Защита прав потребителей в торговом обслуживании

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,96 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Защита прав потребителей в торговом обслуживании

Содержание

Введение

. Общие положения о защите прав потребителей в торговом обслуживании

.1 Понятие торговли и торгового обслуживания. Сущность защиты прав потребителей в торговом обслуживании

.2 Гражданско-правовая ответственность в торговом обслуживании

. Отдельные направления защиты прав потребителей в торговом обслуживании

.1 Государственная и общественная защита прав потребителей, административная ответственность изготовителя (исполнителя, продавца)

.2 Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность исследования обусловлена часто возникающими противоречиями в сфере потребительского рынка, нарушениями прав потребителей, некоторым несовершенством законодательства в данной отрасли, недостаточно эффективной правоприменительной практикой.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время проблемы защиты прав потребителей активно изучаются в специальной литературе. Так, можно назвать работы Астахова А., Ашитковой Т., Баринова Н., Буниной С., Вавилина Е., Вишневецкого В., Гафаровой Г., Генрих Н., Данилова В., Дворецкого В., Евпланова А., Еременко В., Маматова М., Масякина А., Моисеевой И., Нарматова Н., Науджиной Е., Невзгодиной Е., Райлян А., Свит Ю., Скворцовой Т., Требушенко Т., Хаванского С., Яхина Ш. и многих других авторов. Однако вопросы защиты прав потребителей именно в торговом обслуживании разработаны недостаточно.

Целью настоящей работы является исследование защиты прав потребителей в торговом обслуживании.

Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:

) проанализировать основные положения законодательства о защите прав потребителей;

) изучить сущность защиты прав потребителей в торговом обслуживании;

) охарактеризовать особенности отдельных направлений защиты прав потребителей в торговом обслуживании;

) выявить способы защиты прав потребителей в торговом обслуживании;

) рассмотреть судебную практику по теме.

Объектом исследования являются общественные отношений, возникающие в сфере защиты прав потребителей.

Предметом исследования является российское гражданское законодательство, закрепляющее положения о защите прав потребителей.

Теоретической основой курсовой работы являются исследования российских авторов, посвященные анализируемой проблематике.

Методологию исследования сравнительный, системно-структурный и статистический методы исследования, а также анализ эмпирических материалов.

В курсовой работе использовались отдельные положения Конституции и соответствующих законов Российской Федерации, научные труды в области гражданского права, других отраслей знания. Это предопределило комплексный подход к теме исследования.

1. Общие положения о защите прав потребителей в торговом обслуживании

.1 Понятие торговли и торгового обслуживания. Сущность защиты прав потребителей в торговом обслуживании

Торговля - одна из важнейших составляющих экономики абсолютно любого государства. С давних времен торговые пути соединяли целые города и государства, они сближали культуру, науку и прогрессивные идеи абсолютно различных народов. И на сегодняшний момент именно организации сферы торговли формируют весьма развитую инфраструктуру услуг, вносят значительный вклад в формирование благоприятных условий для ее дальнейшего развития. Определенная особенность торговли - это завершение определенного процесса производства и реализации, по существу - это завершение конкретного цикла товарного производства после того, как данный товар найдет своего собственного покупателя и состоится сделка по купле-продаже.

Ежегодные темпы роста торгового обслуживания в нашей стране в 2000-х годов. составляли целых 8-10%. Не взирая на мировой экономический кризис, и в 2010 году сфера торгового обслуживания продолжала достаточно быстро развиваться. В структуре внутреннего валового продукта в первом полугодии 2010 года конкретная доля оптовой и розничной торговли (без учета косвенных налогов) составила 20,7%.

Сферу торгового обслуживания и деятельность торговых организаций и предприятий регулируют на сегодняшний момент более чем триста нормативно-правовых источников законодательного и подзаконного характера. Вступивший в юридическую силу 1 февраля 2010 года ФЗ от 28.12.2009 года №381-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» дает следующие характеристики:

торговая деятельность (или торговля) - это определенный вид предпринимательской деятельности, который связан с приобретением и продажей товара;

оптовая торговля - это вид торговой деятельности, который связан с приобретением и продажей товаров для последующего использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, которые не связаны с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;

розничная торговля - это определенный вид торговой деятельности, который связан с приобретением и продажей товаров для дальнейшего использования их в личных, семейных, домашних и иных определенных целях, которых не связаны с осуществлением конкретной предпринимательской деятельности;

торговая сеть - это совокупность двух и более каких-либо торговых объектов, находящихся под общим управлением, или совокупность двух и более каких-либо торговых объектов, использующихся под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации;

продовольственные товары - это продукты в натуральном или переработанном виде, которые находятся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе и продукция детского питания, продукция диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, которые изготавливаются на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и какие-либо биологически активные добавки.

Исходя из вышеизложенного, торговля - это определенная предпринимательская деятельность по продаже каких-либо товаров. Стоит отметить, что торговля - вид деятельности, который связан не только не только с куплей-продажей товаров, но и оказанием услуг определенным покупателям. Однако Гражданский кодекс Российской Федерации, законодательство о защите прав потребителей, которые являются базовыми законами, не рассматривают услуги в качестве элемента торговли. В данных законодательных актах соответствующие отношения правового характера классифицируются и регулируются отдельно как купля-продажа, работы и услуги.

Согласно нормам статьи 779 Гражданского кодекса России определенными сторонами договора об оказании услуг являются исполнитель с одной стороны и заказчик с другой стороны, а не продавец и покупатель. Внутренним содержанием договора об оказании услуг является выполнение конкретных действий, а вовсе не передача определенных товаров, которая характеризует торговое обслуживание. Именно поэтому говорить об услугах торгового обслуживания в РФ можно лишь условно в виде разграничения данной торговой деятельности с понятием «работа».

Включение в термин торговли оказания услуг покупателям является юридически неправильным и верным. О каких именно услугах, собственно, идет речь в данном контексте? Если обращаться к Общероссийскому классификатору услуг населению ОК-002-93 (ОКУН), то можно увидеть то обстоятельство, что в данные услуги розничной торговли входят: реализация определенного товара, упаковка купленных товаров, прием заказов на данные товары, предварительный прием заказов с целью посылочной торговли, погрузка и доставка определенных тяжелых и крупногабаритных изделий, должное хранение товара и вещей покупателей, предоставление комнаты матери и ребенка и другие схожие услуги. Совершенно понятно, что реализация товаров - это вовсе не услуга, а существо торгового обслуживания. Такой вывод подтверждается нормой пункта 1 статьи 39 НК РФ, согласно которой под реализацией товара понимается некая передача на не безвозмездной основе (в том числе обмен) права собственности на данный товар.

Остальные оставшиеся «услуги» являются определенными должностными обязанностями продавца, которые вытекают из норм законодательства о торговом обслуживании или норм заключенного договора купли-продажи товара, либо определенными действиями продавца, которые не имеют какого-либо самостоятельного юридического значения и осуществляются в рамках заключенного между покупателем и продавцом, хотя, возможно, и за дополнительную плату. Так, к примеру, в соответствии с нормами статьи 499 Гражданского кодекса Российской Федерации доставка товара является одним из базовых условий заключенного договора купли-продажи. В отличие от этого доставка какого-либо купленного товара покупателю экспедиционной организацией является в действительности услугой, рассматривающаяся согласно норме статьи 128 Гражданского кодекса Российской Федерации как один из видов объектов гражданских прав, которые имеют самостоятельное правовое регулирование (договор перевозки либо договор возмездного оказания услуг).

ГОСТ Р 51303-99 в разделе 2.6 «Торговое обслуживание» содержит термин «услуга торговли» - это должный результат взаимодействия покупателя и продавца, а также определенной деятельности продавца по удовлетворению каких-либо потребностей покупателя при купле-продаже товаров. Несмотря на некоторую схоластичность определения, из него можно сформировать определенный вывод, что услуга в торговом обслуживании - все та же купля-продажа, но выраженная определенным образом своеобразно - как «результат взаимодействия покупателя с одной стороны и покупателя с другой».

Абсолютная нелогичность включения в «торговлю» «услуг» видна также из термина в ГОСТ Р 51303-99 «покупатель» - это юридическое или физическое лицо, которое использует, приобретает, заказывает либо имеет намерение приобрести или заказать определенные услуги и товары. Абсолютно очевидно, что, вступая в контакт с продавцом, покупатель имеет определенное намерение приобрести или заказать какие-либо товары, но отнюдь не услуги, о которых он вспомнит после решения вопроса о товаре.

ГОСТ Р 51303-99 дает четкое определение понятий «продажа товара» и «реализация товара», рассматривая их в качестве абсолютно равнозначных, - это некая передача покупателю товара на определенных условиях. Невзирая на некоторую юридическую недостаточность этого определения (отсутствие указания о передаче товара в собственность покупателя и др.), данное определение точно отражает существо упомянутых понятий - передача товаров. В связи с этим нужно выяснить соотношение этих данных терминов с понятием «торговля». Торговля - это вовсе более широкое понятие, включающее в себя продажу (реализацию) товара, а также определенные подготовительные и сопутствующие продаже определенные операции, а именно приемку, хранение, предпродажную подготовку, нахождение товара в торговом зале, на витрине, совершение всех необходимых действий, которые предусмотрены нормами законодательства с целью получения права на осуществление данной предпринимательской деятельности.

В ГОСТ Р 51303-99 разграничение между оптовым и розничным обслуживанием с сфере товаров осуществляется в зависимости от определенного характера использования передаваемых товаров. При оптовой торговле товар передается покупателю для последующей перепродажи (например, продажа товара изготовителем, оптовой организацией розничному продавцу) или для профессионального, то есть производственного, технологического использования. В отличие от этого, торговля розничного характера предполагает некоторое использование товаров покупателями для своих собственных личных, семейных или домашних целей, которые не связаны с предпринимательской деятельностью. Данные различия, как правило, предопределяют определенный статус покупателя (при оптовой торговле это предприниматель, при розничной - гражданин, физическое лицо), а также собственный характер товаров (производственное или потребительское назначение) и количество товаров.

Конкретная схема регулирования договора купли-продажи в Гражданском кодексе Российской Федерации предусматривает выделение в самостоятельный параграф базовых положений данного договора и затем полное последующее изложение некоторых особенностей, которые относятся к специфике разновидностей договора купли-продажи (договор розничной купли - продажи, поставки, контрактации, энергоснабжения, продажи недвижимости). Данный подход сам по себе определяет на законодательном уровне особенности различных видов договоров купли-продажи. Правила, которые предусмотрены нормами статьи 26 Федерального закона «О защите прав потребителей», регулируют правоотношения исключительно по конкретным видам договора розничной купли-продажи и конкретным товарам, которые реализуются продавцом по данному договору. Данные правила, поскольку они утверждаются Правительством Российской Федерации как оранном исполнительной власти, относятся к нормативно-правовым актам Российской Федерации, они общеобязательны абсолютно на всей территории Российской Федерации, должны соответствовать нормам гражданского законодательства, другим законодательным актам нашей страны и Указам Президента РФ.

Базовые положения Правил продажи отдельных видов товаров в значительной части воспроизводят специальные нормы гражданского законодательства и нормы Федерального закона «О защите прав потребителей».

Особенности продажи отдельных групп товаров охватывают, в основном, особенности информации об этих товарах и предпродажной подготовки. При этом содержание и объем предпродажной подготовки большинства групп товаров определяется Специальными правилами продажи отдельных видов товаров. Некоторое исключение сделано для группы автомототехники, виды и объем предпродажной подготовки которой определяется ее собственным изготовителем.

По определенным группам товаров в содержание предпродажной подготовки включена проверка должного качества товара продавцом по внешним характеризующим признакам либо без такого определенного указания (именно для технически сложных товаров), поскольку нарушение определенных требований, которые установлены специальными Правилами продажи отдельных видов товаров, может за собой повлечь некоторые отрицательные последствия для продавца в его собственных отношениях с изготовителем и потребителем, необходимо определить содержание термина «проверка качества». Исходя из совпадающих требований к качеству продаваемых товаров в статье 469 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 4 Федерального закона «О защите прав потребителей» проверке подлежит соответствие товаров конкретным требованиям к его собственному качеству, которое предусмотрено нормами договора о купле-продаже, и обязательными требованиями государственных стандартов (другими приравненными к ним требованиями).

Выводы. Итак, защита прав потребителей в торговом обслуживании включает защиту названных прав в процессе реализация товаров, упаковки купленных товаров, приема предварительных заказов на товары, приема заказов для посылочной торговли, погрузки и доставки тяжелых и крупногабаритных изделий, хранения товаров и вещей покупателей, и тому подобных услугах.

.2 Гражданско-правовая ответственность в потребительских отношениях

Согласно сложившимся в науке и законодательстве воззрениям под защитой гражданских прав понимают предусмотренные законом юридические средства, которые используются субъектами в случае нарушения или угрозы нарушения их гражданских прав. При этом защита гражданских прав является одной из мер охраны гражданских прав, поскольку последняя охватывает собой совокупность всех мер, обеспечивающих нормальный ход реализации права. Меры защиты, как верно считает А.Г. Диденко, могут быть реализованы и посредством применения мер ответственности.

Гражданско-правовые санкции и меры защиты вместе с гражданско-правовой ответственностью следует соотнести как целое и его часть, так как меры защиты, как и меры ответственности, всегда являются санкциями, но санкции не всегда могут быть отнесены к гражданско-правовым мерам защиты, поскольку к ним, кроме всего, относятся такие охранительные гражданско-правовые меры, как меры оперативного реагирования, или такие восстановительные меры, как формы распределения убытков, либо такие последствия, которые предусмотрены в качестве специальных санкций по недействительным сделкам, и т.д. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что гражданско-правовые санкции как минимум включают в себя меры защиты, оперативные меры и меры гражданско-правовой ответственности. Нас же в рамках данного параграфа интересуют прежде всего вопросы гражданско-правовой ответственности.

Проблема гражданско-правовой ответственности субъектов частных правоотношений всегда представляла большой научный интерес. Как такового единого, неоспоримого понятия гражданско-правовой ответственности в науке гражданского права не существует.

Гражданско-правовую ответственность некоторые ученые определяют как имущественную санкцию за правонарушение, вызывающую неблагоприятные последствия для правонарушителя в виде лишения субъективных гражданских прав или возложения дополнительных гражданско-правовых обязанностей.

Другие ученые говорят, что гражданско-правовая ответственность за нарушение обязательств - это обеспеченное государственным принуждением возложение предусмотренных законом лишений на лицо, не исполнившее обязательство или исполнившее его ненадлежащим образом.

Теоретическим проблемам юридической ответственности посвящены многочисленные работы ученых, однако в научных разработках цивилисты не выработали единого мнения о формах и видах ответственности, об условиях гражданско-правовой ответственности, в том числе договорной

Ответственность в гражданско-правовых отношениях обладает специфическими чертами, отличающими ее от других видов правовой ответственности (административно-правовой, ответственности в трудовых отношениях, уголовной ответственности и т.п.). Можно выделить следующие черты гражданско-правовой ответственности:

это всегда имущественная ответственность (т.е. должник отвечает только своим имуществом, гражданско-правовая ответственность не затрагивает личность должника);

гражданско-правовая ответственность обеспечивается государственным принуждением (принуждение может существовать как потенциальная возможность или как действительность, т.е. когда речь идет о совершении в отношении должника исполнительных действий);

меры ответственности в основном характеризуются компенсационной функцией, т.е. в первую очередь направлены на возмещение затрат кредитора на восстановление положения, существовавшего до нарушения субъективного частного права (пожалуй, единственное исключение - штрафная неустойка);

в большинстве случаев в установлении и применении мер ответственности действует принцип свободного усмотрения сторон гражданско-правового отношения, т.е. принцип диспозитивности: можно установить неустойку за неисполнение обязательства, ограничить размер взыскиваемых убытков. Исключение составляют неустойка, установленная законом, и законодательное ограничение размера ответственности отдельных субъектов в определенных гражданско-правовых отношениях;

вина субъекта, нарушившего обязательство, предполагается. Во многих гражданско-правовых отношениях возможна и ответственность без вины, а также ответственность может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Применительно к пониманию вины в науке также нет единого подхода. Традиционно вина рассматривается как психологическое отношение лица к своему поведению и его результату (О.С. Иоффе) - это так называемая психологическая теория вины. В противовес ей выдвинута поведенческая теория вины, заключающаяся в непринятии мер по предупреждению наступления неблагоприятных последствий своего поведения (Е.А. Суханов). В.А. Хохлов указывал, что в сфере гражданского права ответственность за вину является аномалией и следует решительно сокращать область отношений, где действует данное правило, как путем законодательных мероприятий, так и путем толкования этого принципа.

Существует также мнение, что применение мер принудительного характера, направленных на личность правонарушителя, не может восстановить имущественное положение потерпевшего (кредитора), поэтому и не может применяться в имущественных отношениях. Гражданско-правовая ответственность, в отличие от уголовной, не имеет карательной направленности в том смысле, что не преследует цели наказания привлекаемого к ответственности лица, поскольку воздействует на имущественную сферу правонарушителя, но никак не на его личность.

При множественности лиц на стороне неисправного должника ответственность может быть долевой и солидарной. Долевая ответственность подразумевает возможность привлечения должника к гражданско-правовой ответственности только в определенной части, к нему не может быть предъявлено требование в полном объеме. В отличие от долевой солидарная гражданско-правовая ответственность предполагает возможность привлечения к ответственности любого должника и в любом объеме, разумеется, в пределах общего размера убытков, вреда, причиненного кредитору. Если кроме должника к ответственности может быть привлечено и другое лицо, то ответственность этого лица именуется субсидиарной.

Гражданско-правовая ответственность может выражаться в возмещении убытков или вреда в зависимости от рода обязательства: при нарушении договорных обязательств обычно говорят о возмещении убытков, в деликтных обязательствах говорят о возмещении вреда. В то же время формой гражданско-правовой ответственности может выступать и неустойка в различных ее видах. Существует неустойка в виде пени, альтернативная, исключительная (классификация приведена в ст. 394 ГК РФ, в ее основании - соотношение убытков и неустойки).

Неустойка относится к наиболее часто применяемой на практике мере имущественной ответственности. Неустойка, являясь важнейшим инструментом правового воздействия на участников договорных правоотношений, выполняет следующие функции:

наличие неустойки в общественном отношении побуждает должника к надлежащему исполнению им своей обязанности, тем самым пытается предотвратить правонарушение в будущем (обеспечительная функция);

взысканием неустойки кредитор защищает свои нарушенные права, так как, получив неустойку от должника, он восстанавливает в той или иной степени свое имущественное положение (компенсационная функция);

наказание должника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (карательная или штрафная функция).

Обозначенные функции неустойки вполне можно рассматривать и как цели реализации этого института: можно выделить цель стимулирующую, т.е. побуждение обязанной стороны к надлежащему исполнению обязательства, и цель компенсационную, т.е. в той или иной степени восстановление нарушенного субъективного права кредитора. Выделение штрафной цели неустойки, на наш взгляд, является спорным, так как взыскание неустойки в пользу одной стороны с целью компенсации нарушенного субъективного права является для другой стороны наказанием, имущественным лишением. Иначе говоря, компенсационная и штрафная функции неустойки есть два свойства одного явления - гражданско-правовой ответственности одного субъекта перед другим.

Гражданско-правовая ответственность с точки зрения теории гражданско-правовых средств без сомнения относится к последним. Социально-экономическим эффектом реализации гражданско-правовой ответственности является восстановление имущественной сферы кредитора. При этом опять же с точки зрения теории гражданско-правовых средств возмещение убытков и взыскание неустойки нельзя однозначно отнести только к гражданско-правовым средствам. Это связано с тем, что отношения по возмещению убытков и неустойки могут существовать в различных правовых формах. Когда убытки и неустойка возмещаются в добровольном порядке, вполне можно говорить и о применении гражданско-правовых средств, так как в этом случае будет существовать только частноправовое общественное отношение между двумя субъектами частного права, урегулированное нормами частного права. Например, в случае направления претензии одним контрагентом в адрес другого с требованием о возмещении убытков и удовлетворения последним этой претензии можно говорить о реализации гражданско-правовой ответственности в частноправовых отношениях, т.е. о реализации гражданско-правовой ответственности как гражданско-правового средства.

При осуществлении предоплаты товара в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара. Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы.

Применительно к потребительским договорным отношениям по выполнению работ и оказанию услуг установлена неустойка в размере 3% цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Правда, в отличие от розничной купли-продажи сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Неустойка, установленная законодательством о защите прав потребителей, в силу прямого указания ч. 3 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" носит штрафной, карательный характер, так как не включается в сумму убытков и не покрывает их (по общему правилу, установленному гражданским законодательством, убытки взыскиваются в части, не покрытой неустойкой, - ч. 1 ст. 394 ГК РФ).

Если же вообще говорить о гражданско-правовой ответственности контрагентов потребителя, то можно выявить серьезные отличия от гражданско-правовой ответственности, реализуемой в традиционных гражданско-правовых отношениях. Прежде всего гражданско-правовая ответственность контрагентов потребителя в большинстве случаев носит явно карательный характер, а не характер компенсации нарушенного субъективного права, который в большинстве случаев присутствует в традиционных гражданско-правовых отношениях (исключение составляет лишь штрафная неустойка).

Применительно к гражданско-правовой ответственности потребителя законодательство о защите прав потребителей не содержит такой детальной регламентации. Очевидно, если вопросы гражданско-правовой ответственности потребителя и регламентируются, то только общими положениями гражданского законодательства о гражданско-правовой ответственности. Это в свою очередь создает определенные трудности в реализации гражданско-правовой ответственности потребителя и как следствие - невозможность реализации гражданско-правовой ответственности как правового средства восстановления или компенсации нарушенных прав контрагента потребителя.

Выводы. Здесь мы понимаем, что потребитель - экономически более слабая сторона договора, но в то же время не следует думать, что все потребители являются добросовестными участниками гражданских правоотношений и исходя из этого не уделять внимания вопросам гражданско-правовой ответственности самого потребителя в специфической сфере нормативно-правового регулирования потребительских отношений. Конечно, добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается, но это не мешает законодателю устанавливать механизм привлечения к гражданско-правовой ответственности участников гражданских правоотношений. На сегодняшний день только предпринимаются некоторые попытки в сфере потребительского кредитования установить механизм привлечения потребителя к гражданско-правовой ответственности через установление неустойки за нарушение обязательства, о чем говорилось нами ранее. И эта позиция поддерживается арбитражной юрисдикцией, но этого, на наш взгляд, недостаточно. Необходима разработка механизма привлечения потребителя к гражданско-правовой ответственности применительно к нормативно-правовому регулированию потребительских отношений. Отчасти эту проблему решает описанная выше концепция законного задатка, но лишь отчасти, так как она распространяет свое действие лишь на случаи осуществления потребителем предоплаты товаров, работ и услуг.

2. Отдельные направления защиты прав потребителей в торговом обслуживании

.1 Государственная и общественная защита прав потребителей, административная ответственность изготовителя (исполнителя, продавца)

Потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. О том, как и кем осуществляется защита прав потребителей и какая ответственность ждет изготовителя, вы можете узнать, ознакомившись с нашей статьей.

Приведенная нами дефиниция является официальной и регламентирована Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ N 2300-1).

Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Напомним, что Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внес изменения в Закон РФ N 2300-1.

В наибольшей степени соответствующие изменения коснулись ст. 40 Закона РФ N 2300-1, чья новая редакция ввела понятие федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, закрепляя его основные принципы и направления.

Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя:

организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (далее - обязательные требования), предписаний должностных лиц органа государственного надзора;

организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;

систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) своей деятельности;

статистическое наблюдение в области обеспечения защиты прав потребителей, учет и анализ случаев причинения вреда жизни и здоровью потребителей, окружающей среде и имуществу потребителей, связанного с приобретением и использованием товаров (работ, услуг) с недостатками, опасных товаров (работ, услуг) либо с предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах);

ежегодное проведение анализа и оценки эффективности федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;

ежегодную подготовку на основании результатов деятельности, государственных докладов о защите прав потребителей в Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, организацией и проведением проверок изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров), применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) информацию и документы по вопросам защиты прав потребителей;

беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать территорию, здания, помещения и сооружения, используемые изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) при осуществлении своей деятельности, в целях проведения мероприятий по контролю;

проводить отбор проб и образцов товаров, предназначенных для реализации и реализуемых потребителям, для проведения их исследований, испытаний;

выдавать изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) предписания о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей, окружающей среде;

составлять протоколы об административных правонарушениях в области защиты прав потребителей, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два и более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.

Орган государственного надзора может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Государственный надзор за соответствием товаров требованиям безопасности, установленным техническими регламентами, осуществляется также уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Орган государственного надзора совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти осуществляет формирование и ведение открытого и общедоступного государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании ст. 45 Закона РФ N 2300-1 общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;

распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям (смотрите Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании");

вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);

участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В данном случае, согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), можно говорить о составах, объективной стороной которых являются:

продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ);

неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ);

обман потребителей. Обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги), введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 14.10 и ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ, или иной обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ);

нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ);

включение в договор условий, ущемляющих установленные Законом РФ N 2300-1 права потребителя (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ);

непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных Законом РФ N 2300-1, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.8 КоАП РФ).

.2 Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям

Каждый человек, приобретая товары для собственных нужд, рассчитывает на то, что они надлежащего качества. Однако так случается не всегда - зачастую товар, приобретаемый в магазине, оставляет желать лучшего.

В данной статье рассмотрим вопросы, касающиеся последствий продажи товара ненадлежащего качества, сроков, в течение которых потребитель может предъявлять требования о недостатках товара и в течение которых эти недостатки устраняются либо происходит замена товара, а также поговорим об ответственности продавца за затягивание сроков на выполнение требований потребителя.

В первую очередь отметим, что в силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ N 2300-1) надлежащим качеством товара признается:

соответствие его договору;

пригодность для использования в целях, для которых такой товар обычно используется;

пригодность для использования в целях, для которых такой товар приобретается покупателем (покупатель в этом случае должен поставить в известность продавца о целях приобретения товара);

соответствие товара образцу или описанию (при продаже товара по образцу или описанию);

соответствие обязательным требованиям, предъявляемым к товару, установленным законодательством.

Для продавцов и изготовителей товара законодателем предусмотрены дополнительные требования к качеству товара. В частности, товар должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не должен причинять вреда имуществу потребителя, в некоторых случаях на товар необходимо установление срока службы, срока годности, гарантийного срока. Кроме того, при продаже товара обязательно раскрытие информации как об изготовителе и продавце, так и о товаре.

Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (далее - Правила), обязывают продавца при продаже товаров доводить до сведения покупателей всю необходимую информацию о товаре.

В силу п. 11 Правил такая информация в обязательном порядке должна содержать:

наименование товара;

место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара - наименование страны происхождения товара;

сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

сведения об основных потребительских свойствах товара;

сведения об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

правила и условия эффективного и безопасного использования товара;

гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;

цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита - размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

Исходя из вышеизложенной информации, необходимо сделать вывод. Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.

Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).

Последствия продажи товара ненадлежащего качества объединены в ст. 18 Закона РФ N 2300-1.

Как следует из указанной статьи Закона, потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара либо возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Данные требования предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом РФ N 2300-1, для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Заметим, что вместо предъявления одного из этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

На это указывает и правоприменительная практика, в частности Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 января 2011 г. по делу N А56-25370/2010.

Выводы. Обратите внимание! Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки некачественного товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

В отношении технически сложных товаров потребитель, в случае обнаружения в них недостатков, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара (п. 1 ст. 18 Закона РФ N 2300-1).

По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных Законом РФ N 2300-1 сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечень технически сложных товаров утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. N 924.

Указанный Перечень включает:

) легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем);

) автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования;

) тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем);

) снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу;

) суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем);

) оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями;

) системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины;

) лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления;

) комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления;

) телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления;

) цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления;

) холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой.

На основании п. 5 ст. 18 Закона N 2300-1 продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель имеет право участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет.

Потребитель также вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара будет установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), то потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку и хранение товара.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сформулировать и вынести на защиту следующие положения:

. Необходимо усовершенствовать некоторые конструкции понятийной базы законодательства о защите прав потребителей, внеся изменения в преамбулу рассматриваемого Закона:

а) Расширить понятие "потребитель", включив в число потребителей юридических лиц, ограничив возможности применения в отношении них данного Закона также сферой личного потребления,

б) Сузить понятия "продавец", "изготовитель" и "исполнитель", уточнив, что таковыми являются не просто лица, изготавливающие или реализующие товары, оказывающие услуги и выполняющие работы для потребителей, а лишь те, которые делают это систематически, в отношении широкого круга потребителей.

. Необходимо исключить из текста Закона упоминания об "организациях, выполняющих функции продавца (изготовителя)", избавив его тем самым от неработающей правовой конструкции.

. Необходимо законодательно закрепить возможность внесудебного порядка компенсации морального вреда, причиняемого потребителям.

. Требуется введение в текст Закона положений об обязанностях потребителей (например, надлежаще использовать и не злоупотреблять своими потребительскими правами; бережно и по назначению использовать приобретенные товары, работы и услуги; соблюдать правила эксплуатации; использовать предоставляемую информацию о товаре, работе, услуге во избежание невозможности их использования) и санкций за их нарушение.

. Реклама является способом и средством доведения до потребителя информации о товаре вообще и необходимой информации, предусмотренной Законом "О защите прав потребителей", в частности. Поэтому реклама должна в максимальной степени удовлетворять всем условиям, перечисленным в ст.10 Закона "О защите прав потребителей", поскольку рекламная информация, по сути, является публичной офертой (т.е. приглашением на заключение сделки с потребителем), что означает, что рекламная информация должна соответствовать всем указанным требованиям. В связи с этим, необходимо включить рекламу в п.3 ст.10 Закона "О защите прав потребителей" в качестве способа доведения информации до потребителей.

. В целях устранения пробелов, существующих в действующем законодательстве в сфере защиты прав потребителей и рекламном законодательстве, необходимо внести следующие изменения и дополнения в нормативные акты, регулирующие указанные сферы правоотношений. В преамбулу Закона "О защите прав потребителей" внести определение понятия "необходимая информация". Под ней следует понимать любые сведения о потребительских свойствах товара (работы, услуги), интересующие потребителя в целях использования приобретаемого товара (работы, услуги), а также продавце (изготовителе, исполнителе), доступные для восприятия потребителя и необходимые для реализации и защиты им своих прав. Кроме того, необходимо выделить понятие "обязательная информация". Предусмотренный ст.9, 10 Закона "О защите прав потребителей" перечень сведений, которые исполнитель обязан предоставить потребителю, следует рассматривать в качестве информации "обязательной", являющейся составной частью информации "необходимой".

. Необходимо дать органам местного самоуправления больше прав и возможностей. Например, необходимо на законодательном уровне закрепить за ними право на проведение экспертиз, что в значительной степени облегчит работу по защите прав потребителей. Дать им право на привлечение к административной ответственности нерадивых продавцов и изготовителей. То есть следует внести дополнения в ст.44 Закона "О защите прав потребителей", дополнить права органов местного самоуправления правом на проведение экспертиз и правом на привлечение к административной ответственности продавцов и изготовителей, нарушивших законодательство по защите прав потребителей.

. Необходимо установить ответственность продавца и изготовителя за дачу заведомо ложной информации в сфере защиты прав потребителей. Например, продавец вывешивает у себя в магазине объявление о том, что товары, на которые он установил скидку возврату и обмену не подлежат. Хотя, каких либо оговорок о товарах проданных со скидкой в законодательстве не найдено. Законодатель не различает товары на проданные со скидкой и без таковой. Можно привести следующий пример, продавец также вывешивает объявление о том, что в соответствии со ст.18 Закона "О защите прав потребителей" требование о расторжение договора купли-продажи относительно технически сложных товаров не предъявляется. Потребитель не имеет специального образования, чтобы различать достоверную информацию от недостоверной. Поэтому необходимо внести дополнения в Закон "О защите прав потребителей", где отдельной статьей установить гражданскую ответственность продавца и изготовителя перед потребителем за дачу заведомо ложной информации в сфере защиты прав потребителей.

защита право потребитель

Список использованных источников

1.Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Проспект, 2010. - 48 с.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая). [Текст]: федер. закон [принят 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. - № 32. - Ст. 3301 (в ред. от 02.11.2013).

.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая). [Текст]: федер. закон [принят 26 января 1996 г. № 14-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410 (в ред. от 02.11.2013).

.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). [Текст]: федер. закон [принят 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552 (в ред. от 02.11.2013).

.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая). [Текст]: федер. закон [принят 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 52 - Ст. 5496 (в ред. от 02.11.2013).

.Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (действующая редакция от 05.05.2014)

7.Определение Конституционного Суда РФ от 22 января 2012 г. N 13-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бочаровой Н.В. на нарушение ее конституционных прав частью 1 статьи 333 ГК РФ" // СПС "Гарант".

.Агапова Н.Н. Неустойка как мера гражданско-правовой ответственности // Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России. 2008. N 1.

.Ашиткова Т., Маматов М. Защита прав потребителей [Текст]. // Законность. - 2013. - № 9. - С.15.

.Богдан В.В. Охрана прав покупателей в советском праве: историко-правовые аспекты гражданско-правовой и уголовно-правовой защиты (1917 - 1990 гг.) [Текст]. // Безопасность бизнеса. - 2010. - № 2. - С.29

.Волков А.В. Принцип недопустимости злоупотребления гражданскими правами в законодательстве и судебной практике (анализ более 250 судебных дел о злоупотреблении правом): Монография. М.: Волтерс Клувер, 2011

.Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 1 / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М.: ТК "Велби"; Проспект, 2010. С. 640 - 665

.Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 1 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; Под ред. А.П. Сергеева. М.: РГ "Пресс", 2010 (СПС "Гарант").

.Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (под ред. С.А. Степанова) включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, Институт частного права, 2009 (2-е издание, переработанное и дополненное).

.Парций Я.Е. Закон РФ "О защите прав потребителей". Постатейный комментарий [Текст]. М.; Правовая культура, 2009. - 122 с

.Ткачев В.Н. Защита прав потребителей в Российской Федерации [Текст]. Учебн. пособие. М.: изд. дом Городец, 2012. - 126 с.

.Шугаибов З.Ш. Правоотношения в сфере рекламы и их отраслевое регулирование [Текст]. // Юрист. - 2011. - № 4. - С.34.

.Четкина О. Вопросы судебного толкования правовых норм на примере дел о защите прав потребителей [Текст]. // Арбитражный и гражданский процесс. - 2007. - № 6. - С.13

Похожие работы на - Защита прав потребителей в торговом обслуживании

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!