№
|
Область
|
Кол-во
педагогов, в которых имеется потребность
|
№
|
Область
|
Кол-во
педагогов, в которых имеется потребность
|
1
|
Алматинская
|
226
|
8
|
Павлодарская
|
81
|
2
|
ЮКО
|
224
|
9
|
Карагандинская
|
56
|
3
|
Мангистауская
|
178
|
10
|
Кызылординская
|
36
|
4
|
ВКО
|
119
|
11
|
Жамбылская
|
32
|
5
|
ЗКО
|
100
|
12
|
СКО
|
28
|
6
|
Костанайская
|
83
|
13
|
Актюбинская
|
19
|
7
|
Атырауская
|
81
|
14
|
Акмолинская
|
7
|
Кроме того, на сегодня каждый пятый работающий
учитель в возрасте от 50 лет и старше. Из общего количества педагогов стаж до
3-х лет имеют 13%. Ежегодное пополнение из числа молодых кадров составляет лишь
2,6%.
Наблюдается гендерная непропорциональность,
феминизация профессии (81,3% учителей - женщины). Низкая зарплата (около 60% от
средней по стране), непрестижность профессии педагога способствуют утечке
высококвалифицированных кадров.
В связи с этим в ГПРО на 2011-2020 годы
определен целый ряд мер, направленных на формирование положительного имиджа
педагога и его мотивации к профессиональному самообразованию. Статус педагога
является одним из десяти основных направлений, определенных Программой.
Рисунок 3. Повышение статуса казахстанского
учителя
Источник Данные МСХ РК
Целью данного направления является повышение
престижа профессии педагога. В связи с этим в ГПРО предусмотрено решение таких
задач, как обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами и
усиление государственной поддержки, а также стимулирование труда педагогических
работников.
В стране развернута активная пропаганда
профессии педагога, передового опыта и достижений лучших педагогов от которого
зависят результаты учебных достижений учащихся и, вместе с этим, статус
организаций образования.
В 2011 году численность учителей
общеобразовательных школ составила 286370 человек, что выше показателя 2010
года на 10715. Доля педагогов с высшим образованием составила 87,5%. При этом
доля учителей со средним профессиональным образованием (техническое и
профессиональное, послесреднее) снизилась на 0,1%, с общим средним образованием
на 0,1% .
Отмечается рост на 0,7% доли педагогов с высшим
образованием в сельской местности. В связи с небольшим притоком выпускников
колледжей педагогических специальностей в села, на 0,3% повысилась доля
учителей со средним профессиональным образованием.
Рисунок 4. Образовательный уровень
педагогических кадров, %
Источник Данные МСХ РК
Положительной тенденцией является повышение доли
учителей начальных классов с высшим образованием на 0,3% (2010 год - 72,7%,
2011 год - 73%). Сравнительный анализ образовательного уровня педагогических
кадров в разрезе ступеней обучения демонстрирует неравнозначное значение доли
учителей с высшим образованием. Так, в сравнении с 2010 годом произошло
снижение доли учителей старших классов, имеющих высшее образование, на 1,4%,
что возможно является следствием незначительного обновления педагогического
корпуса молодыми специалистами. В среднем по республике данный показатель
составил 90,7% (2010 год - 92,1%).
В ГПРО предусмотрены принципиальные изменения
содержания подготовки будущих педагогов:
- в рамках международной стипендии Президента
Республики Казахстан «Болашақ»
будет обеспечена подготовка англоязычных педагогических кадров для среднего,
технического и профессионального, высшего образования;
- подготовка педагогических кадров с
полиязычным образованием в вузах страны будет осуществлена через расширение
объема кредитов по иностранному языку в цикле базовых дисциплин. Для этого в
типовые учебные программы будут внесены изменения в части подготовки педагогов
к преподаванию на трех языках;
- будут усовершенствованы программа подготовки
педагогов, в том числе для МКШ, программы магистров образования на основе
государственного заказа для целенаправленной подготовки учителей для профильной
школы в вузах, ведущих подготовку педагогических кадров.
2 Система повышения
квалификации педагогических кадров Республики Казахстан
Согласно Закону «Об образовании» Республики
Казахстан педагогическими работниками являются лица, занимающиеся
образовательной деятельностью, связанной с обучением и воспитанием обучающихся
и воспитанников в организациях образования, а также в других организациях,
реализующих образовательные программы. Педагогические работники обязаны
постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, интеллектуальный,
творческий и общенаучный уровень и имеют право на повышение квалификации не
реже одного раза в пять лет продолжительностью не более четырех месяцев.
Повышение квалификации является основной формой
дополнительного профессионального образования и представляет собой непрерывный
процесс обучения, направленный на совершенствование профессиональных
компетенций специалистов, имеющих профильное образование и присвоенную
профессиональную квалификацию.
Повышение квалификации педагогических работников
в Республике Казахстан проводится с отрывом от основной работы или
дистанционно.
Основными формами повышения
квалификации являются курсовые и межкурсовые работы, стажировка, консультации.
Продолжительность обучения устанавливается
учебным заведением в зависимости от учебной программы, с учетом мнения
заказчика. Учебные программы курсов повышения
квалификации, в том числе дистанционного повышения квалификации, могут иметь
продолжительность не менее 36 часов.
В соответствии источниками
финансирования, можно выделить следующие формы повышения квалификации
работников образования:
- обучение в соответствии
с государственным заказом;
- обучение за счет
средств педагогического работника;
- обучение за счет организаций и
частных лиц.
Другими формами дополнительного
профессионального образования педагогических работников являются стажировка и
переподготовка.
Стажировка - это индивидуальная или групповая
форма развития профессиональных компетенций, которая проводится в соответствии
с индивидуальным планом, утвержденным руководителем организации, в которой она
осуществляется.
Основной целью стажировки является развитие
профессиональных компетенций, формирование и закрепление на практике
профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате
теоретической подготовки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового
опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения
обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Она может являться как
самостоятельной формой профессионального развития, так и одним из разделов
учебного плана.
Стажировка специалистов может проводиться
как в Казахстане, так и за его пределами. Продолжительность данной формы
повышения квалификации устанавливается работодателем, направляющим работника на
обучение, исходя из ее целей и утверждается руководителем организации,
предприятия или учреждения где она проводится.
Переподготовка - это форма получения второго
(дополнительного) образования по сокращенным программам, проводится для лиц
имеющих базовое профильное образование. По результатам переподготовки выдается
документ государственного образца с присвоением профессиональной квалификации. Учебные
заведения, имеющие высококвалифицированный профессорско-преподавательский
состав, имеют право осуществлять переподготовку работников организаций
образования, по программам бакалавриата и магистратуры, на основе лицензий
полученных от центрального исполнительного органа в области образования.
Программы дополнительного профессионального
образования реализуются в учебных заведениях повышения квалификации и
переподготовки в целях совершенствования и развития профессиональных
компетенций работников. Тематика
курсов включает компетентностный подход в обучении,
информационно-коммуникационные технологии, вопросы педагогической этики,
инклюзивное образование, здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном
процессе в условиях перехода на 12-летнее образование и другие.
Основными целями данных учебных заведений
являются:
- обеспечение
повышения квалификации и переподготовки руководящих, научно-педагогических
кадров образования, содействие совершенствованию профессиональных компетенций
работников образования на протяжении трудовой деятельности;
- повышение качества
образования в Республике Казахстан путем совершенствования уровня
профессиональной компетентности руководящих и педагогических кадров;
- обеспечение
конкурентоспособности казахстанского образования в мировом образовательном
пространстве.
Задачами учебных заведений повышения
квалификации и переподготовки педагогических работников являются:
- создание условий для реализации образовательных
программ повышения квалификации, стажировки, переподготовки;
- повышение профессиональной компетентности
работников образования;
- внедрение
инновационных технологий в программы повышения квалификации с учетом
потребностей национальной системы образования;
- организация и проведение научных
исследований и опытно-экспериментальных работ в области повышения
квалификации и переподготовки;
- изучение, обобщение, внедрение
и обмен лучшим отечественным и зарубежным опытом повышения квалификации
педагогических кадров;
- повышение статуса педагога, путем
совершенствования его интеллектуального, профессионального уровня и личностных
качеств.
Система повышения квалификации педагогических
кадров Республики Казахстан ориентирована на решение вопросов формирования
личности педагога новой формации, способного к постоянному саморазвитию
и совершенствованию профессиональной компетентности для реализации новых задач
в условиях модернизации образования.
В рамках реализации первого этапа ГПРО
до 2020 года кардинально совершенствуется традиционная система повышения
квалификации учителей.
Создана совершенно новая инфраструктура
прохождения курсовой подготовки действующих учителей по инновационным
программам - Центр педагогического мастерства при НИШ.
В 2011 году данным Центром определены концептуальные основы проведения курсовой
подготовки и повышения квалификации педагогов. Обозначены основные приоритеты и
направления деятельности. Разработаны такие модули как «Управление процессом
обучения», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями
детей», «Работа с талантливыми и одаренными детьми», «Использование ИКТ и
цифровых систем для усовершенствования способов обучения» и другие.
Подготовлена новая программа оценивания деятельности учителя, направленная на
формирование учителя-исследователя.
В 2012 году существующая система повышения
квалификации педагогов была реформирована. Концептуальные и структурные подходы
переформатирования системы повышения квалификации педагогических кадров
республики реализуются через три базовых комплекса.
Первый комплекс формируют Центр педагогического
мастерства (далее - ЦПМ) и его филиалы на базе НИШ.
В основу деятельности центра положена идея непрерывного профессионального
развития учителя в условиях интеграции казахстанского образования в мировое
образовательное пространство.
В сотрудничестве с факультетом образования
Кембриджского университета ЦПМ разработана трехуровневая Программа тренингов
для педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан с использованием
лучшего мирового опыта и педагогической практики. Каждый уровень представляет
собой единую обучающую программу, предусматривающую обучение в аудитории в
течение 2 месяцев и дистанционно (онлайн) в течение 1 месяца. В будущем опыт,
который педагоги получат в ЦПМ, будет транслироваться для общеобразовательных
школ страны.
В настоящее время мини-центры педагогического
мастерства открыты при действующих НИШ
в 5 регионах. В дальнейшем они будут работать на базе вновь вводимых НИШ.
Трансляция опыта НИШ
в
учебный процесс других казахстанских школ осуществляется в рамках проекта
«Развитие педагогического мастерства».
Во-первых, на сайте ЦПМ
НИШ проводятся онлайн-уроки по химии, биологии, физике и математике для
учащихся 7-11 классов. В 2011-2012 учебном году на данном сайте также были
проведены 48 онлайн-семинаров для учителей по критериальному оцениванию,
являющихся новой формой оценивания знаний учащихся. В настоящее время каждый
четверг на данном интернет-ресурсе проводятся онлайн-семинары для обучения
учителей общеобразовательных школ по новым педагогическим технологиям. Семинары
по модулю «критериальное оценивание», сочетающих аспекты формативного и
суммативного оценивания, стали постоянной практикой.
Во-вторых, на базе НИШ функционируют центры
педагогического мастерства. Повышение квалификации казахстанских учителей в
данном случае проходит в виде овладения новыми технологиями обучения,
прохождения мастер-классов, усвоения опыта интегрированных образовательных
программ. Планируется, что уровневое повышение квалификации на базе НИШ к 2016
году пройдут 120190 или 43,6 % учителей от общего количества казахстанских
педагогов.
В-третьих, запланированы онлайн семинары по
модулю «Критическое мышление», обучающих учителей критическому подходу к
процессу преподавания, развитию навыков критического мышления у школьников.
В-четвертых, ожидается периодический выпуск
информационно-методического журнала ЦПМ
НИШ на трех языках тиражом в 2000 экземпляров.
В-пятых, станут периодическими семинары на тему
«Управление школами».
Начиная с 2011 года, реализуется совместный
проект с Назарбаев Университет по повышению квалификации уже для учителей НИШ.
Второй комплекс, формирование которого
продолжается на сегодняшний момент, образован на базе Национального центра
повышения квалификации педагогов «Өрлеу». Данный центр объединяет
существующий Республиканский институт повышения квалификации руководящих и
научно-педагогических кадров системы образования (далее - РИПК СО) и 16
институтов повышения квалификации педагогических работников в областях и
городах Астана и Алматы.
Миссией РИПК СО является способствование
созданию целостной образовательной системы, построенной на основе потребностей
социумов, включающих методические областные, районные организации и
методические службы на местах.
Основными целями деятельности РИПК СО определены
следующие цели:
- организация и обеспечение качества повышения
квалификации и переподготовки работников системы среднего, общего и начального
профессионального образования Республики Казахстан;
- совершенствование профессиональной
компетентности управленческого и педагогического корпуса;
- мониторинг потребностей в повышении
квалификации и переподготовки кадров и анализ его эффективности.
Ученый совет РИПК СО служит ключевым структурным
подразделением, определяющим траекторию развития института в контексте
модернизации национальной системы образования, призванным осуществлять
координацию деятельности областных институтов повышения квалификации.
Одним из главных направлений деятельности
Ученого совета является организация и обеспечение повышения квалификации и
переподготовки работников системы среднего, общего и начального
профессионального образования Республики Казахстан. В целях совершенствования
координации содержания курсовых мероприятий Ученым советом института
разработаны и утверждены единые по структуре инвариантные модули программ
курсов повышения квалификации, по которым определены единые требования
составления учебно-тематических планов курсов повышения квалификации по всем
направлениям.
Современный облик РИПК СО представляет собой
сложившийся научно-педагогический коллектив, в составе которого доктора,
кандидаты наук, методисты, отличники образования Республики Казахстан,
педагоги-наставники.
При методологическом и координирующем
сопровождении Республиканского института повышения квалификации руководящих и
научно-педагогических кадров системы образования в 2011 году по обновленным
курсовым программам повышения профессиональной компетентности педагогов
продолжили деятельность 14 областных, городов Астана и Алматы институтов
повышения квалификации педагогических кадров (ИПК ПК).
Содержание учебных программ ИПК пересмотрены в
аспекте осуществления перехода на 12-летнюю модель обучения, актуальных
вопросов малокомплектных школ, инклюзивного обучения, дополнительного
образования. Изменения произошли и в форме организации и проведения курсовой
подготовки (стажировки и дистанционные курсы).
Укрепляется материально-техническая база
областных институтов повышения квалификации педагогических кадров. В
2011 году впервые из республиканского бюджета на техническое оснащение ИПК
предусмотрено 500 миллионов тенге. Начата поставка интерактивного
оборудования в областные ИПК.
Третий комплекс - центры повышения квалификации
учителей при педагогических вузах
Рисунок 5. Новые базовые комплексы повышения
квалификации
Источник: Данные МОН РК
Приоритетным направлением деятельности новых
комплексов является обеспечение единого концептуального подхода к повышению
квалификации педагогов. В деятельности комплексов заложены такие процедуры, как
проведение трехмесячных курсов по семи модулям, сочетающим очную подготовку (face-to-face)
и обучение в режиме on-line.
С учетом мирового опыта и потребностей современной школы разработаны содержание
и методология уровневых курсов (Рис. 5).
Рисунок 6. Модули уровневых курсов
Источник: Данные МОН РК
Каждый уровень представляет собой единую
обучающую программу, включающую все модули и предусматривающую обучение в
аудитории в течение 2 месяцев (лицом к лицу) и дистанционно (он-лайн) в течение
1
месяца. По завершению курсов во всех комплексах учителя сдают квалификационный
экзамен ы, получают сертификаты с присвоением нового квалификационного
уровня - 1, 2 или 3, которые дают право на повышение заработной платы (3
уровень - базовый, 2 - средний, 1 - продвинутый). Таким образом, переход к
шести квалификационным градациям (три категории учителей и три уровня
квалификации) соответствует принятой международной практике (Рис. 7).
Рисунок 7. Новые квалификационные уровни
Источник: Данные МОН РК
Успешное прохождение повышения квалификации
(портфель достижений), наличие сертификатов и практическое внедрение полученных
навыков в учебно-воспитательный процесс способствуют формированию
профессиональной компетентности учителя.
Более 8000 педагогов прошли курсы по
использованию и применению системы электронного обучения в связи с запуском в
2011 году пилотного проекта «e-learning».
Одним из целевых индикаторов направления
«Менеджмент образования» ГПРО до 2020 года является прохождение руководителей
организаций образования курсовой подготовки и переподготовки. В 2011 году в
области менеджмента прошли курсы 3970 руководящих работников системы общего
среднего образования. Подготовка и повышение профессионального мастерства
учителей остается приоритетным направлением деятельности 5 региональных центров
повышения квалификации при государственных педагогических институтах, более 200
районных/городских методических кабинетов.
Рисунок 8. Повышение квалификации
администраторов и пользователей системы электронного обучения, 2011 год
В качестве примера организации
деятельности региональных центров повышения квалификации приведен пример
филиала НЦПК «Өрлеу», института повышения квалификации работников
образования по Восточно-Казахстанской области.
Предметом и целью деятельности
филиала является повышение квалификации педагогических кадров системы
образования в регионах; повышение уровня профессиональных, правовых,
информационных, коммуникативных, управленческих компетенций работников
образования, в том числе создание условий для внедрения и адаптации современных
образовательных технологий.
Основными задачами филиала являются:
- создание и
внедрение эффективной модели непрерывного повышения квалификации работников
образования;
- создание
благоприятных условий для повышения для повышения статуса педагога через
систему повышения квалификации;
- участие в
модернизации системы повышения квалификации в соответствии с современными
требованиями к уровню профессиональных компетенций работников образования
Республики Казахстан;
- обеспечение
методического сопровождения повышения квалификации педагогических работников;
- повышение
квалификации учителей по новым программам с сертификацией и присвоением уровня
квалификации;
- повышение
профессионального мастерства менеджеров системы образовании (руководящих
работников местных управлений и отделов образования, директоров школ и т.д.) по
программам современного менеджмента;
- участие в
проведении прикладных научных исследований в области образования;
- изучение и
внедрение лучшего международного опыта повышения квалификации работников
системы образования.
Филиал осуществляет следующие
функции:
- обеспечивает
непрерывное повышение квалификации работников образования региона;
- проводит обучение
по приоритетным направлениям повышения квалификации с целью реализации
государственной политики в области образования;
- осуществляет поиск
и внедрение эффективных форм и методов повышения квалификации;
- участвует в
выполнении государственных, отраслевых и региональных программ и планов
развития образования.
- организует
сотрудничество с отечественными и зарубежными партнерами по вопросам повышения
квалификации работников системы образования;
- обеспечивает
повышение профессионального уровня профессорско-преподавательского и
методического состава филиала;
- укрепляет учебно
материальную базу для эффективного проведения курсов повышения квалификации;
- принимает участие в
организации и проведении республиканских и международных конференций, съездов,
симпозиумов, семинаров по проблемам повышения квалификации, а также по
проблемам актуального развития современного образования;
- проводит экспертизу
и издает научные, учебно-методические и информационные материалы;
- осуществляет другие
виды деятельности, не противоречащие Уставу Общества и законодательству РК и
вытекающие из основных целей и задач общества.
Развитие системы повышения
квалификации педагогических кадров
Повышение квалификации казахстанских учителей в
русле освоения инновационных методик осуществляется по многообразным каналам
государственно-частного партнерства. В этом процессе принимают участие и бизнес
структуры. Так, в г. Алматы уже 8 раз, начиная с 2005 года проводится летняя
школа Microsoft для учителей Республики Казахстан. В этой школе учителя
общеобразовательных школ повышают свою квалификацию в использовании
информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Летняя школа при
содействии МОН РК работает также над интеграцией различных учебных дисциплин с
использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-ресурсов;
формированием и объединением научно-творческого потенциала казахстанских
учителей в единую образовательную сеть.
Концепция развития образования Республики
Казахстан до 2015 года (далее - Концепция) рассматривает педагогические кадры
новой формации как основное звено реализации новой модели образования. В целях
обеспечения опережающего развития педагогического образования, создания
кадрового потенциала, соответствующего возрастающим образовательным
потребностям государства и различных социальных групп общества, Концепция
определяет следующие задачи:
- обновление содержания педагогического
образования, позволяющее повысить качество подготовки педагогических кадров с
учетом интеграции и профилизации обучения;
- создание условий для поднятия
социального статуса учителя, непрерывного общего и профессионального
самообразования;
- обеспечение условий для овладения
современными образовательными технологиями, гарантирующими достижение
ожидаемого результата;
- подготовка педагогов по
интегрированным специальностям с учетом особенностей преподавания в
малокомплектной школе;
- подготовка качественно нового
поколения специалистов - педагогов высшей квалификации для успешного
преподавания в докторантуре, магистратуре, бакалавриате, организациях
технического и профессионального образования, профильной школе, ведения научных
исследований в новых условиях.
Для реализации поставленных задач необходимо:
- создание вариативных моделей обучения,
обеспечивающих максимальное разнообразие содержания, форм и методов подготовки,
переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров с учетом запросов
организаций образования и в соответствии с мировыми стандартами;
- разработка новой системы аттестации
и переаттестации педагогов, механизмов стимулирования труда педагогов и
лицензирования педагогической деятельности учителя;
- развитие в организациях образования
принципов наставничества;
- осуществление переподготовки
руководителей организаций образования и учителей с учетом нового содержания
образования, изменения технологии обучения и методики преподавания;
- введение в содержание
образовательных программ подготовки педагогических кадров непрерывной педагогической
практики на протяжении всех лет обучения, организация на последнем курсе
стажировки от трех месяцев до года с оценкой деятельности обучающегося всеми
субъектами образовательной деятельности.
Согласно ГПРО на 2011-2020 годы ежегодно будет
увеличиваться государственный заказ на повышение квалификации педагогических
кадров системы дошкольного и среднего образования. В том числе специалистов
для:
- интегрированного обучения детей дошкольного и
школьного возраста (инклюзивное образование);
- работы с детьми с ограниченными
возможностями;
- реализации общеобразовательных
программ.
Кроме этого, ожидается внедрение
ваучерно-модульной системы финансирования в целях обеспечения модернизации
системы повышения квалификации педагогов. В 2013 году данная система будет
апробирована на базе 2-х областей (Павлодарской и Жамбылской) и городов Астана
и Алматы. Предусматривается совершенствование нормативной правовой базы,
обновление программ и материально-технической базы системы повышения
квалификации, реформирование организационной модели, распределение ресурсного
потенциала на конкурсной основе между субъектами, реализующими повышение
квалификации и переподготовку кадров. Введение ваучерного механизма в системе
повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров по результатам
апробации предполагается к 2015 году.
В целях обеспечения многосторонней кооперации
вузов с ведущими отечественными и зарубежными промышленными предприятиями по
приоритетным направлениям форсированного индустриально-инновационного развития
будет организовано ежегодное повышение квалификации
профессорско-преподавательского состава, в том числе за рубежом.
В системе ТиПО педагогические работники будут
ежегодно повышать квалификацию на базе организаций образования и предприятий.
Преподаватели специальных дисциплин и мастера производственного обучения будут
повышать квалификацию и проходить стажировку на предприятиях за счет социальных
партнеров, в том числе за рубежом.
Начиная с 2011 года, реализуется повышение
квалификации педагогов по использованию и применению системы электронного
обучения. За период с 2011 по 2015 годы подготовка и повышение квалификации
преподавателей и администраторов системы электронного обучения будет
осуществляться для 8 тысяч человек ежегодно.
Кроме того, планируется повысить долю
исследователей, проходящих переподготовку, повышение квалификации, научные
стажировки (в том числе за рубежом), к их общему их числу, а также осуществлять
переподготовку и повышение квалификации научных кадров путем организации
научных стажировок. В том числе по программе «Болашақ»,
а также в рамках выполнения совместных исследований и за счет приглашающей
стороны.
В целом в рамках ГПРО для развития системы
повышения квалификации педагогов предусмотрены следующие показатели, которые
планируется достигнуть:
Таблица 6.
Показатель
|
2010
|
2015
|
2020
|
Доля
педагогов, прошедших повышение квалификации по принципу ваучерно-модульного
финансирования
|
0%
|
20%
|
100%
|
Доля
педагогов профильной школы, имеющих степень магистра
|
0%
|
не
менее 10%
|
не
менее 20%
|
Доля
молодых специалистов, вновь прибывших для работы в организации образования в
текущем году, от общего количества педагогов
|
2,6%
|
4,5%
|
6%
|
Доля
педагогов, преподающих предметы естественно-математического цикла на
английском языке
|
0,6%
|
10%
|
15%
|
Доля
специалистов системы повышения квалификации с академическими и учеными
степенями
|
3,4%
|
5%
|
15%
|
Доля
инженерно-педагогических кадров организаций ТиПО, ежегодно проходящих
повышение квалификации и стажировку, в том числе на базе производственных
предприятий
|
20%
|
20%
|
20%
|
Доля
профессорско-преподавательского состава вузов, ежегодно проходящих повышение
квалификации и переподготовку в стране
|
6%
|
20%
|
20%
|
Доля
педагогов, прошедших повышение квалификации по применению
информационно-коммуникационных технологий в обучении, к общему их количеству
|
0%
|
90%
|
90%
|
Источник: ГПРО
на 2011-2020 годы.
Таким образом, система повышения квалификации
педагогических кадров ориентирована на совершенствование профессиональной
компетентности для реализации новых задач в условиях модернизации образования.
Повышение квалификации педагогических кадров является одним из приоритетных
направлений системы образования, находящихся в процессе постоянной
модернизации.
3. Расходы на финансирование организаций
школьного образования
Образование является одним из важнейших
приоритетов развития Республики Казахстан, обозначенных в стратегических
документах страны. Финансирование государственных организаций образования
осуществляется за счет республиканского и местного бюджетов, расходы которых
осуществляются по определенным направлениям в зависимости от целей бюджетных
программ, определяемых государственными, отраслевыми, региональными
программами.
Основная доля финансирования образования, как
правило, приходится на местные бюджеты (более 70% от всех затрат на
образование), обеспечивающие содержание организаций образования местного
ведения и реализацию собственных региональных программ.
Республиканский уровень включает в себя расходы
на содержание организаций республиканского ведения и реализацию их образовательных
программ, а также на образовательные субвенции в рамках целевых трансфертов
регионам, нуждающимся в финансовой поддержке.
В первое десятилетие независимости, в связи с
экономическим кризисом, охватившим все отрасли народного хозяйства,
государственные расходы на образование неуклонно сокращались в процентном
соотношении к валовому внутреннему продукту (далее - ВВП). Так, если уровень
государственного финансирования образования в 1990 году составил 5,7% от ВВП,
то в 1999 году данный показатель снизился до 4,1% от ВВП (Табл.
7).
Таблица 7.
Динамика расходов государственного бюджета на образование в процентном
соотношении к ВВП, 1990-1999 годы
Государственные
расходы на образование по отношению к ВВП, %
|
1990
|
1991
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
5,7
|
3,5
|
3,5
|
3,2
|
4,5
|
4,3
|
4,3
|
4,0
|
4,1
|
Источник: Государственная программа
«Образование»
В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО для
обеспечения высокой устойчивости системы образования рекомендованный уровень
государственного финансирования образования должен составлять 6-7 % от ВВП.
В целях улучшения реализации государственной
политики в области образования и обеспечения конституционных прав граждан в
2000 году Указом Президента Республики Казахстан была утверждена
Государственная программа «Образование», на реализацию которой была установлена
минимальная расчетная потребность в бюджетных средствах в размере 380 млрд.
тенге (в показателях 2000 года).
В связи со стабилизацией экономического
положения страны объем финансирования деятельности системы образования,
осуществляемый за счет государственного бюджета, ежегодно увеличивался. Так, к
2004 году государственные расходы на образование возросли в два раза по
сравнению с 2000 годом (от 81,4 млрд. тенге до 191,3 млрд. тенге
соответственно). В данный период также отмечалось увеличение расходов
государства на образование в процентном соотношении к ВВП (с 3,1 % в 2000 году
до 3,8 % в 2004 году). Невзирая на это, достигнутый на данном этапе уровень
соотношения государственных расходов на образование и ВВП страны в 3,8 %
являлся недостаточным (Табл. 8).
Таблица 8. Структура расходов государственного
бюджета по уровням образования в Республике Казахстан, 2000-2004 годы (млн.
тенге)
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
Дошкольное
воспитание и обучение
|
2975
|
3322
|
3880
|
4553
|
5742
|
Общее
среднее образование
|
60007
|
67224
|
81744
|
98906
|
124979
|
Начальное
профессиональное образование
|
2693
|
3018
|
3910
|
5299
|
6540
|
Среднее
профессиональное образование
|
2662
|
2528
|
2989
|
3495
|
5001
|
Высшее
и послевузовское образование
|
8120
|
9344
|
11783
|
12763
|
15506
|
Прочие
программы
|
4959
|
17640
|
14671
|
24505
|
33547
|
Итого
|
81416
|
103076
|
118977
|
149521
|
191315
|
в
% к ВВП
|
3,1
|
3,1
|
3,2
|
3,4
|
3,8
|
Источник: ГПРО
на 2005-2010 годы
Из таблицы видно, что в данный период
государственные расходы на дошкольное воспитание и обучение были низкими и
начали возрастать лишь с 2004 года по сравнению с предыдущими годами. На общее
среднее образование государством выделялась основная часть финансовых средств,
так как эта ступень образования всегда имела наибольший контингент обучающихся.
Доля финансирования государством начального, среднего и высшего
профессионального образования также возросла, но не столь значительно в связи с
развитием платной формы обучения в учебных заведениях профессионального
образования. Ежегодно увеличивались прочие расходы в системе образования,
включающие в себя затраты на разработку и обеспечение учебниками,
информатизацию, методологическое обеспечение организаций образования,
проведение внешкольных мероприятий, повышение квалификации и переподготовку педагогических
кадров, строительство и капитальный ремонт объектов образования.
Стоит отметить, что с 2000 года по 2004 год доля
финансирования системы образования за счет местных бюджетов составила более 80
% от всех затрат. Структура расходов местных бюджетов по уровням образования
резко дифференцирована по регионам республики, что связано с масштабом сети
школ и с долей сельских школ, значительная часть которых является
малокомплектными и требует больших затрат. С 2003 года в республиканском
бюджете МОН РК впервые
начали предусматриваться специальные бюджетные программы по выделению целевых
трансфертов местным исполнительным органам на образование.
В соответствии с Посланием Президента Республики
Казахстан народу Казахстана от 19 марта 2004 года «К конкурентоспособному
Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» была
разработана ГПРО 2005-2010
годы, цель которой модернизация национальной системы многоуровневого
образования. Общая минимальная сумма расходов, необходимых для реализации
Программы, составила 330,8 млрд. тенге в базовых ценах 2004 года.
Расходы на образование в 2005 году выросли в 1,3
раза по сравнению с 2004 годом (с 191,3 млрд. тенге до 261,7 млрд. тенге
соответственно). В 2006 году расходы государственного бюджета на образование в
331,5 млрд. тенге превысили минимальную сумму государственных расходов,
указанных в Программе. С 2005 года общий объем финансовых средств, выделяемых
государством, увеличился втрое в номинальном выражении. В 2010 году расходы
государства на образование составили 797,4 млрд. тенге, что на 535,7 млрд.
тенге больше, чем в 2005 году (Табл. 9).
Таблица 9. Динамика расходов государственного
бюджета на образование в Республике Казахстан, 2005-2010 годы
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Гос.
расходы на образование, млн.тг.
|
261736
|
331503
|
480696
|
641061
|
746477
|
797414
|
Гос.расходы
на образование по отношению к ВВП, %
|
3,5
|
3,4
|
3,7
|
4,0
|
4,4
|
4,1
|
Источник: Данные МОН
РК
Расходы государства на образование по отношению
к ВВП с 2005 года также увеличились. Это свидетельствует о том, что темпы роста
государственных расходов на образование превышают темпы экономического роста в
стране. В 2009 году, невзирая на экономический кризис, объем государственного
финансирования возрос как в абсолютном выражении, так и по отношению к ВВП
страны. Несмотря на отставание объема государственных расходов от показателей
развитых стран, финансирование образования в Казахстане постепенно приближается
к рекомендуемым нормам в 5-6% к ВВП.
В период реализации Государственной программы развития
образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы обеспечение доступности и
расширение сети дошкольных организаций стало возможным благодаря растущим
объемам финансирования. С 2005 года расходы государственного бюджета на
развитие дошкольного воспитания и обучения ежегодно увеличивались и выросли в
номинальном выражении в 6,6 раз. Более того, объем финансирования также возрос
по отношению к ВВП. Если в 2005 году расходы на дошкольное воспитание и
обучение составляли 0,1%, то в 2010 году - 0,3% по отношению к ВВП.
Положительная динамика наблюдается также в объемах расходов местных бюджетов на
дошкольное воспитание и обучение, которые в 2008 и 2009 годах были единственным
источником финансирования, лишь в 2010 году с республиканского бюджета на дошкольное
образование было выделено 8,5 млрд. тенге. В 2010 году расходы местного бюджета
возросли в два раза по сравнению с 2008 годом (от 27,2 млрд. тенге до 54,7
млрд. тенге соответственно).
Доля финансирования дошкольного образования в
2010 году увеличилась на 13,5 % по сравнению с 2005 годом (3,7 %), составив 7,9
% от общих расходов на образование (Табл.
10).
Таблица 10. Динамика расходов государственного
бюджета на дошкольное воспитание и обучение, 2005-2010 годы (млн. тенге)
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Всего,
в том числе
|
9589
|
12937
|
20646
|
27288
|
32067
|
63332
|
Республиканский
бюджет
|
-
|
-
|
-
|
0
|
0
|
8550
|
Местный
бюджет
|
-
|
-
|
-
|
27288
|
32067
|
54782
|
в
% к ВВП
|
0,1
|
0,1
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0,3
|
%
от общих расходов на образование
|
3,7
|
3,9
|
4,3
|
4,3
|
4,3
|
7,9
|
Источник: Данные МОН
РК
Введение в 2010 году механизмов подушевого
финансирования позволило ежегодно увеличивать заработную плату педагогическим
работникам и затраты на одного воспитанника дошкольных организаций образования.
С 2005 года уровень заработной платы педагогических работников дошкольных
организаций возрос в 2,2 раза.
Значительно увеличились по сравнению с 2005
годом и затраты в расчете на одного воспитанника в 2,4 раза (Табл.
11).
Таблица 11.
Динамика затрат на одного воспитанника и уровня среднемесячной заработной платы
в дошкольных организациях (тыс. тенге)
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Заработная
плата воспитателям
|
19,3
|
19,3
|
25,2
|
27,3
|
34,1
|
42,6
|
Затраты
на одного воспитанника
|
57,6
|
60,1
|
92,1
|
121,7
|
107,9
|
140,3
|
Источник: Данные МОН
РК
В 2010 году в рамках Программы по обеспечению
детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010-2014 годы,
утвержденной Постановлением Правительства Республики Казахстан № 488 от 28 мая
2010
года были выделены целевые трансферты из республиканского бюджета на размещение
государственного заказа в дошкольных организациях всех форм собственности. Эти
меры способствовали развитию сети частных детских садов, число которых по
сравнению с 2005 годом увеличилось на 119
единиц.
Большая часть расходов на образование приходится
на общее среднее образование, которое является основным уровнем в системе
непрерывного образования. За последние пять лет объем финансовых средств,
выделяемых на общее среднее образование, вырос в номинальном выражении в 2,7
раза (2005 год - 157,4 млрд. тенге, 2010 год - 423,7 млрд. тенге). Кроме того,
объем финансирования возрос и по отношению к ВВП. Если в 2005 году расходы на
общее среднее образование составили 2,1%, то в 2010 году - 2,2% к ВВП.
Значительная доля финансирования (более 90% от всех затрат) общего среднего
образования в период с 2008 по 2010 годы осуществлялась за счет местных
бюджетов. Так, в 2010 году объем финансирования с местного бюджета составил 404
млрд. тенге, что 1,5 раза больше, чем в 2008 году (Табл.
12).
Таблица 12. Динамика расходов государственного
бюджета на общее среднее образование, 2005-2010 годы (млн. тенге)
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Всего,
в том числе
|
157369
|
195271
|
265994
|
292660
|
366643
|
423702
|
Республиканский
бюджет
|
-
|
-
|
-
|
15888
|
37705
|
19238
|
Местный
бюджет
|
-
|
-
|
-
|
276772
|
328938
|
404464
|
в
% к ВВП
|
2,1
|
2
|
2
|
1,8
|
2,2
|
2,2
|
%
от общих расходов на образование
|
60,1
|
58,9
|
55,3
|
45,7
|
49,1
|
53,1
|
Источник: Данные МОН
РК
Следует отметить, что с 2005 года
соответствующая доля расходов на общее среднее образование имела тенденцию к
снижению в зависимости от общих расходов на образование. Так, объем расходов
государства на общее среднее образование в 2010 году уменьшился на 11,6 % по
сравнению с 2005 годом (60,1 %), составив 53,1 % от общих расходов на
образование. Причиной уменьшения финансирования стало перераспределение
расходов в пользу дошкольного обучения, увеличившихся в 6,6 раз, а также прочих
программ образования, возросших в 3,5 раза.
С 2005 года наблюдалась позитивная тенденция
увеличения средней заработной платы педагогических работников
общеобразовательных школ, размер которой к 2010 году увеличился на 21 %, но,
несмотря на некоторое увеличение, средняя заработная плата педагогов по
сравнению с работниками других отраслей страны являлась одной из самых низких.
Затраты на одного обучающегося в общем среднем образовании ежегодно
увеличиваются и в 2010 году в среднем по Казахстану составили 163,1 тысяч
тенге (Табл. 13).
Рисунок 9. Среднегодовой расход на
1-го учащегося школы за период 2008-2012 годы (тыс. тенге)
Источник: Данные МОН
РК
Таблица 13. Динамика затрат на одного
обучающегося и уровня среднемесячной заработной платы в общеобразовательных
школах (тыс. тенге)
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Заработная
плата учителям
|
19,8
|
19,8
|
25,8
|
27,9
|
34,9
|
43,7
|
Затраты
на одного обучающегося
|
49,6
|
63,0
|
88,3
|
110,2
|
130,6
|
163,1
|
Источник: Данные МОН
РК
С 2011 года заработная плата педагогов
общеобразовательных школ, не имеющего высшей категории, в среднем по Казахстану
составляет 60000 тенге в месяц. С 1 июля 2011 года заработная плата учителей
возросла на 30%, учителя получают дополнительные надбавки за квалификационную
категорию от 30% до 100% от базового должностного оклада (БДО), размер которого
на сегодняшний день составляет 17697 тенге.
На сегодняшний день, в Казахстане активно
проводится модернизация образовательного процесса, основу которой призвана
заложить ГПРО на
2011-2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 7
декабря 2010 года № 1118. Согласно данной Программе предусмотрена разработка
новых механизмов финансирования образования, направленных на повышение качества
и доступности образования. Так, в 2011 году, благодаря росту экономики, расходы
на образование из государственного бюджета составили 899 млрд. тенге - это 4,2
% от ВВП республики. Тем самым, Казахстан приближается к нормам, рекомендуемым
ЮНЕСКО -
5-6%
от ВВП страны, что должно обеспечить высокую устойчивость системы образования.
Рисунок 10. Динамика роста
сраднемесячной заработной платы одной нормативной ставки учителя школы
Источник: Данные МОН
РК
В 2011 году в соответствии с ГПРО разработана
методика подушевого нормативного финансирования, которая позволит повысить
эффективность бюджетных расходов, и будет способствовать повышению доступности
качественного образования для разных слоев населения. Метод подушевого
финансирования в общее среднее образование на первом этапе будет осуществляться
для профильной школы. В 2013 году система подушевого финансирования общего
среднего образования будет апробирована на базе 4-х профильных школ. Для этого
будут разработаны нормативные правовые документы по системе подушевого
финансирования. В основной и начальной школе подушевое финансирование будет
внедряться на основе опыта, полученного в профильной школе. В настоящее время
начато размещение государственного заказа методом подушевого финансирования в
дошкольное воспитание и обучение.
Таким образом, государство с целью создания
условий по обеспечению высокой доступности и качества образования, расширения
сети организаций образования и улучшения их ресурсной базы осуществляет
эффективную политику, ежегодно увеличивая финансирование системы образования. В
свою очередь для системы образования стабильное государственное финансирование
напрямую определяет уровень качества предоставляемых образовательных услуг
населению.
образование педагог кадры
квалификация
Литература
1. Правила о порядке организации
деятельности учебных заведений повышения квалификации и переподготовки
работников организаций образования Республики Казахстан;
2. Закон Республики Казахстан
«Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.07.2012 г.);
. Государственная программа
развития образования на 2011-2020 гг.
. Стратегический план
Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2011-2015 гг.;
. Национальный доклад о
состоянии и развитии системы образования республики Казахстан. Астана 2012 г.
. Закон Республики Казахстан
«Об образовании». №319-III от 27 июля 2007г.
7. Государственный
общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. ГОСО - 2012.23.08.
8. Проект концепции 12-летнего
среднего общего образования в РК.
9. Концепция развития
профильного обучения в Республике Казахстан, Астана, 2010 г., Проект
. Выступление министра
образования и науки РК Жумагулова Б.Т. на расширенном заседании коллегии МОН
РК, Астана, 31 января 2012 года
. Государственная программа
«Образование», утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 30
сентября 2000 года № 448.
. Государственная программа
развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденная
Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года № 1459.
. Государственная программа
развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, утвержденная
Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118.
. Национальный доклад о
состоянии и развитии образования Республики Казахстан. Астана. 2011 год.
. Выступление министра
образования и науки РК Б. Жумагулова на расширенном заседании коллегии МОН РК.
31.01.2012.
16. Выступление Министра
Образования и науки Республики Казахстан Б.Т. Жумагулова на пленарном заседании
августовского педагогического совещания работников образования Костанайской
области «Модернизация системы образования - главный вектор качественного роста
человеческого капитала», г. Костанай, 17.08.2012 г.