Современные тенденции местного самоуправления

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,61 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современные тенденции местного самоуправления

Министерство образования и науки РФ

ИОО ТЦДОР ННГУ им. Лобачевского











КУРСОВАЯ РАБОТА

по конституционному праву

на тему: «Современные тенденции местного самоуправления»


Выполнил:

Студент группы 10-Б22ю/1

Сироткин А.А.




г. Семенов 2016

План

Введение

1. Общие теоретические представления о местном самоуправлении

1.1 Теоретические подходы к пониманию местного самоуправления

1.2 Краткий исторический экскурс по становлению местного самоуправления в России

2. Общие законодательные положения о местном самоуправлении

2.1 Конституционные основы местного самоуправления

2.2 Местное самоуправление: некоторые проблемы законодательного характера

3. Современные тенденции местного самоуправления

3.1 Развитие местного самоуправления в современном периоде: положительные тенденции

3.2 Развитие местного самоуправления в современном периоде: проблемные аспекты и пути их преодоления

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Местное самоуправление является одной из предусмотренных Конституцией Российской Федерации форм народовластия. В Конституции всячески подчеркивается, что это самостоятельный уровень власти, независимый от государства и реализующий свои задачи. Вместе с тем не следует забывать, что публичная власть Российской Федерации представляет собой единый механизм, в силу чего даже самостоятельные уровни власти осуществляют свою деятельность во взаимодействии друг с другом.

Стоит признать, что сегодня для местного самоуправления в России сделано немало, однако до настоящего времени многие вопросы о функционировании местного самоуправления в сложной системе отношений и взаимосвязей, возникающих в политическом пространстве, остаются на сегодняшний день не вполне решенными.

Считаем, что основными причинами этому являются проблемы законодательного и теоретического характера, отсутствие эффективных технологий по решению вопросов местного значения и исполнению переданных в органы местного самоуправления государственных полномочий, а также отсутствие у населения понимания сути местного самоуправления и потребности участвовать в его осуществлении, что предопределяет актуальность выбранной темы.

Теория самоуправления нашла в трудах таких исследователей, как И.П. Ильинский, О.Е. Кутафин, В.О. Лучин, Г.В. Мальцев, В.А. Пертцик, В.А. Страшун, Н.В. Черноголовкин В.П. Курашвили, Б.М. Лазарев, М.И. Пискотин, Ю.А. Тихомиров и другие, однако специальных монографических исследований современных тенденций местного самоуправления в настоящее время нет, что говорит о недостаточной проработанности данной проблематики.

Цель работы - выявление современных тенденций местного самоуправления, их изучение и анализ.

Для достижения поставленной цели в рамках данной работы считаем необходимым решить следующие задачи:

.рассмотреть теоретические подходы к пониманию местного самоуправления, так как уяснение сущности института местного самоуправления имеет фундаментальное значение;

.для общего представления о закономерностях закрепления института местного самоуправления в действующей Конституции РФ охарактеризовать краткий исторический экскурс по его становлению в России;

.рассмотреть конституционные основы местного самоуправления, являющиеся основополагающими для его регулирования в отраслевом законодательстве, обозначив некоторые проблемы.

.посредством решения вышеуказанных задач, позволяющих дать фундаментальные знания теоретических основ местного самоуправления, а также изучения дополнительных источников выявить современные тенденции развития местного самоуправления положительного и проблемного характера, некоторые их проблемы и пути преодоления.

Объектом исследования выступают современные тенденции местного самоуправления во взаимосвязи с его теоретическими и конституционными положениями.

В качестве предмета исследования выступает учебная, научная, периодическая литература, а также некоторые нормы российского законодательства.

Методика исследования включает в себя как общенаучные, так и специальные (частные) методы познания: формально-логический, сравнительно-правовой, историко-юридический.

1. Общие теоретические представления о местном самоуправлении

.1 Теоретические подходы к пониманию местного самоуправления

Организация и деятельность местного самоуправления имеют глубокие исторические корни. Развитие первых научных взглядов о природе местного самоуправления началось в средневековой Европе. Стремление городов освободиться от влияния феодальных собственников способствовало развитию общины как социального института. Развитие и становление коммун в западной Европе и их борьба за самоопределение стали предпосылками формирования политического и гражданского общества. Именно тогда, появляются основные представления о значимости проявления инициатив граждан в решении вопросов государственного значения.

Первые шаги, объясняющие сущность муниципального управления были сделаны еще в конце XVIII-начале XIX. Конституционная тенденция, охватившая в то время все европейские страны, стала одной из главных причин появления теорий, объясняющих природу нового феномена.

Немаловажную роль в распространении идей местного самоуправления сыграла Великая Французская революция, способствовавшая появлению новых форм организации власти на уровне высшего государственного управления. В результате смены феодального строя капиталистическим, появились элементы местного самоуправления, независящих от влияния центральных органов власти.

Распространению идей местного самоуправления в европейских странах в значительной степени способствовали французские конституции конца XVIII - начала XIX вв., заложившие основные принципы организации местного самоуправления во Франции, которой была характерна высокая степень подчинения местных органов центральной власти. Ключевым институтом в системе местного самоуправления Франции играл перфект, являвшийся представителем правительственной власти и определявший все направления местной деятельности.

На основе французских конституций Бельгия в 1831 году принимает впервые Конституцию, в которой закреплялось наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью - власть муниципальная, что оказало значительное влияние на дальнейшее развитие теоретических основ местного самоуправления. Так, идея местного уровня управления, получившая законодательное закрепление в Конституции Бельгии, стала известна как теория свободной общины, основоположниками которой выступили представители французской и бельгийской научных школ - Турэ, Токвиль, Гербер, Аренс и другие. Согласно этой теории, община - это независимая и самостоятельная единица в решении всех задач. Приверженцы теории декларировали необходимость ограничения государственного вмешательства в дела общин.

На смену теории свободной общины пришла новая идея, которая получила название общественная теория самоуправления. Сторонниками этой теории считались А. Гербер, Д. Аренс, Э. Мейер, О. Лабанд, О. Ресслер. Главная идея заключалась в признании, неотъемлемого и независимого от воли государства, права населения на самостоятельное заведование делами местного хозяйства.

Сторонники общественной теории были и в дореволюционной России. Так, русский славянофил В.Н. Лешков, основываясь на идеях о самобытности русской общины и ее неотъемлемых правах, выступал за независимость местного самоуправления от государства, за необходимость равного участия в выборах всех членов земств, потому что они связаны одинаковыми общественными, земскими интересами.

Развивая это положение, некоторые сторонники общественной теории сводили сущность самоуправления исключительно к заведованию хозяйственными делами самоуправляющейся единицы, что позволило создать хозяйственную теорию местного самоуправления. Согласно ей, местное самоуправление считается чуждым политике, но имеющим свою особую сферу хозяйственной деятельности. Основателями хозяйственной теории были Р. Моль, А.И. Васильчиков.

В основе общественной теории, была заложена идея разграничения государственных дел и дел местного значения. Сторонники теории признавали независимость общины в своих функциях и полномочиях и исключали вмешательство исполнительных органов государственной власти в дела общин. Однако такое понимание местного самоуправления существовало достаточно недолго, так как на практике было практически невозможно полностью ограничить влияние государства, а также выделить вопросы местного значения.

Такие трудности практического использования общественной теории стали основанием для формулирования новой государственной теории. Основоположники теории, Лоренц Штейн и Рудольф Гнейтс, считали, что местное самоуправление представляет собой вид государственной деятельности. Такой подход предполагал, что органы местной власти решают государственные вопросы и задачи, а также занимаются делами местного характера.

Стоит отметить, что ученные по-разному определяли главные отличительные признаки местного самоуправления, что стало основной предпосылкой для формирования двух новых теорий местного самоуправления - политической (Р. Гнейст) и юридической (Л. Штейн).

В соответствии с политической теорией, местное самоуправление определяется как система юридических гарантий, которая обеспечивает независимость самоуправляющимся единицам. Приверженцы это теории, объясняли самостоятельность органов местного самоуправления через возможности замещения отдельных местных должностей достойными представителями местного населения.

Что касается юридической теории, то органы местного местной власти, рассматривались как юридические лица, создаваемые государством для удовлетворения общих потребностей. Согласно данной теории, органы местного самоуправления не входят в систему государственного аппарата, так как помимо осуществления функций государственного управления ведает местными пользами и нуждами. В свою очередь, государство делегирует органов местной власти ряд своих полномочий, в том числе и в сфере нормотворчества, признавая тем самым их независимость и неприкосновенность. Считается, что представленная выше теория в большей мере соответствует действительности.

Позднее сторонники дуалистической теории самоуправления предприняли попытки объединить общественную и государственную теорию. В соответствии с данной теорией, органы местного самоуправления должны действовать, с одной стороны, как инструмент государственной администрации, с другой - быть в известной степени независимыми от нее.

Таким образом, история идей формирования системы регламентирования местного самоуправления, свидетельствует о том, что в процессе развития государственности возникали различные теории местного самоуправления, которые по-разному объясняли его политико-правовую природу. Данные теории историчны, поскольку они создавались на основе практического опыта как отдельно взятого государства, так и группы стран и различались по способу формирования местных учреждений, по характеру и количеству дел, им подведомственных, а также по характеру взаимоотношений с центральной властью.

1.2 Краткий исторический экскурс по становлению местного самоуправления в России

Обращаясь к истории развития местного самоуправления на территории России через призму правовых источников можно выделить три основных периода.

Дореволюционный период - включает в себя достаточно длительный процесс образования и развития органов местного самоуправления в России, начиная с царствования Ивана IV вплоть до правителей Российской Империи. Так, в период правления Ивана Грозного, в ходе проведенных в период его правления губной (30-е гг. XVI в.) и земской (50-е гг. XVI в.) реформ, началось формирование подлинных основ, структур и элементов местного самоуправления.

В то же время, давая итоговую оценку итогам проводимых реформ в области местного самоуправления в России в дореволюционный период, можно привести слова С.Ю. Витте: «Искусственно создаваемые органы самоуправления старались по возможности приблизиться к другой, бесспорно, искони присущей Московскому государству форме управления, к службе государевой, и весьма скоро обращались в простые, лишенные всякой самостоятельности органы администрации» .

Советский период. События 1917 года явились отправной точкой формирования в государстве принципиально иной системы органов местного самоуправления, отвечающих потребностям и идеалам складывающегося советского общества. Вместе с тем, политические процессы, происходившие в 1917 году, привели к плавному отказу от официальной концепции местного самоуправления.

Современный период отечественной системы местного самоуправления, начало которому положено принятием Декларации о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 г., ознаменовался становлением и развитием в Российской Федерации принципиально отличной системы местного самоуправления, организованной с учетом наработанного зарубежного опыта.

В 1993 г. Конституция Российской Федерации начала формирование нового института власти - института местного самоуправления, что относится к основам конституционного строя. После этого был установлен особый властный статус местного самоуправления, дающий местным органам власти полномочия по решению широкого круга вопросов.

2. Общие законодательные положения о местном самоуправлении

.1 Конституционные основы местного самоуправления

Общеизвестно, что Конституция Российской Федерации 1993 года - это основной закон Российской Федерации <#"justify">Конституция РФ состоит из преамбулы (вступительной части), двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. В частности, первый раздел содержит собственно Конституцию, состоящую из 9 глав, одной из которых выступает глава 8- «Местное самоуправление».

В этой главе конкретизированы положения статьи 12 <#"justify">2.2 Местное самоуправление: некоторые проблемы законодательного характера

Несмотря на значительный исторический период своего развития, российское местное самоуправление не имеет четко определенных понятий.

Подтверждением тому является большое количество публикаций, объясняющих сущность местного самоуправления. В то же время юридически грамотное определение местного самоуправления имеет принципиальное и ключевое значение для определения всего российского нормативного правового поля, связанного с вопросами местного значения.

Закрепление местного самоуправления в одной из последних глав Конституции РФ вряд ли может быть обосновано с точки зрения конституционно-правового значения этого института. Конечно, нынешнее расположение института местного самоуправления в структуре конституции объяснимо, во-первых, тем, что его вынесение за пределы институтов государственной власти подчеркивает стремление и в этих, формальных, моментах следовать конституционному постулату, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако хочется отметить, что местное самоуправление является одной из основ конституционного строя и, характеризуя достигнутый уровень самоорганизации граждан, относится, в том числе, к институтам гражданского общества, а не «вытекает» из государственных форм властвования. С учетом внутренней логики конституционного регулирования местное самоуправление вполне могло бы претендовать на положение, предшествующее институтам организации государственной власти.

Местное самоуправление как институт власти, наиболее приближенный к населению, не может успешно функционировать в условиях закрытости. В этой связи деятельность органов местного самоуправления должна строиться на основе публичности и широкой информированности граждан, тесного общения с местным сообществом, опираться на его мнение. Все перечисленные элементы охватываются принципом гласности.

В этом смысле заслуживает внимания статья 130, смысл которой был ранее изложен нами в параграфе 2.1 работы, закрепившая, что:

А) Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (закреплен принцип самостоятельности решения населением вопросов местного значения);

Оба принципа находятся в тесной связи с принципом гласности местного самоуправления.

Вместе с тем отсутствие прямого указания на гласность и открытость при решении населением вопросов местного значения в современных условиях следует отнести к серьезному конституционному пробелу, равно как и то, что в главе, посвященной местному самоуправлению, не нашло закрепления право граждан на местное самоуправление. В связи с этим для оживления гражданской активности, расширения вовлеченности жителей муниципальных образований в процессы решения местных вопросов представляется необходимым в статью 130, открывающую конституционный институт местного самоуправления, внести дополнения в части указания на принцип гласности как базовый принцип местного самоуправления. Восполнение названного конституционного пробела обеспечит надлежащее юридическое закрепление принципа гласности на местном уровне и создаст правовые предпосылки для более активного участия граждан в процессе осуществления местного самоуправления.

самоуправление власть законодательный муниципальный

3. Современные тенденции местного самоуправления

.1 Развитие местного самоуправления в современном периоде: положительные тенденции

В Энциклопедическом словаре под тенденцией понимается «направление развития какого-либо явления, мысли, идеи». Соотнося это ключевое понятие с исследуемой темой, под современными тенденциями местного самоуправления следует понимать его прогрессивное и регрессивное становление и развитие, основные направления деятельности его представителей, вырабатывание новых идей.

Действительно, становление и развитие местного самоуправления является стратегически важным для нашей страны. Оно содействует формированию в России конституционно закрепленной демократической, децентрализованной системы управления делами общества и государства, которая признается мировым сообществом наиболее оптимальной формой управления большими территориями со значительным количеством населения.

На современном этапе в данной сфере сделано немало. Местное самоуправление стало составной частью государственного механизма, поэтому оно позволяет оптимально сочетать интересы и права человека и гражданина, местные, региональные и общегосударственные интересы.

Современный период развития местного самоуправления в нашей стране характеризуется проведением его масштабной реформы, при этом реформа местной власти является частью реорганизации всей публичной власти в России.

Ведется поиск оптимальной модели осуществления местного самоуправления, которая могла бы обеспечить укрепление нашего государства и его единство. Проводится разграничение предметов ведения, полномочий, ресурсов, ответственности между государственной и местной властью.

Новый ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 года расширяет полномочия федеральных органов государственной власти в сфере правового регулирования местного самоуправления. Он жестко ограничивает пределы правового регулирования местного самоуправления субъектами РФ, поскольку в субъектах РФ нередко имеет место недопонимание многих важных положений реформы местной власти.

Кроме того, Новый закон устанавливает предметы ведения муниципальных образований с учетом их вида и статуса. Уточняются экономические основы местного самоуправления, решается вопрос о том, какое имущество может находиться в муниципальной собственности.

Создается новый институт межмуниципального сотрудничества, конкретизируются основания для привлечения к ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством.

Признается также необходимым выделение особенностей организации местного самоуправления не только во внутригородских территориях городов федерального значения, но и в ряде других муниципальных образований. Введены новые названия территорий муниципальных образований - муниципальный район, городской округ и другие.

В рамках проводимой реформы местного самоуправления создается система гарантий, обеспечивающая организационную и экономическую самостоятельность местной власти в решении всех вопросов местной жизни. Устанавливается реальное равенство муниципальных образований во взаимоотношениях между собой и государственной властью. Формируется система кадрового и информационного обеспечения местного самоуправления, активно используется зарубежный опыт организации и деятельности местной власти.

Вводятся и активно действуют и многие другие положительные тенденции развития местного самоуправления.

Однако, несмотря на принимаемые меры, эффекта от реформирования местного самоуправления в нашей стране не совсем удается получить, что является объектом рассмотрения данной проблемы и выделения путей ее решения в следующем параграфе нашей работы.

3.2 Развитие местного самоуправления в современном периоде: проблемные аспекты и пути их преодоления

На современном этапе развития российской государственности наибольшее значение и наибольшую остроту в научных дискуссиях обрела проблема политической практики отношений местного самоуправления в системе «государственная власть -гражданское общество». Очевидно, что отношения местного самоуправления с органами региональной и государственной власти меняются. Меняется и сама роль института в системе взаимодействия власти и общества.

Как полагает И.Н. Трофимова «местное самоуправление становится институтом трансляции и первичной управленческой интерпретации запросов общества. Местное самоуправление воплощает в себе диалектику управления и самоуправления, организации и самоорганизации, а в широком смысле - диалектику взаимоотношений государства и общества».

Но большинство исследователей сходятся во мнении, что на современном этапе развития российской государственности система взаимоотношений между обществом и политическими институтами еще не устоялась, а продолжающаяся два последних десятилетия постоянная перестройка российской системы местной власти и непрекращающееся реформирование законодательства в муниципальной сфере пока не внесли существенных изменений в систему взаимоотношений.

В связи с вышеизложенным полагаем, что перед государством стоит важная задача по формированию эффективной системы взаимодействия власти и общества, которая будет ориентирована на расширение участия граждан в принятии общезначимых решений. А поскольку местное самоуправление - это категория политическая, обеспечивающая гражданам право на решение общезначимых для общества вопросов, то следует согласиться с автором Д. Бутитовой, что необходимо найти баланс в отношениях между уровнями публичной власти и обществом в целом.

Потеря же конституционной нормой формальной определенности, любая двусмысленность в оценке ее содержания девальвируют Конституцию.

Следующий, тесно связанный с предыдущим, проблемный аспект местного самоуправления - социальное взаимодействие.

В свете институционального оформления органов местного самоуправления в Российской Федерации одной из наиболее актуальных задач является организация социального взаимодействия органов МСУ с населением муниципальных образований.

Социальное взаимодействие можно определить как систематические действия субъектов, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать ответное ожидаемое поведение, которое предполагает возобновление действия.

Особая роль в организации социального взаимодействия с целью активизации включения людей в социальные структуры отводится органам местного самоуправления как властным структурам в наибольшей степени приближенных к населению. Следует отметить, что за годы становления местного самоуправления у населения до сих пор не сложился образ муниципальной власти; большинство жителей до сих пор не получили четкого представления о том, что такое местное самоуправление и какова его роль в жизни территории. Вместе с тем на практике население за последние годы становится менее активным, все реже использует возможности непосредственной демократии в местном самоуправлении. Органы местного самоуправления также не особенно стремятся привлекать население к участию в решении местных проблем, установленные законодательством обязательные формы участия населения во многих случаях реализуются формально, «для галочки».

Под «системой информирования населения» понимается комплекс средств создания, распространения, хранения, поиска и использования информационных продуктов и услуг во всех сферах общественной деятельности, которыми располагают основные держатели информации.

Недостаток информации о работе выборных представителей, отсутствие имиджевой политики органов местного самоуправления население ставит под серьезное сомнение полезность данного уровня власти.

Муниципальные советы нуждаются в организации связей с общественностью, как в способе управления собственной репутацией в глазах общественности, донесения до каждого жителя правдивой информации о деятельности властных структур с целью формирования позитивной социальной установки по отношению к местному самоуправлению.

В этих условиях местные органы власти должны действовать на основе коллективной ответственности, требующей делового партнерства и сотрудничества между общественностью и представителями администрации.

В качестве наиболее эффективного средства построения социального взаимодействия рассматриваются информационные службы при органах МСУ. Их главная цель - развивать гражданское самосознание и пробуждать у населения активный интерес к проблемам управления территорией.

Мероприятия по налаживанию социального взаимодействия внутри коллектива муниципальных служащих включают в себя комплекс мер по повышению лояльности представителей муниципальной власти, повышению мотивации, улучшению отношений, популяризации руководства, разработке внутриорганизационных стандартов. Следует согласиться с мнением Шилкиной Е.Л., что данную работу следует поручать специально обученным сотрудникам МСУ.

Далее необходимо упомянуть и о правотворческом моменте на территориях муниципальных образований.

Федеральный закон № 131-ФЗ поставил серьезные задачи перед органами местного самоуправления. Так, согласно ему органы муниципальных образований наделены полномочиями по принятию уставов муниципальных образований и иных муниципальных правовых актов.

К сожалению, правотворческая деятельность в муниципальных образованиях малоэффективна.

Муниципальные правовые акты должны быть теми органами, в чьи полномочия входит решение вопроса, содержащегося в акте, ведь в случае, если акт будет принят неуполномоченным лицом, с превышением полномочий, то данный акт не будет соответствовать действующему законодательству.

Заметим, что подобная проблема часто возникает в органах местного самоуправления при осуществлении ими правотворческой деятельности, устранение которой, полагаем, возможно путем разрешения правовых коллизий, важными составляющими которых являются систематизация и классификация муниципальных правовых актов.

Отметим, что правотворческая деятельность муниципальных образований она не может быть эффективной не только по объективным, но и по субъективным причинам, ведь многие специалисты органов власти не имеют достаточного опыта и знаний для квалифицированной подготовки муниципальных правовых актов.

В связи с этим органам местного самоуправления необходима действенная помощь в виде модельных актов, представляющих собой максимально понятные, но не подробные инструкции, которые будут представлять работникам органов власти поле для самостоятельной, творческой деятельности.

В первую очередь необходим такой акт, который будет однозначно определять структуру принимаемых документов и описывать требования к техническому их оформлению. В муниципальных образованиях, как правило, имеются регламенты органов местного самоуправления или иные документы, в которых только обозначается правотворческая деятельность, однако представляется необходимым принять именно правовой акт, содержащий правила оформления муниципальных проектов.

Кроме объективных факторов, не позволяющих должным образом реализовывать правотворческую деятельность, есть еще и субъективный - кадровый. Многие муниципальные служащие не имеют высшего юридического образования, не говоря уже о знании правил оформления актов.

Целесообразно внести уточнения в типовые квалификационные требования, чтобы у специалистов, претендующих на замещение муниципальных должностей, в чьи обязанности входит подготовка проектов актов, имелось юридическое образование.

На основании изложенного можно сделать вывод, что при осуществлении даже вышеперечисленных путей оптимизации правотворческая деятельность будет развиваться, а следовательно, и правотворчество в целом, то есть будет повышаться уровень актов и их правоприменения, а вслед за этим и уровень жизни населения.

Следующая проблема, на которую хотелось бы обратить внимание в нашей работе - это разрозненность правовых актов в рамках муниципальных образований, в связи с чем, предлагается систематизировать их в форме кодификации.

Так, широкое применение модельных кодексов местных органов власти будет способствовать повышению уровня единообразия правовых норм различных муниципальных органов.

Наличие кодифицированных нормативных правовых актов местных органов власти в сочетании с повсеместным распространением Интернета и минимальной компьютерной грамотности населения:

üпозволит резко повысить возможности субъектов права оперативно получать информацию о действующих нормах права на территории того или иного муниципального образования;

üсущественно упростит работу по ведению федерального и региональных регистров муниципальных нормативных правовых актов.

Однако главным выигрышем от кодификации муниципальных нормативных правовых актов будет резкое улучшение условий поиска для субъектов права, действующих на территории муниципального образования, правовых норм даже потому, что в настоящее время при поиске нужных правовых норм недостаточно эффективна работа поисковых систем, таких как «Консультант Плюс», «Гарант» и других, которые не всегда позволяют найти необходимую информацию о действующих правовых нормах при отсутствии полного перечня реквизитов разыскиваемых нормативных правовых актов.

Эта проблема также будет устранена в случае кодификации по каждому органу местного самоуправления всех постоянно действующих муниципальных нормативных правовых актов в один кодекс.

И наконец, предлагаем рассмотреть финансовую составляющую местного самоуправления. Председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления отмечается, что основная проблема местного самоуправления сегодня - финансово-экономическая слабость муниципальных образований. Доходы местных бюджетов не позволяют муниципальным образованиям исполнять возложенные на них расходные обязательства. Спектр муниципальных полномочий за последнее время существенно расширился, соответственно разрыв между необходимым и имеющимся в муниципальном распоряжении объёмом финансовых средств увеличился.

Для решения финансовой проблемы местного самоуправления необходимо скорректировать бюджетную политику, а также бюджетное и налоговое законодательство. Надо делать упор на достижение прямой взаимосвязи между усилиями органов власти и получаемыми финансовыми средствами.

Заключение

Местное самоуправление - одно из сложнейших явлений в правовой действительности.

По написании данной работы мы уяснили сущность института местного самоуправления, рассмотрев различные научные взгляды о природе местного самоуправления, а также создали общую картину его становления, обращаясь к истории развития на территории России.

Затем, мы уяснили содержание местного самоуправления сквозь призму его конституционных основ, а именно правового анализа общих и специальных (глава 8 Конституции, отражение и конкретизация ее положений в ФЗ №131) правовых норм. В ходе проведения данного анализа мы обратили внимание на то, что российское местное самоуправление (в законодательном аспекте) не имеет четко определенных понятий, а закрепление вопросов местного самоуправления в одной из последних глав является не совсем корректным. Обращено внимание также на отсутствие в Конституции прямого указания на гласность и открытость при решении населением вопросов местного значения.

И, наконец, при рассмотрении современных реалий жизни муниципальных образований, мы выявили ряд положительных тенденций его развития, необходимых для его надежного и активного развития.

Однако нам предстояло обнаружить и ряд различных проблем местного самоуправления. В ходе рассмотрения этой проблематики мы выяснили, что существует проблема политической практики отношений местного самоуправления в системе «государственная власть - гражданское общество», проблема социального взаимодействия граждан и органов местного самоуправления, малоэффективна правотворческая деятельность в муниципальных образованиях и разрозненны его правовые акты, а также муниципальные образования финансово-экономически слабы в настоящее время. В связи с этим мы предложили порядок решения по каждой из выявленной проблем.

Подводя вывод всему вышеописанному следует, что на сегодняшний день для местного самоуправления в России сделано немало, однако до настоящего времени многие вопросы о функционировании местного самоуправления в сложной системе отношений и взаимосвязей, возникающих в политическом пространстве, остаются на сегодняшний день не вполне решенными, что должно является объектом законодательного урегулирования, научного осмысления и, в дальнейшем, верного практического применения.

Список использованной литературы

1.Европейская хартия местного самоуправления ETS N 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.).

2.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

.Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

4.Гнейтс Р. Правовое государство и административные суды Германии. - Санкт-Петербург, 1896.

.История развития местного самоуправления в России. Т.А. Рыленко, 2009.

6.Козлова Т.А. Укрепление федерализма и местное самоуправление // Государственная власть и местное самоуправление. № 2, 2000.

7.Теория государства у славянофилов. Сборник статей. - СПб., 1898; Ранние славянофилы. - М., 1910.

8.Штейн Л. Учение об управлении и право управления с сравнением литературы и законодательства Франции, Англии и Германии. - Санкт-Петербург, 1874.

9.Пуздрач Ю.В. Местное самоуправление :Сущность, критерии, условия развития (государственно-правовой аспект анализа) :Пуздрач Юрий Владимирович -М.,1994. -24 с.

11.Балуева И.В., Колобов О.А. Вопросы совершенствования взаимодействия власти и общества в свете преобразований системы местного самоуправления на современном этапе (нижегородский опыт) <http://elibrary.ru/item.asp?id=23459138> //Историческая и социально-образовательная мысль <http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1391722>. 2015. Т. 7. № 3 <http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1391722&selid=23459138>. С. 82.

12.Бутитова Д. Местное самоуправление в системе взаимодействия власти и общества //Власть. 2009. № 4.-с.51.

.Васильев В.И. Каким быть главному закону о местном самоуправлении? // Журнал российского права. - Декабрь 2001. - № 12.С.38.

14.Дерябина Е.С., Советов И.К. Исторические и современные тенденции развития местного самоуправления в России (часть 2) <http://elibrary.ru/item.asp?id=21757227> //ВУЗ. XXI век <http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1280932>. 2014. № 3 <http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1280932&selid=21757227>. С. 122-136.

15.Жабаева Л.Б. История местного самоуправления / Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2013. № 2 (10). С. 257-260.

.Кидяев В.Б. Будущее за местным самоуправлением//.Право и инвестиции. 2012. № 3-4. С. 18-23.

17.Кирилловых А.А. К истории развития законодательства о местном самоуправлении / Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 2. С. 40-44.

.Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. - М., 2006. - С. 241.

.Трофимова И.Н. Центр, регионы и местное самоуправление: трансформация отношений //Вестник Московского государственного областного университета. 2010. № 3.-с.28.

20.Фролова Е.В.Тенденции развития местного самоуправления в современной России <http://elibrary.ru/item.asp?id=23161200> Материалы //Афанасьевских чтений <http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1378507>. 2015. Т. 1. № 13 <http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1378507&selid=23161200>. С. 241-246.

.Муниципальное право: Учебник для вузов / Под ред. A.M. Никитина. - М: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. - 439 с.

.Конституционное право России: Учебно-метод. пособие: Краткий учебник для вузов / Под общей ред. А.В. Малько. М.: Норма, 2000.

Похожие работы на - Современные тенденции местного самоуправления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!