Система конституционного права России

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    92,56 Кб
  • Опубликовано:
    2015-11-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система конституционного права России

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования










КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине конституционное право РФ

На тему: «Система конституционного права России»


Выполнил:

Проверил:






Москва 2014

Оглавление

Введение

Глава 1. Характерные черты системы Конституционного права России

Глава 2. Место системы отрасли конституционного права в системе российского права

Глава 3. Правовой институт - критерий образования системы конституционного права

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы состоит в том, что Конституционное право России - является фундаментом для образования и развития остальных отраслей права. Все нормы, изданные другими отраслями права, не могут противоречить Конституции РФ.

Основные характерные черты любой из отраслей права, это её предмет и метод правового регулирования. Предметом любой отрасли права являются группы общественных отношений, которые регулируются нормами данной отрасли. Если говорить о предмете Конституционного права России, то можно выделить два блока общественных отношений:

Общественные отношения, которые связанны с правовым статусом личности и её взаимоотношений с гражданским обществом и государством.

Общественные отношения, которые связанны с функционированием публичной власти и с организацией государства.

Первый. Поскольку Конституционное право России является системообразующей, базовой отраслью национальной системы права, оно регулирует лишь основы общественных отношений, в то время как более детальное регулирование различных аспектов правового статуса личности (гарантий и ответственности гражданина как пенсионера, рабочего, потребителя, предпринимателя, его права и обязанности и т.п.), а так же статуса государственных и иных властных институтов, осуществляется путём реализации норм других отраслей Российского права (административного, трудового, гражданского, процессуального и других). Но при всем при этом существуют отношения, которые регулируются только лишь посредством норм конституционного права, к их ряду относятся такие как: статус Президента Российской Федерации, законодательный процесс Российской Федерации, Парламент Российской Федерации и т.д.

Второй. Примерно с конца 20 века во всём мире наблюдаются различные тенденции к расширению предмета конституционно-правового регулирования. При расширении предмета КПР в последнее время под него попадает множество новых институтов гражданского общества, таких как: общественные объединения, профсоюзы, трудовые коллективы и другие, в которых человек выступает своего рода «посредником» в отношениях, между государством и гражданином.

Глава 1. Характерные черты системы Конституционного права России

Систему любой отрасли права образуют составляющие данную отрасль нормы права, объединенные в институты (субинституты) и подотрасли. Если говорить применительно российской системы Конституционного права, следует сказать что:

Во-первых. Основное её отличие от «бинарных» отраслей, таких как уголовное право, уголовный процесс, гражданское право, гражданский процесс и др. состоит в том, что в КПР хотя и есть процессуальные нормы, но невозможно отделить чисто материальное конституционное право и конституционный процесс. Процессуальные нормы КПР регулируют динамику всего законодательного и избирательного процесса, а так же проведение референдумов, процедуру отрешения от должности Президента РФ и тому подобное.

Во-вторых. В самой системе КПР сложно выделить общую и особенную часть в отличие от многих других отраслей Российского права. Как правила в систему КПР включают различные составляющие её подотрасли и институты. Но не смотря на это, установить чёткую границу между подотраслями и институтами невозможно. Например, сложно соотнести по объёму и содержанию институт государственной власти и подотрасли парламентского и избирательного права, а так же институт главы государства. Проанализировав большое многообразие источников, можно прийти к выбору, что авторы не могут точно сойтись во мнениях по поводу разделения системы Конституционного права в России. Огромное количество мнений на ряду с постоянным «изменением» полномочий государственных органов, изменением статусов иных организаций не даёт времени на более точное выделение системы КПР.

При всём при этом во всей системе Конституционного права России можно выделить две части, более подробно которые мы рассмотрим на схеме №1.

Схема 1. Система конституционного права РФ.

Каждая составная часть системы конституционного права - это соответствующая совокупность конституционно-правовых норм со своими более узким предметом правового регулирования, определенным кругом субъектов и специфическими источниками.

Что касается классификации конституционных норм, то в зависимости от критериев разделения выделяют следующие:

. По предмету правового регулирования, то есть по тем отношениям, на регулирование которых направлены нормы права.

. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. К таким нормам можно отнести ст.32 Конституции РФ, согласно которой: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни…». К обязанностям относятся, например «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях» (ст.38 Конституции РФ).

Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав. Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор

. По характеру прав и обязанностей, которое содержится в диспозиции нормы, конституционно-правовые нормы по форме выражения диспозиции подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним можно отнести диспозиции конституционных норм, регламентирующих полномочия Российской Федерации и ее субъектов, Президента РФ и других органов, а также закрепляющих права и свободы человека и гражданина.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия. К обязывающей относится норма, диспозиция которой закреплена, например, в части 2 ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их. В качестве примера можно привести ч.2 ст.37 Конституции РФ которая гласит, что «Принудительный труд запрещен».

4. По характеру предписания конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивные нормы - нормы, осуществляющиеся методом запрета, Диспозитивные - методом дозволения. В качестве примера императивной нормы можно отметить ч.2 ст.29 Конституции РФ. Согласно которой: «Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

5. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Высшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах. Но при этом следует заметить, что и нормы Конституции не равны по своей юридической силе. Наивысшую юридическую силу имеют правовые нормы, закрепленные в главе 1 Конституции РФ и составляющие основы конституционного права.

. По территории действия: нормы конституционного права на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а так же органов местного самоуправления.


Конституционное право, хоть и является частью единой правовой системы страны, но в тоже время и сама является сложной системой. В ней отражаются все основные линии взаимодействия конституционно-правовых норм, а так же их связи. В качестве элементов отрасли КПР выступают наиболее «крупные» правовые образования, а так же совокупности норм, не только тех которые обладают определённым внутренним единством, но и так же отличающихся от других совокупностей норм конституционного права. Нормы, которые содержит Конституционное право, являются основополагающими для всех отраслей права. Определённые нормы Конституции РФ, являются правовой базой, для уголовного, гражданского, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, семейного и иных отраслей права. «Если рассматривать российское право в целом и конституционное право России как системы, - пишет по этому поводу Д.А. Керимов, - то Конституция РФ занимает в этих системах место своеобразного ядра, вокруг которого объединяются, интегрируются и структурируются ее компоненты. Это ядро играет также роль направляющего, стимулирующего начала в организации и функционировании всей системы и каждого ее компонента; под его воздействием осуществляется координация деятельности всего комплекса компонентов системы, развитие каждого компонента и всей системы. Являясь ядром правовой системы, Конституция служит той основой, в соответствии и во исполнение которой осуществляются правовое регулирование общественных отношений, вся правотворческая и правореализующая деятельность государства». Таким образом, можно сделать вывод что все отрасли права «уходят своими корнями» и опираются в Конституцию РФ, и уже опираясь на неё и нормы, которые в ней содержаться, развиваются в соответствии с предписаниями, содержащимися в диспозициях конституционных норм. Ведь Конституция - это основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу: все законы, а так же подзаконные нормативно-правовые акты, издаваемые на территории Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ. Функцию проверки конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров осуществляет Конституционный Суд РФ. Система КПР - является основой для всей правовой системы страны, которая даёт начала всем остальным отраслям права. Именно поэтому Конституционное право стоит не в одном ряду со всеми остальными отраслями Российского права, а занимает особое место в системе права. При характеристике системы КПР важно понимать соотношение с системой Конституции, которая является основным источником отрасли. Хоть они и совпадают между собой, но полностью не совпадают по охвату регулируемых общественных отношений, объему правовых норм. Система Конституционного права намного шире, нежели система Конституции РФ. И хоть и есть совпадения в наименованиях, так как институт федеративного устройства в Конституции РФ включает лишь нормы этой Конституции, то в системе КПР этот институт помимо всего прочего включает в себя ещё и несколько правовых норм конституций и уставов субъектов Федерации, а также ряд законов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти РФ и её субъектов, а так же и других нормативных актов. Один из элементов системы КПР принято считать Избирательное право, хотя в системе Конституции оно как таковое отсутствует. Если сравнивать систему Конституции РФ, то система КПР отражает более лучший уровень обобщения норм, по предметному содержанию. Например, если в Конституции РФ Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство, местное самоуправление и судебная власть закреплен как относительно самостоятельные конституционно-правовые институты, то в системе КПР вышеперечисленные институты входят в единый конституционно-правовой институт - систему государственной власти и систему местного самоуправления. Так же в современной науке следует отмечать систему конституционного права от системы конституционного законодательства, то есть совокупность нормативно-правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы. Система конституционного законодательства определяется системой КПР, но так же и не совпадает с ней.

Глава 3. Правовой институт - критерий образования системы конституционного права


Правовые институты представляют собой совокупность взаимосвязанных норм отрасли права. Те конституонно-правовые нормы, которые близки по целям и содержанию, а так же регулирующие сферу общественных отношений, объединяющихся в предмет конституционного права, объединяются в конституционно-правовые институты. Система конституционно-правовых институтов, по своему характеру представляет собой сложную систему, т.е. большие институты состоят из более мелких, ну а более мелкие тоже подразделяются на институты. Так же существую комплексные конституционно-правовые институты, которые также включают в себя более узкие. В Российской Федерации таким институтом можно считать Федеральное Собрание Российской Федерации, которая в то же время включает в себя Государственную Дума и Совет Федерации. Так же можно сказать, что и каждая из палат Парламента может выступать по отношению к депутату, комитету палаты и т.д. как комплексные конституционно-правовой институт. В одном конституционо-правовом институте могут быть совершено разные по силе юридические нормы: например в состав Государственной Думы Российской Федерации входят и нормы Регламента Государственной Думы и нормы Конституции РФ. Так же одна и та же правовая норма, может входить в состав не одного, а сразу нескольких конституционно-правовых институтов.

Например. Ст.102 Конституции РФ гласит: «К ведению Совета Федерации относятся…        з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации». Это правовая норма одновременно является составной частью института Совета Федерации, а так же института Прокуратуры Российской Федерации.

Конституционно-правовые институты ограничиваются друг от друга по нескольким признакам:

По кругу общественных отношений, на чьё регулирование направлена деятельность конституционно-правового института.

Специфика, как правового института, так и правовых отношений.

Различием источников, в которых содержатся нормы определённого института.

Проанализировав юридическую литературу по конституционному праву Росси, можно отметить, что в ней не выбрано одного определённого подхода к делению отрасли КПР на правовые институты. Что касается самого деления конституционного права на институты, то можно выделить следующие, которые составляют основные элементы и нормы, закрепляющие:

.        Основы конституционного строя.

.        Основы правового статуса человека и гражданина.

.        Федеративное устройство государства.

.        Систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Логично будет сказать, что для каждой группы характерны свой предмет, метод, они различаются между собой по форме и мере правового воздействия, а так же по его характеру. Все эти особенности хоть и не являются основой КПР, но во многом предопределяют её. Систематизировать конституционно-правовые нормы могут лишь те факторы, которые будут свойственны самой правовой форме, а так же правовым нормам и их особенностям. Эти факторы вытекают уже из самих норм общественных отношений, которые предопределяют особенности правового воздействия на них, а так же механизма, объёма и других параметров качества. Именно по этому каждый конституционно-правовой институт имеет свою, особенную правовую природу, которая отличает его от остальных. При анализе системы КПР происходит не только выявление её отдельных частей, но и соотношение места её элементов. В основе этого лежит соотношение сфер общественных отношений, являющихся предметом регулирования нормами Конституционно-правовых институтов. При всём при этом эти отношения - лишь основополагающая платформа для определения структуры отрасли. Правовая основа заключается в том, что между Конституционно-правовыми институтами есть определённая форма взаимодействия, посредством которой нормы одного института создают предпосылки для осуществления своей деятельности другого, а так же определяют их направленность и содержание.

Нормы, закрепляющие основы конституционного строя, занимают главное место в системе отрасли КПР, так как в них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами иных конституционно-правовых институтов. Следующим же, стоит уже институт, который устанавливает основы правового статуса человека и гражданина, а так же его права, свободы и обязанности. Человек, а так же его права и свободы признаются высшей ценностью во всём государстве и обществе, а так же главное целью функционирования всех государственных структур. Институт, нормы которого призваны закреплять федеративное устройство государства, призван создавать предпосылки для организационного построения системы органов государственной власти. Так же нормы данного института призваны устанавливать существующие в Российской Федерации национально-государственные и государственно-территориальные образования, на основе организации которых строится вся система органов государства. Именно поэтому данный институт предшествует институту, который закрепляет систему органов государственной власти, а так же систему органов местного самоуправления.

Заключение

конституционный право норма россия

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что система отрасли конституционного права, является основой всей правовой системы РФ.
Конституционное право - основополагающая отрасль права, регулирующая фундаментальные общественные отношения. Конституция имеет высшую юридическую силу, нормативно-правовые акты не должны ей противоречить. Система конституционного права состоит, прежде всего, из общих положений (например, основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина), а также положений, которые относятся к системе власти (например, избирательное право, парламентское право, институт главы государства).

Классификацию правовых норм можно отметить следующую:

-       По предмету правового регулирования, т.е. по тем отношениям, на регулирование которых направлены нормы права.

-       По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные.

-       По характеру предписания конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные.

-       По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

.        Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. №6-ФКЗ от 30.12.2008 г. №7 ФКЗ)// Собрание Законодательства РФ. 26.01.2009. №4. ст. 445.

.        Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 07.05.2013) «О Правительстве Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 22.12.1997. N 51. ст. 5712.

.        Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, N 13, ст. 1447.

Научная литература:

.        Габричидзе Б.Н. Конституционное право современной России М.: Дело и Сервис. 2009.

.        Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. - М., 2010.

.        Козлова Е.И. Конституционное право России. М.: Издательство «Юристъ». 2008.

.        Чиркин В.Е. Конституционное право. М.: Зерцало 2011.

.        Баглай М. В. Конституционное право России. М.: Норма. 2012.

.        Институты конституционного права / Отв. ред. Л.В. Андриченко, А.Е. Постников. М.: ИД «Юриспруденция», 2011.

.        Князев С.Д. Конституционный Суд в правовой системе Российской Федерации//Журнал российского права. 2013. N 12.

Похожие работы на - Система конституционного права России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!