Теоретическая подготовка волейболистов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,55 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теоретическая подготовка волейболистов

Оглавление

Введение

Глава 1. Обзор специальной литературы по теме исследования

.1 Значение теоретической подготовки

.2 Характерные особенности теоретической подготовки в волейболе

.3 Взаимосвязь теоретической подготовки с другими видами подготовки волейболистов

.4 Средства и методы теоретической подготовки волейболистов

Глава 2. Цель, задачи методы и организация исследования

Глава 3. Результаты исследования

.1 Исследования уровня теоретической подготовленности по результатам опроса волейболисток

.2 Обоснование эксперимента практических рекомендаций

Список литературы

Введение

Актуальность: в содержание теоретической подготовки входит изучение развития физической культуры и спорта, основ физического воспитания, методики обучения, тренировки, техники и тактики, правил игры. Занимающиеся также должны организовать и провести соревнования по волейболу. Приобретения теоретических знаний способствует более быстрому росту и развитию спортивного совершенствования волейболистов, глубокому осознанию практического материала, который поможет более успешно овладевать навыками игровой деятельности.

В процессе проведения практических занятий у занимающихся нужно тщательно объяснять и учесть все возникшие вопросы и ответить на них. Например, значение разминки для волейболиста, роль физической подготовки в достижении высоких спортивных результатов (А.В. Ивойлов, 1987).

Теоретическая подготовка осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки волейболистов - от групп начальной подготовки спортивных школах и вплоть до команд высших разрядов.

Требования в волейболе, как и в спорте на столько возросли, что без глубоких теоретических знании рассчитывать на высокие спортивные показатели нельзя. Недооценка теоретической подготовки приводит к тому, что спортсмен порой не понимает сути выполняемого на тренировочных занятиях. Не понимание порождает пассивность, отсутствие активности и творческого участия волейболиста в тренировочном процессе, что в значительной мере снижает эффективность подготовки (А.В. Беляев, М.В. Савина, 2002).

Распределение теоретических знании и их тесная связь с практическими, вызывает у волейболистов интерес к занятиям и поможет им лучше усвоить теоретические и практические основы игры (Ю.Д. Железняк, 2002).

Важно вооружить волейболиста знаниями, умениями, навыком и научить оперативно использовать их, воплощать в практические действия определенные свои выводы и решения, а с другой осмысливать и анализировать свои действия на тренировочных занятиях и соревновательной деятельности.

Объект исследования: учебно-тренировочный процессе волейболистов в студенческих командах.

Предмет исследования: средства и методы теоретической подготовки волейболистов.

Гипотеза: исследование основывалось на том, что применение средств и методов теоретической подготовки в учебно-тренировочном процессе волейболисток 1-2 спортивных разрядов, позволит им не только овладеть дополнительными знаниями в области волейбола, но и повысит качество выполнения ими технико-тактических действий и их реализацию в игровой деятельности.

Практическая значимость: заключается во внедрении практических рекомендаций по содержанию и методики теоретической подготовки в студенческих командах г. Хабаровска с учетом уровня их подготовленности и условий проведения занятий.

волейбол спортивный двигательный

Глава 1. Обзор специальной литературы по теме исследования

.1 Значение теоретической подготовки

Теоретическая подготовка волейболиста - одна из важных сторон в практической реализации результатов тренировочной работы в соревнованиях.

Спортсмен должен знать задачи подготовки и участие в соревнованиях, общие закономерности спортивной тренировки, особенности психологических аспектов игры и тренировки, тенденции развития игры и средства - методы борьбы с игровыми системами соперников, иметь представление о строении и функциях организма, что позволит ему оценить свои собственные ощущения и восприятия (Ю.Н. Клещев, 1997).

В процессе подготовки к соревнованиям волейболисты обязаны регулярно выполнять требования и правила по режиму питания, правила личной гигиены и самоконтроля.

Знание приемов восстановления организма после нагрузок и между нагрузками дает возможность волейболистам поддерживать работоспособность на соревнованиях на должном уровне. При современных уровнях соревновательных и тренировочных нагрузок средства восстановления и методика их применения в процессе тренировочной и соревновательной деятельности рассматривается как важный фактор достижения целей системы подготовки волейболистов наряду с тренировкой и соревнованиями (Ю.Д. Железняк, Ю.Н. Клещев, О.С. Чехов).

Правильная интерпретация правил игры позволит спортсменам более гибко и эффективно применять тактические комбинации.

Каждый спортсмен должен в полной мере проявлять свои моральные убеждения, дисциплинированность, знать общественно-социальные задачи.

Она включает в себя:

·общеобразовательную (школьную и профессиональную);

·знания об индивидуальной и групповой этике поведения;

·знания о деятельности организма;

·знания о методике тренировки;

·знания о питании, восстановлении, педагогическом и врачебном контроле;

·значения о психологических аспектах игры и приемах саморегуляции психического состояния;

·знания о структуре правилах игры;

·знания о тенденциях развития игры, средствах и методах борьбы с игровой системой противника;

·знания о научных разработках в волейболе.

Недооценка теоретической подготовки приводит к непониманию игроками сути выполняемого на тренировках и соревнованиях (А.В. Беляев, 2007).

Тренер должен постоянно стремиться к тому, чтобы сделать своего игрока активным участником совместного тренировочного процесса. Непременным условием этого является теоретическая подготовка.

Умение осмысливать и анализировать свои действия позволяет волейболисту не только быстрее и глубже понять замысел тренера, но и точнее оценить свои собственные ощущения и восприятия (Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов).

Теоретические занятия проводятся в аудитории, приспособленной для демонстраций слайдов, кино-, видеоматериалов и др. всем спортсменам заранее сообщаются тема предстоящего занятия, рекомендуемая литература.

Теоретическая подготовленность имеет важное значение для совершенствования тактического мастерства. Игрок обязан знать все тонкости построения и реализации игровых действий, мгновенно ориентироваться в сложных игровых ситуациях, знать стратегический и тактический план игры (Ю.Д. Железняк, 1988).

Теоретическая подготовка игрока предполагает широкий объем мероприятий, выполнение которых требует систематичности, постепенности и целенаправленности усвоения. Наряду с овладением теоретическими знаниями, осуществляемым постепенно, игрок должен усвоить сразу некоторые «законы» своей игровой функции, которые лежат в основе его деятельности. Главное из них:

.Постоянно изучать особенности игры партнеров

.Готовить себя к игре необходимо заблаговременно, тщательно продумав тактический план и увязав его с задачами и установкой тренера

.От начала и до конца игры необходимо быть решительным, инициативным и смелым

.Не падать духом самые тяжелые моменты игры

Наиболее важно теоретической подготовке:

.Изучение специальной литературы по технике и тактике волейбола

.Систематическое изучение индивидуальных особенностей

.Анализ кинограмм по технике игровых действии

.Анализ видеозаписей лучших мастеров

.Просмотр и анализ игровых действий своего дублера или товарища по команде

.Просмотр и обсуждения игр с участием лучших мастеров

.Изучение тактической системы игры команды

.Постоянное участие в разборе игр, разработка тактических планов предстоящих игр

.Умение моделировать наиболее важные моменты взаимодействия игроков в команде

.Изучение особенностей игры команд - соперников (Л.Н. Слупский, 1984).

1.2 Характерные особенности теоретической подготовки в волейболе

Волейболист выполняет движения в условиях жесткого лимита времени, что предъявляет большие требования к максимальной скорости реагирования. Для волейбола типичны нестандартность, неопределенность предстоящего действия и большое разнообразие способов решения одной и той же двигательной задачи. Большинство движений волейболистов требуют зрительно моторной координации, тонкой дифференцировки мышечно-двигательных ощущений, пространства и времени восприятия различных движений («чувства мяча», «чувство сетки», «чувство площадки», «чувство времени»).

Основные характеристики игры как специфической деятельности:

-Выполнение сложных в моторном отношении действий, представляющих собой манипуляции с таким своеобразным предметом, как мяч;

-Восприятие сразу нескольких объектов (спортсмен, мяч), как в центре, так и на периферии поля зрения;

-Комплексное реагирование на быстрые перемещения нескольких объектов восприятия: партнеры, соперники и (с особенно высокой скоростью) мяч;

-Принятие тактических решений в условиях лимита времени;

-Рефлексия (рассуждение как бы за других спортсменов, при котором создается возможность построить модель поведения другого человека по типу «я знаю, что он думает, что я поступлю так-то, а я поступлю так-то»);

-Быстрый переход от атакующих действий к защитным и соответственно;

-Быстрая смена тактических решений, плана действий;

-Активная деятельность всех игроков, находящихся на площадке (в этом отношении волейбол отличается от большинства других игр, где отдельные спортсмены могут временно оказываться в состоянии «оперативного покоя») (Платонов В.А., 2007).

В зависимости от возраста, подготовленности спортсменов, этапов и задач тренировки теоретическая подготовка изменяется, но во всех своих аспектах она необходима волейболисту, от начинающего до мастера высокого класса. С повышением спортивной квалификации роль теоретической подготовки ни в коей мере не снижается. Однако ее характер, применяемые средства и методы претерпевают изменения, выражающиеся прежде всего специальной направленности и характеру воздействия применяемых средств.

.3 Взаимосвязь теоретической подготовки с другими видами подготовки волейболистов

Волейбол - ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно-координационный характер. При малых размерах и ограничении касании мяча выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений.

Взаимосвязь элементов, образующих целостное единство и ориентированных на достижение цели. Подготовка волейболистов будет успешной только в том случае, если её рассматривать как единую систему, все между собой согласованы и направлены на успешное решение основных задач.

В подготовке волейболиста принято различать следующие органически связанные между собой виды подготовки: физическую, техническую тактическую, психологическую интегральную, теоретическую, игровую. Каждый вид подготовки имеет как свои локальные цели, так цели, выходящие за рамки узкоспециальной подготовки.

Без высокоразвитых функциональных способностей невозможно эффективное появление скоростно-силовых качеств, выносливости, ловкости, гибкости в игре, что, в свою очередь сказывается на безошибочности выполнения технических приемов. Пример: малоподвижный волейболист, выполняя прием мяча после нападающего удара или вторую передачу для нападающего удара с предварительным выходом с задней линии, на какие-то доли секунды будет опаздывать к месту встречи с мячом, и как следствие этого - ошибаться при выполнении технико-тактического действия (А.В. Беляев, 2007).

Низкий уровень развития обшей и специальной выносливости не позволяет волейболисту эффективно реализовать технические приемы и тактические комбинации на протяжении партии, игры, туров. С другой стороны, при хорошей атлетической подготовке, но при недостаточном владении техникой, например нападающего удара (игрок владеет только ударом на ходу), атакующему игроку очень сложно показывать результативную игру в нападении на протяжении партии, матча, т. к. направление удара, как правило, будет блокировано и защитникам не составит труда разгадать ход дальнейших событий над сеткой.

Отставание в технической подготовке при отличной функциональной и двигательной подготовке, не позволит спортсменам использовать полноценно тактику игры, т.к. нет основы для её осуществления.

В ходе тренировки техники и тактики совершенствуются и физическая подготовка. Так, для отработки нападающего удара необходимы повторения, а эти повторения, в свою очередь, способствуют воспитанию прыгучести, прыжковой выносливости и ловкости.

Высокоразвитые волевые качества - залог успеха в соревновании, поскольку выражаются они во внутренней готовности игрока достичь в составе команды и вместе с ней общей цели - повышения спортивного результата. А это значит, что игроки настраиваются на бескомпромиссную борьбу с начала и до конца игры. Если такой готовности, такого настроя нет, то высокая физическая, техническая, тактическая подготовка теряет смысл, т. к. проигрыш партии, очка или игры деморализуют команду.

Тактическая подготовка волейболиста немыслимо без большого запаса теоретических знаний о положениях спортивной тактики и закономерностях развития волейбола (например, теоретический раздел в тактике подач).

Любое тактическое действие, направленное на оптимальный успех, должно строиться в соответствии с тактическими знаниями, техническими навыками, уровнем развития физических способностей, волевых качеств и другими компонентами (А.В. Беляев, М.В. Савин, 2005).

Детальное знание правил соревнований (игры) позволяет спортсменам более гибко и эффективно применять отдельные технические приемы и тактические комбинации (пример - выбор наиболее благоприятной расстановки на площадке для неожиданной атаки или эффективной защиты).

Все стороны подготовки в определенной степени одинаково значимы и взаимно дополняют друг друга. Они интегрируются в игровой подготовке, которая состоит из учебных, тренировочных, товарищеских и календарных игр.

Существует взаимная зависимость и неразрывная связь между физической подготовкой и обучением технике игры, между обучением тактике и обучением технике, а также между физической подготовкой и формированием тактических умений. Взаимосвязь сторон подготовки волейболистов основана на закономерностях формирования двигательных навыков, на взаимосвязи овладения навыками и развития физических способностей.

Взаимосвязь физической, технической и тактической подготовки.

Современный волейбол характеризуется высокой двигательной активностью волейболистов. Большинство тактических комбинаций основано на быстроте реагирования и быстроте перемещения, которые суммируясь в процессе игры, требуют высокого уровня развития скоростной выносливости.

Формирование тактических умений начинается с развития у учащихся быстроты реакции и ориентировки, сообразительности, а также умений, специфических для игровой деятельности. Сюда относится умение принять правильное решение и быстро выполнять его в различных играх; умение взаимодействовать с другими игроками, чтобы добиться победы над соперником; умение наблюдать и быстро выполнять ответные действия и т.д.; по мере изучения технических приемов волейбола учащиеся изучают тактические действия, связанные с этими приемами.

Эффективное выполнение всех технических приемов зависит от хорошо развитой прыгучести, прыжковой выносливости и ловкости.

Двигательные действия заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках вверх на максимальную и оптимальную высоту, большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку.

Выполнение технических приемов в безопорном положении невозможно без проявления прыжковой ловкости, гибкости.

Участие в напряженных играх равных по силам команд на протяжении нескольких игровых дней предъявляет высокие требования к развитию общей выносливости.

Выполнение всех технических приемов в постоянно изменяющихся ситуациях (чередование активных и пассивных фаз в игре, переход от защиты к нападению и наоборот и др.) требует от волейболистов проявления больших физических и волевых усилий.

Хотя структура отдельных технических приемов кажется довольно простой, эффективное применение их в игре связано с определенными трудностями, а именно:

с кратковременностью их касания мяча, вследствие чего невозможно исправить ошибку;

с малой площадью соприкосновения с мячом, что усложняет достижение четкости выполнения приема;

три касания мяча требуют высокой точности исполнения и концентрации внимания.

Тактические действия прямо зависят от технического мастерства волейболистов и их физической подготовленности, то есть эти компоненты игры взаимосвязаны.

Взаимосвязь физической и технической подготовки достигается: во первых при развитии физических способностей, необходимых для выполнения конкретного приема игры; во-вторых, при развитии физических способностей в рамках структуры приемов; в-третьих, при развитии специальных физических способностей применительно к отдельным приемам в процессе многократного их повторения с повышенной интенсивностью (превышающей соревновательную).

Взаимосвязь психологической и тактической подготовки.

Достижение высокой физической, технической, тактической подготовленности и успешное выступление на соревнованиях невозможны без высокого уровня развития определенных психологических качеств и свойств личности волейболиста.

Психологические факторы способствуют успешной реализации возможностей спортсменов в играх (А.В. Беляев, М.В. Савина - 2002).

Проблему надежности в волейболе следует рассматривать через наиболее значимые психические функции, способствующие успешной реализации возможностей спортсменов, то есть надежному выступлению в соревнованиях.

Игровые действия игроков своей команды носят, в основном, систематизированный характер, высокий уровень которых обеспечивается хорошей памятью (запоминанием), а вот оценка действий игроков соперника зависит от точности зрительного восприятия. Зрительное восприятие, которое составляют распределение и быстрое переключение внимания (В.В. Рыцарев - 2005).

Разнообразное положение тела (в безопорной фазе, в рывках, ускорениях с резким изменением направления, падениях) регулируется и управляется различными системами организма, в том числе и вестибулярным анализатором, деятельность которого непосредственное влияние на умственную работоспособность внимание.

Тактические действия спортсменов во время игры являются фактором, который может иметь решающее значение для победы или поражения. В психологическом аспекте тактические действия являются продуктом сложных психомоторных процессов, которые совершаются в трех главных фазах.

.Восприятие и анализ игровой ситуации (качество обеспечивают объем, интенсивность, распределение и переключение внимания; быстрота мыслительных процессов; знания и опыт игроков; способность к сосредоточению).

.Мыслительное решение тактической задачи для данной игровой ситуации (зависит от скорости переработки информации).

.Двигательное решение тактической задачи (зависит от латентного периода реакции).

Современный волейбол характеризуется большой динамичностью и эмоциональностью игровых действий. В процессе игры возникают эмоции спортивного возбуждения (азарт, увлечение) или наоборот (переживания, апатия, страх). Особенно ярко выражены эмоции при равном счете в партиях, в конце партии, игры. Кроме этого, проявление тех или иных эмоций зависит еще и от воздействия зрителей. Следует отметить, что неблагоприятные эмоциональные состояния (страх, боязнь, неуверенность, нерешительность) проявляются у редкого количества квалифицированных игроков (А.Г. Фурманов - 1983).

Характер игровой деятельности волейболиста заставляет проявлять целенаправленность и настойчивость, выдержку и самообладание, решительность и смелость, инициативность и дисциплинированность (волевые качества).

Интегральная подготовка - система тренировочных воздействий, призванная реализовать тренировочные эффекты отдельных сторон подготовки (физической, технической, тактической) в игровой соревновательной деятельности.

Задачи интегральной подготовки:

осуществление связей между физической и технической подготовкой;

осуществление связей между технической и тактической подготовкой;

между тактической и физической подготовкой.

морально-волевой и теоретической;

теоретической и технико-тактической, физической;

достижение стабильности игровых навыков в сложных условиях соревнований;

реализации физической, технической, тактической, теоретической и морально-волевой подготовленности в единстве игровых действий

Чем шире арсенал техники и чем она совершеннее, тем больше у волейболиста возможностей максимально использовать в игре свой физический (двигательный) потенциал; чем разнообразней тактика и чем она совершеннее, тем больше возможностей максимально реализовать в игре свой технико-физический потенциал (Ю.Н. Клещев,1997).

.4 Средства и методы теоретической подготовки волейболистов

Средства теоретической подготовки включают лекции и семинары; изучение специальной литературы; беседы с врачами, тренерами, научными работниками; просмотр и прослушивание кино, радио, телевидение, педагогические наблюдения, анализ полученных материалов, анализ проведенных игр; ведение дневника самоконтроля.

Средство подготовки используют в каждом виде в определенной методической последовательности. Причем это последовательность качественно меняется, но обязательно заканчивается упражнениями, отражающими в общих чертах структуру изучаемого технического приема. Подводящие упражнения служат своеобразным мостиком для перехода от специальной физической подготовки к технической. Упражнения по технике (построены в определенном порядке усложнения) способствуют формированию тактических умений. На этой основе изучаются индивидуальные тактические действия и т.д.

Упражнения, сыгравшие определенную роль в становлении игрового навыка, используют и в дальнейшем, однако их направленность несколько меняется - упрощение навыка, совершенствование спортивного мастерства, исправление ошибок и т.п.

Чтобы эффективно и рационально использовать в подготовке волейболистов разнообразные упражнения, они определенным образом группируются. Группировка упражнений основана на том, какое значение те или иные упражнения имеют в процессе подготовки. Разделение упражнений в известной мере условное, однако, оно дает возможность лучше построить учебно-тренировочный процесс, правильно выбрать из всего многообразия упражнений именно те, которые содействуют решению данной задачи обучения на определенном этапе подготовки.

Все упражнения делятся на две большие группы: основные упражнения и вспомогательные.

Основные упражнения представляют собой упражнения по технике и тактике и собственно в игру в волейбол, т. е. то специфическое, что отличает волейбол от других видов спорта и составляет его сущность. В этих упражнениях технические приемы и тактические действия выполняются так, как это имеет место в игре.

Цель упражнений по технике - совершенствовать тот или иной технический прием преимущественно в индивидуальном порядке, а также с помощью партнеров. Отдельные упражнения направлены на совершенствование техники в условиях, способствующих формированию тактических умений.

Упражнения по тактике призваны научить занимающихся индивидуальным и коллективным (командным) тактическим действиям, принятым в волейболе.

В учебной двусторонней игре в волейбол, совершенствуются и физические качества и двигательные навыки и технический приемов, и тактические умения.

Вспомогательные упражнения служат для лучшего овладения основными упражнениями и для разносторонней подготовки волейболистов. Вспомогательные упражнения делятся на общеразвивающие и специальные.

Задача общеразвивающих упражнений состоит в разносторонней физической подготовке занимающихся. Они компенсируют также одностороннее влияние специальных упражнений и упражнений по технике и тактике, развивающих в основном навыки и качества, необходимые для игры в волейбол. При проведении общеразвивающих упражнений используются средства гимнастики, акробатики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр.

Специальные упражнения призваны ускорить и облегчить обучение техническим и тактическим приемам волейбола и овладение игровыми навыками. Они делятся на подготовительные, главная задача которых заключается в развитии специальных физических способностей, и подводящие, непосредственно направленные на овладение структурой технических приемов. В группу подводящих упражнений входят имитационные (выполнение технических приемов без мяча).

Таким образом, вспомогательные общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональных возможностей организма, а основные и вспомогательные подводящие - на формирование двигательных навыков, технических приемов и тактических умений (А.В. Беляев, М.В. Савина).

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования

Для решения цели работы поставлены следующие задачи:

.Выявить степень значимости теоретической подготовки на различных этапах тренировочного процесса волейболисток по данным специальной литературы.

.Исследовать сформированность теоретических знаний волейболисток студенческих команд г. Хабаровска.

.Разработать методические указания по использованию средств и методов теоретической подготовки в учебно-тренировочных занятиях с учетом уровня подготовленности спортсменок и условий проведения тренировочных занятий.

.Разработать практические рекомендации для повышения уровня теоретических знаний по технико-тактическим действиям волейболистов в игровой деятельности

.Исследовать динамику технико-тактических действий в игровой деятельности

.

Для решения поставленных задач были использованы методы педагогических исследований:

.Анализ литературных источников

.Педагогическое наблюдение

.Опрос

.Статистическая обработка данных

Анализ литературных источников

Данный метод работы применялся на первом этапе работы. Анализ литературных источников проводился с целью изучения поставленной темы. Было проанализировано более 18 источников по вопросам особенностей спортивной тренировки волейболисток.

Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение проводился на протяжении всей работы

Анкетирование

Анкетирование применялось для определения уровня теоретической подготовленности волейболисток студенческих команд г. Хабаровска.

В исследовании приняли участие 4 команды девушек.

Для проведения опроса был составлен перечень вопросов (24), на наш взгляд, позволяющий сравнить уровни теоретической подготовленности волейболисток, членов сборных команд вузов г. Хабаровска и любительской команды 1-2 сп. разрядов. Команды выступают в Чемпионате г. Хабаровска. В опросе приняли участие 34 спортсменки.

Методы математической статистики.

Результаты опросника были подвергнуты математической обработке. При этом вычислялся показатели знаний игроков по правилам игры

Организация исследования

На первом этапе (в период 2012-2013 гг.) подбиралась и анализировалась специальная литература, определена цель и задачи исследования.

На втором этапе (ноябрь 2012г) проводился опрос студенческих команд, и анализировались его результаты. В опросе приняли участие три студенческих команд (ДВГАФК, ХГАЭиП, ТОГУ), одна любительская команда «Азарт». Все команды являются участниками городских соревнований.

В следующем этапе будет проводится педагогический эксперимент, который будет заключаться во внедрении в учебно-тренировочный процесс студенческой волейбольной команды разработанный нами комплекс средств и методов теоретической подготовки.

Глава 3. Результаты исследования

.1 Исследования уровня теоретической подготовленности по результатам опроса волейболисток

Для проведения опроса по выявлению уровня владения теоретическими знаниями по волейболу был составлен перечень вопросов из 24 вопросов, на наш взгляд, позволяющий сравнить уровни теоретической подготовленности волейболисток, членов сборных команд вузов г.Хабаровска и любительской команды 1-2 спортивного разряда. Все команды выступают в Чемпионате г.Хабаровска. В опросе приняли участие 34 спортсменки, 2 спортивный разряд по волейболу. Возраст, стаж занятий и объем тренировочной нагрузки примерно одинаковый.

В опросник были включены вопросы, на наш взгляд, позволяющие получить представления о том, какими теоретическими знаниями владеют волейболистки студенческих команд. Проанализировав, полученные ответы мы их сравнили с результатами любительской команды «Азарт».

Так в первый блок вопросов были включены вопросы касаемые правил игры в волейбол. Результаты ответов представлены в таблице 1.

Таблица 1. Показатели знаний игроков по правилам игры в волейбол

Вопросы анкетыХГАЭиП n=8АЗАРТ n=8ТОГУ n=9ДВГАФК n=9Высота волейбольной сетки (% правильных ответов)100100100100Капитаном команды не может быть (% правильных ответов)10010078100Связующий игрок выходящий с задней линии, не имеет права (% правильных ответов)1001008488При приеме мяча двумя руками снизу игрок должен (% правильных ответов)1001009188Сколько времени отводится игроку для выполнения подачи (% правильных ответов)10050100100В каждой партии сколько разрешено замен одной команде (% правильных ответов)8810010088Игроки каких зон являются игроками задней линии (% правильных ответов)88100100100

При анализе ответов наших испытуемых, на эти вопросы, прослеживаются, что лучше в правилах игры ориентируются игроки любительской команды «Азарт», по всей видимости в результате того, что их игровой опыт чуть выше чем у волейболисток студенческих команд. Игроки этой команды из 7 вопросов ошиблись только в одном, половина команды не знает точно, сколько игроку отводится времени на выполнение подачи. Игроки команды Академии экономики и права дали по одному неверному ответу в двух вопросах, Тихоокеанского университета в трех. Не справились с предложенными вопросами без ошибок и студентки Академии физической культуры, хотя такие вопросы изучались ими в рамках учебной дисциплины - «теория и методика избранного вида спорта». Поэтому, мы можем предположить, что с правилами волейбола игроки студенческих команд знакомятся в ходе участия в соревнованиях, а не из специальной литературы. Следовательно, в содержание теоретической подготовки волейболисток студенческих команд, должно обязательно входить изучение правил.

Таблица 2. Результаты ответов на вопросы по тактической подготовке в волейболе

Вопросы анкетыХГАЭиП n=8«АЗАРТ» n=8ТОГУ n=9ДВГАФК n=9Индивидуальные тактические действия в нападении3 чел - не знают Остальные перечислили: «взлет», «метр», усиленная подача, сброс, удар с короткой передачи, блок-аут8 - не ответили3 -не ответили Остальные перечислили: кистевой, силовой; нападать в пустые места; скидка, удар, передача, касание; напад удар в слабого игрока, блок-аут, видеть блок, видеть пустое место; силовой удар, видеть площадку, анализироватьПодача, напад удар; подача напад удар; сильный точный удар, переиграть блок; подача точная и сильная Какая система игры в защите применяется в вашей команде6 -«углом назад» 2 чел - не знают4 - «углом назад», 2 - смешанная 2 - не ответили3 - углом назад, вперед 2 - углом назад углом вперед 4 - не знают6 - углом назад 3 - не знаютГрупповые тактические действия в защите3 - «углом назад» 5 - не знают1 - «углом назад» 7 - не ответили2 - выход из блока; страховка 1 - выход под мяч 6 - не ответили5 - не знают 1 углом назад вперед

Всего 3 вопроса было предложено командам, для определения знаний по тактическим действиям в волейболе. Анализируя полученные данные можно констатировать, что правильной классификацией игроки не владеют, не различают групповые и командные взаимодействия. Волейболистки студенческих команд лучше раскрыли индивидуальные тактические действия в нападении, но с неверной терминологией. А игроки любительской команды «Азарт» не смогли перечислить и их, несмотря на больший игровой опыт.

В таблице 3 мы представляем ответы игроков, позволяющие судить о средствах теоретической подготовки, которые используются тренерами этих команд и самими игроками.

Таблица 3. Показатели теоретических знаний волейболисток в командах г. Хабаровска

Вопросы анкетыХГАЭиП n=8АЗАРТ n=8ТОГУ n=9ДВГАФК n=9Посещаете ли вы соревнования команд более высокой квалификации4 - да 2- иногда 2 - нет3 - да 5 - нет6 - нет 3 - да9 - даИзвестные авторы теоретики по волейболу8 - не знают1 - Железняк 7 - не знают1 - Железняк 8 - не знают2 - Железняк Ю.Д. 2 - Карполь Н.В. 3 - не знаютКакую литературу вы читаете по волейболу4-интернет 1 - ничего5 - интернет 3 - ничего8 - интернет 1 - ничего9 - интернетСколько времени ваш тренер отводит на установку перед игрой10 мин10 мин30 мин15 минПроводятся ли в вашей команде теоретические занятияНетНетНетНетМесто, занятое сборной РФ в Олимпиаде 20128 - 1 место8 - 1 место9 - 1 место9 - место

Средства теоретической подготовки включают в себя: беседы с тренерами, просмотр кино, радио, телевидение, анализ проведенных игр, чтение специальной литературы. Из доступных средств теоретической подготовки во всех командах проводятся собрания после игр и соревнований, с разбором и анализом действий игроков. А также установки тренерами на предстоящие игры. Но самостоятельно уровень теоретической подготовленности игроки не повышают. Так, кроме интернета, никакую специальную литературу игроки не читают и из авторов-специалистов только 3 человека из опрошенных тридцати четырех, назвали Железняка Ю.Д. и двое - Карполя Н.В.

Удивительно, что студентки, занимаясь волейболом, редко посещают игры команд более высокой квалификации. Почти половина опрошенных ответила на этот вопрос отрицательно, хотя еще в прошлом году в Хабаровске была возможность наблюдать даже за играми Суперлиги Чемпионата России.

Таблица 4. Результаты ответов на выявление интересов и потребностей волейболисток

Вопросы анкетыХГАЭиП n=8АЗАРТ n=8ТОГУ n=9 ДВГАФК n=9Мотивы1.Поддержание хорошей спортивной формы25 баллов 2место11 баллов 1 место34 баллов 4 место15 баллов 1 место2. Сохранение здоровья32 баллов 5 место19 баллов 2 место33 баллов 3 место22 баллов 3 место3. Общения с друзьями21 баллов 1 место23 баллов 4 место38 баллов 5 место23 баллов 4 место4. Достижения высоких спортивных результатов34 баллов 4 место24 баллов 5 место10 баллов 1 место20 баллов 2 место5. Проведение свободного времени31 баллов 6 место. 20 баллов 3 место45 баллов 6 место33 баллов 6 место 6. Необх. участвовать в составе команды для обучения в данном ВУЗе27 баллов 3место 30 баллов 6 место31 баллов 2 место32 баллов 5 место

Из предложенных нами вопросов - 6 было подобранно по выявлению мотивов занятий волейболом. Игрокам нужно было проранжировать вопросы по степени значимости их потребностей в занятиях данным видом спорта.

В результате проведенного исследования у команд были выявлены мотивы занятий волейболом, так и потребности, способствующие формированию интереса к волейболу в женских командах.

В процессе исследования в командах определились основные мотивы способствующие формированию интереса к занятиям волейболом. Наиболее важным и значимым посчитали для себя следующие мотивы, которые поставили на I место игроки команд «Азарт» и ДВГАФК «Поддержание хорошей спортивной формы», команда ХГАЭиП «Общения с друзьями», а команда ТОГУ на I место ставит «Достижения высоких спортивных результатов», на II место команды выдвигают мотивы: «Поддержание хорошей спортивной формы» - команда ХГАЭиП, «Сохранение здоровья» - команда «Азарт»; команда ТОГУ - «Необходимость участвовать в составе команды для обучения в данном ВУЗе», команда ДВГАФК - «Достижения высоких спортивных результатов». На III месте у команды ХГАЭиП - «Необходимость участвовать в составе команды для обучения в данном ВУЗе», команда «Азарт» - «проведения свободного времени», команды ТОГУ и ДВГАФК - «сохранения здоровья», на IV месте по значимости интересов команды ставят следующие мотивы - ХГАЭиП и «Азарт» - «Общения с друзьями», ТОГУ - «Поддержание хорошей спортивной формы», ДВГАФК - «Общения с друзьями». На V месте у команды ХГАЭиП идет интерес к «Сохранению здоровья», у команды «Азарт» - «Достижения высоких спортивных результатов», у команды ТОГУ - «Общения с друзьями», у команды ДВГАФК - «Необходимость участвовать в составе команды для обучения в данном ВУЗе». На самом последнем по степени значимости студенческие команды ХГАЭиП, ТОГУ, ДВГАФК ставят: «Проведение свободного времени», команда «Азарт» «Необходимость участвовать в составе команды для обучения в данном ВУЗе» так как команда более взрослая по сравнению со студенческими командами.

Для формирования устойчивого интереса к занятиям волейболом необходимо знать мотивы занятий, а также потребности волейболисток, которые они стремятся удовлетворить.

Удовлетворение потребностей является одним из факторов, способствующих поддержанию устойчивого интереса к учебно-тренировочным занятиям.

Поэтому в настоящее время мы приступили к решению третьей задачи, а именно к разработке методических указаний по использованию средств и методов теоретической подготовки в учебно-тренировочных занятиях, с учетом уровня подготовленности спортсменок нашей академии и условий проведения тренировочных занятий. Надеемся, что они окажут положительное влияние на тренировочную и соревновательную деятельность волейболисток, и помогут им более сознательно относиться к своей спортивной деятельности.

.2 Обоснование эксперимента практических рекомендаций

Проанализировав результаты опроса и приобретя опыт выступления на конференции было принято решение о внедрении собственной программы теоретической подготовки для волейболисток студенческой команды. Учитывая результаты опроса команды ДВГАФК было предложено следующая программа подготовки на предсоревновательный период перед основными соревнованиями спартакиады вузов Хабаровского края в г. Хабаровске.

Таблица 5. Экспериментальный план теоретических занятий волейболистов

№ занятияСодержаниечасыПримечание11 Значение психологической подготовки для соревновательной деятельности волейболистов 2 индивидуальные тактические действия в нападении и защите 3 Возможность использования тактических действий в нападении и с учетом индивидуальных особенностей игроков30 минФорма занятия - беседа 2 анализ индивидуального уровня тактической подготовленности игроков 3 Обсуждение возможности овладения новыми тактическими действиями игроками с учетом их уровня подготовленности 21 Характеристика предстартовых состояний и способы их регуляции30 минЛекция31 Использование идеомоторных приемов при подготовке к игре30 минТренинговое занятие41 Групповые тактические действия в нападении 2 Возможность использования тактических действий в зависимости от действий соперника30 минУчебно-тренировочные занятия5Решение тактических задач (расстановка игроков при приеме подач)30 минРазбор и обсуждение схем, расстановок игроков6Решение тактических задач (расстановка игроков при атаке противника из зоны 4 и с задней линии)30 минРазбор и обсуждение схем, расстановок игроков7Решение тактических задач (расстановка игроков при атаке противника из зоны 2, 3)30 минРазбор и обсуждение схем, расстановок игроков8Научить занимающихся оценивать тактическую ситуацию, определять наиболее оптимальное действие и предугадывать дальнейший ход ситуации.30 минУчебно тренировочные занятия Выполнение упражнений с выбором действия в ответ на действия соперника или партнера по команде91 Общие правила игры 2 Технические приемы волейбола 3 Общие тактические действия в волейболе 4 Тактические задачи на сообразительность (Н-р, расположение игроков при страховке)30 минРешение тестовых заданий по правилам игры и тактическим задачам101 Взаимодействие связующего игрока с нападающими 2 Взаимодействие игроков передней линии (зоны) при страховке, при блокировании30 минУчебно-тренировочные занятия

Для определения эффективности предложенной методики с акцентом на повышение теоретической подготовленности игроков был проведен анализ по экспертным оценкам за технико-тактические действия игроков тренером команды и по определению количества ошибок игроков в соревновательной деятельности

В защите неправильный выбор места не готовность игрока к приему, ошибка при выполнении приема

.Лекции, беседы, диспуты.

.Личный пример тренера

.Убеждение

.Побуждение к деятельности

.Поощрение

.Наказание

.Поручение

.Обсуждение в коллективе

.Приучение к условиям соревнований

.Проведение совместных занятий менее подготовленных с более сильными волейболистами.

.Контрольная игра

.Действия в условиях, более сложных, чем на соревнованиях.

.Соревновательный метод

Список литературы

.Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол: у истоков мастерства. [Текст].- Ю.Д. Железняк, В.А Кунянский, М.: 1998. - 76 с.

.Платонов В.А. Моя профессия - игра. Книга тренера [Текст]:- Санкт-Петербург 2007. - 56 с.

.Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. [Текст]. М.: «Физкультура и спорт», 1978. - 148 с.

.Фурманов А.Г. Студенческий волейбол. [Текст].- Мн.: Выш. Школа, 1983. - 100 с.

.Волейбол: Учебник для вузов [Текст]. Под Общ. ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М.: 2006. - 60 с.

.Волейбол: Поурочная программа для ДЮСШ и СДЮШОР (учебно-тренировочные группы). [Текст]. - М,1983 - 150 с.

.Факторы, влияющие на качество теоретической подготовки студентов физкультурных ВУЗов: 13.00.08. - ТМПО. Автореф. Э.А. Симакова - Омск, 2011 - 22 с.

.Волейбол: попытка причинного истолкования приемов игры и процесса подготовки волейболистов. [Текст].- В.В. Рыцарев - М, 2005 - 384с.

.Волейбол. Методическое пособие по обучению игре. [Текст].- Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Сачин. - М, 2005 - 38 с.

.Игра связующего. [Текст]. - Л.Н. Слупский, 1984 - 96 с.

.Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. [Текст]. - А.В. Беляева, М.В. Савина - М.: 2002 - 368 с.

.Зациорский М.В. Физические качества спортсмена [Текст]: -Физические качества

Похожие работы на - Теоретическая подготовка волейболистов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!