Современное состояние, проблемы и перспективы развития круизного туризма в РФ и Крыму

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,85 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современное состояние, проблемы и перспективы развития круизного туризма в РФ и Крыму

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского

Таврическая академия

Географический факультет

Кафедра туризма







Современное состояние, проблемы и перспективы развития круизного туризма в РФ и Крыму

Курсовая работа

специальность - 43.03.02 - туризм

Горбенко Михаил Александрович

курс, группа 32-ТЭД

Научный руководитель:

ст. преподаватель Соловьев А.А




Симферополь - 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА

.1 Понятие и история круизного туризма

.2 Виды круизного туризма

.3 Особенности организации круизных путешествий

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО КРУИЗНОГО ТУРИЗМА

.1 Современное состояние российского рынка морских круизов

.2 Предложения на рынке морских круизов

.3 Характеристика основных Российских круизных компаний

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КРЫМУ

.1 Проблемы круизного туризма в Российской Федерации и Крыму

.2 Перспективы развития круизного туризма в Российской Федерации и Крыму на международном уровне

.3 Разработка тура выходного дня

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Водные глади рек, морей и океанов издревле были естественными путями передвижения людей и грузов: на кораблях совершались Великие географические открытия, именно круизы были одним из первых организованных человечеством туров (в 1843 году Томасом Куком предлагались лодочные экскурсий по Темзе, им же был предложен первый развлекательный круиз из Европы в Новый Свет). С началом промышленной революции передвижения по воде потеснили поездки на железной дороге и автомобилях; в дальнейшем развитие гражданской авиации сделало во многом нерациональными длительные морские переходы через океаны. Однако вот уже на протяжении сорока лет рынок круизного отдыха переживает второе рождение, говорят даже о некоем «круизном буме» на туристических рынках всех стран мира, в том числе и России.

Пятнадцать крупнейших круизных компаний мири (среди них CarnivalGroup, RoyalCaribbeanLine, Prtncess) ежегодно обслуживают более 6миллионов туристов на бортах более 150 комфортабельных круизных лайнеров. Темпы прироста этого сектора туристического рынка поразительны - более 8% в год. Основными регионами круизного бизнеса традиционно считаются Средиземноморье, Карибский бассейн, Балтийское море (паромные переправы). Однако география морских и речных круизов ширится год от года, охватывая в настоящий момент практически все регионы земного шара (даже Антарктиду и Арктику).

Россия - не исключение. Несмотря на резкий спад доли водного транспорта в общих пассажироперевозках после 1990 г. (вызванный, прежде всего распадом СССР, снижением благосостояния населения, повышенным интересом россиян к зарубежным турам и невысоким уровнем въездного туризма), сегодня круизы из российских морских портов (Санкт-Петербург, Сочи, Калининград, Новороссийск, Владивосток) а также по российским рекам и озерам стали дефицитным и престижным товаром.

Вышеназванные обстоятельства определяют актуальность выбранной темы.

Целью работы является определение особенностей и перспектив развития круизного туризма. Для реализации этой цели нами были поставлены следующие задачи:

ознакомиться с историей развития круизного туризма и с его основными маршрутами;

определить особенности организации круизов;

выявить проблемы и перспективы развития круизного туризма в РФ и Крыму;

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА

1.1 Понятие и история круизного туризма

Круиз - (англ. cruise), в первоначальном значении - морское путешествие. В настоящее время понятие расширилось, туристические фирмы стали предлагать морские круизы или речные круизы.

Перевозки людей водным транспортом известны с глубокой древности. Наибольшего расцвета морские и речные путешествия достигли в Средние века. Основоположниками морских экспедиций в эпоху Средневековья были ирландские монахи. Признанным мореходом VI в. по традиции считается св. Брендан - покровитель Ирландии. О его странствиях сложены саги. Плавание св. Брендана было одним из первых, которое указало европейцам путь на запад через океан. Огромную роль в развитии морских путешествий сыграли жители Скандинавского полуострова и полуострова Ютландия. Во Франции их называли норманнами. У норманнов были прекрасные суда типа река море, но они не превышали 30 м в длину и 4 м в ширину. Дальнейшее развитие водных перевозок связано с морскими экспедициями в Новое время. Великие географические открытия, новые торговые морские пути - все эти факторы привели к появлению на карте мира крупных морских держав - Испании, Португалии, Голландии, чье могущество основывалось на водном транспорте. Изобретение парохода (американский изобретатель Роберт Фултон, 1807 г.) дало небывалый толчок развитию морского и речного водного транспорта.

Современный водный транспорт в зависимости от сферы обслуживания подразделяется на морской и речной. Водные суда, относящиеся к морскому транспорту, осуществляют международные, дальние и каботажные перевозки. Под международным морским сообщением понимают перевозки пассажиров и грузов за пределы и из-за пределов страны; к дальним перевозкам относятся рейсы между портами одной страны при пребывании морских судов в открытом море; каботажные рейсы осуществляются вдоль побережья между портами без выхода в открытое море. Суда речного флота осуществляют перевозки пассажиров и грузов по внутренним водным путям, к которым относятся реки, озера, крупные водохранилища, каналы.

В конце ХХ в. круизная индустрия стала наиболее быстро развивающимся сектором туристской индустрии. Круизный туризм относится к специальным видам туризма, так как является достаточно трудоемким, капиталоемким видом туризма, сочетающим в себе несколько видов туризма - рекреационный, спортивный, лечебно оздоровительный, познавательный. Под круизом следует понимать путешествие на водных видах транспорта, включающее береговые экскурсии, осмотр достопримечательностей портовых городов, а также разнообразные развлечения на борту морских и речных лайнеров.

1.2 Виды круизного туризма

Морской круиз - путешествие обычно по замкнутому кругу с радиальными поездками из портов во внутренние районы стран.

В мире насчитывается более 150 морских круизных компаний - греческих, итальянских, испанских, американских, датских, норвежских. К наиболее известным перевозчикам в сфере морских круизов относятся Carnival Cruise Lines, Celebrate Cruises, Royal Caribbean International, Princess Cruises, Costa Cruises, Norwegian Cruise Lines. С каждым годом число круизных компаний увеличивается, так как увеличивается число туристов, проявляющих интерес к круизам. В 1980 г. насчитывалось 1,5 млн туристов морских круизов, в 1993 г. - 4,5 млн, в 1996 г. - 6,5 млн, в 2003 г. - 9 млн, в 2006 г. эта цифра достигла 12 млн туристов. С начала 1980 х гг. растет и количество круизных судов. В 1985 г. насчитывалось 120 морских круизных судов, в 1994 г. - 175, в 2003 г. - 327, а в 2012 г. количество морских круизных судов составило 628. Происходит не только количественный, но и качественный рост морских круизных перевозок и судов. Круизные суда, как и гостиницы, оцениваются по целому ряду критериев, после чего им присваивается определенное количество звезд. Используются следующие критерии: судно и его оснащение, состояние кают, питание, обслуживание, развлекательные программы, ассортимент дополнительных услуг на борту.

Морские круизные суда по качеству обслуживания и уровню комфорта классифицируются следующим образом:

стандарт (2* 4*);

премиум (5* 5*+);

люкс (6*).

Для морских круизных судов также принята классификация по тоннажу (объем внутреннего пространства судна в гросс тоннах, 100 куб. футов составляет 1 гросс тонну):

большие (свыше 60 тыс. гросс тонн);

средние (до 60 тыс. гросс тонн);

малые (до 25 тыс. гросс тонн).

В последнее время наметилась тенденция к строительству больших круизных судов. Самым большим круизным лайнером до последнего времени считался 1 палубный Harmony of the Seas, принадлежащий компании Royal Caribbean. Его водоизмещение составляет 142 тыс. т, количество пассажиров - 2200 туристов и 1180 членов экипажа. Уникальны размеры судна: 362 м в длину, 60 м в ширину. Особенностью этого лайнера является то, что впервые на борту корабля построены ледовый каток и настоящая улица променад под стеклянным куполом. В январе 2003 г. в Саутгемптоне был спущен на воду новый крупнейший океанский лайнер Queen Mary 2. Его водоизмещение составляет 150 тыс. т, высота от ватерлинии 70 м. Новый лайнер принял на борт 2620 туристов.

По продолжительности круизные маршруты классифицируются:

на краткосрочные (от нескольких часов до нескольких суток);

среднесрочные (от 5 до 13 суток);

долгосрочные (до 2 месяцев).

Каюты на морских круизных судах отличаются большим разнообразием по площади, интерьеру, набору удобств, что, естественно, отражается на цене.

Наиболее общая классификация кают:

экономичные (каюты с искусственным освещением);

стандартные (с окнами);

премиум (с балконами).

В круизной компании Royal Caribbean принята своя классификация кают:

) каюты класса люкс с видом на океан:

R - королевские апартаменты: отдельная спальня с двуспальной кроватью, индивидуальная веранда, душ, обычные удобства, гостиная с диваном, рояль, холодильник, мини бар, столовая;

A - "оунерс суит": кровать большого размера, индивидуальная веранда, отдельная гостиная с диваном, холодильник, мини бар;

АА - "роял фэмили суит": две спальни с кроватями, гостиная с диваном, индивидуальная веранда, холодильник, две ванные комнаты;

С - "супериор суит": две кровати, индивидуальная веранда, кресла, диван, холодильник;

D - каюта "делюкс": две кровати, индивидуальная веранда, кресла, диван, холодильник;

) семейные каюты с видом на океан:

FF - каюты большого размера, расчитанные на размещение 6 человек;

) каюты с видом на океан:

F, H, I - комфортабельные каюты, оборудованные двумя кроватями, с обычными удобствами, туалетом, телевизором, телефоном;

) внутренние каюты:

K, L, M, N, O, P, Q - комфортабельные каюты, оборудованные двумя кроватями, с обычными удобствами, туалетом, телевизором, телефоном.

Важной особенностью круизных туров является организация развлечений на борту. На круизных кораблях работают различные клубы, приглашаются актеры для выступлений, проводятся шоу, действуют игорные клубы и казино. Как правило, круизный тур организован по системе "все включено", это распространяется на питание, пользование спортивными залами и инвентарем, развлекательную программу. Одним из преимуществ круизных туров является их безвизовость. Пассажиры могут находиться в портах и совершать экскурсии в течение 48- 72 часов без визы. Самый большой недостаток круизов - их довольно высокая цена. Но в последнее время появились бюджетные круизные компании.

Принята следующая ценовая классификация круизных маршрутов:

экономичные (75 150 долл. на человека в сутки);

классические (100- 200 долл. на человека в сутки);

премиум (150- 400 долл. на человека в сутки);

люкс (700 1000 долл. на человека в сутки);

эксклюзивные (более 1000 долл. на человека в сутки).

Основные районы морских круизов - Карибский бассейн и Средиземное море. Главным преимуществом Карибского бассейна является то, что круизы можно проводить круглый год. Длительность круизных маршрутов колеблется от 3 дней до 2 недель, маршруты классифицируются по следующим направлениям: Западные Карибы, Восточные Карибы, Южные Карибы. Классические морские круизы - это Средиземное море. Круизные маршруты охватывают сразу несколько европейских стран - Испания, Франция, Италия, Греция - и стран Северной Африки - Марокко, Тунис, Египет. Большой популярностью пользуются круизы вдоль берегов Британии, Скандинавии и России. Некоторые круизные компании организуют кругосветные путешествия продолжительностью более 120- 140 дней.

В последние несколько лет стали популярны круизные маршруты к берегам Антарктиды и к Северному полюсу. "Ледовые" круизы осуществляются круглый год: летом маршруты пролегают в Арктику, зимой основное направление - Антарктида. Американская компания Quark Expedition организует круизы на российском ледоколе "Капитан Хлебников" по маршруту Шпицберген - Гренландия - Канада - Чукотка - Шпицберген. Стоимость "ледовых" круизов достаточно высокая - от 10 тыс. долл. до 18 тыс. долл., однако ежегодный спрос стабильно растет на 2 %, причем за счет российских туристов.

В последнее время большую популярность приобрели круизы на паромах как разновидность морских круизов. В основном из-за их краткосрочности и экономичности. Современные паромы, используемые в круизных целях, представляют собой многопалубные корабли. На российском рынке большим спросом пользуются путешествия на комфортабельных паромах компаний Viking Line, Silja Line, DFDS Seaways, Fjord Line, Smyril Line, Color Line, Superfast series. Несомненными лидерами спроса являются комфортабельные паромные круизы, осуществляемые на Балтийском море компаниями Silja Line и Viking Line. Причин тому несколько. Во-первых, географическое удобство порта отправления - Хельсинки. Сюда легко добраться из Москвы и Санкт Петербурга. Во-вторых, "компактность" круиза - в наиболее коротком варианте он занимает две ночи на корабле и один день в Стокгольме. Существует возможность выезда в этот круиз даже на week end. В то же время круиз может быть расширен за счет более длительного пребывания в Стокгольме и Хельсинки. В-третьих, на пароме можно проводить корпоративные мероприятия. В-четвертых, на борту паромов туристам предлагается широкий спектр развлечений: магазины беспошлинной торговли, дискотеки, рестораны по системе "все включено", бассейны и сауны. В- пятых, за короткий период туристы имеют возможность посетить столицы двух европейских государств. Продолжительность таких круизных маршрутов от 2 до 4 дней, включая посещение двух стран - Финляндии и Швеции. При размещении на паромах туристам предоставляются комфортабельные каюты различных категорий, рассчитанные на людей с разным доходом. Помимо Viking Line и Silja Line большим спросом пользуются круизы молодой компании "Суперфаст". В отличие от гигантских паромов Viking Line, Silja Line, вмещающих несколько тысяч туристов, суда компании "Суперфаст" берут на борт не более 600 пассажиров. При этом на любом из паромов работают магазины, несколько ресторанов, сауны, джакузи. Главное преимущество круизов "Суперфаст" - скорость. Паромы доставляют туристов из Финляндии в Германию за 21 час. Паромы компании "Суперфаст" идеально подходят для инсентив туров: здесь есть все необходимое не только для отдыха, но и для проведения семинаров.

Перевозка туристов морским транспортом регулируется правовыми актами международного и национального законодательства. При международных перевозках действуют договоры и конвенции, среди которых следует выделить Афинскую конвенцию о перевозке морем пассажиров и багажа, Международную конвенцию об охране человеческой жизни на море, Международную конвенцию об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем, Международную конвенцию о поиске и спасении на море. При перевозке туристов в российских территориальных водах действует Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.

Также стали популярны морские круизы на небольших парусных яхтах. Существует две формы проката яхт: без экипажа (бербоут чартер) и с экипажем (тайм чартер). Для путешествий на яхтах при заходе в любой иностранный порт не требуется виза. Яхту принимают на сутки по так называемому паспорту судна, оформленному на хозяина судна или шкипера.

По статистике ВТО, ежегодный стабильный прирост туристов, использующих те или иные формы морских круизов, составляет 8 %.

Круизы по внутренним водным артериям (рекам, озерам, каналам) принято называть речными круизами. Путешествия по рекам и озерам наиболее развиты в государствах, богатых судоходными реками. Речные круизы могут проводиться в одном направлении или иметь кольцевой маршрут. Речные круизные маршруты в зависимости от условий перевозок, их продолжительности и протяженности, качества предоставляемых услуг подразделяются на транспортные, туристские, экскурсионно прогулочные. Транспортные маршруты обеспечивают транспортное сообщение между отдельными населенными пунктами и работают, как правило, по заранее опубликованному расписанию. Речные суда, эксплуатируемые на транспортных маршрутах, осуществляют транзитные (протяженностью более 400 км), местные (протяженностью менее 400 км), пригородные и внутригородские перевозки туристов. К транспортным маршрутам относятся также переправные и паромные линии. Туристские перевозки организуются по традиционным и специальным маршрутам продолжительностью более 24 часов. Экскурсионно прогулочные маршруты представляют собой перевозки экскурсантов продолжительностью менее 24 часов, как правило, это внутригородские и пригородные речные маршруты.

Речной круизный туризм в наибольшей степени развит в европейских странах (Франция, Германия, Румыния, Венгрия, Италия). Популярны круизные маршруты по Луаре, Рейну, Роне, Сене, Эльбе. Суда, применяемые на речных маршрутах в Европе, относятся к премиум классу. Голландская круизная компания Sea Cloud эксплуатирует два речных круизных судна класса "люкс". В России, как правило, эксплуатируются речные суда, построенные в 1980 е гг. Среди наиболее комфортабельных лайнеров следует выделить круизные суда, осуществляющие дальние перевозки, проектов 301 и 302. Теплоходы этих проектов, как правило, трех или четырехпалубные и оборудованы комфортабельными каютами, предназначенными для одноместного, двухместного, трехместного и четырехместного размещения. Принята классификация кают по категориям в зависимости от уровня комфорта. Уровень комфорта - это критерий из нескольких составляющих: количество и расположение мест в каюте, месторасположение каюты по длине и высоте судна, площадь и форма каюты, наличие удобств и санитарно технических помещений, вид освещения. На борту теплоходов к услугам туристов рестораны, кафе, бары, кинозал, магазины.

На речных круизных маршрутах в России также используются теплоходы проектов Q 040 ("Илья Репин", "Максим Горький"), Q 065 ("Сергей Есенин"), 92 016 ("Федор Шаляпин"), 305 ("Салават Юлаев"), 588 ("Михаил Кутузов"). Организаторами речных круизов выступают судовладельцы, пароходства, круизные туроператоры. Волжское речное пароходство осуществляет круизы по следующим маршрутам: Москва - Нижний Новгород - Москва (10 дней, с посещением городов Углич, Мышкин, Кострома, Плес, Муром), Москва - Плес - Москва (6 дней, с посещением городов Углич, Мышкин, Ярославль, Кострома). Московское речное пароходство осуществляет круизные маршруты Москва - Астрахань - Москва (20 дней), Москва - Санкт Петербург - Москва (13 дней), Москва - Ярославль - Москва (5 дней), Москва - Углич - Москва (3 дня). Большую популярность приобрели долгосрочные круизы по рекам Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Амур. Продолжительность этих круизов в среднем 18 дней. Как правило, такие круизы комбинируются с наземными маршрутами. Например, круиз по Енисею комбинируется с перелетом к Северному полюсу. Во время круиза по Лене туристы знакомятся с жизнью якутских деревень и имеют возможность поохотиться.

Большой популярностью на российском рынке пользуются круизы по Нилу (Каир - Луксор, 3- 5 дней). Эти круизные маршруты комбинируются с рекреационным туром (отдых в Хургаде или Шарм эль Шейхе). Круизные суда, эксплуатируемые на маршрутах по Нилу, как правило категории "5*" или "люкс". Обслуживание на круизных судах осуществляется по системе "все включено", это распространяется на размещение, питание, экскурсионную программу.

Перевозки туристов на речных круизах в России регулируются Водным кодексом РФ, Кодексом внутреннего водного транспорта РФ. Положения этих правовых актов распространяются на все внутренние водные маршруты, порты и регулируют всю деятельность по организации речных круизов.

1.3 Особенности организации круизных путешествий

круизный туризм морской крым

Организацией морских и речных путешествий и круизов занимаются специализированные туристско-экскурсионные компании или бюро. В России большинство таких организаций созданы при пароходствах или судоходных коммерческих компаниях. Судоходная коммерческая компания «Балтийские линии» имеет в своей структуре тур. Бюро, занимающиеся въездным водным и международным туризмом, а также организацией авиационных перевозок российских туристов в Швецию.

Морскими и речными путешествиями занимаются и другие тур. бюро и агентства.

Морские и речные круизы осуществляются на местных (между портами одного государства) и международных (между портами различных государств) каботажных линиях.

На круизном судне или пароме есть специальное бюро (cashier desk), где пассажиры могут обменять валюту, уплатить по счету, заказать такси в пункте прибытия или транзита, заказать экскурсии , а также получить специальную кредитную карточку для обслуживания на теплоходе.

В каждой каюте вывешивается палубный план корабля с указанием всех помещений, проходов (в том числе аварийных), график-расписание движения судна с указанием пунктов стоянки, перечень услуг на судне, правила для пассажиров, порядок аварийной эвакуации и др. информация.

Багаж туристов, который не потребуется им в течение рейса, сдается в камеру хранения, остальной - считается каютным багажом.

По международным правилам на судне с численностью свыше 12 пассажиров должен быть судовой врач.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО КРУИЗНОГО ТУРИЗМА

2.1 Современное состояние российского рынка морских круизов

На сегодняшний день приморские регионы страны - Дальний Восток, Север, Северо-Запад - входят в число наиболее привлекательных, с точки зрения въездного туризма, в России. Уникальная природа, редкие виды животных и птиц, огромная морская акватория. И в то же время - неразвитая или полностью отсутствующая инфраструктура индустрии гостеприимства, короткий туристический сезон и многое другое, что препятствует массовому притоку иностранных гостей.

Ярким примером такого положения дел может служить полуостров Камчатка. На наш взгляд, неблагоприятную ситуацию в состоянии «переломить» развитие круизных маршрутов в приморских регионах, в частности, на Дальнем Востоке. Они не только наиболее эффективны с точки зрения затрат на создание необходимой инфраструктуры, но и послужат своего рода переходным этапом к развитию наземных и воздушных видов туризма. Однако в Камчатской области, так же как и в некоторых других регионах Дальнего Востока, остаются нерешенными проблемы захода зарубежных и российских кораблей с иностранными пассажирами на борту в места, наиболее привлекательные с точки зрения экологического туризма. В последние десять лет на территории Камчатской области активно развивается новый для России вид путешествий - морской экспедиционный туризм. Речь идет об иностранных пассажирских круизных судах, маршруты которых связаны с посещением особо охраняемых природных территорий.

Вполне естественно, что в сегодняшних условиях развития индустрии туризма Камчатки, Сахалина, Чукотки, Магаданской области и других регионов наиболее широкое распространение и популярность приобрели экологический туризм, а также круизные программы экспедиционного характера. Они включают посещение многочисленных уникальных природных уголков, экскурсии на резиновых моторных лодках, высадку на островах и побережье, заходы в устья рек для наблюдения за птицами и млекопитающими, изучение местной флоры и фауны. Круизных туристов привлекает уникальный животный мир Курильских, Командорских островов, побережья Камчатки, Чукотки, Магаданской области, Сахалина. Здесь во множестве встречаются киты (в том числе касатки), ластоногие - морские львы, морские котики, каланы, нерпы, моржи, а также обитатели суши - медведи, лисы, песцы и морские птицы. Иностранцев интересуют особенности жизни коренных народов Севера, полеты в Долину гейзеров, облеты вулканов, экскурсии на Авачинский вулкан, прогулки по Авачинской бухте на катере (с рыбалкой) и, конечно же, памятники истории города Петропавловска-Камчатского.

Сегодня в Петропавловский порт заходят лайнеры круизных компаний Japan Cruise Lines, Venus Cruises, Holland America, Seven Seas Cruises, Silversea Cruises. Согласно статистике, за последние 14 лет российский Дальний Восток посетили порядка 130 тыс. Туристов на 110 круизных судах, маршруты которых охватывали побережье Тихого океана и Охотского моря постепенно распространяется на всю прибрежную территорию Дальневосточного федерального округа. Бюджет регионов ежегодно пополняется на несколько десятков миллионов рублей, поступающих в казну государства в виде налоговых отчислений. Ежегодно доходы Дальневосточного региона от круизного туризма составляют более 6 млн. евро. Но из-за необустроенности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории Камчатской области, круизные программы всякий раз оказываются буквально на грани срыва.

К сожалению, дело тут не только в финансировании. Негативно сказывается отсутствие нормативной базы, регламентирующей ответственность балансодержателей служебных объектов в пунктах пропуска за их обустройство, финансовое и материально-техническое обеспечение. Процедуры ведомственных согласований, длительные сроки согласований, административный бюрократизм чиновников разного уровня, всевозможные сборы и поборы за те или иные услуги при организации круизной программы - все это существенно влияет на согласование круизных программ и построение единой концепции развития индустрии морского туризма на Дальнем Востоке. При этом, администрации субъектов федерации (в том числе органы государственной исполнительной власти на местах, расположенные на территориях Чукотки, Камчатки, Сахалина, Охотского побережья, Курильских и Командорских островов) ставят перед собой задачу создания туристской инфраструктуры.

В конечном итоге страдают туристские фирмы, организующие работу по приему и обслуживанию круизных судов с иностранными пассажирами на борту. Ряд ключевых вопросов в регионе в принципе не разрешим без законодательной поддержки правительства РФ. Это подтверждается опытом работы многих крупных турфирм на Дальнем Востоке, среди которых «Пасифик Нетворк» (Камчатка), судоходная компания «Эрма», «АС» (Владивосток), «Моринфлот» (Сахалин, Корсаков), «Алеут» (Чукотка), пытающиеся найти пути разрешения проблем на местах вот уже на протяжении нескольких лет.

А ведь круизы могли бы стать настоящей «палочкой-выручалочкой» для региона, ведь он очень интересен круизным компаниям.

2.2 Предложения на рынке морских круизов

Ситуация на рынке морских круизов показывает, что на сегодняшний день сервис на борту теплоходов меняется согласно новым потребностям клиентов. Это касается как питания, так и развлекательной и экскурсионной программ. Если раньше зачастую питание было на уровне «столовой» - то теперь всё изменилось. На рейсах продолжительностью более 5 дней предусмотрена заказная система, есть выбор из мясных, рыбных и вегетарианских блюд. Зачастую на завтрак (иногда и на обед) предлагается «шведский стол». Развлекательная программа стала более разнообразной, компании тщательно подходят к выбору артистов. Как правило, в арт-бригаду судна включены ди-джей, певица или певец, танцевальный коллектив, детский аниматор. Бывает и живая музыка на борту.

Экскурсионная программа, в подавляющем большинстве туров входящая в стоимость, тоже претерпела изменения. Всё чаще в стандартные экскурсии включается посещение новых объектов, также стали более распространены дополнительные экскурсии (приобретаются на борту за дополнительную плату), дающие клиенту разнообразие выбора.

Также стоит отметить, что в рамках улучшения сервиса у каждой компании появляются и свои «изюминки». Для качестве примера возьмем круизную компанию «Инфофлот», основанную в 2002 году. Компания имеет десять офисов продаж (4 - в Москве, 3 - в Санкт-Петербурге, 2 - в Самаре, 1 - в Нижнем Новгороде). База круизов насчитывает более 2500 рейсов в навигацию на более чем 120 теплоходах («Карл Маркс», «Космонавт Гагарин», «Анатолий Папанов», «Василий Чапаев», «Юрий Никулин» и другие). Описание теплохода Анатолий Папанов представлено в Приложении 1.

Все теплоходы, работающие на круизных маршрутах, регулярно проходят освидетельствование Российского Речного Регистра, что обеспечивает безопасность пассажиров. Это можно сравнить с ежегодным прохождением технического осмотра автомобилями.

С целью увеличения комфортности размещения туристов проводится внутренняя перепланировка, каюты с умывальниками и без удобств оснащаются санузлами. Процесс этот постоянный и ориентирован на улучшение состояния всех помещений теплоходов.

Некоторые теплоходы прошли глубокую модернизацию, например: двухпалубные - «Василий Чапаев», «Бородино», «Григорий Пирогов», «Башкортостан»; трехпалубные - «Н.А.Некрасов», «Карл Маркс», «Цезарь», «Президент», «Прикамье», «Петр Первый»; четырехпалубные - «Николай Бауман», «Михаил Булгаков», «Генерал Ватутин», «Новиков-Прибой» и другие.

На теплоходах компании «Инфофлот» можно выделить следующие особенности.

Экскурсионное обслуживание. Во время регистрации в посадочный талон, для удобства туриста, сразу вносится и номер экскурсионной группы, отдельно для автобусных и пешеходных экскурсий. Это делается для того, чтобы клиент мог без затруднения и, не тратя лишнего времени, присоединиться к экскурсоводу на берегу, или занять место в автобусе.

Дирекция круиза. В состав бригады «Инфофлота», обслуживающей туриста на теплоходе, входят: директор круиза, его помощник-администратор и помощник директора круиза по информации. Все вопросы, возникающие во время поездки, турист можете решить, обратившись к директору круиза и его помощникам на стойке администратора.

Путевая информация. Путевая информация по маршруту на борту теплоходов предоставляется как в традиционной форме в виде рассказов о проходимых объектах по трансляции, так и в форме расширенных тематических бесед, на которые клиента будет приглашать помощник директора круиза по информации. Кроме этого, часть актуальной информации о маршруте может быть предложена в печатной форме.

Бортовая газета и сувениры. На борту теплоходов ежедневно выпускается информационная газета «Вестник Инфофлота». Каждый вечер туристы будут получать свой экземпляр на следующий день, в котором смогут ознакомиться с распорядком дня, расписанием экскурсий и временем работы ресторана, анонсами всех событий и мероприятий на борту теплохода, различными интересными статьями и заметками, прогнозом погоды на ближайшее время, многой другой необходимой информацией. Кроме этого, в каюте находятся и другие нужные предметы, которые могут пригодиться в поездке.

"Инфофлот" предлагает огромное разнообразие маршрутов: Европа, Средиземное море, Карибский бассейн, Азия, Южная Америка, Австралия. Традиционным спросом у российских туристов пользуются летние круизы с отправлением из С.-Петербурга.

2.3 Характеристика основных Российских круизных компаний

) «ВодоходЪ» - судоходная компания, крупнейший российский оператор речных круизов и туристический оператор полного цикла, объединяющий под своим управлением все звенья цепочки обслуживания - перевозку, питание, экскурсионное обслуживание, развлекательные программы, подготовку персонала.

Компания организует круизы из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода и Казани по главным рекам европейской части России и популярным туристическим маршрутам. Малый пассажирский флот задействован, в том числе, в регулярных пассажирских перевозках в Северо-Западном, Центральном и Приволжском федеральных округах.

В управлении «ВодоходЪ»: 26 единиц комфортабельного четырехпалубного круизного флота проектов 301, 302, 92-016 Q-040 и Q-056; 9 единиц пассажирского скоростного флота типа «Метеор»; 9 единиц прогулочного флота типов «Москва», «Нева» и «Отдых». Ежегодный объем перевозки: круизным флотом: 105 тыс. человек, прогулочным и скоростным флотом: 450 тыс. человек. Компания также располагает широкой сетью собственных офисов продаж, в т.ч. 5 в Москве, 3 в Санкт-Петербурге, 2 в Нижнем Новгороде, по одному - в Казани и Самаре.

За годы работы Компания была удостоена многочисленных наград в области туризма, в том числе «Бриллиантовой звезды» международной премии «Лидеры туриндустрии», Национальной премии им. Ю. Сенкевича в номинации «Лучший туроператор» (Федеральное агентство по туризму РФ, 2007 г.), премии конкурса предприятий туриндустрии и гостиничного хозяйств «Путеводная звезда» в (Комитет по туризму г. Москвы, 2012 г.).

ООО «ВодоходЪ» организационно входит в судоходный дивизион (VBTH) международной транспортной группы Universal Cargo Logistics Holding (UCL Holding) предприятия осуществляют транспортировку грузов железнодорожным и водным транспортом, их перевалку в российских портах, а также оказывают услуги в логистике, судостроении и круизной деятельности.

Холдинг объединяет нескольких крупных железнодорожных операторов с филиальной сетью на всей территории России, стивидорные компании «Морской порт Санкт-Петербург», «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» и «Универсальный перегрузочный комплекс» на Северо-Западе России, а также Туапсинский и Таганрогский морские порты на Юге страны. В состав холдинга входят Волжское, Северо-Западное и Западное пароходства, ряд судостроительных и судоходных активов.

) «Инфофлот» - российская круизная компания, один из туроператоров в сфере речных круизов. Основана в 2003 году, штаб-квартира находится в Санкт-Петербурге.

Непосредственно под флагом компании по рекам и озёрам европейской части России с 2013 года курсируют пять круизных теплоходов - трёхпалубные «Н. А. Некрасов», «Карл Маркс», «Александр Бенуа», «Юрий Никулин» и двухпалубный «Василий Чапаев». В конце 2013 года теплоход «Юрий Никулин» получил новое имя - «Солнечный город». Ежегодно компания обслуживает около 50 тыс. туристов.

Круизная компания «Инфофлот», согласно самопрезентации, является:

Туристическим оператором в сфере речных круизов 10 теплоходов («Василий Чапаев», «Карл Маркс», «Н. А. Некрасов», «Александр Бенуа», «Александр Невский» «Салават Юлаев», «Юрий Никулин», «Дмитрий Фурманов», «Владимир Маяковский», Габдулла Тукай".);

Российским агентством по речным, морским круизам, аренде маломерных судов;

В 2011 году в компании произошел ребрендинг, в ходе которого был заменён логотип компании и её суда получили новую фирменную раскраску («Василий Чапаев», «Карл Маркс», «Н. А. Некрасов», «Александр Бенуа»). На пяти теплоходах, работающих под флагом компании, осуществляется весь цикл технического обслуживания, комплектование экипажей и создание туристического продукта.

На теплоходе «Космонавт Гагарин», с которым компания работает по договору тайм-чартер, действует бренд «Инфофлот-Партнёр».

В 2012 году услугами компании воспользовались 50 тыс. туристов. Новинкой навигации был рейс на Соловецкие острова.

Навигация 2013 года открылась 1 мая круизом «На Вятку», куда круизный теплоход направился впервые за последние 40 лет. Рейс выполнил теплоход «Василий Чапаев».

«Инфофлот» имеет офисы продаж в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Казани, Ростове-на-Дону.

Деятельность.

Компания «Инфофлот» создана на основе Интернет-портала любителей речных круизов «Infoflot.Ru», существующего с 2001 года. В настоящее время портал также функционирует.

Компания ежегодно устраивала всероссийские конференции любителей речного флота на своих теплоходах совместно с порталом «Infoflot.Ru». На конференциях обсуждались вопросы развития речного флота на реках России. Всего проведено 10 конференций. Затем создан «Клуб любителей круизов» с индивидуальным членством. Карточка участника клуба предоставлена всем участникам 10-й конференции. Также карточка члена клуба бесплатно выдаётся всем туристам, приобретающим путёвки в офисах «Инфофлота» на любые теплоходы, а также туристам, приобретающим путёвки на теплоходы «Инфофлота» в других агентствах. Первый клубный рейс состоялся с 30 сентября 2013 года на теплоходах «Карл Маркс» и «Н. А. Некрасов» по маршруту Москва-Пермь-Березники-Нижний Новгород.

В 2011 году впервые был организован круиз-экспедиция «Притоки 2011» на двухпалубном теплоходе «Василий Чапаев», в ходе которого теплоход прошёл по рекам: Москва-река, Ока, Волга, Кама, Сура, Ветлуга, Вятка. Также во время этого круиза туристы прошли по рекам Чусовая и Казанка на прогулочных теплоходах.

с 10 по 14 октября 2011 года состоялся первый пресс-круиз на трёхпалубном теплоходе «Н. А. Некрасов». Журналисты московских, петербургских и региональных СМИ, туристических печатных и электронных изданий и телевидения совершили путешествие по маршруту Москва - Углич - Кострома - Ярославль - Кимры - Москва вместе с туристами планового пятидневного рейса. На борту лайнера прошёл круглый стол «Речные круизы в России: вчера, сегодня, завтра», журналисты ознакомились с работой всех служб судна по обеспечению бортового и наземного сервиса для туристов, безопасности плавания.

С 11 по 13 мая 2012 года состоялся второй пресс-круиз на трёхпалубном теплоходе «Александр Бенуа» по маршруту Москва-Тверь-Москва, в экскурсионную программу впервые был включён Торжок.

В 2013 году теплоход «Василий Чапаев» впервые за 40 лет совершил круиз по реке Вятка, а также стал первым зашедшим туда судном подобных габаритов. Теплоход прошёл по Вятке по маршруту Нижний Новгород - Потрепухино (Киров) - Нижний Новгород. Непосредственно на Вятке туристы посетили города Вятские Поляны, Уржум, Советск, а из крайней точки уникального маршрута (420 километров от устья Вятки) были совершены поездки в Киров и Котельнич. Все рейсы по притокам Волги состоялись под руководством капитана теплохода «Василий Чапаев» Урала Ямалетдинова.

В марте 2014 года по версии портала о туризме и путешествиях Travel.ru «Инфофлот» признан лучшей круизной компанией России, вручена одна из старейших туристических премий в России «Звезда Travel.ru». Премия учреждена в 2003 году на некоммерческой основе, вручается с учётом предпочтений потребителей. Всего в 2014 году в списке номинантов было почти 1000 участников.

Летом 2014 года компания вступила в «Речной альянс» и союз "«Национальная палата судоходства», начала новый проект собственной программы зимних и летних круизов по реке Рейн на теплоходе Alemannia.

В ноябре 2014 года в финале Всероссийской туристской премии «Маршрут года», в котором участвовали 134 проекта из 71 населённого пункта 42 регионов страны, первое место в номинации «Лучший водный туристский маршрут» завоевал проект «Вятский Гранд-круиз» компании «Инфофлот».

) «Мостурфлот» (ОАО «Московский туристический флот») входит в группу компаний «Московское речное пароходство», одного из старейших Российских предприятий водного транспорта, ведущего свою историю с 1857 года.

Деятельность.

Круизная компания «Мостурфлот» является собственником круизных и прогулочных теплоходов и оператором речных круизов. Занимается организацией туристических перевозок на теплоходах по внутренним водным путям (лицензия Минтранса ВВТ-2 № 14314), созданием и реализацией туристического продукта (круизов), свидетельство о внесении в ЕФР туроператоров МВТ 000292 .

Для поддержания судов в хорошем рабочем состоянии, а также для постоянного контроля их технического состояния, компания располагает своей эксплуатационно-технической службой: служба безопасности судоходства, возглавляемая заместителем генерального директора, и входящие в её состав капитаны-наставники. Служба обеспечивает лоцманские проводки судов, получение атласов, карт, пособий для безопасности движения, обеспечивает сопровождение судов по затруднённым участкам пути, контролирует движение всех судов.

Основные направления деятельности:

Туроператорская деятельность по организации речных круизов на собственных теплоходах по рекам и озерам европейской части России (реки: Волга, Нева, Кама, Дон, Ока и озера: Белое, Онежское, Ладожское) продолжительностью от 1 до 22 дней на комфортабельных теплоходах с заходом в древние города России: Углич, Кострома, Ярославль, Плес, Нижний Новгород, Муром, Казань, Уфа, С.Петербург, Астрахань, Ростов-на-Дону и другие (всего более 50 городов и более 300 маршрутов). Отправление теплоходов из Москвы и С.Петербурга.

Туристическое агентство по продаже путёвок на морские и зарубежные речные круизы. Одна из крупнейших баз Российских и зарубежных круизов.

Предоставление в аренду круизных и банкетных (прогулочных) теплоходов для отдыха и деловых встреч, пассажировместимостью от 8 до 300 человек, с возможностью размещения в комфортабельных каютах, питания в ресторанах теплохода, организаций экскурсий в городах и развлекательной программы на борту теплохода по индивидуальному заказу.

Собственная эксплуатационная база, услуги по судоремонту.

Собственная служба общественного питания на теплоходах и банкетная служба.

Член «Ассоциации туроператоров России».

В собственность и оперативное управление компанией «Мостурфлот» передан следующий круизный флот «Московского речного пароходства»:

Круизные теплоходы: «Княжна Виктория» «Сергей Образцов» «Николай Карамзин» «Андрей Рублев» "Княжна Анастасия" «Леонид Красин» «Глеб Кржижановский» «Михаил Булгаков» «Илья Репин» «Василий Суриков» «Сергей Есенин» « Александр Грин» « Валерий Брюсов» «Иван Крылов»

Прогулочные теплоходы: «Максим Горький» «Союз» «Мир»

) «Волга-Флот-Тур» - российская компания речного туризма Волжского пароходства.

Деятельность.

Флот компании «Волга-Флот-Тур» насчитывает 1, но единственный в России четырёхпалубный теплоход-санаторий «Михаил Фрунзе», 4 четырёхпалубных комфортабельных теплохода («Фёдор Шаляпин», «Семён Будённый», «Георгий Жуков», «Александр Пушкин» класса «интурист», 1 модернизированный трёхпалубный (теплоход) «Капитан Пушкарёв» и прогулочный флот - теплоход-катамаран «Отдых-1», «Москва-13», «Москва-72». Все теплоходы работают в компании по договорам фрахта, заключенными с ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство», а сама компания включена в Единый Федеральный Реестр Туроператоров. Компания совместно с другими крупными компаниями и пароходствами занимается программами развития речных круизов в России.

Участие в ассоциациях.

Вынашиваются планы об объединении под брендом ВодоходЪ компаний Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Самары : ООО ВодоходЪ, ООО «Водоходъ-СПб» и ООО «Волга-Флот-Тур», при этом «Волга-Флот-Тур» сможет сохранить свои офисы и руководящий состав структурных подразделений.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КРЫМУ

3.1 Проблемы круизного туризма в Российской Федерации и Крыму

Круизный бизнес является одним из самых перспективных и динамичных направлений туриндустрии. Практика показывает, что в условиях финансового кризиса мировая круизная индустрия по-прежнему демонстрирует хорошие результаты. В нашей стране, несмотря на ее колоссальный природный и культурно-исторический потенциал для морского и речного круизного туризма, развитие этого сегмента тур-рынка сдерживается целым рядом проблем.

В большинстве российских городов, рассматриваемых в качестве портов для захода круизных судов, в существующих ген-планах не предусмотрено развитие соответствующих зон, что не дает возможности финансирования данных проектов.

Необходимо учитывать принятую продолжительность круизных маршрутов по международным правилам. Для плавания по Черному морю нужен один тип судна, для Рейна - уже совсем другой, а для Волги - третий. Вряд ли найдется турист, который выдержит маршрут такой протяженности.

Для того чтобы восстанавливать круизы по Черному морю, необходимо решать, как в отсутствие своего флота уговаривать лидеров мирового рынка ставить такие недельные маршруты у нас, например, с учетом развития Сочи. Причем именно маршруты, а не судо-заходы. С Санкт-Петербургом в этом отношении все в порядке, а вот с портами на Дальнем Востоке ситуация такая же, как на Черном море. В них тоже нет современной инфраструктуры для обслуживания туристов, такой, которая позволила бы за 15-30 минут произвести высадку на берег до шести тысяч пассажиров, обеспечить их посадку в автобусы, паспортный и таможенный контроль на борту. Если этого не будет, мы проигрываем любому Карибскому острову и даже турецкому городу Мармарис, который принимает суда длиной 330 метров и где все это реализовано. У нас на Черном море сейчас нет ни одного такого порта! Мы уже сейчас проиграли Турции в соревновании в морском туризме: у них через каждые 30 километров есть марина, у нас - ни одной!

Мы отстали на десятки лет в области пассажирского судостроения, а судостроители никогда не научатся делать речные суда, если им их не заказывать. С морскими судами мы проиграли навсегда. Их придется покупать за границей. Внутренняя инфраструктура не выдерживает никакой критики. Даже электронные карты для внутренних водных маршрутов не обеспечивают безопасного плавания. Пример Санкт-Петербурга, который пробил все необходимые решения для развития инфраструктуры через федеральные инстанции, должен быть распространен на всей территории России. Нужно развивать конкуренцию среди фирм, занимающихся обслуживанием круизов на берегу. Россия обладает единой мелководной системой, исходя из этого, надо определить, какой флот нам нужен, и начать строить суда.

Санкт - Петербург является центром притяжения туристов, в том числе совершающих плавания на яхтах по Балтийскому морю. Ожидается, что город ежегодно будут посещать около 10 тысяч яхт с 40-50 тысячами яхтсменов на борту. По прогнозам, количество маломерных судов к 2025 году составит около 60 тысяч. В связи с этим в отраслевой схеме введена классификация объектов, разработанная на основе международного опыта в этой сфере.

3.2 Перспективы развития круизного туризма в Российской Федерации и Крыму на международном уровне

По данным Всемирной туристической организации, в условиях экономического кризиса круизный отдых остается единственным прибыльным направлением мирового туризма. Сводки с Уолл-Стрит о росте котировок акций круизных компаний свидетельствуют о непотопляемости данного бизнеса на фоне спада в других секторах рынка туристических услуг. «Большой взрыв» популярности круизов докатился и до России: в Санкт-Петербурге открылся крупнейший в Европе пассажирский порт, построенный по последнему слову техники. На выставке Seatrade Europe 2009 в Гамбурге питерский порт «Морской фасад» победил в номинации «Лучший транзитный порт года».

Необходимость более динамичного развития круизного туризма в РФ ни у кого не вызывает сомнения. Cтрана обладает для этого уникальными возможностями: она омывается водами двух океанов и четырех морей и имеет самую протяженную береговую линию в мире - 37 653 км.

Страна обладает колоссальной береговой линией, которая в буквальном смысле слова изобилует памятниками культуры и природными достопримечательностями, в том числе входящими в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И не использовать такой ресурс - просто очевидный грех. Санкт-Петербург, благодаря усилиям администрации и бизнеса, в частности управляющей компании «Морской фасад», сегодня стал явной круизной столицей России. И у него есть шанс в будущем стать круизной столицей Европы, хотя конкуренция очень высокая.

Порт «Морской фасад» был открыт для судоходства в мае. За летний сезон 28 судов, которые привезли более 245 тысяч туристов, заходили в порт 113 раз. К 2013 году в нем будет закончено строительство 6 причалов. Длина причальной стенки составит около 600 метров, что позволит принимать до 15 больших судов одновременно.

С ростом потока круизных пассажиров в Санкт-Петербурге происходит экономическое развитие туристического сектора и смежных отраслей. Исследования Европейского круизного совета показали, что круизные туристы состоят на 73 процента из американцев и на 21 процент из европейцев. Центр развития туризма города Хельсинки (Финляндия)оценил расходы каждого туриста, прибывающего в Санкт-Петербург на круизном судне, в 300 евро и выше. А это означает, что в 2012 году только от пассажиров круизных судов порта «Морской фасад» город на Неве может получить доход в размере 150 млн евро, что составит более 2 процентов от доходной части бюджета города, принятого на 2010 год».

Большинство круизных компаний швартуют свои суда в Северной столице на 2 дня, а такой чести удостаиваются не более 10 городов мира. И это объясняется просто: в городе на Неве есть что посмотреть. Богатейшее культурное наследие и исторические памятники Санкт-Петербурга привлекают не только зарубежных туристов, но и россиян со всех уголков страны. Строительство ультрасовременного международного терминала в аэропорту «Пулково», скоростных железнодорожных и автомобильных магистралей делает город на Неве полноценной туристической столицей России.

В настоящее время популярные морские круизы в России организуются не только по северо-западу страны, но и на Дальнем Востоке. Среди уникальных российских маршрутов: круизы вокруг островов Северного Ледовитого океана - Земли Франца Иосифа и Новой Земли, на Северный полюс из Мурманска, вдоль Чукотского автономного округа с посещением острова Врангеля. Несмотря на высокую стоимость таких путешествий, эти круизы пользуются огромным спросом, и места на них заказываются заранее.

Пассажирский порт «Морской фасад» в Санкт-Петербурге стал для отечественных специалистов местом отработки методов приема больших круизных и паромных судов вместимостью до 5 тысяч человек. Следующий этап становления круизной индустрии в России - подготовка порта в Сочи, который после реконструкции также сможет принимать круизные лайнеры. В будущем специализированными портами, способными принимать современные круизные суда, обзаведутся Приморье и Калининград. Что касается Крымского полуострова, здесь все обстоит сложнее. На данный момент у Крыма нету развитой инфраструктуры принимающих портов, которые бы могли принимать большое количество туристов одновременно, нет возможности принимать суда длинной более 240 метро. Что существенно усложняет развитие самого Круизного туризма, так же отсутствие развитой дорожно-транспортной системы. В 2014 году после перехода Крыма в Российскую Федерацию, только начали ремонт дорог и строительство Федеральной трассы (Севастополь-Симферополь-Феодосия-Керчь). Но Крым обладает огромными природными, культурно-историческими, и другими ресурсами, которые с развитием полуострова, будут использованы в полной мере.

3.3 Разработка тура выходного дня

Для своей работы я решили разработать маршрут круиза из Москвы познавательного характера.

Продолжительность данного маршрута составляет три дня, включая день отъезда и приезда. Круиз рассчитан как на взрослых, так и на детей.

Теплоход отправляется от Московского Северного Речного Вокзала (МСРВ, метро Речной Вокзал) вечером (19.00) в пятницу.

День первый (пятница)

Теплоход начинает движение по Химкинскому водохранилищу, входящему в систему канала им. Москвы, вдоль причалов грузового порта.

Путь проходит по очень красивым местам ближнего Подмосковья, цепочке искусственных озер-водохранилищ, соединенных прорытыми перемычками. До наступления темноты теплоход успеет дойти до шлюза №6 КиМ, и для интересующихся работой этого гидросооружения на палубе проводится беседа.

День второй (суббота)

Утро следующего круиза теплоход уже находится на Угличском водохранилище. Волга, еще довольно узкая возле Дубны, постепенно расширяется, течет плавно, огибая живописные невысокие берега и многочисленные поросшие ивой островки.

На берегах Угличского водохранилища расположено много населенных пунктов, о которых рассказывает экскурсовод.

Это города Дубна, Кимры, Калязин, пристань Новоокатово и другие.

.00 - пройдя шлюз Угличского гидроузла, теплоход причалит в городе Угличе.

Программа пребывания туристических групп в городе Угличе состоит из пешеходной экскурсии (продолжительность около 1,5-2 часов, расстояние примерно 2-2,5 км по городским улицам), и свободного времени.

Посещается ансамбль Кремля, включая Спасо-Преображенский собор, церковь «Дмитрия на крови», палаты удельных князей, Алексеевский монастырь с уникальной «Дивной» трехшатровой церковью. Программа может быть расширена или изменена в зависимости от времени стоянки. Для самостоятельного посещения можно порекомендовать Музей Русской водки, расположенный недалеко от причала. В городе развитая туристическая инфраструктура, летние кафе, рестораны, сувенирные магазины, интернет-кафе (напротив моста на входе в Кремль, за рестораном «Старый Город»), сотовая связь всех ведущих операторов.

.00. - возвращение на теплоход.

День третий (воскресение)

Тверь.

Выходя из канала им.Москвы, теплоход идет налево, в широкую часть Иваньковского водохранилища. Здесь Волга начинает постепенно сужаться, и в городской черте Твери почти ничем не напоминает великую и могучую реку.

Продолжительность стоянки теплохода в Твери намного больше, чем в Угличе, свободного времени достаточно, чтобы не спеша ознакомится с местными достопримечательностями и отдохнуть в парке или кафе на набережной. Пешеходная экскурсия начинается от здания Речного вокзала, на месте которого еще в 30-е годы XX века стоял древний Отроч монастырь, от которого в наше время сохранилась только Церковь Успения Пресвятой Богородицы, начало XVIII века. Далее путь идет по набережной мимо памятника Афанасию Никитину, затем через мост на другой берег Волги.

Осмотр Путевого Дворца Екатерины II и краеведческого музея. Продолжительность 2,5-3 часа, расстояние 3-4 км по городским улицам.

На обратном пути предусматривается зеленая стоянка в Сосенках (пристань на Угличском водохранилище возле города Кимры).

.00. - Прибытие теплохода на МСРВ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Издавна с реками на территории современной России всегда была тесно связана жизнь людей. Речное и морское судоходство традиционно было основой торговли и прогресса. По реке перевозили товары и сплавляли лес. Реки были источником жизни древних русских городов и поселений. Многие города на территории современной России являются памятниками древнерусской культуры и до нынешних дней сохранили свои великолепные архитектурные ансамбли, соборы, монастыри, крепостные стены. В музеях этих городов сохранились бесценные предметы старины, как свидетельства давно ушедших веков.

Нигде ни в одной стране мира в мире нет такого богатейшего культурного наследия, как в России. Сегодня огромный интерес людей к истории и культуре родного края выражается в многочисленных туристических маршрутах по его древним городам. В полной мере он выражается в замечательном виде отдыха - круизном. По рекам сегодня можно путешествовать через территорию всей центральной и северо-западной части России на теплоходах на которых есть все для комфортного отдыха досуга и общения.

Сегодня речные круизы по России стали международным туристическим направлением. Иностранные туристы из Франции, Германии, Испании, США, Китая, имеют возможность открыть для себя огромную, неизвестную им Россию. Развитие речных круизов для иностранных туристов привело к повышению уровня этого туристического продукта. Речные круизы, а тем более морские круизы, сегодня - это не дешевый отдых, но высокого качества турпродукт с каждым годом привлекает всё больше туристов, которые зачастую становятся фанатами этого вида отдыха. В полной мере можно сказать, что речные круизы становятся очень престижным, элитным видом отдыха в России и уверенно конкурируют с более доступными зарубежными направлениями.

Необходимость более динамичного развития круизного туризма в РФ ни у кого не вызывает сомнения. Россия обладает для этого уникальными возможностями: она омывается водами двух океанов и четырех морей и имеет самую протяженную береговую линию в мире. Таким образом, помимо развития в стране речного туризма, существует перспектива развития и морского туризма, чего стоит, например, одна только Балтика.

Можно сделать вывод, что в последнее время, круиз, интенсивно развивающийся вид туризма. Количество пассажиров, путешествующих на круизных судах, ежегодно увеличивается, соответственно растут и доходы от этого вида бизнеса.

Водный потенциал России, создает богатые возможности для развития речного и морского круизного туризма, но, к сожалению, использовать его в полной мере пока не совсем удается.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. - М., 1996.

. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб., 2001.

. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: Перевозки. - СПб., 2001.

. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.

. Осипова О.Я. Транспортное обслуживание туристов. - М.: Академия, 2006.

. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003.

. Соколова М.В. История туризма. - М.: Академия, 2004.

. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент туризма. - М., 2002.

. Экономика и организация туризма: международный туризм / Под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. - М.: КНОРУС, 2005.

. Гуляев В.Г. Организация туристских перевозок.- М.; Финансы и статистика, 2001- 512с.: ил.

. Зорин И.В. ,Квартальнов В.А.Энциклопедия туризма: Справочник. - М.: Финансы и статистика, 2000.-368с.: ил.

.Чудновский А.Д. Круизн в туризме и гостиничном хозяйстве / А.Д. Чдновский. - М.: КНОРУС, 2005. - 320с.

.Чудновский А.Д. Туризм и организация круизных туров / А.Д. Чудновский. - М.: Тандем, 2000. - 400с.

.Шматько Л.П. Туризм и транспортное обслуживание / Л.П. Шматько. - М.: Март, 2005. - 346с.

.Родигин Е.А. Информационные технологии в гостиничном и туристском менеджменте. / Е.А. Родигин. - М.: РИБ "Турист", 2008. - 230с.

.Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. / В. Сапрунова. - М.: Ось - 89, 2003. - 190с.

.Сенин В.С. Введение в туризм. /В.С. Сенин - М.: РИПРИКТ, 2001. - 350с.

. www.vftour.ru

. www.volgaflot.ru

. www.yahtvega.narod.ru

. #"justify">. https://www.infoflot.com/

. #"justify">. http://www.mosturflot.ru/

Похожие работы на - Современное состояние, проблемы и перспективы развития круизного туризма в РФ и Крыму

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!