1 246 000
Таким образом, бюджет производства - это план выпуска продукции (работ,
услуг) в натуральных показателях [18, с. 52].
Готовой продукцией нашего предприятия являются работы по облицовке
поверхностей керамической плиткой. Незавершенного производства (НП) ни на
начало, ни на конец планируемого периода нет, поэтому в данном случае объем
продаж и объем производства совпадают.
Бюджет производства является базовым для разработки последующих
производственных бюджетов: бюджета прямых материальных затрат, бюджета прямых
трудовых затрат и бюджета общепроизводственных (накладных) расходов. Бюджет
выполнения работ с поквартальной разбивкой представлен в таблице 8.
Таблица 8
Бюджет выполнения работ, кв. м.
Показатели
|
Квартал
|
Итого
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Объем работ, кв. м.
|
8 400
|
8 500
|
9 200
|
8 900
|
35 000
|
Незавершенное производство
на начало периода
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Незавершенное производство
на конец периода
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Объем производства
|
8 400
|
8 500
|
9 200
|
8 900
|
35 000
|
Строительные предприятия при расчете норм расхода материалов пользуются
сметными нормативами.
Для выполнения отделочных работ нам потребуются следующие материалы:
керамическая плитка. При этом известно, что норма расхода на 1 кв. м. работ
составляет: плитка - 1,2 кв. м.
Планируемый уровень запасов материалов на конец каждого квартала должен
быть равен 10% от потребности данного вида материала в следующем квартале,
планируемый уровень запасов материалов на конец года должен составлять: плитка
- 2 700 кв. м.
На планируемый период установлена цена за единицу материального ресурса:
плитка - 120 руб. за 1 кв. м.
На первом этапе разработки бюджета прямых материальных затрат определяем
потребность в материалах, для этого объем производства умножаем на норму
расхода материала на 1 кв. м.
На втором этапе рассчитываем остатки материалов на конец планируемого
периода. Планируемый уровень запасов материалов на конец каждого квартала
должен быть равен 10% от потребности данного вида материала в следующем
квартале. На конец 1-го квартала на складе должно остаться:
кв. м ∙ 0,1 = 1020кв.м;
на конец 2-го квартала: 11040 ∙ 0,1 = 1104 кв. м;
на конец 3-го квартала: 10680 ∙ 0,1 = 1068 кв. м;
на конец 4-го квартала (конец года): 2700 кв. м (по условию).
На втором этапе определяем остаток материалов на начало планируемого
периода. Остаток материальных ресурсов на начало первого квартала берется
исходя из результатов инвентаризации на начало года: остаток материалов (10)
разделить на цену за единицу материального ресурса за 1 кв. м.:
руб. / 120 руб. 1 кв. м. = 78,33 кв. м
Остаток материалов на начало следующего квартала - это остаток на конец
предыдущего.
Потребность в материалах с учетом запасов определяется по следующей формуле:
Потребность в материалах с учетом запасов = потребность в материалах +
запасы на конец периода - запасы на начало периода.
1 квартал: 10080 кв. м. + 1020 кв. м. - 78,33 кв. м. = 11021,67 кв. м.
Объем закупок материалов у поставщиков рассчитывается путем умножения
потребности в материалах с учетом запасов на цену за единицу материального
ресурса. Определяем общий объем закупок материалов поквартально и в целом на
год.
1 квартал: 11021,67 кв. м. ∙ 120 руб. = 1322600 руб.
Аналогично производятся расчеты для последующих периодов
Расчет необходимого объема закупок материалов у поставщиков с учетом
запланированных запасов представлен в таблице 9.
Таблица 9
Бюджет прямых материальных затрат
Показатели
|
Квартал
|
Итого
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Объем производства, кв. м.
|
8 400
|
8 500
|
9 200
|
8 900
|
35 000
|
Норма расхода на 1 кв. м.
плитки, кв. м.
|
1,20
|
1,20
|
1,20
|
1,20
|
1,20
|
Планируемый расход
керамической плитки, кв. м.
|
10 080
|
10 200
|
11 044
|
10 680
|
42 000
|
Остаток материалов на конец
периода: плитка, кв. м.
|
1 020
|
1 104
|
1 068
|
2 700
|
2 700
|
Остаток материалов на
начало периода: плитка, кв. м.
|
78
|
1 020
|
1 104
|
1 068
|
78
|
Потребность материалов с
учетом запасов: плитка, кв. м.
|
11 021
|
10 284
|
11 004
|
12 312
|
44 621
|
Цена за единицу, руб.
|
120
|
120
|
120
|
120
|
120
|
Объем закупок: плитка, руб.
|
1 322 600
|
1 234 080
|
1 320 480
|
1 477 440
|
5 354 600
|
Бюджет прямых затрат на материалы, как правило, составляется с учетом
сроков и порядка погашения кредиторской задолженности поставщикам за
отгруженные материалы.
В соответствии с условиями договоров поставки оплата поставщикам
осуществляется следующим образом: 95% оплачивается в тот же квартал, в котором
была получена продукция, 5% - в следующем квартале. При этом кредиторская
задолженность, имеющаяся на начало года, должна быть полностью погашена в первом
квартале. Бюджет погашения кредиторской задолженности представлен в таблице 10.
Все расчеты выполняются аналогично расчетам погашения дебиторской
задолженности (таблица 19). Величина кредиторской задолженности на начало года
определяется из баланса и составляет 41 000 руб. В расчет необходимо включать
задолженность поставщикам с учетом налога на добавленную стоимость.
Погашение кредиторской задолженности за материалы, отгруженные в первом
квартале, распределится по кварталам следующим образом:
− в первом квартале оплата составит:
322 600 руб. ∙ 0,95 = 1 256 470 руб.
− во втором квартале:
322 600 руб. ∙ 0,05 = 66 130 руб.
Таблица 10
Бюджет погашения кредиторской задолженности, в рублях
Показатели
|
Квартал
|
Итого
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
КЗ за предыдущий год
|
41 000
|
-
|
-
|
-
|
41 000
|
КЗ за отчетный период:
|
1 256 470
|
66 130
|
-
|
-
|
1 322 600
|
1 квартал
|
|
|
|
|
|
2 квартал
|
-
|
1 172 376
|
61 704
|
-
|
1 234 080
|
3 квартал
|
-
|
-
|
1 254 456
|
66 024
|
1 320 480
|
4 квартал
|
-
|
-
|
-
|
1 403 568
|
1 403 568
|
Итого
|
1 297 470
|
1 238 506
|
1 316 160
|
1 469 592
|
5 321 728
|
КЗ на 1 января следующего
года
|
73 872
|
-
|
-
|
-
|
73 872
|
Таким образом, по горизонтали показывается распределение сумм погашения
кредиторской задолженности (поквартально) за материалы, полученные в первом
квартале, а по вертикали - денежные выплаты поставщикам, которые будут
осуществлены в первом квартале и впоследствии найдут отражение в бюджете
движения денежных средств. Аналогично производятся расчеты для последующих
периодов.
Прямые затраты на оплату труда - это затраты на заработную плату
основного производственного персонала.
Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливается, исходя из бюджета
производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного
производственного персонала [19, с. 13].
В рамках рассматриваемого примера: норма затрат труда по облицовочным
работам составляет 4 часа на 1 кв.м.; часовая заработная плата рабочих - 70
руб.; заработная плата выплачивается в том же периоде, в котором начислена.
Расчеты по начислению и выплате заработной платы основному производственному
персоналу представлены в таблице 11.
На первом этапе разработки бюджета прямых трудовых затрат необходимо
рассчитать продолжительность производства работ. Для этого запланированный
объем производства умножают на норму затрат труда на 1 кв. м. облицовочных
работ.
1 квартал: 8 400 кв. м. ∙ 4 час. = 33 600 час.
Следующим шагом будет производиться начисление заработной платы:
продолжительность производства умножаем на часовую заработную плату рабочих.
Так как заработная плата, согласно условию, выплачивается в том же периоде, в
котором и начислена, то строка 5 и строка 6 данной таблицы имеют одни и те же
величины.
1 квартал: 33 600 час. ∙ 70,00 руб. = 2 352 000 руб.
Аналогично производится расчет для последующих периодов [24].
стратегический оперативный финансовый бюджетирование
Таблица 11
Бюджет прямых трудовых затрат
Показатели
|
Квартал
|
Итого
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Объем производства, кв. м.
|
8 400
|
8 500
|
9 200
|
8 900
|
35 000
|
Трудозатраты на 1 кв. м,
час.
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
Продолжительность
производства, час.
|
33 600
|
34 000
|
36 800
|
35 600
|
140 000
|
Часовая зарплата, руб.
|
70
|
70
|
70
|
70
|
70
|
Начислена зарплата, руб.
|
2 352 000
|
2 380 000
|
2 576 000
|
2 492 000
|
9 800 000
|
Выплачена зарплата, руб.
|
2 352 000
|
2 380 000
|
2 576 000
|
2 492 000
|
9 800 000
|
Для целей планирования общепроизводственные расходы (ОПР) делятся на две
части: переменные и постоянные ОПР.
Сформируем бюджет общепроизводственных расходов для предприятия на основе
следующих исходных данных:
− норма переменных общепроизводственных зависит от
продолжительности производства и составляет 27 руб. за 1 час работ;
− в состав постоянных ОПР входят: амортизационные отчисления
основных средств - 37 500 руб. в квартал.
Расчет планируемых общепроизводственных расходов представлен в таблице
12.
Для расчета переменных общепроизводственных расходов необходимо
продолжительность производства, рассчитанную в таблице 20, умножить на норму
переменных ОПР:
1 квартал: 33 600 час. ∙ 27 руб. = 907 200 руб.
Расчет амортизационных отчислений производим по старому и вновь
приобретенному оборудованию. В первом квартале фирма приобретает новое
оборудование на сумму 217 000 руб. Новое оборудование, согласно условию,
вводится в эксплуатацию во втором квартале. Следовательно, начиная со второго
квартала амортизационные отчисления будут начисляться не только по старому, но
и по новому оборудованию: амортизация равномерная, 10 % в год. Амортизационные
отчисления по новому оборудованию в квартал составят:
(217 000 руб. ∙ 0,1): 4 = 5 425 руб.
Начиная со второго квартала, в состав постоянных общепроизводственных
расходов будут включены амортизационные отчисления в размере:
500 руб. + 5 425 руб. = 42 925 руб.
Общая сумма запланированных на период общепроизводственных расходов
складывается из двух частей: переменной и постоянной.
1 квартал: 907 200 руб. + 75 000 руб. = 982 200 руб.
Таблица 12
Бюджет общепроизводственных (трудовых) расходов
Показатели
|
Квартал
|
Итого
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Продолжительность
производства, час.
|
33 600
|
34 000
|
36 800
|
35 600
|
140 000
|
Норма переменных ОПР, руб.
|
27
|
27
|
27
|
27
|
27
|
Переменные ОПР, руб.
|
907 200
|
918 000
|
993 600
|
961 200
|
3 780 000
|
Постоянные ОПР:
|
75 000
|
75 000
|
75 000
|
75 000
|
300 000
|
в т.ч. амортизация
основного капитала
|
37 500
|
42 925
|
42 925
|
42 925
|
166 275
|
Итого постоянные ОПР, руб.
|
75 000
|
75 000
|
75 000
|
75 000
|
300 000
|
Всего планируемые ОПР, руб.
|
982 200
|
993 000
|
1 068 600
|
1 036 200
|
4 080 000
|
Сумма амортизации включается в себестоимость продукции (работ, услуг), но
это не текущий расход, а первоначальная инвестиция, поэтому при расчете оплаты
общепроизводственных расходов (таблица 25) нужно вычесть сумму амортизационных
отчислений из общей суммы запланированных ОПР.
1 квартал: 982 200 руб. - 37 500 руб. = 944 700 руб.
Теперь мы имеем все исходные данные для составления калькуляции
переменной производственной себестоимости 1 кв.м. облицовочных работ. Расчет
представлен в таблице 14.
Нормы расхода материалов на 1 кв.м. облицовочных работ и цена за единицу
материального ресурса берутся из таблицы 9, данные по прямым трудовым затратам
- из таблицы 11, данные по переменным общепроизводственным расходам - из
таблицы 12 [24].
Таблица 13
Бюджет оплаты общепроизводственных расходов, в рублях
Показатели
|
Квартал
|
Итого
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Планируемые ОПР
|
982 200
|
993 000
|
1 068 600
|
1 036 200
|
4 080 000
|
Амортизационные отчисления
|
37 500
|
42 925
|
42 925
|
42 925
|
166 275
|
Итого ОПР к оплате
|
944 700
|
950 075
|
1 025 675
|
993 275
|
3 913 725
|
Таблица 14
Калькуляция переменной производственной себестоимости единицы работ
Статьи затрат
|
Норма расхода на 1 кв. м.
|
Себестоимость, руб.
|
Сумма, руб.
|
Материальные затраты,
плитка
|
1,2 кв. м.
|
120
|
144
|
Заработная плата,
|
4 ч.
|
70
|
280
|
Переменные ОПР
|
4 ч.
|
27
|
108
|
Итого затрат
|
|
|
532
|
Коммерческие расходы представлены расходами на рекламу, в состав
управленческих расходов входят: расходы на аренду и заработная плата
административно-управленческого персонала (АУП). Все расходы являются
постоянными, то есть не зависят от изменения уровня деловой активности
предприятия (объема продаж или объема производства). Так как состав расходов не
велик, объединим расчет коммерческих и управленческих расходов (таблица 15).
Таким образом, начисленные коммерческие и управленческие расходы, которые
будут учитываться при расчете прибыли, для первого квартала составляют:
000 руб. + 80 000 руб. + 5 000 руб. = 97 000 руб.
Аналогично производятся расчеты для всех последующих кварталов и в целом
на год.
Таблица 15
Бюджет коммерческих и управленческих расходов, в рублях
Показатели
|
Итого
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Административно-сбытовые
расходы:
|
12 000
|
12 000
|
11 000
|
11 000
|
46 000
|
Реклама
|
|
|
|
|
|
Заработная плата АУП
|
80 000
|
80 000
|
85 000
|
85 000
|
330 000
|
Аренда офиса
|
5 000
|
4 000
|
4 000
|
3 000
|
16 000
|
Итого начислено
|
97 000
|
96 000
|
100 000
|
99 000
|
392 000
|
Итого к оплате
|
97 000
|
96 000
|
100 000
|
99 000
|
392 000
|
Формирование прогнозного отчета о прибылях и убытках базируется на методе
учета переменных затрат, при котором в производственную себестоимость
включаются только переменные затраты, а именно: прямые материальные затраты,
прямые трудовые затраты и общепроизводственные расходы в переменной части.
Постоянные общепроизводственные расходы рассматриваются как расходы отчетного
периода и списываются на себестоимость реализованной продукции. Прогнозный
отчет о прибылях и убытках представлен в таблице 16.
Выручка от реализации работ берется из таблицы 6. Переменные затраты
определяются расчетным путем: переменные затраты на единицу продукции (таблица
14) умножить на объем продаж в натуральных единицах измерения (таблица 6).
1 квартал: 8 400 кв. м. ∙ 532 руб. = 4 468 800 руб.
В состав переменных затрат входят только производственные, коммерческих и
управленческих - нет. Маржинальная прибыль определяется как разность между
выручкой от реализации и переменными затратами.
1 квартал: 5 880 000,00 руб. - 4 468 800,00руб. = 1 411 200,00 руб.
Постоянные производственные расходы рассчитаны в таблице 11, постоянные
управленческие - в таблице 15. Прибыль от реализации рассчитывается как
разность между маржинальной прибылью и постоянными расходами.
1 квартал: 1 411 200 руб. - 172 000 руб. = 1 239 200 руб.
Аналогично производятся расчеты для всех последующих кварталов.
Таблица 16
Прогнозный отчет о прибылях и убытках, в рублях
Показатели
|
Квартал
|
Итого
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Выручка от реализации
|
5 880 000
|
5 950 000
|
6 440 000
|
6 230 000
|
24 500 000
|
Переменные затраты
|
4 468 800
|
4 522 000
|
4 894 400
|
4 734 800
|
18 620 000
|
Маржинальная прибыль
|
1 411 200
|
1 428 000
|
1 545 600
|
1 495 200
|
5 880 000
|
Постоянные расходы:
|
75 000
|
75 000
|
75 000
|
75 000
|
300 000
|
производственные
|
|
|
|
|
|
управленческие
|
97 000
|
96 000
|
100 000
|
99 000
|
392 000
|
Итого
|
172 000
|
171 000
|
175 000
|
174 000
|
692 000
|
Прибыль от реализации
|
1 239 200
|
1 257 000
|
1 370 600
|
1 321 200
|
5 188 000
|
Налог на прибыль. Налоговой базой при исчислении налога на прибыль
(таблица 17) является денежное выражение прибыли (доходы, полученные в
натуральной форме, учитываются исходя из цены сделки, которая соответствует
рыночной цене). В настоящее время по налогу на прибыль установлена налоговая
ставка (основная) в размере 20 %. Расчет налогового платежа, подлежащего уплате
в бюджет, определяется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку.
Налог на прибыль в первом квартале:
239 200,00 руб. ∙ 0,2 = 247 840,00 руб.
Чистая прибыль определяется путем вычитания суммы налога на прибыль из
величины прибыли до налогообложения.
1 квартал: 1 239 200,00 руб. - 247 840,00 руб. = 991 360,00 руб.
Аналогично производятся расчеты для всех последующих кварталов.
Таблица 17
Расчет налога на прибыль, в рублях
Показатели
|
Квартал
|
Итого
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Прибыль от реализации
|
1 239 200
|
1 257 000
|
1 370 600
|
1 321 200
|
5 188 000
|
Прибыль до налогообложения
|
1 239 200
|
1 257 000
|
1 370 600
|
1 321 200
|
5 188 000
|
Налог на прибыль
|
247 840
|
251 400
|
274 120
|
264 240
|
1 037 600
|
Чистая прибыль
|
991 360
|
1 005 600
|
1 096 480
|
1 056 960
|
4 150 400
|
Инвестиционный бюджет фирмы определяется как потребностями текущего
бюджетного периода (закупка оборудования и пр.), так и временным периодом,
выходящим за рамки бюджетного (капитальное строительство, программы
модернизации и пр.). В первом квартале предприятие приобретает оборудование
стоимостью 217 000 руб. Срок оплаты 2 квартал. Бюджет инвестиций представлен в
таблице 18.
Таблица 18
Бюджет инвестиций, в рублях
Показатели
|
Квартал
|
Итого
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Стоимость нового
оборудования
|
-
|
217 000
|
-
|
-
|
217 000
|
Итого к оплате
|
-
|
217 000
|
-
|
-
|
217 000
|
Сальдо денежных средств на начало периода берется из баланса по статьям
«Касса», «Расчетные счета», «Валютные счета». Сальдо денежных средств на конец
периода определяется расчетным путем: к денежному потоку за планируемый период
прибавляется сальдо на начало периода. Основные показатели бюджета движения
денежных средств представлены в таблице 19.
После составления предварительного варианта бюджета движения денежных
средств необходимо тщательно проанализировать плановый уровень финансового
дефицита (профицита) компании на бюджетный период.
Таблица 19
Бюджет движения денежных средств, в рублях
Показатели
|
Квартал
|
Итого
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Денежные поступления
|
4 822 000
|
5 936 000
|
6 342 000
|
6 272 000
|
23 372 000
|
Денежные выплаты:
|
1 297 470
|
1 238 506
|
1 316 160
|
1 469 592
|
5 321 728
|
поставщикам за материалы
|
|
|
|
|
|
заработная плата рабочим
|
2 352 000
|
2 380 000
|
2 576 000
|
2 492 000
|
9 800 000
|
ОПР
|
944 700
|
950 075
|
1 025 675
|
993 275
|
3 913 725
|
управленческие расходы
|
97 000
|
96 000
|
100 000
|
99 000
|
392 000
|
Налог на прибыль
|
40 000
|
0
|
0
|
0
|
40 000
|
Выплаты за новое
оборудование
|
0
|
217 000
|
0
|
0
|
217 000
|
Итого выплат
|
4 731 170
|
4 881 581
|
5 017 835
|
5 053 867
|
19 684 453
|
Баланс денежных поступлений
и выплат
|
90 830
|
1 054 419
|
1 324 165
|
1 218 133
|
3 687 547
|
Сальдо:
|
|
|
|
|
|
на начало квартала
|
100 000
|
190 830
|
1 245 249
|
2 569 414
|
100 000
|
на конец квартала
|
190 830
|
1 245 249
|
2 569 414
|
3 787 547
|
3 787 547
|
Кроме того, сальдо денежных средств на конец планируемого периода
сравнивается с нормативным показателем минимальной суммы денежных средств,
которая должна постоянно поддерживаться организацией. Разность представляет
собой неизрасходованный излишек денег или недостаток денежных средств.
Сальдо денежных средств на конец каждого квартала должно быть не меньше
70 000 руб. В случае наличия на расчетном счете остатка денежных средств в
размере, превышающем 5 000 руб., имеется возможность воспользоваться услугой
банковского депозита (пополняемый депозит) на следующих условиях: сумма вклада
должна быть кратна 500 руб., под 8% годовых, на период 1 года (по предложению
банка Урал-Лига на октябрь 2013 года).
Таким образом, денежные поступления в первом квартале составят 90 830
руб., следовательно, можно положить денежную сумму в размере 90 500 руб. на
депозит во втором квартале, при этом на сумму депозита начисляется 2 %
поквартально.
Аналогично производятся расчеты для последующих периодов. Результаты
откорректированного бюджета денежных средств представлены в таблице 20.
Таблица 20
Откорректированный бюджет движения денежных средств, в рублях
Показатели
|
Квартал
|
Итого
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Баланс денежных поступлений
и выплат
|
90 830
|
1 054 419
|
1 324 165
|
1 218 133
|
3 687 547
|
Вложенные денежные средства
на депозит
|
0
|
90 500
|
1 054 000
|
1 324 000
|
2 468 500
|
Начисленные проценты
|
0
|
0
|
1 810
|
49 370
|
51 180
|
Откорректированный баланс
|
90 830
|
963 919
|
1 324 165
|
1 359 813
|
3 738 727
|
Откорректированное сальдо
|
|
|
|
|
|
на начало года
|
100 000
|
190 830
|
1 154 749
|
2 478 914
|
100 000
|
на конец года
|
190 830
|
1 154 749
|
2 478 914
|
3 838 727
|
3 838 727
|
Проценты по депозиту входят в состав прочих доходов и должны учитываться
при расчете прибыли предприятия.
Формирование прогнозного отчета о прибылях и убытках базируется на методе
учета переменных затрат, при котором в производственную себестоимость
включаются только переменные затраты, а именно: прямые материальные затраты,
прямые трудовые затраты и общепроизводственные расходы в переменной части.
Постоянные общепроизводственные расходы рассматриваются как расходы отчетного
периода и списываются на себестоимость реализованной продукции.
Произведем корректировку бюджета прибылей и убытков (таблица 21) на сумму
начисленных процентов по депозиту.
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате реализации
запланированных на бюджетный период мероприятий предприятие получит прибыль от
реализации выполненных работ в сумме 4 191 344 руб.
Таблица 21
Бюджет прибылей и убытков, в рублях
Наименование
|
На весь объем
|
На единицу работ
|
Выручка
|
24 500 000
|
700
|
Затраты переменные
|
18 620 000
|
532
|
Производственные
|
|
|
Итого
|
18 620 000
|
532
|
Прибыль маржинальная
|
5 880 000
|
168
|
Постоянные затраты
|
392 000
|
-
|
Административные
|
|
|
Накладные
|
300 000
|
-
|
Итого
|
692 000
|
-
|
Прибыль от оказания услуг
|
5 188 000
|
-
|
Проценты по депозиту
|
51 180
|
-
|
Прибыль до налогообложения
|
5 239 180
|
-
|
Налог на прибыль
|
1 047 836
|
-
|
Прибыль чистая
|
4 191 344
|
-
|
Если руководство фирмы устраивает запланированный результат от
производственной деятельности, то разработанный бюджет принимается как основной
финансовый документ на предстоящий период.
3.
Оптимизация бюджета доходов и расходов «Альянс»
По результатам расчетов и последующих выводов в предыдущей главе были обнаружены
некоторые «слабые» места организации. Согласно выбранным данным предприятию
необходимо провести определенные мероприятия, направленные на балансирование и
оптимизацию составленного бюджета, а именно оптимизацию денежных потоков [32].
Оптимизация денежных потоков представляет собой процесс выбора наилучших
форм их организации на предприятии с учетом условий и особенностей
осуществления его хозяйственной деятельности.
Основными целями оптимизации денежных потоков предприятия являются:
- обеспечение сбалансированности объемов денежных потоков;
- обеспечение синхронности формирования денежных потоков во времени;
- обеспечение роста чистого денежного потока предприятия.
Основными объектами оптимизации выступают:
- положительный денежный поток;
- отрицательный денежный поток;
- остаток денежных активов;
- чистый денежный поток.
Основу оптимизации денежных потоков предприятия составляет обеспечение
сбалансированности объемов положительного и отрицательного их видов. На
результаты хозяйственной деятельности предприятия отрицательное воздействие
оказывают как дефицитный, так и избыточный денежные потоки.
В результате проведенных расчетов на предприятии наблюдается избыточный
денежный поток, но это не всегда является положительным результатом
деятельности фирмы.
Отрицательные последствия избыточного денежного потока проявляются в
потере реальной стоимости временно неиспользуемых денежных средств от инфляции,
потере потенциального дохода от неиспользуемой части денежных активов в сфере
краткосрочного их инвестирования, что в конечном итоге также отрицательно
сказывается на уровне рентабельности активов и собственного капитала
предприятия [33].
Методы оптимизации избыточного денежного потока предприятия связаны с
обеспечением роста его инвестиционной активности. В системе этих методов могут
быть использованы:
увеличение объема расширенного воспроизводства операционных внеоборотных
активов;
осуществление региональной диверсификации операционной деятельности
предприятия;
активное формирование портфеля финансовых инвестиций;
досрочное погашение долгосрочных финансовых кредитов.
На начало года коэффициент концентрации заемного капитала равен 0,08. На
конец года коэффициент увеличился до значения 0,18. Динамика показателя
незначительно положительная, предприятие остается в большей степени зависимо от
внешних источников финансирования. Однако если изменить некоторые условия,
значение коэффициента можно частично повысить до первоначального уровня.
По исходным данным организация должна оплачивать счета поставщиков в
соотношении 95% в том же квартале, когда получены материалы, и 5% в следующем.
Допустим, что оплата счетов поставщика будет происходить полностью в том же
квартале, когда организация получила необходимое количество материалов.
Изменения данного условия повлечет за собой корректировку в следующих планах:
план погашения кредиторской задолженности, бюджет движения денежных средств,
бюджет прибылей и убытков, прогнозный баланс на конец анализируемого периода.
С учетом изменения условий оплаты план погашения кредиторской
задолженности будет изменен следующим образом. Величина кредиторской
задолженности на начало года определяется из баланса и составляет 41 000 руб.
Погашение кредиторской задолженности (КЗ) за материалы, отгруженные в
первом квартале: 1 322 600 руб. ∙ 1 = 1 322 000 руб.
во втором квартале: 1 234 080 руб. ∙ 1 = 1 234 080 руб.
Таблица 22
Бюджет погашения кредиторской задолженности, в рублях
Наименование
|
Квартал
|
Итого
|
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
|
Погашение кредиторской
задолженности на 1 января
|
41 000
|
-
|
-
|
-
|
41 000
|
Погашение кредиторской
задолженности за керамическую плитку отгруженную в 1 кв.
|
1 322 600
|
-
|
-
|
-
|
1 322 600
|
Погашение кредиторской
задолженности за керамическую плитку отгруженную во 2 кв.
|
-
|
1 234 080
|
-
|
-
|
1 234 080
|
Погашение кредиторской
задолженности за керамическую плитку отгруженную в 3 кв.
|
-
|
-
|
1 320 480
|
-
|
1 320 480
|
Погашение кредиторской
задолженности за керамическую плитку отгруженную в 4 кв.
|
-
|
-
|
-
|
1 477 440
|
1 477 440
|
Итого денежных выплат
поставщикам
|
1 363 600
|
1 234 080
|
1 320 480
|
1 477 440
|
5 395 600
|
Следовательно, по сравнению с расчетами, проведенными во второй главе
(таблица 22), кредиторская задолженность на конец года отсутствует.
Проведем корректировку бюджета движения денежных средств. Все расчеты
аналогичны расчетам в таблице 20.
Таблица 23
Бюджет денежных поступлений и выплат, в рублях
Наименование
|
Квартал
|
Итого
|
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
|
Сальдо денежных средств на
начало месяца
|
100000
|
124700
|
1183545
|
2503390
|
3713675
|
Денежные поступления:
|
4822000
|
5936000
|
6342000
|
6272000
|
23 372 000
|
Денежные средства от
оказания услуг
|
|
|
|
|
|
Итого денежных поступлений
|
4822000
|
5936000
|
6342000
|
6272000
|
23 372 000
|
Денежные выплаты:
|
1363600
|
1234080
|
1320480
|
1477440
|
5395600
|
Поставщикам
|
|
|
|
|
|
Заработная плата рабочим
|
2352000
|
2380000
|
2576000
|
2492000
|
9800000
|
По
производственно-накладным расходам
|
944700
|
950075
|
1025675
|
993275
|
3913725
|
По административно-сбытовым
расходам
|
97000
|
96000
|
100000
|
99000
|
392000
|
Налог на прибыль
|
40000
|
0
|
0
|
0
|
40000
|
Выплаты за новое
оборудование
|
0
|
217 000
|
0
|
0
|
217 000
|
Итого выплат
|
4797300
|
4877155
|
5022155
|
5061715
|
19758325
|
Минимальное сальдо денежных
средств на конец квартала
|
70000
|
70000
|
70000
|
70000
|
70000
|
Превышение/недостаток
денежных средств
|
54700
|
1113545
|
2433390
|
3643675
|
3643675
|
Сальдо денежных средств на
конец квартала
|
124700
|
1183545
|
2503390
|
3713675
|
7327350
|
Анализ предварительного варианта бюджета движения денежных средств
показывает, что в первом квартале имеется финансовый излишек сальдо денежных
средств на конец планируемого года. В случае наличия положительного остатка
денежных средств, превышающем 5000 руб., имеется возможность воспользоваться
услугой банковского депозита.
Процентная ставка по депозиту составляет 8% годовых, значит, за квартал
ставка по депозиту составит 2%.
По исходным данным сальдо денежных средств должно быть не менее 70 000
рублей, сумма вклада должна быть кратна 500 рублей.
Таблица 24
Финансовое решение (банковский депозит)
Наименование
|
Квартал
|
Итого
|
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
|
Внесение депозита на 2 кв.
и начисление процентов
|
-
|
24 500
|
490
|
-
|
24 990
|
Внесение дополнительных
средств на депозит в 3кв.и начисление процентов
|
-
|
-
|
1 058 500
|
21 170
|
1 079 670
|
Внесение дополнительных
средств на депозит в 4кв.
|
-
|
-
|
-
|
1 319 500
|
1 319 500
|
Начисление процентов за 4 кв.
на 31.12
|
-
|
-
|
-
|
26 390
|
26 390
|
Итого
|
-
|
24 500
|
1 058 990
|
1 367 060
|
2 450 550
|
Сумма начисленных процентов
за год на 31.12
|
48 050
|
-
|
-
|
0
|
48 050
|
Сумма перечисленных
денежных средств с депозита на р.с.
|
1 367 550
|
-
|
0
|
0
|
1 367 550
|
Проценты по депозиту нужно учитывать как денежные поступления. Произведем
корректировку бюджета денежных поступлений и выплат с учетом получения
процентов по депозиту (таблица 25).
Таблица 25
Бюджет денежных поступлений и выплат с учетом получения процентов по
депозиту
Наименование
|
Квартал
|
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
Итого
|
1. Баланс денежных
поступлений и выплат
|
24700
|
1058845
|
1319845
|
1210285
|
3613675
|
2. Вложенные денежные
средства на депозит
|
-
|
24500
|
1058500
|
1319500
|
2402500
|
3. Дополнительное
финансирование (начисленные проценты)
|
-
|
-
|
490
|
48050
|
48540
|
4. Откорректированный
баланс поступлений и выплат
|
24700
|
1034345
|
1319845
|
1283325
|
3662215
|
4. Откорректированное
сальдо денежных средств:
|
100000
|
124700
|
1159045
|
2478890
|
100000
|
4.1 на начало года
|
|
|
|
|
|
4.2 на конец года
|
124700
|
1159045
|
2478890
|
3762215
|
3762215
|
Таким образом, денежные поступления за год составят 3 613 675 руб., из
них на депозит под 8% годовых предприятие может положить 2 402 500 руб., в
результате начисленные проценты составят 48 540 руб.
Семма денежных поступлений с учетом получения процентов по депозиту
составит 3 662 215 руб.
Проценты по депозиту необходимо учитывать при расчете прибыли до
налогообложения, которая будет равна сумме прибыли от оказания услуг и
процентов по депозиту. Произведен расчет бюджета прибылей и убытков (таблица
26)
Таблица 26
Бюджет прибылей и убытков, в рублях
Наименование
|
На весь объем
|
На 1 единицу
|
Выручка
|
24 500 000
|
700
|
Затраты переменные
|
|
|
Производственные
|
18 620 000
|
532
|
Итого
|
18 620 000
|
532
|
Прибыль маржинальная
|
5 880 000
|
168
|
Постоянные затраты
|
|
|
Административные
|
392 000
|
-
|
Накладные
|
300 000
|
-
|
Итого
|
692 000
|
-
|
Прибыль от оказания услуг
|
5 188 000
|
-
|
Проценты по депозиту
|
48 540
|
-
|
Прибыль до налогообложения
|
5 236 540
|
-
|
Налог на прибыль
|
1 047 308
|
-
|
Прибыль чистая
|
4 189 232
|
-
|
В результате корректировки бюджета прибылей и убытков, у фирмы есть
возможность выплатить задолженность по налогу на прибыль. За период
деятельности фирмы, который составляет 4 квартала, задолженность по налогу на
прибыль составляет 1 047 308 руб. Следовательно, сумма задолженности за один
квартал составит 269 108 руб. Выплатить задолженность фирма может только за три
квартала, так как в первом квартале денежные поступления составляют меньшую
сумму, чем сумма задолженности по налогу на прибыль за один месяц. В результате
778 200 руб. будут погашены в счет задолженности по налогу на прибыль, остаток
на следующий период составит 269 108 руб.
Можно сделать вывод, что в результате реализации запланированных
мероприятий предприятие получит прибыль от реализации выполненных работ в сумме
4 189 216 руб. (прибыль от реализации выполненных работ без учета полной оплаты
кредиторской задолженности и оплаты налога в бюджет составит 4 191 344 руб.).
Если руководство компании устраивает запланированный результат от
производственной деятельности, то разработанный план принимается как основной
финансовый документ на предстоящий период.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджетирование на строительном предприятии заключается в установлении
целей его деятельности на определенный период, путей их реализации и ресурсного
обеспечения. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих
последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее
эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и
предприятием в целом.
Бюджет представляет собой выраженные в конкретных показателях цели,
альтернативы достижения целей, последствия возникновения альтернатив на цели,
фактические результаты реализации управленческий решений, отклонения от
запланированных результатов. Его так же можно определить как процесс принятия
решений, с помощью которого предприятие оценивает целесообразность притока и
оттока активов.
Поэтому система бюджетирования является одним из главных инструментов
финансовой политики направленной на более эффективное управление организацией.
Система бюджетов позволяет получать полную информацию
о необходимых финансовых и материальных ресурсах, предсказать периоды с их
дефицитом и принять соответствующие меры (сдвиг платежей по времени на более
поздние сроки, взятие кредитов, увеличение объема продаж и т.д.). Планирование
поможет избежать банкротства.
Поставленная цель курсовой работы была достигнута посредством следующих
задач:
. Рассмотрены теоретические аспекты бюджетирования.
2. Разработан бюджет предприятия.
. Проанализировано финансовое состояние предприятия, с помощью
финансовых коэффициентов и показателей.
. Отражены способы оптимизации и балансирования разработанного
бюджета.
В результате деятельности предприятия произошло увеличение валюты баланса
на 5 232 052 руб.
Прирост валюты баланса в сумме 5 232 052 руб. в большей мере направлен на
формирование оборотных активов (5 408 727 руб.) и в меньшей мере на
формирование внеоборотных активов (780 725 руб.).
Финансовым результатом деятельности предприятия, исходя из бюджета,
является прибыль от оказания работ в размере 5 188 000 руб., прибыль
предприятия с учетом процентов по депозиту составляет 5 239 180 руб., налог на
прибыль равен 1 047 836 руб., в результате чистая прибыль составляет 4 191 344
руб.
В курсовой работе рассмотрены коэффициенты платежеспособности:
коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент текущей ликвидности,
коэффициент критической ликвидности; коэффициенты финансовой устойчивости:
коэффициенты автономии, концентрации заемного капитала, соотношения заемного и
собственного капитала; рассмотрены коэффициенты рентабельности.
По значениям данных коэффициентов можно наблюдать рост всех показателей,
по отношению с началом года, что является положительной тенденцией для
рассматриваемого предприятия.
Менеджеры предприятия разработали методы оптимизации бюджета, благодаря
которым оно может улучшить свое финансовое состояние и увеличить прибыль:
1. Погашение
кредиторской задолженности в полном размере за каждый квартал
2. Оплата суммы задолженности по налогу на прибыль
Если предприятие погашает кредиторскую задолженность в полном размере за
каждый квартал, сумма выплат поставщикам составит 5 395 600 руб.
Погашение суммы задолженности по налогу на прибыль составит 778 200 руб.,
остаток на следующий год составит 269 108 руб.
Таким образом, за счет данных финансовых решений кредиторская
задолженность поставщикам имеет нулевое значение, задолженность по налогу на
прибыль составляет 269 108 руб. В результате сумма пассивов составляет 5 334
740 руб.
Таким образом, в ходе составления бюджета согласуется
деятельность различных подразделений предприятия. Каждый руководитель четко
понимает свой вклад и ответственность при формировании бюджета. На практике
возможны ситуации, когда планы подразделений в совокупности не дают
реализуемого плана. В связи с этим одной из важных функций бюджетирования
является разрешение противоречий между подразделениями на основе, выгодной для
предприятия в целом.
Нужно отметить, что бюджетирование является важным процессом необходимым
для улучшения финансово-экономического состояния и повышения финансовой
устойчивости как предприятия в целом, так и отдельных его структурных
подразделений.
Список
использованной литературы
1. Агапова,
Т.А. Бюджетирование: учебное пособие/ Т.А. Агапова, - Москва: Изд-во «КноРус»,
2012. - 312 с.
2. Адамов,
Н.А. Бюджетирование в коммерческой организации: учебное пособие / Н.А. Адамов,
- Санкт-Петербург: «Питер», 2014. - 136 с.
. Аксенова,
В.О. Бюджетирование - теория и практика: учебное пособие/ Л.С. Шаховская, -
Москва: Изд-во «КноРус», 2015. - 396 с.
. Бурлаков,
Г.А. Бюджетирование. Финансы под жестким контролем: Бизнес-курс: учебное
пособие / Г.А. Бурлаков, - Москва: Изд-во «М», 2014. - 92 с.
. Бурнов,
Г.Н. Бюджетирование: шаг за шагом. / Г.Н. Бурнов, О.И. Кузнецова. - Москва:
Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2015. - 268 с.
. Бурцев,
В.В. Финансовый менеджмент / В.В. Бурцев // Через бюджетирование к эффективному
менеджменту. - 2013. - №12, - С.33-35.
. Виткалова,
А.П. Бюджетирование и контроль затрат в организации. / А.П. Виткалова, Д.П.
Миллер. - Москва: Изд-во «Дашков и Ко», 2013. - 128 с.
. Волкова,
О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях: учебное
пособие / О.Н. Волкова, - Москва: Изд-во «Финансы и статистика», 2014. - 272 с.
. Горемыкин,
В.А. Финансовый план и бюджет предприятия в бизнес-планировании / В.А.
Горемыкин // Справочник экономиста. - 2015. - № 12. - С. 14-22.
. Иванов,
Р.П. Бюджетирование. Практические аспекты постановки задачи / Р. Иванов //
Проблемы теории и практики управления. - 2015. - №1. - С. 75-80.
. Ивахник,
Д.А. Финансовый директор / Д.А. Ивахник // Выбор оптимального бюджета. - 2014.
- №6. - С. 24.
. Карпов,
А.Н. Автоматизация бюджетирования и управленческого учета с использованием ПК
«Интеграл»: учебное пособие / А.Н. Карпов, - Москва: Изд-во «Результат и
качество», - 2014. - 176 с.
. Карпов,
А.Н. Бюджетирование, как инструмент управления. Книга 1: учебное пособие / А.Н.
Карпов, - Москва: Изд-во «Результат и качество», 2015. - 400 с.
. Карпов,
А.Н. Бюджетный комитет компании. Книга 7: учебное пособие / А.Н. Карпов, -
Москва: Изд-во «Результат и качество», 2015. - 208 с.
. Карпов,
А.Н. Регламент системы бюджетирования. Книга 2: учебное пособие / А.Н. Карпов,
- Москва: Изд-во «Результат и качество», 2014. - 472 с.
. Карпов,
А.Н. Роль генерального директора в бюджетировании. Книга 6: учебное пособие /
А.Н. Карпов, - Москва: Изд-во «Результат и качество», 2015. - 208 с.
. Карпов,
А.Н. Роль финансовой дирекции в бюджетировании. Книга 5: учебное пособие / А.Н.
Карпов, - Москва: Изд-во «Результат и качество», 2015. - 256 с.
. Карпов,
А.Н. Технология постановки бюджетирования в компании. Книга 8: учебное пособие
/ А.Н. Карпов, - Москва: Изд-во «Результат и качество», 2014. - 336 с.
. Карпов,
А.Н. Финансовая модель бюджетирования. Книга 3: учебное пособие / А.Н. Карпов,
- Москва: Изд-во «Результат и качество», 2015. - 528 с.
. Карпов,
А.Н. Финансовая структура компании. Книга 4: учебное пособие / А.Н. Карпов, -
Москва: Изд-во «Результат и качество», 2013. - 352 с.
. Керимов,
В.Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях
производственной сферы: учебное пособие / В.Э. Керимов, - Москва: Изд-во
«Дашков и Ко», - 2013. - 476 с.
. Красова,
О.С. Бюджетирование и контроль затрат на предприятии: учебное пособие / О.С.
Красова, - Москва: Изд-во «Омега-Л», 2014. - 176 с.
. Кузьмина,
М.С. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной
сферы: учебное пособие / М.С. Кузьмина, - Москва: Изд-во «КноРус», 2012. - 248
с.
. Ларионова,
А.А. Бюджетирование на предприятиях индустрии туризма / А.А. Ларионова //
Финансовый менеджмент. - 2013. - №3. - С. 38-47.
. Леготина,
Ю.В. Финансы предприятий: задания и методические указания к практическим
занятиям / Ю.В. Леготина, - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2015. - 31 с.
. Рыбакова,
О.В. Бухгалтерский управленческий учет и бюджетирование: учебное пособие / О.В.
Рыбакова, - Москва: Изд-во «РАГС», 2014. - 232 с.
. Тимашкова,
Н.А. Бюджет глазами исполнителя / Н.А. Тимашкова // Наука ЮУрГУ. Секции
социально-гуманитарных наук: материалы 62-й науч. конф. - Челябинск: Издат.
центр ЮУрГУ, 2014. - Т. 2. - С. 275-277.
28. Хруцкий,
В.Е. Внутрифирменное бюджетирование: учебное пособие / В.Е. Хруцкий, Т.В.
Сизова, В.В. Гамаюнов. - Москва: Изд-во «Финансы и статистика», 2013. - 398 с.
29. Чаусов,
В. Бюджетирование деятельности банка / В. Чаусов // Бухгалтерия и банки. -
2014. - №11. - С. 22-25.
30. Шилоносова,
Н.В. Финансы предприятий: задания и методические указания к курсовой работе /
Н.В. Шилоносова, - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2014. - 16 с.
. Юсупова,
С.Я. Бюджетирование в системе управления / С.Я. Юсупова. // Бухгалтерский учет.
- 2014. - №8. - С. 59-63.
. Бюджетирование
на предприятии
. Бюджетирование
. Финансовое
планирование и разработка бюджета предприятия
Похожие работы на - Бюджетирование как инструмент управления финансовыми ресурсами организации
|