Гражданство Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,93 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Гражданство Республики Беларусь

Барановичский экономико-юридический колледж











КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конституционное право»



Семизаров Алексей Анатольевич

Шифр 10215, Курс III, Группа 102


Содержание

1.Гражданство, как основа правового статуса человека и государства. Принципы гражданства Республики Беларусь

2.Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Республики Беларусь

.Порядок рассмотрения вопросов, связанных с гражданством в Республике Беларусь

Список использованных источников


1.Гражданство, как основа правового статуса человека и государства. Принципы гражданства Республики Беларусь

Гражданство Республики Беларусь, будучи основным элементом правового статуса личности, вместе с тем является самостоятельным конституционно-правовым институтом. Содержание гражданства складывается из специфических прав и обязанностей лица по отношению к государству и государства по отношению к данному лицу. Они возникают в связи с распространением на данное лицо юрисдикции государства, с предоставлением лицу правоспособности в полном объеме с охраной прав и законных интересов граждан.

В Республике Беларусь вопросы гражданства регулируются Конституцией, Законом Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь» и Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. №209 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и образовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по вопросам гражданства».

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», гражданство - это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета Республики Беларусь.

Иными словами, гражданство создает взаимные права и обязанности для человека и государства. Именно с гражданством связаны самые существенные последствия для обеих сторон: объем прав, обязанностей и ответственности государства и гражданина.

Следует иметь в виду, что в странах с монархической формой правления вместо термина «гражданство» используется термин «подданство». В настоящее время эти термины употребляются по сути как синонимы, поскольку в современных демократических монархиях правовое положения личности практически не отличается от статуса человека в государстве с республиканской формой правления. Поэтому не случайно в последнее время в европейских монархиях, Японии все чаще употребляется термин «гражданство».

В тоже время в развивающихся странах, государствах Арабского Востока, в Африке используется только термин «подданный», который обязывает быть лично верным монарху.

Понятие «подданный» берет начало из времен феодализма и первоначально означало феодальную зависимость. Понятие же «гражданство» появилось в эпоху французской буржуазной революции и означает равенство всех перед законом.

В силу важности института гражданства, он включен в первый раздел Конституции Республики Беларусь «Основы конституционного строя», и в частности, в статью 10. В соответствии с ней:

-«Гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами;

-Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство;

-Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь;

-Приобретение и утрата гражданства осуществляется в соответствии с законом».

Защиту и покровительство гражданам Республики Беларусь, находящимся за ее пределами, призваны оказывать Министерство иностранных дел Республики Беларусь, дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь за границей. В соответствии с действующим законодательством они обязаны принимать меры к тому, чтобы граждане Республики Беларусь могли пользоваться правами, предоставленными им законодательством государства, в котором они находятся, международными договорами.

В случае, если в государстве пребывания граждан Республики Беларусь отсутствуют дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь, защита прав и законных интересов граждан Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь может осуществляться соответствующими органами других государств.

Часть вторая комментируемой статьи (10) Конституции Республики Беларусь и Закон «О гражданстве Республики Беларусь» впервые в отечественной практике установили запрет на лишение гражданина Республики Беларусь его гражданства. Все предшествовавшее законодательство - вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990г. - закрепляло такую форму утраты гражданства.

Лишение - это расторжение гражданских связей по инициативе государства в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина.

Лишение гражданства широко использовалось советским государством на протяжении всей истории его развития, выступало как средство борьбы с инакомыслием, формы репрессий, непризнания за советскими гражданами права проживать за границей. К примеру, в свое время были лишены гражданства СССР и высланы за пределы страны такие заслуженные люди как писатель А. Солженицын, академик А. Сахаров и др. После высылки А. Солженицына из СССР (1974 г.), и как только стало известно, что он хотел бы жить в США, Сенат этой страны своим специальным постановлением предоставил ему и его семье гражданство США в порядке дарения. Данный вид приобретения гражданства предусматривается законодательством некоторых стран лишь выдающимся людям за особые заслуги. Таких случаев в мировой практике немного.

Закон о гражданстве СССР 1990 г. ограничил применение лишения гражданства. В соответствии с данным Законом оно могло быть применено только в отношении граждан, которые проживали за границей. Закон устранил также такое расплывчатое основание как «действия, порочащие высокое звание гражданина» и решил ранее не регулируемый вопрос о том, кто вносит предложение о лишении гражданства.

В соответствии с частью третьей комментируемой статьи Конституции гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству. Исключение допускается только на основании международных договоров Республики Беларусь.

Гражданами Республики Беларусь являются:

-лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь»;

-лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с настоящим Законом.

Гражданами Республики Беларусь по рождению признаются лица, родившиеся в пределах современной территории Республики Беларусь, являвшиеся гражданами бывшего СССР по рождению и получившие гражданство Республики Беларусь до вступления в силу Закона от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь».

Гражданство Республики Беларусь основывается на ряде принципов, которые закреплены Конституцией и Законом «О гражданстве Республики Беларусь»:

. каждый имеет право на гражданство. Данный принцип выражается, во-первых, в том, что любое лицо, независимо от национальности, (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) имеет право на гражданство Республики Беларусь, которое носит открытый и свободный характер; во-вторых, в наличии такой формы приобретения, как прием; в-третьих, в наличии достаточно простых и доступных оснований приобретения гражданства;

. гражданство Республики Беларусь является равным для всех граждан Республики Беларусь независимо от оснований его приобретения. Суть данного принципа состоит в том, что законодательство Республики Беларусь не устанавливает никаких отличий и особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Республики Беларусь по различным основаниям;

. никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство. Данный принцип выражается в том, что лицо не может быть лишено гражданства вопреки его воле. В то же время Конституция и Закон закрепляют право гражданина по его желанию изменить гражданство. Присущий гражданству устойчивый характер связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу;

. гражданство Республики Беларусь не может быть предоставлено против воли лица, т.е. оно приобретается исключительно на добровольной основе;

. заключение или расторжение брака гражданином Республики Беларусь с гражданином другого государства или лицом без гражданства само по себе не влечет изменения гражданства супругов. Лицо, которое заключило брак с гражданином Республики Беларусь, приобретает гражданство Республики Беларусь при наличии его желания и соблюдении условий, предусмотренных Законом;

. Республика Беларусь стремится к избежанию случаев без гражданства. Суть данного принципа состоит в том, что наше государство способствует сокращению без гражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства. В этом отношении Республика Беларусь следует Конвенции о сокращении без гражданства 1961 г., принятой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В этой Конвенции содержится рекомендация государствам предоставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территории государства, если они не были осуждены за совершение тяжких преступлений;

. государство гарантирует гражданам Республики Беларусь защиту и покровительство как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами (содержание данного принципа было изложено выше);

. принцип приоритета норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством;

. неотъемлемость гражданства, что выражается, во-первых, в не связанности гражданства с мерами наказания гражданина за совершенные правонарушения; во-вторых, в сохранении за гражданами Республики Беларусь, проживающими на территории другого государства гражданства Республики Беларусь; в-третьих, в недопустимости высылки гражданина Республики Беларусь за ее пределы.

2. Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Республики Беларусь

Основания приобретения гражданства Республики Беларусь

Закон предусматривает несколько оснований для приобретения белорусского гражданства:

По рождению. Филиация (от лат. filius - сын), т.е. приобретение гражданства по рождению, является основным и наиболее распространенным способом приобретения гражданства. Если хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, то ребенок автоматически приобретает белорусское гражданство независимо от места рождения и гражданства другого родителя.

В то же время в законодательстве Республики Беларусь о гражданстве применяется и принцип почвы. Так, согласно ст. 13 Закона о гражданстве ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:

родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;

родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.

Ребенок, находящийся на территории Республики Беларусь и родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь.

Условия приема в гражданство Республики Беларусь. Прием в гражданство обусловлен определенными условиями (цензами), перечисленными в ст. 14 Закона о гражданстве. Лицо, претендующее на получение гражданства должно соответствовать этим условиям. Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, вправе обратиться с заявлением о приеме в белорусское гражданство, если оно:

) берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь;

) знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения. Согласно п. 21 Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, «владение заявителем одним из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения, определяется должностным лицом органа внутренних дел, осуществляющим прием документов, о чем производится запись в анкете»;

) проживает на территории Республики Беларусь после получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь (либо после признания беженцем в порядке, установленном законодательством) в течение семи лет непрерывно.

Закон о гражданстве предусматривает определенные категории лиц, к которым требование о 7-летнем цензе оседлости не применяется вовсе либо он может быть сокращен. К ним относятся:

а) белорусы, а также лица, идентифицирующие себя как белорусы, и их потомки (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившиеся за пределами современной территории Республики Беларусь;

б) лица, имеющие выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающие профессией или квалификацией, представляющими государственный интерес для Республики Беларусь;

в) лица, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявшими в гражданстве Республики Беларусь (здесь фактически идет речь о восстановлении в белорусском гражданстве, хотя прямо этот термин в законе не упоминается).

В 2006 г. в Закон о гражданстве было внесено дополнение, согласно которому «прием в гражданство Республики Беларусь осуществляется с учетом интересов Республики Беларусь».

Приобретение гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации всегда было наиболее доступным и самым распространенным способом его получения, который активно использовался сразу после принятия законодательства о гражданстве независимой Беларуси. Действующий Закон о гражданстве сохранил возможность его получения в порядке регистрации, однако в 2006 г. в него внесена норма, усложняющая порядок его получения. Теперь обратиться с заявлением о приобретении гражданства Республики Беларусь в законном порядке может лишь лицо, постоянно проживающее на территории государства. В ст. 15 перечислены также иные требования к лицам, претендующим на упрощенный порядок приобретения гражданства. Такое лицо должно:

) достичь 18-летнего возраста;

) родиться либо постоянно проживать на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 г. (даты вступления в силу первого Закона о гражданстве);

) состоять ранее в гражданстве СССР и не иметь белорусского гражданства;

) отвечать требованиям языкового ценза;

) взять на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь;

) не иметь гражданства иностранного государства либо выйти из него.

Правом на приобретение гражданства в порядке регистрации пользуются супруг (супруга) лица, приобретающего гражданство в этом порядке, а также потомки лица, которое приобретает гражданство Беларуси в порядке регистрации.

Следует иметь в виду, что ч.2 ст.15 Закона о гражданстве предусматривает, что гражданство в порядке регистрации могут приобрести без соблюдения всех вышеперечисленных условий:

дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, а также недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органом опеки и попечительства. правовой документальный гражданство беларусь

К иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве, относится усыновление. Согласно ч.1 ст.27 Закона ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении гражданином Республики Беларусь или супругами, являющимися гражданами Республики Беларусь, либо супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой - лицом без гражданства, становится гражданином Республики Беларусь со дня усыновления.

Согласно ч.2 ст.27 Закона о гражданстве «ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой - иностранным гражданином, может приобрести гражданство Республики Беларусь по совместному заявлению усыновителей».

Общий порядок подачи и оформления заявлений и иных документов о приобретении гражданства Республики Беларусь

Прием заявлений осуществляется органами внутренних дел Республики Беларусь по месту постоянного жительства заявителей.

Заявление подается лицом, достигшим 18-летнего возраста, в письменной форме за личной подписью с указанием даты его написания.

Если заявитель не может подписать заявление по причине неграмотности или физических недостатков, заявление по его просьбе подписывается другим лицом, о чем органом внутренних дел производится соответствующая запись на заявлении.

При невозможности личного обращения заявителя в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, его заявление и прилагаемые к нему документы могут быть поданы другим лицом либо отправлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, подписавшего заявление, удостоверяется нотариально.

При подаче заявления в орган внутренних дел или орган дипломатической службы заявителем должны быть предъявлены документы, удостоверяющие личность, подтверждающие наличие либо отсутствие гражданства, место его постоянного проживания.

Не принимается к рассмотрению заявление лица, удостоверяющего свою личность и гражданство документом, выданным в связи с его служебной или профессиональной деятельностью, в том числе служебным паспортом, дипломатическим паспортом или национальным удостоверением личности моряка.

В случае изменения заявителем фамилии, собственного имени или отчества представляется документ, свидетельствующий о таком изменении.

В случае изменения гражданства ребенка в возрасте от 14 до 18 лет представляется его письменное согласие. Согласие дается в произвольной форме. Подлинность подписи ребенка удостоверяется нотариально.

Заявление составляется на одном из государственных языков Республики Беларусь. Представляемые вместе с заявлением документы, выполненные на иностранном языке, подлежат переводу на один из государственных языков Республики Беларусь. Подлинность подписи переводчика должна быть удостоверена нотариально.

Заявление о приеме в гражданство Республики Беларусь составляется в произвольной форме и подается на имя Президента Республики Беларусь. В заявлении должно быть отражено обязательство лица соблюдать и уважать Конституцию и иные акты законодательства Республики Беларусь.

К заявлению о приеме в гражданство Республики Беларусь прилагаются следующие документы в двух экземплярах:

-анкета установленной формы с четырьмя фотографиями размером 3 x 4 см;

-автобиография;

-копии страниц документа, удостоверяющего личность заявителя, содержащих сведения о фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения заявителя (паспорт гражданина иностранного государства, иной документ, содержащий сведения, удостоверяющие личность заявителя);

-копии страниц вида на жительство, включая отметку о месте жительства заявителя.

Для лиц, имевших в паспорте гражданина СССР образца 1974 года отметку о месте проживания на территории Республики Беларусь до получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, подтверждением семилетнего срока постоянного проживания на территории Республики Беларусь могут быть копии страниц указанного паспорта, в том числе с датой проставления названной отметки, справка жилищно-эксплуатационной службы либо сельского (поселкового) Совета депутатов, выписка из лицевого счета или домовой книги.

В исключительных случаях факт постоянного проживания на территории Республики Беларусь в течение последних семи лет может быть подтвержден в судебном порядке, если лицо фактически находилось на территории Республики Беларусь и при этом не имело статуса постоянно проживающего (не было зарегистрировано) в иностранном государстве на день подачи заявления о приеме в гражданство Республики Беларусь;

-копия свидетельства о рождении заявителя;

-копии документов органов, регистрирующих акты гражданского состояния, о заключении (расторжении) брака заявителем;

-копия удостоверения беженца (для лиц, признанных беженцами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь).

-документ, подтверждающий наличие законного источника средств существования (справка с места работы; справка о том, что лицо обучается или воспитывается в учреждении образования; копия пенсионного удостоверения; справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель; иной документ, подтверждающий получение доходов от деятельности, не запрещенной законодательством);

-справка с места жительства с указанием состава семьи;

-документ полномочного органа иностранного государства, подтверждающий отсутствие или прекращение у заявителя гражданства иностранного государства (справка, свидетельствующая об отсутствии гражданства (выходе из гражданства) иностранного государства; справка, свидетельствующая о том, что гражданство иностранного государства будет утрачено в результате приобретения гражданства Республики Беларусь; справка, подтверждающая факт приема у лица заявления о выходе из гражданства иностранного государства).

В случаях, когда прекращение гражданства иностранного государства невозможно по независящим от лица причинам, к материалам дела приобщается его заявление с указанием причин, исключающих возможность представления соответствующего документа. Обоснованность представления лицом такого заявления вместо документа о прекращении гражданства иностранного государства оценивается органами внутренних дел в каждом конкретном случае;

-квитанция об уплате государственной пошлины или документ об освобождении от ее уплаты.

При подаче заявления о приеме в гражданство Республики Беларусь совместно с несовершеннолетними детьми к заявлению одного из родителей прилагаются копии свидетельств о рождении детей и нотариально удостоверенное согласие каждого ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на прием в гражданство Республики Беларусь.

Если один из родителей ходатайствует о приеме в гражданство Республики Беларусь совместно с несовершеннолетними детьми, представляется нотариально удостоверенное согласие другого родителя - иностранного гражданина на прием детей в гражданство Республики Беларусь.

Если место нахождения другого родителя - иностранного гражданина неизвестно, должностное лицо органа внутренних дел, принявшее заявление о приеме в гражданство Республики Беларусь, приобщает к нему справки соответствующих проверок органов внутренних дел, подтверждающих данный факт.

При наличии оснований для сокращения либо неприменения срока постоянного проживания на территории Республики Беларусь, представляются документы, подтверждающие хотя бы одно из этих оснований:

-документ, свидетельствующий о том, что заявитель является белорусом либо может идентифицировать себя как белорус (копия свидетельства о рождении заявителя; копия свидетельства о рождении хотя бы одного из кровных родственников по прямой линии (отца, матери, деда, бабки, являющихся белорусами); копии соответствующих страниц паспорта гражданина СССР образца 1974 года);

-мотивированное ходатайство заинтересованного государственного органа о приеме в гражданство Республики Беларусь лица, имеющего выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающего профессией или квалификацией, представляющей государственный интерес для Республики Беларусь, адресованное в Совет Министров Республики Беларусь;

-копии документов, свидетельствующих о том, что заявитель ранее состоял в гражданстве Республики Беларусь.

К заявлению могут быть приобщены и другие документы, имеющие значение при рассмотрении вопроса о приеме в гражданство Республики Беларусь.

Владение заявителем одним из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения, определяется должностным лицом органа внутренних дел, осуществляющим прием документов, о чем производится запись в анкете.

Основания прекращения гражданства Республики Беларусь

Выход из гражданства является наиболее часто встречающимся основанием его прекращения. Основными причинами выхода из гражданства является заключение брака с иностранным гражданином, возвращение на этническую родину, устройство на работу за границей.

В Беларуси, как и в большинстве других стран мира, предусмотрен разрешительный порядок выхода из гражданства. Помимо заявления лица, желающего выйти из гражданства, необходимо получение согласия государства. Оно не может быть получено в случаях, прямо предусмотренных ст. 20 Закона о гражданстве, которая гласит: «Прекращение гражданства Республики Беларусь не допускается, если гражданин Республики Беларусь:

является обвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед Республикой Беларусь, ее административно-территориальными единицами, юридическими и физическими лицами;

не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения».

Практически всегда выходу из гражданства предшествует либо совпадает с ним по времени выезд на постоянное или временное место жительства за границу. Поэтому на практике обстоятельства, которые препятствуют такому выезду, служат одновременно и препятствием к выходу из гражданства. Их перечень установлен ст. 7 Закона Республики Беларусь от 20 сентября 2009 г. №49-3 «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь».

Важно подчеркнуть, что белорусское законодательство в соответствии с международно-правовыми нормами (в частности, ст.15 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.) не предусматривает возможности лишения гражданства по инициативе государства, что ранее достаточно широко практиковалось в бывшем Союзе ССР для расправы с неугодными властям лицами.

Вместе с тем согласно ст.19 Закона о гражданстве гражданство Республики Беларусь утрачивается:

) вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 20 настоящего Закона;

) по заявлению родителей (единственного родителя) в отношении ребенка, приобретшего по рождению наряду с гражданством иностранного государства гражданство Республики Беларусь. Утрата гражданства Республики Беларусь ребенком в возрасте от 14 до 18 лет допускается только с согласия ребенка, выраженного в письменной форме и нотариально удостоверенного;

) по основаниям, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь.

Выход из гражданства Республики Беларусь лица, постоянно проживающего в Республике Беларусь, осуществляется на основании его личного заявления о выходе из гражданства Республики Беларусь, которое составляется в произвольной форме и подается на имя Президента Республики Беларусь в органы внутренних дел.

К заявлению о выходе из гражданства Республики Беларусь прилагаются следующие документы в двух экземплярах:

анкета с четырьмя фотографиями размером 3 x 4 см;

автобиография;

копии страниц паспорта гражданина Республики Беларусь, содержащих сведения о фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения лица;

копии страниц паспорта гражданина иностранного государства (если лицо приобрело гражданство иностранного государства на день подачи заявления о выходе из гражданства Республики Беларусь) либо документ (справка) полномочного органа иностранного государства о подтверждении предоставления лицу гражданства данного государства в случае его выхода из гражданства Республики Беларусь;

копия свидетельства о рождении заявителя;

копии документов органов, регистрирующих акты гражданского состояния, о заключении (расторжении) брака заявителем;

справка о наличии или об отсутствии исполнительных листов и (или) иных требований о взыскании с заявителя задолженности по налогам, другим непогашенным долгам и обязательствам перед Республикой Беларусь, ее административно-территориальными единицами, юридическими и физическими лицами;

справка организации, производящей начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, о расчетах задолженности за жилищно-коммунальные услуги;

справка о месте жительства и составе семьи;

копия трудовой книжки (для неработающих);

справка военного комиссариата об освобождении от военной службы (для лиц призывного возраста);

квитанция об уплате государственной пошлины или документ об освобождении от ее уплаты.

При подаче заявления о выходе из гражданства Республики Беларусь совместно с несовершеннолетними детьми к заявлению одного из родителей прилагаются:

копии свидетельств о рождении детей и нотариально удостоверенное согласие каждого ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на выход из гражданства Республики Беларусь.

Если один из родителей ходатайствует о выходе из гражданства Республики Беларусь совместно с несовершеннолетними детьми, представляется нотариально удостоверенное согласие другого родителя - гражданина Республики Беларусь на прекращение детьми гражданства Республики Беларусь.

Родители, ходатайствующие о выходе из гражданства Республики Беларусь, могут высказать в заявлении просьбу о сохранении гражданства Республики Беларусь.

Если у лица, ходатайствующего о выходе из гражданства Республики Беларусь, имеются несовершеннолетние дети от брака, который расторгнут, оно должно представить нотариально удостоверенное заявление бывшего супруга (супруги) о наличии либо об отсутствии к нему материальных претензий.

Выход из гражданства Республики Беларусь лица, не достигшего 18-летнего возраста, постоянно проживающего в Республике Беларусь, может быть разрешен по заявлению его родителей (единственного родителя), которое составляется в произвольной форме и подается на имя Президента Республики Беларусь в органы внутренних дел.

анкета с четырьмя фотографиями ребенка размером 3 х 4 см;

копии страниц паспортов родителей (единственного родителя) ребенка, содержащих сведения о фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения;

копии страниц паспорта ребенка в возрасте от 16 до 18 лет, подтверждающего его принадлежность к гражданству Республики Беларусь;

копии страниц паспорта ребенка, подтверждающего его принадлежность к гражданству иностранного государства, либо документ (справка) полномочного органа иностранного государства о подтверждении предоставления ребенку гражданства данного государства в случае его выхода из гражданства Республики Беларусь;

копия свидетельства о рождении ребенка;

нотариально удостоверенное согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на выход из гражданства Республики Беларусь;

справка о месте жительства ребенка и составе семьи;

квитанция об уплате государственной пошлины или документ об освобождении от ее уплаты.

Регистрация утраты гражданства Республики Беларусь детьми, приобретшими по рождению наряду с гражданством иностранного государства гражданство Республики Беларусь, осуществляется по заявлению родителей (единственного родителя).

Вместе с заявлением установленного образца представляются:

документ полномочного органа иностранного государства, подтверждающий наличие у ребенка гражданства этого государства;

копия свидетельства о рождении ребенка;

нотариально удостоверенное согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на прекращение гражданства Республики Беларусь.

При рассмотрении заявлений о регистрации утраты гражданства Республики Беларусь детьми в возрасте от 14 до 18 лет органы внутренних дел проводят проверки на предмет возможного наличия оснований, препятствующих прекращению гражданства Республики Беларусь.

3. Порядок рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь

Законом о гражданстве, а также Положением о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. №209, в редакции от 29 декабря 2006 г. №755, с изм. и доп. на 13 августа 2010 г. №422, определены государственные органы, полномочные принимать решения по вопросам гражданства, а также детально регламентирован порядок их деятельности. К ним относятся органы внутренних дел - по отношению к лицам, постоянно проживающим в Республике Беларусь, а также органы дипломатической службы - по отношению к лицам, постоянно проживающим за границей.

Срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Республики Беларусь не должен превышать одного года, о выходе из гражданства - шести месяцев, о приобретении гражданства в порядке регистрации - двух месяцев (ст. 34 Закона о гражданстве).

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь 17 ноября 1994 г. №209 «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и образовании при Президенте Республики Беларусь комиссии по вопросам гражданства» (в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 25.03.1996 №119, от 10.03.1997 №187, от 23.04.1999 №231, от 08.01.2002 №14, от 04.11.2002 №552, от 20.01.2005 №40, от 20.06.2005 №289, от 29.12.2006 №755, от 31.12.2007 №698, от 23.01.2009 №52, от 18.06.2009 №323, от 27.07.2009 №390, от 13.08.2010 №422) вопросы, связанные с гражданством Республики Беларусь, рассматриваются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 1 августа 2002 года "О гражданстве Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №88, 2/885) (далее - Закон), настоящим Положением, другими актами законодательства, в том числе международными договорами Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь принимает решения:

о приеме в гражданство Республики Беларусь и о выходе из гражданства Республики Беларусь в форме указов;

об отклонении заявлений о приеме в гражданство Республики Беларусь и о выходе из гражданства Республики Беларусь в форме распоряжений.

Главное управление внутренних дел Минского горисполкома, управления внутренних дел облисполкомов, управления, отделы внутренних дел в районах, городах, районах в городах (далее - органы внутренних дел) решают вопросы приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации, приобретения гражданства Республики Беларусь детьми при усыновлении, утраты гражданства Республики Беларусь, изменения гражданства Республики Беларусь по основаниям, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь, определяют принадлежность к гражданству Республики Беларусь лиц, постоянно проживающих в Республике Беларусь, а также в необходимых случаях отменяют ранее принятые ими решения.

Дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь (далее - органы дипломатической службы) решают вопросы приобретения гражданства Республики Беларусь детьми при усыновлении, утраты гражданства Республики Беларусь, изменения гражданства Республики Беларусь по основаниям, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь, определяют принадлежность к гражданству Республики Беларусь лиц, постоянно проживающих за границей, а также в необходимых случаях отменяют ранее принятые ими решения.

Необоснованный отказ в приеме заявлений по вопросам гражданства Республики Беларусь, нарушение сроков их рассмотрения, а также другие неправомерные действия должностных лиц могут быть обжалованы в суд


Список использованных источников:

1.Васильева, JI.A., Шунтов, B.E. Институт гражданства в Республике Беларусь: Вопросы реализации / JI.A. Васильева, B.E. Шунтов. - Минск: Тесей, 2004.

.Гражданство [Электронный ресурс] 2009-2011

.Закон Республики Беларусь от 1 августа 2002г. «О гражданстве Республики Беларусь» НР ПА Респ. Беларусь. 2002. №88. 2/885.

4.Закон Республики Беларусь от 9 ноября 1999 г. «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства» НР ПА Респ. Беларусь. 2000. №30. 2/75.

.Закон Республики Беларусь от 9 ноября 1999 г. «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Украиной об упрощенном порядке изменения гражданства гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими в Украине, и гражданами Украины, постоянно проживающими в Республике Беларусь» НР ПА Респ. Беларусь. 1999. №94.

6.Кто и как сегодня может стать гражданином // [Электронный ресурс]

.Международное публичное право. Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка [и др.]; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А. Лепешкова, Л.В. Павловой. / Минск: Амалфея, 2010. 496 с.

8.О гражданстве Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

.О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

.О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. №354-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

.Павлова, Л.В. Международно-правовой статус беженца / Л.В. Павлова, А.В. Селиванов. - Минск, 2006.

.Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 4 сентября 1996 г. «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Республики Беларусь, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Республику Беларусь» // Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. 1996. №31. Ст.572.

.Приказ Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 31 марта 1993г. №64 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления органами внутренних дел материалов по вопросам гражданства Республики Беларусь» Регистрационный номер НР ПА Респ. Беларусь. 8/4805.

.Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 19 июня 2001г. «О правовой позиции Конституционного Суда относительно используемого в статье 80 Конституции Республики Беларусь понятия "гражданин Республики Беларусь по рождению» НР ПА Респ. Беларусь. 2001. №61. 6/288

.Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. №209 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и образовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по вопросам гражданства» (с измен, и дополн. от 10 марта 1997 г., 23 апреля 1999 г., 8 января 2002 г.) // Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Респ. Беларусь. 1994. №11. Ст.273; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. 1997. №7. Ст.258; НР ПА Респ. Беларусь. 1999. №33. 1/291; 2002. №7.1/3387.

Похожие работы на - Гражданство Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!