Система таможенного законодательства Таможенного союза

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,99 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система таможенного законодательства Таможенного союза















Курсовая работа

Система таможенного законодательства Таможенного союза

Оглавление

Введение

. Правовые основы зарождающегося Евразийского союза

.1 История Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана

.2 Понятие Таможенного законодательства Таможенного союза

. Система таможенного законодательства Таможенного союза

.1 Правовые акты институтов Таможенного союза

.2 Правовой статус органов Таможенного союза Таможенного союза

Заключение

Список использованной литературы

законодательство правовое регулирование таможенный союз

Введение

Таможенное законодательство занимает особое место в правовой системе Российской Федерации.

Во-первых, это одна из наиболее «громоздких» отраслей законодательства по количеству входящих в нее нормативных правовых актов. Во-вторых, это самая «интернационализированная» отрасль российского законодательства, развивающаяся в строгом соответствии с международно-правовыми стандартами таможенного регулирования, которые в значительной степени определяют национальные модели таможенного регулирования.

Наконец, в-третьих, таможенное регулирование и таможенное законодательство обеспечивают поступление более половины всех доходных поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации.

Актуальность настоящего исследования заключается в том, что создание в 2010 г. Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в составе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации привело к фактическому упразднению таможенного права как отрасли российского законодательства и формированию сложного нормативно-правового механизма, включающего правовую базу таможенного регулирования Таможенного союза ЕврАзЭС и национальное законодательство о таможенном деле в государствах - членах Таможенного союза. Стремительное развитие интеграционных отношений в ЕврАзЭС, сначала в формате Таможенного союза, а затем и Единого экономического пространства, за два года привели к появлению системы международно-правовых актов, заменивших национальные таможенные законодательства государств - членов Таможенного союза и ставших правовой базой для развития региональной экономической интеграции на постсоветском пространстве.

Цель данной курсовой работы рассмотреть правовой статус Таможенного союза. Для достижения цели определены следующие задачи:

·рассмотреть предпосылки создания и этапы формирования таможенного союза;

·исследовать международно-правовое обеспечение таможенного регулирования в рамках Таможенного союза;

·проанализировать систему таможенного законодательства Таможенного союза;

·сделать соответствующие выводы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. Правовые основы зарождающегося Евразийского союза

1.1 История Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана

Договор о создании экономического союза от 24 сентября 1993 года, разработанный в рамках СНГ, в качестве одного из этапов интеграции предусматривал построение таможенного союза. Затем, в 1995 году, было заключено Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, к которому позже присоединились Казахстан и Киргизия. Участниками Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанного 26 февраля 1999 г., стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года - Узбекистан.

На неформальном саммите 16 августа 2006 г. главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу.

Через год, 6 октября 2007 г., на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Можно сказать, что 6 октября 2007 г. главы трех стран впервые реализовали идею таможенного союза на территории СНГ, создав необходимую нормативную основу его функционирования, и тем самым перешли к практическому воплощению его в жизнь.

Следующий этап становления таможенного союза пришелся на 2010 год:

· с 1 января объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф (на основе Единой товарной номенклатуры) и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран;

· с 1 июля отменено таможенное оформление и таможенный контроль на территориях России и Казахстана, а с 6 июля - и на территории Беларуси. Также с 6 июля для нашей страны начал действовать Таможенный кодекс таможенного союза.

И, наконец, последней (на текущей момент) вехой в формировании Таможенного союза явилась дата 1 июля 2011 г. Именно тогда был фактически отменен таможенный контроль на внутренних границах стран Таможенного союза. На российско-казахстанском участке границы таможенные органы прекращают совершение таможенных операций и всех функций по таможенному контролю в отношении товаров и транспортных средств, следующих через государственную границу России. На российско-белорусской границе в пунктах принятия уведомлений (ППУ) прекращается осуществление остававшихся до последнего времени отдельных операций по контролю транзита товаров третьих стран. Сами ППУ ликвидируются. Функции таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, следующих на территорию Таможенного союза, отныне осуществляются таможенными службами России, Беларуси и Казахстана в пунктах пропуска на внешней границе Таможенного союза.

Формирование Единого экономического пространства было завершено 1 июля 2012 г.

Таким образом, таможенный союз Беларуси, Казахстана и России строится на экономической и территориальной платформе ЕрАзЭС, имеет с ним общие органы управления, частично правовую базу и параллельное членство этих трех стран в обеих организациях. Создание таможенного союза не является конечной целью стран ЕврАзЭС, он представляет собой только одну из форм интеграции на пути к модели единого экономического пространства. Предполагается также, что в будущем в него войдут и другие государства-члены ЕврАзЭС. В свою очередь, Единое экономическое пространство предполагает интеграцию не только в экономической, таможенной, но и в политической сфере.

1.2 Понятие Таможенного законодательства Таможенного союза

Таможенное законодательство Таможенного союза представляет собой свод общеобязательных для всех государств - членов Таможенного союза правовых норм, регулирующих отношения, укладывающиеся в понятие таможенного регулирования.

Предметом таможенного законодательства является совокупность общественных отношений, объединенных в ст. 1 Таможенного кодекса понятием «таможенное регулирование в Таможенном союзе».

Через понятие таможенного регулирования в Таможенном союзе определяется объект правового регулирования таможенных отношений, содержание самого Таможенного кодекса и иных актов таможенного законодательства.

Особенностью «евразийской» модели таможенного союза является то, что ряд существенных полномочий по таможенному регулированию государства-участники оставили за собой. Национальные полномочия по таможенному регулированию реализуются в соответствии с законодательными актами, принимаемыми в каждом государстве - члене Таможенного союза.

В Российской Федерации таким актом является Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в Республике Беларусь - Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 января 2007 г. № 204-З2, а в Республике Казахстан - Кодекс

Республики Казахстан от 30 июня 2010 г. № 296-IV «О таможенном деле в Республике Казахстан».

Упомянутые законы государств - членов Таможенного союза не могут самостоятельно осуществлять таможенное регулирование. Они производны от таможенного законодательства Таможенного союза и не могут ему противоречить.

При этом те вопросы таможенного регулирования, которые являются предметом национальных законов, делегированы законодательным властям

государств-членов непосредственно Таможенным кодексом Таможенного союза ЕврАзЭС (далее - ТК) .

Понятие таможенного законодательства Таможенного союза раскрывается в ст. 3 <consultantplus://offline/ref=C00002FE28C3FEF6ADBCADED3AFB7CA81C574668AB405358177CFCACB9B74EB7604FD0F54FA6389014X2K> ТК. Следует отметить, что понятие «законодательство» можно использовать применительно к нормативным правовым актам, принимаемым в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС, лишь условно, поскольку нормативные акты, регулирующие таможенные отношения в Таможенном союзе, законами не являются.

Таким образом, пространственными пределами действия таможенного законодательства является единая таможенная территория Таможенного союза, которую согласно ст. 2 Таможенного кодекса составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Таможенное законодательство Таможенного союза представляет собой трехуровневую систему нормативных правовых актов, расположенных в соответствии с критерием убывания юридической силы следующим образом:

1) Таможенный кодекс <consultantplus://offline/ref=C00002FE28C3FEF6ADBCADED3AFB7CA81C574668AB405358177CFCACB91BX7K> Таможенного союза;

) международные договоры государств - членов Таможенного союза, регулирующие таможенные отношения в Таможенном союзе;

) решения Евразийской экономической комиссии (до 2012 года - Комиссии Таможенного союза).

В системе таможенного законодательства Таможенного союза актом, обладающим высшей юридической силой, является Таможенный кодекс <consultantplus://offline/ref=C00002FE28C3FEF6ADBCADED3AFB7CA81C574668AB405358177CFCACB91BX7K> Таможенного союза. Норма, закрепляющая примат ТК среди источников таможенного права Таможенного союза, содержится в ст. 1 <consultantplus://offline/ref=C00002FE28C3FEF6ADBCADED3AFB7CA814524463A3430E521F25F0AEBEB811A06706DCF44FA63A19X2K> решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года № 17 «О Договоре о Таможенном кодексе Таможенного союза».

ТК <consultantplus://offline/ref=C00002FE28C3FEF6ADBCADED3AFB7CA81C574668AB405358177CFCACB91BX7K> является приложением к Договору <consultantplus://offline/ref=C00002FE28C3FEF6ADBCADED3AFB7CA814524463A3430E521F25F0AEBEB811A06706DCF44FA63919X6K> о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года. Это приложение, а соответственно и сам ТК, являются неотъемлемой частью Договора.

Российская Федерация ратифицировала Договор <consultantplus://offline/ref=C00002FE28C3FEF6ADBCADED3AFB7CA814524463A3430E521F25F0AEBEB811A06706DCF44FA63919X6K> о Таможенном кодексе Таможенного союза Федеральным законом <consultantplus://offline/ref=C00002FE28C3FEF6ADBCADED3AFB7CA81C574760AF405358177CFCACB91BX7K> от 2 июня 2010 года № 114-ФЗ.

Передав значительную часть нормотворческих полномочий институтам Таможенного союза ЕврАзЭС, Российская Федерация перешла к использованию двухуровневого механизма регулирования таможенных отношений.

Первый уровень составляет таможенное законодательство Таможенного союза, а второй - национальное законодательство о таможенном деле государств - членов Таможенного союза.

Договор <consultantplus://offline/ref=C00002FE28C3FEF6ADBCADED3AFB7CA814524463A3430E521F25F0AEBEB811A06706DCF44FA63919X6K> о Таможенном кодексе Таможенного союза открыт для присоединения любого государства, которое станет членом Таможенного союза.

Изменения в ТК <consultantplus://offline/ref=C00002FE28C3FEF6ADBCADED3AFB7CA81C574668AB405358177CFCACB91BX7K> вносятся через принятие соответствующих протоколов, которые становятся неотъемлемой частью Договора <consultantplus://offline/ref=C00002FE28C3FEF6ADBCADED3AFB7CA814524463A3430E521F25F0AEBEB811A06706DCF44FA63919X6K> о Таможенном кодексе Таможенного союза (например, Протокол <consultantplus://offline/ref=C00002FE28C3FEF6ADBCADED3AFB7CA81C574667AD4A5358177CFCACB91BX7K> от 16 апреля 2010 года «О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года»).

Все иные Международные договоры государств - членов Таможенного союза, регулирующие таможенные отношения в Таможенном союзе, уступают по юридической силе ТК <consultantplus://offline/ref=C00002FE28C3FEF6ADBCADED3AFB7CA81C574668AB405358177CFCACB91BX7K> и составляют второй уровень таможенного законодательства Таможенного союза.

Договорная база Таможенного союза, с помощью которой регулируются таможенные отношения, состоит из двух групп международно-правовых актов:

) международных договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС и принятых до образования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: Соглашение <consultantplus://offline/ref=C00002FE28C3FEF6ADBCADED3AFB7CA81C524F60AD430E521F25F0AE1BXEK> о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года; Соглашение <consultantplus://offline/ref=C00002FE28C3FEF6ADBCADED3AFB7CA81B554367A01E045A4629F21AX9K> о Таможенном союзе от 20 января 1995 года; Договор <consultantplus://offline/ref=C00002FE28C3FEF6ADBCADED3AFB7CA81E564F61AF430E521F25F0AE1BXEK> о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года; Договор <consultantplus://offline/ref=C00002FE28C3FEF6ADBCADED3AFB7CA81C554568AB4F5358177CFCACB91BX7K> об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 годаи т.д.

) международных договоров, принятых после создания Таможенного союза и направленных на завершение формирования его договорно-правовой базы: Договор <consultantplus://offline/ref=C00002FE28C3FEF6ADBCADED3AFB7CA814544566AA430E521F25F0AE1BXEK> о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года; Соглашение <consultantplus://offline/ref=C00002FE28C3FEF6ADBCADED3AFB7CA814544665A3430E521F25F0AE1BXEK> о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года; Договор <consultantplus://offline/ref=C00002FE28C3FEF6ADBCADED3AFB7CA81C554769A2485358177CFCACB91BX7K> о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года и т.д.

Основные договоры и соглашения (включая учредительные договоры и Договор <consultantplus://offline/ref=C00002FE28C3FEF6ADBCADED3AFB7CA814524463A3430E521F25F0AEBEB811A06706DCF44FA63919X6K> о Таможенном кодексе Таможенного союза) утверждаются органом стратегического управления, принимающим наиболее важные решения, относящиеся к созданию и функционированию Таможенного союза. До 2012 года это был Межгосударственный Совет, с 2012 года - Высший Евразийский экономический совет.

Все перечисленные акты таможенного законодательства Таможенного союза действуют на всей таможенной территории Таможенного союза. Если таможенное законодательство Таможенного союза предусматривает, что таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, такое законодательство действует на территории этого государства - члена Таможенного союза. По общему правилу при таможенном регулировании применяются акты таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения и государственного регулирования внешнеторговой деятельности, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов. В отдельных случаях может быть предусмотрен иной порядок. Например, в случае выпуска товаров до подачи таможенной декларации (ст. 197 <consultantplus://offline/ref=C00002FE28C3FEF6ADBCADED3AFB7CA81C574668AB405358177CFCACB9B74EB7604FD0F54FA73E9214X8K> ТК).

Особый порядок устанавливается в отношении случаев перемещения товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза. К таким товарам применяются таможенное законодательство Таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы. Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не установлен, применяются нормы, действующие на день выявления нарушения установленных требований. Особые случаи применения норм таможенного законодательства действуют только в том случае, если иное регулирование не предусмотрено самим ТК <consultantplus://offline/ref=C00002FE28C3FEF6ADBCADED3AFB7CA81C574668AB405358177CFCACB91BX7K> или Международными договорами государств-членов Таможенного союза.

Таким образом, таможенное законодательство Таможенного союза обладает по отношению к национальному законодательству о таможенном регулировании приоритетной юридической силой и распространяет свое действие на все пространство единой таможенной территории Таможенного союза. Национальный закон о таможенном регулировании государства - члена Таможенного союза должен соответствовать таможенному законодательству Таможенного союза, и его действие распространяется только на территорию данного государства.

2. Система таможенного законодательства Таможенного союза

2.1 Правовые акты институтов Таможенного союза

Формирование таможенного законодательства Таможенного союза началось с заключения в Минске 27 ноября 2009 г. Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза.

Как уже отмечалось, Таможенный кодекс Таможенного союза является актом, обладающим высшей юридической силой. Норма, закрепляющая примат Таможенного кодекса среди актов таможенного законодательства Таможенного союза, содержится в ст. 1 Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза.

Таможенный кодекс - базовый нормативный акт, закрепляющий правовые основы таможенного регулирования в границах Таможенного союза. Все остальные акты таможенного законодательства принимаются в развитие Таможенного кодекса и должны ему соответствовать. Соответствовать Таможенному кодексу должны и акты законодательства о таможенном регулировании государств - членов Таможенного союза. Принцип соответствия всех источников таможенного права ЕврАзЭС предписаниям Таможенного кодекса представляет собой юридическую гарантию единства системы таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС.

Структура Таможенного кодекса отражает основные направления таможенного регулирования и включает в себя разделы, посвященные:

·общим положениям таможенного регулирования в Таможенном союзе;

·таможенным платежам;

·таможенному контролю;

·таможенным операциям;

·таможенным процедурам;

·особенностям перемещения через таможенную границу отдельных товаров.

Второй уровень структуры таможенного законодательства представленный международными договорами государств - членов Таможенного союза, входят только те международные договоры, которые регулируют таможенные отношения в рамках Таможенного союза.

Международные договоры, являющиеся актами таможенного законодательства.

Первые два уровня таможенного законодательства (Таможенный кодекс Таможенного союза и международные договоры государств-членов) составляют правовую базу стратегического управления в Таможенном союзе и регулируют наиболее важные отношения в таможенной сфере. Очевидно, что решения, принимаемые по стратегически важным вопросам, должны облекаться в форму международных договоров, принимаемых с учетом принципа суверенитета, которым обладают государства - члены Таможенного союза.

Для решения оперативных вопросов принимаются решения наднационального регулятора, которые составляют третий уровень таможенного законодательства Таможенного союза ЕврАзЭС.

Акты наднационального регулятора, регулирующие таможенные отношения в Таможенном союзе, принимаются в полном соответствии с актами, которые составляют два предыдущих уровня таможенного законодательства, - Таможенным кодексом и международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Развитие интеграционных процессов в ЕврАзЭС и курс на создание Единого экономического пространства ЕврАзЭС привели к реформированию институциональной структуры интеграционного объединения.

Первоначально в качестве наднационального регулятора выступала Комиссия Таможенного союза.

В 2012 г. постоянно действующим регулирующим органом Таможенного союза и Единого экономического пространства становится Евразийская экономическая комиссия. С этого же времени упраздняется Комиссия Таможенного союза.

Правовую основу деятельности наднационального регулятора составляют Договор о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 г. и Решение Высшего Евразийского экономического совета от 18 ноября 2011 г. «О Регламенте работы Евразийской экономической комиссии».

Сфера деятельности нового наднационального регулятора значительно расширяется по сравнению с полномочиями Комиссии Таможенного союза. Наряду с вопросами таможенной политики и внешнеторгового регулирования вновь образованная Евразийская экономическая комиссия осуществляет также наднациональное регулирование в области макроэкономической, валютной, конкурентной и энергетической политики, естественных монополий, транспорта, трудовой миграции, финансовых рынков и в других сферах экономической политики.

В п. 2 ст. 1 <consultantplus://offline/ref=C00002FE28C3FEF6ADBCADED3AFB7CA81C574668AB405358177CFCACB9B74EB7604FD0F54FA43F9914X3K> ТК закреплен один из важнейших принципов таможенного права Таможенного союза ЕврАзЭС, установивший соотношение между наднациональным и национальным уровнями таможенного регулирования. Отметим, что в текст п. 2 ст. 1 ТК были внесены изменения еще до того, как сам ТК <consultantplus://offline/ref=C00002FE28C3FEF6ADBCADED3AFB7CA81C574668AB405358177CFCACB91BX7K> вступил в силу для государств - членов Таможенного союза. Протоколом <consultantplus://offline/ref=C00002FE28C3FEF6ADBCADED3AFB7CA81C574667AD4A5358177CFCACB91BX7K> от 16 апреля 2010 года был внесен ряд изменений и дополнений в Договор <consultantplus://offline/ref=C00002FE28C3FEF6ADBCADED3AFB7CA814524463A3430E521F25F0AEBEB811A06706DCF44FA63919X6K> о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, одним из которых стало усиление принципа приоритета наднационального регулирования.

Если в прежней редакции п. 2 ст. 1 <consultantplus://offline/ref=C00002FE28C3FEF6ADBCADED3AFB7CA814534E69AB430E521F25F0AEBEB811A06706DCF44FA63819X9K> предусматривалось, что таможенное регулирование в Таможенном союзе должно осуществляться в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза, то в новой редакции эта норма получила важное добавление. Теперь национальное регулирование в рамках Таможенного союза возможно только до тех пор, пока не будут установлены соответствующие правоотношения на уровне таможенного законодательства Таможенного союза. Таким образом, был определен вектор развития союзного таможенного законодательства, направленный на охват наднациональным регулированием всех основных областей таможенного дела, а регулирование таможенных отношений на национальном уровне оставалось в качестве «юридического переживания». Оно осуществляется национальными регуляторами до тех пор, пока на наднациональном (союзном) уровне не появятся соответствующие нормы.

К актам таможенного законодательства Таможенного союза относятся:

а) решения, принимаемые Советом Евразийской экономической комиссии: например, Решение от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза»,

Решение от 16 июля 2012 г. № 55 «О применении Республикой Беларусь и Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, в отношении отдельных категорий товаров» и т.д.;

б) решения, принимаемые Коллегией Евразийской экономической комиссии: например, Решение от 12 июля 2012 г. № 110 «О ввозе (вывозе) товаров в целях организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи», Решение от 2 декабря 2013 г. № 284 «О Порядке принятия Евразийской экономической комиссией решений о классификации отдельных видов товаров» и т.д.

Подводя итог анализу таможенного законодательства Таможенного союза ЕврАзЭС, отметим следующее.

. Таможенное законодательство представляет собой многочисленные и разнородные правовые акты, регулирующие таможенные отношения в Таможенном союзе.

Все эти акты образуют единую систему, выстраиваемую вокруг базового акта - Таможенного кодекса Таможенного союза. Иные акты таможенного законодательства принимаются в соответствии с Таможенным кодексом, в развитие и во исполнение его предписаний.

. Таможенное законодательство Таможенного союза объединяет акты стратегического регулирования - Таможенный кодекс Таможенного союза и международные договоры государств - членов Таможенного союза, а также акты оперативного регулирования наднационального характера - решения Евразийской экономической комиссии (до 2012 г. - Комиссии Таможенного союза).

. Для Российской Федерации после ее вхождения в Таможенный союз ЕврАзЭС в 2010 г. важнейшей особенностью правового регулирования таможенных отношений стало формирование двухуровневого механизма, объединяющего таможенное законодательство Таможенного союза, а также национальное законодательство о таможенном регулировании, действующее на территории Российской Федерации.

. Таможенное законодательство Таможенного союза обладает по отношению к национальному законодательству о таможенном регулировании приоритетной юридической силой и распространяет свое действие на всю единую таможенную территорию Таможенного союза. В свою очередь, национальное законодательство о таможенном регулировании формируется в соответствии с предписаниями таможенного законодательства Таможенного союза, не может ему противоречить и действует в пределах территории данного государства - участника Таможенного союза.

. В Таможенном кодексе (ст. 1) закреплен один из важнейших принципов таможенного права Таможенного союза ЕврАзЭС, установивший соотношение между двумя уровнями таможенного регулирования -регулированием в рамках Таможенного союза и регулированием, осуществляемым на территории отдельного государства-члена Таможенного союза. Национальное регулирование таможенных отношений возможно только до тех пор, пока не будут установлены соответствующие нормы таможенного законодательства Таможенного союза.

2.2 Правовой статус органов Таможенного союза Таможенного союза

В рамках Таможенного союза Евразийского экономического сообщества сформированы органы и определены их полномочия для обеспечения реализации целей и задач международных договоров. До 2 февраля 2012 г. единым постоянно действующим регулирующим органом ТС ЕврАзЭС была Комиссия Таможенного союза, созданная в соответствии с Договором о Комиссии Таможенного союза. Основной задачей Комиссии Таможенного союза было обеспечение условий функционирования и развития ТС ЕврАзЭС. Со 2 февраля 2012 г. полномочия Комиссии Таможенного союза были переданы Евразийской экономической комиссии, учрежденной Договором о Евразийской экономической комиссии и являющейся наднациональным органом.

Согласно ст. 1 Договора о Евразийской экономической комиссии Евразийская экономическая комиссия учреждена как единый постоянно действующий регулирующий орган ТС ЕврАзЭС и Единого экономического пространства. Основной задачей Комиссии является обеспечение условий функционирования и развития ТС ЕврАзЭС и Единого экономического пространства, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках ТС ЕврАзЭС и Единого экономического пространства.

Полномочия Евразийской экономической комиссии содержатся в различных нормативных правовых актах в связи с тем, что в соответствии со ст. 39 Договора о Евразийской экономической комиссии полномочия упраздненной Комиссии Таможенного союза были переданы Евразийской экономической комиссии. Все источники, в которых определены полномочия Евразийской экономической комиссии, можно разделить на две группы:

) устанавливающие полномочия Евразийской экономической комиссии;

2) определяющие полномочия Комиссии Таможенного союза, переданные Евразийской экономической комиссии.

Первая группа нормативных правовых актов представлена Договором о Евразийской экономической комиссии, в соответствии со ст. 3 которого Евразийская экономическая комиссия осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных:

·Договором о Евразийской экономической комиссии;

·международными договорами, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства;

·решениями Высшего Евразийского экономического совета.

Порядок реализации полномочий Евразийский экономический комиссии определен Регламентом работы Евразийской экономической комиссии, утвержденный Решением Высшего Евразийского экономического совета от 18 ноября 2011 г. № 1 «О Регламенте работы Евразийской экономической комиссии».

Основной массив нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус Евразийской экономической комиссии, относится ко второй группе - нормативные правовые акты, определяющие полномочия Комиссии Таможенного союза, переданные Евразийской экономической комиссии. В эту группу входят международные договоры, формирующие договорно-правовую базу ТС ЕврАзЭС, и решения Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества. Например, Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании» определены полномочия Евразийской экономической комиссии в сфере правого регулирования таможенно-тарифных отношений. В соответствии с п. 7 Решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» Евразийская экономическая комиссия осуществляет ведение Единого таможенного тарифа ТС ЕврАзЭС.

Евразийская экономическая комиссия обязана осуществлять контроль за зачислением и распределением ввозных таможенных пошлин в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 20 мая 2010 г. «Об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)».

Для выполнения своих полномочий Евразийская экономическая комиссия принимает решения, имеющие обязательный характер для государств - членов ТС ЕврАзЭС, подлежащие непосредственному применению на территориях государств - членов ТС ЕврАзЭС (ст. 5 Договора о Евразийской экономической комиссии) и относящиеся к наднациональному уровню правового регулирования в ТС ЕврАзЭС.

В ст. 3 Договора о Евразийской экономической комиссии закреплены сферы деятельности комиссии. По сравнению с полномочиями Комиссии Таможенного союза сфера деятельности Евразийской экономической комиссии дополнилась рядом вопросов. Наряду с вопросами таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, таможенного администрирования Евразийская экономическая комиссия также осуществляет деятельность в следующих сферах:1) техническое регулирование;2) санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры;3) зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин; 4) установление торговых режимов в отношении третьих стран;5) статистика внешней и взаимной торговли;6) макроэкономическая политика;7) конкурентная политика;8) промышленные и сельскохозяйственные субсидии;9) энергетическая политика; 10) естественные монополии;11) государственные и (или) муниципальные закупки;12) взаимная торговля услугами и инвестиции;13) транспорт и перевозки;14) валютная политика;15) охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг;16) трудовая миграция;17) финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг);18) иные сферы. Кроме решений Евразийская экономическая комиссия также вправе давать рекомендации, которые обязательного характера не имеют.

Решения Комиссии принимаются Советом Комиссии и Коллегией Комиссии в пределах полномочий, установленных Договором о Евразийской экономической комиссии, и в порядке, предусмотренном этим Договором и Регламентом Комиссии.

Все решения Евразийской экономической комиссии в обязательном порядке размещаются на ее официальном сайте в сети Интернет: eurasiancommission.org (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 апреля 2013 г. № 8319).

Евразийская экономическая комиссия состоит из Совета и Коллегии. Совет осуществляет общее регулирование интеграционными процессами в ТС ЕврАзЭС и руководство деятельностью Евразийской экономической комиссии.

В Совет Комиссии входят Совет Комиссии входят по одному представителю от каждого государства - члена ТС ЕврАзЭС, являющемуся заместителем главы правительства, наделенному необходимыми полномочиями в соответствии с законодательством соответствующего государства - члена ТС ЕврАзЭС.

Исполнительным органом является Коллегия, которая вырабатывает предложения в сфере дальнейшей интеграции. Деятельность Евразийской экономической комиссии обеспечивается департаментами. Коллегия Комиссии состоит из девяти членов, - по три члена Коллегии комиссии от каждого государства - члена ТС ЕврАзЭС, один из которых является Председателем Коллегии Комиссии.

В целях обеспечения эффективного функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства Комиссия вправе создавать консультативные органы для проведения консультаций по отдельным вопросам, принятие решений по которым относится к компетенции Комиссии. Согласно п. 94 Регламента о Евразийской экономической комиссии Совет вправе определить вопросы, для рассмотрения которых в обязательном порядке требуется получение заключения консультативного органа. Вопросы, определенные Советом как вопросы, по которым Коллегия обязана провести консультации в соответствии со ст. 9 Договора о Евразийской экономической Комиссии, рассматриваются в рамках соответствующего консультативного органа до рассмотрения данных вопросов на заседании Коллегии. Деятельность каждого консультативного органа при Коллегии определяется Положением. Положение консультативного органа утверждается Коллегией. При формировании консультативного органа Коллегия запрашивает государства - члены ТК ТС ЕврАзЭС о кандидатурах уполномоченных представителей органов исполнительной власти для включения в состав создаваемого консультативного органа. В состав консультативных органов могут включаться независимые эксперты.

Консультативные органы при Коллегии Комиссии в пределах своих полномочий осуществляют выработку предложений для Коллегии Комиссии по вопросам, которые входят в их компетенцию и по которым Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения.

Организационно-техническое и финансовое обеспечение деятельности консультативных органов при Коллегии Комиссии осуществляется Комиссией.

В рамках своей деятельности Комиссия вправе образовывать структурные подразделения, представительства Комиссии в Сторонах по решению Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств - в третьих странах и их объединениях, а также при международных организациях.

Следовательно, единого нормативного акта, устанавливающего правовой статус Евразийской экономической комиссии, не существует, поэтому правовой статус может быть определен через анализ нормативных актов: международных договоров, включая Таможенный кодекс ТС ЕврАзЭС, решения Межгосударственного совета и Высшего Евразийского экономического совета. Эти нормативные акты можно разбить на две группы: нормативные акты, непосредственно устанавливающие полномочия Евразийского экономической комиссии, и нормативные акты, определяющие полномочия Евразийской экономической комиссии через полномочия Комиссии Таможенного союза. По своему характеру полномочия Евразийской экономической комиссии в целом носят регулирующий характер. К основным сферам регулирования можно отнести экономическую и таможенную.

Заключение

В заключении, подводя итог сказанному, можно сделать следующий вывод.

. В механизме таможенного регулирования, сформировавшемся в Таможенном союзе ЕврАзЭС представлены две подсистемы таможенного регулирования - одна из них действует на всей единой территории Таможенного союза и совпадает с понятием таможенного законодательства Таможенного союза, другая - применяется на национальном уровне, когда соответствующие таможенные отношения не урегулированы «союзным» законодательством, а отнесены к сфере законодательства о таможенном деле одного из государств - членов Таможенного союза.

. В системе таможенного законодательства Таможенного союза выделяются международный и наднациональный уровни таможенного регулирования. Стратегическое управление таможенными отношениями в рамках Таможенного союза осуществляется на договорных началах, с помощью международно-правовых договоров, преимущественной юридической силой среди которых обладает Таможенный кодекс Таможенного союза ЕврАзЭС.

. Включение актов наднационального регулирования в механизм национальной правовой системы Российской Федерации и иных участников Таможенного союза - новое, уникальное явление в российском праве. Определяя место актов наднационального органа в системе источников таможенного законодательства Таможенного союза, Таможенный кодекс устанавливает, что такие акты принимаются в соответствии с Таможенным кодексом и международными договорами государств - членов Таможенного союза. Таким образом, устанавливается «подзаконный» характер актов наднационального органа, которые принимаются в развитие и во исполнение «первичного права» Таможенного союза - Таможенного кодекса и международными договорами государств - членов Таможенного союза, составляющих в совокупности договорно-правовую базу Таможенного союза.

. Следует различать международные договоры, входящие в состав таможенного законодательства и составляющие договорные основы Таможенного союза, и международные договоры, ратифицированные по крайней мере одним из государств-членов, при этом не относящиеся к договорной базе Таможенного союза. Последние, не являясь актами таможенного законодательства, выступают в качестве источников национального таможенного права, действуют на территории данного государства и имеют преимущественную силу в случае коллизии международного договора и национального законодательного акта о таможенном деле.

Список использованной литературы

Нормативно-правовая база

1.Таможенный кодекс Таможенного союза ЕврАзЭС// Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.

.Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 января 2007 г. № 204-З2//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 17.2/1301.

.Кодекс Республики Казахстан от 30 июня 2010 г. № 296-IV «О таможенном деле в Республике Казахстан»// Казахстанская правда. 2010. № 169-170.

.Федеральный закон от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза»//Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 23, ст. 2796.

.Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.

.Договор о Евразийской экономической комиссии (подписан в г. Москва 18 ноября 2011 г.) // СЗ РФ. 2012. № 11. Ст. 1275.

.Договор о Комиссии Таможенного союза (подписан в г. Душанбе 6 октября 2007 г.) // СЗ РФ. 2011. № 12. Ст. 1553.

.Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года// Бюллетень международных договоров. 2010. № 10.

.Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года//Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 44, ст.4993

.Договор от 10 октября 2000 г. «Об учреждении Евразийского экономического сообщества»// Собрание законодательства РФ. 2002. № 7. Ст. 632.

.Договор от 10 октября 2000 г. «Об учреждении Евразийского экономического сообщества»// Собрание законодательства РФ. 2002. № 7. Ст. 632.

.Договор от 26 февраля 1999 г. «О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве»// Бюллетень Международных договоров. 2001. № 12.

.Договор от 26 февраля 1999 г. «О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве»// Бюллетень Международных договоров. 2001. № 12.

.Соглашение от 6 января 1995г. «О Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь// Бюллетень Международных договоров. 1995. № 10.

.Соглашение от 20 января 1995 г. «О Таможенном союзе»// Бюллетень Международных договоров. 1995.№6.

Специальная литература

1. Вельяминов Г.М. Таможенный союз в правовом ракурсе // Государство и право, 2010. - №2.

.Винницкий Д.В. Евразийское экономическое сообщество: правовые инструменты формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства // Правовая доктрина, 2012. - №5.

.Козырин А.Н. Интеграционные процессы в ЕврАзЭС: новое в правовом регулировании публичных финансов // Финансовое право. 2013. № 10.

.Козырин А.Н. Организационно-правовые основы таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Реформы и право. 2012. № 1.

.Международная экономическая интеграция: учеб. пособие/под ред. Н.Н. Ливенцева. - М.: Экономистъ, 2010.

.Пащенко А.В., Хрешкова В.В. Таможенно-тарифные правоотношения в Таможенном союзе ЕврАзЭс // Реформы и право. 2012. № 1.

.Кембаев Ж. Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России (проблемы и перспективы зарождающегося Евразийского союза) // Юрист, 2011. - №11.

.Пащенко А.В., Хрешкова В.В. Таможенно-тарифные правоотношения в Таможенном союзе ЕврАзЭс // Реформы и право. 2012. № 1.

.Пащенко А.В., Хрешкова В.В. Таможенно-тарифные правоотношения в Таможенном союзе ЕврАзЭс // Реформы и право. 2012. № 1.

Похожие работы на - Система таможенного законодательства Таможенного союза

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!