Бюджетная классификация и ее правовое значение

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,52 Кб
  • Опубликовано:
    2016-07-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бюджетная классификация и ее правовое значение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра государственно-правовых дисциплин







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Финансовое право

на тему: Бюджетная классификация и ее правовое значение


Студентка

ВШУБ, 4-й курс, ВВХ-2 А.А.Третьяк

Руководитель

Ассистент Е.В.Ананевич





МИНСК 2016

Введение

Доходы и расходы государственного бюджета весьма разнообразны по источникам, целевому направлению и другим признакам. Для обеспечения правильного планирования и учета бюджетных доходов и расходов в масштабах всей республики их необходимо классифицировать. Важнейшим условием обеспечения единства бюджетной системы является ее организация в разрезе статей бюджетной классификации.

Бюджетная классификация Республики Беларусь является систематизированной группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, основанной на их экономической характеристике и обеспечивающей республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов

В условиях перехода к рыночной экономике значительно возрастает роль управления деятельностью бюджетных учреждений. Формирование проектов бюджетов трудно себе представить без наличия такого важного документа, как бюджетная классификация.

Таким образом, актуальность и значимость темы курсовой работы заключается в том, что именно бюджетная классификация обеспечивает единство бюджетной системы в стране, сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы.

Целью настоящей работы является раскрытие сущности, состава и принципов построения бюджетной классификации, освещение по мере необходимости теоретических вопросов, относящихся к теме, изучение законодательной базы по данному вопросу.

Для достижения указанных целей поставлены следующие задачи:

. Изучить принципы построения бюджетной классификации, ее структуру.

. Изучить особенность применения и сущность бюджетной классификации.

. Исследовать классификацию доходов и расходов бюджетов Республики Беларусь.

. Исследовать классификацию финансирования дефицита бюджета и видов государственного долга Республики Беларусь;

. Рассмотреть бюджетную классификацию, как основу составления и исполнения бюджета.

. Изучить действующие положения по бюджетной классификации, в Республике Беларусь.

Предметом исследования данной курсовой работы является применение бюджетной классификации.

В ходе выполнения курсовой работы был использован широкий перечень литературных источников, среди которых нормативные и законодательные документы, периодические издания, учебная и научная литература.

1. Бюджетная классификация Республики Беларусь как основа учета исполнения бюджетной сметы

Доходы и расходы бюджетов всех уровней по своим показателям очень разнообразны. Для их сопоставления проводится их систематизация

Бюджетная классификация Республики Беларусь - это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, видов государственного долга Республики Беларусь, обеспечивающая республиканскую и международную сопоставимость показателей (подп.1.3 ст.2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь (далее - БК РБ)) [1].

Бюджетная классификация является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций.

Состав бюджетной классификации определен ст.10 БК РБ. В нее входят:

классификация доходов бюджета;

функциональная классификация расходов бюджета;

программная классификация расходов бюджета;

ведомственная классификация расходов республиканского бюджета;

экономическая классификация расходов бюджета;

классификация финансирования дефицита бюджета;

классификация видов государственного долга Республики Беларусь;

Анализ положения БК РБ указывает на то, что имеется две группы бюджетной классификации.

К первой группе можно отнести классификацию доходов и расходов, непосредственно касающихся самих бюджетов. Это:

классификация доходов бюджета;

функциональная классификация расходов бюджета;

ведомственная классификация расходов республиканского бюджета;

экономическая классификация расходов бюджета;

Ко второй группе можно отнести:

программную классификацию расходов бюджета;

классификацию финансирования дефицита бюджета;

классификацию видов государственного долга.

Бюджетная классификация, закрепленная БК РБ, характеризуется принципом единства для всех уровней бюджетной системы. Это означает, что все показатели основы классификации являются идентичными для любого звена бюджетной сметы.

Единая классификация действует и в отношении государственных внебюджетных фондов. Все источники их доходов и направление расходов совпадают с бюджетной классификацией, и они присуще бюджетам всех уровней. Все источники их доходов и направление расходов совпадают с бюджетной классификацией, и они присуще бюджетам всех уровней.

Бюджетным кодексом определено, что акты законодательства (бюджетного или иного) не должны регулировать отношения, которые не связаны непосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификации, которые могли ее изменить.

Изменение бюджетной классификации, которая установлена гл. 4 Бюджетного кодекса, может быть осуществлена путем внесения изменений и дополнений в эти статьи [2].

Правильность учета доходов и расходов бюджета обеспечивается единством системы бюджетного учета, в основе которой лежит бюджетная классификация, утвержденная постановлением Министерства Финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2008 № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (в ред. постановления Министерства финансов от 13.11.2015 № 54 <consultantplus://offline/ref=29336463DDD89B30699FE74C47F52C6A15E94856779F1971B4DABA765C2FFDF58A4410679600C6474AD29AA791O116J>), предполагающая научно обоснованную, обязательную группировку доходов и расходов бюджета по однородным признакам, закодированным в определенном порядке. Так же вышеупомянутое постановление утверждает Инструкцию о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь (далее - Инструкция № 208) [7].

Инструкция № 208 состоит из 8 глав:

. Общие положения

. Применение классификации доходов бюджета

. Применение функциональной классификации расходов бюджета

. Применение программной классификации расходов бюджета

. Применение ведомственной классификации расходов бюджета

. Применение экономической классификации расходов бюджета

. Применение классификации финансирования дефицита бюджета

.Применение классификации видов государственного долга Республики Беларусь.

Инструкция № 208 устанавливает порядок применения бюджетной классификации Республики Беларусь участниками бюджетного процесса для бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь.

Таким образом из вышесказанного можно сделать вывод, что бюджетная классификация гарантирует правильное бюджетное планирование, соблюдение бюджетной дисциплины и постоянный контроль за выполнением всех доходов и расходов каждого бюджета. Она является важнейшим средством обеспечения законности всей бюджетной деятельности.

2. Классификация доходов бюджета

Классификация доходов является систематизированной группировкой доходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, основывающейся на нормативных правовых актах Республики Беларусь, определяющих источники их формирования.

Доходы бюджета в зависимости от экономического содержания подразделяются на группы. Группы доходов в свою очередь состоят из подгрупп, которые подразделяются на виды. Доходы по видам включают в себя разделы и подразделы.

Статьей 24 БК РБ определены четыре группы доходов бюджета:

) налоговые доходы;

) взносы на государственное социальное страхование;

) безвозмездные поступления [10].

Классификация доходов по подгруппам, видам, разделам и подразделам утверждается Министерством финансов Республики Беларусь.

Детализация групп классификации доходов по подгруппам, видам, разделам и подразделам утверждена Министерство финансов Республики Беларусь (далее - Минфином Республики Беларусь).

Классификация доходов бюджета является единой и используется:

при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении;

при составлении смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций и отчетности по ним.

Код классификации доходов бюджета состоит из 7 знаков и включает 5 уровней классификационной структуры:

группа - один знак (например, налоговые доходы - 1 0 0 00 00);

подгруппа - один знак (например, налоги на доходы и прибыль - 1 1 0 00 00);

вид - один знак (например, налоги на доходы, уплачиваемые физическими лицами, - 1 1 1 00 00);

раздел - два знака (например, подоходный налог с физических лиц - 1 1 1 01 00);

подраздел - два знака (например, подоходный налог с физических лиц - 1 1 1 01 01; подоходный налог с физических лиц, исчисленный с сумм доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, - 1 1 1 01 02).

При отсутствии уровня используется нулевая позиция «0».

По группам, подгруппам, видам (разряды 1-3) систематизируются доходы бюджета по их экономическому содержанию для обеспечения международной сопоставимости показателей. Разделы и подразделы (разряды 4-7) служат для отражения источников формирования доходов бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами [8].

Классификация доходов бюджета утверждена в приложении 1 постановления Министерства Финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2008 № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (в ред. постановления Министерства финансов от 13.11.2015 № 54 <consultantplus://offline/ref=29336463DDD89B30699FE74C47F52C6A15E94856779F1971B4DABA765C2FFDF58A4410679600C6474AD29AA791O116J>).

3. Классификация расходов бюджета

Так как важнейшим условием нормального функционирования бюджетной системы является целевое, эффективное и экономное расходование бюджетных средств, в связи с этим классификация расходов бюджета происходит более сложно, чем доходов.

Классификация расходов подразделяется по нескольким видам:

функциональная,

программная,

экономическая,

ведомственная.

.1 Функциональная классификация расходов бюджета

Функциональная классификация расходов бюджета отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

Согласно п.1 ст.11 БК РБ функциональная классификации расходов бюджета является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Функциональная классификация расходов бюджета состоит из 4 уровней:

первым уровнем функциональной классификации расходов являются разделы, определяющие расходование средств на выполнение функций государства;

вторым уровнем функциональной классификации расходов являются подразделы, конкретизирующие направление средств бюджета на выполнение функций государства в пределах разделов;

третьим уровнем функциональной классификации расходов являются виды расходов, детализирующие расходование средств на осуществление деятельности государства в определенной области в пределах подразделов;

четвертый уровень функциональной классификации расходов образует классификация по параграфам, которая применяется для детализации расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности.

Функциональная классификация расходов по разделам и подразделам определена в приложении к БК РБ.

Функциональная классификация расходов по видам и параграфам утверждена в постановлении Министерства Финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2008 № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (в ред. постановления Министерства финансов от 13.11.2015 № 54 <consultantplus://offline/ref=29336463DDD89B30699FE74C47F52C6A15E94856779F1971B4DABA765C2FFDF58A4410679600C6474AD29AA791O116J>) в приложении 2,3.

При отнесении расходов на отдельные уровни функциональной классификационной структуры следует руководствоваться указаниями Инструкции № 208.

Функциональная классификация расходов является единой и используется при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, а также составлении смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций и отчетности по ним.

При утверждении республиканского и местных бюджетов законом Республики Беларусь или решением Совета депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год расходы предусматриваются по функциональной классификации расходов по разделам, подразделам и видам.

Функциональная классификация расходов по параграфам обеспечивает детализацию расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности и применяется при утверждении бюджетной росписи соответствующего бюджета.

.2 Программная классификация расходов бюджета

Программная классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по бюджетным программам и подпрограммам (ст.14 БК РБ).

Все программы и подпрограммы входят составной частью во все бюджеты и в отношении их также существует бюджетная классификация их расходов. Эти расходы бюджетов также группируются по предусмотренным направлениям и имеют строгое назначение использования с конкретизацией по подпрограммам.

Программная классификация расходов бюджета утверждена Минфином Республики Беларусь согласно приложению 4 к постановлению № 208. Она состоит из 2 уровней.

Первым уровнем программной классификации расходов бюджета являются бюджетные программы, утвержденные в установленном порядке.

Вторым уровнем программной классификации расходов бюджета являются подпрограммы, детализирующие расходы в рамках бюджетных программ.

Код программной классификации занимает 5 знаков, в т.ч.: программа - 3 знака, подпрограмма - 2 знака (при отсутствии подпрограммы используется нулевая позиция «00»).

Программная классификация расходов является единой и используется при составлении, рассмотрении, утверждении и выполнении республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их выполнении, а также при необходимости при составлении смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций и отчетности по ним.

.3 Ведомственная классификация расходов бюджета

бюджетный классификация расход

Ведомственная классификация расходов республиканского бюджета и местных бюджетов является группировкой расходов бюджета, отражающей распределение бюджетных назначений по распорядителям средств республиканского бюджета и средств местных бюджетов соответственно (ст.16 БК РБ).

Бюджетные назначения - это полномочия на использование определенной суммы бюджетных средств, предоставленные распорядителям бюджетных средств Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год или решением местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год (подп.1.11 ст.2 БК РБ).

Распорядитель бюджетных средств - это организация, которая в соответствии с законодательством имеет полномочия на распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств, а также осуществляет другие функции (подп.1.46 ст.2 БК РБ). Функции распорядителей бюджетных средств определены ст.81 БК РБ.

Распорядители средств по объему предоставленных им прав подразделяются на главных распорядителей средств и нижестоящих распорядителей средств.

Главные распорядители средств имеют право расходовать бюджетные средства на содержание того учреждения, которое они возглавляют, на централизованные мероприятия, осуществляемые этими учреждениями непосредственно, а также распределять предоставленные им средства между нижестоящими распорядителями средств или непосредственно расходовать их на содержание подведомственных им однотипных учреждений, финансируемых по общим сметам. Главными распорядителями средств по республиканскому бюджету являются министры и руководители других республиканских органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций, непосредственно получающих средства из бюджета.

Бюджетные ассигнования - это бюджетные средства, предусмотренные получателю бюджетных средств распорядителем бюджетных средств (подп.1.10 ст.2 БК РБ).

Получатель бюджетных средств - это бюджетная или иная организация, физическое лицо, имеющие право на получение бюджетных средств на соответствующий год и отвечающие за целевое и эффективное использование бюджетных средств (подп.1.44 ст.2 БК РБ). Права и обязанности получателей бюджетных средств определены ст.82 БК РБ.

Согласно ст.19 БК РБ ведомственная классификация расходов республиканского бюджета утверждается Министерством финансов Республики Беларусь. Ведомственная классификация расходов бюджетов областного уровня утверждается соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь. Ведомственная классификация расходов бюджетов базового и первичного уровней утверждается соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с вышестоящими исполнительными и распорядительными органами (либо по их поручению по согласованию с местными финансовыми органами вышестоящих исполнительных и распорядительных органов).

В соответствии со ст.6 БК РБ бюджеты областного уровня включают областные бюджеты и бюджет г. Минска; бюджеты базового уровня - районные и городские бюджеты (городов областного подчинения); бюджеты первичного уровня - сельские, поселковые, городские бюджеты (городов районного подчинения).

Ведомственная классификация является одноуровневой, в ней отражается глава, которая имеет 3-значный код, и наименование главы.

Постоянным распорядителям средств соответствующих местных бюджетов присваиваются коды глав, соответствующие аналогичным постоянным распорядителям средств республиканского бюджета.

Временным распорядителям средств республиканского и местных бюджетов в соответствии с актами законодательства присваиваются временные коды глав на определенный период.

Ведомственная классификация расходов республиканского бюджета утверждена Министерством финансов Республики Беларусь согласно приложению 5 к постановлению № 208 (например, 054 - Министерство здравоохранения Республики Беларусь; 055 - Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь; 075 - Министерство образования Республики Беларусь).

Расходы республиканского и местных бюджетов при их утверждении по главам ведомственной классификации расходов предусматриваются в разрезе функциональной классификации расходов (по разделам, подразделам и видам).

.4 Экономическая классификация расходов бюджета

Экономическая классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по их экономическому содержанию (ст.15 БК РБ).

Согласно п.1 ст.11 БК РБ экономическая классификация расходов бюджета является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Экономическая классификация расходов утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями, показывает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.

Расходы определяются как государственные платежи, не подлежащие возврату, которые не вызывают и не погашают финансовых требований. Расходы могут быть как на текущие цели, так и на осуществление капитальных затрат и могут быть как возмездные (при покупке товаров и выполнении работ (оказании услуг)), так и безвозмездные (все виды бюджетных трансфертов). Код расходов в экономической классификации состоит из 7 знаков и включает 4 уровня классификационной структуры:

категория расходов - один знак;

статья - два знака;

подстатья - два знака;

элемент - два знака

Категория расходов 1 00 00 00 «Текущие расходы» - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование государственных органов, бюджетных организаций, оказание финансовой помощи другим бюджетам в форме субвенций и дотаций и отдельным отраслям экономики в установленном порядке на текущее функционирование, а также другие расходы бюджета, не включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов.

по подстатье 1 10 01 00 «Заработная плата рабочих и служащих» отражаются расходы по заработной плате рабочих и служащих в денежной форме.

по подстатье 1 10 02 00 «Начисления на заработную плату» отражаются расходы, исчисленные в установленных размерах к фактически начисленной заработной плате, на государственное социальное страхование и другие обязательные отчисления и страховые взносы:

1 10 02 01 - обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

1 10 02 04 - страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

1 10 02 05 - обязательные страховые взносы на профессиональное пенсионное страхование;

по подстатье 1 10 03 00 «Приобретение предметов снабжения и расходных материалов» отражаются расходы по закупке предметов в составе оборотных средств, материалов и продуктов питания (с учетом расходов по таможенному оформлению и оплате таможенных пошлин, оплате услуг по декларированию товаров), при этом:

1 10 03 02 ««Лекарственные средства и изделия медицинского назначения» отражаются расходы на:

приобретение лекарственных средств, бактериологических препаратов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения для организаций здравоохранения и социальной защиты (расходы на приобретение лекарственных средств, аптечек и перевязочных средств и тому подобного для других учреждений относятся к элементу расходов 1 10 03 05);

приобретение для медицинских целей минеральных вод, сывороток, вакцин, витаминов, дезинфекционных средств, кислорода и т.п.;

оплату расходов, связанных с донорством крови, включая питание;

приобретение крови и кровезаменителей для переливания;

приобретение кумыса в лечебных учреждениях;

приобретение материалов для зубного протезирования, протезирования клапанов сердца, внутренних имплантантов, наборов пластин для остеосинтеза костей, наборов транспедикулярных фиксаторов для операций на позвоночнике и других аналогичных материалов;

пополнение действующих медицинских учреждений и учреждений социальной защиты медицинской техникой, изделиями медицинского назначения (включая медицинскую мебель), предметами ухода за больными, медицинским инструментарием, относящимися к предметам в составе оборотных средств;

приобретение пленок для рентгеновских снимков, материалов для производства анализов;

оплату минеральных ванн, грязевых и других лечебных процедур;

приобретение термобумаги, кассет для медицинского оборудования (ЭКГ, УЗИ и т.п.), медицинских перчаток; расходных материалов для стоматологического лечения, для медицинского инструментария, для стерилизации оборудования;

1 10 03 03 «Мягкий инвентарь и обмундирование»;

1 10 03 04 «Продукты питания» поддержке по удешевлению питания учащихся общеобразовательных учреждений;

1 10 03 05 «Прочие расходные материалы и предметы снабжения»;

по подстатье 1 10 04 00 «Командировки и служебные разъезды» отражаются расходы на командировки и служебные разъезды внутри страны и за границу: оплата проезда, суточных и квартирных при служебных командировках; оплата проезда, суточных, квартирных и подъемных при перемещении работников по службе в установленном порядке; оплата расходов, связанных с выездами народных судов; оплата расходов по служебным разъездам: приобретение проездных билетов на транспорт общего пользования, за исключением такси, для работников, работа которых носит разъездной характер, если эти работники на время выполнения служебных обязанностей не обеспечиваются специальным транспортом; оплата командировок на сессии, съезды, совещания и конференции.

по подстатье 1 10 05 00 «Оплата транспортных услуг» отражаются расходы по содержанию и найму транспорта: на содержание автомобильного, гужевого и других видов транспорта, в том числе и для учебных целей, включая техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей и других транспортных средств; на приобретение для служебного транспорта аптечек, огнетушителей и других; на наем транспорта для подвоза воды, дров, вывоза мусора, снега и для других хозяйственных целей, а также для доставки продуктов питания, медикаментов, перевязочных средств, минеральных вод, сывороток и т.п.; на приобретение запасных частей, горюче-смазочных материалов, ремонт и техническое обслуживание сельскохозяйственной техники, занятой на сортоиспытаниях сельскохозяйственных культур; на оплату услуг стоянок транспортных средств (парковки) во время командировок и служебных разъездов;

по подстатье 1 10 06 00 «Оплата услуг связи» отражаются: оплата за установку и эксплуатацию служебных телефонов, перенос телефонных номеров, в том числе на квартирах участковых инспекторов милиции, не имеющих служебных помещений; абонементная плата за линии телеграфной, телефаксной связи, оплата предоставляемых услуг по сети абонентского телеграфа; оплата всех видов служебных телеграмм; оплата международных и междугородных переговоров; абонентная плата за трансляционные радиоточки коллективного пользования, установленные от местных узлов вещания; абонементная плата за почтовые ящики; оплата сотовой и пейджинговой связи для организаций в соответствии с законодательством Республики Беларусь; оплата услуг за регистрацию условного или сокращенного телеграфного адреса; стоимость пересылки архивных материалов и пересылки лома драгоценных металлов; почтовые расходы по отправке служебной корреспонденции и посылок, приобретению упаковочных материалов и ящиков для посылок; расходы по эксплуатации технических средств связи, включая телевидение и радиовещание; расходы за регистрацию и перерегистрацию радиостанций; расходы по установке телевизионных антенн и технических средств связи; расходы по оплате соединительных, специальных и прямых линий, а также по договорам за арендуемые каналы и линии связи; расходы по подключению и пользованию сетью «Интернет»; оплата услуг связи по доставке корреспонденции; другие аналогичные расходы;

в подстатью 1 10 07 00 «Оплата коммунальных услуг» относятся расходы по: приобретению, заготовке и транспортировке дров, угля, нефти, мазута, торфа, оплате за газ, электрическую, тепловую энергию для отопления зданий, служебных помещений и др. и включает элементы:

1 10 07 01 «Оплата потребления тепловой энергии»;

1 10 07 03 «Оплата потребления электрической энергии»;

1 10 07 04 «Прочие коммунальные услуги»;

подстатья 1 10 10 00 «Прочие текущие расходы на закупку товаров и оплату услуг» включает в себя следующие элементы:

1 10 10 02 «Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря»;

1 10 10 08 «Прочие текущие расходы».

По статье 1 30 00 00 «Субсидии и текущие трансферты» отражаются все виды безвозмездных (не являющихся платежами за товары и услуги, выплатой процентов и не создающими встречных финансовых обязательств) переводных платежей текущего характера, носящих, в основном, характер финансовой помощи, при этом:

30 03 04 «Прочие трансферты населению»;

Категория расходов 2 00 00 00 «Капитальные расходы» применяется для отражения расходов бюджетов, обеспечивающих инвестиционную деятельность, и включает статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, расходы на проведение капитального ремонта, создание государственных запасов и резервов и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности, а также другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов.

По статье 2 40 00 00 «Капитальные вложения в основные фонды» отражаются расходы на приобретение оборудования и предметов длительного пользования, капитальное строительство и капитальный ремонт, за исключением расходов, классифицируемых по экономической классификации как «Капитальные трансферты». При этом:

по подстатье 2 40 01 00 «Приобретение оборудования и других основных средств» отражаются расходы на закупку производственного и другого оборудования, а также других основных средств (все виды материально-технических средств, кроме предметов в составе оборотных средств) с учетом расходов по таможенному оформлению и оплате таможенных пошлин, оплате услуг по декларированию товаров;

При отсутствии какого-либо уровня используется нулевая позиция «00».

При отнесении расходов на отдельные уровни классификационной структуры следует руководствоваться указаниями главы 6 Инструкции № 208. В главе имеется подробная информация о содержании каждой категории, статьи, подстатьи и элемента расходов.

В разрезе категорий, статей, подстатей, элементов расходов соответствующего бюджета, раздела, главы, подраздела, вида расходов, параграфа, программы, подпрограммы бюджетные организации составляют бюджетные сметы (приложение А), ведут учет кассовых и фактических расходов и составляют отчетность о выполнении бюджетных смет (приложение Б).

На примере бюджетной сметы УЗ «37 городская поликлиника» можно увидеть, как на основе бюджетной классификации распределяются бюджетные средства, делается отчет об исполнении сметы.

В соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь по каждому виду деятельности бюджетные организации составляют также сметы доходов и расходов внебюджетных средств, ведут учет их выполнения и составляют отчетность о выполнении смет доходов и расходов по внебюджетным средствам [10].

Экономическая классификация расходов бюджетов показывает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Отчетность по смете расходов построена с учетом этой классификации.

Данная бюджетная классификация позволяет проводить анализ по локальным сметам отдельных учреждений, по сводным сметам однотипных бюджетных учреждений и сводным сметам министерств как в целом, так и в разрезе отдельных учреждений.

4. Классификация финансирования дефицита бюджета и видов государственного долга Республики Беларусь

.1 Классификация финансирования дефицита бюджета

Классификация финансирования дефицита бюджета является группировкой источников финансирования, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета, исходя из их видов и форм долговых обязательств.

Согласно бюджетной классификации, в Республике Беларусь выделяют внутренние и внешние источники финансирования дефицита бюджета.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицита является группировкой заемных средств, привлекаемых от резидентов Республики Беларусь, иных источников в соответствии с законодательством Республики Беларусь для финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов. Классификация источников внутреннего финансирования дефицита утверждается Министерством финансов Республики Беларусь [1].

Внутреннее финансирование дефицита бюджета включает:

) средства, получаемые от органов денежно-кредитного регулирования в основном предоставленные кредиты Национального банка и ценные бумаги;

) источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц;

) источники, получаемые из других секторов государственного управления - это заемные средства, получаемые из государственных внебюджетных фондов, а также операции с иностранной валютой;

) прочие источники внутреннего финансирования;

) источники от операций с принадлежащим государству имуществом;

) операции по средствам в иностранной валюте;

) изменение остатков средств бюджета;

) операции по гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных

исполнительных и распорядительных органов по кредитам банков Республики Беларусь.

Внешнее финансирование дефицита бюджета включает:

) кредиты международных финансовых организаций;

) кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов;

) государственные ценные бумаги Республики Беларусь, выпущенные на внешних финансовых рынках;

) операции по гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам

Код классификации финансирования дефицита бюджета занимает 7 знаков, в том числе:

вид источника - 1 знак,

источник - 2 знака,

тип источника - 2 знака и детализация - 2 знака (при отсутствии уровня используется нулевая позиция «00»).

.2 Классификация видов государственного долга Республики Беларусь

Классификация видов государственного долга Республики Беларусь является группировкой внешних государственных займов и внутренних государственных займов исходя из видов кредиторов и форм долговых обязательств.

Внутренний государственный долг Республики Беларусь (100) классифицируются на:

обязательства Правительства Республики Беларусь, оформленные как внутренний государственный долг (110);

обязательства, подлежащие исполнению по выданным гарантиям Правительства Республики Беларусь по внутренним займам (130);

прочие обязательства Правительства Республики Беларусь (140).

Внешние долговые обязательства (200) классифицируются на:

кредиты (займы), привлеченные от нерезидентов Республики Беларусь (210);

государственные ценные бумаги, размещенные на внешних финансовых рынках (220);

обязательства, подлежащие исполнению по выданным гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам (230).

Классификация видов государственного долга Республики Беларусь утверждена Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2008 № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (в ред. постановления Министерства финансов от 13.11.2015 № 54 <consultantplus://offline/ref=29336463DDD89B30699FE74C47F52C6A15E94856779F1971B4DABA765C2FFDF58A4410679600C6474AD29AA791O116J>) в

5. Правовое значение бюджетной классификации

В основе бюджетной классификации лежит группировка показателей бюджета, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направления средств, их состав и структура. При этом важным требованием, предъявляемом к бюджетной классификации является ясность и четкость группировки.

Значение бюджетной классификации заключается в том, что компетентное использование сгруппированных данных бюджетной классификации позволяет видеть реальную картину движения бюджетных потоков и активно влиять на происходящие экономические и социальные процессы. Вместе с тем группировка доходов и расходов облегчат проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, учреждений за несколько лет, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения конкретных потребностей [10].

Роль бюджетной классификации в бюджетной системе государства заключается в том, что с ее помощью становится возможным контроль за движением бюджетных ресурсов. Бюджетная классификация является одним из инструментов, обеспечивающих реализацию принципа единства бюджетной системы.

Бюджетная классификация создает условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полнотой и своевременностью поступлений средств и использованию средств бюджета по целевому назначению. Бюджетная классификация дает возможность сопоставлять доходы и расходы по отчетам об исполнении бюджета, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономному расходованию бюджетных средств.

Большая роль принадлежит бюджетной классификации и в процессе исполнения бюджета. Она является необходимым условием обеспечения целевого финансирования мероприятий, предусмотренных в утвержденном бюджете и сметах расходов бюджетных учреждений.

Бюджетная классификация лежит в основе единства синтетического и аналитического учета доходов и расходов бюджета в финансовых органах, бюджетных учреждениях, учреждениях Национального банка Республики Беларусь. Она необходима для составления отчетности об исполнении государственного бюджета. В условиях самостоятельности звеньев бюджетной системы бюджетная классификация создает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей.

Необходимость бюджетной классификации обусловлена созданием единых условий и принципов органам государственной власти и управления для осуществления бюджетного планирования, управления бюджетным процессом, ведения бюджетного учета, составления бюджетной отчетности, проведения бюджетного контроля, анализа составления и исполнения бюджетов.

Бюджетная классификация ориентирована на решение таких задач как:

контроль за составом и структурой доходов и расходов бюджетной системы;

получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы;

формирования инструментов законодательного контроля бюджетного процесса;

обеспечения реализации принципа единства бюджетной системы.

Таким образом, бюджетная классификация имеет важное организующее и правовое значение. Научно построенная бюджетная классификация позволяет четко распределить и учитывать доходы и расходы бюджета, последовательно проводить курс финансовой и социально-экономической политики страны.

Заключение

Правильность учета доходов и расходов бюджета обеспечивается единством системы бюджетного учета, в основе которой лежит бюджетная классификация, предполагающая научно обоснованную, обязательную группировку доходов и расходов бюджета по однородным признакам, закодированным в определенном порядке.

Бюджетная классификация является единой и применяется при составлении, утверждении и исполнении республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций.

Бюджетные классификация устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь в целях единообразного построения и учета, а также необходимого анализа исполнения государственного бюджета.

Данная курсовая работа проводилась согласно цели, поставленной перед ней.

Для достижения указанной цели была проведена следующая работа:

. Изучены принципы построения бюджетной классификации, ее структура, особенность применения и сущность.

. Исследована классификация доходов и расходов бюджетов Республики Беларусь, классификация финансирования дефицита бюджета и видов государственного долга Республики Беларусь;

. Изучены действующие положения по бюджетной классификации, в Республике Беларусь.

Определены следующие выводы:

. Бюджетная классификация имеет важное организующее и правовое значение.

. Правовое значение бюджетной классификации состоит в том, что она лежит в основе составления и исполнения бюджета.

. Бюджетная классификация, является основой организации планирования расходов и исполнения бюджетных смет.

. Бюджетная классификация обеспечивает адресное выделение бюджетных средств. Это достигается посредством организационной структуры республиканского бюджета, отражающей распределение средств по конкретным распорядителям - министерствам и ведомствам.

Кроме того, детальная классификация налоговых и иных доходов бюджетов позволяет облегчить проведение контроля за поступлением бюджетных доходов.

. Бюджетная классификация позволяет объединить бюджеты всех уровней в консолидированный бюджет, способствует проведению экономического анализа бюджетных показателей.

Таким образом, являясь основным документом по формированию доходов и расходов бюджетов всех уровней, источников финансирования дефицитов этих бюджетов, бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней и позволяет принимать решения при формировании бюджетов всех уровней на следующий год путем анализа их исполнения за предыдущий год.

Список использованных источников

Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З: с изм. и доп.: Закона Респ. Беларусь от 29.12.2009г., №73-З

Воробей Г.А. Финансовое право: учебное пособие / Г.Воробей. - 2-е изд., испр. - Минск: Амалфея, 2012. - 432 с

Об утверждении Инструкции о порядке бухгалтерского учета расходов в бюджетных организациях: постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 31 дек. 2009г., № 157: с изм. и доп.: постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 22 апр. 2010г., №50 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2010. - №8/21916

Об утверждении Инструкции о порядке исполнения республиканского бюджета и бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по доходам: постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 8 дек. 2005г., №143/171: с изм. и доп.: постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, Правления Национального банка Республики Беларусь, 26 дек

О бюджетной классификации Республики Беларусь: постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 31 дек. 2008 г., № 208: с изм. и доп.: постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 13 ноя. 2015г., № 54 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2009. - 8/20467

Похожие работы на - Бюджетная классификация и ее правовое значение

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!