Конституционное право
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Федеральное
государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования "Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный
университет" ДАЛЬРЫБВТУЗ
Кафедра
"Основы государства и права"
Контрольная
работа по дисциплине
"Правоведение"
Конституционное
право
Владивосток
2013
. Конституция - юридическая база текущего
законодательства
К числу юридических свойств конституции
относится и то, что она является базой текущего законодательства, определяет
его характер. Текущее законодательство развивает предписания Конституции,
исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных
отношений.
"Выступая в качестве юридической базы для
развития всех отраслей российского права, конституция регулирует и закрепляет
процесс создания правовых норм и актов, которыми обеспечивается проведение
политических, культурных и социально-экономических преобразований в обществе.
Насколько стабильным и эволюционным будет развитие самой конституции, настолько
реформирование государственной и общественной сфер жизнедеятельности приобретет
завершенный характер". И.А. Кравец Верховенство конституции - принцип
конституционализма.
Наряду с этим конституции часто предусматривают
необходимость принятия нормативных актов, развивающих ее положения. Так,
Конституция РФ делает это следующими методами: См.: Авакьян С.А. Конституция
России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД,
"Сашко", 2000.
прямо указывает виды федеральных конституционных
законов или федеральных законов, требуемых для регулирования определенных
вопросов. Конституция конкретно предусматривает принятие и многих федеральных
законов - о гражданстве (ст. 6), о военной службе (ст. 59), об альтернативной
гражданской службе (ст. 59) и др.;
использует указание на то, что определенные
общественные отношения регулируются "федеральным законом", не называя
конкретный по наименованию или содержанию акт. В соответствии с ч. 5. ст. 37,
где закреплено право граждан на отдых, "работающему по трудовому договору
гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего
времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск".
Данный вариант применяется весьма широко в действующей Конституции - гораздо больше,
чем предшествующими основными законами, как бы подчеркивая, что регулированию
общественных отношений посредством закона отдается предпочтение перед иными
видами нормативных актов;
говорит о необходимости дополнительного
регулирования общественных отношений либо закрепления гарантий для их
участников в акте текущего законодательства, оставляя на последующее разрешение
вопроса о виде акта и принимающем его органе. Например, в ст. 43 говорится, что
Российская Федерация "устанавливает федеральные государственные
образовательные стандарты" - понятно, что для этого необходим
соответствующий нормативный акт;
Конституция РФ зачастую содержит такие
формулировки статей, что из текста очевидна обязательность последующего
текущего нормативного регулирования, обеспечивающего применение конституционной
нормы. Так, согласно ст. 46, "решения и действия (или бездействие) органов
государственной власти, органов местного самоуправления, общественных
объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд" - то есть
применение нормы без специального закона попросту невозможно.
Также Конституция во многих случаях говорит о
том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а
соответствующие действия органов и должностных лиц регулируются законом; при
этом подразумевается не акт в форме закона, а вся гамма правовых норм,
необходимых для соответствующего случая. Например, ч. 1 ст. 35 гласит:
"Право частной собственности охраняется законом". Здесь имеется в
виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы
они служили защите данного права.
"Таким образом, проблема соотношения
конституции и текущего законодательства довольно многогранна, и она решается с
учетом, как роли конституционных идей, так и формально-правовой зависимости от
конституции многих правовых актов". Авакьян С.А. Конституция России:
природа, эволюция, современность.
. Конституционные принципы организации
деятельности органов государства
Единство системы государственной власти в
Российской федерации обусловливает единство принципов организации и
деятельности государственных органов. К их числу относятся:
Формирование государственных органов народом или
по его поручению соответствующими органами власти. Статья 3 Конституции РФ
устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в
нашем государстве является его многонациональный народ, осуществляющий свою
власть наряду с другими организационно-правовыми формами и через органы
государственной власти. При этом конституционная норма определяет, что высшим
непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные
выборы. Именно путем выборов многонациональный народ Российской Федерации
формирует представительные органы государственной власти в центре и на местах,
избирает Президента России и президентов тех республик в составе Российской
Федерации, где их конституциями предусмотрена такая должность. Органы
исполнительной и судебной власти образуются, в свою очередь, вышеуказанными
органами. Глава Правительства Российской Федерации назначается Президентом
России с согласия Государственной Думы, члены Правительства назначаются
решениями Президента России. Судьи Конституционного, Верховного и Высшего
Арбитражного судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента
России. Главы администраций краев и областей назначаются всенародно избранным
Президентом России, а мэры городов избираются населением этих городов.
. Правовая охрана конституции
Правовая охрана конституции - комплекс
специальных юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию
конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим
конституционной законности.
Субъектный состав охраны Конституции в разных
странах различный. Чаще всего к нему относят главу государства, суды общей
юрисдикции, верховный суд как высшую судебную инстанцию, органы
конституционного контроля (судебного и внесудебного характера).
В конституционной практике РФ сложились
следующие правовые формы (способы) охраны Конституции:
) охрана Конституции Президентом РФ.
) осуществление конституционного надзора
судами общей юрисдикции.
) деятельность иных государственных
органов, прежде всего органов прокуратуры,
) деятельность федерального
Конституционного Суда как специализированного органа конституционного контроля
в РФ.
Кроме того, П.о.К. осуществляется посредством:
возложения Конституцией РФ (ч. 2 ст. 15) на граждан, органы государственной
власти и местного самоуправления и их должностных лиц конституционной
обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы; предусмотренного Конституцией
(ч. 4 ст. 3) запрета на присвоение кем бы то ни было власти в РФ; преследования
федеральным законом захвата власти или присвоения властных полномочий;
установления конституционного режима деятельности общественных объединений,
запрещения создания и деятельности общественных объединений, цели и действия
которых направлены на насильственное устранение конституционного строя,
нарушение целостности, подрыв государства; установления конституционных основ
регулирования чрезвычайного и военного положения; предусмотренного Конституцией
РФ права граждан обращаться с жалобами на нарушение конституционных прав и
свобод в Конституционный Суд РФ и др.
4. Конституционно-правовые основы
организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры
Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией
Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными
законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок
деятельности Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации
определяются также нормативными правовыми актами Президента Российской
Федерации, принятыми в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На прокуратуру Российской Федерации не может
быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.
· Прокуратура Российской Федерации
составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы
прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих
прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
· Органы прокуратуры:
Ø осуществляют полномочия, независимо
от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных
объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской
Федерации законами;
Ø действуют гласно в той мере, в какой
это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране
прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о
государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
Ø информируют федеральные органы
государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии
законности.
· Прокуроры и следователи
Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (далее - прокуроры
и следователи) не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых
органами государственной власти и органами местного самоуправления.
· Прокурорские работники не могут
являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и
принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных
объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и
учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей
служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.
· Прокурорские работники не вправе
совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной
деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может
финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств,
международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без
гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской
Федерации или законодательством Российской Федерации. Прокурорские работники не
вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных
советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных
организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных
подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской
Федерации или законодательством Российской Федерации.
6. Понятия и основания
возникновения обязательства
конституция прокуратура
обязательство законодательство
Легальное определение обязательства содержится в
ст. 307 ГК РФ, устанавливающей, что в силу обязательства одно лицо (должник)
обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как
то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо
воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от
должника исполнения его обязанности.
Из приведенного следует, что обязательство
является гражданским правоотношением. В форму обязательств, прежде всего,
облекаются отношения экономического оборота: купля-продажа, подряд, хранение,
экспедиция, перевозка и т. д. Использование правовой формы обязательств,
однако, сферой экономического оборота не ограничивается: обязательственными
являются также отношения, возникающие вследствие правонарушений (причинение
вреда), иных недозволенных действий (неосновательное обогащение).
Как и любое другое гражданское правоотношение,
обязательство возникает вследствие наступления определенных юридических фактов
или их совокупности (юридических составов), с которыми закон связывает
установление прав и обязанностей субъектов.
В п. 2 ст. 307 ГК РФ прямо названы только два
основания возникновения обязательств: договор и причинение вреда. Что же
касается других возможных оснований, то они определены с помощью общего
отсылочного принципа: "обязательства возникают... и из иных оснований,
указанных в настоящем Кодексе".
7. Понятия, стороны и
содержание гражданско-правового договора
Согласно п. 1 ст. 420 Гражданского кодекса
договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении,
изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Условия договоров
регулируются как нормами гражданского права, общими для различных договоров,
так и нормами об отдельных классах, типах, видах и разновидностях договоров.
Поскольку договоры являются видами сделок, к ним применяются также правила о
двух- и многосторонних сделках (ст. 153-181 Гражданского кодекса). Кроме того,
на обязательства, возникающие из договоров, распространяются рассмотренные
ранее общие положения об обязательствах (ст. 307-419 Гражданского кодекса).
Содержание и условия договора. Содержание
договора образует совокупность его условий, которые по общему правилу
формируются по усмотрению сторон договора (ст. 421 Гражданского кодекса). При
этом в науке гражданского права условия любого договора делятся на три основные
группы:
) существенные условия договора - условия, без
согласования которых договор считается не заключенным. В соответствии с п. 1
ст. 432 Гражданского кодекса договор считается заключенным, если между
сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по
всем существенным условиям договора. К таким условиям относятся предмет
договора, а также условия, которые названы в законе или иных нормативных
правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а
также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно
быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса). Следует иметь в
виду, что ГК применительно ко всем гражданско-правовым договорам не установил в
качестве существенных условия о сроке и цене договора. Однако во многих
отдельных видах договоров срок и цена выступают в качестве существенных условий
договора. Так, в соответствии с п. 1 ст. 555 Гражданского кодекса при отсутствии
в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене
недвижимости договор считается незаключенным;
) обычные условия договора - условия, типичные
для договора данного вида, предусмотренные законодательством и обязательные для
участников договора. По общему правилу они определяются диспозитивными нормами,
и стороны вправе отступить от них. В отличие от существенных, обычные условия
(например, условие о месте совершения договора) могут как включаться, так и не
включаться в договор, юридическая сила договора при этом не теряется;
) случайные условия договора - согласованные
сторонами условия, принимаемые в дополнение к обычным условиям и отражающие
особенности взаимоотношения сторон и специфические требования к предмету
договора, порядку его исполнения, ответственности за неисполнение (например,
условие о введении неустойки на случай нарушения договора). Случайные условия
расширяют содержание договора, однако для придания им юридической силы их
необходимо обязательно включить в договор.
Условия договора подчиняются общим принципам и
конкретным нормам ГК и других федеральных законов, а также соглашению самих
сторон. В частности, в силу принципа свободы договора (п. 1 ст. 1 и ст. 421
Гражданского кодекса) граждане и юридические лица свободны в заключении
договора. Понуждение к заключению договора по общему правилу не допускается.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный
законом или иными правовыми актами. Они сами определяют условия договора, кроме
случаев, когда обязательные условия установлены императивными нормами (п. 1 ст.
422 Гражданского кодекса). Свобода договора проявляется также в праве сторон
своим соглашением исключить применение императивной части диспозитивной нормы и
установить условие, отличное, от предусмотренного в ней.
Фабрика орудий лова до 01.06.97 г. существовало,
как юридическое лицо. В результате ее реорганизации с 01.08.97 г. она вошла в
состав Базы тралового флота на протяжении обособленного структурного
подразделения последнего. Ко дню реорганизации фабрика имела задолженность за
поставленную ей, поставщиком продукцию, в сумме 10 000 р., счет за которую не
был оплачен, по причине отсутствия средств.
После реорганизации поставщик предъявил иск к
Базе тралового флота об оплате суммы 10 000 р.
БТФ, возражая против удовлетворения иска,
утверждала, что договор поставки, заключенный фабрикой с поставщиком,
недействителен, так как фабрика не является юридическим лицом.
Какое решение следует вынести по данному спору?
Какой орган рассмотрит спор?
Из условий задачи подразумевается, что поставщик
- юридическое лицо, следовательно, спор должен быть рассмотрен Арбитражным
судом.
Из условий задачи следует, что реорганизация
юридического лица "Фабрика орудий лова" осуществлялась в форме
присоединения в состав Базы тралового флота. Несмотря на то, что Фабрика орудий
лова является с 01.08.1997 года обособленным структурным подразделением Базы
тралового флота, в силу положений ст. 58 ч.2 ГК РФ База тралового флота будет
являться надлежащим ответчиком по иску, поскольку при присоединении
юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и
обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным
актом.
1. Конституция Российской
Федерации (РФ) от 12.12.1993
. Интернет ресурсы:
http://www.pravo.vuzlib.org/book_z583_page_39.html
. Федеральный Закон "О
прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от
30.06.2003, с изм. от 18.07.2003)
. Мельников Н.В.
"Прокурорский надзор - самостоятельная форма осуществления прокурорской
власти в России" \ Государство и право, № 5, 2003 год
. Гражданское право России.
Общая часть: курс лекций. / Под ред. О.Н. Садикова. - М., 2001
. Гусев А.Н. Гражданское
право: Учебник в 3 т. - М.: Изд-во Инфра-М, 2004.
. Основы гражданского
законодательства Раздел 3, глава 8
. Гражданское право. Учебник
под редакцией Е. А. Суханова 1993 г. Часть 2, страницы 40- 62.