Бюджетная система Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    103,73 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бюджетная система Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

.1 Сущность государственного бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы

.2 Структура бюджетного устройства и бюджетной системы в разных типах государственного устройства

.3 Бюджетная система Российской Федерации и её структура. Характеристика отдельных видов бюджета бюджетных систем РФ

.4 Принципы бюджетной системы РФ (в соответствии с БК)

.5 Бюджетная классификация РФ

. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2009-2011 ГОДЫ

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Бюджет, как основная форма осуществления финансовой деятельности государства, имеет первостепенное значение для всех сфер государственной жизни. В ходе осуществления любых государственных функций возникают вопросы: в каком объеме, когда и каким образом будут выделены средства и произойдут необходимые платежи для реализации публичных задач.

Актуальность данной курсовой работы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении, регулирующей роли в использовании ВВП.

Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации.

Исходя из заданной цели, можно поставить следующие задачи:

. Изучить теоретические, методологические и правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации;

. Проанализировать бюджет Вологодской области за 2011-2013 гг.;

. Сделать выводы из анализа и предложить различные пути решения проблем, выявленных из анализа.

Предметом данной курсовой работы выступают бюджетная система РФ

Объектом выступает бюджет Вологодской области за 2009-2011 годы.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

.1 Сущность государственного бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82> страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0> всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Бюджетное устройство - организация бюджетной системы и взаимосвязей между ее отдельными звеньями. Бюджетное устройство включает: структуру бюджетной системы; принципы функционирования; бюджетную классификацию. Бюджетное устройство основано на юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственных и местных бюджетов, а в федеративных государствах и бюджетов членов федерации; распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, а также платежи в бюджетную систему и расходование средств из нее. Бюджетное устройство находится в непосредственной зависимости от государственного устройства (федеративное или унитарное государство), от социально-экономического строя общества.[1]

Бюджетная система есть важнейшая часть экономики, посредством которой осуществляется ее финансовое регулирование. Изучение бюджета позволяет получить конкретное представление, откуда и в каких количествах приходят деньги, на какие цели и в каких масштабах они расходуются.

1.2 Структура бюджетного устройства и бюджетной системы в разных типах государственного устройства

Построение бюджетной системы зависит от формы государственного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство - это форма государственного устройства, при котором государственные и административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов Федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств - членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

В зависимости от политической структуры государства <#"891887.files/image001.gif">

Рис. 1 - Государственная бюджетная система

Структура бюджетной системы государства:

Унитарного (Япония, Швейцария, Франция)

Госбюджет

Местный бюджеты

Федерального (США, Канада, Россия)

Госбюджет

Федеральные бюджеты

Местные бюджеты


1.3 Бюджетная система Российской Федерации и её структура. Характеристика отдельных видов бюджета бюджетных систем РФ

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов <#"891887.files/image002.gif">

Рис. 1

бюджет экономика кризис

Основной удар кризиса 2008 года в экономике Вологодской области пришелся на областной бюджет. В отличие от местных бюджетов, в которых доходная база в 2009 году не претерпела значительных изменений, объем налоговых и неналоговых поступлений областного бюджета по сравнению с 2008 сократился практически наполовину, или на 15,4 млрд рублей. Всего за 2009 год собственные доходы областного бюджета составили 19 млрд рублей.

Наиболее существенны потери областного бюджета по налогу на прибыль организаций - 16 млрд. руб. Бюджет получил только четвертую часть от сбора налога за 2008 год - 4,8 млрд. руб. Негативную роль сыграли возвраты переплат налогоплательщикам, основная масса которых была заявлена организациями по итогам работы за 4-й квартал 2008 года. В 2009 году из областного бюджета возвращено налогоплательщикам налога на прибыль в сумме 1 млрд. руб. и зачтено в счёт текущих платежей 2 млрд. руб.

Ключевым источником в доходах областного бюджета стал налог на доходы физических лиц, удельный вес его составил 40%. В бюджет за 2009 год было собрано 7,3 млрд. руб. подоходного налога, что на 0,5 млрд. руб. ниже поступлений за 2008 год.

Отчасти стабилизирующее влияние на доходы областного бюджета оказали акцизы и налог на имущество организаций. По сравнению с уровнем 2008 года прирост данных источников составил 0,5 млрд. руб. и 0,7 млрд. руб. соответственно. Суммарная доля налогов в собственных доходах регионального бюджета составила 27,2%, превысив в 2,5 раза показатель 2008 года и удельный вес налога на прибыль.

Первоначально утвержденный план по налоговым и неналоговым доходам областного бюджета в условиях кризисных процессов в экономике и социальной сфере был уменьшен в 2 раза - с 37,7 до 18.8 млрд. руб. Но и этот план исполнялся напряжённо, в отдельные периоды появлялись значительные кассовые разрывы. Результатом постоянного мониторинга исполнения, активного взаимодействия с налоговыми органами, администраторами доходов и крупными налогоплательщиками стало исполнение уточненных годовых бюджетных назначений областного бюджета по собственным доходам на 100,9%. Дополнительные доходы по итогам 2009 года составили 165 млн. руб.

С учётом поступлений межбюджетных трансфертов и финансовой помощи из федерального бюджета областной бюджет исполнен по до- ходам в сумме 31 255,6 млн. рублей.

Областной бюджет по расходам исполнен в сумме 37 743,3 млн. рублей, или на 96,2% к уточненным годовым назначениям и на 92,1% к уровню 2008 года.

Дефицит областного бюджета за 2009 год составил 6 487,7 млн. рублей, или 34,1 процента к объему налоговых и неналоговых доходов. Для финансирования дефицита областного бюджета привлечены кредитные ресурсы коммерческих банков в сумме 2 837,4 млн. рублей и бюджетные кредиты федерального бюджета в сумме 2 819,8 млн. рублей, в том числе в сумме 329,3 млн. рублей для строительства, реконструкции, капитального ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования.

Основную долю расходов в областном бюджете составили расходы на мероприятия в социальной сфере и финансовая поддержка бюджетов муниципальных образований - 70,1 % от общей суммы расходов.[7]

Областной бюджет за 2010 год исполнен по доходам в сумме 36 057,2 млн. рублей. или на 98,9 процента к уточненным годовым назначениям и с ростом против прошлого года на 4 801,6 млн. рублей, или на 15,4%. Исполнение бюджета ниже плана объясняется в основном недоиспользованием получателями средств, выделенных из федерального бюджета.

В отчетном году из федерального бюджета получено безвозмездных поступлений в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение в сумме 8 639,6 млн. рублей, или 100,0% от годовых назначений, в том числе дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности в сумме 681,3 млн. рублей (в рамках государственной поддержки реализации мероприятий комплексных инвестиционных планов по модернизации монопрофильных муниципальных образований для города Сокола в сумме 642,1 млн. рублей и на ликвидацию последствий засухи в сельском хозяйстве - 39,2 млн. рублей), субсидии на софинансирование приоритетных расходов - 2 231,3 млн. рублей, субвенции на реализацию делегированных области федеральных полномочий - 5 346,8 млн. рублей, иные межбюджетные трансферты - 380,2 млн. рублей.

Областной бюджет по расходам исполнен в сумме 43 106,1 млн. рублей, или на 96,8% к уточненным годовым назначениям и на 114,2% к уровню 2009 года.

Основную долю расходов в областном бюджете составили расходы на мероприятия в социальной сфере и финансовая поддержка бюджетов муниципальных образований - 73,4% объема расходов.

Дефицит областного бюджета в 2010 году составил 7 048,9 млн. рублей, или 27,3 процента к объему налоговых и неналоговых доходов.

Для финансирования дефицита областного бюджета привлечены кредитные ресурсы коммерческих банков (за минусом возврата) в сумме 3 746,7 млн. рублей и бюджетные кредиты федерального бюджета в сумме 3 126,6 млн. рублей, в том числе в сумме 286,9 млн. рублей для строительства, реконструкции, капитального ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и 30,5 млн. рублей на реализацию мероприятий по оказанию господдержки сельхозтоваропроизводителям в целях ликвидации последствий засухи. С учетом привлеченных кредитов обеспечено выполнение принятых расходных обязательств. [8]

Областной бюджет в 2011 году исполнен по доходам в сумме 39 342,3 млн. рублей или на 99,4 процента к уточненным годовым назначениям и с ростом против прошлого года на 3285,2 млн. рублей, или на 9,1%. Исполнение бюджета ниже плана объясняется в основном возвратом остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет.

За 2011 год в областной бюджет мобилизовано налогов, сборов и 1шых обязательных платежей в сумме 28 755,8 млн. рублей. К уровню прошлого года рост доходов составил в сумме 2 453,6 млн. рублей, или на 9.3 процента.

Основные позиции в наполнении доходной части областного бюджета занимают налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Их совокупный вклад в 2011 году сохранился на уровне 2010 года.

Снижение в четвертом квартале 2011 года активности организаций, занимающихся торговлей, привело к снижению поступления налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Практически 80 процентов новых фондов были введены во втором полугодии отчетного года, что оказало влияние на налогооблагаемую базу по налогу на имущество организаций и, соответственно, на поступление налога в бюджет.

На выполнение плановых назначений по транспортному налогу повлияло изменение порядка декларирования налога.

В отчетном году из федерального бюджета получено безвозмездных поступлений в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных меж- бюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в сумме 10 029,4 млн. рублей, или 100,0% от годовых назначений.

Областной бюджет по расходам исполнен в сумме 46 519,4 млн. рублей, или на 97,6% к уточненным годовым назначениям и на 107,9% к уровню 2010 года.

Дефицит областного бюджета составил 7 177,0 млн. рублей, или 25% к объему налоговых и неналоговых доходов. Для финансирования дефицита областного бюджета привлечены кредитные ресурсы коммерческих банков (за минусом возврата) в сумме 2 839,4 млн. рублей и бюджетные кредиты федерального бюджета в сумме 1 380,0 млн. рублей, в том числе в сумме 280,0 млн. рублей для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и эмиссия государственных ценных бумаг области в сумме 2 510,0 млн. рублей. С учетом привлеченных средств обеспечено выполнение принятых расходных обязательств.

Основную долю расходов в областном бюджете составили расходы на мероприятия в социальной сфере и финансовую поддержку бюджетов муниципальных образований - 69,5% объема расходов.

В ходе исполнения бюджета обеспечены принятые социальные обязательства и расходы, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения населения (расчеты за потребленные энергоресурсы, питание, медикаменты и другие).[9]

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В результате написания данной курсовой работы можно прийти к следующим выводам:

Бюджет, имеет первостепенное значение для всех сфер государственной жизни, без него невозможно правильное и полное функционирование государства.

Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Федеральный бюджет

Региональные бюджеты

Местные бюджеты

В результате проведенного анализа бюджета Вологодской области было выяснено, что за 2009-2011 гг. была тенденция к повышению доходов и расходов, на протяжении всего анализируемого периода наблюдался дефицит бюджета.

Бюджет Вологодской области обладает финансовой самодостаточностью, в его доходах преобладают собственные доходы.

Для устранения проблем предлагается следующее:

Оптимизировать систему планирования бюджета, т.к. наблюдаются погрешности при создании бюджетов на перспективу и постоянно требуются коррективы в прогнозы финансового плана. Необходимо вернуться к планированию бюджета на 1 год.

Требуется совершенствование налоговой политики как внутри региона, так и внутри государства, так как большое количество доходов находится в «тени» и не облагаются налогами, а это, в свою очередь, оборачивается недостачей в доходах бюджета.

Похожие работы на - Бюджетная система Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!