Не может быть принято на службу и находиться на этой службе лицо, которое состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Аналогичные последствия наступают, когда лицо отказывается от процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует данное лицо, связано с использованием таких сведений.
Для определенных категорий работников органов прокуратуры законом установлены дополнительно требования по возрасту и стажу работы. На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет. На должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет.
Такие требования характерны и для занятия определенных должностей в иных ответственных сферах государственной деятельности (судьи и др.). Они необходимы, так как для занятия должности прокурора надо обладать не только определенным образованием, моральными и профессиональными качествами, но и большим жизненным и профессиональным опытом, который приходит с возрастом.
Законом установлено, что лица, обучавшиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования с оплатой обучения Генеральной прокуратурой РФ, а также прокурорские работники, обучавшиеся в очной аспирантуре с сохранением денежного содержания, которое они имели на момент поступления в аспирантуру, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее пяти лет.
2. Государственная служба в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации
.1 Аттестация прокурорских работников
Принципиальное значение для обеспечения эффективного надзора за исполнением законов, выполнения иных функций прокуратуры имеют изучение и адекватная оценка кадров органом прокуратуры. Для решения этой задачи определения соответствия работников занимаемой должности проводится аттестация. Она рассматривается как комплексная процедура установления указанного соответствия на основе аттестационной характеристики. Аттестация также рассматривается и в качестве средства адаптации прокурорского работника к изменяющимся политическим, социально-экономическим, правовым и организационно-структурным условиям его деятельности.
Аттестации подлежат прокурорские работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов. Согласно Закону о прокуратуре порядок и сроки проведения аттестации устанавливаются Генеральным прокурором РФ. Приказом Генерального прокурора РФ от 30 октября 1998 г. №74 утверждено Положение об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации. В названном Положении подчеркивается, что аттестация призвана способствовать совершенствованию деятельности органов и учреждений прокуратуры по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров, созданию их резерва на выдвижение, решению вопросов о присвоении работникам классных чинов, воинских званий.
Аттестация проводится не реже одного раза в пять лет. Онa может проводиться и досрочно при выдвижении работника на вышестоящую должность, при наличии существенных упущений в работе или совершении порочащего его проступка, а также по просьбе самого работника. Работники, имеющие надлежащие образование и стаж службы (работы) в занимаемой должности (прокуроры и следователи, научные и педагогические работники научных и образовательных учреждений прокуратуры РФ - не менее шести месяцев, специалисты с высшим, незаконченным высшим и средним специальным образованием - не менее одного года, специалисты со средним образованием - не менее трех лет), подлежат первичной аттестации.
До истечения шести месяцев службы в занимаемой должности с учетом стажа работы по специальности и квалификации подлежат первичной аттестации работники, имеющие определенный стаж и опыт работы. К ним относятся лица, перешедшие на службу в органы и учреждения прокуратуры с должностей по юридической или иной родственной специальности занимаемых ими в других правоохранительных органах а также адвокатуре, нотариате, органах законодательной исполнитель ной и судебной власти, органах местного самоуправления, образовательных учреждениях высшего юридического образования, научных юридических учреждениях, правовых службах предприятий, учреждений и организаций, органах юстиции, судебно-экспертных учреждениях, если перерыв между увольнением и поступлением на службу в органы и учреждения прокуратуры не превысил двух месяцев.
Аттестацию работников органов и учреждений прокуратуры проводят соответствующие аттестационные комиссии: высшая аттестационная комиссия Генеральной прокуратуры РФ под председательством заместителя Генерального прокурора РФ; аттестационная комиссия Генеральной прокуратуры РФ под председательством начальника управления кадров; аттестационная комиссия Главной военной прокуратуры под председательством первого заместителя Главного военного прокурора; аттестационная комиссия прокуратуры субъекта РФ под председательством, как правило, первого заместителя прокурора; аттестационные комиссии научных, образовательных учреждений прокуратуры Российской Федерации под председательством заместителей (проректоров) директоров (ректоров) по научной и учебной работе.
В состав аттестационных комиссий входят председатель, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии, которыми являются руководители структурных подразделений прокуратуры, учреждения или лица, их замещающие. Аттестационная комиссия вырабатывает для руководителя органа, учреждения прокуратуры предложения по вопросам прохождения службы. В этих целях она заслушивает объяснения и ходатайства, изучает материалы аттестации. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов.
В названном Положении указываются требования к содержанию аттестации (документа). В ней должны быть также выводы и рекомендации о соответствии занимаемой должности, о неполном служебном соответствии занимаемой должности, о присвоении классного чина и др.
К ведению высшей аттестационной комиссии Генеральной прокуратуры РФ относится рассмотрение аттестаций на советников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ, помощников по особым поручениям заместителей Генерального прокурора РФ, начальников главных управлений, управлений и отделов и других работников руководящего осетина органов и организаций прокуратуры.
Рассмотрение аттестации проводится, как правило, в присутствии аттестуемого. В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин оно проводится в его отсутствие. Обязательно присутствие на заседании комиссии работника, аттестуемого впервые, а также обжаловавшего аттестацию, или работника, в отношении которого сделан вывод о неполном служебном соответствии занимаемой должности либо о несоответствии занимаемой должности.
Результаты аттестации представляются соответствующему руководителю органа прокуратуры не позднее чем через семь дней после ее проведения и до их утверждения носят конфиденциальный характер.
2.2 Присвоение классных чинов, воинских званий
В соответствии с Законом о прокуратуре прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры присваиваются классные чины. Эти чины присваиваются в соответствии с должностным положением и пожизненно. Генеральный прокурор РФ вправе присваивать классные чины и иным работникам.
Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 21 ноября 2012 г. №1563.
Классный чин - это специальный служебный разряд, персональное звание прокурорского работника как государственного служащего, который присваивается с учетом занимаемой должности, стажа (выслуги), знаний и опыта, а также результатов работы по укреплению законности и правопорядка. Классные чины присваиваются прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации. Должности, по которым прокурорам и следователям присваиваются классные чины, перечислены в ст. 14-16 Закона о прокуратуре.
Установлены следующие классные чины: действительный государственный советник юстиции; государственный советник юстиции 1 (2, 3) класса, старший советник юстиции, советник юстиции, младший советник юстиции, юрист 1 (2, 3) класса, младший юрист.
Классный чин действительного государственного советника юстиции присваивается Генеральному прокурору РФ Президентом РФ. Классный чин государственного советника юстиции 1 (2, 3) класса присваивается Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ прокурорским работникам, имеющим высшее юридическое образование и занимающим соответствующие должности. Первоначальный классный чин, классные чины старшего советника и советника юстиции всем прокурорским работникам органов прокуратуры, а также классные чины прокурорским работникам Генеральной прокуратуры РФ и классные чины прокурорским работникам научных и образовательных учреждений прокуратуры РФ присваивает Генеральный прокурор РФ.
Другие классные чины присваиваются прокурорами субъектов РФ.
Порядок представления работников органов прокуратуры к присвоению классных чинов определяется приказом Генерального прокурора РФ.
Работникам, имеющим высшее юридическое образование и перешедшим на работу в органы прокуратуры из других правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, образовательных учреждений высшего профессионального образования юридического профиля, научных юридических учреждений, учреждений повышения квалификации и правовых служб предприятий, классный чин может быть присвоен с учетом занимаемой должности и квалификации до истечения шести месяцев работы в соответствии с занимаемой должностью.
Лицам, назначенным на должности прокурора или следователя по окончании юридических факультетов учебных заведений высшего профессионального образования, присваивается классный чин юриста 3 класса.
Лицам, ранее служившим в органах военной прокуратуры, пребывающим в запасе (отставке) и поступившим на работу в Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов РФ, городов и районов, специализированные прокуратуры, а также в научные и образовательные учреждения системы прокуратуры РФ на должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов до старшего советника юстиции включительно, классные чины присваиваются в соответствии с занимаемой должностью, но не ниже имеющихся у них воинских званий. Лицам, пребывающим в запасе (отставке) и имеющим воинские звания генерал-полковника юстиции, генерал-лейтенанта юстиции, генерал-майора юстиции, классные чины присваиваются в соответствии с должностью, но не ниже чина старшего советника юстиции.
Классные чины и воинские звания находятся в соотношении, установленном Положением о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации.
При увольнении офицеров органов военной прокуратуры (до полковника включительно) с военной службы и поступлении на службу в территориальные или специализированные органы прокуратуры им присваиваются соответствующие их военному званию классные чины, а при определении на военную службу прокуроров и следователей, имеющих классные чины (до старшего советника юстиции включительно), им присваиваются соответствующие воинские звания.
Сроки пребывания в чинах старшего советника юстиции, государственного советника юстиции 1 (2, 3) класса не устанавливаются. Присвоение очередного чина этих классов может быть только в случаях повышения в должности и за особые отличия в работе.
Работники органов прокуратуры, которым присвоены классные чины, состоят в них пожизненно. Лишение классного чина может иметь место при увольнении работника из органов прокуратуры за порочащий поступок. В случае совершения работником органов прокуратуры грубых нарушений служебного долга или недостойного поведения он может быть понижен в чине. Восстановление работников в прежнем классном чине производится в порядке аттестации.
Причины задержки в представлении к присвоению классных чинов должны быть мотивированы.
Несоблюдение сроков представления работников к присвоению классных чинов рассматривается как нарушение служебных обязанностей, влекущее привлечение виновных к ответственности.
3. Особенности прекращения государственной службы в органах прокуратуры
.1 Прекращение службы
Основания и порядок прекращения службы в органах и учреждениях прокуратуры предусмотрены трудовым законодательством, законодательством о государственной службе с учетом особенностей регламентации трудовых правоотношений, предусмотренных Законом о прокуратуре.
Общим основанием прекращения службы является увольнение прокурорского работника. Законом о прокуратуре предусмотрены особенности увольнения прокурорского работника в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры. В числе таких оснований - достижение прокурорским работником предельного возраста пребывания на службе в органах и учреждениях прокуратуры. Закон установил предельный возраст нахождения прокурорских работников, за исключением научных и педагогических работников, на службе в органах и учреждениях прокуратуры - 60 лет. В каждом отдельном случае с учетом состояния здоровья, трудоспособности, моральных и профессиональных качеств допускается продление срока нахождения на службе прокурорских работников, занимающих должности, указанные в ст. 14-16 Закона о прокуратуре. Однократное продление срока нахождения на службе в органах и учреждениях прокуратуры допускается решением руководителя соответствующего органа или учреждения прокуратуры не более чем на год.
Продление срока нахождения на службе работника, достигшего 65 лет не допускается. Такой работник может продолжить работу в органах и учреждениях прокуратуры на условиях срочного трудового договора с сохранением предусмотренного Законом о прокуратуре полного денежного содержания.
После вступления в силу изменений и дополнений, внесенных в Закон о прокуратуре Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. №31-ФЗ, приказом Генерального прокурора РФ Утверждена и введена в действие Инструкция о порядке прекращения (продления) службы в органах и учреждениях прокуратуры работников, достигших предельного возраста. В частности, определены основания и порядок продления срока службы (наличие письменного заявления работника, медицинского документа о состоянии здоровья, мотивированное представление непосредственного руководителя работника о его оставлении на службе).
В числе оснований прекращения службы в органах и учреждениях прокуратуры Закон о прокуратуре также предусматривает: прекращение гражданства РФ; нарушение Присяги прокурора (следователя), а также совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника. В качестве таких проступков могут рассматриваться злоупотребление должностью, служебным положением прокурорского работника исходя из личных интересов, совершение действий вопреки интересам службы и служебным обязанностям, если они не влекут наступления уголовной ответственности. Совершение прокурорским работником преступления любой тяжести рассматривается и как совершение порочащего проступка. Порочащим проступком может быть расценено появление в нетрезвом виде в публичном месте, демонстративно грубое нарушение служебных обязанностей или трудовой дисциплины, иное отклонение от соблюдения норм права, морали и нравственности без признаков преступления.
Основанием для увольнения является также несоблюдение прокурорским работником установленных законом ограничений, связанных со службой. В качестве основания для увольнения прокурорского работника по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры может рассматриваться разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
Увольнение прокуроров и следователей в связи с выходом в отставку имеет место по основаниям, прямо предусмотренным в законе. Оно может осуществляться в связи с выходом на пенсию при наличии выслуги не менее 20 лет. Выход в отставку прокуроры и следователи реализуют, в том числе при несогласии с решениями или действиями государственного органа либо вышестоящего руководителя.
Отставка Генерального прокурора РФ, его первого заместителя и заместителей признается принятой после принятия решения об этом Советом Федерации. Отставка прокуроров субъектов РФ, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров признается принятой после принятия решения об этом Генеральным прокурором РФ. Отставка других прокуроров и следователей признается принятой после принятия решения об этом руководителем, имеющим право назначать их на эти должности.
.2 Обеспечение условий службы и правовой защиты
Характер деятельности прокуроров и следователей, ряда иных категорий прокурорских работников по борьбе с преступностью и иными нарушениями законности, условия их службы зачастую связаны с опасностью для жизни и здоровья. Сложность работы по выявлению и пресечению правонарушений, привлечению виновных к ответственности, установленной законом, в том числе работников правоохранительных органов, иные условия требуют дополнительных мер и гарантий обеспечения и защиты прокуроров и следователей.
Прокуроры и следователи являются представителями государственной власти и находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, в исключительных случаях - иные лица, на жизнь и здоровье которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности прокуроров и следователей, а также их имущество. Согласно Концепции обеспечения безопасности органов прокуратуры Российской Федерации (основные положения) существует совокупность факторов, влекущих угрозу безопасности органов прокуратуры и ее работников. Это вызывает необходимость четкой регламентации и реализации системы и всего механизма мер правового, организационного, материально-технического, информационного и иного характера. Ряд из них с различной степенью детализации предусмотрен законодательством.
Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров и следователей определяются Законом о защите судей, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для обеспечении защиты прокуроров и следователей, их жизни и здоровья, сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых прокурорах и следователях; перевод на другую работу (службу), изменение места службы; переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности.
В целях осуществления мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Кроме того, в прокуратуре Российской Федерации предусмотрено создание и действует пока малочисленная служба обеспечения собственной безопасности и физической защиты ее работников.
Прокуроры и следователи имеют право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной зашиты боевого ручного стрелкового оружия (пистолеты, револьверы) и специальных средств, а также на применение их в порядке, установленном Законом РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-1 «О милиции» с последующими изменениями. В качестве меры социальной защиты установлено, что прокуроры и следователи подлежат обязательному государственному личному страхованию на сумму, равную 180-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания, которая в случае их гибели (смерти) как в период работы, так и после увольнения (вследствие причинения телесных повреждений или иного вреда в связи со служебной деятельностью) выплачивается наследникам.
Денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада; доплат за классный чин, выслугу лет, особые условия службы (в размере 50% должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе (в размере до 50% должностного оклада); процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации»; премий по итогам службы за квартал и год, других выплат, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.
Заключение
Прокуратура России, выступая в качестве государственного органа в механизме осуществления единой государственной власти, относится к числу федеральных органов, правовое оформление организации деятельности которой осуществляется на принципах государственной службы.
Условия и порядок приема на службу в органы прокуратуры, требования, предъявляемые к лицам, назначенным должности прокуроров, определены Федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации», «Об основах государственной службы Российской Федерации», законодательством о труде и другими нормативными актами.
Прокуроры, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства. Они подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру их среднемесячного содержания. Законодательством предусматриваются и другие льготы и гарантии различным категориям прокурорских работников в связи с прохождением ими службы в органах прокуратуры.
Особые требования к приему на службу в органы прокуратуры предъявляются к прокурорам и следователям. Ими могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и пригодные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
Кроме того, на должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров могут назначаться лица, не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет.
На должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет.
Для лиц, впервые принимаемых на службу в органы прокуратуры, за исключением лиц, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до шести месяцев.
Учитывая значимость службы на должности прокурора или следователя, лицо, впервые назначаемое на эти должности, принимает Присягу прокурора (следователя). Принятие особой Присяги предусматривается и для вновь назначаемого Генерального прокурора РФ.
К особенностям прекращения службы прокуроров относится возможность их увольнения помимо оснований, предусмотренных трудовым законодательством, в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры в случаях достижения предельного возраста пребывания на службе, прекращения гражданства РФ, нарушения присяги прокурора, а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника, несоблюдения ограничений и неисполнения обязанностей, связанных со службой, разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
Определенная специфика прекращения службы установлена также для государственных гражданских служащих органов прокуратуры.
Контроль соблюдения порядка и условий прохождения службы прокурорскими работниками осуществляется соответствующими кадровыми службами органов и учреждений прокуратуры.
Список использованной литературы
1.Васильев В.И. Муниципальное право России: Учебник.-М.: ЗАО Юристицинформ, 2008.
2.Воронин О.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: вопросы Общей части: Учебное пособие. - Томск: Изд-во НТЛ, 2010. - 192 с.
.Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для бакалавров: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 030900 «Бакалавр права» / В.Н. Смирнов [и др.]; ред. В.М. Бозров; Урал. гос. юрид. акад. - Москва: Юрайт, 2013. - 414 с.
.Правоохранительные органы: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и специальности «Юриспруденция» / К.Ф. Гуценко; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Юрид. фак. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: КноРус, 2013. - 376 с.
.Прокурорский надзор: учебник для бакалавров / Ю.Е. Винокуров [и др.]; под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 479 с.
.Прокурорский надзор: учебник под ред. О.А. Галустьяна, А.В. Ендольцевой, И.И. Сыдорука. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011 г.
.Прокурорский надзор: учебное пособие под ред. Ф.К. Зиннурова, В.Н. Григорьева. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012 г.
.Прокурорский надзор. Учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России, обучающихся по специальности «Юриспруденция» под ред. Ендольцева А.В., Химичева О.В., Червонюк В.И., Галузо В.Н., Эриашвили М.И., Калинский И.В., Ермаков В.Г., Орлова А.А., Гибов В.В., Державин С.А., Батюк В.И., Шредер Ф.К. Издательство: - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.-471 с.
.Прокурорский надзор. Курс лекций: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой. Издательство: Юнити-Дана, 2014 г.
10.Прокурорский надзор. Полд ред. Ласкина Н.В. ерераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2012.
11.Прокурорский надзор: учебник / О.Т. Анкудинов [и др.]; ред. А.Я. Сухарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: НОРМА, 2009. - 463 с.
12.Прокурорский надзор: альбом схем / Калинингр. юрид. ин-т МВД РФ; авт.-сост. В.Н. Авдеев. - Калининград: Изд-во КЮИ МВД России, 2010. - 96 с.