Защита семей с детьми

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,77 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Защита семей с детьми

Введение

семья ребенок правовой политика

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Конституция Российской Федерации провозглашает, что «основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. «В Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой общества и государства».

Государственное признание ценности семьи, ее роли в общественном развитии и воспитании будущих поколений закреплено в статье 7 и ч. 1 ст. 38 основного закона Российской Федерации. Статья 72 Конституции РФ вопросы защиты семьи и детей отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов российской Федерации, основные обязательства по материальному содержанию. Социально-правовой защите воспитанию, образованию детей несут семьи и государство.

Семья - это конституционно правовая категория, основанная на браке (юридически оформленном), добровольном союзе мужчины и женщины, порождающая взаимные личные и имущественные права и обязанности, направленные на создание семьи, рождение и воспитание детей (ст. ст. 7, 38 и 72 Конституции Российской Федерации). Семья является непреходящей ценностью для жизни и развития каждого человека, играет важную роль в жизни общества и государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Система норм, ценностей и стратегий семьи выверена столетиями. Ее устойчивость и гибкость, адаптационные способности и терпимость обеспечиваются следованием опыту многих поколений. Стабильность, спокойствие и сила государств опираются на нормы и ценности семейного образа жизни. Здоровая, крепкая, материально и нравственно благополучная семья - высшая ценность. Она дает ребенку и взрослому человеку чувство любви, защищенности, заботы, надежности, привязанности, обеспечивает связь поколений. Каждое государство заинтересовано в сохранении и трансляции семейных ценностей.

Государство является безусловным гарантом обеспечения прав и интересов ребенка и должно своевременно принимать меры по защите и обеспечению детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, семей и детей, находящихся в социально опасном положении, т.е. в тех случаях, когда родители в силу жизненных обстоятельств и по иным причинам не в силах справиться со своими обязанностями в отношении детей, либо уклоняются от исполнения своих родительских обязанностей.

В Российской Федерации в последние годы продолжалась нормотворческая работа по обеспечению и защите прав семьи и детей. Приняты законодательные акты об охране здоровья граждан, об охране труда, указы Президента о помощи семье и детям, ряд других нормативных правовых актов, в которых содержатся нормы, защищающие права и интересы семьи и детей. Вместе с тем сохраняются нормы, неадекватные сложным социально-экономическим условиям перехода к рыночным отношениям, неспособные предотвратить их негативное воздействие на семейные отношения.

Составной частью социальной политики Российской Федерации является семейная политика, включающая в себя социальную и государственно-правовую защиту семьи и детства. Направленную на создание соответствующих социальных, правовых и экономических условий для сохранения семьи как стабильного института, обеспечивающего безопасность и заботу своим членам семьи на основе любви и уважения.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года сделан особый акцент на увеличении рождаемости и укреплении государственной поддержки семей с детьми, на разработке механизма, позволяющего сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатного типа.

Решение демографической проблемы невозможно «если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, в нашей собственной стране, не примем эффективных программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи».

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 года Президент поддержал инициативу об объявлении 2008 года «Годом семьи в России». «Его проведение позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки институтов семьи, базовых семейных ценностей».

При написании данной работы учитывалась актуальность предложенной темы. Цель работы заключалась в проведении анализа сложившейся в настоящее время правовой базы в системе социальной поддержки семей с детьми в настоящие время, оценке ее целенаправленности, результативности, а также выработке предложений по улучшению действующей системы, определения направлений ее совершенствования.

В этой связи мною была поставлены следующие задачи:

) Провести обзор и анализ нормативной правовой базы, данных статистической отчетности по выполнению конкретных программ социальной поддержки семей с детьми на федеральном и региональном уровне - на примере

) Выявить дальнейшие пути совершенствования законодательной базы, системы социального обслуживания, направленных на поддержку семей с детьми на федеральном и региональном уровне

) Сформулировать основные выводы по проведенному исследованию.

1. Государственная политика по поддержке семей с детьми

.1 Положение семей с детей в Российской Федерации. Направления государственной семейной политики

В последние годы проблемы российской семьи во многом обусловлены воздействием социально-экономических реформ 90-х годов ХХ века. Главная проблема - массовое снижение жизненного уровня семей с детьми. В числе бедных семей по общепринятым социально-экономическим и статистическим критериям оказались не только те, чье благосостояние и в прошлом находилось ниже черты бедности, но и огромная масса работающего, относительно благополучного до недавнего времени среднедоходного слоя населения. В результате бедности и малообеспеченности миллионов семей ослабевает их воспитательный и нравственный потенциал, снижается ответственность родителей за содержание и воспитание детей. Детская безнадзорность и беспризорность является прямым следствием в первую очередь кризиса семьи и ряда воспитательных институтов общества. Такое состояние семьи при высоком уровне разводимости и низких показателях рождаемости несет в себе угрозу социальной безопасности Российской Федерации.

Причем если у семьи имеется прожиточный минимум, то для нее практически исключается возможность получения дополнительных социальных благ от государства. Сокращение социального пакета на предприятиях также ведет к росту социальной уязвимости трудоспособного населения. Семья в настоящее время при существующем типе социальной защиты находится постоянно в состоянии социального риска, так как не имеет условий для устойчивого, надежного развития.

Именно экономическое положение семей влияет на устойчивую тенденцию к обострению всех процессов жизнедеятельности семьи. В настоящее время выделяют следующие тенденции, имеющие место в семейной сфере:

малодетность семьи, доля однодетных семей достигает 31% от общего числа семей, с двумя детьми - 21,4%, многодетные семьи - 5,3%;

рост числа неполных семей. В России их 5,2 млн., из них 98% составляют семьи, состоящие из матери и одного ребенка;

увеличение численности социально уязвимой группы детей. В первую очередь это дети из бедных семей;

снижение воспитательного потенциала семьи.

Одним из главных предназначений семьи является создание условий для нормального развития и надлежащего воспитания детей. В Российской Федерации проживает 29 млн. детей.

Семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей приводит последних к ранней криминализации. Статистика показывает устойчивый рост преступности несовершеннолетних (в 2003 году совершено 145,4 тыс. преступлений, в 2004 году - 154,4 тыс. преступлений, в 2005 году - 154,7 тыс. преступлений). Имеет место детская безнадзорность и беспризорность, 50 тыс. детей ежегодно убегают из семьи, 70% подростков, употребляющих наркотики, проживают в неблагополучных семьях. Распространяется насилие в семье - физическое, сексуальное, психологическое. В семьях совершается около 30 процентов умышленных убийств. Ежегодно около 2 млн. детей жестоко избивается родителями, 2 тысячи детей заканчивают жизнь самоубийством.

Уголовная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего впервые установлена Уголовным кодексом Российской Федерации. В соответствии со ст. 156 УК РФ уголовная ответственность наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

В силу ч. 2 ст. 15 УК РФ данное преступление относится к категории небольшой тяжести, и для этих дел предусмотрена подсудность мировым судьям. Обобщение судебной практики по преступлению, предусмотренному ст. 156 УК РФ

Поскольку понятие жестокого обращения с несовершеннолетними в самом законе сформулировано неопределенно, можно согласиться с замечанием, высказанным А. Дьяченко и Е. Цимбал в работе «Актуальные проблемы защиты детей от жестокого обращения в современной России», о необходимости большей конкретизации определения жестокого обращения с ребенком и выработки дефиниций его отдельных форм (физического, сексуального, психического насилия).

Рост числа детей, оставшихся без попечения родителей по причине лишения родителей родительских прав, обусловлен не только масштабами семейного неблагополучия, но и усилением внимания органов власти к данной проблеме и активизацией мер по изъятию детей из семей, где для них складывалась опасная для жизни и здоровья ситуация вследствие невыполнения родителями своих обязанностей. И можно согласиться с рядом высказываний о том, что «необходимо установить за преступления, предусмотренные ст. 150 - 152, 156, 157 УК РФ, такой вид дополнительного наказания, как лишение родительских прав (при соответствующих изменениях ст. 44 и 45 УК РФ)».

К числу наиболее уязвимым категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (731 тыс. детей), дети-инвалиды (587 тыс. детей), дети, находящиеся в социально опасном положении (676 тыс. детей). Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции с обществом. По прогнозным данным, к 2010 году численность детей уменьшится по сравнению с 2003 годом на 3,73 млн. человек, что определяет дальнейшую тенденцию сокращения численности населения страны. Уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения. Показатели материнской и младенческой смертности остаются на высоком уровне, только 30 процентов новорожденных могут быть признаны здоровыми. За последние 10 лет уровень заболеваемости детей в целом вырос более чем в 1,4 раза.

Остается много проблем в сфере обеспечения жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне. Из-за низкого уровня здоровья женщин детородного возраста продолжает увеличиваться количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями. Более половины детей имеют отклонения в состоянии здоровья, требующие проведения лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий.

В настоящее время сохраняется тенденция роста детской инвалидности. В связи с тем, что подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье, работа специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями требует усиления профилактической направленности.

Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем детства. Однако развитие альтернативных семейных форм происходит медленно. Активное внедрение таких форм устройства детей позволит решить проблему социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время требуется принятие неотложных и решительных мер по фундаментальной поддержке и стабилизации положений семей с детьми. Международный и отечественный опыт свидетельствует о том, что проблемы семьи гораздо эффективнее решаются с помощью государственной семейной политики.

1.2 Нормативная правовая база в области поддержке семей с детьми. Развитие нормативной правовой базы по поддержке семей с детьми. Новые законодательные инициативы в поддержку материнства и детства

С начала последнего десятилетия XX века Россия вступила в процессы социально-экономической и политической трансформации, коренным образом изменившие институты власти и социально-экономическую политику, обусловившие необходимость модернизации системы государственной поддержки семей с детьми.

Первым нормативным документом, регламентирующим деятельность Российской Федерации в области государственной политики в отношении семьи и детей после подписания Президентом РФ (1992 г.) Конвенции ООН о правах ребенка и Декларации прав ребенка (1989 г.), принятой ООН, стал Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». Благодаря Указу обеспечение прав детей стало основой формирования новой социальной и семейной политики.

В соответствии с этим Указом с 1993 года была сформирована и реализуется новая система решения наиболее актуальных общенациональных и региональных проблем детства на программно-целевой основе - посредством разработки федеральной программы «Дети России» и соответствующих региональных программ. Эти программы содержат конкретные меры по улучшению положения детей-сирот, детей-инвалидов, детей-беженцев, детей, проживающих в условиях Севера, детей, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, а также по общим проблемам защиты детства (обеспечению детским питанием, охране материнства и детства, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развитию системы социального обслуживания семьи и детей, организации летнего отдыха детей и др.).

Важное значение для обеспечения здоровья семьи и детей имеют также федеральные программы по обеспечению вакцинации (реализуется с 1994 года), по профилактике СПИДа (с 1993 года), противодействию распространения наркомании (с 1999 года).

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 года «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» сформирован национальный механизм контроля за достижением целей Всемирного плана действий в России: действует Комиссия по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей с участием представителей министерств и ведомств социальной направленности, ученых и общественности, а также установлено, что в России ежегодно готовится и распространяется государственный доклад о положении детей в Российской Федерации, в котором содержится мониторинг положения детей во всех сферах жизнедеятельности и анализ эффективности мер государственной политики в отношении детей.

Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года №942 утверждены «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года» (Национальный план действий в интересах детей). Главной целью Национального плана действий в интересах детей было преодоление негативных тенденций, стабилизация положения детей и создание реальных предпосылок дальнейшей положительной динамики.

В числе важнейших направлений по улучшению условий жизнедеятельности детей определена правовая защита детства. При этом были поставлены следующие конкретные задачи:

а) приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с Конвенцией ООН о правах ребенка; определение правового статуса ребенка, его права на жизнь, развитие, воспитание в семье, охрану здоровья, жилище, благоприятные условия жизни, обучение, отдых, спорт, культуру;

б) обеспечение защиты ребенка от всех видов дискриминации, соблюдение его интересов, уважение его чести и достоинства, гуманное отношение;

в) определение ответственности родителей и других лиц, отвечающих за воспитание детей;

г) усиление защиты личных имущественных прав детей и подростков.

Планы конкретных мероприятий по поэтапной реализации Национального плана действий утверждались в 1996 и 1998 годах Правительством Российской Федерации.

Часть предусмотренных Национальным планом норм оказалась нереализованной, либо была реализована не полностью. В определяющей степени это связано с тяжелым социально-экономическим положением России и с отсутствием реальных источников финансирования, а также неадекватностью целей и практических мер государственной семейной политики, недооценкой со стороны государства значения государственной семейной политики как социальной опоры реформирования страны за счет обеспечения поддержки семей.

Планы конкретных мероприятий по поэтапной реализации Национального плана действий утверждались в 1996 и 1998 годах Правительством Российской Федерации.

Признавая важность семьи как социального института, ООН провозгласила 1994 год Международным годом семьи. В специальной резолюции ООН была сформулирована тема Года семьи: «Семья: ресурсы и ответственность в изменяющемся мире», а также сформулированы основные принципы, цели и концепции национальной деятельности по проведению Года семьи, изложены основные принципы семейной политики, а также ее главные задачи.

В частности, выделены следующие принципы семейной политики, использованные и в российском законодательстве:

а) семья является главной ячейкой общества и поэтому заслуживает внимания, защиты и содействия для выполнения ее функций;

б) необходимо учитывать потребности всех типов семей, независимо от их функций, многообразие предпочтений социальных условий;

в) необходимо поощрять права и свободы индивида независимо от статуса каждого индивида в семье, ее типа;

г) семейная политика должна быть направлена на поощрение равноправия между мужчинами и женщинами в распределении домашних обязанностей и равноправия возможностей в плане занятости;

д) мероприятия Года семьи должны проходить на всех уровнях управления;

е) программы Года семьи должны быть направлены на оказание помощи семьям в осуществлении их функций, а не на подмену этих функций, укреплять присущие семье сильные стороны, включая огромный потенциал в плане самообеспечения и стимулировать самостоятельную деятельность в их интересах.

В документах ООН сформулированы также следующие основные задачи семейной политики:

а) защита прав семьи на уход за ее престарелыми и больными членами;

б) облегчение положения семей одиноких родителей, вынужденных постоянно сочетать труд с родительскими обязанностями;

в) защита семей от нищеты и лишений, а также от негативных воздействий на нее изменений в аграрной сфере, миграции, урбанизации экономике, которые часто ведут к невозможности выполнения семьей своих задач;

г) повышение способности семей принимать грамотные решения относительно интервалов между рождениями и числа детей;

д) предотвращение развития наркомании и алкоголизации у членов семей;

е) создание условий для профессионального образования женщин, молодых матерей;

ж) обзор и пересмотр семейного законодательства;

з) выявление факторов, способствующих распаду и разрушению семьи;

и) предотвращение насилия в семье.

Данные подходы обобщили современную теорию и практику семейной политики демократических стран мира.

До принятия Кодекса в законодательстве о браке и семье охрана прав детей как специальная задача не фигурировала. Сейчас ребенок вправе выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни, самостоятельно обращаться за защитой своих прав и интересов, в том числе в суд.

Впервые в Кодексе оговариваются основы правовой защиты от насилия в семье. Введение этой нормы является законодательным ответом на усиление жестокости в семье.

Также впервые законодательно закреплен институт приемной семьи, усовершенствован институт усыновления, законодательно закреплен приоритет семейного воспитания детей, подробно регламентированы его формы: усыновление, опека и попечительство, приемная семья (которой не было ранее). Установлена более гибкая система определения размера алиментов. Суду предоставлена возможность, с учетом заслуживающих внимания обстоятельств, уменьшать или увеличивать установленный законом размер алиментов. Предусматривается возможность обращения взыскания на имущество плательщика и заключение соглашения о размере, условиях и порядке уплаты алиментов, а также имущественной ответственности за несвоевременную уплату.

Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» вступил в действие с 19 мая 1995 года. Он впервые свел воедино и упорядочил на уровне федерального закона все многочисленные виды государственных пособий и компенсаций на детей и пособий в связи с рождением и воспитанием детей, ранее регламентировавшиеся различными нормативными документами (указами, постановлениями правительства, подведомственными актами). Это позволило существенно упростить и унифицировать законодательство, сделать его более понятным для населения и органов исполнительной власти.

В 90-е годы, в процессе социально-экономической трансформации России, создана новая для России отрасль социального обслуживания семей с детьми. Начало этой работы связано с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года №543 «О мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». В этом Указе органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовалось содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семье и детям. Законами, определившими правовые и организационные условия оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, являются Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», принятый ноябре 1995 года, и Федеральный Закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года.

Важное значение в правовом обеспечении государственной семейной политики и защиты прав семьи и детей имеют соответствующие статьи Гражданского кодекса Российской Федерации (1994), Трудового кодекса Российской Федерации (2002), Жилищного кодекса РСФСР с соответствующими изменениями и дополнениями, Уголовного кодекса Российской Федерации (1996), Уголовно-исполнительного кодекса (1997). Приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993), Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (1993), законы Российской Федерации «О беженцах» (1993), «О вынужденных переселенцах» (1993), «О государственных гарантиях и компенсациях лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (1993), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995), «О развитии государственной системы профилактики и правонарушений среди несовершеннолетних» (1997). Имеются также федеральные законы «Об образовании» (1996), «Об охране здоровья граждан» (1993), о социальном страховании, федеральные законы «Об актах гражданского состояния» (1997), «О свободе совести и религиозных объединениях», «Об общественных объединениях» (1995), «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (1997) и многие другие.

Таким образом, законодательно гарантированы основные права семьи, супругов и детей на жизнь, защиту чести и достоинства, личную неприкосновенность, жилище, образование, свободу передвижения, нормальные условия и оплату труда, социальное обеспечение и социальное обслуживание, охрану здоровья и медицинскую помощь, доступ к культурным ценностям.

Анализ законодательства в области государственной поддержки семей с детьми позволил предложить следующую типологию мер поддержки:

. Прямая государственная денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей.

. Натуральные выдачи семьям, имеющим детей.

. Различные льготы, субсидии и компенсации семьям, имеющим детей (трудовые, пенсионные, налоговые, жилищные, транспортные и др.).

. Социальные услуги, предоставляемые семьям, имеющим детей.

Прямая государственная денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей предоставляется в виде государственных денежных пособий, стипендий, компенсационных выплат, денежных средств на содержание детей в приемных семьях и пенсий. Она выплачивается в виде:

государственных денежных пособий семьям, имеющим детей;

государственных стипендий;

ежемесячных компенсационных выплат;

денежных средств на содержание детей, находящихся на воспитании в приемной семье (питание, приобретение одежды, обуви, инвентаря, предметов хозяйственного обихода, игрушек, книг, предметов личной гигиены); - государственных пенсий на детей или с учетом находящихся на иждивении детей.

Можно выделить следующие особенности прямой денежной помощи семьям в связи с рождением и воспитанием детей:

категориальный подход (выделение особо нуждающихся в поддержке категорий семей). Так, в целях охраны здоровья беременных женщин поощряется денежным пособием постановка на учет в женской консультации в ранние сроки беременности, позволяющая обеспечить наблюдение за здоровьем беременной и плода. Обращает на себя внимание выделение таких льготных категорий семей, как семьи, пострадавшие от радиационных катастроф, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи;

постепенный переход от категориального принципа (учета типа семьи и особенности жизненной ситуации) к учету доходов семей;

преемственность форм поддержки - сохранение значительной части денежных выплат, введенных еще в советский период;

множественность источников финансирования пособий: федеральный бюджет, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджеты субъектов Российской Федерации, муниципальные бюджеты, внебюджетные источники;

установление выплат в твердой денежной сумме, причем размеры денежной помощи фактически не связаны с уровнем реальных потребностей семьи в поддержке (за исключением пособия по беременности и родам, выплачиваемого в размере среднего заработка в качестве компенсации этого заработка) и выплачиваются с учетом районного коэффициента;

заявительный принцип назначения денежных выплат и необходимость личного обращения за помощью;

назначение и выплата денежных средств в различных учреждениях: по месту работы, по месту учебы, в органах и учреждениях социальной защиты населения.

Трудовые, пенсионные, налоговые, жилищные, транспортные, оздоровительные и другие гарантии и льготы, компенсации и субсидии семьям, имеющим детей. Особенностью данной формы государственной поддержки семьям, имеющим детей, является право на льготу, компенсацию или субсидию только определенных категорий семей с детьми и граждан, первоочередность их предоставления определенным категориям и предоставление бесплатно или за половину стоимости, что создает для этих категорий населения определенные льготы и привилегии. К этой форме государственной поддержки семей с детьми относятся:

трудовые гарантии и льготы;

льготы в области пенсионного обеспечения для женщин;

транспортные льготы для семей и детей;

субсидии и льготы по оплате жилья и коммунальных услуг;

безвозмездные субсидии на строительство и приобретение жилья, а также бесплатное обеспечение жилой площадью;

льготы по приему и содержанию детей в детских дошкольных учреждениях;

права и льготы в области охраны здоровья семей;

налоговые льготы (либо освобождение от налогообложения определенных видов доходов, либо стандартные налоговые вычеты).

Социальное обслуживание различных категорий населения установлено в соответствии с Федеральным законом от 10.12.95 года №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В соответствии с указанным Законом предусмотрены такие формы социального обслуживания, как материальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, консультативная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, реабилитационные услуги инвалидам. Особенностью социального обслуживания как самостоятельной формы социальной помощи населению, в том числе семьям, имеющим детей, является то, что все указанные виды социальной помощи населению оказываются специализированными учреждениями социального обслуживания населения и за исключением материальной помощи представляют собой социальные услуги. Социальное обслуживание включает:

материальную помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

консультативную помощь клиентам государственных учреждений социального обслуживания населения;

социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях; - временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания;

дневное пребывание несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

реабилитационные услуги инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Социальное обслуживание населения государственными учреждениями социального обслуживания - это относительно новая форма социальной помощи населению. Начало ее формирования как целостной системы связано с процессами современной социально-экономической трансформации России, хотя государственные интернатные учреждения для детей, престарелых и инвалидов существуют уже давно, а первые центры дневного пребывания и социальные приюты для детей и взрослых появились еще в 80-е годы.

В 90-е годы в Российской Федерации государством создана новая социальная отрасль реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, что является несомненным достижением.

Множество острых социальных проблем, стоящих перед семьей, определяют спектр направлений деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям. Динамика развития центров социальной помощи семье и детям в последние годы свидетельствует о растущем авторитете этих учреждений в различных регионах России, их значимости в решении назревших, безотлагательных проблем семьи и детства. Именно эти учреждения социального обслуживания способны оказывать действенную и комплексную помощь семье и детям по широкому кругу вопросов их жизнедеятельности, предупреждать многие негативные проявления, касающиеся выполнения семьей ее функций.

2. Гарантии семьям, имеющим детей, на федеральном региональном и местном уровне

Государственные пособия гражданам, имеющим детей на федеральном уровне

Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на:

граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации;

граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

) постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев (действие абзаца не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации на законных основаниях по состоянию на 31 декабря 2006 года;

) временно проживающих на территории Российской Федерации и подлежащих обязательному социальному страхованию иностранных граждан

) и лиц без гражданства.

Федеральным законом устанавливаются следующие виды государственных пособий:

а) пособие по беременности и родам;

б) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

в) единовременное пособие при рождении ребенка;

г) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

д) единовременное пособие женам военнослужащих срочной службы и

е) ежемесячное пособие детям военнослужащих срочной службы;

ж) ежемесячное пособие на ребенка;

з) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет:

средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти; средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых образовательным учреждениям начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования на выплату стипендий в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; средств бюджетов субъектов Российской Федерации в виде ежемесячного пособия на ребенка; средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке Фонду социального страхования Российской Федерации; субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций, образованного в составе федерального бюджета, через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.

Размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.

Пособие по беременности и родам

Право на пособие по беременности и родам имеют:

женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию, а также женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными; женщины, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования; женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах; женщины из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; женщины, категории которых установлены настоящей статьей, при усыновлении ими ребенка (детей). Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей - сто десять) календарных дней после родов. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения семидесяти календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей - ста десяти календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).

Размер пособия определяется исходя из:

Максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц составляет в 2007 году - 16125 рублей. Размер установлен Федеральным законом от 29.12.2006 №255-ФЗ.; 300 рублей - женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными; стипендии - женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования; денежного довольствия - женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременностиПраво на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель).

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), выплачивается в размере 300 рублей. Единовременное пособие при рождении ребенка. Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере 8 000 рублей. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

Право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.

В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере 8 000 рублей.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют:

) матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

) матери, проходящие военную службу по контракту, матери либо отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

) матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

) матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;

) матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами

Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;

матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком); другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения. Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам. Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований. В случае если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размерах:

) 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми - лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 Федерального закона №81-ФЗ;

) 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком, - лицам, указанным в абзацах втором - пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер пособия составляет 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия не может превышать за полный календарный месяц 6000 рублей.

) В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

) В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия, исчисленный в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи, суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100 процентов размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия), но не может быть менее суммированного минимального размера пособия.

) При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка.

) В случае ухода за ребенком (детьми), рожденным (рожденными) матерью, лишенной родительских прав в отношении предыдущих детей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размерах, установленных настоящей статьей, без учета детей, в отношении которых она была лишена родительских прав.

Размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ)

Трудовой Кодекс Российской Федерации предусматривает ряд гарантий женщинам, совмещающим работу и материнство, а также лицам с семейными обязанностями.

Глава 41 Трудового кодекса РФ посвящена особенностям регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями. Статьи 253-264 Трудового кодекса РФ закрепляют гарантии, связанные с материнством, предоставляемые женщинам, а также лицам с семейными обязанностями.

В соответствии со статьей 254 Трудового Кодекса РФ беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания, либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением прежнего заработка по прежней работе. При прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы. Женщинам, имеющим детей в возрасте до 1.5 лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся на другую работу с оплатой по выполняемей работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет.

Статья 255 Трудового Кодекса РФ регулирует отпуска по беременности и родам. Согласно нормам указанной статьи женщинам, по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности -84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов -86, при рождении двух и более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по обязательному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет. Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям отцом ребенка, другими родственниками или опекуном, фактически осуществляющими уход за ребенком.

Во время нахождения отпуска по уходу за ребенком женщина или лицо, осуществляющее уход может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по обязательному социальному страхованию.

На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Нормы статьи 257 Трудового кодекса РФ регулируют предоставление отпуска работникам, усыновившим ребенка.

Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляется помимо перерывов для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей). Перерывы для кормления детей включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка. (ст. 258 ТК РФ).

Гарантии беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и праздничные дни закреплены в статье 259 ТК РФ,

Статьи 260-261 ТК РФ закрепляют гарантии женщинам, в связи с беременность и родами по предоставлению отпусков, а также женщинам, имеющим детей, и лицам, воспитывающим ребенка без матери при расторжении трудового договора.

Статья 262 ТК РФ предусматривает дополнительные выходные дни лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, и женщинам, работающим в сельской местности.

Гарантии и льготы лицам, воспитывающим детей без матери закреплены в статье 264 ТКРФ.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» дети умершего кормильца и сам супруг, занятый ухом за детьми умершего кормильца, не достигшими возраста 14 лет, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца. Дети, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов, имеют право на получение пенсии до 23 лет.

В соответствии с частью 1 статьи 137 Семейного кодекса Российской Федерации, усыновленные дети пользуются правом на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, так как они сами и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а также сами усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных имущественных и неимущественных правах и обязанностям к родственникам по происхождению.

В соответствии со ст. 71 Семейного Кодекса РФ лишение родительских прав не освобождает от обязанностей содержать ребенка, и таким образом, дети, чьи родители были лишены родительских прав, имеют право на пенсию в случае потери кормильца. Пасынок и (или) падчерица имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании отчими и мачехи. Детям погибших при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих по призванных по призыву наряду с получением пенсии по потери кормильца, гарантирована выплата ежемесячного пособия. Правила выплаты ежемесячного пособия погибшим при исполнении обязанностей военной службы по призыву утверждены, постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2006 г. №591. Указанные Правила определяют порядок выплаты ежемесячного пособия детям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы по призыву, в том числе признанных в установленном порядке безвестно отсутствующими или объявленных умершими в соответствии с:

абзацем четвертым пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. №936 «О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей»;

подпунктом 4 пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. №650 «О мерах по социальной защите членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы на атомном подводном крейсере «Курск»; пунктом 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. №65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».

Детям погибших (пропавших без вести) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы до достижения ими возраста 18 лет (если они стали инвалидами до достижения возраста 18 лет - независимо от возраста), а детям, обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет гарантирована ежемесячная выплата пособия в размере 650 рублей. Размер пособия подлежит пересмотру (повышению, индексации) одновременно с централизованным повышением (индексацией) размеров окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, учитываемых в составе денежного довольствия при назначении пенсии по случаю потери кормильца, путем умножения размера пособия на индекс роста этих окладов.

Гарантии семьям, имеющим детей на региональном уровне

Закон Кемеровской области от 25 апреля 2011 года №51-ОЗ

Настоящий Закон принят в целях социальной поддержки в улучшении жилищных условий семей, имеющих детей.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

дополнительная мера социальной поддержки семей, имеющих детей, - мера, обеспечивающая возможность улучшения жилищных условий с учетом особенностей, установленных настоящим Законом (далее - дополнительная мера социальной поддержки);

областной материнский (семейный) капитал - средства областного бюджета, направляемые на реализацию дополнительной меры социальной поддержки.

Статья 2. Право на дополнительную меру социальной поддержки

. Настоящим Законом устанавливается право на дополнительную меру социальной поддержки для отдельных категорий граждан, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Право на дополнительную меру социальной поддержки может быть реализовано однократно.

. Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, у граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Законом, направивших средства материнского (семейного) капитала в полном размере (за исключением единовременной выплаты за счет средств материнского капитала) на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», из числа следующих категорий:

) Женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка начиная с 1 января 2011 года;

) Женщины, родившие (усыновившие) четвертого ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2011 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительную меру социальной поддержки;

) Мужчины, являющиеся единственными усыновителями третьего, четвертого ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительную меру социальной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2011 года.

) При возникновении права на дополнительную меру социальной поддержки граждан, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав (ограничены в родительских правах) или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

) Право женщин, указанных в пункте 2 настоящей статьи, на дополнительную меру социальной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия его гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения ее родительских прав (ограничения в родительских правах) в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительную меру социальной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительную меру социальной поддержки. Право на дополнительную меру социальной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительную меру социальной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительную меру социальной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

) В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи возникло право на дополнительную меру социальной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав (ограничен в родительских правах) в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительную меру социальной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительную меру социальной поддержки, право их на дополнительную меру социальной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях). При этом доля, приходящаяся на каждого ребенка, будет являться полным размером материнского (семейного) капитала, указанного в абзаце первом пункта 2 настоящей статьи.

) Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного (указанных) в пункте 5 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительную меру социальной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в пункте 4 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительную меру социальной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительную меру социальной поддержки по основаниям, указанным в пункте 4 настоящей статьи.

) Право на дополнительную меру социальной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) по основаниям, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящей статьи, прекращается в случае его (их) смерти или объявления его (их) умершим (умершими).

) Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает после перечисления в полном размере (за исключением единовременной выплаты за счет средств материнского капитала) средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка, рождение (усыновление) которого дало право на дополнительную меру социальной поддержки, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 4 настоящего Закона.

) Жилое помещение (жилые помещения), на приобретение, строительство которого (которых) направляются средства материнского (семейного) капитала, предоставляемого в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», и областного материнского (семейного) капитала, должно (должны) находиться на территории Кемеровской области.

) Действие настоящего Закона распространяется на лиц, место жительства (проживания) которых находится на территории Кемеровской области.

Статья 3. Размер областного материнского (семейного) капитала

. Областной материнский (семейный) капитал устанавливается в размере 100000 рублей.

. Размер областного материнского (семейного) капитала уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом в соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона.

Статья 4. Порядок и условия предоставления областного материнского (семейного) капитала

Средства областного материнского (семейного) капитала могут направляться:

. на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели;

. Средства областного материнского (семейного) капитала могут быть использованы на исполнение связанных с улучшением жилищных условий обязательств, возникших до даты приобретения права на дополнительную меру социальной поддержки.

. Порядок и условия предоставления и использования областного материнского (семейного) капитала в части, не урегулированной настоящим Законом, а также перечень документов, на основании которых предоставляется областной материнский (семейный) капитал, устанавливаются Коллегией Администрации Кемеровской области.

Статья 5. Регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки

. В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительную меру социальной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение регистра лиц, имеющих право на дополнительную меру социальной поддержки (далее - регистр).

. Ведение регистра осуществляется в порядке, установленном Коллегией Администрации Кемеровской области.

Статья 6. Финансирование расходов на предоставление областного материнского (семейного) капитала

Финансирование расходов на предоставление областного материнского (семейного) капитала, а также расходов на оплату банковских услуг по предоставлению указанного капитала осуществляется за счет средств областного бюджета.

Статья 7. Вступление в силу и действие настоящего Закона

. Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования, но не ранее дня вступления в силу закона Кемеровской области о внесении соответствующих изменений в Закон Кемеровской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» и распространяется на правоотношения, возникшие в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2016 года.

. Право на дополнительную меру социальной поддержки, установленное настоящим Законом, может быть.

Основная помощь во всех регионах Р.Ф оказывается в 4-х формах:

. в форме денежных выплатах на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

. налоговых, жилищных, медицинских и других льгот семьям, имеющих детей;

. бесплатных выдач семье детского питания, одежды, обуви и т.д.

. в форме социального обслуживания семей (оказание конкретной жилищной помощи, юридической, педагогической, социальные услуги.

На 2008 г. семьям, имеющих детей, на территории РФ выплачиваются следующие виды социального пособия, которые регулируются ФЗ «О социальных пособиях гражданам, имеющих детей» от 19 мая 1995 г. и к которым применяется районный коэффициент:

А) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности, размер которого составляет 300 руб.;

Б) государственное единовременное пособие при рождении ребенка, которое равно 8000 руб.;

В) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет (размер этого пособия составляет 1,5 тыс. руб. на первого ребенка и 3 тыс. руб. для остальных, при условии, что один из родителей, либо родственников, опекунов, попечителей, усыновителей, до рождения ребенка не работал, не учился и осуществляет фактический уход за ребенком, а для ранее работающих лиц, эти выплаты исчисляются исходя из размера зарплаты: 40% от зарплаты, но не менее 1,5 тыс. руб. и не больше 6 тыс. руб. на последующих детей не менее 3 тыс. руб., но не более 6 тыс. руб.);

Г) ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 лет (18 лет если учится в школе), размер данного пособия колеблется от 120 до 200 рублей;

Д) пособие для молодых семей, где один из родителей проходит срочную службу, которое составляет 14 тыс. руб. (единовременно), и в последующем 6 тыс. руб. в месяц;

Е) пособие по беременности и родам, которое выплачивается по больничному листу за 140 дней (роды без осложнений и одноплодные) в размере среднего заработка, но не более чем 23 тыс. руб.; Ж) «материнский капитал», размер которого с 2008 года проиндексирован и на сегодня составил 271 тыс. 250 рублей.

Кроме этих основных пособий, есть региональные денежные выплаты семьям, имеющих детей. Выдачей регионального материнского капитала занимаются органы социальной защиты. Основной закон относящийся к гарантиям семьи имеющих детей является Материнский капитал. Использовать материнский капитал в Кемеровской области можно только на улучшение жилищных условий. Сюда входит и оплата кредитов на покупку или строительства жилья, и оплата строительства или реконструкции дома, и другие способы улучшения жилищных условий, аналогичные федеральному материнскому капиталу. Получить его могут женщины, родившие третьего (или последующего) ребёнка с 1 января 2011 года, но использовать только через три года после исполнения трёх лет ребёнку, давшего право на получение регионального материнского капитала (Кемерово и Кемеровской области размер материнского капитала равен 100 000 рублей). Законодательство Кемеровской области

Основные законы по Кемеровской области:

) Закон Кемеровской области от 18 ноября 2004 года №75-О «О размере, порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка».

) Закон Кемеровской области от 25 апреля 2011 года №51-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей».

) Закон Кемеровской области от 14.11.2005 №123-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области».

) Закон Кемеровской области от 9 июля 2012 г. №73-ОЗ «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям семей в случае рождения третьего ребенка или последующих детей».

Иные меры социальной поддержки

Многодетным семьям:

) Компенсационная выплата по оплате коммунальных услуг.

) Ежеквартальная денежная выплата взамен продуктовых наборов неполным многодетным семьям и полным семьям, имеющим шесть и более детей.

) Бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей для детей в возрасте до 6 лет.

) Бесплатный проезд для учащихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования в пригородном (внутрирайонном) сообщении.

) Первоочередной прием детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения.

) Бесплатное питание один раз в день в период учебного процесса для учащихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений.

) Один раз в месяц бесплатное посещение парков культуры и отдыха, государственных музеев, находящихся в ведении Кемеровской области, а также выставок, организуемых в них.

Гарантии семьям, имеющим детей на местном уровне

Льготы, предоставляемые многодетным семьям в городе Кемерово, включают в себя:

Снижение размера родительской платы за содержание одного ребенка в месяц в муниципальном дошкольном образовательном учреждении до 10% затрат на содержание ребенка в данном учреждении (п. 2.14.1. Решения Совета депутатов №64/7 «Об утверждении Положения об организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Денежную компенсацию за счет средств бюджета многодетным семьям, обладающим правом на первоочередное устройство ребенка в муниципальное дошкольное образовательное учреждение в соответствии с Федеральным Законодательством и являющиеся постоянными жителями (постоянно зарегистрированными) в, имеющим детей в возрасте от 2-х до 6,5 лет, и добровольно отказавшимся от своей очереди на предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. При этом размер компенсации многодетным семьям, имеющим детей в возрасте от 2 до 6,5 лет, не посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения, установлен в размере 8480 рублей в месяц на каждого ребенка с 1 сентября 2012 г. (от 03.08.2012 №2416 «Об утверждении размера компенсации многодетным семьям, имеющим детей в возрасте от 2 до 6,5 лет, не посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения в Кемеровской области»)

Денежную дотацию детям из неполных многодетных семей, которая назначается и выплачивается:

) на детей из неполных малообеспеченных семей до достижения ими возраста 3 лет;

) на несовершеннолетних детей, воспитывающихся в семьях, где воспитывается ребенок до 3 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет);

) на несовершеннолетних детей из неполных малообеспеченных семей, если родитель (законный представитель) является работником бюджетной сферы;

) на несовершеннолетних детей из неполных малообеспеченных семей, если родитель (законный представитель) признан инвалидом или пенсионером.

При этом дотация назначается и выплачивается на ребенка из неполной малообеспеченной семьи со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, зарегистрированного на территории 4542 «О выплате денежной дотации детям из неполных многодетных семей» (вместе с «Положением о порядке назначения и выплаты денежной дотации детям из неполных многодетных семей»)).

Заключение

Итоги проведенного в работе исследования нормативной правовой базы, анализа российского законодательства и комплекса мер в области государственной поддержки семей с детьми, социального обслуживания семей и детей позволяют сделать следующие выводы. Главной проблемой современного состояния законодательной базы в данной сфере является определенный разрыв между прогрессивными концептуальными подходами, провозглашенными в российских законах целям, приоритетам, принципами государственной поддержки семей и реальными размерами помощи. Это придает законодательству отчасти декларативный характер и снижает доверие семей к государству.

Прямая денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей в виде государственных пособий, компенсационных выплат, пенсии на детей по случаю потери кормильца, и других видов выплат Федерального уровня устанавливаются в форме твердых денежных сумм. Размеры их не зависят от реальной потребности семьи в поддержке для конкретного случая нуждаемости, а определяются финансовыми возможностями государства или иных источников финансирования мер социальной поддержки. Общей проблемой законодательного регулирования государственной поддержки семей, имеющих детей, является привязка большинства форм поддержки к доходам семьей, точнее - к прожиточному минимуму. Наличие теневой экономики зачастую не позволяет реально оценивать доходы семей и выявлять действительно нуждающиеся семьи с детьми. Решение данной проблемы лежит вне возможностей отрасли социального обеспечения и социального обслуживания. Недостаточная надежность установленных законодательством источников финансированиям и их ограниченность для большинства видов поддержки семей с детьми.

Законодательная и нормативная база действующей системы социальных выплат, услуг и мер социальной поддержки представляет собой огромный массив законодательных актов с многочисленными поправками, не всегда четко описывающих порядок предоставления социальных выплат и других форм социальной поддержки. Не все семьи, имеющие право на поддержку, получают ее из-за недостаточной информированности семей, либо недоступности (отсутствия) учреждений, призванных оказывать помощь.

Данные выводы свидетельствуют о необходимости совершенствования законодательной базы и системы мер социальной поддержки, предоставляемых семьям с детьми. В этой связи можно выделить основные направления совершенствования системы правовых гарантий, предусмотренных семьям с детьми. Целесообразно закрепить в законодательстве наряду с заявительным также выявительный принцип выплаты пособий и оказания мер социальной поддержки семей с детьми. При этом необходимо законодательно закрепить создание региональной и федеральной баз данных о семьях и детях, нуждающихся в различных видах государственной социальной поддержки. Формы организация социального обслуживания семей с детьми должны постоянно совершенствоваться и становиться доступными всем категориям семей с детьми.

Российское государство и общество должны обратить пристальное внимание на поддержку семей с детьми. Государство, все институты гражданского общества должны не только разрешать неотложные проблемы семьи и поддержку малоимущих семей, но и приступить к разработке и реализации долговременной стратегии семейной политики для всех категорий семей. В основу социальной политики должны быть положены приоритеты семейных ценностей, семейного воспитания детей, равенство мужчин и женщин во всех областях жизнедеятельности, включая семейную сферу. Решение проблем семьи - это задача всего общества, объединений граждан, каждой российской семьи. Нужна консолидация всех здоровых сил, повышение роли институтов гражданского общества, в том числе органов местного самоуправления, общественных организаций, самих семей в деле стабилизации и кардинального улучшения положения российских семей.

Список использованной литературы

1. Право социального обеспечения России/ Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. 2-е изд., испр. и перераб. - М.: изд-во БЕК, 2012.

2. Социальные пособия семьям с детьми и иные меры их социальной поддержки в России: Учебное пособие / Ю.Б. Корсаненкова, А.Ф. Корсаненкова., 2011.

3. Право социального обеспечения: учебное пособие / под ред. А.Д. Зайкина 2009.

Похожие работы на - Защита семей с детьми

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!