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения при строгом соблюдении международных обязательств Российской Федерации.
Таким образом, единого подхода к формулировке определения миграции до сих пор не существует. В зависимости от изучаемого признака, выделяют внешние, внутренние, временные, маятниковые, сезонные, социальные, экономические, добровольные, принудительные, общественно-организованные и неорганизованные миграции. Современная миграционная ситуация в России является непосредственным отражением особенностей переживаемого этапа социально-экономического и политического развития страны.
.Правовой режим постоянного проживания
миграционный трудовой внешние проживание
Говоря о понятии постоянного проживания в каком-либо государстве, надо понимать, с точки зрения какой именно страны определяется это понятие. Один и тот же человек запросто может одновременно восприниматься разными государствами как проживающий именно на их территории (в зависимости от законов, которые приняты в этой стране). Такая ситуация может возникать как с человеком, имеющим только одно гражданство, так и двойное/множественное гражданство.
Рассмотрим такие примеры: 1. Гражданин РФ (зарегистрированный по месту жительства на территории РФ), живет в Финляндии, на основании разрешения финских властей на постоянное проживание (pysyva). Финскими властями он рассматривается как иностранец, постоянно проживающий в Финляндии. Российскими - как постоянно проживающий на территории РФ (даже если он там годами не появляется).
. Гражданин Украины (зарегистрированный по месту жительства на территории Украины) и одновременно РФ (зарегистрированный по месту жительства на территории РФ) живет в РФ. Украинскими властями он при этом рассматривается как постоянно проживающий на Украине, а российскими - как постоянно проживающий в РФ. То, что у него в таком случае "две прописки" - нормальное явление, потому что с точки зрения каждого государства имеет значение только та, которая сделана соответствующими органами именно этой страны по ее законам.
. Гражданин Украины (зарегистрированный по месту жительства на территории Украины) и одновременно РФ (не зарегистрированный по месту жительства на территории РФ, но состоящий на постоянном консульском учете в российском консульстве на Украине) живет в Финляндии, на основании разрешения финских властей на постоянное проживание (pysyva). Финскими властями он рассматривается как иностранец, постоянно проживающий в Финляндии. Российскими и украинскими - как постоянно проживающий на Украине (даже если он там годами не появляется).
Понятие места жительства. Закон определяет место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст. 17 ГК). По смыслу закона у гражданина может быть одно место жительства.
Постоянное проживание не означает обязательно длительное проживание. Важно, чтобы в силу слоþжившихся услоþвий граþждаþнин оþбоþсноþваþлся в даþнноþм меþстеþ. Наþпримеþр, моþлоþдоþй спеþциаþлист, приеþхаþвший поþ оþкоþнчаþнии вузаþ наþ раþбоþту в оþпреþдеþлеþнный наþсеþлеþнный пункт, имеþеþт соþ дня поþсеþлеþния меþстоþм житеþльстваþ этоþт наþсеþлеþнный пункт, аþ неþ гоþроþд, гдеþ оþн учился или гдеþ живут еþгоþ роþдитеþли.
Поþнятиеþ "преþимущеþствеþнноþеþ проþживаþниеþ", соþдеþржаþщеþеþся в ст. 17 ГК, имеþеþт сущеþствеþнноþеþ знаþчеþниеþ, поþскоþльку неþреþдкоþ жизнь и деþятеþльноþсть граþждаþнинаþ неþ связаþны поþстоþянноþ с оþпреþдеþлеþнным меþстоþм преþбываþния. Таþк, геþоþлоþги, моþряки, рыбоþлоþвы, строþитеþли и преþдстаþвитеþли других проþ