Влияние налогов на финансово-хозяйственную деятельность предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,13 Мб
  • Опубликовано:
    2016-03-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние налогов на финансово-хозяйственную деятельность предприятия

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет

имени М.Т. Калашникова»

(ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»)

Чайковский технологический институт (филиал)

Кафедра естественно - научных и гуманитарных дисциплин




Курсовая работа

По дисциплине «Налоги и налогообложение»

На тему: «Влияние налогов на финансово-хозяйственную деятельность предприятия»



Выполнила:

Студент 2 курса, гр. Э - 14

Чемакина Надежда

Научный руководитель:

К.Э.Н. доц. Арбузова Т.В.


Чайковский 2015 г.

Содержание

Введение

. Теоретическое обоснование влияния налогов на финансово - хозяйственную деятельность предприятия

.1 Понятие налоговой системы

.2 Налоги, влияющие на показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия

. Влияние налогов на финансово хозяйственную деятельность МБУ «Дворец Молодежи»

.1 Налоговая система МБУ «Дворец Молодежи»

.2 Формирование показателей прибыльности

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Налоги являются одним из самых важным звеном финансовых отношений в обществе. И как форма финансовых отношений возникают с появлением государства. Выбор данной темы курсовой работы обоснован тем, что являясь неотъемлемой частью финансов предприятия, налоговые платежи оказывают значительное воздействие на финансовое состояние, налоговое влияние настолько велико, что может играть определяющую роль в формировании стратегии и тактики развитии экономики.

Актуальность темы заключается в том, что в условиях финансовой нестабильности, спада производства и роста инфляции предприятиям становится труднее уплачивать налоги, они острее ощущают тяжесть налоговой нагрузки и активно ищут различные пути ее снижения.

Цель курсовой работы: дать оценку влияния налоговой системы на финансово - хозяйственную деятельность предприятия.

Задачи:

.Дать понятие налоговой системы

. Определить показатели, влияющие на финансово - хозяйственную деятельность предприятия.

. Выявить основные налоги, влияющие на величину данных показателей

. Формирование показателей прибыльности и рентабельности на исследуемом предприятии при существующей системе налогообложения

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения.

Объектом исследования является деятельность МБУ «Дворец Молодежи»

1. Теоретическое обоснование влияния налогов на МБУ «Дворец Молодежи»

Муниципальное бюджетное учреждение «Дворец молодежи» (именуемое далее - «Учреждение») является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере государственной молодежной политики. Учреждение не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, не распределяет полученную прибыль между участниками (учредителями), а направляет ее на уставные цели.

Учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учреждение приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке. Как юридическое лицо, Учреждение вправе иметь самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе муниципального образования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом), бланки, штампы, круглую печать со своим полным наименованием на русском языке

Целями создания Учреждения являются:

создание условий для развития творчества, культурно-досуговой деятельности и эстетического воспитания молодежи, поддержка талантливой молодежи (выявление и развитие индивидуальных особенностей личности, повышение творческого потенциала, содействие в интеллектуальном развитии, художественном творчестве и здоровом образе жизни) через организацию и проведение мероприятий различных форм и направленностей;

содействие социально-экономической, гражданской, политической, общественной, военно-патриотической активности молодежи.

Для достижения целей, Учреждение осуществляет следующие виды деятельности, в том числе приносящие доход:

Основные виды деятельности Учреждения:

Организация и проведение различных форм культурно-просветительской, культурно-массовой, художественно-просветительской и досуговой деятельности, в том числе осуществление концертной деятельности для детей, молодежи и населения Чайковского муниципального района, направленных на реализацию государственной молодежной политики (именуемая далее - «ГМП») на территории Чайковского муниципального района;

Организация и ведение творческого процесса, для чего Учреждение создает коллективы, студии, клубы по интересам, кружки, секции, школы самодеятельного, художественного и прикладного творчества, театры, обеспечивает благоприятные условия для их культурно-творческой и воспитательной деятельности.

Иные виды деятельности Учреждения:

Организация коллективов, объединений, кружков и студий на основе родительской платы (в том числе платные индивидуальные занятия в кружках, секциях, объединениях, коллективах, студиях);

Оказание услуг сторонним организациям и населению в сфере организации досуга, в том числе культурно-массовые, зрелищные, корпоративные мероприятия, мероприятия по реализации социально значимых программ;

Разработка оригинальных сценариев мероприятий, художественного оформления помещений, режиссуры;

Прокат сценических костюмов, реквизита, звукоусилительной аппаратуры и светового оборудования;

Организация и проведение ярмарок, выставок, семинаров, мастер-классов, лекций, аттракционов;

Организация звуко- и видеозаписи, изготовление аудиороликов, видеороликов, мультимедиа презентаций;

Сдача в аренду движимого и недвижимого имущества;

Пошив сценических костюмов и обуви, изготовление реквизита, декораций.

Учреждение выполняет муниципальное задание сформированное и утвержденное Учредителем в соответствии с основными видами деятельности.

.1 Понятие налоговой системы

налогообложение прибыльность предприятие

Налоговая система - это совокупность налогов, принципов налогообложения, методов и механизмов исчисления налогов.

Цель налоговой системы - обеспечить поступление в бюджет финансовых ресурсов, необходимых для поддержания деятельности государства в области социальной защиты граждан, перераспределения доходов, регулирования экономики.

Определение понятия «налог» лучше всего характеризует ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ: «1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. 2. Под сбором (выделено нами. - Авт.) понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Правовую категорию налога можно выразить следующим определением. Налог - это обязательный взнос в бюджет, который либо непосредственно входит в налоговую систему государства, либо установлен актом налогового законодательства.

Неналоговый платеж (квазиналог) - это обязательный платеж, который тем не менее не входит в налоговую систему государства и установлен не налоговым, а иным законодательством. К ним относятся взносы в Пенсионный фонд РФ (с 1 января 2001 г. являющиеся частью Единого социального налога) и другие государственные внебюджетные фонды, патентные пошлины, сборы за регистрацию предприятий и т.д.

Термины «налог», «сбор», «пошлина» и т.д. считаются синонимами, так как имеют одно и то же значение, а их употребление объясняется лишь сложившейся практикой и традициями. В то же время между самими налогами, сборами и иными платежами существуют определенные различия теоретического плана.

Под термином «налог», как правило, понимается систематический взнос, который уплачивается плательщиком без какого-либо удовлетворения.

Что касается сборов и пошлин, то они обычно взимаются государственными и местными органами, учреждениями за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права.

Сбор представляет собой плату, взимаемую государственными органами за право участия, пользования чем-либо или осуществления той или иной деятельности.

Пошлина (в большинстве случаев) представляет собой плату, взимаемую с организаций и граждан за совершение государственными органами определенных действий. Таким образом, частичное «возмещение» пошлин и сборов отличает их от чистых налогов. Кроме того, пошлины и сборы взимаются только с тех, кто вступает в отношения с соответствующими органами или учреждениями по поводу получения нужных ему услуг. Следовательно, обязательность уплаты пошлин и сборов наступает в результате свободного выбора плательщика. Обязанность же по уплате налога возникает в любом случае при наличии у налогоплательщика объекта налогообложения.

На основании изложенного выше можно сделать следующие выводы о характерных чертах и признаках налога.

Юридический аспект налога состоит в том, что налог всегда представляет собой отчуждение части собственности субъектов в пользу государства при внесении платежей в бюджет. Установление налога и его взимание осуществляются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Налог - это обязательный взнос. По закону налогоплательщики при определенных условиях обязаны уплачивать налоги (ст. 57 Конституции РФ). Обязательность налога обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов. Другими словами, уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер.

Экономический аспект налога состоит в том, что последний вносится в бюджет всегда в денежной форме. Уплата налога имуществом не предусмотрена. Налог, как уже говорилось, - это взнос, а слово «взнос» означает внесенные за что-либо деньги.

Существенным признаком налога является безвозмездность его уплаты, которая характеризуется односторонностью и безвозвратностью налогов.

Государство, получая в бюджет налоги и налоговые платежи, не принимает на себя встречные обязательства перед налогоплательщиком. Хотя если рассматривать эту проблему более широко, то плательщик налогов имеет от государства большой перечень благ, таких как бесплатное образование и медицинское обслуживание, дотируемые коммунальные услуги, защиту органами правопорядка и т.д. Все эти блага налогоплательщик получает от государственных институтов, которые содержатся на его отчисления. В то же время налоги безэквивалентны, и пользование общественными благами не пропорционально величине налогов, уплачиваемых налогоплательщиком.

Налоги вносятся в бюджет или во внебюджетные фонды, которые выступают получателями налогов.

Они поступают непосредственно как в федеральный бюджет, так и в местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Есть варианты, когда налог уплачивается не в бюджет, а вносится на счета определенных организаций - держателей и распорядителей бюджетных счетов. Характерным примером служит производившаяся до 2001 г. уплата налогов в дорожные фонды, т.е. именно организациям, отвечающим за состояние дорог. Такой порядок устанавливается не бюджетным, а налоговым законодательством (целевые налоги).

Налоги являются абстрактными платежами, которые при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения. Это означает, что налоговые доходы не предназначены для конкретных государственных расходов. Денежные средства поступают в бюджет на нужды всего государства. Целевая направленность некоторых налоговых платежей прослеживается в их названии (например, платежи в дорожные фонды). Но целевые налоги, носящие некоторую содержательную направленность, не нарушают общего признака абстрактности налоговых платежей.

Функции налогообложения - это проявление его сущности и свойств. В первую очередь в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

На практике налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.

Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции:

) фискальную;

) распределительную (социальную);

) регулирующую.

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством нее реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

В составе фискальной можно выделить контрольную функцию. Через налоги государство контролирует финансово-хозяйственную деятельность организаций и граждан, источники доходов и расходов. Денежной оценкой сумм налогов можно количественно сопоставить показатели доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах.

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.

Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл данной функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на наиболее обеспеченные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Они реализуются через систему льгот и освобождений. Системы налогообложения, существующие в экономически развитых странах, представляют широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность и т.д.

Налоги играют важную роль в социально-экономических процессах, которая проявляется в воздействии на отношения общественного воспроизводства, что позволяет выделить их фискальное и регулирующее значение. Так, роль налогов в формировании финансовых ресурсов государства проявляется в их участии в процессе обеспечения доходной части бюджетов всех уровней власти и целевых государственных внебюджетных фондов таким объемом средств, который необходим для выполнения бюджетных программ и назначений. Участие налогов в распределительных процессах основывается на механизме распределения и перераспределения доходов организаций, а также физических лиц в пользу государственно-властных структур. Вместе с тем. особенностью регулирующего воздействия налогов на экономику является их опосредованное участие на всех стадиях воспроизводственного процесса. Распределение - это суть и цель производства. Поэтому ради оптимального распределения доходов производитель (товаров, работ и услуг) автоматически подстраивает условия своей деятельности под принципы, предусмотренные законом.

Эффективность деятельности налогоплательщика и ее финансовый результат во многом зависят от того, насколько точно были учтены нюансы налогообложения. Именно в этом проявляется косвенное воздействие налогов как инструмента распределения на воспроизводственный процесс.

.2 Налоги, влияющие на показатели финансово - хозяйственной деятельности предприятия

Общая характеристика эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия может быть дана с помощью таких показателей, как: 1) эффективность использования основных фондов (фондоотдача, фондовооруженность, фондоемкость); 2) эффективность инвестиций (капиталоотдача, капиталоемкость); 3) эффективность использования трудовых ресурсов (производительность труда, трудоемкость); 4) общая эффективность хозяйственной деятельности (рентабельность, прибыльность); 5) эффективность использования активов (число оборотов товарных запасов, отдача текущих активов, недвижимости, общих активов, чистого оборотного капитала); 6) эффективность использования акционерного капитала (доход на акцию, дивиденды на акцию, отношение рыночной цены акции к доходу на акцию).

В российской практике в качестве основных критериев оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий используют следующие параметры:

выручку от реализации продукции, работ, услуг (объем продаж);

бухгалтерскую и чистую прибыль, остающуюся после налогообложения;

рентабельность издержек, активов, инвестиций, объема продаж и т. д.;

финансовую стабильность;

финансовый результат собственников предприятия.

Л.В. Донцова и Н.А. Никифорова отмечают, что в рыночной экономике самым главным мерилом эффективности работы организации является результативность.

С целью оценки эффективности работы предприятий обычно используют показатели финансовой устойчивости, доходности, платежеспособности и деловой активности.

Финансовая устойчивость означает такое финансовое состояние предприятия, которое обеспечивает не только стабильное превышение его доходов над расходами, но рост прибыли при сохранении эффективного и бесперебойного функционирования хозяйствующего субъекта.

Рентабельность - один из основных качественных показателей эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции. В настоящее время существует большое количество показателей рентабельности, основные из которых представлены в таблице 1.1.

Деловая активность характеризует эффективность текущей деятельности предприятия и связана с результативностью использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов предприятия и с показателями оборачиваемости капитала.

Ликвидность - способность покрывать свои обязательства активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность означает безусловную платежеспособность организации и предполагает постоянное равенство между ее активами и обязательствами.

В таблице 1.1. представлены основные коэффициенты, используемые для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Таблица 1.1

Коэффициенты

Формула

Что показывает

1. Параметры финансовой устойчивости

1.1. Коэффициент финансовой независимости

Кфн= СК/ВБ, где СК - собственный капитал; ВБ - валюта баланса

Долю собственного капитала в валюте баланса

1.2. Коэффициент задолженности

Ка = ЗК/СК, где ЗК - заемный капитал; СК - собственный капитал

Соотношение между заемными и собственными средствами

1.3. Коэффициент финансирования

Кфин = СК/ЗК

Соотношение между собственными и заемными средствами

1.4. Коэффициент маневренности

Км= СОС/СК, где СОС - собственные оборотные средства

Долю собственных оборотных средств в собственном капитале

1.5. Коэффициент финансовой напряженности

Кф.напр. = ЗК/ВБ

Долю заемных средств в валюте баланса заемщика

2. Параметры доходности (рентабельности)

2.1. Рентабельность продаж, %

Rпр. = (Ппр / Вп) × 100, где Ппр - прибыль от продаж; Вп - выручка от продаж

Показывает, сколько прибыли приходится на рубль реализованной продукции

2.2. Чистая рентабельность, %

Rч = (Пч / Вп) × 100

Показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль выручки

2.3. Экономическая рентабельность, %

Rэ = (Пэ / А) × 100, где Пэ - прибыль экономическая; А - средняя стоимость активов

Показывает эффективность использования всего имущества организации

2.4. Рентабельность собственного капитала, %

Rск = (Пч / СК) × 100, где Пч - чистая прибыль; СК - средняя стоимость собственного капитала

2.5. Рентабельность постоянного капитала %

Rпк = (Пч / СК + ДО) × 100, где ДО - средняя стоимость долгосрочных обязательств

Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок

2.6. Коэффициент устойчивости экономического роста, %

Кэр = (Пч - Див) / СК ×100, где Див - дивиденды, выплаченные акционерам

Показывает, какими темпами увеличивается собственный капитал за счет финансово-хозяйственной деятельности

3. Параметры платежеспособности (ликвидности)

3.1. Коэффициент абсолютной ликвидности

Кал = (ДС + КФВ)/КО, где ДС - денежные средства, КФВ - краткосрочные финансовые вложения; КО - краткосрочные обязательства

Какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время (на дату составления баланса)

3.2. Коэффициент текущей (уточненной) ликвидности

Ктл = (ДС + КФВ + ДЗ) / КО, где ДЗ - дебиторская задолженность на последнюю отчетную дату

Прогнозируемые платежные возможности предприятия в условиях своевременного проведения расчетов с дебиторами

3.3. Коэффициент общей ликвидности (платежеспособности)

Кл = (ДС + КФВ + ДЗ + З)/КО, где 3 - запасы товарно-материальных ценностей на последнюю отчетную дату

Достаточность оборотных активов для покрытия краткосрочных обязательств. Характеризует также запас финансовой устойчивости предприятия

4. Параметры деловой активности

4.1. Коэффициент оборачиваемости активов

Коа = ВП/А, где ВП - выручка (нетто) от продаж; А - средняя за расчетный период стоимость активов

Скорость оборота всего авансированного капитала (активов), т. е. количество совершенных им оборотов за период

4.2. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

КОск = ВП/СК, где СК - средняя за расчетный период стоимость собственного капитала

Скорость оборота собственного капитала за период

4.3. Коэффициент оборачиваемости чистых активов

КОча = ВП/ЧА, где ЧА - средняя за период стоимость чистых активов

Скорость оборота чистых активов за период

Финансовые коэффициенты, используемые в системе анализа и оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Коэффициенты

Формула

Что показывает

. 1. Параметры финансовой устойчивости

.1. Коэффициент финансовой независимости

Кфн= СК/ВБ, (1)

где

СК - собственный капитал; ВБ - валюта баланса

Долю собственного капитала в валюте баланса

.2. Коэффициент задолженности

Ка = ЗК/СК, (2)

где ЗК - заемный капитал; СК - собственный капитал

Соотношение между заемными и собственными средствами

.3. Коэффициент финансирования

Кфин = СК/ЗК (3)

Соотношение между собственными и заемными средствами

.4. Коэффициент маневренности

Км= СОС/СК, (4)

где СОС - собственные оборотные средства

Долю собственных оборотных средств в собственном капитале.

.5. Коэффициент финансовой напряженности

Кф.напр. = ЗК/ВБ (5)

Долю заемных средств в валюте баланса заемщика

. Параметры доходности (рентабельности)

.1. Рентабельность продаж, %

пр. = (Ппр / Вп) × 100, (6)

где

Ппр - прибыль от продаж;

Вп - выручка от продаж

Показывает, сколько прибыли приходится на рубль реализованной продукции

.2. Чистая рентабельность, %

ч = (Пч / Вп) × 100 (7)

Показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль выручки

.3. Экономическая рентабельность, %

э = (Пэ / А) × 100, где (8)

Пэ - прибыль экономическая; А - средняя стоимость активов

Показывает эффективность использования всего имущества организации

.4. Рентабельность собственного капитала, %

Rск = (Пч / СК) × 100, где (9)

Пч - чистая прибыль; СК - средняя стоимость собственного капитала

Показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика показателя оказывает влияние на уровень котировок акций

.5. Рентабельность постоянного капитала %

пк = (Пч / СК + ДО) × 100 (10)

Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок

.6. Коэффициент устойчивости экономического роста, %

Кэр = (Пч - Див) / СК ×100 (11)

где Див - дивиденды, выплаченные акционерам

Показывает, какими темпами увеличивается собственный капитал за счет финансово-хозяйственной деятельности

. Параметры платежеспособности (ликвидности)

.1. Коэффициент абсолютной ликвидности

Кал = (ДС + КФВ)/КО (12)

где ДС - денежные средства, КФВ - краткосрочные финансовые вложения; КО - краткосрочные обязательства

Какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время (на дату составления баланса)

.2. Коэффициент текущей (уточненной) ликвидности

Ктл = (ДС + КФВ + ДЗ) / КО (13)

где ДЗ - дебиторская задолженность на последнюю отчетную дату

Прогнозируемые платежные возможности предприятия в условиях своевременного проведения расчетов с дебиторами

.3. Коэффициент общей ликвидности (платежеспособности)

Кл = (ДС + КФВ + ДЗ + З)/КО (14)

где 3 - запасы товарно-материальных ценностей на последнюю отчетную дату

Достаточность оборотных активов для покрытия краткосрочных обязательств. Характеризует также запас финансовой устойчивости предприятия

. Параметры деловой активности

.1. Коэффициент оборачиваемости активов

Коа = ВП/А (15)

где ВП - выручка (нетто) от продаж;

А - средняя за расчетный период стоимость активов

Скорость оборота всего авансированного капитала (активов), т. е. количество совершенных им оборотов за период

.2. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

КОск = ВП/СК (16)

СК - средняя за расчетный период стоимость собственного капитала

Скорость оборота собственного капитала за период

.3. Коэффициент оборачиваемости чистых активов

КОча = ВП/ЧА, (17)

ЧА - средняя за период стоимость чистых активов

Скорость оборота чистых активов за период

При оценке эффективности финансово-хозяйственной деятельности необходимо различать показатели и критерии. Показатели экономической эффективности дают представление о том, ценой каких затрат ресурсов достигается экономический эффект. Измерить с помощью одного показателя уровень эффективности невозможно, поскольку он складывается под воздействием многих факторов, порой противодействующих друг другу. Поэтому среди всей совокупности показателей принято выделять один, наиболее полно характеризующий уровень эффективности, имеющий не только количественную, но и качественную определенность. Такой показатель в экономике принято называть критерием.

Критерий - основа оценки любого процесса. Финансовые процессы могут быть оценены через применение к ним различных критериев. Критерии эффективности финансов предприятий предстают как совокупность показателей, позволяющих ответить на вопрос о позитивности сложившейся организации финансовых отношений, скорости и направлениях их изменения. Эффективность финансов предприятий не может быть выражена одним показателем, поскольку представляет собой комплексное понятие, охватывающее различные аспекты организационно-управленческой и собственно финансово-хозяйственной деятельности.

Система критериев эффективности финансов предприятий может быть разделена на финансовые и не финансовые показатели. Такие финансовые показатели как прибыль, убыток, себестоимость, рентабельность, целевые денежные фонды и другие характеризуют в динамике изменение эффективности деятельности предприятия. При этом величина показателей прибыли, и особенно рентабельности, указывает на сложившийся общий уровень эффективности результатов финансово-хозяйственной деятельности.

В наибольшей мере требованиям оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия отвечает такой показатель, как производительность труда.

Производительность труда - это результативность, эффективность затрат труда в процессе производства.

Под ростом производительности труда подразумевается экономия затрат труда (рабочего времени) на изготовление единицы продукции или дополнительное количество произведенной продукции в единицу времени, что непосредственно влияет на повышение эффективности производства.

Производительность труда (Пт) рассчитывается по следующей формуле:

Пт = Выработка = Оп / Чс, где (1.1)

Оп - объем производства продукции, выполненных работ, оказанных услуг за расчетный период (месяц, квартал, год), тыс. руб.;

Чс - среднесписочная численность персонала за расчетный период, человек.

Менеджеры зарубежных компаний называют этот показатель самым главным показателем.

Положительное движение производительности труда связно с обеспечением изменения фондовооруженности и фондоотдачи.

Фондовооруженность - это показатель, характеризующий оснащенность работников предприятий основными производственными фондами (средствами).

Фондоотдача - показатель, характеризующий уровень эффективности использования основных производственных фондов предприятия.

Рост производительности труда обычно сопряжен с опережающим ростом фондоотдачи над движением фондовооруженности труда.

Основой роста внутрихозяйственных денежных накоплений и укрепления финансов предприятий, не занимающихся производством, выступает рост товарооборота, или объема операций купли-продажи и экономия издержек обращения.

Рост производительности труда, как правило, сопровождается снижением трудоемкости, материалоемкости, энергоемкости, фондоемкости производства продукции. Рост производительности труда не должен сопровождаться одинаковым ростом заработной платы, которая, в свою очередь, не должна опережать темпы роста производительности труда, а отставать от них. Таково требование снижения трудоемкости выпускаемой продукции.

Очень часто из-за не правильного подхода к финансированию своих расходов предприятие оказывается в тяжелом финансовом положении, когда предприятие испытывает недостаток собственных оборотных средств и не имеет денег на счетах. Эффективность финансов предприятий во многом зависит от трех составляющих: формирование, распределение, использование финансовых ресурсов.

Следует различать текущую и вероятную (будущую) эффективность финансов предприятий. Первая, связана с промежуточными результатными формами проявления эффективности финансов предприятий. Вторая, - во многом предопределяется наличием, или отсутствием принципиальных сдвигов в ходе проведения текущей финансовой работы.

Эффективность распределения - вероятная (ожидаемая), фундаментальная форма проявления эффективности финансов предприятий, важная составляющая их финансовой стратегии. Эффективность финансирования - промежуточная, текущая, результатная форма проявления этой составляющей стратегии предприятия, т.е. распределения.

Эффективность распределения и финансирования - важные критерии оценки эффективности политики в области управления финансами.

При традиционной системе налогоплательщик платит все виды налогов по ставкам, предусмотренные законодательство с учетом льгот.

Традиционная система является более сложной при расчете налогооблагаемой базы и налогов. Да и сам бухгалтерский учет затруднен, поэтому бухгалтер, работающий с такой системой, должен быть опытным и компетентным. К тому же, при ведении бухгалтерского учета не обойтись без специального программного обеспечения (1С Бухгалтерия и т.д.), значительно облегчающего трудозатраты бухгалтера. Система ОСНО, как правило, применяется на тех предприятиях, которые уже развиты, имеют постоянные доходы и расходы, сравнительно большой годовой денежный оборот. Эти предприятия должны уплачивать в бюджет следующие виды налогов по основным ставкам:

· НДС - 18%;

· Налог на прибыль - 20%;

· Налог на имущество - 2,2%;

· Налог на доходы физических лиц - 13%

· Страховые взносы в Пенсионный фонд России - 22%, Фонд социального страхования - 2,9%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхованя - 5,1% (в сумме - 30%) .Другие налоги и сборы, установленные законодательством.

НК РФ в статье 18 предусматривает 4 специальных налоговых режима:

Единый сельскохозяйственный налог или ЕСХН.

ЕСХН - специфическая система налогообложения, которой пользуются товаропроизводители сельскохозяйственной продукции, осуществляющие ее переработку и реализацию. ЕСХН может применяться наряду с другими режимами налогообложения. Налоговая ставка 6% платится с доходов организации, уменьшенных на величину расходов. Производители могут переходить на уплату ЕСХН, если по итогам работы за предыдущий год доход от продажи произведенной ими сельхозпродукции составляет не менее70%. «Переход на уплату данного налога осуществляется добровольно. Налогоплательщик уплачивает ЕСХН и страховые взносы в социальные фонды. При этом освобождается от уплаты налога на прибыль организаций (НДФЛ - в отношении индивидуальных предпринимателей, НДС, налога на имущество организаций (налога на имущество физических лиц - в отношении индивидуальных предпринимателей)».

Упрощенная система налогообложения или УСНО

Данная система рекомендуется к использованию индивидуальными предпринимателями и организациями, годовой оборот которых не превышает 20 млн. руб., а число работников на предприятии не более 100 человек. НК РФ предусматривает ряд других ограничений на применение УСН.

При упрощенной системе налогообложения вместо налога на прибыль организаций (для индивидуальных предпринимателей - НДФЛ), налога на добавленную стоимость и налога на имущество платится единый налог. Ставка единого налога с дохода - 6%, с дохода, уменьшенного на величину расходов - от 5%до 15%, в случае отсутствия прибыли единый налог составляет 1% выручки. Кроме единого налога уплачиваются страховые взносы в социальные фонды, НДФЛ и другие налоги и сборы, предусмотренные налоговым законодательством.

Единый налог на вменённый доход или ЕНВД.

Данной системе налогообложению подвергаются отдельные виды предпринимательской деятельности, а не предприниматели или юридические лица. Он предусматривает уплату единого налога вместо налога на прибыль организаций (для индивидуальных предпринимателей - НДФЛ), налога на добавленную стоимость и налога на имущество. Налог рассчитывается не с фактически полученного дохода, а с так называемого - вмененного, то есть предполагаемого чиновниками к получению организацией. Величина вмененного дохода рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Оба показателя устанавливаются НК РФ. Ставка единого налога составляет 15% от вмененного дохода.

Этот налоговый режим вводится в действие на местном уровне и носит в отличии от УСН обязательный характер.

Соглашение о разделе продукции СРП

В отличие от других специальных налоговых режимов, при СРП происходит не замена нескольких налогов единым налогом, а замена ряда налогов неналоговым платежом, размер которого определяется договором.

На финансовый результат деятельности предприятий оказывают влияние два прямых налога, такие как налог на прибыль организации и налог на имущество организаций.

Налог на прибыль организации - федеральный прямой налог с 1.01.2002 г. взимаемый в соответствии с 25 гл. НК РФ.

Налог на прибыль находится в числе самых главных источников пополнения доходной части Государственного бюджета. Плательщики налога на прибыль - все российские организации, за исключением перешедших на ЕНВД, УСН, ЕСХН или занимающихся игорным бизнесом, а также иностранные организации, которые действуют посредством постоянных представительств в РФ и получают доходы от источников в РФ.

Объектом налогообложения признается полученная организацией прибыль.

Согласно общим правилам, прибыль определяется как разница между доходами и расходами предприятия (организации).

Доходом является экономическая выгода организации в натуральной или денежной форме. На финансовый результат предприятия влияют: налог на имущество, транспортный налог, земельный налог, налог на прибыль.

Налоговый период составляет календарный год, отчетные периоды: 1-й квартал, полугодие, а также 9 месяцев календарного года. Налоговой базой является денежное выражение прибыли, которая подлежит налогообложению. Если по итогам календарного года расходы превышают доходы, то налоговой базе присваивается нулевое значение.

Ставка налога на прибыль в 2015 году

Согласно ст. № 284 НК РФ, налоговая ставка по налогу на прибыль обладает значением в 20 %, кроме некоторых исключений. 2 % от суммы начисленного налога на прибыль организаций идет в Федеральный бюджет, а 18% перечисляется в местные бюджеты РФ.

Налоговая ставка на прибыль, средства по которой подлежат перечислению в местные бюджеты РФ, может быть снижена местными органами самоуправления для определенных категорий налогоплательщиков, однако ставка налога на прибыль не может обладать значением ниже 13,5 %.

Проводки по налогу на прибыль:

1.      Сумма начисленного дохода (условного) Дт 99 Кт 68, а также Дт 68 Кт 99

.        Постоянное налоговое обязательство Дт 99 Кт 68

.        Отложенный налоговый актив Дт 09 Кт 68

.        Сумма отложенного налогового обязательства Дт 68 Кт 77

Начисление транспортного и земельного налога отражается записью по дебету счета учета затрат (счетов 20 "Основное производство" ,или 26, или 44 "Расходы на продажу", если организация осуществляет торговую деятельность) и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) .

Существует и другая позиция по бухгалтерскому учету земельного налога: начисленная сумма налога подлежит включению в состав прочих расходов по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", в корреспонденции с кредитом счета 68 (п. 11 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов) . Следовательно, организации необходимо выбрать вариант отражения в бухгалтерском учете земельного налога и закрепить его в учетной политике для целей бухгалтерского учета

В бухгалтерском учете суммы налога на имущество всегда отражаются по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". При этом корреспондирующий ему счет может быть разным.

Дело в том, что в гл. 30 НК РФ не установлен источник уплаты налога на имущество организаций. Поэтому вы вправе самостоятельно решить, к каким расходам отнести сумму налога по имуществу (авансового платежа по нему) . Порядок отражения налога в бухгалтерском учете надо закрепить в учетной политике для целей бухучета.

Вы можете выбрать один из следующих вариантов.

. Налог на имущество (авансовые платежи по нему) отражается в составе расходов по обычным видам деятельности по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" (или, например, счета 44 "Расходы на продажу" для торговых организаций) в корреспонденции с кредитом счета 68 (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов) .

. Сумма налога включается в состав прочих расходов по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы", в корреспонденции с кредитом счета 68 (п. 11 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов) .

Минфин России однозначно квалифицирует налог на имущество как расход по обычным видам деятельности (Письмо от 19.03.2008 N 03-05-05-01/16 (п. 3)).

Таким образом вышеперечисленные налоги уменьшают финансовый результат. Начисление ЕНВД может быть отражено в бухгалтерском учете записью по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" . Такой вывод можно сделать из разъяснений Минфина России, приведенных в Письме от 18.08.2004 N 07-05-14/215.

В нем указано, что для целей раскрытия финансового результата за отчетный год в бухгалтерском балансе во внимание принимается конечный финансовый результат за минусом налога на прибыль, иных аналогичных обязательных платежей (например, ЕНВД) и санкций за несоблюдение правил налогообложения. При этом для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году предназначен счет 99.

Сроки уплаты налога на прибыль

Ежемесячные авансовые платежи, которые подлежат уплате в течение отчетного периода, должны быть перечислены не позднее 28-го числа каждого месяца такого периода.

2. Влияние налогов на финансово хозяйственную деятельность МБУ «Дворец Молодежи»

Порядок определения платы за оказание муниципальным бюджетным учреждением услуг, относящихся к основным и иным видам деятельности бюджетного учреждения, для граждан и юридических лиц:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

. Настоящий Порядок определения платы за оказание муниципальным бюджетным учреждением услуг, относящихся к основным и иным видам деятельности бюджетного учреждения, для граждан и юридических лиц (далее - Порядок), регламентирует деятельность Муниципального бюджетного учреждения «Дворец молодежи», (далее - учреждения), о порядке образования и использования внебюджетных средств, определение платы за оказание услуг (выполнение работ) гражданам и юридическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом учреждения.

. Учреждение предоставляет платные услуги в целях наиболее полного удовлетворения потребностей населения, предприятий и организаций.

. Учреждение вправе оказывать платные услуги в соответствии с настоящим Порядком, если Уставом учреждения такая деятельность предусмотрена и определены виды данной деятельности;

. Платная деятельность учреждения не является коммерческой, т.к. доход от нее полностью идет на развитие и совершенствование учреждения.

.1 Налоговая система МБУ «Дворец Молодежи»

Согласно статье 9.2 Закона 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. МБУ «Дворец молодежи» оказывает услуги сверх установленного муниципального задания за плату, если иное не установлено Учредителем. Основным источником дохода является оказание услуги по организации зрелищных мероприятий на базе МБУ «Дворец молодежи», осуществление концертной деятельности для детей, молодежи и населения Чайковского муниципального района, организация и ведение творческого процесса, иные виды деятельности.

Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

Финансирование, получаемое в виде субсидий в целях налогообложения прибыли, не учитывается (пп.14, п.1, ст.251 НК РФ).

Субсидии и доходы (расходы) от иной приносящей доход деятельности учитываются раздельно.

МБУ «Дворец молодежи» является плательщиком налогов и сборов и находится на общей системе налогообложения.

Учет доходов ведется по методу начисления.

Внереализационные доходы, полученные от иных собственников недвижимого имущества, либо арендаторов, в счет возмещения расходов на оказание коммунальных услуг учитываются в общей доле доходов для целей налогообложения.

Накладные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально доле доходов от оказания платных услуг в общей сумме доходов, полученных учреждением (за исключением средств, полученных на иные цели) (ст.331.1 НК РФ).

. Налог на добавленную стоимость

.1. Учреждение использует право на освобождение от обложения НДС в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ.

. Налог на доходы физических лиц

.1. Налоговая база по НДФЛ включает в себя все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (ст. 210 НК РФ).

Датой фактического получения дохода работником учреждения считается день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета работников в банках либо по их поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме (ст. 223 НК РФ).

.2. Учет доходов, налоговых вычетов, а также сумм исчисленного и удержанного НДФЛ по каждому работнику ведется в индивидуальной налоговой карточке.

.3. Представление учреждением сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ осуществляется в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

. Налог на прибыль

.1. Учреждение является плательщиком налога на прибыль в соответствии со ст. 246 НК РФ.

.2. Доходы и расходы определяются по методу начисления. Доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их выплаты.

.3. Расходы подразделяются на связанные с производством и реализацией и внереализационные (п. 2 ст. 252 НК РФ).

Расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на (п. 1 ст. 318 НК РФ):

прямые;

косвенные.

К прямым расходам относятся:

материальные затраты;

затраты на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также затраты на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров (работ, услуг).

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных, осуществляемых учреждением в течение отчетного (налогового) периода.

.4. Учреждение по истечении каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию (п. 1 ст. 289 НК РФ).

.5. Налоговая декларация по итогам отчетного периода представляется не позднее 28 календарных дней со дня его окончания (п. 3 ст. 289 НК РФ).

.6. Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ).

. Налог на имущество организаций

.1. Объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе учреждения в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его сформированной остаточной стоимости (п. 1 ст. 374 НК РФ).

.2. Налоговая база в отношении имущества учреждения определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ).

.3. Уплата налога производится учреждением самостоятельно.

.4. Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется учреждением физической культуры и спорта не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ).

.2 Формирование показателей рентабельности

Для некоммерческих структур (в данном случае МБУ «Дворец Молодежи») рентабельность и является основным показателем эффективности работы.

Количественные показатели можно получить из статистической и бюджетной отчетности учреждения.

Кроме того, определенные данные могут быть отражены во внутриведомственных отчетах, которые формируются либо в дополнение к основным показателям бюджетной отчетности, либо как отдельные самостоятельные отчеты.

К таким показателям можно отнести:

долю специалистов различных категорий в составе работников учреждения;

количество воспитанников;

количество участников мероприятий;

количество проведенных мероприятий;

доходы от внебюджетной деятельности;

рост заработной платы сотрудников.

Рис.1. Распределение работников по отделам

Рис.2. Материальное стимулирование сотрудников

Рис.3. Организация дополнительной занятости по интересам

Рис.4. Организация досуга населения

Снижение показателей обусловлено лишь более качественным учетом воспитанников со второй половины 2010 года. Переход на договорную систему с родителями, не зависимо от средств, полученных на реализацию услуги (родительская плата или субсидия).

Рис.5. Динамика доходов по иной приносящей доход деятельности

Заключение

В России налоговый статус некоммерческой организации во многом зависит от ведения или отсутствия предпринимательской деятельности. Если некоммерческая организация осуществляет только основную, уставную деятельность, то она имеет право на льготы при уплате налогов. Вместе с тем это не означает, что некоммерческая организация полностью освобождена от уплаты всех налогов. В случае ведения предпринимательской деятельности некоммерческая организация обязана уплачивать налог на прибыль и налог на добавочную стоимость, а также другие налоги и сборы. Однако предусмотрены льготы как для отдельных некоммерческих организаций, так и по отдельным видам их деятельности. Ряд существенных налоговых льгот предоставляется некоммерческим организациям ФЗ. Эти льготы действуют на всей территории России. Кроме этого, на местном уровне и уровне субъекта федерации, как правило, предоставляются дополнительные льготы в части налогов, поступающих в их бюджет. Часто при этом налоговые льготы на уровне субъекта федерации или местном уровне довольно значительны.

Критерии оценки эффективности деятельности учреждения могут быть как внешними, так и внутренними. Внутренними - по отношению к субъекту управления, внешними - по отношению к объекту.

Эффективность деятельности по формированию социальных механизмов можно классифицировать по отдельным признакам на следующие типы:

. По последствиям - экономическая, социальная;

. По месту получения эффекта - локальная и в тенденции;

. По степени увеличения (повторения) - первичная (одноразовый эффект) и мультипликационная (многократно-повторяющаяся);

. По цели определения - абсолютная (характеризует общую величину эффекта или в расчете на единицу затрат или ресурсов) и сравнительная (при выборе оптимального варианта из нескольких вариантов решений).

Список используемой литературы

.        Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2.

.        Абрамов, В.А. Упрощенная система налогообложения / В.А. Абрамов. - 10-е изд., перераб. - М. : Ось-89, 2010.- 288 с.

.        Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение. Теория и практика / В.Г. Пансков. - М. : Юрайт, 2011. - 688 с.

.        Скрипченко, В. Налоги и налогообложение / В. Скрипченко. - СПб. : ИД «Питер»; М. : Издательский дом «БИНФА», 2007. - 238 с.

Похожие работы на - Влияние налогов на финансово-хозяйственную деятельность предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!