Конституционное право в современной России

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,95 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конституционное право в современной России














Конституционное право в современной России

Введение

На различных этапах развития российского общества изменялась и структура основного закона нашей страны. Решающее влияние на этот процесс оказала смена господствующей коммунистической идеологии и переход к формированию демократического правового государства.

Конституция - это важнейший документ, определяющий форму общественного устройства, гарантии прав и свобод личности, полномочия органов государственной власти. Внесение изменений в основной закон страны, имеющий высшую юридическую силу на всей ее территории, представляет собой длительный и сложный процесс.

Актуальность данной работы заключается в том, что Конституция РФ - это основной закон нашего государства, всесторонний анализ которого необходим для понимания сути правовой системы России.

В ходе исследования будут решены следующие задачи:

.определение системы конституционного права в России;

.анализ структуры Конституции Российской Федерации;

.выяснение порядка внесения изменений в Конституцию РФ;

.определение роли и значения Конституционного суда РФ.

1. Система конституционного права в России

По своей внутренней структуре конституционное право является сложной системой, состоящей из различных институтов, регулирующих важнейшие сферы взаимоотношений человека, общества и государства. В этой системе отрасли и группы конституционно-правовых норм взаимосвязаны, они функционируют в тесном взаимодействии друг с другом.

Важнейшие институты системы конституционного права

В современной России система конституционного права состоит из следующих важнейших институтов:

.основы конституционного строя;

.правовой статус человека и гражданина;

.федеративное устройство государства;

.органы государственной власти и местного самоуправления.

Каждый из перечисленных институтов, являясь самостоятельной отраслью права, тесно взаимосвязан с другими элементами общей системы. Остановимся на характеристике этих институтов более подробно.

. Правовые нормы, регулирующие основы конституционного строя России, занимают ведущее положение по сравнению с другими институтами, так как они содержат принципы, определяющие функционирование остальных отраслей законодательства.

Нормы данного института влияют на характер общественных отношений, обязательны для всех субъектов права, обеспечивают закрепление в Конституции РФ концептуальных идей и целей, стоящих перед обществом и государством. Эти положения не могут быть изменены решениями органов власти, их действие прекратится только после принятия нового основного закона страны.

. Следующим в общей системе ценностей конституционного права является институт, определяющий основы правового статуса человека и гражданина, его свободы, возможности и обязанности. Это обусловлено тем, что высшей ценностью нашей страны и главной целью работы всех властных структур признан человек, а также защита его интересов.

Нормы этого института провозглашают реализацию государством прав каждой личности, определяют сферу взаимоотношений гражданина и общества, не могут быть подвергнуты пересмотру без отмены действующей Конституции РФ. Утверждение правового статуса человека оказывает непосредственное влияние на многие другие отрасли законодательства, в том числе трудовой, гражданский и семейный кодексы.

. Конституционно-правовой институт, определяющий федеративное устройство России, формирует предпосылки для организации и построения системы органов государственной власти, он утверждает принципы существования политико-территориальных и национально-административных образований, их взаимодействие с центральной властью.

Данный институт регулирует отношения между специфическими субъектами права, обладающими широким кругом полномочий, среди которых есть и законотворческие. Разграничение предметов ведения между федеральными и региональными органами власти осуществляется на основе принципов, заложенных в Конституции РФ.

Разрешение споров и юридических коллизий, возникающих при использовании норм данного института, происходит в особом порядке. Разногласия между республиками, краями, областями и центральной властью рассматривает Конституционный суд.

4. Нормы института, определяющего организацию и функционирование государственных органов и муниципалитетов, имеют свои особенности. Они реализуются в правоотношениях, возникающих между различными властными структурами, организациями и учреждениями. Порядок образования, полномочия и форму деятельности различных административных органов устанавливают нормативно-правовые акты, принимаемые на основе соответствующих положений Конституции РФ.

Главное отличие норм этого института заключается в том, что они связаны с соотношением федеральных, региональных и муниципальных правовых актов, действующих на конкретной территории.

2. Особенности системы конституционного права в России

Все вышеперечисленные институты системы конституционного права России отличаются друг от друга по следующим параметрам:

.специфика воздействия на регулируемую сферу общественных отношений;

.особенности механизма реализации конституционных норм;

.характер направленности правового регулирования;

.состав субъектов права;

5.способы правовой защиты конституционных норм;

6.видовой характер установленных положений.

Одни институты утверждают общие принципы социальных отношений и регулируют деятельность всех субъектов права, а другие устанавливают конкретные механизмы функционирования отдельных отраслей законодательства.

Различаются элементы конституционно-правовой системы России и по ряду других показателей. Одни из них предполагают прямое воздействие на субъект, нарушающий установленные правила, а другие полагаются лишь на общие принципы Конституции РФ. Нормы некоторых институтов могут быть реализованы только в рамках основного закона страны, положения других элементов общей системы осуществляются через принятие и действие иных отраслей законодательства.

Каждый институт имеет свои особенности и отличительные черты. Они предопределены результатом, который должен быть достигнут в процессе реализации установленных норм. Речь идет о становлении правового государства, защите гражданских свобод, обеспечении мира и гармонии в обществе, экономическом и культурном процветании, социальных гарантиях и безопасности.

Система конституционного права предопределена объективными факторами. Она не является чем-то застывшим, данным раз и навсегда. Напротив, элементы общей системы совершенствуются, отражая уровень общественного развития и потребности социальной реальности. При существенном изменении обстоятельств принимаются новые конституции, меняется вся система права.

3. История формирования системы конституционного права

Юридическая наука использует различные методы познания, в том числе сравнительно-исторический. Например, в средневековой Европе действовали так называемые «неписанные конституции», представлявшие собой сложившиеся в обществе основы государственного строя, обычаи и традиции правителей, изданные ими указы и разрозненные законы.

Конституция США, принятая Филадельфийским конвентом в 1787 году, стала первым основным законом страны, зафиксированным на бумаге.

В самодержавной России предпринимались отдельные попытки придать действующему государственному строю конституционные основы. Об этом ратовали всем известные декабристы, говорил о такой необходимости и император Александр II. К числу подобных попыток относится издание «Основных государственных законов», принятых в 1906 году, а также правовые акты Временного правительства.

В итоге, первой в нашей стране стала Конституция РСФСР 1918 года, которая закрепила победу Октябрьской революции, основы социалистической экономики и диктатуру пролетариата.

В эпоху СССР последовательно были приняты три основных закона, датированные 1924-м, 1936-м и 1977-м годами. Они отражали менявшиеся условия существования общества и государства.

Конец 1980-х годов потребовал внесения многочисленных поправок в конституционное законодательство страны, отвечавших реалиям перестроечного периода. После распада Советского Союза на всенародном референдуме была принята действующая Конституция РФ, это историческое событие произошло 12 декабря 1993 года.

4. Структура Конституции Российской Федерации

конституционный закон право

Различные нормы и положения основного закона страны группируются в разделы и главы по принципу однородности. Система и порядок их расположения представляет собой структуру Конституции Российской Федерации.

Принцип однородности означает единство сферы общественных отношений, которую регулируют те или иные нормы. Последовательность расположения разделов и глав в тексте определяется степенью их значимости. Не случайно основной закон России открывает глава «Основы конституционного строя», ведь приведенные в ней положения первичны по отношению к другим правовым нормам, действующим в нашей стране.

Конституция Российской Федерации 1993 года

Действующая Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, состоит из преамбулы и двух разделов. Первый из них называется «Основные положения», он включает в себя 9 глав и 137 статей. Второй раздел «Заключительные и переходные положения» устанавливает порядок введения в действие основного закона страны, утверждает отмену прежней Конституции, а также определяет ряд организационных вопросов о применении изданных ранее законов и нормативных актов, функционировании органов государственной власти.

Наибольшее значение для жителей страны и защиты их законных интересов имеет первый раздел Конституции РФ, в который входят следующие главы:

1.Основы конституционного строя;

.Права и свободы человека и гражданина;

.Федеративное устройство;

.Президент Российской Федерации;

.Федеральное Собрание;

.Правительство Российской Федерации;

.Судебная власть;

.Местное самоуправление;

.Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Структура действующей Конституции РФ предопределена ее многоцелевым и многофункциональным характером. В ее преамбуле содержатся декларативные цели и задачи нашей страны:

1.соблюдение прав и свобод человека;

2.утверждение гражданского мира и согласия;

.сохранение государственного единства;

.незыблемость демократических основ государства;

.обеспечение благополучия и процветания России.

Эти задачи должны являться ориентиром для органов законодательной и исполнительной власти, муниципалитетов, различных учреждений и общественных объединений. Данные положения определяют общие обязательства государства перед гражданами, применяются Конституционным судом при разрешении различных противоречий, в том числе касающихся и принципов федерального устройства России, разграничения полномочий между центральной властью и регионами.

В структуре Конституции РФ отражены концептуальные идеи и принципы, на которых она построена. Первая глава этого важнейшего документа называется «Основы конституционного строя», в ней утверждается демократический характер нашей страны.

Тот факт, что вторая глава Конституции РФ посвящена правам человека, показывает особое значение, которое придается в основном законе реализации и защите гражданских свобод. Это доказательство самоценности личности, а также свидетельство того, что конституционно-правовой статус человека не зависит от его отношения к государству.

Переход на парламентскую систему управления, определение статуса Президента России как главы государства, четкое следование принципу разделения властей - все это нашло свое отражение в структуре Конституции РФ. Имеющиеся главы о Федеральном Собрании, Правительстве РФ, органах судебной власти располагаются в строгой последовательности, тем самым определяя степень значимости данных государственных институтов в системе гражданского общества.

В Конституции России закреплены основы федеративного устройства страны, определен статус субъектов РФ. В данном документе отражены основные принципы разграничения полномочий между органами центральной власти и административными структурами республик, краев, областей, автономных округов и городов федерального значения. Положения Федеративного договора непосредственно установлены в тексте Конституции РФ.

Действующая Конституция РФ не содержит главы о государственном плане социально-экономического развития России, что знаменует переход к рыночным отношениям, произошедший в конце 80-х годов ХХ века.

Второй раздел Конституции РФ носит организационно-правовой характер. Это нередкое явление в структурах основных законов многих стран.

Исторический аспект рассмотрения структуры Конституции РФ

На различных этапах развития российского общества изменялась и структура основного закона нашей страны. Решающее влияние на этот процесс оказала смена господствующей коммунистической идеологии и переход к формированию демократического правового государства.

На структуре Конституции РФ сказался уровень формирования социально-правовых отношений в стране, а также степень развития юридической науки. Действующий основной закон нашего государства является более четким, компактным и последовательным с точки зрения расположения и последовательности глав, чем предыдущая Конституция РСФСР, принятая в 1978 году.

Статус союзной республики в составе СССР во многом определил структуру и содержание прежнего основного закона страны. Его положения практически полностью воспроизводили Конституцию СССР. Этот документ отличался юридическим несовершенством. Нормы и положения группировались в нем без должной логической связи и строгой систематизации.

Во время разработки проекта Конституции РФ 1993 года планировалось начать ее с утверждения прав и свобод человека и гражданина, тем более что в некоторых демократических странах именно аналогичные разделы открывают тексты основных законов. Подобный вариант предложили и некоторые российские ученые-юристы.

Однако разработчики Конституции РФ в итоге решили, что начинать текст основного закона страны с утверждения гражданских свобод было бы нелогичным, так как сначала необходимо определить конституционный строй и общие принципы организации общества, которые и являются главной опорой и условием соблюдения и защиты прав человека. Неотчуждаемые и естественные гражданские свободы, которыми могут воспользоваться все россияне, установлены уже во второй главе действующей Конституции РФ, что подтверждает признание человека и его интересов высшей ценностью нашего государства.

По мнению большинства ученых-юристов, структура принятого в 1993 году основного закона страны является логически выверенной, четкой и последовательной.

5. Порядок внесения изменений в Конституцию РФ

Конституция - это важнейший документ, определяющий форму общественного устройства, гарантии прав и свобод личности, полномочия органов государственной власти. Внесение изменений в основной закон страны, имеющий высшую юридическую силу на всей ее территории, представляет собой длительный и сложный процесс.

Реализовать его возможно только при наличии серьезных оснований и всесторонней поддержке общества и властных структур. Порядок внесения изменений и пересмотра положений основного закона нашей страны утвержден главой 9 действующей Конституции РФ от 1993 года. Этот процесс также регулируется федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ», который был принят 4 марта 1998 года.

Полномочия по внесению изменений в Конституцию РФ

Согласно статье 134 Конституции РФ, инициировать внесение изменений в текст основного закона страны могут только следующие должностные лица и органы государственной власти:

.Президент России;

.Государственная Дума;

.Совет Федерации;

.Правительство РФ;

.законодательные органы субъектов РФ;

.группа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации, численность которой составляет не менее одной пятой от их общего количества.

Однако не все из вышеперечисленных субъектов права могут менять формулировки любых положений. Например, важнейшие главы 1, 2 и 9 Конституции РФ, определяющие характер государственного строя России, права и свободы граждан, а также порядок изменения текста основного закона, не могут быть пересмотрены Государственной Думой или Советом Федерации.

Если все же три пятых от общего количества депутатов и сенаторов поддержат предложение о внесении поправок в важнейшие положения основного закона страны, то должно быть специально созвано Конституционное Собрание. Оно либо отклоняет выдвинутое предложение, либо принимает решение о необходимости организации и проведения всенародного референдума по данному вопросу.

Новый проект Конституции РФ, а в случае изменения основополагающих глав речь идет именно об этом, направляется Президенту России. При положительной санкции Конституционного суда назначается дата референдума. Решение зависит от населения государства.

А внесение изменений в главы 3-8 основного закона страны не требует всенародного волеизъявления. Поправки в текст этих положений могут быть утверждены соответствующими федеральными законами. Они принимаются Государственной Думой, Советом Федерации и подписываются Президентом России в порядке, предусмотренном для издания конституционных законов.

Процесс внесения поправок в Конституцию РФ

Рассмотрим более подробно процесс внесения поправок в текст 3-8 глав Конституции РФ, не требующий проведения всенародного референдума и принятия нового основного закона страны.

Соответствующие предложения вносятся уполномоченными на это органами власти и должностными лицами в Государственную Думу в качестве законопроектов. Сначала они рассматриваются профильным комитетом нижней палаты российского парламента, а затем - всеми депутатами на пленарном заседании. Если не менее двух третей от общего количества народных избранников поддержали проект конституционного закона во всех трех чтениях, то документ направляется в Совет Федерации для одобрения. В этом органе представительной власти за него должны проголосовать, как минимум, три четверти всех сенаторов.

Получивший поддержку конституционный закон направляется для ознакомления в региональные парламенты. Органы представительной власти субъектов РФ в случае несогласия с предложенными поправками в текст Конституции РФ могут в течение семи дней обжаловать постановление Совета Федерации в Верховном суде, известив об этом Президента России.

Если все региональные парламенты согласились с одобренным проектом конституционного закона, то он направляется главе государства для подписания.

Документ вступает в силу со дня его официального опубликования, если в его тексте не установлена другая дата. В течение месяца принятая поправка вносится в соответствующую главу Конституции РФ, затем основной закон страны публикуется в новой редакции.

Иной порядок предусмотрен для внесения изменений в статью 65 Конституции РФ, в которой перечисляются названия субъектов, входящих в состав Российской Федерации. Официальное наименование какой-либо республики, автономного округа, края, области или города федерального значения может быть скорректировано по представлению самого субъекта РФ, такое изменение оформляется в виде федерального закона.

Совсем другое дело, если речь идет о включении в состав России нового региона, пересмотре федеративного устройства нашей страны, формировании новой административно-территориальной единицы. Такие серьезные решения утверждаются Государственной Думой и Советом Федерации с соблюдением всех процедур, необходимых для принятия конституционного закона.

Изменения, внесенные в Конституцию РФ

С момента принятия действующей Конституции РФ на референдуме, состоявшемся 12 декабря 1993 года, в ее текст было внесено несколько существенных изменений, а также ряд поправок, касающихся названий отдельных регионов.

Президент России в 2008 году инициировал увеличение срока полномочий главы государства с 4 до 6 лет. Вместе с тем, время действия мандата депутата Государственной Думы было продлено с 4 до 5 лет. К тому же, у Правительства РФ появилась новая обязанность - отчитываться о результатах и планах своей работы перед нижней палатой российского парламента.

А в 2014 году также по инициативе Президента РФ в основной закон страны было внесено еще одно изменение: Верховный и Высший арбитражный суды России объединили, образовав единую инстанцию.

Перечислим субъекты РФ, скорректировавшие свои названия с 1993 года:

.Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край;

2.Камчатская область и Корякский автономный округ образовали Камчатский край;

.Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ сформировали Пермский край;

.Ханты-Мансийский автономный округ переименован в Ханты-Мансийский автономный округ - Югра;

.Чувашская Республика - Чаваш республики изменила свое название на Чувашская Республика - Чувашия;

.Республика Калмыкия - Хальмг Тангч стала официально называться Республика Калмыкия;

.Ингушская Республика сменила наименование на Республика Ингушетия;

.Республика Северная Осетия теперь называется Республика Северная Осетия - Алания.

6. Роль и значение Конституционного суда РФ

Судебная система представляет собой самостоятельную и независимую ветвь власти, имеющую огромное значение для правового государства. Конституционные суды были образованы во многих странах для контроля за соответствием принимаемых нормативных актов положениям основного закона.

В России этот юридический механизм позволяет обеспечить практическое применение Конституции РФ, соблюдение гражданских прав и свобод, регулирует процесс формирования и деятельность органов государственной власти.

Структура Конституционного суда РФ

Порядок работы и полномочия Конституционного суда определены статьей 125 Конституции РФ и федеральным конституционным законом «О Конституционном суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года.

В этом органе высшей судебной власти работают 19 судей. Они назначаются по представлению Президента России решением Совета Федерации. Согласно вышеупомянутому закону, прежде чем стать судьей Конституционного суда кандидат на эту должность обязан проработать не менее 15 лет в правовой сфере и достичь, как минимум, 40-летнего возраста. Полномочия судей не ограничены конкретным сроком.

Судья Конституционного суда не имеет права быть челном какой-либо политической организации, участвовать в избирательных кампаниях, а также руководить общественным объединением, независимо от его направленности. Данное должностное лицо не может публично высказываться, выступая перед любой аудитории или в СМИ, по вопросам государственного устройства, работы властных структур или другим темам, которые могут стать предметом рассмотрения Конституционного суда. Этот высший орган судебной власти и все его члены должны оставаться вне политики, сохраняя нейтралитет, и руководствоваться в своей деятельности исключительно положениями основного закона нашей страны.

Конституционный суд России работает по двухпалатной системе. Состав этих палат формируется на основании результатов жеребьевки. Руководство деятельностью данного учреждения осуществляет Председатель Конституционного суда РФ.

Полномочия Конституционного суда РФ

В ходе пленарных заседаний Конституционный суд РФ рассматривает следующие вопросы:

.соответствие конституций республик и уставов субъектов РФ Конституции России;

.толкование Конституции РФ;

.соблюдение порядка выдвижения обвинения против Президента России в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления;

.утверждение посланий Конституционного суда

.законодательная инициатива в рамках своего ведения.

Все остальные вопросы, отнесенные к полномочиям Конституционного суда, обсуждаются на заседаниях палат. К ним относятся:

.соответствие законов и иных нормативных актов, принятых федеральными и региональными органами власти, положениям Конституции РФ;

.экспертиза международных договоров, которые планирует ратифицировать Российская Федерация;

.споры между органами государственной власти различного уровня об их компетенции;

4.проверка конституционности закона по жалобам граждан на нарушение их прав и свобод, а также по судебным запросам.

Решения Конституционного суда РФ

.постановление;

.заключение;

.определение.

Остановимся на каждом из них подробнее.

1. Постановление Конституционного суда представляет собой итоговое решение по большинству вопросов, рассмотрение которых относится к ведению этой высшей судебной инстанции. Речь идет о соответствии всех принимаемых в стране нормативно-правовых актов и законов требованиям Конституции РФ, о разграничении полномочий органов государственной власти различного уровня, о толковании положений главного документа страны.

2. Заключение Конституционного суда также является итоговым решением. Оно принимается в случае выдвижения депутатами Государственной Думы официального обвинения против Президента РФ в государственной измене или в ином тяжком преступлении. В заключении содержится результат проверки на соблюдение установленного порядка предъявления таких обвинений главе государства.

3. Определение Конституционного суда - это решение по организационным вопросам деятельности данного органа высшей судебной власти. Например, об избрании Председателя или его заместителя, утверждении регламента, а также об отказе в принятии к рассмотрению отдельных обращений граждан или судебных запросов. Приостановление действия оспариваемого нормативного акта или процесса ратификации какого-либо международного договора до принятия итогового решения по данным вопросам также оформляется в форме определения Конституционного суда.

Юридическое значение решений Конституционного суда РФ

Конституционный суд занимает исключительное место в системе политической власти. Он выступает одним из действенных механизмов обеспечения основных гражданских прав и свобод в нашей стране.

Этот высший орган судебной власти непосредственно влияет на деятельность Президента России и административных структур разного уровня, лишая юридической силы документы, не соответствующие Конституции РФ, разрешая возникающие споры о разграничении полномочий, а также толкуя положения основного закона страны. Тем самым Конституционный суд формирует правовую доктрину, обязательную для исполнения любыми государственными органами.

Все принятые Конституционным судом решения немедленно вступают в силу, не требуют подтверждения или согласования с другими властными структурами, действуют непосредственно на всей территории России. Постановления, заключения и определения Конституционного суда обязательны для исполнения всеми должностными лицами государства, гражданами и общественными объединениями.

Нормативно-правовые акты, а также их отдельные статьи и положения, принятые любыми органами власти, утрачивают свою силу и не могут применяться, если Конституционный суд признал их несоответствующими основному закону страны. А решения других судебных инстанций, основанные на признанных неконституционными нормативных актах, должны быть пересмотрены и не подлежат исполнению.

Правительство России и органы власти субъектов РФ должны внести исправления в принятые ими законы в течение 3 месяцев после принятия соответствующего решения Конституционным судом.

О роли и значении этого высшего органа судебной власти свидетельствует и тот факт, что он рассматривает вопрос о соответствии установленному порядку предъявленного Президенту РФ обвинения в государственной измене или ином тяжком преступлении. С подобной инициативой в Конституционный суд может обратиться только Государственная Дума.

7. Порядок рассмотрения конституционных споров

Конституционное судопроизводство имеет важнейшее значение для защиты гражданских прав и свобод, обеспечения нормального функционирования органов государственной власти, сохранения социального мира и спокойствия.

Процесс рассмотрения конституционных споров состоит из следующих основных стадий:

1.внесение обращения в Конституционный суд;

.предварительное рассмотрение поступившего обращения;

.принятие обращения к производству или его отклонение;

.подготовка к судебному разбирательству;

.судебное заседание;

.голосование судей в совещательной комнате;

.публикация и вступление в силу принятого решения;

.исполнение постановления Конституционного суда.

Внесение обращений в Конституционный суд

Граждане Российской Федерации, юридические лица и другие субъекты права могут обратиться в Конституционный суд с индивидуальными жалобами, исками, запросами или ходатайствами.

Поводом для таких обращений является несогласие с действиями различных органов государственной власти или решениями судебных инстанций, несоответствующими Конституции РФ, по мнению заявителей. Возможны также споры между федеральным центром и регионами страны по вопросу разграничения полномочий, просьбы растолковать те или положения основного закона.

Все поступившие в Конституционный суд обращения должны быть зарегистрированы в обязательном порядке. Затем происходит предварительное изучение исков, ходатайств, жалоб и запросов на соответствие установленным требованиям и наличие законных оснований для их рассмотрения данным органом судебной системы.

К числу таких оснований относятся, например, соответствие Устава субъекта РФ положениям Конституции России, опротестование тех или иных нормативных актов и договоров, а также любая неопределенность в понимании отдельных положений основного закона страны.

Обращения в Конституционный суд могут быть не приняты к производству по следующим причинам:

.в своем иске заявитель поставил не правовой по своему характеру, а политический вопрос;

.ходатайство касается проблемы, не относящейся к компетенции суда;

.жалоба не соответствует установленным требованиям;

.по предмету спора судом уже было принято решение, сохраняющее свою силу.

В случае принятия Конституционным судом обращения к рассмотрению участвующим в споре сторонам направляются соответствующие уведомления.

Разбирательство в Конституционном суде

Председатель Конституционного суда своим решением назначает судью-докладчика по каждому делу. Он занимается предварительным изучением рассматриваемого вопроса, информирует сторону-ответчика о поступившем обращении, назначает экспертов, готовит имеющие отношение к делу материалы и проект итогового решения.

В случае необходимости для проведения экспертизы могут быть привлечены специалисты по различным отраслям права и сферам деятельности, не имеющие личной заинтересованности в исходе слушаний.

Конституционный суд вправе отложить рассмотрение дела, если аналогичный процесс проходит также в суде общей юрисдикции или в Арбитражном суде.

Руководство заседанием осуществляет председательствующий судья. Неявка представителей истца или ответчика, других участников процесса, заранее извещенных о времени и месте проведения слушания, не расценивается как препятствие для рассмотрения дела. Но оно может быть отложено, если в суд не пришли обе стороны, имеющие разногласия, а причины их неявки не известны. Или когда участники процесса просят Конституционный суд отменить заседание в связи с объективными обстоятельствами.

Как правило, первой излагает свою позицию по делу сторона истца, обратившегося с ходатайством или жалобой. Затем слово предоставляется ответчику или его представителю. Объяснения сторон должны быть выслушаны судом в полностью, затем судьи могут задать свои вопросы.

На заседание Конституционного суда могут быть вызваны эксперты, обладающие специальными знаниями по рассматриваемому вопросу. В случае необходимости участниками процесса являются и свидетели, располагающие сведениями о фактических обстоятельствах данного дела. Они могут быть вызваны, как стороной истца, так и стороной ответчика, а также по инициативе судьи-докладчика.

После выслушивания мнений сторон, экспертного заключения и показаний свидетелей суд приступает к исследованию документов, имеющих отношение к слушанию. Они приобщаются к материалам дела и могут быть оглашены во время заседания по инициативе судей.

Заключительные вступления представителей истца и ответчика представляют собой последний этап заседания.

Решение Конституционного суда: принятие и вступление в силу

Итоговое решение Конституционного суда практически по всем вопросам его компетенции оформляется в виде постановления. Исключение составляет вопрос о правомочности и соответствии установленным требованиям предъявления Президенту России обвинения в государственной измене или в совершении другого тяжкого преступления. В этом случае Конституционный суд принимает заключение.

По окончанию слушания дела судья-докладчик предлагает подготовленный им проект решения, основанный на исследованных материалах. В совещательной комнате любой из судей, участвующих в процессе, вправе внести свои предложения по сути обсуждаемого постановления. Итоговое решение принимается открытым голосованием в совещательной комнате, в любом случае председательствующий судья оглашает свое мнение последним.

Постановление считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в рассмотрении дела членов суда. Если речь идет о признании несоответствующим Конституции РФ конкретного нормативного акта, то разделившиеся поровну мнения судей трактуются в пользу оспариваемого документа.

Судья, принципиально не согласный с принятым решением, вправе выразить свое особое мнение в письменном виде. Оно может быть опубликовано вместе с текстом постановления.

Вердикт оглашается сразу после совещания судей, он должен включать в себя не только резолютивную, но и мотивировочную часть. Выводы членов Конституционного суда подкрепляются соответствующей аргументацией.

Принятое решение направляется Президенту России, Правительству РФ, обеим палатам парламента страны, в другие высшие судебные инстанции, Уполномоченному по правам человека, а также всем заинтересованным сторонам.

Постановление Конституционного суда окончательно, оно не может быть обжаловано и вступает в силу с момента провозглашения. Данный документ публикуется в официальном издании.

Исполнение решений, принятых Конституционным судом, является обязательным для всех граждан, общественных организаций, юридических лиц, органов государственной власти, муниципалитетов и других субъектов права.

Заключение

Таким образом, проанализировав особенности конституционного права в современной России, можно сделать выводы:

По своей внутренней структуре конституционное право является сложной системой, состоящей из различных институтов, регулирующих важнейшие сферы взаимоотношений человека, общества и государства. В этой системе отрасли и группы конституционно-правовых норм взаимосвязаны, они функционируют в тесном взаимодействии друг с другом.

Действующая Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, состоит из преамбулы и двух разделов. Первый из них называется «Основные положения», он включает в себя 9 глав и 137 статей. Второй раздел «Заключительные и переходные положения» устанавливает порядок введения в действие основного закона страны, утверждает отмену прежней Конституции, а также определяет ряд организационных вопросов о применении изданных ранее законов и нормативных актов, функционировании органов государственной власти.

Конституция - это важнейший документ, определяющий форму общественного устройства, гарантии прав и свобод личности, полномочия органов государственной власти. Внесение изменений в основной закон страны, имеющий высшую юридическую силу на всей ее территории, представляет собой длительный и сложный процесс.

Судебная система представляет собой самостоятельную и независимую ветвь власти, имеющую огромное значение для правового государства. Конституционные суды были образованы во многих странах для контроля за соответствием принимаемых нормативных актов положениям основного закона.

В России этот юридический механизм позволяет обеспечить практическое применение Конституции РФ, соблюдение гражданских прав и свобод, регулирует процесс формирования и деятельность органов государственной власти.

Похожие работы на - Конституционное право в современной России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!