Льготы в системе социального обеспечения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,73 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Льготы в системе социального обеспечения

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие и классификация льгот в системе социального обеспечения

1.1 Понятие и значение льгот в системе социального обеспечения

1.2 Классификация льгот в системе социального обеспечения

Глава 2. Замена льгот денежной компенсацией

2.1 Предпосылки реформы системы льгот

2.2 Сущность сложившейся системы замены льгот денежной компенсацией

Заключение

Список использованных источников

Введение

Кризисные явления в экономике последних лет обусловили устойчивый рост числа граждан, нуждающихся в социальной поддержке и защите со стороны государства, что и привело к непомерному расширению количества льгот и числа категорий граждан, имеющих право на различного вида льготы.

Одним из самых актуальных вопросов в социальной сфере является механизм реализации государственных социальных программ, где представляемые гражданам льготы выступают как способ оказания социальной поддержки населению.

В настоящий время действующее российское законодательство предусматривает очень много льгот для различных категорий населения, которые предоставляются по различным основаниям и в различных формах.

Являясь относительно самостоятельной частью социального обеспечения, льготы и преимущества неразрывно связаны с его другими составляющими - пенсиями, пособиями, различными видами социального обслуживания и т.д., решая, наряду со специфическими, общие задачи по социальной защите наиболее уязвимых в социальном плане слоев населения.

Объективной необходимостью существования льгот является потребность в общественной гарантии наиболее полного удовлетворения социальных (материально-бытовых) потребностей нетрудоспособных граждан, а также объективное существование специфических потребностей, характерных только для нетрудоспособных, которые не могут быть сокращены или ограничены.

Помимо этого, существование льгот обусловлено и политическими причинами - необходимостью реализации принципа социальной справедливости, наличием групп людей, внесших значительный вклад в оборону и социально-экономическое развитие страны и потому заслуживших право на особую заботу и внимание со стороны государства, а также существованием таких социально-экономических проблем как проблема выживания, жилищная и другие решение которых, в частности, для нетрудоспособных, невозможно в современных условиях без наличия такой экономической и правовой категории как льготы.

Имеются и другие обстоятельства, обусловливающие необходимость существования и развития льгот. Это, например, продолжающееся обострение экономической ситуации в стране, обнищание значительной части трудоспособного и нетрудоспособного населения, ухудшение экологического состояния в результате аварий и катастроф, вызывающих повышенный рост инвалидности и т.д.

Актуальность темы подтверждается также существенными изменениями действующего законодательства в области льготы по социальному обеспечению.

Целью курсовой работы является исследование системы льгот как способа социальной защиты населения.

Для достижения поставленной цели использовались следующие задачи:

раскрыть понятие и значение льгот в системе социального обеспечения;

провести классификацию льгот в системе социального обеспечения;

исследовать предпосылки и сущность системы замены социальных льгот денежными выплатами.

социальное обеспечение льгота законодательство

Глава 1. Понятие и классификация льгот в системе социального обеспечения

1.1 Понятие и значение льгот в системе социального обеспечения

Понятие льготы как общенаучной категории изменялось по мере развития общества. Первоначально в период до XVIII в. на Руси под льготой понималось некоторое облегчение жизни определенных категорий граждан. В XVIII-XIX вв. понятие льготы расширилось: под льготой стало пониматься удобство условий осуществления экономических отношений между различными категориями населения. Посредством льгот государство стало решать крупные проблемы. В качестве примера можно привести льготы по воинскому призыву, воинские льготы казакам и служилым людям.

Льгота в обычном понимании - это преимущество в чем-то, перед кем-то. Социальная льгота - это льгота для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополнительной социальной защиты. Определенные признаки - соответствующий возраст, болезнь, нетрудоспособность, инвалидность, многодетность, сиротство и другие жизненные обстоятельства, вызывающие необходимость особого внимания, повышенной заботы о данном человеке по сравнению с другими гражданами. Социальная льгота - правовое понятие, ее содержание закреплено в правовой норме, порождающей определенные права и обязанности. Есть льготы и другого характера, например для судей, депутатов Федерального Собрания, граждан, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел и т.д. Льготы для таких граждан назвать социальными вряд ли можно: они не нуждаются в социальной защите. Эти льготы, следовательно, не по системе социального обеспечения, а по роду деятельности, служебному положению.

Льготы есть, прежде всего, социальная мера, в этом проявляется их общественная ценность. В сегодняшней весьма неблагоприятной социально-экономической ситуации требуется радикальное изменение системы льгот, с тем, чтобы преодолеть нарастание негативных тенденций в этой сфере и поддержать нуждающиеся в социальной защите многочисленные слои населения.

Кроме того, льготы все активнее используются в российской правовой системе в качестве одного из важнейших юридических инструментов для разрешения задач федеративного устройства России, развития местного самоуправления и др.

На сегодняшний день существует огромное количество форм поддержки социально незащищенных слоев населения. Одних льгот около 430 (четырехсот тридцати). Этим льготами охвачено почти две тысячи категорий населения.

Правовая наука пока не обратила пристального внимания на институт льгот, хотя жизнь все острее ставит вопрос о создании теории правовых льгот, в рамках которой нашел бы свое выражение детальный и всесторонний анализ этого многогранного явления.

Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей. Правовым льготам присущи следующие признаки.

Во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим.

Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы.

Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентирует конкретные вопросы общественной жизни. Так, для различных категорий граждан установлены правила, регулирующие прием в вузы, призыв на военную службу, назначение пенсий. При отсутствии правовой регламентации в той или иной сфере органы управления вынуждены, учитывая конкретные обстоятельства, делать по своему усмотрению исключения для отдельных лиц, что ведет к разнобою в практической деятельности и открывает лазейку для субъективизма и даже злоупотреблений. Льготы - это элемент, прежде всего, специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.

В-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. Льготы, как правило, фиксируются с помощью нормативных, а не правоприменительных актов. Запрещение законом предоставлять льготы в индивидуальном порядке преследует цель свести к минимуму корыстное усмотрение, которое может проявиться в этом процессе.

Компенсационный характер правовых льгот состоит в создании хотя бы примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических и социальных причин. Так, вовлечение в трудовую деятельность слепых и людей с плохим зрением было бы невозможно без установления для них законом особых условий труда. Следовательно, принцип социальной справедливости требует установления в данном случае определенного изъятия из принципа равноправия граждан, а сами льготы слепым и людям с плохим зрением приобретают компенсационный характер, выравнивая их возможности с возможностями других людей. Важнейшее компенсационное значение имеют льготы, предоставленные инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, беженцам, вынужденным переселенцам и другим лицам.

В этом смысле льгота - особое право, дополняющее имеющиеся у лица права с целью гарантировать определенный уровень потребления, облегчить доступ к юридически обеспеченному благу, существенным образом затрудненный вследствие инвалидности, беременности, материнства, сочетания учебы с работой и т.д. Здесь льготы призваны улучшать социально-экономические условия конкретных категорий граждан, их материально-бытовое и финансовое положение.

Успешно развивающийся социум отличается глубоким вниманием к процессам развития государства и общества и накоплением знаний о них. Страны, обладающие значительными финансовыми ресурсами, имеют большие возможности финансового перераспределения общественного продукта и выравнивания до некоего приемлемого уровня экономического положения своих соотечественников. В данном контексте не обойти острого вопроса социальной справедливости, который непременно имеет место при реализации льгот. Часть членов общества изначально лишается самим обществом того, что будет иметь другая часть общества, хотя подразумевается, что у нельготируемой части положение заведомо лучше. Тогда рациональным и становится прием перераспределения финансовых ресурсов через государственный механизм социальной поддержки. Сначала государство изымает у хозяйствующих субъектов часть их дохода, затем уже из бюджета организует помощь тем, кто получил на это право.

Таким образом, льготы всегда отражают часть общественного продукта, в большей части заработанную одними, а полученную другими социальными субъектами.

Социальные льготы обладают следующими основными отличительными признаками:

они присущи экономически развитым обществам с эффективно работающим государственным аппаратом;

опосредуют процесс перераспределения общественного продукта от одних членов общества к другим через государственный механизм социальной поддержки;

отражают конкретные различия в социально-экономическом положении одних членов общества по сравнению с другими;

выражают компенсацию отклонения от нормального общепризнанного положения членов общества;

достигают своего предназначения, будучи денежными по содержанию.

Последний из приведенных признаков, на мой взгляд, является важнейшим в понимании сущности самого явления.

Таким образом, социальные льготы есть государственный финансовый (денежный) механизм выравнивания за счет большинства населения экономического положения меньшинства населения до уровня, принятого за нормальный. Кстати, в тех странах, где достаточно высокий уровень пенсий и социальных пособий, социальные льготы не распространены так широко, как в России.

1.2 Классификация льгот в системе социального обеспечения

На сегодняшний день существует огромное количество форм поддержки социально незащищенных слоев населения. Одних льгот около 430. Этими льготами охвачено почти 2 тысячи категорий населения. Закон "О социальной государственной помощи" делит все льготы на ряд категорий: профессиональные льготы, льготы за особые заслуги и льготы нуждающимся.

Провести классификацию льгот достаточно сложно. Они предусматриваются в законах, указах и постановлениях Правительства,

По форме принято различать два вида льгот: материальные и нематериальные. Суть льготы материального характера заключается в том, что получатель льготы освобождается от общепринятой платы за тот или иной товар или услугу либо оплачивает по специальной, льготной цене (50%). Льгота нематериального характера заключается в праве внеочередного или первоочередного обслуживания там, где предполагается определенная очередность, либо в преимущественной (по сравнению с лицами, не имеющими такой льготы) возможности воспользоваться тем или иным правом.

Возможно разграничение льгот по целевой направленности, по условиям предоставления и субъектному составу их получателей.

Вопрос об основаниях предоставления льгот также является не однозначным: принято считать, что в форме льгот выступает компенсация повышенных затрат определенной группе лиц, имеющим в ней потребность. Льготой можно назвать компенсацию только повышенных затрат, связанных с удовлетворением личных потребностей. Если компенсируются затраты, совершаемые, например, по долгу службы (оплата проезда социальным работникам, милиционерам и др.), такая компенсация не является льготой.

В виде льготы выступает также преимущество одной группы лиц перед другими. Анализ законодательства показывает, что термин "преимущество" употребляется чаще тогда, когда речь идет о наделении отдельных категорий граждан правом на первоочередное удовлетворение их потребностей: внеочередное, первоочередное социальное обслуживание и др.

Социально-правовыми основаниями предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость, мало-обеспеченность и др.), которые порождают специфические потребности личности (в специальных средствах передвижения, в бытовом обслуживании на дому и др.). Для их обеспечения нуждающиеся наделяются дополнительными правами-льготами. Если эти льготы не предоставить, эти лица не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности на общественно необходимом уровне.

Другим основанием для предоставления льгот выступает наличие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты ввиду инвалидности, старости и др., но и служит формой поощрения и признания заслуг перед обществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалиды боевых действий на территории других государств и др.). Эти льготы можно назвать привилегиями. Привилегии имеют смысл, когда существует дефицит услуг, большая очередь на предоставление услуг. В будущем, когда социальные услуги не будут дефицитными, подобные привилегии перестанут существовать.

Льготы-привилегии могут выступать в виде правовых гарантий социальной защиты.

Например, Федеральный закон "О ветеранах" предусматривает правовые гарантии социальной защиты ветеранов РФ, которая осуществляется путем предоставления компенсаций и льгот. В соответствии с этим Законом к мерам социальной зашиты ветеранов относится предоставление им льгот по налогообложению, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию, медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения, по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда, пользованию услугами учреждений связи, трудоустройству, переподготовки кадров и условиям труда и др.

Льготы есть прежде всего социальная мера, в этом проявляется их общественная ценность, а также элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера. Льготой, по мнению законодателя, является освобождение от конституционной обязанности платить законно установленные налоги, сборы, пошлины для определенного круга лиц.

Законодательство предусматривает замену льгот компенсациями. Например, согласно Федеральному закону "О ветеранах" (ст.14) неработающие инвалиды войны при наличии медицинских показателей обеспечиваются бесплатными путевками в санаторно-курортные организации. Для тех получателей путевок, которые по какой-либо причине не воспользовались своим правом, государство предусмотрело выплату денежной компенсации в размере не менее четырехкратного минимального размера пенсии по старости.

В социальном обслуживании система льгот должна быть более сориентирована на специфику потребностей, регион проживания, материального и семейного положения субъектов права социального обеспечения. Льготы предоставляются отдельным категориям граждан за счет фонда, держателем которого выступает общество в целом, поэтому вопрос об определенных предпочтениях, которые общество отдает тем или иным лицам, вызывает подчас острые эмоциональные реакции в массовом сознании.

Большинство прав в социальном обслуживании выступает в форме льгот и привилегий для одиноких престарелых и инвалидов. Льготы заключаются в освобождении полностью или частично от оплаты бытовых услуг, предоставляемых другим гражданам за плату. В некоторых случаях само предоставление той или иной услуги для одиноких престарелых трактуется как льгота (доставка на дом горячих обедов, помощь в приготовлении пищи, уход во время болезни и др.), в то же время такие льготы являются долгом общества перед пожилыми гражданами.

Льготы выгодны не только личности, но и обществу в целом. Если государство не будут оказывать социальную поддержку людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, то эта обязанность ляжет на плечи семьи, которая из своей зарплаты будет вынуждена оплачивать социальные услуги. В настоящее время "семейная нагрузка" ощутима. Недооценка тех или иных потребностей личности, невозможность или неполнота их удовлетворения неизбежно ведут к замедлению темпов общественного развития.

В законодательстве дифференциация льгот осуществляется по контингентам граждан, которым они предоставляются. Льготы в социальном обеспечении предоставляются ветеранам, инвалидам, детям, многодетным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов, жертвам политических репрессий, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей. Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др. Содержание этих льгот неоднородно по их экономической и социальной значимости.

Существенные изменения в систему льгот внес Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ". В соответствии с указанным Законом понятие "льготы" заменяется термином "меры социальной поддержки". Многие ранее существовавшие льготы заменяются на денежные выплаты. Кроме того, закон разграничил компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в сфере финансирования предоставляемых мер по социальной поддержке граждан.

Так, к компетенции Российской Федерации отнесены меры по социальной поддержке инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, ветеранов боевых действий, лиц, награжденных знаком "Житель блокадного Ленинграда", лиц, проработавших в годы Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений и других военных объектах; членов семей умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, всех категорий инвалидов, а также граждан, подвергшихся воздействию радиации.

Для указанных категорий граждан (по их выбору) предусматривается возможность получения ежемесячного "социального пакета", (заменяющего бесплатный проезд, бесплатное обеспечение лекарственными средствами, а также санаторно-курортное лечение). Сохранены льготы по оплате коммунальных услуг, протезно-ортопедической помощи, а также по предоставлению технических средств по реабилитации.


2.1 Предпосылки реформы системы льгот

Согласно законодательству одним из оснований для предоставления льгот выступает наличие у граждан особых заслуг перед государством и обществом. Предоставление льгот по этому основанию не только является потребностью лица в особых мерах социальной защиты ввиду инвалидности, старости и т.д., но и служит формой поощрения и признания его заслуг перед обществом и государством. Например, льготы, установленные для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, для ветеранов боевых действий, являются своеобразной мерой поощрения заслуженного поведения, "сверхисполнения" указанными лицами своих обязанностей, достижения ими общепризнанного результата (защита Родины, продолжительная, успешная и добросовестная военная служба, участие в вооруженных конфликтах и т.д.). Одновременно льготы для указанных лиц призваны в какой-то мере компенсировать возникшие в результате этого негативные последствия (ухудшение состояния здоровья)

Программа монетизации льгот была проведена в России в 2005 году. Предпосылкой проведения этой программы стало то, что в период перестройки понятие "льгота" потеряло своё первичное значение. Количество льгот, предоставляемых граждан резко возросло, а сами льготы превратилась в систему социальной поддержки населения в условиях инфляции и отсутствия денег в госбюджете. Многие льготы так и не были реально обеспечены, а количество льготников превысило половину населения страны.

Существовало огромное количество мер социальной поддержки в натуральном виде, установленных до 2005 года (только на федеральном уровне их было около 120 видов), которыми пользовалось свыше 200 категорий получателей. Всего правом на льготы обладало более 103 млн. человек, или около 70% населения. Ими, в частности, пользовалось около 20 млн. ветеранов труда, более 1 млн. участников Великой Отечественной войны, 800 тыс. инвалидов войны и лиц, приравненных к ним, а также 5,2 млн. тружеников тыла и 880 тыс. семей погибших и др. Все льготы не только в большинстве своём не соблюдались, но и неоправданно тормозили экономику. Касалось это и транспорта, и ЖКХ и здравоохранения.

Одним из важнейших направлений деятельности Российского государства по повышению эффективности социальной политики является реформирование системы социальных льгот, установленных законодательством для различных категорий граждан. Это обусловлено тем, что, по оценкам экспертов, сложившаяся в нашей стране система социальной поддержки населения отличается громоздкостью, бессистемностью и, как следствие, крайне низкой адресностью

Проведение монетизации льгот связано с принципиально новыми подходами по жизнеобеспечению граждан. Ранее вся социальная сфера была бесплатной - образование, здравоохранение, социальная защита. Что касается мер социальной поддержки, то большое количество людей, имеющих на льготы, просто не могли ими воспользоваться из-за недоступности.

Обращение к монетизации льгот было связано с несколькими сюжетами.

Во-первых, к концу 90-х гг. стала очевидной непрозрачность взаимоотношений федерального бюджета и предприятий, предоставляющих льготные услуги.

Во-вторых, существовало большое количество льготников, не пользующихся льготными услугами. Это означало как лишние расходы государства, так и несправедливое отношение к тем, кто льготами действительно пользовался.

В-третьих, налицо была необходимость различных подходов к предоставлению льгот сельским и городским жителям. Общим результатом сложившейся ситуации был нерациональный расход денежных средств.

В первые годы становления рыночных отношений, сопровождавшиеся резким снижением реальной заработной платы и пенсий, льготы стали использовать как инструмент поддержания уровня и качества жизни большинства населения. Федеральные и региональные власти приняли множество законодательных актов, предусматривающих льготы на оплату лекарств, транспорта, жилищно-коммунальных и других услуг для целого ряда категорий граждан, при этом законодательные инициативы на 70% не были обеспечены соответствующими финансовыми ресурсами10. В результате отдельные программы не финансировались вообще, а по ряду из них финансирование не превышало 50% (транспортные услуги, лекарства). На рынке льготных товаров и услуг сложилась следующая ситуация: некоторые льготы стали дефицитными (например, льготы на лекарства и санаторно-курортное лечение), а по льготам, для которых был характерен разрыв схем платежа и потребления (льготы на транспорт, ЖКУ), начала накапливаться задолженность государственного бюджета перед предприятиями, предоставляющими эти виды социальной помощи. В результате многие льготники вышли из числа получателей, а оставшиеся имели неравный доступ к льготам.

Основные особенности системы предоставления социальных выплат и льгот в России:

чрезвычайно высокая степень "огосударственности" системы социальных выплат, законодательно не предусмотренное участие в ней институтов гражданского общества, предпринимателей, профсоюзов и особенно самого населения (как организационное, так и финансовое);

организация социальных выплат преимущественно на началах социального обеспечения, неразвитость системы социального страхования;

множественность видов и форм социальных выплат, а также категорий их получателей (бенефициариев);

преобладание уравнительного, безадресного порядка предоставления социальных пособий, основанного на категорийном подходе определения реципиентов;

отсутствие обоснованных, ясных принципов, и стандартов предоставления социальных выплат и льгот, адекватных характеру защищаемых социальных рисков;

ведомственная разобщенность, параллелизм и дублирование выполнения сходных функций, а также перекрестное финансирование (субсидирование) социальных выплат из бюджетов различных уровней и типов;

незавершенность правового регулирования полномочий органов государственной власти различного уровня в области организации социальных выплат и льгот, несбалансированность возложенных на них полномочий с ресурсами, находящимися в их распоряжении;

отсутствие эффективного оперативного контроля за обоснованностью определения контингентов получателей социальной помощи, ее своевременным и в требуемом объеме предоставлением, а также за движением соответствующих социальных трансфертов.

Для устранения системных недостатков существующей системы льгот было признано необходимым внести изменения в 155 законодательных актов РФ и признать утратившими силу 41.

Монетизация коснулась только тех лиц, которые являлись федеральными льготниками:

инвалиды и участники Великой Отечественной войны;

жители блокадного Ленинграда;

военнослужащие 1941-1945 гг., которые не участвовали в боевых действиях;

несовершеннолетние узники концлагерей;

члены семей погибших (умерших) участников и инвалидов войны;

ветераны боевых действий, инвалиды всех групп и степеней;

лица, пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы.

Было монетизировано три вида льгот:

На транспорт;

Лекарства;

Санаторно-курортное лечение.

Льготы по оплате услуг ЖКХ заменили денежными средствами несколько лет позже - в 2008 году.

К монетизации льгот люди отнеслись по-разному. Многие считали, что их обманывают в выплатах и суммы "замены" намного меньше самой льготы. Другие же, наоборот, защищали реформу, опираясь на то, что не каждый год получается съездить по путёвке на курорт, а денежные средства всегда не помешают.

Тем не менее, всё осталось на том же уровне. Сначала льготник всё оплачивает своими средствами, а потом через орган социальной защиты получает компенсацию на расчётный счёт.

2.2 Сущность сложившейся системы замены льгот денежной компенсацией

Монетизация должна была оздоровить бюджетную систему России, привести заложенные в законах льготы в соответствие с бюджетными возможностями, дать живые деньги для развития транспорта, ЖКХ и других отраслей. Чиновники, готовившие реформу, также упирали на то, что подобный шаг сделает всю систему льгот более справедливой и эффективной. Ведь воспользоваться имеющимися у них на бумаге льготами могли далеко не все.

Законопроект предусматривал замену ряда льгот ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ). При этом три вида льгот (проезд в городском транспорте и пригородных электричках, бесплатные лекарства и право на бесплатное санаторно-курортное обслуживание) льготники могли сохранить за собой, отказавшись от ЕДВ.

Все льготники были разделены на федеральных и региональных. Компенсировать льготы денежными выплатами для примерно 14 миллионов федеральных льготников (инвалидов, военнослужащих, ветеранов ВОВ, ликвидаторы ЧАЭС и ряда других) должен был федеральный бюджет, а для примерно 20-30 миллионов региональных льготников (пенсионеров, ветеранов труда и других) субъекты РФ должны были провести аналогичную монетизацию или сохранить натуральные льготы, оплачивая их предоставление транспортным предприятиям и другим поставщикам услуг из своих бюджетов. Пенсионеры, компенсации для которых не были в итоге заложены ни в федеральный, ни в региональные бюджеты, стали основной движущей силой протестов, прокатившихся по стране после введения закона в действие.

Под ЕДВ (ежемесячной денежной выплатой) следует понимать помощь в денежном эквиваленте, предоставляемая гражданам согласно механизма, предусмотренного законодательством РФ. Данный вид обеспечения вправе получать лица из категорий инвалидов, ветеранов, узников фашизма, доноров, пенсионеров, пострадавших в результате радиационных и иных техногенных катастроф. Следует отметить, что ЕДВ в 2015 получает почти 17 млн. россиян.

Порядок предоставления и выплаты ЕДВ в 2015 году осуществляется Пенсионным фондом страны. Для получения помощи следует подать необходимые документы в территориальный пенсионный орган по месту жительства. Когда лицо вправе рассчитывать на ЕДВ одновременно по нескольким законам, то выплаты начисляются на том основании, предпочтение которому отдал заявитель. Исключением являются ликвидаторы ЧАЭС, им одновременно может предоставляться помощь и по иному основанию (если оно предусмотрено законодательством).

Соответствующее заявление необходимо подать до начала октября, и уже с января следующего года лицо будет получать выплаты. Прекращаются выплаты с 31 декабря года, в котором подано заявление-отказ от предоставленных ранее выплат.

Если же адресатами денежных выплат выступают недееспособные лица либо несовершеннолетние до 14 лет, в роли заявителей выступают их официальные представители (родители, опекуны, усыновители).

Если родители имеют разные адреса проживания, то правом обращения в госорган обладает родитель, проживающий с ребенком. При достижении 14 лет, у несовершеннолетнего появляется право самостоятельно обратиться за предоставлением ЕДВ путем подачи заявления и необходимых документов.

После рассмотрения заявления гражданина, при позитивном решении, ему предоставляется ЕДВ в размере, предусмотренном законами РФ. Ежегодно, в апреле, проводится индексация ЕДВ, в 2015 году она составит 5%.

Можно получать ЕДВ или пользоваться натуральными льгота - это по выбору гражданина. Так например, Специалистами УСЗН г. Кизляра выдается льготное свидетельство многодетным родителям дающее право семье на 30% скидку по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Льготы на оплату коммунальных услуг также имеют право семьи воспитывающие детей, инвалидов в размере 50% скидки на всю семью.

Возможны варианты, когда производится перерасчет ежемесячной денежной выплаты. Это происходит, если:

у инвалида меняется группа инвалидности. Основанием служит выписка из акта освидетельствования, если размер ЕДВ уменьшается - выплата новой суммы начинается с 1 число следующего месяца после перерасчета, если же увеличивается, тогда со дня вынесения такого решения;

получатели являются члены семьи умершего Героя Советского Союза, Героя РФ и полного кавалера ордена Славы (получает каждый член семьи в равных долях путем деления ЕДВ). Перерасчет производится, если количество получателей ЕДВ изменилось. Новая сумма назначается с 1 числа следующего месяца, после принятия такого решения. Получателями являются вдова, родители и несовершеннолетние дети или дети до 23 лет при условии обучения в учебном заведении на очной форме обучения.

При необходимости возможен перерасчет выплат ЕДВ в 2015 году. Он осуществляется следующим образом:

при увеличении ЕДВ в 2015 году - перерасчет с даты принятия решения;

в случае уменьшения - с первого дня месяца, который следует за месяцем, в котором было принято решение.

Назначение и перерасчет ЕДВ родственникам Героев СССР, РФ и Социалистического труда либо же кавалеров орденов Славы или Трудовой Славы происходит согласно законодательству.

Перерасчет размера установленной ежемесячной денежной выплаты производится без подачи письменного заявления на основании выписки из акта освидетельствования в органах МСЭ. Перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты в сторону увеличения производится со дня вынесения органами МСЭ соответствующего решения, а в сторону уменьшения - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой указанный перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты. Распоряжение о перерасчете размера ЕДВ принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять дней со дня поступления выписки из акта освидетельствования.

Приостановление, продление и возобновление ежемесячной денежной выплаты производятся в порядке, определенном для трудовой пенсии в соответствии с Законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.

Выплата ЕДВ приостанавливается в следующих случаях:

) при неполучении установленной трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в течение шести месяцев подряд - на весь период неполучения указанной пенсии (указанной части трудовой пенсии) начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;

) при неявке инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в орган Государственной службы медико-социальной экспертизы - на три месяца начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок. После 3 месяцев выплата прекращается.

При устранении обстоятельств, указанных выше, выплата ЕДВ возобновляется в том же размере, в каком она выплачивалась на день приостановления выплаты. После возобновления выплаты ее размер подлежит перерасчету. Возобновление ЕДВ производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, были получены соответствующие заявление о возобновлении выплаты. При этом пенсионеру выплачиваются неполученные им суммы указанной ЕДВ за все время, в течение которого выплата указанной пенсии (указанной части трудовой пенсии) была приостановлена.

В случае прохождения лицом переосвидетельствования в органе Государственной службы медико-социальной экспертизы и подтверждения его инвалидности до истечения 3-месячного срока, ЕДВ возобновляется со дня, с которого это лицо вновь признано инвалидом.

В случаях пропуска лицом срока переосвидетельствования по уважительной причине, определяемой органом Государственной службы медико-социальной экспертизы, и установления указанным органом инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности III, II или I степени за прошлое время выплата ЕДВ возобновляется со дня, с которого соответствующее лицо вновь признано инвалидом, независимо от срока, прошедшего после приостановления ЕДВ. Если при переосвидетельствовании установлена другая степень ограничения способности к трудовой деятельности (выше или ниже), то выплата ЕДВ возобновляется за указанное время по прежней степени ограничения способности к трудовой деятельности.

Ежемесячная денежная выплата прекращается:

) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть получателя либо вступило в силу решение об объявлении его умершим или решение о признании его безвестно отсутствующим;

) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на ежемесячную денежную выплату.

Начисленные ЕДВ, но своевременно не востребованные гражданином, выплачиваются за прошедшее время не более чем за три года, предшествующие обращению за их получением. Ежемесячная денежная выплата, не полученная гражданином своевременно по вине органов, осуществляющих указанную выплату, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. Такие проблемы возникают и в Дагестане, так по Табасаранскому району, органами социальной защиты производятся 16 видов выплат для социально незащищенных категорий населения. Некоторые категории населения не успевают оформить причитающиеся им льготы из-за низкой скорости документооборота. Возможно, могло бы помочь более широкое использование ведомствами электронного оборота документов.

Суммы ЕДВ могут наследоваться в порядке установленном законодательством.

Для получения денежных средств, следует открыть личный счет в банковском учреждении. Если назначается ЕДВ пенсионерам в 2015 году, то открывать счет не требуется, выплаты будут поступать на пенсионный счет.

Заключение

Основные категории граждан, имеющих право на льготы по системе социального обслуживания это: престарелые, инвалиды, многодетные семьи, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны труда, Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, Герои Социалистического труда, ликвидаторы аварии на Чернобыльской атомной электростанции и граждане пострадавшие от радиации, несовершеннолетние узники концлагерей, жертвы политических репрессий и другие.

Среди основных видов социальных льгот, можно отметить: жилищно-бытовые, налоговые, по оплате проезда на транспорте, по медицинскому и санаторно-курортному обслуживанию, лекарственному обеспечению и другие.

В августе 2014 года исполнилось 10 лет со дня подписания нашумевшего Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ", известного как закон о монетизации льгот. Процесс его принятия и внедрения вызвал шквал критики. Некоторые предсказывали, что он приведет к масштабным социальным бедам и катастрофам, но эти прогнозы не сбылись. Вместе с тем, начало реализации Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ" спровоцировало существенные волнения и недовольство значительной части общества. По сути, это стало первым серьезным испытанием для новой власти: президента В. Путина и правящей партии "Единая Россия".

Сейчас не вызывает сомнений то, что закон в целом был необходим. В 90-е годы левое большинство Госдумы установило огромное количество натуральных льгот, большая часть которых оставалась только на бумаге, потому что федеральный бюджет был в 6 раз меньше их объема. В некоторых городах право на бесплатный проезд в общественном транспорте получило до 90% населения. Это приводило к тому, что существующие парки изнашивались, и на смену выходящим из строя государственным автобусам и троллейбусам приходили частные маршрутные такси без льгот. Были регионы, в которых из льготных лекарств удавалось получить в аптеке только бинты, йод и валидол.

После вступления закона в силу большинство граждан предпочло деньги пакету натуральных льгот там, где было предусмотрено право выбора (лекарства, санаторно-курортное лечение, проезд в пригородном транспорте).

Самым сложным в Законе на тот период оказалась его реализация. Правительство затягивало подготовку. С 1 января 2005 года людям стали отказывать в бесплатном проезде и лекарствах, а деньги они получили только в конце января. Расчеты Минфина по деньгам, призванным заменить льготы, оказались заниженными. В результате, тысячи пенсионеров, пожилых людей вышли на улицы и протестовали против проводимых реформ.

В итоге принятие Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ коснулось свыше 40 миллионов россиян. Пытаясь разрешить сложившиеся проблемы Госдумой была создана специальная рабочая группа, которая прогнозировала дальнейшее развитие ситуации. В законодательство срочно вносились поправки. В федеральном бюджете увеличили расходы на социальную сферу более 171 миллиардов рублей для замены льгот денежными средствами. При этом в целях стимуляции местных властей к проведению реформы было предложено выплачивать компенсацию 40 процентов расходов, понесенных в результате проведения монетизации из федерального бюджета.

Таким образом на январь 2005 года полностью магнетизированы были льготы лишь в четырех регионах: Тверской, Пензенской, Вологодской и Татарстане. Большинство регионов остановили свой выбор на смешанной форме социальной поддержки граждан.

Ряд субъектов федерации, таких как Новгородская и Калининградская области, Ханты-Мансийский автономный округ. Красноярский край, Дагестан, Хакасия и Северная Осетия не стали проводить монетизацию и оставили старую систему натуральных льгот еще на год.

Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ - это новая страница в социальной политике государства Благодаря этому законопроекту Россия, возможно приблизилась к модели социального обеспечения многих европейских стран. Так как большая часть льгот - это по сути дела, вынужденная добавка государства к низким пенсиям и зарплатам, призванная хотя бы в минимальной степени материально поддержать пенсионеров и инвалидов живущих за чертой бедности.

Список использованных источников

Правовые акты:

1.Конституция РФ [Электронный ресурс] // Р

2.Российская Федерация. Законы. О государственной социальной помощи в Российской Федерации: федер. закон [принят Гос. Думой 25 июня 1999 г.; одобр. Советом Федер. 02.07.1999 г.: по состоянию на 21.03.2014 г.] - Москва.: Проспект, 20141. - 22 с. - ISBN 978-5-392-11065-0.

.Российская Федерация. Законы. О ветеранах в Российской Федерации: федер. закон [принят Гос. Думой 16.12.1994 г.: по состоянию на 25.11.2013 г.] - М.: Проспект, 2013.67 с. - ISBN 978-5-4374-0180-4.

.Федеральный закон от 24.11.1995 №" 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014)"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Справочно-правовая система Консультант Плюс / НПП "Консультант Плюс". - Электрон. Дан. - М., 2014 - 1 электрон. Опт. диск (CD-ROM).

.Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 04.11.2014)"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Справочно-правовая система Консультант Плюс / НПП "Консультант Плюс". - Электрон. Дан. - М., 2014 - 1 электрон. Опт. диск (CD-ROM).

.Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 12.03.2014)"О государственной социальной помощи" // Справочно-правовая система Консультант Плюс / НПП "Консультант Плюс". - Электрон. Дан. - М., 2014 - 1 электрон. Опт. диск (CD-ROM).

.Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 29.12.2014)"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Справочно-правовая система Консультант Плюс / НПП "Консультант Плюс". - Электрон. Дан. - М., 2014 - 1 электрон. Опт. диск (CD-ROM).

.Закон РФ от 15.01.1993 № 4301-1 (ред. от ред. от 02.07.2013)"О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" // Справочно-правовая система Консультант Плюс / НПП "Консультант Плюс". - Электрон. Дан. - М., 2014 - 1 электрон. Опт. диск (CD-ROM).

.Постановление Правительства Республики Дагестан от 28.11.2013 №619 об Утверждении Государственная программа Республики Дагестан "Социальная поддержка граждан". - [Электронный ресурс]: Режим доступа: e-dag.ru.

.Указ Президента РФ от 05.05.1992 №N 431 (ред. от 25.02.2003)"О мерах по социальной поддержке многодетных семей" // Справочно-правовая система Консультант Плюс / НПП "Консультант Плюс". - Электрон. Дан. - М., 2014 - 1 электрон. Опт. диск (CD-ROM).

Специальная литература:

11.Буянова, М.О. Право социального обеспечения: учебник / Под ред. М.О. Буяновой, С.И. Кобзевой, З.А. Кондратьевой. / М.: КноРус Издательство. - 2013. - С.620 - ISBN 978-5-4060-0306-0.

12.Буянова, М.О., Гусова К.Н. Право социального обеспечения России: учебник /Под ред.М. О Буяновой, К.Н. Гусова / М.: Тк Велби, Проспект, 2010. - С.565

.Виды социальных льгот [электронный ресурс] // Режим доступа: studopedia.net - Загл. с экрана.

.Долотин, Б. Социальная политика должна быть прозрачной // Социальное обеспечение - 2010. - №11. - С.9

.Ежемесячная денежная выплата [Электронный ресурс] Режим доступа: #"justify">.Ежемесячная денежная выплата для граждан [Электронный ресурс] // Режим доступа: i-advokat.ru/blog/posobiya/lgota/edv. htm - Загл. с экрана.

.Ежемесячные денежные выплаты [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.финист-нск. рф/info/50-ezhemesjachnye-denezhnye-vyplaty - Загл. с экрана.

.Захаров, М.Л. Право социального обеспечения России: учеб, для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. - 4-е изд. / Москва: Волтерс Клувер, 2009. - С.450

.К понятию льгот в праве социального обеспечения / Цивилистические заметки: Сборник научных статей / Отв. Ред.В.Я. Музюкин / Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2009. - С.66-74

.Либоракина, М.И. Социальная помощь: на пути к адресности: Сб. ст. / Под ред.М.И. Либоракиной / М.: Фонд "Институт экономики города", 2011. С.50-51.

.Малько, А.В. Льготы: политико-правовой анализ // Общественные науки и современность. 2009. N 3

.Матузов, Н.И. Теория государства и права: курс лекций / Под ред.Н.И. Матузова, А.В. Малько // [Электронный ресурс] Режим доступа: #"justify">.Монетизация льгот 10 лет спустя [Электронный ресурс] Режим доступа: // www.posadfm.ru/articles/view/4206 - Загл. с экрана.

24.Монетизация льгот в России. [Электронный ресурс] Режим доступа: <#"justify">Практический материал:

30.Министерство труда и социального развития Республика Дагестан / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ/ Управление социальной защиты населения в МО "город Кизляр" [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.dagmintrud.ru/novosti-ucherezhdeniy/14058/? sphrase_id=8663 <http://www.dagmintrud.ru/novosti-ucherezhdeniy/14058/?sphrase_id=8663> - Загл. с экрана.

.Министерство труда и социального развития Республика Дагестан / Сообщение начальника УСЗН Табасаранского района [Электронный ресурс] // http://www.dagmintrud.ru/novosti-ucherezhdeniy/13782/? sphrase_id=8663 <http://www.dagmintrud.ru/novosti-ucherezhdeniy/13782/?sphrase_id=8663> - Загл. с экрана.

.Министерство финансов РФ / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.minfin.ru/off_inf/1188. htm <http://www.minfin.ru/off_inf/1188.htm>. - Загл. с экрана

Похожие работы на - Льготы в системе социального обеспечения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!