Морские круизы в РФ

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,44 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Морские круизы в РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

Кафедра международного туризма и менеджмента






ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА

МОРСКИЕ КРУИЗЫ В РФ


Работу выполнил Е.А. Назаренко

Факультет географический

Направление 43.03.02 туризм





Краснодар 2015

Содержание

Введение

1. Развитие и современное состояние морских круизов в РФ

1.1 История развития морских путешествий в РФ

1.2 Состояние морского транспорта в РФ

1.3 Анализ рынка круизного туризма в РФ

. Специфика организации и проведения морских круизов в РФ

.1 Нормативно-правовая база организации морских путешествий

.2 Организация круизов

.3 Страхование морских круизных путешестви34

. Проблемы и перспективы развития морских круизов в РФ

.1 Проблемы морских путешествий в РФ

.2 Перспективы круизного туризма в РФ

.3 Разработка круизного тура

Заключение

Список использованных источников

Приложение А Карта круизного маршрута

Приложение Б Схема теплохода «Белинский»

Введение

Круиз - единственный вид поездки, при которой возможно неторопливое, спокойное ознакомление с городами нескольких стран без сбора вещей и смены гостиниц и номеров. Кроме того, только в круизе в «одном наборе», на борту одного морского судна можно получить всю необходимую для полноценного отдыха гостиничную, ресторанную, развлекательную, спортивную, досуговую инфраструктуру, постоянное внимание администрации круиза, обслуживающего персонала, аниматоров. Круизы отличаются высоким уровнем сервиса, отсутствием необходимости оплачивать многочисленные дополнительные услуги, кроме не входящих в цену поездки, повышенной безопасностью, как туристов, так и их имущества.

Ежегодно объемы продаж круизных компаний мира увеличиваются, а ежегодные обороты достигают 9 млрд. дол. По статистике ВТО, ежегодный стабильный прирост туристов, использующих те или иные формы морских круизов, составляет 8%.

Перевозка водным транспортом в России имеет небольшой удельный вес (около 5%) общего объема транспортных путешествий. Это характеризуется тем, что после распада СССР, целый ряд портов (Одесса, Измаил, Николаев, Сухуми, Поти, Рига, Таллин, Вентспилс, и др.), водных артерий и бассейнов отошли от России.

Национальное морское судоходство находится в кризисе. Осуществляя обвальный переход от планово-регулируемой экономики к рыночной, изменились формы собственности, появилась хозяйственно-экономическая свобода и самостоятельность судоходных компаний. Частично исчезло влияние государства на морское судоходство. На смену ему пришёл рынок со своими правилами. Для судоходных компаний наступили суровые и неспокойные времена. Устанавливая свои нормы и правила, рынок навязывает конкурентную борьбу. В рыночной экономике, прежде всего, должна быть продумана и правильно организована деятельность морского национального судоходства.

Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что внутренний туризм в России стал развиваться быстрыми темпами, и многие туристические фирмы стали организовывать морские круизы именно в России. Теперь туристы могут себе позволить отправиться в круиз по финансовым возможностям и соединить различные виды туризма, такие как познавательный, рекреационный, конгресс-туризм и даже пройти курс санаторного лечения.

Объектом исследования данной работы являются морские круизы.

Предмет - морские круизы в РФ.

Целью данной работы является:

выявить специфику морских путешествий в РФ;

проанализировать рынок круизного туризма в РФ;

А задачи, которые нужно будет решить в ходе написания данной работы следующие:

выявить проблемы в развитии круизного туризма в РФ;

разработать круизный тур;

обобщить результат проделанной работы, сделать определенные выводы.

Основными методами исследования являются: описательный, системно-логический, статистический, причинно-следственный, сравнительный.

Методологической основой исследования являются научные разработки: М.В. Соколовой, Г.А. Усыкина, А.С. Журонова, А.В. Зимовеца, О.Я. Осиповой, Ю.М. Чеботарь, М.Л. Доминицкой.

1. Развитие и сущность морских круизов в РФ

.1 История развития морских путешествий в РФ

Строго говоря, до середины XIX века туризма в современном понимании в России не существовало. Однако после реформ ездить по стране и за границу стали все активнее. Настолько, что к началу ХХ века приморские курорты Европы были полны русскими. В Ницце и Биарице строились «русские пансионы», обслуга понимала язык, а относительная дешевизна делала такой отдых доступным для среднего класса того времени: врачей, инженеров, преподавателей. Свидетельством тому можно считать письма А.П. Чехова. В 1897 г. он писал из Ниццы: «Здесь и теплей, и интересней, и жизнь гораздо дешевле. За превосходную комнату, за завтрак, обед (по качеству и количеству не уступающие ничем двух рублевому обеду в Эрмитаже), кофе и проч. и проч. я плачу 70 франков в неделю, т.е. 100 руб. в месяц. Стало быть, холостой человек, зарабатывающий 2500-3500 руб. в год, может прожить здесь прекрасно». Отметим, что месяц в Ялте в сезон, в гостинице средней руки без питания обошелся бы желающим в 50 тогдашних рублей [21].

Между прочим, Антона Павловича можно смело назвать одним из первых русских морских туристов. После своего путешествия на Сахалин он возвращался домой кружным путем - на пароходе через Индийский океан, Средиземное и Черное моря, посетив Японию, Гонконг, Сингапур, Цейлон, Константинополь. О своих впечатлениях он оставил записки, опубликованные издателем Сувориным (он и оплатил поездку) и бывшие весьма популярными у русской читающей публики [27].

Надо сказать, что дореволюционный российский туризм отличался от своих европейских или американских аналогов в основном религиозной спецификой. За границу и по стране ездили не только люди довольно обеспеченные, с целью «мир посмотреть, себя показать», но и паломники, для поклонения святым местам. Интересно, что имущественный ценз в таких поездках особой роли не играл: ко Гробу Господню в Иерусалим ездили (а вернее, плыли на пароходах) как великие князья и богатые купцы, так и вполне обычные селяне. Например, в 1914 году Землю Обетованную ежегодно посещало 35-40 тысяч человек, преимущественно - крестьяне. Это отметил и поэт Андрей Белый, который писал о пасхальных праздниках 1911 г. в Иерусалиме: «Половина Иерусалима говорят по-русски, сейчас здесь 6 000 паломников - мужичков» [21].

Организованный, или, как его со временем стали называть, плановый зарубежный туризм, возник в СССР в 1930 г., когда первая группа из 257 передовиков производства из разных городов Союза отправилась в морской круиз с заходом в Гамбург, Неаполь и Стамбул. Туристам во время круиза читались лекции о международном положении, проводились политинформации, что было обязательной составной частью путешествия. Но также им давался и богатый страноведческий материал по всем тем государствам, вблизи чьих берегов они проплывали. Для них устраивались литературно-художественные вечера, проводились беседы о туризме [23].

Уже к середине 50-х годов туризм стал своеобразной визитной карточкой эпохи. Колоритные бородачи с гитарами и рюкзаками стали героями кино и литературы. Романтика походов буквально пропитала воздух «оттепельной» страны. И в это же время начал активно развиваться другой вид активного отдыха - морские и речные путешествия. В данном случае совпало много факторов: воевавшее поколение, которому в это время уже было в среднем около 40-50 лет, хотело, с одной стороны, комфорта. С другой стороны, эти люди смолоду привыкли к активности. С третьей, после войны в СССР попало достаточное количество кораблей, изначально предназначенных для туристических целей. Благодаря этому стечению обстоятельств уже в начале 50-х годов круизы стали любимой формой отдыха огромного числа людей.

В СССР организацией морских путешествий занимался «Интурист». Однако в 80-е годы его активность на этом направлении снизилась, и эстафету принял «Спутник». Ежегодно Бюро международного молодежного туризма выполняло около 8-10 морских круизов. Интересно, что стоимость столь заманчивого путешествия за границу была, в общем-то, доступной. К примеру, двухнедельный круиз по Средиземному морю стоил около 450 рублей. Не забывал «Спутник» и об экзотике: один из его последних маршрутов - Западная Африка [27].

Внутренние, круизы от Одессы до Батуми, пользовались огромной популярностью, в том числе у иностранцев. Как правило, никаких проблем с загрузкой судов не было: активно работали региональные отделения «Спутника». Тем не менее, дальние морские путешествия были далеко не всем по карману, а выбор направлений оставался достаточно узким.

Точкой отсчета морского круизного туризма в СССР можно считать 1957 год, когда Внешнеэкономическое акционерное общество по туризму и инвестициям «Интурист» арендовало у торгового флота два теплохода - «Грузию» и «Победу» (оба судна изначально были трофейными, немецкими), организовав туры из Одессы в Ленинград вокруг Европы, рисунок 1. Кстати, именно на «Победе» шли съемки знаменитой комедии «Бриллиантовая рука» - в ней судно выступало как «Михаил Светлов». Еще один корабль - «Петр Великий» - возил по Черному морю иностранных (преимущественно из стран социалистического лагеря) туристов. В 1960 году на «Адмирале Нахимове» был организован первый круиз с советскими туристами на Крымско-Кавказской линии. В Советском Союзе основной базой морского круизного флота было Черноморское пароходство в Одессе. По этому, развал Союза болезненно отразился на морском пассажирском флоте России - страна практически осталась без комфортабельных морских лайнеров [7].

Морские международные круизы с посещением иностранных портов вовсе были пределом мечтаний. Осознав это, тогдашний монополист туристического рынка «Интурист» расширил маршрутную сеть. В 1962 году на Дальнем Востоке теплоход «Григорий Орджоникидзе» стал ходить с туристами по маршруту Находка - бухта Ольги - Советская гавань - Холмск - Корсаков. Этот двадцатидневный вояж пользовался огромной популярностью, несмотря на то, что погода в этих краях неустойчива и далека от приемлемой курортной. Успех такого «крутого» маршрута подстегнул развитие круизов на Севере и Балтике.

Рисунок 1 - Теплоход «Грузия» Построен в 1975 году, в городе Турку

Надо сказать, что в этом отношении советский турбизнес вплотную приблизился к зарубежному, но с одним кардинальным отличием: наши круизы были «перегружены» культурой. Причем делалось это не по остаточному принципу, а являлось одной из основных частей путешествия. Сплав комфорта, активного отдыха и интеллектуальной составляющей во многом определял и контингент таких лайнеров: как правило, это была интеллигенция - как техническая, так и управленческая.

В 1970-1980-е гг. наблюдается расширение географии туризма. Наряду с элитными морскими и речными круизами - такими, как, например, «Арктический круиз», когда совершалось путешествие по северному морскому пути, начиная от Мурманска и заканчивая Петропавловском-Камчатским, по морям Северного Ледовитого и Тихого океанов - Охотскому и Японскому [23].

Развитие этого направления шло очень быстро и не прервалось даже после развала СССР. Уже с начала 90-х годов, когда перед нашими соотечественниками открылись границы, водные путешествия становятся все более массовыми. Возможно, причиной тому падение популярности самодеятельного туризма: многие регионы, куда было принято ездить «дикарем», стали просто недосягаемыми, да и центральные области не были безопасными. Поэтому активные люди, для которых пляжный отдых не был интересен никогда, стали массово осваивать морские и речные «цивилизованные» маршруты.

А вот теплоходные прогулки в бассейнах Индийского и Тихого океанов, к берегам стран Юго-Восточной Азии являются редкостью для российского круизного бизнеса. Только фирма «Примэкспресс» пошла на организацию с 1994 года подобных круизов. И не смотря на их убыточность, планирует и в дальнейшем возить россиян в экзотические страны.

Ситуация изменилась в конце 80-х гг. - начале 90-х. Именно в это время появились первые частные российские круизные компании: «Рондо», «Примэкспресс», «Лиатон». Именно они оказались главными игроками на туристическом рынке в 90-е годы.

Компания «Рондо» была основана в 1990 году. Первым зафрахтованным судном стал теплоход «Иван Франко», рисунок 2. Во время круиза, который начинался в Одессе, туристы посещали два города - Рим и Неаполь. Уже на первый свой рейс оператор собрал 600 пассажиров, в основном бизнесменов. В следующем круизе, который состоялся в мае 1991 года и также оказался очень удачным. В 1992 г. теплоход «Русь» выполнил два рейса в Японию, а «Федор Достоевский» совершил большой круиз по Балтике. Но неожиданно фортуна отвернулась от «Рондо». Балтийский круиз получился убыточным, и, кроме того, компания испытала сильнейшее давление со стороны организованной преступности. От неминуемого краха «Рондо» спасло то, что глава вымогателей погиб. Но на этом проблемы турфирмы не кончились. В конце того же года из ее офиса украли все компьютеры. Судьба оператора висела на волоске. Однако генеральный директор компании «Рондо» Вячеслав Солнцев организовал знаменитый круиз «Музобоза» на судне «Федор Шаляпин» по Средиземному морю, оказавшейся спасительным. В нем приняли участие многие известные российские звезды эстрады и бизнесмены. Кроме того, впервые в нашей современной истории в плавании расписывали молодоженов.

Рисунок 2 - Теплоход «Иван Франко». Построен в 1964 году

Удачный круиз позволил «Рондо» восстановить пошатнувшиеся позиции. В конце 90-х турфирма перестала фрахтовать суда и начала работать как агент немецкой компании «Transocean Tours» и других западных операторов. С тех пор компания «Рондо» открыла три офиса в Санкт-Петербурге.

Самый известный игрок 90-х - компания «Примэкспресс». Она была основана в Одессе в марте 1991 года. Сначала фирма занималась фрахтом судов, а ее первыми зарубежными партнерами стали «Hapag-LLoyd» и «Star Cruises». Очень тяжелым для компании оказался 1998 г., именно тогда произошло разделение ее офисов на украинский и российский. Сегодня оператор специализируется на круизах по рекам Европы. В 1993 г. при участии известного тележурналиста Владислава Листьева была создана нашумевшая турфирма «Лиатон». Свое существование как круизная компания она прекратила через несколько лет после его смерти.

Вторая половина 90-х была не менее бурной и насыщенной, чем пост-перестроечные годы. Этому способствовало несколько факторов, причем как положительных (интерес со стороны западных игроков), так и отрицательных (кризис нанес сильный удар по многим компаниям). Именно тогда появились операторы, ставшие лидерами современного круизного рынка.

Так, в 1995 г. начал работу круизный центр «Нептун». Вначале его штат насчитывал всего три сотрудника. Первым шагом оператора стал фрахт корабля «Odessa song» (ранее «Башкирия»), рассчитанного на 450 пассажиров, рисунок 3. Успешно отработав летний сезон в Средиземном море, «Нептун» подготовил зимнюю программу с заходом в самые интересные порты Красного моря. Но из-за накладок со стороны израильского партнера от этого маршрута пришлось отказаться, неся существенные убытки. Турфирму спасло то, что в это же время она начала сотрудничество с известными западными круизными компаниями «Festival», «Costa», «Carnival», «P&O Princess Cruises» и др. Сегодня «Нептун» является представителем «Festival Cruises», «Holland America Line» и «P&O Cruises», уполномоченным агентом компаний «Star Cruises» и «Cunard Line», а также работает практически со всеми крупными круизными игроками, такими как: «Crystal», «Radisson Seven Seas», «Seabourn Cruise Line», «Norwegian Cruise Line».

Рисунок 3 - Теплоход «Башкирия». Построен в 1964году, в городе Висмар

В 1995 г. круизами занялась турфирма «Ланта-Тур вояж». В 1996 г. был подписан прямой контракт с «Royal Caribbean International (RCI)», что позволило оператору эксклюзивно предлагать более 150 маршрутов на 14 лайнерах по всему миру, осуществляя бронирование через собственную систему RCI. Сегодня «Ланта-Тур вояж» представляет на российском рынке интересы шести мировых круизных компаний: «Royal Caribbean», «Celebrity Cruises», «Silver Sea», «Disney Cruises», «Star Clipper» и «Peter Deilmann», всего более 280 маршрутов на 36 лайнерах.

Один из крупнейших российских операторов компания «Бриз Лайн» начала заниматься круизами в 1997 г. (в международном туризме с 1990 г.). Финансовый кризис застал ее в момент становления, поэтому в круизном бизнесе «Бриз Лайн» практически не ощутил удара. Первыми международными партнерами «Бриз Лайн» стали операторы «Rojal Hispania» и «Star Cruises», а чуть позже: «P&O Princess Cruises», «Crystal», «Cunard», «Radisson Seven Seas», «Seabourn», «Tui-Thomson» и др. Уже несколько лет «Бриз Лайн» является одним из главных партнеров компании «Princess Cruises» в России и СНГ.

Несколько особняком на нашем рынке стоит «Метрополис-Тур» - в то время единственный оператор, работающий с «русскоговорящим» теплоходом «Assedo» (бывший «Шота Руставели»), рисунок 4. Компания начала активно работать с круизами в 1998 г. и специализируется на европейских маршрутах.

Рисунок 4 - Теплоход «Assedо». Построен в 1968 году в Германии

В 2004 году на отечественном рынке впервые появились специальные предложения о круизах: операторы снижают цену, борясь за клиента. Значительно увеличилась динамика заполнения круизов - программы закрываются намного быстрее. Это значит, что российский рынок в целом стал более дружелюбен к морским круизам. По мнению ведущих игроков круизного рынка, плотина недоверия к морским странствиям, наконец-то прорвана, и уже в ближайшее время этот турпродукт станет по-настоящему популярным.

В России в секторе морских круизов активно работают около десяти операторов, в подавляющем большинстве предлагающие морские маршруты западных компаний. Группы лидеров рынка составляют «Ланта-Тур вояж», «Бриз Лайн», «Нептун», «СВО-Конти», «Метрополис-тур», «Пак Групп». «Атлантис Лайн».

1.2 Состояние морского транспорта в РФ

Морской транспорт играет важную роль в транспортной системе России. О его значении говорит тот факт, что протяженность морских границ России примерно 37 636,6 километров. Он стоит на третьем месте по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта.

В отличие от других видов транспорта морскими судами перевозят главным образом экспортно-импортные грузы. Внешние (заграничные) перевозки грузов преобладают. Внутренние (каботажные) перевозки большого значения не имеют, за исключением побережий Тихого и Северного Ледовитого океанов. Среди каботажных перевозок главную роль играет малый каботаж, или плавание вдоль своих берегов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов. Большой каботаж - плавание судов между портами России, лежащими в разных морских бассейнах, разделенных береговыми территориями других государств - имеет меньшее значение.

Морской транспорт по многим технико-экономическим показателям превосходит другие виды транспорта: морские перевозки на большие расстояния более дешевые; морские суда, особенно танкеры, отличаются самой большой единичной грузоподъемностью, а морские пути - практически неограниченной пропускной способностью. Удельная энергоемкость перевозок невелика.

В то же время зависимость морского транспорта от природных условий (особенно в условиях замерзания морской акватории). Необходимость создания на морских побережьях сложного и дорогостоящего портового хозяйства, удаленность от морских побережий основных экономических районов и центров страны, относительно слабые экономические и внешнеторговые связи со странами, расположенными за пределами Европы, ограничивают сферу его применения в России.

По тоннажу российский торговый флот занимает седьмое место в мире (16,5 миллионов тонн дедвейта), но большая часть судов настолько физически изношена, что не позволяет многим из них заходить в иностранные порты. Из 5,6 тысяч судов 46% относятся к рыболовным и рыботранспортным, 1,1 тысяча судов предназначена для перевозки генеральных грузов, 245 судов - нефтетанкеры. Флоту не хватает судов современных типов [24].

Похожие работы на - Морские круизы в РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!