Трудовая мобильность учителей и проблема сокращения педагогических кадров
Трудовая мобильность учителей и проблема сокращения
педагогических кадров
Комаров
М.С., профессор, д.фил.наук, научный руководитель лаборатории Социологии педагогического
труда Института педагогики и психологии при ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, Горшков
В.Ю., заведующий той же лабораторией, Андрамонов М.В., научный сотрудник той же
лаборатории
Основная
цель социологического исследования – выяснить отношение учителей к возможному
процессу сокращения кадров в системе образования, которые, как известно,
произойдет в ближайшие годы в связи с резким падением рождаемости в начале 90-х
годов, степени, готовности учителей к этой ситуации. Наряду с этим ставилась
задача определить психологические реакции и возможные последствия сокращения
педагогических кадров. Предпринималась также попытка определения путей и
способов трудоустройства учителей в случае сокращения кадров не только в сфере
образования, но и в других областях.
С
этой целью был проведен анкетный опрос учителей Ярославской области. В опросе
приняли участие 295 человек, из них 119 учителей сельских школ
Гаврилов-Ямского, Любимского и Первомайского районов, городские педагоги
представлены учителями общеобразовательных школ города Ярославля.
В
анкете, разработанной коллективом лаборатории, содержится несколько блоков,
связанных с заявленными ранее целями и задачами исследования. Первый блок
содержит вопросы, относящиеся к удовлетворению избранной профессией и удовлетворенностью
различными аспектами трудовой деятельности (отношение с коллегами и
администрацией, заработная плата, преподаваемый предмет, взаимоотношения с
детьми, результаты собственного труда, возможность использования передовых
технологий).
Второй
блок вопросов касался степени информированности учителей о возможном сокращении
учительских кадров, их представлений о том, кто должен заниматься
трудоустройством учителей. Основной блок вопросов анкеты затрагивал главную
исследовательскую проблему – отношение учителей к сокращению кадров, новому
трудоустройству, желанию учителей получить переподготовку и овладеть смежной
или новой профессией.
Следующий
блок вопросов имел вспомогательное значение, сюда были включены вопросы
относительно намерения учителей уйти из школы, мотивы подобных намерений и
поиски другой работы. Эти вопросы можно рассматривать в качестве контрольных,
т.е. направленных на выявление искренности суждений респондентов об
удовлетворенности работой, их психологической готовности к сокращению кадров.
Заключительный
раздел анкеты – “паспортичка” включал в себя вопросы, относящиеся к
половозрастной дифференциации учителей, стажу работы в школе (предполагалось,
что именно этот фактор оказывает самое сильное влияние на удовлетворенность
трудом и отношение к ситуации сокращения кадров), преподаваемых предметов и
квалификационной категории.
Обсуждение
результатов
Первый
вопрос анкеты носил вводный характер и имел своей целью установить контакт с
респондентом и получить информацию о том, какое учебное заведение закончили
респонденты. Полученные данные свидетельствуют о том, что 78% учителей школ
области обучались в ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 13% закончили Костромской
пединститут, более 6% окончили педагогический колледж. Чуть больше 2% - ЯрГУ
им. Н.П.Демидова. Эти цифры лишний раз говорят о том, что основным поставщиком
учительских кадров области является ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, а вклад
классического университета ЯрГУ более чем скромен.
Если
взять распределение этого показателя по возрастным группам, то оказывается, что
среди лиц, старше 50 лет, подавляющее большинство – более 90%, получили высшее
образование в ЯГПИ и около 8% - в КПИ. Среди молодых учителей в возрасте до 30
лет доля лиц, окончивших ЯГПУ, несколько ниже, но тоже достаточно высоко –
более 70%, закончивших КПИ чуть выше средней цифры – 18%, педагогический
колледж – 11%. А вот выпускников ЯрГУ среди молодых преподавателей нет совсем!
Хотя
вопросы удовлетворенности учителей области своим трудом изучались коллективом
лаборатории и в предыдущие годы1, тем не менее мы посчитали необходимым вновь к
ним вернуться в контексте данного исследования, в соответствии с поставленными
целями и задачами выяснить, в какой мере этот фактор влияет на отношение
учителей к возможному сокращению кадров, возможные психологические реакции,
новому трудоустройству и желанию получить переподготовку по смежной
специальности.
Учитель
и школа (Социологические аспекты педагогического труда) Ярославль. 1999.
Согласно
полученным данным, подавляющую часть учителей – более 90%, можно считать
удовлетворенными избранной профессией. Такой высокий процент объяснить
нетрудно, т.к. профессиональный отсев происходит на стадии трудоустройства
молодых учителей. Только половина, окончивших педагогические вузы,
трудоустраиваются на работу в школы, остальные идут в другие сферы. Учителя
старших возрастных групп, составляющих костяк учительских коллективов, как
правило, работают уже по призванию и “прирастают к школе всей душой”,
воспринимают школу, как “родной дом”. Это утверждение подтверждается и данными
социологического опроса: среди педагогов старше 50 лет доля лиц, “вполне
удовлетворенных” избранной профессией, намного выше, чем среди учителей, кто
моложе 30 лет: около 90% и 40% соответственно. В когорте учителей молодого
возраста велика прослойка тех, кто “скорее удовлетворен, чем неудовлетворен” –
54%, тогда как среди учителей старших возрастных групп подобная доля лиц
составляет всего-навсего 8%. Но в той и другой возрастных группах учителей
отсутствуют учителя, которые “совершенно не удовлетворены” своей профессией.
Приведенные факты свидетельствуют о том, что подавляющая часть учителей школ г.
Ярославля и области трудятся в школе в соответствии со своим профессиональным
призванием.
Более
конкретная информация об удовлетворенности трудом учителей школ была получена в
ответах на вопрос о том, “какими сторонами школьной жизни Вы удовлетворены в
большей степени”. Полученные ответы подтверждают факты, установленный в ходе
предыдущих исследований лаборатории, что преподаватели в наибольшей степени удовлетворены
содержательными и профессиональными аспектами труда – педагогического общения и
педагогической деятельностью. 73% респондентов заявили, что в наибольшей
степени их удовлетворяют взаимоотношения с детьми, а 72% удовлетворены
преподаваемым предметом. Другим существенным аспектом педагогического общения –
взаимоотношениями с коллегами удовлетворены 56% респондентов. Но вот другие
значимые аспекты школьной жизни, также серьезным образом влияющие на
удовлетворенность трудом и организационный климат в школе, такие как отношение
с администрацией школ, результатами труда (читай – учебой и успеваемостью
учащихся), взаимоотношениями с родителями учащихся (это тоже существенная часть
педагогического общения) – они оцениваются педагогами как вызывающие меньшую
удовлетворенность, соответственно – 16%, 12% и 9,2%. Обращает на себя внимание
такой факт: удовлетворенность возможностью использования передовых технологий
высказали лишь 22% учителей школ. Стало быть, только примерно 1/5 учителей
позитивно оценивает внедрение “передовых технологий”. Нет ничего удивительного
в том факте, что 98% опрошенных нами учителей высказали неудовлетворенность
уровнем зарплаты, которая, как известно, в 2-3 раза ниже, чем в среднем по
области.
В
старших возрастных группах, для которых характерна высокая приверженность к
школе и идеалам образования, доля лиц, удовлетворенных преподаваемым предметом,
чуть выше, чем среди молодых преподавателей – 83% против 70%. Среди молодых
преподавателей удовлетворенность от взаимоотношений с детьми среди молодых
преподавателей даже чуть выше, чем у “старших товарищей” – 84% и 71%
соответственно. Вероятно, что у молодежи меньше скептицизма и больше романтики
от работы с детьми.
Что
же касается отношения к передовым технологиям, то здесь проявляется удивительное
единодушие, в обеих возрастных группах положительно расценивают их
использование лишь 21% опрошенных.
Следующий
вопрос анкеты касался информированности учителей о возможном сокращении
учительских кадров в связи с падением рождаемости в стране и низкой
наполняемостью классов. Нам хотелось узнать, владеют ли учителя подобной
информацией. Оказывается, что да. Подавляющая часть учителей – 95% обладают
информацией о возможном сокращении учительских кадров, и лишь 4% не владеют
такой информацией. При этом учителя старших возрастных групп информированы на
все 100%, тогда как их молодые коллеги лишь на 95%. Высокую степень
информированности учителей о предстоящем сокращении педагогических кадров
следует расценивать как положительный факт, так как она может служить симптомом
того, что учителя области в той или иной форме готовятся к возможным изменениям
в кадровой политике Департамента и других органов управления образованием, и
можно предполагать, что они будут менее болезненно воспринимать и переживать происходящее.
Представляют
определенный интерес ответы учителей на вопрос о том, “Кто, по Вашему мнению,
должен заниматься вопросом трудоустройства учителей в случае сокращения
учительских кадров?” Ответы на поставленный вопрос распределились следующим
образом:
Органы управления образованием
(Департамент, Гороно, Роно)
Похожие работы на - Трудовая мобильность учителей и проблема сокращения педагогических кадров
|