Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (на примере Муниципальное казенное учреждение Белоярского района 'Служба материально-технического обеспечения')

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,32 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (на примере Муниципальное казенное учреждение Белоярского района 'Служба материально-технического обеспечения')

АВТОНОМНАЯ НЕКОМЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

АНО ВО «Российский новый университет»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ






БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

на тему:

«Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (на примере Муниципальное казенное учреждение Белоярского района "Служба материально-технического обеспечения")»


Студента(ки) 5 курса

Козлович Екатерина Сергеевна






Москва 2015г

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования

.1 Понятие, сущность и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности

.2 Виды анализа финансово-хозяйственной деятельности и их классификация. Роль анализа и оценки основных показателей в деятельности организации

.3 Особенности проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности муниципальных казенных учреждений

ГЛАВА 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности МКУ Белоярского района «Служба материально-технического обеспечения» и оценка перспектив роста и развития

.1 Краткая организационно-экономическая характеристика учреждения

.2 Анализ баланса бюджета МКУ Белоярского района «Служба материально-технического обеспечения

.3 Оценка имущественного положения по данным баланса учреждения

.4 Оценка ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости

.5 Анализ показателей результатов деятельности учреждения

.6 Анализ и оценка перспектив роста и развития организации. Проблемы, сдерживающие рост и развитие организации

ГЛАВА 3. Пути улучшения финансово-хозяйственной деятельности МКУ Белоярского района «Служба материально-технического обеспечения».

.1 Разработка мероприятий по улучшению финансово-хозяйственной деятельности МКУ Белоярского района «Служба материально-технического

обеспечения»

3.2 Экономическое обоснование реализации мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время анализ хозяйственной деятельности занимает немаловажное место среди экономических наук. Его рассматривают в качестве одной из функций управления производством.

На современном этапе развития экономики вопрос оценки и анализа финансово-хозяйственной деятельности (АФХД) предприятия считается кране важным. От финансового состояния предприятия значительно зависит результат его деятельности. В связи с этим данному анализу на сегодняшний день уделяется повышенное внимание.

Устойчивое финансовое положение субъекта хозяйствования, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на осуществление производственных планов и обеспечение нужд производства нужными ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности ориентирована на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных средств, осуществление расчетной дисциплины.

Финансовое состояние предприятия может быть устойчивым, кризисным и неустойчивыми. Возможность хозяйствующего субъекта вовремя осуществлять платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, говорит о его хорошем финансовом состоянии.

В экономическом комплексе государства функционирует существенное число бюджетных учреждений, которые получают средства не только из государственного бюджета, но и из других (внебюджетных) источников. Бюджетные организации считаются значительными субъектами экономики при разных системах хозяйствования и в любой модели государственного устройства.

Актуальность темы состоит в том, что основное требование эффективного функционирования экономики государства считается оптимальное и экономное использование денежных средств государственного бюджета.

Бюджетное учреждение - одно из наиболее множественных групп учреждений, функционирующих в нашем государстве, существование которых обеспечивается за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов. ликвидность имущественный баланс бюджетный

В настоящее время продолжается реформа бюджетного процесса в Российской Федерации, важнейшими направлениями которой считаются: бюджетирование, направленное на результат, среднесрочное бюджетное составление плана, организация бюджетной функциональной классификации расходов бюджетов согласно программному принципу в соответствии с целями и задачами государственной политики.

В целях обеспечения прозрачности исполнения бюджета осуществляются мероприятия по совершенствованию бюджетной классификации, плана счетов бюджетного учета, процедур финансового планирования, отчетности об исполнении бюджетов.

Планирование доходов и расходов считается главным инструментом повышения эффективности управления бюджетными финансами.

Целью исследования является оценка состояния финансово-хозяйственной деятельности муниципального казенного учреждения и выработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности его деятельности.

Объектом в бакалаврской работе является деятельность казенного учреждения - муниципального казенного учреждения Белоярского района «Служба материально-технического обеспечения» (МКУ «СМТО»).

Предмет исследования - система финансово-экономических отношений по поводу формирования и использования финансовых ресурсов муниципальным казенным учреждением.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть теоретические основы оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, в частности, сущность, задачи, принципы анализа;

изучить информационную базу для проведения оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения;

изучить нормативное регулирование деятельности казенного учреждения;

проанализировать финансово-экономическое состояние МКУ «СМТО»;

оценить эффективность использования бюджетных средств в исследуемом учреждении;

рассмотреть современные подходы к оценке эффективности финансово-хозяйственной деятельности учреждения и пути ее совершенствования;

разработать предложения по улучшению финансово-хозяйственной деятельности МКУ «СМТО».

Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных в ходе исследования теоретических разработок и методических рекомендаций.

Структура и содержание определяются целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 33 источника. Исследование изложено на 61 страницах машинописного текста, содержит 6 таблиц и 2 рисунка. К работе приобщено 8 Приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

.1 Понятие, сущность и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности

Анализ финансово-хозяйственной деятельности - это системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путём обработки определённых источников информации (показателей плана, учёта, отчётности). Составляющими анализа финансово-хозяйственной деятельности являются финансовый и управленческий анализы.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений. В процессе его учетная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые периоды времени, с показателями других предприятий; определяется влияние разнообразных факторов на результаты хозяйственной деятельности; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и т.д. С помощью анализа финансово-хозяйственной деятельности достигается понимание, осмысление информации. По результатам анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, повышает его эффективность [22].

С научной точки зрения анализ и есть выделение сущности процесса или явления путем определения и последующего изучения всех его сторон и составляющих частей, обнаружения основы, связывающей все части в единое целое, и построение на этой основе закономерностей его развития. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия является основой принятия решений на уровне субъектов хозяйствования. С помощью аналитических исследований определяются наиболее значимые характеристики и стороны деятельности предприятия и делаются прогнозы на будущее и разрабатываются процедуры контроля за их исполнением [14].

Как функция управления, анализ финансово-хозяйственной деятельности тесно связан с планированием и прогнозированием производства, поскольку без глубокого анализа невозможно осуществление функций. Важная роль принадлежит анализу финансово-хозяйственной деятельности в подготовке информации для планирования, оценки качества и обоснованности плановых показателей, в проверке и объективной оценке выполнения планов. Утверждение планов для предприятия, по существу, также представляет собой принятие решений, которые обеспечивают развитие производства в будущем планируемом отрезке времени. При этом учитываются результаты выполнения предыдущих планов, изучаются тенденции развития предприятия, изыскиваются и учитываются дополнительные резервы производства.

Говоря о финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, следует принимать во внимание следующие ее особенности:

функционирование предприятия, его деловая активность носит цикличный характер. Анализ рекомендуется проводить на всех фазах экономического цикла;

на ход хозяйственных процессов оказывает влияние множество факторов субъективного и объективного характера. Все эти факторы в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности необходимо досконально изучать;

для отражения всей картины состояния предприятия важны количественные и качественные характеристики его деловой активности предприятия. Их анализ является важной частью анализа финансово-хозяйственной деятельности;

анализу на предприятии подвергается не только производственная и финансовая сфера, но и юридические, экологические и социальные аспекты;

не следует сравнивать предметы и сферы деятельности бухгалтерского учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности. Хотя обе науки изучают хозяйственную деятельность экономических субъектов [16].

Финансово-хозяйственная деятельность охватывает процессы формирования, обеспечения и движения сохранности имущества предприятия, контроля за его использованием. При проведении экономических исследований, в том числе при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия, существенным является:

установление цели и задач анализа, объекта или объектов анализа;

системы показателей, при помощи которых будет исследоваться каждый объект анализа;

последовательности и периодичности проведения анализа и т.д.

Объектом анализа финансово-хозяйственной деятельности являются

экономические результаты хозяйственной деятельности предприятия или отдельные стороны его финансово- хозяйственной деятельности.

Предметом анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, происходящих в производственной и финансово-экономической сфере предприятия.

Анализ хозяйственной деятельности должен отвечать ряду принципов, следование которым позволяет провести его качественно, быстро, системно.

В таблице 1 приведены основные принципы анализа финансово-хозяйственной деятельности:

Таблица 1

Основные принципы анализа финансово-хозяйственной деятельности

Принцип

Описание принципа

Государственности

При оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования, нужно учитывать их соответствие экологической, экономической, социальной, международной политике и законодательству.

Эффективности

Где затраты на проведение анализа хозяйственной деятельности должны давать многократный эффект.

Научности

Должен учитывать действия экономических законов развития производства, опираться на достижения экономической науки, самые новые методы экономических исследований.

Комплексности

Охватывает все звенья предприятия и все стороны хозяйственной деятельности и всестороннее изучение экономического явления.

Системности

Когда изучается конкретный объект с учетом всех внешних и внутренних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его отдельных элементов.

Объективности, конкретности и точности

Он должен основываться на достоверной, проверенной информации и реально отражать объективную действительность. Выводы анализа должны обосновываться точными аналитическими расчетами.

Действенности

Необходимость активного воздействия на ход производства и его результаты, достижения поставленных целей, своевременного выявления недостатков, просчетов, упущений в работе предприятия.

Плановости

Необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распределения обязанностей по ее выполнению между исполнителями и осуществлять контроля за ее проведением.

Оперативности

Нужно уметь быстро и четко проводить анализ, своевременно выявлять причины отклонения от поставленных целей предприятия, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь..

Демократичности

Предполагает участие в проведении анализа широкого круга работников, что обеспечивает более полное выявление передового опыта.


Основная цель проведения анализа заключается в выявлении сильных и слабых сторон его деятельности, повышении эффективности функционирования работы хозяйственных субъектов и поиске резервов для улучшения работы предприятия.

В процессе достижения основной цели анализа решаются следующие

задачи:

постановка и уточнение целей и задач проведения анализа;

комплексное изучение всех сторон деятельности предприятия, его подразделений в их взаимосвязи;

определение показателей и методов их оценки;

выявление и оценка факторов, влияющих на результаты;

отбор наиболее существенных факторов;

разработка плана мероприятий по усилению воздействия «позитивных» факторов и снижению воздействия «негативных» факторов;

обеспечение устойчивости функционирования предприятия.

разработка формы подготовки отчета и подачи материала для принятия управленческого решения [14].

Главная задача анализа финансово-хозяйственной деятельности - оценка результатов хозяйственной деятельности, выявление факторов, обусловивших успехи и неудачи в анализируемом периоде, а также планирование и прогнозирование деятельности предприятия на будущее. Она решается с помощью не только стоимостных данных бухгалтерского учета, но и данных оперативного и статистического учета в различных единицах измерения.

Оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения [23].

1.2 Виды анализа финансово-хозяйственной деятельности и их классификация. Роль анализа и оценки основных показателей в деятельности организации

Различие целей и задач хозяйственной деятельности обуславливает необходимость применения того или иного вида анализа, различных методов и приемов его проведения, увязки их во времени и пространстве. В этих условиях, чтобы обеспечить наиболее рациональное использование возможностей анализа хозяйственной деятельности, необходимо иметь классификацию ее видов.

Анализ является базой принятия управленческих решений по всем

аспектам деятельности предприятия, что определяет широкий диапазон видов аналитической работы.

Виды анализа финансово-хозяйственной деятельности классифицируются по следующим признакам:

. По периодичности проведения анализ делится на:

периодический, который проводится постоянно за соответствующие промежутки времени (несколько лет, кварталов, месяцев, декад и т.д., однако чаще всего он проводится за квартал и год, т.е. периоды подведения итогов деятельности предприятий);

разовый, проводится по запросу, в связи с разными

обстоятельствами единовременного характера.

. По пространственному признаку выделяют:

внутрихозяйственный анализ, который направлен на изучение деятельности данного исследуемого предприятия и его структурных подразделений;

межхозяйственный анализ, в процессе которого сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий.

. По методике изучения объектов анализ может быть:

сравнительным (сопоставительный), применяется обычно для сравнения отчётных данных с показателями плана или предыдущего периода;

факторным, который направлен на определение величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей;

диагностическим (экспресс-анализ), представляет собой способ выявления нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных для данного нарушения;

маржинальным, представляющим метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основании причинно-следственной взаимосвязи между объёмом продаж, себестоимостью и прибылью, а также деления на постоянные и переменные затраты;

функционально-стоимостным, которому присущ метод выявления резервов и предупреждения лишних затрат в процессе оказания услуг, производства продукции [20].

. По объектам управления анализ разделяют:

технико-экономический, который изучает взаимодействие экономических и технических процессов, их влияние на результаты хозяйственной деятельности;

управленческий, проводится в целях контроля, планирования и принятия оптимальных управленческих решений;

экономико-экологический, анализ который изучает взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;

финансово-экономический, представляет собой анализ финансовых результатов деятельности предприятия, финансового состояния предприятия;

социально-экономический, изучает взаимосвязь экономических и социальных процессов, их влияние друг на друга и на результаты ХД;

экономико-статистический, который      применяется для изучения массовых

общественных явлений на разных уровнях управления;

маркетинговый,  предназначен для изучения внутренней и внешней среды функционирования предприятия, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

. По охвату изучаемых объектов анализ разделяется на:

сплошной, который проводится по результатам обследования и изучения всех объектов без исключения;

выборочный, при котором хватает изучения только части объектов. Правильное применение выборочного анализа позволяет получить достаточно достоверные данные при наименьшей трудоемкости аналитической работы.

Чаще на предприятиях применяется выборочный анализ, однако в ряде случаев достоверным может быть только сплошной анализ.

. По субъектам (пользователям) анализа различают:

внутренний анализ, проводится непосредственно на предприятии с целью оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления его ХД;

внешний анализ, который проводится на основании статистической и финансовой отчётности внешними организациями (вышестоящими органами управления, банками, финансовыми органами и т.д.)

. По содержанию программы анализ подразделяется на:

комплексный, необходимый для разработки бизнес-планов, оценки их выполнения, прогнозирования научно-технического прогресса. Он требует значительных сил и времени, для решения оперативных вопросов его проводить нецелесообразно;

локальный или тематический, имеет целью исследовать только отдельные стороны или нескольких направлений деятельности предприятия, представляющие в определенный момент наибольший интерес. Такие анализы проводятся по мере необходимости, и по сравнению с комплексным

анализом отличаются более глубокой проработкой данной темы, вопроса.

. По признаку времени анализ делится на:

последующий - заключительный этап (функции: проводится уже после совершения хозяйственных операций для оценки результатов деятельности предприятия по всем показателям - учёт, контроль);

текущий - этап оперативного управления (функции: управление, организация, и регулирование процессов производства, которое основывается на данных оперативного учета и проводится постоянно);

перспективный - подготовительный этап (функции: составление планов и прогнозирование).

. По отраслевому признаку анализ делится на:

отраслевой, проводится с учетом специфики отдельных отраслей экономики (промышленности, транспорта, строительства, торговли и т.д.);

межотраслевой, является теоретической и методологической основой анализа

хозяйственной деятельности во всех отраслях национальной экономики.

. По горизонту анализ подразделяется на:

оперативный, когда осуществляется контроль текущей, повседневной деятельности предприятия

тактический или стратегический, проводится анализ в долгосрочной перспективе

. По степени механизации и автоматизации выделяют анализ с применением ЭВМ и анализ, производимый вручную.

Объективная необходимость отраслевого анализа хозяйственной деятельности обусловлена спецификой разных отраслей производства. Каждая отрасль общественного производства в силу разного характера труда имеет свои особенности, свою специфику и, как следствие, характерные экономические отношения.

На практике обычно осуществляется анализ, в котором представлены многие его виды в комплексе.

Известно, что система управления состоит из следующих функций: планирования, анализа, учета и принятия управленческих решений.

С помощью планирования определяются направление и содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений и отдельных работников и представляет очень важную функцию в системе управления производством на предприятии.

Для управления производством нужно иметь правдивую и полную информацию о ходе производственного процесса, а так же о ходе выполнения плана. Поэтому одной из функций управления производством является учет.

Все же для управления производством нужно иметь представление о ходе выполнения плана, результатах ФХД и о тенденциях и характере происходящих изменений в экономике предприятия. Понимание информации, осмысление достигаются с помощью экономического анализа.

В ходе анализа проводится аналитическая обработка первичной

информации:

определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей;

сравниваются достигнутые результаты производства с данными за прошлые отрезки времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми;

выявляются ошибки, просчеты, недостатки, неиспользованные возможности и т.д.

На основании результатов анализа обосновываются и разрабатываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует действиям и

решениям, обосновывает их и является основой научного управления

производством, обеспечивает его эффективность.

Как функция управления анализ хозяйственной деятельности тесно связан с прогнозированием и планированием производства, так как без глубокого анализа невозможно осуществление этих функций. Важная роль анализа хозяйственной деятельности в подготовке информации для планирования, обоснованности плановых показателей и оценке качества, в проверке и объективной оценке выполнения планов.

Анализ хозяйственной деятельности является средством как обоснование планов так и контролем за их выполнением так же основным инструментом прогнозирования результатов деятельности предприятия в будущем на основе изучения сложившихся тенденций в прошлом.

Большая роль отводится анализу в определении и использовании резервов повышения эффективности производства.

Анализ тех или иных показателей экономических процессов, явлений, ситуаций начинается с использования абсолютных величин (объем производства по стоимости и в натуральном выражении, сумма производственных затрат и издержек обращения и др.) Абсолютные величины в анализе используются в большей мере в качестве базы для исчисления относительных и средних величин. Относительные величины незаменимы при анализе явлений в динамике. К ним можно отнести проценты, коэффициенты, индексы, которые выявляют аналитическую характеристику явлений: их частоту или интенсивность, изменение явлений во времени и т.д.

В процессе экономического анализа хозяйственной деятельности постоянно сталкиваться с системой показателей. Их можно подразделить на:

а) стоимостные и натуральные - в зависимости, от положенных в основу измерителей. Стоимостные показатели относят к наиболее распространенным, есть возможность обобщения разнородных хозяйственных явлений. Натуральные показатели используются в учетно-аналитической и плановой практике всех предприятий. В промышленности их применяют для количественной характеристики выпускаемой и реализуемой продукции в ее материально-вещественном содержании. Применение того или другого конкретного измерителя зависит от физических свойств продукции. Натуральные показатели являются первичными, а стоимостные - вторичными;

б) качественные и количественные - в зависимости от того какая сторона явлений, процессов, операций измеряется. Качественные показатели предназначены для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям (техническим условиям, образцам, стандартам) для оценки экономической эффективности трудовых, денежных и материальных затрат. Количественные показатели используются для выражения относительных и абсолютных величин, которые характеризуют объем производства и реализации продукции, его структуру и другие стороны работы предприятий. Количественные показатели могут выражаться как в стоимостном, так и в натуральных измерителях;

в) объемные и удельные - в зависимости от применения взятых показателей или же их соотношений. К объемным показателям относятся величины оптового и розничного товарооборота, издержек обращения, оборотных средств, прибыли. Удельные показатели являются вторичными,

производными от соответствующих объемных показателей.

Любая совокупность показателей без учета их взаимосвязи и соподчиненности не может дать представление об эффективности хозяйственной деятельности. Необходимо, чтобы конкретные данные о разных видах деятельности были органически увязаны между собой в единой комплексной системе.

.3 Особенности проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности муниципальных казенных учреждений

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Закон № 83-ФЗ) введены новые формы и правовой статус бюджетных учреждений. К существовавшим до этого двум типам государственных и муниципальных учреждений (бюджетное и автономное) добавился еще один тип - казенное учреждение.

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Можно выделить следующие характерные признаки казенных учреждений:

финансовое обеспечение деятельности осуществляется на основании

бюджетной сметы за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Если прежде в бюджетной смете иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы, могли дополнительно утверждаться, то теперь они носят обязательный характер;

основной деятельностью казенного учреждения считается

деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, предусмотренных в его уставе. Приносящую доход деятельность учреждение может осуществлять, если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные им от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Все иные виды деятельности (не указанные в учредительных документах) будут считаться незаконными.

Таким образом, казенное учреждение лишено права самостоятельно распоряжаться денежными средствами, полученными от осуществления приносящей доход деятельности.

Доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, будут являться неналоговыми доходами бюджетов.

учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в органах Федерального казначейства либо в финансовых органах. Учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

учреждение находится в ведении органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и действует от имени этого публично-правового образования;

По своим обязательствам казенное учреждение отвечает только денежными средствами, которые находятся в его распоряжении.

В организационной работе любого учреждения особое место занимает его финансовая деятельность. От нее зависит полный объем и своевременность финансового обеспечения производственной деятельности, и формирование учреждения, выполнение финансовых обязательств перед государством и другими субъектами хозяйствования.

Финансовая деятельность учреждения - это система использования различных форм и способов функционирования учреждений и достижения ими установленных целей, то есть это и практическая финансовая деятельность, которая обеспечивает совершенствование ее результатов.

Для казенных учреждений основной метод ведения хозяйства - сметное финансирование.

Основными принципами использования и формирования финансовых ресурсов при сметном финансировании являются:

определение объема бюджетных ассигнований на основе нормирования отдельных видов расходов, т.е. определения потребности в средствах, необходимых для возмещения затрат в целях обеспечения содержания и нормального функционирования учреждения;

строгая регламентация бюджетных средств по назначению (согласно установленным законодательством нормами расходов) и времени (в рамках отдельных кварталов и финансового года);

целевое назначение бюджетных ассигнований и др.

В казенном учреждении предусмотрена казначейская система исполнения бюджета. В ходе его финансирования систематически осуществляется строгий контроль за оптимальным и экономным расходованием выделенных бюджетных ассигнований в отличие от коммерческих структур, для финансов которых характерен принцип самостоятельности.

Учреждениям, которых финансируются из бюджета, присущ целый ряд характерных особенностей, необходимые принимать во внимание при

проведении анализа хозяйственной деятельности.

) Казенные учреждения расходуют государственные средства только по целевому назначению согласно установленной Бюджетной смете, что предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины. Объемы ассигнований, отмеченные в смете по каждому направлению, являются максимально допустимыми. Если превышают показатели, указанные в утвержденной на отчетный период бюджетной смете, расходы в размере принятых учреждением обязательств, то такое использование бюджетных средств, признается нецелевым. За это предусмотрены различного рода санкции и наказания.

Таким образом, основой финансового планирования является Бюджетная смета. Это важнейший финансовый документ казенного учреждения, представляющий собой определенную структуру расходов, осуществляемых им.

Бюджетная смета - это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения, то есть объем прав казенного учреждения в денежном выражении на принятие бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

2). Финансирование казенного учреждения происходит в несколько этапов:

составление и утверждение бюджетной росписи. Бюджетная роспись составляется на основе утвержденного бюджета главным распорядителем бюджетных средств по получателям бюджетных средств;

уведомление о бюджетных ассигнованиях. После того как сводная бюджетная роспись утверждена, исполнительный бюджетный орган в течение 10 дней доводит ее показатели до всех получателей бюджетных средств в форме уведомления о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета;

составление и утверждение бюджетной сметы. Казенное учреждение обязано составить и предоставить на утверждение бюджетную смету, опираясь на расчетные показатели, характеризующие его деятельность, разработанные и установленные главным распорядителем средств бюджета на соответствующий финансовый год и на основании доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств;

лимиты бюджетных обязательств, представляют собой предельный объем прав получателя на принятие им денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее, чем за 5 дней до начала периода их действия.

На основании уведомлений о выделенном лимите получатели бюджетных средств имеют право осуществлять расходы и платежи путем составления платежных и иных документов в пределах, доведенных до них лимитов и в соответствии с бюджетной сметой.

) Финансирование казенного учреждения осуществляется путем распределения бюджетных средств «сверху», а не в результате прямого «зарабатывания» у потребителя.

Таким образом, финансовое положение казенных учреждений, состояние расчетов с дебиторами и кредиторами в значительной степени зависят не от качества и количества товаров, работ, услуг, а от полноты и своевременности выделения средств из соответствующего бюджета Российской Федерации. Любое изменение в бюджете в первую очередь отражается на финансах учреждения, недополучение средств, приводит к недофинансированию его расходов.

) В ходе осуществления своей деятельности учреждения расходуют бюджетные средства согласно установленной бюджетной смете. Показатели сметы формируются по кодам Классификации расходов бюджетов РФ с детализацией кодов статей.

В бюджетную смету так же вносятся изменения в пределах доведенных учреждению объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств (ЛБО). Изменения в смету вносятся путем утверждения изменений показателей - сумм увеличения, отражающихся со знаком "плюс" или уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком "минус".

Изменения показателей бюджетной сметы учреждением вносится по рекомендуемому образцу, и утверждаются в том же порядке, в каком утверждается бюджетная смета, и тем же лицом, которое ее утвердило.

Оперативное управление финансами казенного учреждения предполагает анализ отклонений фактических финансовых показателей от плановых для принятия адекватных управленческих решений по выполнению заявленных целей и задач деятельности учреждения. Получаемая в ходе анализа информация служит основанием для внесения изменений в бюджетную смету.

Казенным учреждениям нужно иметь в виду, что анализ исполнения ими бюджетной сметы является одним из предметов любой проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Анализ исполнения сметы проводится на основании следующих документов:

бюджетная смета;

отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора,

администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного

администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);

баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);

данные казенных учреждений по учету кассовых и фактических расходов, отраженные на счетах бухгалтерского учета;

выписка с лицевого счета учреждения;

платежные поручения [30].

Любой анализ деятельности бюджетных учреждений проводится с целью установить, насколько эффективно используются средства бюджета, направляемые на финансирование конкретного учреждения, соответствуют ли качество и объем услуг, оказываемых населению или другим субъектам хозяйствования, затратам, которые несет государство по их оказанию.

Анализ финансового состояния предприятия заканчивают комплексной его оценкой. При анализе финансового состояния своего предприятия после комплексной оценки разрабатывают мероприятия по улучшению финансового состояния, обращая особое внимание на разработку финансовой стратегии предприятия на перспективу в ближайшие периоды.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что автоматизация процедур анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия даст возможность ему оперативно выявить риски и избежать отрицательные факты хозяйственной деятельности. Выбор определенного продукта находится в зависимости от целей и задач, которые поставлены перед службой экономического анализа, а также размером средств, которые планируются для выделения в целях автоматизации экономического анализа.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МКУ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «СЛУЖБА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ» И ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РОСТА И РАЗВИТИЯ

.1 Краткая организационно-экономическая характеристика учреждения

Муниципальное казенное учреждение Белоярского района «Служба материально-технического обеспечения» (далее - МКУ «СМТО», Учреждение, организация) создано на основании постановления администрации Белоярского района.

Официальное наименование Учреждения:

полное: Муниципальное казенное учреждение Белоярского района «Служба материально-технического обеспечения»;

сокращенное: МКУ «СМТО».

Юридический и фактический адрес учреждения: 628162, Тюменская область, Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, город Белоярский, 3 микрорайон, дом 21 кв. 22-23.

Собственником Учреждения является муниципальное образование Белоярский район.

Учредителем Учреждения является муниципальное образование Белоярский район в лице администрации Белоярского района.

Функции и полномочия Учредителя Учреждения осуществляет администрация Белоярского района в лице комитета по культуре администрации Белоярского района (далее - Учредитель).

Учреждение находится в ведении Учредителя.

Организационно-правовая форма: муниципальное учреждение.

Тип: казенное.

Учреждение является юридическим лицом с момента государственной регистрации, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс и лицевой счет, открытые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Учреждение возглавляет директор, осуществляет свою деятельность в пределах компетенции, определенной трудовым договором, заключаемым с Учредителем, и Уставом.

На Рис. 1 представлена организационная структура Муниципального казенного учреждения Белоярского района «Служба материально-технического обеспечения».

Директор



Заместитель директора


Главный бухгалтер


Специалист по охране труда


Технический персонал


Экономист по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности

 

- сторожа - сторожа-гардеробщики - уборщики территории - уборщики служебных помещений - рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий






Рис. 1 Организационная структура МКУ «СМТО»

К компетенции директора Учреждения относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью Учреждения, за исключением вопросов, отнесенных Уставом к компетенции Учредителя.

Учреждение создано в целях организации и исполнения материально-технического обеспечения учреждений.

Для реализации целей Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:

) Обеспечение хозяйственного обслуживания и надлежащего состояния в соответствии с правилами и нормами безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты движимого и недвижимого имущества учреждений, а также прилегающих к объекту территории, в том числе:

проведение своевременной, качественной уборки служебных помещений;

содержание и проведение своевременной уборки прилегающей к учреждениям территорий;

) Обеспечение непрерывного контроля за сохранностью зданий учреждений и иных имущественных объектов, находящегося в них имущества, учтенного на балансе учреждений, и служебных документов.

Осуществление иных видов деятельности, не предусмотренных Уставом, учреждению запрещено.

Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для организации и исполнения материально-технического обеспечения учреждений, подведомственных Учредителю.

МКУ «СМТО» заключены договоры о взаимосотрудничестве с учреждениями, подведомственными Учредителю (Комитету по культуре администрации Белоярского района) в целях совместной деятельности которых, является обеспечение хозяйственного обслуживания и надлежащего состояния учреждения в соответствии с правилами и нормами безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты, смотреть на Рис. 2.


                                              МКУ «СМТО»


МАУК "Белоярская ЦБС"

МАУК "ЦКиД "Камер-тон"

МАУК "Этно-культур-ный центр"

МАУДОД "Детская школа искусств г.Белоярс-кий"

МКУК «СДК "Гро-теск"

МКУК «СДК "Мери-диан"

МКУК «СДК "Проме-тей"

МКУК «СДК «Ви-зит»

МКУК «СДК "Род-ник"

МКУК «СДК "Роман-тик"

Учреждения, подведомственные Комитету по культуре администрации Белоярского района

Рис. 2 Структура взаимосотрудничества

Используемые обозначения в рисунке 2:

Обязанности учреждения Исполнителя перед Заказчиком:

Обеспечивать учреждение Заказчика техническим персоналом;

Вести учет рабочего времени технического персонала, закрепленного за учреждением Заказчика;

Вести расчет и оплачивать труд технического персонала, предоставленного Заказчику по согласованному с обеих сторон табеля учета рабочего времени, кадровый учет, начисление и уплату необходимых налогов (налоги на доходы физических лиц, взносы в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования);

Согласовывать с руководителем учреждения Заказчика график работы и графики отпусков, обеспечивать замену на период временного отсутствия работника и др.

Осуществление финансового обеспечения деятельности Учреждения осуществляется из бюджета муниципального образования Белоярский район в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

Финансовые и материальные средства Учреждения, закрепленные за ним Учредителем, используются в соответствии с Уставом и не подлежат изъятию, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет в комитете по финансам и налоговой политике администрации Белоярского района.

Имущество, закрепленное за Учреждением Учредителем и приобретенное за счет средств бюджета муниципального образования Белоярский район, закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются:

) Средства, выделенные Учреждению Учредителем по смете доходов и расходов.

) Имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления.

Заключение и оплата Учреждением муниципальных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет средств бюджета муниципального образования Белоярский район, производится в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов лимитов бюджетных обязательств и с учетов принятых и неисполненных обязательств.

Ответственным за организацию бюджетного учета в учреждении и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций является руководитель учреждения.

Бюджетный учет ведется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Сотрудники бухгалтерии руководствуются в своей деятельности должностными инструкциями сотрудников бухгалтерии.

Бюджетный учет ведется раздельно в разрезе разделов, подразделов, целевых статей, видов расходов, кодов операций сектора государственного управления бюджетного финансирования. Коды доходов по классификации доходов бюджета и коды расходов по классификации расходов бюджета утверждаются Решением Думы Белоярского района о бюджете Белоярского района на текущий финансовый год и плановые периоды.

Учреждение все расходы производит в соответствии с утвержденной на отчетный год бюджетной сметой и в пределах установленных норм.

Бюджетная отчетность составляется на основании аналитического и синтетического учета по формам, в объеме и в сроки, установленные вышестоящей организацией и бюджетным законодательством. Бюджетная отчетность предоставляется главному распорядителю бюджетных средств в установленные им сроки.

.2 Анализ баланса бюджета МКУ Белоярского района «Служба материально-технического обеспечения»

Хозяйственная деятельность бюджетных организаций может изучаться и анализироваться как в целом, так и в разрезе отдельных составляющих ее процессов.

Организациям, финансируемым из бюджета, присущ целый ряд характерных особенностей, которые необходимо принимать во внимание при проведении анализа хозяйственной деятельности.

Бюджетные учреждения расходуют государственные средства по целевому назначению, что предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины.

Основным плановым финансовым документом, является бюджетная смета, в которой отражается объем средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждения.

В соответствии с п. 4 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ баланс содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета.

Анализ финансового состояния учреждения начинается со сравнительного аналитического баланса.

Оценка данных сравнительного аналитического баланса - это, по сути, предварительный анализ финансового состояния, позволяющий судить о платеже-, кредитоспособности и финансовой устойчивости организации, характере использования финансовых ресурсов.

Баланс исполнения бюджета отражает данные о финансовых и нефинансовых активах, обязательствах на первый и последний день отчетного периода по счетам единого плана счетов бюджетного учета.

Горизонтальный анализ заключается в построении таблицы, в которой балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения).

Цель горизонтального анализа состоит в том, чтобы выявить абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период, дать оценку этим изменениям.

В таблице 2 представлен анализ валюты баланса МКУ Белоярского района «Служба материально-технического обеспечения» за 2013-2014 гг.

Таблица 2

Горизонтальный анализ баланса МКУ Белоярского района «Служба материально-технического обеспечения» за 2013-2014 гг., руб.

 Показатели

2013 год

2014 год

Абсолютное отклонение, руб.

Актив

сумма

%

сумма

%


I. Нефинансовые активы Основные средства (балансовая стоимость)

1 172 145,11

100

1 172 145,11

0

0

Амортизация основных средств

541 552,23

100

594 841,83

9,84

8 289,7

Основные средства (остаточная стоимость)

630 592,88

100

577 303,28

-8,45

-53 289,60

Материальные запасы

146 821,79

100

137 422,96

-6,40

-9 398,83

777 414,67

100

714 726,24

-8,06

-62 688,43

II. Финансовые активы Денежные средства учреждения

0

0

0

0

0

Расчеты по доходам

0

0

0

0

0

Расчеты по выданным авансам

4 827,04

100

729,49

-84,89

-4 097,55

Расчеты с подотчетными лицами

0

0

0

0

0

Итого по разделу II

4 827,04

100

729,49

-84,89

-4 097,55

Баланс

782 241,71

100

715 455,73

-8,54

-66 785,98

Пассив






III. Обязательства Расчеты по принятым обязательствам

0

0

0

0

0

Расчеты по платежам в бюджеты

-122,99

100

-288 962,88

234848

-288 839,89

Итого по разделу III

-122,99

100

-288 962,88

234848

-288 839,89

IV. Финансовый результат Финансовый результат экономического субъекта

782 364,70

100

1 004 418,61

28,38

222 053,91

Баланс

782 241,71

100

715 455,73

-8,54

-66 785,98


Рассмотрев по данным таблицы 2 горизонтальный анализ баланса видно, что к концу 2014 года наблюдается уменьшение баланса на 66 785,98 руб.

Необходимо отметить, что в первой группе нефинансовые активы, т.е. основные средства в течение 2014 года не приобретались и не списывались.

Амортизация основных средств, увеличение которых составило на 8 289,7 руб., что в процентном отношении имеет показатель 9,84.

При рассмотрении основных средств (остаточная стоимость равна балансовая стоимость за минусом амортизации) которые в 2014 году имели спад 53 289,60 руб. что в процентах составляет -8,45%.

Анализируя материальные запасы (канцелярские товары, хозяйственные товары и принадлежности) на основе данных бухгалтерского учета, следует отметить, что в 2014 г. произошло уменьшение материальных запасов на 9 398,83 руб. (-6,4%). Основную часть материальных запасов составляют хозяйственные товары и принадлежности, которые в течение отчетного года приобретаются и используются в процессе уставной хозяйственной деятельности учреждения. В 2013 году остатки (не использованы) материальных запасов составили на 146 821,79 руб., а в 2014 году в размере 137 422,96 руб.

Также в 2014 году по сравнению с 2013 годом уменьшилась дебиторская задолженность на 4 097,55 в процентах составит -84,89 (в связи с оплатой за оказание услуг авансовым платежом).

Расчеты по платежам в бюджеты, и их основная составляющая - расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование в Российской Федерации показали, то, что на конец 2013 года задолженность составляла -122,99 руб., а на конец 2014 года она составила -288 962,88 руб., это связанно с тем, что возникла задолженность Фонда социального страхования перед учреждением, который обязуется возмещать данные средства.

Финансовый результат на конец 2014 года составил 1 004 418,61 руб., а на конец 2013 года 782 364,70 руб., т.е. сумма увеличилась на 222 053,91 руб., а в процентном выражении составило 28,38%.

Большое значение для оценки финансового состояния имеет вертикальный (структурный) анализ актива и пассива баланса. Вертикальный анализ сглаживает влияние инфляционных процессов, которые могут искажать абсолютные показатели отчетности, и позволяет проводить сравнение с другими учреждениями, чьи отчетные данные существенно отличаются от показателей анализируемого предприятия. Цель вертикального анализа заключается в расчете удельного веса отдельных статей в итоге баланса и оценке его изменений.

Для построения вертикального баланса итог актива и пассива баланса примем за базовые, т.е. за 100% и рассчитаем процентную долю каждой балансовой статьи к общему итогу в таблице 3.

Таблица 3

Вертикальный анализ баланса МКУ Белоярского района «Служба материально-технического обеспечения» за 2013-2014 гг., руб.

Показатели

2013 год

2014 год

Актив

сумма

%

сумма

%

I. Нефинансовые активы Основные средства (остаточная стоимость)

630 592,88

80,61

577 303,28

80,69

Материальные запасы

146 821,79

18,77

137 422,96

19,21

Итого по разделу I

777 414,67

99,38

714 726,24

99,9

II. Финансовые активы Денежные средства учреждения

0

0

0

0

Расчеты по доходам

0

0

0

0

Расчеты по выданным авансам

4 827,04

0,62

729,49

0,10

Расчеты с подотчетными лицами

0

0

0

0

Итого по разделу II

4 827,04

0,62

729,49

0,10

Баланс

782 241,71

100

715 455,73

100

Пассив





III. Обязательства Расчеты по принятым обязательствам

0

0

0

0

Расчеты по платежам в бюджеты

-122,99

-0,02

-288 962,88

-40,39

Итого по разделу III

-122,99

-0,02

-288 962,88

-40,39

IV. Финансовый результат Финансовый результат экономического субъекта

782 364,70

100,02

1 004 418,61

140,39

Баланс

782 241,71

100

715 455,73

100


Вертикальный анализ активов баланса, отражая долю каждой статьи в общей валюте баланса, позволяет определить значимость изменений по каждому виду активов. Полученные данные показывают, что структура активов анализируемого учреждения изменилась.

Анализируя структуру активов, можно заметить, что наибольший удельный вес (99,38% в 2013 году и 99,9% в 2014 году) составляют нефинансовые активы, в том числе 80,61% (2013г.) и 80,69% (2014 г.) занимают основные средства и 18,77% и 19,21% соответственно составляют материальные запасы.

Анализ пассива показал, что большую долю занимает финансовый результат: в 2013 г. - 100,02%, в 2014 году - 140,39%. В ходе вертикального анализа заметно, что изменения в структуре баланса незначительные.

В целом, анализируя данные, полученные из анализа баланса, можно выделить, что учреждение обеспечено нефинансовыми активами на начало года для дальнейшей деятельности и отсутствие кредиторской задолженности свидетельствует о достаточном объеме финансирования и стабильном положении учреждения.

Анализ динамики валюты баланса, структуры активов и пассивов организации позволяет сделать ряд важных выводов, необходимых как для осуществления ее текущей финансово-хозяйственной деятельности, так и для принятия управленческих решений на перспективу.

.3 Оценка имущественного положения по данным баланса учреждения

Учреждение имеет ряд особенностей ведения бухгалтерского учета, что накладывает свой отпечаток и на проведения анализа финансового состояния бюджетного учреждения:

имущество, отражаемое на балансе учреждения, является собственностью государства;

как некоммерческая организация бюджетное учреждение не ставит получение прибыли целью своей деятельности;

деятельность учреждения полностью финансируется из бюджета.

Бюджетная отчётность - система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение учреждения на отчётную дату, а также финансовые результаты деятельности учреждения и исполнения бюджета за отчётный период.

Показатели оценки имущественного состояния характеризуют состояние и использование имущества учреждением муниципальной собственности.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются:

) Имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления;

) Средства, выделенные Учреждению Учредителем по смете доходов и расходов.

Имущество, отраженное в балансе, закрепленное за Учреждением Учредителем и приобретенное за счет средств бюджета муниципального образования Белоярский район, закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления.

Учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества без согласия собственника имущества.

МКУ «СМТО» в 2013 году на основании распоряжения комитета муниципальной собственности было передано на баланс помещение нежилое - офис.

Результаты расчета основных финансовых коэффициентов для оценки имущественного положения бюджетного учреждения по данным баланса исполнения бюджета (бюджетные средства) сведены в таблице 4.

Таблица 4

Оценка имущественного положения бюджетного учреждения по данным баланса исполнения бюджета (бюджетные средства) с помощью основных финансовых коэффициентов МКУ Белоярского района «Служба материально-технического обеспечения» за 2013-2014 гг., руб.

Наименование коэффициента

2013 год

2014 год

Абсолютное отклонение

Динамика имущества  (стр.410 гр.6/стр.410 гр.3)

-

0,915

0,915

Доля внеоборотных активов в составе имущества (стр.030,060,070/стр.410)

0,806

0,807

0,001

Доля оборотных активов в составе имущества (стр.080,170,260 /стр.410)

0,194

0,193

-0,001

Доля ДЗ в оборотных активах (стр. 230,260,290,320/стр. 080,170,260)

0,032

0,005

-0,027

Доля материальных запасов в оборотных активах (стр.080/стр. 080,170,260)

0,968

0,995

0,027

Доля основных средств во внеоборотных активах (стр.030 / стр. 030,060,070)

1

1

0


Из полученной таблицы 4 наблюдаются следующие изменения основных финансовых коэффициентов имущественного положения бюджетных средств МКУ «СМТО»:

) Финансовый коэффициент динамики имущества в рассматриваемом периоде (2013-2014гг) в 2014г. по сравнению с 2013г. увеличился на 0,915;

) В 2014г. по сравнению с 2013г., доля внеоборотных НФА в составе имущества увеличилась на 0,001, это связано с тем что, валюта баланса в 2014 году уменьшилась по сравнению с 2013 годом, а доля оборотных активов в составе имущества уменьшилась на -0,001.

) Доля дебиторской задолженности в оборотных активах в 2014 году по сравнению с 2013 годом уменьшилась на -0,027, а доля материальных запасов увеличилась на 0,027;

) Доля основных средств во внеоборотных активах в 2014 году осталась пропорциональной к 2013 году.

Бюджетные учреждения не имеют собственных оборотных средств и покрывают затраты (расходы) за счет бюджетных ассигнований. Именно эти суммы и показываются в третьем разделе пассива баланса

По результатам проведенной оценки имущественного положения в части бюджетных средств (табл. 4) можно сказать, что финансовые коэффициенты в 2014г. остается практически на уровне к 2013 году.

2.4 Оценка ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости

В процессе оценки финансового состоянии необходимо оценить ликвидность, платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия.

Финансовая устойчивость и стабильность учреждения находится в прямой зависимости с тем, какое имущество находится в собственности учреждения, какие активы инвестированы, какой процент доходности у инвестированных средств.

Информацию о том, где и как размещен капитал, находится в активе баланса. В этом случае говорится о средствах, которые принадлежат учреждению на праве собственности или если предполагается, что это право перейдет учреждению и поэтому это имущество стоит на балансе учреждения. В связи с этим, при оценке имущественного состояния учреждения применяются показатели, которые рассчитываются на основании данных бухгалтерской отчетности. Эти данные позволяют проследить изменения, произошедшие в активах учреждения, в оборотных средствах, в сфере производства и сфере обращения.

Под ликвидностью какого-нибудь актива понимают возможность его трансформироваться в денежные средства в ходе предусмотренного производственно-технологического процесса, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов.

Методика анализа финансового состояния предприятия, основанная на применении расчетных коэффициентов (экспресс-методика) состоит из двух взаимосвязанных блоков:

. Анализ ликвидности баланса.

. Анализ финансовой устойчивости предприятия

Однако они достаточно общие и скорее всего ориентированы на некоммерческую негосударственную организацию, каковой соответственно МКУ «СМТО» не является. Доходы учреждения полностью составляют бюджетные средства утвержденные сметой. Имущество, закрепленное за Учреждением Учредителем и приобретенное за счет средств бюджета муниципального образования Белоярский район, закреплено за Учреждением на праве оперативного управления и поэтому учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Активы и расходы МКУ «СМТО» не оцениваются по способности их трансформации в денежные средства, а потому и разделы актива баланса не размещаются по признакам возрастающей ликвидности, как это принято в балансе хозрасчетных предприятий.

Указанные обстоятельства затрудняют оценку ликвидности, а в каком-то смысле требуют и проведения оценки сразу по нескольким направлениям финансово-хозяйственной деятельности учреждения в зависимости от источника финансирования. Данные обстоятельства, по существу, влияют и на оценку по прочим финансовым коэффициентам.

Одним из показателей характеризующих финансовую устойчивость учреждения считается его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства.

Судить о платежеспособности учреждения, приходится по показателю абсолютной ликвидности (с учетом особенностей расходования денежных средств). Соотношение собственного и заемного капитала для учреждения не востребовано, так как собственный капитал у него отсутствует, пассивы учреждения полностью составляют его обязательства. Коэффициент чистой выручки востребован лишь для приносящей доход деятельности. Чистый оборотный капитал также является малозначимым показателем, поскольку практически все активы учреждения и так являются оборотными (кроме купленного на собственные средства учреждения имущества), а обязательства - в подавляющей своей части - краткосрочными.

Коэффициенты финансовой устойчивости требуют серьезной адаптации для учреждений. Полностью объем среди источников финансирования учреждения занимают средства от учредителя. Все основные средства закреплены за учреждением на праве оперативного управления, а принадлежат они учредителю на праве собственности.

В данном случае, требуется принимать индивидуальное решение о способах расчета коэффициентов финансовой устойчивости в каждом отдельном случае.

Лучше же всего о финансовой устойчивости могло бы говорить отношение доходов от приносящей доход деятельности к расходам учреждения. Этот коэффициент показывает, какую долю обязательств учреждение может профинансировать самостоятельно, но МКУ «СМТО» не осуществляет приносящую доход деятельность.

.5 Анализ показателей результатов деятельности учреждения

Численность работников на 31 декабря 2014 года составила 87 человек, из них 76 женщин. Заключено 11 договоров с учреждениями культуры Белоярского района о взаимосотрудничестве. Целью совместной деятельности сторон является обеспечение хозяйственного обслуживания и надлежащего состояния учреждений в соответствии с правилами и нормами безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты. Стоимость имущества на 31.12.2014 года составила 1 172 145 рублей 11 копеек, включая помещение нежилое - офис, которое было передано на баланс комитетом муниципальной собственности в 2013 году. Объем бюджетных расходов за 2014 год составил 31 312 524 рублей 50 копеек.

Финансовая деятельность казенного учреждения состоит в организации получения, движения и использования финансовых ресурсов.

Основные показатели финансового состояния учреждения - уровень обеспеченности денежными средствами и соблюдение финансовой дисциплины, поэтому анализ финансовой деятельности состоит в проверке соответствия сумм финансирования сметным назначениям, а также фактических расходов - сметным назначениям и кассовым расходам.

Составление бюджетной сметы является установление объемов и распределения направлений расходования средств бюджета, на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года (далее - лимиты бюджетных обязательств).

Ведение сметы является внесение в нее изменений в пределах доведенных учреждению в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

В качестве источников информации для анализа финансового состояния учреждения используются:

баланс (ф.0503130);

отчет об исполнении бюджета (ф.0503127);

бюджетная смета (ф.0501012).

Анализ финансирования подразумевает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствами и полноты их использования. Для этого производится сравнение поступивших сумм бюджетных средств с кассовыми расходами учреждения. Основным источником информации при этом является «Отчет об исполнении бюджета» (ф.0503127).

Расходы учреждения включают фактические затраты материальных, трудовых и денежных ресурсов на содержание учреждения и его уставную хозяйственную деятельность, которые осуществляются за счет средств бюджета.

Целесообразно рассчитать полноту использования средств финансирования учреждения в 2013 и 2014 году на примере МКУ «СМТО». Данный анализ приведен в таблице 5.

Таблица 5

Анализ полноты использования средств бюджетного финансирования в МКУ Белоярского района «Служба материально-технического обеспечения» за 2013-2014 гг., руб.

Наименование показателя

Утверж-дено с уточне-ниями на 2013г

Исполне-но в 2013 г.

% ис-полне-ния

Утверж-дено с уточне-ниями на 2014г

Исполнено в 2014 г

% ис-полне-ния

Оплата труда и начисления на оплату труда

7939546,04

7411568,35

93,4

30625519,68

30557967,51

99,8

Заработная плата

6200016,36

5682684,64

91,7

22533000,00

22491077,72

99,8

Прочие выплаты

417,39

417,39

100

1027519,68

1027436,75

99,99

Начисления на оплату труда

1739112,29

1728466,32

99,4

7065000,00

7039453,04

99,6

Приобретение услуг

192626,35

192626,35

100

513947,95

496939,99

96,7

Услуги связи

23625,94

23625,94

100

75453,60

71546,64

94,8

Транспортные услуги

0,00

0,00

0

0,00

0,00

0

Коммунальные услуги

10045,51

10045,51

100

55263,77

43837,68

79,3

Арендная плата за польз. имущества

0,00

0,00

0

0,00

0,00

0

Услуги по содерж. имущества

4070,66

4070,66

100

78952,62

77971,72

98,8

Прочие услуги

154884,24

154884,24

100

304277,96

303583,95

99,8

Прочие расходы

800,00

800,00

100

13700,00

13287,00

97

Поступление нефинансовых активов

529853,00

525653,00

99

246615,00

244330,00

99,1

Увеличение стоимости ОС

361575,00

100

0,00

0,00

0

Увеличение стоимости МЗ

168278,00

164078,00

97,5

246615,00

244330,00

99,1

Итого

8662825,39

8130647,70

93,9

31399782,63

31312524,50

99,8


Пояснение к таблице 5, к статье расходов:

«Прочие выплаты» включается компенсацию за проезд к месту отдыха и обратно, пособие по уходу за ребенком до 3-х лет;

«Начисления на оплату труда» относится оплата больничных листов за счет средств ФСС, больничных листов по беременности и родам, а так же страховые взносы;

«Услуги связи», относятся оказание услуг связи и за доступ в интернет;

«Услуги по содержанию имущества», включены услуги по заправке картриджей, по содержанию имущества;

«Прочие услуги» включается приобретение программных обеспечений (контур-экстерн, 1С предприятие, УРМ, антивируса и т.д), создание ключей ЦП (лицензия, ключ (сертификат), носитель), обучение сотрудников, проведение медицинского осмотра, проведение специальной оценки условий труда и т.д.;

«Прочие расходы» относятся государственная пошлина, налог на имущество.

Рассмотрев таблицу 5 можно увидеть, что в 2014 объем утвержденных сметных значений значительно превышает над 2013 года. Это связано, с тем, что муниципальное казенное учреждение Белоярского района «Служба материально-технического обеспечения» начало осуществление своей деятельности не с начала 2013 года и в 2014 году произошло увеличение штатных единиц, что потянуло за собой увеличение объема бюджетных средств.

В 2013 году статья расходов «Прочие выплаты» незначительна по отношению к 2014 году, так как сотрудникам учреждения за определенный период не предоставлялся отпуск и соответственно не было необходимости в выплате компенсации оплаты проезда к месту отдыха и обратно.

В 2013 году по статье расходов «Увеличение стоимости основных средств» учреждению было выделено и утверждено бюджетных средств в размере 525 653,00 руб. на приобретение для оборудования кабинетов в офисе необходимыми основными средствами. В 2014 году по данной статье расходов ничего не выделено, так как у учреждения нет в этом необходимости.

Из данной таблицы 5 видно, что уточненная сумма сметных назначений на 2013 год составляет 8 662 825,39 руб., а кассовые расходы за этот же период составили 8 130 647,70 руб. Таким образом, можно сделать вывод, что на конец года учреждение недоиспользовало 532 177,69 руб., что составляет всего 6,1%. На 2014 год утверждено лимитов в сумме 31 399 782,63, а исполнено 31 312 524,50 руб., в связи этим остаток образовался в сумме 87 258,13, что составит 0,2%.

Из всего вышеизложенного следует вывод, что за 2013 год процент использования средств по смете составил 93,9%, основная сумма неиспользованных средств образовалась по оплате труда и начисления на оплату труда, т.е. произошла экономия денежных средств по выплате премии по итогам года и начислений на нее. За 2014 год % исполнения составил 99,8%, а значит, сколько было запланировано, столько фактически и потребовалось. Сумма неиспользованных средств образовалась за счет заключения контракта на приобретение хозяйственных товаров по итогам проведения электронного аукциона, а так же за счет потребления коммунальных услуг по счетчика прибора учета холодной и горячей воды.

Небольшие отклонения можно объяснить тем, что все статьи расходов прогнозируются заранее на год и на все 100% процентов расходы спрогнозировать нереально.

.6 Анализ и оценка перспектив роста и развития организации. Проблемы, сдерживающие рост и развитие организации

Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для организации и исполнения материально-технического обеспечения учреждений, подведомственных Учредителю.

МКУ «СМТО» создано в целях организации и исполнения материально-технического обеспечения учреждений.

У комитета по культуре администрации Белоярского района находится 12 подведомственных учреждений, включая МКУ «СМТО».

В 2013 году штатное расписание муниципального казенного учреждения «Служба материально-технического обеспечения» составляло 70,25 штатных единиц.

В 2014 году в одном учреждении, подведомственному комитету по культуре администрации Белоярского района добавилось помещение, а значит, увеличилась убираемая площадь и территория и появилась потребность в дополнительном техническом персонале, в связи с этим МКУ «СМТО» выделено дополнительно 9 штатных единиц для уборки. Штатное расписание составило 79,25 штатных единиц.

На основании вышеизложенного в учреждении увеличится расход бюджетных средств, а именно статья расходов:

«Заработная плата»

«Прочие выплаты»

«Начисления на оплату труда»

«Увеличение стоимости материальных запасов».

В связи с этим, в установленном порядке до учреждения дополнительно доведены лимиты бюджетных обязательств для непрерывной обеспеченности денежными средствами и осуществления своей деятельности.

В дальнейшем еще планируется в одном учреждении, подведомственному комитету по культуре администрации Белоярского района добавление помещения, а значит и увеличение убираемой площади и территории.

Так же можно рассматривать в дальнейшей перспективе осуществление МКУ «СМТО» организации и исполнения материально-технического обеспечения учреждений не только подведомственных комитету по культуре администрации Белоярского района, но и в подведомтсве других учредителей.

Можно сделать вывод, что у муниципального казенного учреждения Белоярского района «Служба материально-технического обеспечения» есть перспектива дальнейшего роста и развития учреждения.

По вышеизложенным мероприятиям решения полностью зависят от вышестоящих органов, администрации Белоярского района, поэтому на данный момент сдерживается рост и развитие учреждения.

Основным направлением увеличения эффективности использования бюджетных средств, считается создание механизмов, при которых бюджетные услуги могли бы предоставляться организациями различных организационно-правовых форм.

В этой связи должна быть предусмотрена возможность преобразования муниципальных учреждений, способных функционировать в рыночной среде, в организации иной организационно-правовой формы. Суть такого преобразования состоит в освобождении государства от обязанности финансового обеспечения таких организаций на основе сметы доходов и расходов и от ответственности по их обязательствам.

Основными резервами на сегодняшний день является проведение структурных реформ в социальной сфере, а также увеличение эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации муниципальных закупок, бюджетной сети и численности муниципальных служащих.

Показатели сметных значений по статье расходов «Увеличение стоимости материальных запасов» для выполнения материально-технического обеспечения казенным учреждением, рассчитывается на основе утвержденных норм расходов моющих средств, материалов, инструментов и инвентаря для уборки служебных помещений и территорий в учреждении. Обеспечение учреждений свыше норм расходов не предоставляется возможным.

Любые учреждения независимо от типа могут осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами. В настоящее время предоставлением социальных услуг занимаются исключительно учреждения, находящиеся в административном подчинении органов власти, финансирование которых осуществляется на основе сметы, что не создает стимулов для повышения эффективности их деятельности.

Таким образом, для совершенствования финансово-хозяйственной деятельности необходимо начать осуществлять приносящую доход деятельность, расширять внебюджетные источники финансирования.

Привлечение внебюджетных средств может быть организовано внутри учреждения за счёт:

         оказание платных услуг, предусмотренных уставом;

         осуществление предпринимательской деятельности;

         получение дохода от распоряжения имуществом, приобретенным за счет внебюджетных средств, и др.

Вместе с тем доходы, полученные казенным учреждением от разрешенной указанной деятельности у него не остаются, а в полном объеме поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации и учитываются на отдельных лицевых счетах (статья 298 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Рост эффективности работы отрасли и бюджетной сферы в целом невозможен без распространения механизмов, стимулирующих конкуренцию. Ведь в конкурентной ситуации проигрывают те организации, которые предоставляют сравнительно низкие по качеству услуги.

Таким образом, мы видим, что при достаточном финансировании как со стороны бюджета, так и при привлечении внебюджетных средств, есть вероятность создания благоприятной и эффективной среды для выполнения материально-технического обеспечения учреждений, подведомственных учредителю.

ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МКУ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «СЛУЖБА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

.1 Разработка мероприятий по улучшению финансово-хозяйственной деятельности МКУ Белоярского района «Служба материально-технического обеспечения»

Для улучшения результативности деятельности учреждения приняты меры по повышению эффективности расходования бюджетных средств:

) разработано Положение об оплате и стимулировании труда работников МКУ «СМТО», которое отражает эффективное использование бюджетных средств в трудовом процессе;

) утверждение норм расходов моющих средств, материалов, инструментов и инвентаря для уборки служебных помещений и территорий в учреждении, на основании которого происходит упорядочение расхода моющих и чистящих средств, материалов, инструментов и инвентаря;

) утверждение норм расходов канцелярских принадлежностей и бумаги в учреждении, на основании которого происходит упорядочение расхода канцелярских принадлежностей и бумаги;

) утверждение норм расходов специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работников учреждения, которое отражает упорядочение расхода специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

) руководствоваться Федеральным законом 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», т.е. приобретение требуемого количества материальных ресурсов установленного качества с наименьшими затратами.

В этой связи учреждению необходимо осуществить ряд мероприятий по применению формализованных процедур планирования и реализации муниципальных закупок:

принять нормативно-правовую базу, регулирующую процесс муниципальных закупок;

установить обязательность требований и ответственности к участникам процесса муниципальных закупок;

развивать информационную инфраструктуру муниципальных закупок;

установить контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделенных на осуществление муниципальной закупки.

Требуется также стимулировать усиление конкуренции путем максимального привлечения потенциальных претендентов к получению заказа на поставку товаров или выполнение работ. При этом созданные условия должны позволять всем желающим равноправно участвовать в этом состязании.

Согласно принятым мерам в учреждении расчет сметных значений производится исходя из утверждённых норм расходов и положения об оплате и стимулировании труда работников

В ходе исполнения бюджета учреждения планируется продолжить работу по следующим направлениям:

) инвентаризация действующих бюджетных обязательств при целесообразности продолжения их исполнения с учетом эффективности и результативности;

) оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов;

) повышение эффективности управления муниципальным имуществом;

Имущество, которое числится на балансе учреждения, находится на праве оперативного управления. Для повышения эффективности использования муниципального имущества учреждением предусматриваются следующие мероприятия.

а) Обязательное наличие договоров материальной ответственности с подотчетными лицами, что позволит не допускать хищений и бережно относится к имуществу.

б) Своевременность:

списания основных средств, пришедших в негодность;

принятие к учету имущества, с присвоением инвентарных номеров;

проведения инвентаризации имущества.

) повышение финансовой самостоятельности участников бюджетного процесса с одновременным повышением их ответственности;

) усиление контроля за размещением заказов и исполнением контрактов, договоров, заключенных по итогам таких размещений, в целях эффективного использования бюджетных средств учреждением;

) обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды учреждения из бюджетов разных уровней;

Учреждением утвержден план мероприятий по оптимизации расходов бюджетных средств на 2014 год.

Оптимизация расходных обязательств может проводиться только в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных непосредственно на содержание учреждения.

В целях оптимизации расходов бюджетных средств учреждения предусматриваются следующие мероприятия:

внесение изменений в бюджетную смету на сумму экономии бюджетных ассигнований, получаемой в результате торгов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд управления;

осуществление мероприятий по экономии бюджетных ассигнований, предусмотренных учреждению.

3.2 Экономическое обоснование реализации мероприятий

В процессе написания работы были обнаружены следующие особенности анализа финансового состояния бюджетной организации:

. Некоммерческий характер их деятельности и затратный принцип финансирования не подразумевают формирование позитивного финансового результата.

. Учреждения должны расходовать ресурсы не столько в соответствии с фактической необходимостью в них, сколько исходя из объема выделенных средств.

Анализ финансирования подразумевает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствами, а также полноты их использования.

За счет соблюдения утвержденных норм расходов и положения об оплате и стимулировании труда работников учреждение ведет расчет сметных значений в рамках этих норм и за их пределы не выходит.

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации считается принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса обязаны отталкиваться из необходимости достижения установленных результатов с использованием оптимального объема средств.

Целесообразно рассмотреть план мероприятий по оптимизации расходов на 2014 год и его эффективность исполнения в таблице 6.

Таблица 6

План и исполнение мероприятий по оптимизации расходов МКУ Белоярского района «Служба материально-технического обеспечения» за 2014 год., тыс.руб.

Мероприятие

План на 2014г.

Исполнено в 2014г.

% испол-нения

Расход денежных средств на коммунальные услуги по установленным счетчикам учета горячей и холодной воды

4,0

6,8

170


Похожие работы на - Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (на примере Муниципальное казенное учреждение Белоярского района 'Служба материально-технического обеспечения')

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!