Информационные правоотношения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,01 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Информационные правоотношения

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Массовые коммуникации

Глава 2. Средства массовой информации

.1 Виды средств массовой информации

.2 Интернет как особый вид средств массовой информации

Глава 3. Защита прав человека и гражданина в сфере СМИ и телекоммуникаций

Заключение

Список литературы

Введение

Информационные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью правовых отношений, они выражают все основные признаки правового отношения. Для них характерна первичность информационно-правовых норм, поскольку информационное правоотношение - результат регулирующего воздействия соответствующей информационно-правовой нормы изданное общественное отношение. Именно поэтому такое общественное отношение приобретает юридическую форму, т.е. становится правовым. При этом информационно-правовая норма регламентирует поведение сторон общественного отношения. Она же обеспечивает корреспонденцию взаимных обязанностей и прав субъектов - участников данного отношения, а также их юридическую ответственность за поведение, не соответствующее установлениям правовой нормы.

Другими словами, правоотношение является средством перевода общих установлений правовых норм (объективного права) в конкретные (субъективные) права и обязанности участников общественных отношений. Право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей персонально неопределенного крута объектов. В них содержатся предписания, относящиеся ко множеству лиц, находящихся в сфере действия правовой нормы. Право в субъективном смысле - индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений.

Одной из актуальных проблем современного общества являются права человека. Сегодня права человека находятся под защитой мирового сообщества и признаются достоянием цивилизации.

Глава 1. Массовые коммуникации

средство массовый информация коммуникация

Массовая коммуникация - систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись и другие каналы передачи информации) среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания идеологического, политического, экономического, психологического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Массовые коммуникации - важный социальный и политический институт современного общества, выполняющий в широких масштабах функции:

-идеологического и политического влияния;

-поддержания социальной общности;

-организации;

-информирования;

-просвещения;

-развлечения.

Материальной предпосылкой возникновения массовых коммуникаций в первой половине 20-го века стало создание технических устройств, позволяющих осуществить быструю передачу и массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.

Массовым коммуникациям свойственны институциональный (т.е. имеющий организационно-правовую закрепленность) характер источников и отсроченность обратной связи между источниками и аудиториями.

Средства массовой информации (массовой коммуникации) - организационно-технические комплексы, обеспечивающие быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной, музыкальной информации.

Ведущая роль средств массовой информации (СМИ) в формировании общественного мнения отражается в их определении как «четвертой власти». Примерно четвертую часть времени бодрствования человек испытывает воздействие СМИ. Каждое из СМИ имеет свою знаковую систему. Печать, или пресса - письменное слово и визуальный образ. Радио использует устную речь и музыку. Телевидение синтезирует устное слово, движущееся изображение и музыку.

Средства массовой информации - юридическая фикция с точки зрения Гражданского кодекса РФ.

Массовая информация - разновидность информации. Средства массовой информации - форма периодического распространения информации. Смешение СМИ с организацией, осуществляющей выпуск СМИ, т.е. смешение объекта с субъектом - достаточно типичная ошибка. Например, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 августа 1992 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан и организаций» (утратило силу) СМИ ошибочно отождествлялись с юридическим лицом, когда говорилось о предъявлении иска «к средству массовой информации» и о «возложении на средство массовой информации обязанности». Очевидно, что СМИ рассматривались здесь не как объект права, а как его субъект, что не соответствовало Закону о СМИ.

К какому же виду объектов права следует отнести СМИ? В соответствии со ст. 128 ГК РФ вполне логично рассматривать массовую информацию как разновидность информации. Но СМИ - это не сама информация, а форма ее периодического распространения.

Вот почему СМИ следует рассматривать как объект права, сходный с другими объектами интеллектуальной собственности и сконструированный как юридическая фикция. В случае СМИ мы имеем дело именно с юридической фикцией, поскольку в реальности существует каждый отдельный экземпляр каждого отдельного номера газеты, но не существует газеты как некоего обобщенного объекта, объемлющего как все вышедшие ранее, так и все будущие номера этого периодического издания. Более того, все прошлые и будущие выпуски одной и той же газеты объединяются ни чем иным, как названием данного СМИ. Постоянство названия особо подчеркивается в содержащихся в ст. 2 Закона о СМИ определениях понятий «периодическое печатное издание» и «радио- и телепрограмма». Отсюда вытекает связь СМИ как объекта права с таким самостоятельным объектом права, как средства индивидуализации юридического лица, его продукции, выполняемых услуг или работ.

В правовой науке выделяют институт «право массовой информации». Субъект права массовой информации - учредитель, редакция, издатель, распространитель и собственник имущества редакции.

В настоящее время выделяют несколько видов средств массовой информации: традиционные, к ним относятся телерадиовещание, периодические печатные издания; традиционные средства массовой информации, интегрированные в сетевые, т.е. периодические печатные издания в электрон ом виде, телерадиоканалы, имеющие свой сайт в Интернете, и т.д.; собственно сетевые СМИ, т.е. рожденные в сети Интернет.

Глава 2. Средства массовой информации

.1 Виды средств массовой информации

Информационные агентства - это организации, собирающие и пересылающие новости. Традиционно информационные агентства составляют хребет национальной и международной систем распространения новостей. Корреспонденты информационного агентства собирают информацию (новости) для агентства, которое затем перепродает новости подписчикам - газетам, журналам, государственным органам, телекомпаниям, коммерческим и другим структурам.

Ни одна газета крупного масштаба (национальная, столичная, либо профессионально-ориентированная) не может обойтись лишь своим штатом корреспондентов в сборе новостей. Крупные телерадиокомпании и радиокомпании - тоже. Поэтому информация мировых информационных агентств особенно необходима для центральных СМИ. Информация РИА «Новости», ИТАР-ТАСС, «Интерфакс», «Прайм»-ТАСС постоянно присутствуют на полосах сводки новостей деловой и центральной российской прессы -- газет «Коммерсант-Дейли», «Деловой Мир», журнала 'Эксперт», а также в выпусках новостей центральных электронных СМИ. К 1997 г. основная часть информационного потока российских информационных агентств идет через каналы Интернет.

Около 50-ти иностранных информационных агентств, собирающих и распространяющих информацию в мировом масштабе, имеют в Москве свои Московские бюро. Среди них: Associated Press, United Press International, Reuters.

Пресса - это массовые периодические печатные издания - газеты и журналы. В США издается более 1650 ежедневных газет, большинство из которых выходит во второй половине дня. В Москве выходит около 600 периодических изданий. Первая печатная газета в России - «Ведомости» Петра I вышла в 1702 г.

Письменная речь в ряде отношений беднее устной. Говорят, что есть 50 способов сказать «да» и пятьдесят способов сказать «нет», и только один способ написать это. Поэтому радио в сравнении с печатью имеет свои преимущества.

Уникальность радио - в его вездесущности и общедоступности. Люди слушают радио, занимаясь другими делами. Они пользуются радио, чтобы узнать новости, послушать музыку, развлечься и чувствовать себя причастными к жизни окружающего мира. Продолжительность жизни радиосообщения - так же как и телеинформации - не превышает длительности ее передачи.

В сборе новостей многие радиостанции полагаются на информационные агентства. Здесь радиоредакторы часто переделывают тексты телеграмм новостей, полученные от информационных агентств, в тексты для радиовещания.

Синтезируя звук и изображение, телевидение обеспечивает более широкие коммуникационные возможности. Для зрителя, наблюдающего прямую трансляцию с места события, телевидение способно создать «эффект присутствия» - больший, чем радио или газета. «Эффект личностного общения» сближает телевизионную коммуникацию с формами межличностного общения. Зритель знает, что передачу одновременно с ним смотрят миллионы людей, и тем не менее воспринимает выступление с телеэкрана как обращенное непосредственно к нему.

Известно, что общение может быть прямым и опосредованным. Массовая коммуникация всегда носит опосредованный характер. Это значит, что между отправителем и получателем есть дистанция - пространственная и/или временная. Для кино и прессы дистанция пространственно-временная. А на телевидении, как и на радио, дистанция может быть лишь пространственной - в случае прямого вещания.

Телевидение в глазах своей аудитории ближе других средств массовой информации стоит к прямому, непосредственному, личностному и двустороннему общению. Такое восприятие создается эффектами присутствия, доверительности и диалогичности телекоммуникаций.

Телевидению свойственна программность - т.е. передача аудитории сообщений определенным образом организованных. К числу наиболее известных российских телерадиокомпаний относятся, РТР (Российская телерадиокомпания), НТВ, ВГТРК и др.

Журналистика - это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации через печать, радио и телевидение.

Информация, передаваемая СМИ, классифицируется по жанровым особенностям и назначению сообщений:

1.художественная (драма, рассказ, концерт, опера);

2.научная (лекция, урок, научная статья, доклад, дискуссия);

.публицистическая (в жанре репортажа, комментария, очерка, в форме выпуска новостей).

Существуют синтетические жанры, например, обьединяющие в разной пропорции элементы публицистического и художественного жанра. Таковы ток-шоу и теле-шоу.

Деятельность ПР в большей степени ориентируется на публицистические жанры (или акценты) коммуникационных сообщений, чем на научные и художественные.

Поскольку общественность заинтересована в достоверной информации, журналисты стремятся ее получить. Это стремление может входить в конфликт с интересами компаний, стремящихся представить себя с лучшей стороны.

2.2 Интернет как особый вид средств массовой информации

Предшественником Интернета была компьютерная сеть Министерства обороны США, объединившая в 1969 г. несколько американских университетов и компаний, выполнявших военные заказы. Первая сеть официально называлась «APRAnet» (по названию головной организации APRA). Целью создания этой сети было определение надежности ее функционирования, например в случае военных конфликтов. Отсутствие единого (центрального) управления обеспечивало бесперебойную передачу информации даже в случае, если отдельный сегмент сети был приведен в негодность (например, в результате ракетно-ядерного нападения). Поскольку сеть оказалась особенно удобной для оперативного обмена результатами научных исследований (для этого они использовалась создателями), к ней стали подключаться другие компьютеры, в первую очередь различных университетов США. Объем чисто гражданских вопросов, решавшихся через эту сеть, постоянно рос, и Министерство обороны США разделило сеть на две части - для военных целей и гражданского назначения. Эти части были соединены между собой набором технических и программных средств «Internet Protocol» («межсетевой протокол»).

Постепенно к сети стали подключаться частные компании. Некоторые из них продавали возможность входа в сеть всем желающим. Интернет был приватизирован. Правительство США перестало его субсидировать и контролировать. С начала 90-х гг. Интернет стал лавинообразно распространяться по странам и континентам, включая все новые сети и базы данных. Такие сети приобретают возможность подключения к более крупным сетям, а крупные сети имеют так называемые точки встречи (meeting point), где они соединяются друг с другом.

Появление и распространение Интернета открывает для общества и государства широкие возможности. Как было отмечено в Декларации принципов, принятой по итогам Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества 2003 года в Женеве, при благоприятных условиях информационно-коммуникационные технологии способны стать мощным инструментом повышения производительности, экономического роста, создания новых рабочих мест и расширения возможностей трудоустройства, а также повышения качества жизни для всех. Они также могут содействовать ведению диалога между народами, странами и цивилизациями. Однако для реализации этих возможностей необходимы механизмы регулирования и управления, поддерживающие позитивные тенденции и подавляющие негативные.

Если изначально Интернет был не более чем быстрым средством пересылки сообщений, то сегодня можно говорить, что количество новых услуг и возможностей переросло в качество: благодаря Интернету возникают новые виды общественных отношений, а уже привычные приобретают специфику, существенно изменяющую их. Увеличилось число пользователей Интернета: из сначала военной, потом академической сети Интернет стал всеобщим, его в той или иной мере используют практически все социальные, возрастные и профессиональные группы. Возникло представление об Интернете как об особой, виртуальной среде. Интернет становится отражением реальной жизни, в нем складываются практически все те отношения, которые существуют вне его.

Прохоров справедливо отмечает, что Интернет уже перестал быть цифровой сетью для обмена информацией, он превратился в элемент массовой культуры, неоспоримый аргумент сторонников глобализации, символ информационного общества, пространство реализации абсолютной свободы самовыражения и обмена мнениями о событиях политической, культурной, экономической жизни. В пространстве глобальной информационной сети реализуются творческие возможности миллионов людей, провозглашенная на международном уровне свобода выражения собственных взглядов и идей.

Действующее законодательство России не содержит легального определения Интернета, но отдельные правовые признаки сети отражены в ряде законов. Термин «информационная сеть», который ранее содержался в законодательстве России (ст.2 Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене») и иногда использовался для обозначения Интернета, также был не совсем удачным с учетом его достаточно широкой трактовки. Этот термин не уточнял ни форму передаваемой информации, ни передающих субъектов. Категорией «информационная сеть» могли охватываться как технические (телефонная, телеграфная и другие сети), так и социальные (агентурные, бизнес-сообщества и т.д.) образования, осуществляющие передачу информации.

В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» законодатель отнес Интернет к информационно-телекоммуникационным сетям. Данный термин необходимо признать более удачным по сравнению с термином, содержавшимся в ранее действовавшем законодательстве.

В частности, нормы Закона РФ «О средствах массовой информации» не конкретизируют формы периодических изданий распространения массовой информации. Согласно ст. 2 Закона о СМИ под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Следовательно, информационные ресурсы в Интернете являются средствами массовой информации, действие данного Закона о СМИ распространяется и на них.

В письме Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций от 18 ноября 2002 г. № 18/14-16380/18-11218 подчеркивается, что информационный ресурс Интернета может считаться средством массовой информации, если отвечает установленным Законом о СМИ требованиям. Противники указанного вывода обращают внимание на термин «распространение информации», который в ст. 2 Закона о СМИ дает исчерпывающий перечень возможных видов распространения. Под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ.

Однако в ст. 24 «Иные средства массовой информации» указано, что правила, установленные для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений.

Отношения в сети Интернет регулируются также Федеральным законом «О связи». На основании ст. 2 этого Закона к области определения термина «универсальные услуги связи» относится и Интернет.

Пунктом 1012 Устава Международного союза электросвязи определено, что электросвязь - это любая передача, излучение или прием знаков, сигналов письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио-, оптической или другим электромагнитным системам.

В распоряжении Правительства РФ «О перечне университетов Российской Федерации, в которых создаются с участием Фонда Сороса центры доступа к международной компьютерной сети Интернет определяется как международная компьютерная сеть связи.

В Постановлении Государственной Думы РФ от 16 декабря 1998 г. № 3384-II ГД «О неотложных мерах по предупреждению распространения в России наркомании и токсикомании среди детей и молодежи» об Интернете упоминается как о компьютерной информационной сети.

Во второй части Налогового кодекса РФ Интернет рассматривается как информационная система (подп. 25 п. 1 ст. 264).

О правоотношениях в Интернете указывается в Арбитражном процессуальном кодексе РФ. АПК РФ определяет глобальную компьютерную сеть Интернет как международную ассоциацию сетей. В подпункте 9 п. 1 ст. 247 АПК РФ устанавливается, что в компетенцию арбитражных судов входит рассмотрение дел по экономическим и иным делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности иностранных лиц, международных организаций, в том случае, если спор возник из отношений, связанных с государственной регистрацией имен и других объектов и оказанием услуг в международной ассоциации сетей Интернет на территории Российской Федерации.

Российское гражданское право применяется к большинству правонарушений, совершенных с использованием Интернета на территории России или в отношении лиц - резидентов: в отношении доброго имени и деловой репутации; если в результате правонарушения причинен вред; в отношении авторских и смежных прав на обнародованные либо необнародованные произведения, находящиеся в какой-либо объективной форме; в связи с недобросовестной конкуренцией; в отношении правонарушений, подпадающих под административную ответственность, и преступлений. Следовательно, к отношениям в Интернете применяется российское право и применимы доказательства, допустимые с точки зрения процессуального закона.

Интернет - относительно новое информационное средство, постепенно обретающее черты СМИ. Число пользователей этой международной информационной супермагистрали растет в геометрической прогрессии. Коммуникации через Интернет используют письменную речь в интерактивном режиме, гипертекст (поиск связанных текстов по словам исходного текста), звук речи и музыки, а также анимацию - движущиеся цветные образы.

Интернет (Internet) - это гигантская сеть, по сути, создает новое информационное пространство - Cyberspace, в котором люди могут:

обмениваться посланиями за секунды с тысячами людей одновременно;

получать доступ к отдаленному ( в т.ч. на другом конце земли) компьютеру, располагающему базами данных, и извлекать эти данные;

подписаться на дискуссионный лист и участвовать в обсуждении различных вопросов, в том числе, в интерактивном режиме;

получать регулярные выпуски - новостей, пресс-релизов по конкретной тематике.

Глава 3. Защита прав человека и гражданина в сфере СМИ и телекоммуникаций

Наиболее сложное решение прав субъекта в информационной сфере связано с определением объема и порядка реализации этих прав для такого субъекта, как физическое лицо. Эта категория субъектов может быть представлена в правовых актах как «гражданин», «индивид», «человек», «личность», «лицо» (при наличии оговорки, что оно физическое).

Декларация прав человека и гражданина так и названа, потому что относится не только к индивиду, привязанному к определенному государству, его гражданству, но ко всем индивидам, безотносительно к территории нахождения. Отмечая огромную гуманистическую и нравственную сущность прав человека, Е. А. Лукашева пишет, что права человека органично вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения, способы бытия индивида. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов на основе сочетания свободы индивида со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства… Права человека являются одной из высших культурных ценностей, поскольку они ставят личность в центр всех процессов общественного развития, определяют его свободу и равноправие. В идее прав человека осуществилась кристаллизация исторического богатства гуманитарного мышления - политического, правового, нравственного, религиозного, социокультурного.

Основными источниками права в области обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина являются: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», Закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Закон Российской Федерации «О государственной тайне», Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», Положение «Об уполномоченном по правам человека», а также некоторые другие законы, указы Президента Российской Федерации, а также Европейская конвенция о защите прав и основных свобод и Всеобщая декларация прав человека.

Объем прав, входящих в единый правовой статус, в определенной мере зависит от того, выступает ли индивид в качестве человека или в качестве гражданина. Человеку как таковому отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы. Таким образом, в гражданском обществе на основе прав человека создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения ее автономии и независимости от любого незаконного вмешательства.

Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. К числу наиболее серьезных недостатков правового обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере следует отнести:

-неопределенность механизмов обеспечения доступа к открытой информации органов государственной власти и органов местного самоуправления, создающая условия для ущемления прав и свобод человека и гражданина, включая право на информацию о состоянии окружающей среды, фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей;

-отсутствие установленных норм ответственности за ограничение или нарушение права на доступ к открытой информации;

-отсутствие правового регулирования общественных отношений в области сбора и использования персональных данных, механизмов их внесудебной защиты, реализации права на личную и семейную тайны, неприкосновенность частной жизни, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений;

-недостаточную согласованность и полноту правовых норм, регулирующих установление режимов ограничения доступа к информации, обязанностей субъектов правоотношений по защите информации с ограниченным доступом, ответственности за нарушения установленных режимов ограничения доступа к информации;

-неурегулированность прав государства на объекты интеллектуальной собственности, полученные в результате выполнения работ, полностью или частично финансируемых за счет средств государственного бюджета, а также недостаточное правовое регулирование общественных отношений в области охраны таких объектов интеллектуальной собственности, как ноу-хау, изобретения, составляющие государственную или служебную тайны, фирменные наименования;

-слабое развитие правового регулирования отношений, связанных с ограничением распространения массовой информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

-отсутствие правового регулирования распространения информации, предназначенной для неограниченного круга потребителей, в открытых информационно-телекоммуникационных сетях.

Как уже отмечалось, в качестве субъектов информационных правоотношений могут выступать либо отдельные индивиды, либо определенные коллективы людей. Отдельными индивидами могут быть не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане и лица без гражданства. Для осуществления своих информационных прав и реализации обязанностей конкретные лица должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Правоспособностью здесь будет называться способность лица (журналиста, автора программы для ЭВМ и др.) иметь информационные права и обязанности. Дееспособность будет характеризовать способность лица претворять в жизнь, на практике своими действиями имеющиеся у него информационные права и обязанности.

Проблема гарантии права на информацию, права на защиту от вредного информационного воздействия на здоровье еще не родившегося ребенка может быть отражена в нормах информационного права. Право на доступ к завещанию, которое было составлено на имя не родившегося еще к моменту составления и вступления в силу документа ребенка, должно осуществляться уполномоченными лицами в соответствии с защитой прав, принадлежащих адресату завещания. Право на защиту здоровья матери в период декрета от вредных воздействий на здоровье, в том числе и от вредной информации, может рассматриваться в ряду гарантий права на здоровье матери и ребенка и действовать как ограничение для субъектов, ответственных за создание соответствующих условий.

Ребенок, не будучи еще дееспособным, может сам реализовать право на доступ к информации в период дошкольного и школьного воспитания и образования. Книги, аудио-, телепередачи, доступные для него с согласия родителей или без такого согласия, формируют его информационное поле. Задача права, в данном случае, создать такие гарантии, чтобы оградить ребенка от нежелательного информационного воздействия и обязать ответственных лиц (родителей, персонал дошкольных учреждений, начальной школы) обеспечивать необходимые условия для здорового информационного развития ребенка.

При реализации своих прав в области информации надо иметь в виду п. 2 ст. 26 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами (приобретать печатные издания, аудиопродукцию, иные объекты информационных ресурсов); «осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности», т. е. создавать информационную продукцию, иметь электронную карту при распоряжении своим вкладом в кредитном учреждении. До шестилетнего возраста малолетние могут совершать мелкие бытовые сделки: получать телефонные услуги, выходить в Интернет с согласия родителей и совершать иные действия, за последствия которых, согласно ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность несут родители.

Можно сказать, что гражданин с момента своего рождения находится в различных формах связи с информационным пространством своего местопребывания. И в этой связи важно установить, кто призван гарантировать его право на информацию, кто обязан обеспечить защиту его интересов в рассматриваемой области. Наиболее тесные связи у гражданина возникают с органами исполнительной власти и местного самоуправления. Регистрация рождения, получение имени, получение паспорта, прописка или регистрация, оформление жилищно-коммунальных проблем, прикрепление к учреждениям здравоохранения и получение полиса, решение вопросов пенсионного обеспечения и т. д. - все это действия, которые порождают определенные документы и создают блоки документированной информации, определяющие статус гражданина.

В этой связи стоит критически отнестись к определению гражданина как «отдельного лица, которое не находится в устойчивых правовых отношениях», в устойчивых организационных связях, не является членом определенного коллектива. Речь можно вести об отсутствии служебных, деловых, производственных связей, в которых гражданин обретает специальный статус и определенные права и обязанности в информационной сфере. Но было бы неточно сказать, что гражданин как субъект, неработающий и не связанный с какой-либо конкретной организацией, находится вне связи с государством. Государство тоже организация, представляемая системой разных органов и должностных лиц. Гражданин, физическое лицо, вне зависимости от его трудовых и иных аналогичных контактов, всегда является членом социального коллектива, единицей в геополитических, административно-территориальных, культурологических, духовных структурах, деятельность которых регулируется либо морально-нравственными нормами, либо нормами законодательства. И все они связаны с потребностями этого лица в информации и являются активными приемниками информации, идущей от гражданина. Чем определеннее развиты различные институты демократии, тем прочнее связи гражданина с государством, государственной организацией права и обязанности человека и гражданина, которое бы не было опосредовано связью с правом на информацию. А право на информацию реализуется в рамках, определенных законом, в пространстве, объединяющем буквально все виды деятельности человека и его различных ассоциаций.

Заключение

Таким образом, среди гарантий информационных прав граждан можно выделить следующие: создание условий для предотвращения методов психопрограммирования в средствах телекоммуникации; государственные гарантии удовлетворения интересов потребителей средств массовой информации и др.

Исходя из анализа, можно выделить следующие недостатки правового обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина.

-неопределенность механизмов обеспечения доступа к открытой информации органов государственной власти и органов местного самоуправления, создающая условия для ущемления прав и свобод человека и гражданина, включая право на информацию о состоянии окружающей среды, фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей;

-отсутствие установленных норм ответственности за ограничение или нарушение права на доступ к открытой информации;

-слабое развитие правового регулирования отношений, связанных с ограничением распространения массовой информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Исходя из вышеизложенного, отметим, что гражданин с момента своего рождения находится в различных формах связи с информационным пространством своего местопребывания. Следовательно, нет ни одного права и обязанности человека и гражданина, которые бы не были опосредованы связью с правом на информацию. Однако отдельные положения нормативных правовых актов российского законодательства, регулирующих отношения в области прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере, внутренне противоречивы и, в ряде случаев, не согласуются с нормами международного права.

Очевидно, что назрела острая необходимость решения и урегулирования данных вопросов на законодательном уровне: принятия соответствующих нормативно-правовых актов, внесения изменений и дополнений в действующие законодательные нормы Российской Федерации.

Список литературы

Нормативные правовые акты

1.Устав Международного союза электросвязи: принят в г. Женеве 22.12.1992 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 48. Ст. 5370.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1: Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.11.2013 г. № 302-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2: Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 г. № 420-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

4.О средствах массовой информации: Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 8г. № 185-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300.

.О связи: Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.02.2014 г. № 9-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 28. Ст. 2895.

6.Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 г. № 398-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

.О перечне университетов Российской Федерации, в которых создаются с участием Фонда Сороса центры доступа к международной компьютерной сети «Интернет»: Распоряжение Правительства РФ от 29.08.1996 г. № 1319-р // Собрание законодательства РФ. 1996. № 38. Ст. 4481.

.Об информационном ресурсе Интернета: письмо МПТР РФ от 18.11.2002 г. № 18/14-16380/18-11218 [электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. Версия Проф.

.О неотложных мерах по предупреждению распространения в России наркомании и токсикомании среди детей и молодежи : постановление ГД ФС РФ от 16.12.1998 г. № 3384-II ГД // Собрание законодательства РФ. 1998. № 52. Ст. 6374.

.Дело по иску о запрещении использовать товарный знак в доменном имени страницы во Всемирной компьютерной сети Интернет и о публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела: Постановление Президиума ВАС РФ от 16.01.2001 г. № 1192/00 по делу № А40-25314/99-15-271 // Вестник ВАС РФ. 2001. № 5.

Специальная литература

11.Алёшина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. М.: Экмос, 2003.

12.Алфёров А.Н. Человек как явный субъект права в информационной сфере // Сибирский юридический вестник. 2010. 1№ 3 (50).

.Андрющенко Е.С. Интернет-отношения: государственное регулирование и самоуправление: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2010.

.Бачило И.Л. Информационное право. М.: Юрайт, 2012.

.Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества: Декларация принципов [электронный ресурс] // Режим доступа: #"justify">.Ковалева Н.Н. Информационное право: учебное пособие. М., 2009.

.Максуров А.А. Интернет как новое правовое пространство // Право и экономика. 2010. № 3.

18.Права человека: учебник / отв. ред. К.А. Лукашева. М.: Норма, 2013.

.Прохоров А.Ю. Политико-правовые технологии ограничения свободы слова в современных средствах массовой информации : на примере сети Интернет: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2007.

20.Утехина Е.Н. Об основных формах общественного контроля за нравственностью в российских СМИ // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2009. № 1-2.

Похожие работы на - Информационные правоотношения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!