Система таможенного законодательства в России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,42 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система таможенного законодательства в России

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет торгового и таможенного дела

Кафедра таможенного дела






Реферат по дисциплине

«Основы таможенного права»

На тему: Система таможенного законодательства в России








Санкт-Петербург

г.

Введение

Процесс преобразования российского общества находит свое отражение в функционировании многих закономерностей социально-правового характера. Одновременно с формированием новых социально-экономических, политических и духовных предпосылок построения российского правового государства обновляется содержание нормативного материала, видоизменяются тенденции его совершенствования и развития. Это необходимость строгого обеспечения верховенства закона во всех сферах жизни общества; специализация, унификация, интенсификация законодательства; увеличение массива технико-юридических предписаний.

Четкость, логичность и последовательность нормативных актов говорит о характере государственного режима, существующего в стране. Несомненна актуальность данной проблемы. Особую важность она приобретает в процессе построения правового государства, потому что от построения системы законодательства зависит не только деятельность государства в целом, но и жизнь каждого человека. Свободным и защищенным чувствует себя человек, который знает, что существующие нормативно-правовые акты закрепляют его права и обязанности, что законы не имеют обратной силы и т.п.

В России среди нормативно-правовых актов высшей юридической силой обладают законы. Поэтому понятие законодательства имеет и узкую трактовку. В собственном смысле слова законодательство - совокупность законов, принятых органами народного представительства или непосредственно самим народом (на референдуме).

1. Таможенное право Российской Федерации

Таможенное право - это отрасль российского права, которая представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Не существует единого мнения о том, какое место занимает таможенное право в правовой системе РФ. Так, известный профессор, доктор юридических наук А. Ф. Ноздрачев полагает, что таможенное право - это самостоятельная отрасль российского права. Данной точки зрения придерживаются и такие известные ученые, как Б. Н. Габричидзе, А. Г. Черниховский, В. И. Леншин. Однако существует мнение и о том, что таможенное право - это своеобразный институт административного права, что утверждают С. В. Халипов, Л. Н. Макаров, К. К. Сандровский, и многие другие ученые.

Не смотря на широкий круг мнений, совершенно точно можно сказать то, что Таможенное право является комплексной отраслью российского права, поскольку включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного и международного права.

2. Предмет и метод таможенного права

Каждая отрасль права имеет свой специфический предмет, в пределах которого и осуществляется правовое регулирование той или иной отрасли. Под предметом, как правило, понимают общественные отношения, несущие комплексный характер. Данный круг отношений обусловлен содержанием и структурой исследуемой отрасли права.

К.К. Сандровский отмечал: «Применительно к таможенному праву таким предметом являются общественные отношения, возникающие в связи с установленным государством таможенным режимом и проведением таможенной политики в целом». Пожалуй, единственным недостатком данного определения является то, что в целом оно не отражает сущности таможенного дела. В данном определении предмет правового регулирования сведен к более узкому понятию, и внимание акцентируется только на одном, хотя и очень важном элементе его части - таможенной политике. Такая характеристика является не совсем правильной, ведь таможенное дело по своему составу и структуре - явление сложное и многоплановое и непосредственно несет комплексный характер.

Исходя из этого, под предметом таможенного права следует понимать все общественные отношения, возникающие в таможенной сфере. Эти отношения связаны с:

организацией таможенного дела в стране;

таможенным оформлением;

таможенными режимами;

специальными таможенными процедурами;

преступлениями и иными правонарушениями в таможенной сфере и ответственностью за их совершение;

участием Российской Федерации в международно-правовом сотрудничестве в таможенной сфере.

Для эффективного регулирования общественных отношений, возникающих в сфере таможенного права, применяются все имеющиеся способы правового воздействия на субъекты таможенных правоотношений. Среди них, прежде всего, выделяют административно-правовой и гражданско-правовой методы.

Административно-правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон. Здесь преобладают отношения неравных сторон, одна их которых управляет, а другая подчиняется первой. Однако следует признать, что таможенные органы и их должностные лица ни в коем случае не должны выходить за рамки правового поля, которое очерчено ТК ТС и иными законами РФ.

Таможенный Кодекс Таможенного Союза предоставляет лицам большие возможности для применения регулирования отношений в области таможенного дела гражданско-правовым методом. К примеру, лица, которые перемещают товар через таможенную границу, определяют вид таможенного режима. В соответствии с п. 2 ст. 407 ТК ТС по запросу заинтересованного лица и с письменного разрешения начальника таможенного органа или лица, им уполномоченного, таможенные операции могут совершаться не только в местах нахождения таможенных органов и их структурных подразделений, но и в других местах. То же самое можно сказать и о времени работы таможенного органа. Согласно ст. 408 ТК ТС время работы таможенных органов в местах таможенного оформления, устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций и участников внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, главной отличительной чертой всего массива общественных отношений в сфере таможенного дела является их комплексный характер и неоднородность разных групп и блоков этих отношений. Это в значительной мере обусловливает возможность объединить их в единое целое и выделить в качестве предмета и метода регулирования таможенного права.

3. Источники таможенного права

таможенный право инкорпорация консолидация

Под источниками права понимаются правовые акты различных государственных органов, в которых установлены нормы таможенного права.

Источниками таможенного права как отдельной правовой отрасли являются:

Конституция. Её нормы являются нормами прямого действия и закрепляют исходные начала и основные принципы таможенного дела в Российской Федерации. Будучи основным законом, конституция предопределяет характер таможенного дела в целом и, как уже отмечено, относит таможенное регулирование к ведению федеральных органов государственной власти, поэтому правовые акты государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления в число источников таможенного права не входят. Конституция РФ формирует принцип законности, являющийся одним из основных принципов осуществления таможенного дела в РФ.

Международно-правовые договоры и иные соглашения по таможенному делу. В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции РФ создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права. При этом применяется принцип приоритета международного договора над внутренним российским таможенным законодательством.

Федеральные законы. В систему источников таможенного права входят законы Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере таможенного дела. К таким законам относятся законы, в нормах которых закрепляются обязанности государственных органов и общественных организаций, юридических и физических лиц - субъектов таможенного права.

Подзаконные нормативно-правовые акты. Среди правовых актов верховенство имеют нормативные указы Президента РФ. Они издаются при наличии пробелов в существующем законодательстве и утрачивают силу с принятием федеральных законов по соответствующим вопросам. Например, Указом Президента РФ "О внесении изменений в статьи 22 и 48 Федерального закона "О государственной и гражданской службе Российской Федерации" устанавливаются иные правовые, организационные и финансово-экономические основы осуществления государственной гражданской службы Российской Федерации.

4. Система таможенного права

Таможенное право является комплексной отраслью права, в которой можно выделить три составные части:

Общая часть. Общая часть таможенного права включает следующие институты:

понятие, особенности, методы и система таможенного права;

институты;

правовой статус таможенных органов и их должностных лиц;

ответственность в таможенном праве.

Особенная часть. Особенная часть таможенного права содержит такие институты, как:

таможенное оформление;

таможенные тарифы;

таможенные процедуры;

таможенные платежи;

таможенный контроль.

Специальная часть. Специальная часть включает в себя:

международное таможенное право;

сотрудничество РФ с государствами - участниками СНГ по таможенным вопросам;

международные соглашения и двусторонние договоры по таможенным вопросам.

5. Система таможенных органов

Система таможенных органов включает следующие звенья, каждое из которых является подсистемой правоохранительных органов:

Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС).

В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г., ФТС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой и другими преступлениями и административными правонарушениями.

К основным полномочиям ФТС России относятся:

осуществление таможенного оформления и таможенного контроля;

производство по делам об административных правонарушениях;

проведение оперативно-розыскной деятельности и дознания;

осуществление валютного контроля и операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через границу;

обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства;

осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы;

обеспечение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

Структура ФТС России включает 8 главных управлений и 11 управлений с учетом основных направлений деятельности центрального аппарата.

Управления: кадров, организации силового обеспечения, собственной безопасности, валютного контроля, таможенных расследований и дознания, контрольно-ревизионное, правовое и ряд других.

Региональные таможенные управления.

Входят в единую систему таможенных органов, непосредственно подчинены Федеральной таможенной службе и осуществляют свою деятельность на части территории Российской Федерации, не всегда совпадающей с ее административно-территориальным делением.

В настоящее время функционирует семь региональных таможенных управлений:

) Дальневосточное;

) Приволжское;

) Северо-Западное;

) Сибирское;

) Уральское;

) Центральное;

) Южное.

6. Таможни Российской Федерации

Являются нижестоящим звеном по отношению к региональным таможенным управлениям. Территория их деятельности определяется ФТС по согласованию с Министерством экономического развития и торговли и может не совпадать с административными границами субъектов Российской Федерации.

Таможни возглавляются начальником, назначаемым на должность министром экономического развития и торговли, с учетом мнения руководителя регионального таможенного управления. Обычно в региональное таможенное управление входит несколько таможен.

В зависимости от расположения все таможни можно разделить на внутренние и пограничные. С учетом специфики проводимых операций их классифицируют как сухопутные, морские, речные, воздушные.

7. Таможенные посты

Определение территории его деятельности, создание, реорганизация, ликвидация, а также назначения начальника таможенного поста относятся к полномочиям руководителя регионального таможенного управления, кроме тех случаев, когда таможенный пост подчинен непосредственно ФТС России. Таможенный пост является правоохранительным органом и может быть наделен статусом юридического лица.

Таможенный пост уполномочен в полном объеме проводить таможенное оформление и таможенный контроль в определенном пункте или на конкретной территории, и в тех случаях, когда он получил статус юридического лица, таможенный пост является структурным элементом таможни.

8. Таможенное законодательство

Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы в местах ее совпадения с Государственной границей Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, - таможенным законодательством Российской Федерации.

Отношения в области таможенного дела могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации. На основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в области таможенного дела.

Таможенное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

С 1996 года в России существует несколько вариантов к рассмотрению ФЗ «О нормативных правовых актах РФ», который можно назвать «закон о законах». В одном из вариантов отлично рассмотрена структура законодательства. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право - конституционное законодательство, трудовое право - трудовое законодательство, гражданское процессуальное право - гражданское процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Представляется в следующем виде:

Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные указы Президента РФ, нормативные постановления Правительства РФ, нормативные приказы, постановления, инструкции и акты иных наименований министерств, государственных комитетов и иных центральных органов исполнительной власти, нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления, нормативные акты, издаваемые администрацией предприятий и учреждений в пределах предоставленных им полномочий (локальные акты).

Федеративное строение системы основано на двух критериях - федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской федерации:

федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты Федерации);

законодательство субъектов Российской Федерации - республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты);

законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).

Действие актов таможенного законодательства РФ

Акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (иные правовые акты Российской Федерации) применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, рассмотренных во втором абзаце.

Акты таможенного законодательства и иные правовые акты РФ, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты таможенного законодательства и иные правовые акты РФ могут иметь обратную силу, если это предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Запреты, ограничения или требования в области таможенного дела, устанавливаемые иными правовыми актами Российской Федерации, вводятся в действие не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования указанных актов, за исключением случаев, если:

Соответствующие положения актов законодательства, на основании и во исполнение которых издаются иные правовые акты Российской Федерации, направленные на обеспечение соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, прямо предусматривают введение их в действие в более короткие сроки;

Настоящим Кодексом установлен специальный порядок введения в действие указанных запретов, ограничений или требований.

9. Виды систематизации российского законодательства

Инкорпорация

объединение действующих нормативно-правовых актов в единые сборники без изменения их содержания и с сохранением самостоятельности. При таком способе систематизации законодательные акты объединяются по определенному основанию (хронологическому, тематическому, по органу, издавшему акты) без изменения содержания соответствующих актов. В этом случае может идти речь только о внешней обработке законодательного акта. Так, из него могут быть исключены статьи, потерявшие юридическую силу.

Различают инкорпорацию официальную и неофициальную. В первом случае издаются и утверждается соответствующим компетентным органом инкорпорационный сборник. Он является официальным источником законодательства. Сборники неофициальной инкорпорации такого значения не имеют. Иногда дополнительно выделяют и так называемую официозную инкорпорацию, под которой понимают издание сборников нормативных актов теми органами, которым это официально поручено.

Консолидация

способ систематизации, который состоит в объединении разных, но тематически единых законодательных актов в один акт. Это происходит в тех случаях, когда нормативный материал по своему содержанию отвечает современным задачам, но отличается раздробленностью. При создании нового акта все прежние акты утрачивают юридическую силу. Пример консолидации: Указ Президиума Верховного Совета СССР в 1980 г. «О праздничных и памятных днях» заменил 48 актов.Консолидация всегда имеет официальный характер.

Кодификация

способ систематизации, при котором имеет место как внутренняя, так и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. К кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства и др.

В теории права различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификации.

Всеобщая кодификация представляет собой создание сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства: свода законов, включающего в себя все основные нормы нрава всех отраслей национальной правовой системы; основ законодательства, устанавливающих наиболее общие правовые нормы, регулирующие определенные общественные отношения (например, основы соответствующего законодательства в СССР).

Отраслевая кодификация предполагает объединение норм в рамках определенной отрасли. При этом создается соответствующий акт - кодекс. Кодекс - это нормативно-правовой акт, при помощи которого осуществляется комплексное регулирование однородных общественных отношений (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.).

Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов. Например, Лесной кодекс РФ представляет собой совокупность норм, регулирующих специфические однородные отношения.

10. Законодательный процесс

Законодательный процесс - процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, - в России проходит следующие стадии:

законодательная инициатива.

Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;

рассмотрение законопроектов в Государственной Думе.

Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;

принятие законов Государственной Думой.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;

Одобрение законов в Совете Федерации.

Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;

Подписание законов Президентом РФ.

Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;

Опубликование и вступление в силу.

Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).

Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).

Существуют также ограничения действия закона в пространстве: некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.

Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.

Заключение

Совершенствование законодательства - это установленная Конституцией форма развития правовой системы, сфера практической деятельности субъектов конституционных отношений.

Российское законодательство вошло в период крупномасштабных реформ. Эти реформы, связанные, прежде всего с принятием нового законодательства практически по всем отраслям права, включая государственное.

В последние годы в России наблюдается бурное развитие законодательства. После принятия Конституции 1993 года резко активизировалась нормотворческая деятельность на региональном уровне.

Ведомственное нормотворчество также имеет весьма существенный объем. C 1992 года введена процедура обязательной регистрации ведомственных правовых актов в Министерстве юстиции России. Только в 1995 году в Минюст России на рассмотрение поступило 400 ведомственных правовых актов, из них зарегистрировано и введено в действие 237.

Обеспечение согласованности правовых норм, устранение противоречащих друг другу и дублирующих нормативных правовых актов достигается с помощью систематизации законодательства.

Список использованных источников

1.Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

.Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 1996 г. № 231 - ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2006 г. - № 52. - Ст. 5497.

.Окуньков, Л. А. Конституции государств Европейского союза Л. А. Окуньков. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1999. - 816 с. С.201-207.

.Комаров, А. С. Общая теория государства и права / А.С. Комаров. - М.: Питер-Юг, 2008. - 510 с. С. 199.

.Комаров, А. С. Основы государства и права / А.С. Комаров. - М.: Манускрипт, 2002. - 320 с.

.Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. - М.: Наука, 1973. - 272 с. С. 177.

.Системность законодательства как фактор повышения его качества Государство и право. - 2002 - № 8. - С. 5 - 15

.Гущина, Н. А. Система права и система законодательства: Соотношение и некоторые перспективы развития // Правоведение. - 2003. - № 5. - С. 198 - 204.

.Бобылев, А. И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. - 1998. - № 2. - С. 22 - 27.

.Жилин, Г. Соотношение права и закона // Российская юстиция. - 2000. - № 4. - С. 8 - 10.

Похожие работы на - Система таможенного законодательства в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!