Правовое обеспечение таможенного контроля

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,25 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое обеспечение таможенного контроля

ВВЕДЕНИЕ

Одним из видов деятельности, осуществляемых таможенными органами, является правоохранительная деятельность. Правоохранительная направленность деятельности таможенных органов реализуется в рамках таможенного контроля, в том числе и с использованием его косвенных методов, например, таможенной экспертизы, а также с ведением расследований по административным и уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов. Наиболее ярко правоохранительная деятельность, безусловно, реализуется в рамках оперативно-розыскной деятельности: задержание лиц, незаконно перевозящих товары и транспортные средства через государственную границу и т.д.

Однако таможенный контроль является самым передовым элементом правоохранительной деятельности таможенных органов. Поскольку ежедневно государственную границу Российской Федерации через пункты пропуска пересекают тысячи резидентов различных стран. По усмотрению должностных лиц таможенных органов они подвергаются личному таможенному досмотру, а транспортные средства международной перевозки таможенному осмотру или досмотру. При реализации вышеуказанных форм таможенного контроля зачастую выявляются предметы, запрещенные к перевозу через государственную границу. В этой связи тема: «Правовое обеспечение таможенного контроля» является актуальной.

Основная цель данной работы - изучение правовых основ таможенного контроля.

Следовательно, необходимо выполнить следующие задачи:

·рассмотреть понятие и принципы, цели и сроки проведения таможенного контроля;

·определить субъекты и объекты таможенного контроля;

·рассмотреть систему управления рисками в таможенном контроле;

·рассмотреть современный этап таможенного контроля.

·1 ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Под таможенным контролем следует понимать совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза.

При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.

В целях совершенствования таможенного контроля таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами.

В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями).

При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органам не требуется, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС.

К целям таможенного контроля относятся:

·определение соответствия досматриваемых товаров данным, заявленным в таможенной декларации;

·определение соответствия досматриваемых товаров нормам, установленным соответствующими регламентирующими перечнями и списками;

·контроль за разрешительным порядком перемещения товаров;

·классификация товаров по ТН ВЭД;

·определение стоимости, количества, качества.

Проверка соблюдения положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в отношении условно выпущенных товаров, а также товаров, вывезенных из Российской Федерации под обязательство об обратном ввозе либо в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, допускается в течение сроков нахождения товаров под таможенным контролем либо до завершения действия таможенных процедур временного вывоза или переработки вне таможенной территории.

Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Объектами таможенного контроля являются:

)товары, в том числе транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу и (или) подлежащие декларированию в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза;

)таможенные декларации, документы и сведения о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;

)деятельность лиц, связанная с перемещением товаров через таможенную границу, оказание услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемая в рамках отдельных таможенных процедур;

)лица, пересекающие таможенную границу.

Субъектами таможенного контроля являются должностные лица таможенных органов, которые осуществляют таможенный контроль от имени таможенных органов.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ И ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Система управления рисками (СУР) - современный общепринятый механизм эффективной организации таможенного контроля.

Таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.

Согласно статье 121 ТК ТС, управление рисками - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации.

Целями применения СУР при осуществлении таможенного контроля являются:

)обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;

)сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;

)выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств - членов таможенного союза:

·имеющих устойчивый характер;

·связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

·подрывающих конкурентоспособность товаров таможенного союза; затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы;

)ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу.

Под анализом риска следует понимать систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный.

Выявленный риск - факт, свидетельствующий о том, что нарушение таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств - членов таможенного союза уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте.

Потенциальный риск - риск, который не был выявлен, но условия для его возникновения существуют.

К объектам анализа риска относятся:

)товары, находящиеся под таможенным контролем либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

)транспортные средства международной перевозки;

)сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;

)сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;

)деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;

) результаты применения форм таможенного контроля.

Кроме того, таможенные органы осуществляют и оценку рисков.

Оценка рисков - систематическое определение возможности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства таможенного союза в случае его возникновения.

Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками заключается в выполнении следующих задач:

)формирование информационной базы данных системы управления рисками таможенных органов;

)анализ и оценка рисков, включающих в себя систематическое определение:

·объектов анализа рисков;

·индикаторов риска по объектам анализа риска, определяющих необходимость принятия мер по предотвращению и минимизации рисков;

·оценки возможного ущерба в случае возникновения рисков;

)разработка и реализация практических мер по управлению рисками с учетом:

·вероятности возникновения рисков и возможных последствий;

·анализа применения возможных мер по предотвращению и минимизации рисков.

Сбор, обработка и анализ информации об эффективности принятых мер по минимизации рисков и результатах применения к конкретным товарам и (или) транспортным средствам отдельных форм таможенного контроля осуществляется таможенными органами на постоянной основе.

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Современным общепринятым механизмом организации таможенного контроля является система управления рисками. Еще в 2005 году начал создаваться «зеленый сектор» субъектов ВЭД, в отношении которых возможно проведение таможенного контроля не в полном объеме. Всего сюда включено 120 организаций.

Благодаря СУР с начала 2004 года к 2009 году удалось уменьшить долю партий досматриваемых товаров с 80 до 10 процентов, повысив при этом эффективность досмотра.

В 2006 году ФТС России начата разработка новой автоматизированной системы контроля таможенного транзита с учетом ее взаимодействия с NCTS стран Европейского сообщества. Ее внедрение в таможенных органах началось с 2008 года. К перспективным шагам, способствующим ускорению таможенных процедур и развитию внешнеэкономической деятельности является введение с 2007 года ЕАД, внедрение ИДК в пунктах пропуска.В целях реализации новых подходов в работе таможенных органов осуществляются следующие мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования и таможенного контроля:

·обустройство государственной границы Российской Федерации, создание современных складских таможенно-логистических терминалов;

·развертывание сети стационарных и передвижных инспекционно-досмотровых комплексов;

·внедрение новых информационно-технических средств обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации;

·создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля, в том числе сопряжение баз данных налоговой службы и таможенных органов Российской Федерации;

·создание операционного центра для обработки информации и принятия решений;

·совершенствование технологии формирования и введения данных таможенной статистики в соответствии с международными стандартами;

·усиление таможенного контроля после выпуска товаров в обращение на таможенной территории Таможенного союза.

Внедрение применяемых в ряде развитых стран мира технологий по типу интегрированного управления и контроля на границе, основанных на единой информационной системе правоохранительных и контролирующих органов позволяет совмещать в пунктах пропуска документальный контроль за товарами, перемещаемыми через государственную границу Российской Федерации, а также улучшает качество производимого досмотра таких товаров. В результате это создаёт благоприятные условия пересечения пассажирами границы и перемещения через нее товаров, сокращает время ее прохождения, снижает издержки, увеличивает объем товаропотока, содействовут реализации торгово-логистических технологий «от двери к двери», «точно в срок» и «под ключ».

Анализ различных форм таможенного контроля в условиях модернизации таможенных органов, а также характеристики преступлений, расследование которых отнесено к компетенции таможенных органов, позволяют выделить две группы и шесть типов взаимосвязанных оперативных задач, требующих применения технических средств.

Первая охранительно-поисковая группа включает в себя следующие задачи:

)досмотрово-поисковые, включающие поиск, досмотр и обнаружение при досмотре:

·тайников и сокрытых вложений;

·предметов контрабанды и нарушений таможенных правил.

)контрольные, включающие:

·таможенное наблюдение;

·контроль массы (веса), объема и количества перемещаемых товаров;

·контроль носителей аудио- и видеоинформации;

·контроль атрибутов таможенного обеспечения (средств идентификации).

Вторая аттестационная группа регулятивных задач включает в себя:

)оперативную диагностику:

·перемещаемых через таможенную границу товаров и предметов; таможенных документов и атрибутов таможенного обеспечения (средств идентификации);

·таможенных правонарушений и контрабанды.

)оперативную классификацию перемещаемых через таможенную границу товаров.

)идентификацию товаров и транспортных средств.

)таможенное опробование товаров и предметов.

Технические средства таможенного досмотра и поиска применяются для решения группы охранительных оперативных задач, которые могут одновременно использоваться как с целью досмотра, так и поиска (например, досмотровая рентгеновская техника). Однако поисковые технические средства нацелены главным образом на поиск и обнаружение тайников и сокрытых вложений.

Таким образом, таможенный контроль, представляющий собой совокупность мер, направленных на обеспечение соблюдения законодательства ТС, осуществляется с использованием системы управления рисками, которая является современным общепринятым механизмом организации таможенного контроля. Таможенный контроль на сегодняшний день проводится с использованием новейших технических средств. Кроме того, на современном этапе организация таможенного контроля в РФ достигла высокого уровня, что позволяет эффективно достигать поставленные цели перед таможенным контролем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в ходе работы в соответствии с поставленной целью были выполнены следующие задачи:

·рассмотрены понятие и принципы, цели и сроки проведения таможенного контроля;

·определены субъекты и объекты таможенного контроля;

·рассмотрена система управления рисками в таможенном контроле;

·рассмотрен современный этап таможенного контроля.

Таможенный контроль - одна из функций таможенных органов, совокупность действий и мер, направленных на обеспечение соблюдения таможенного законодательства.

Таможенный контроль осуществляется в соответствии с определенными целями, с установленным законодательством сроком и принципами.

Должностные лица таможенных органов являются субъектами таможенного контроля, которые осуществляют его в отношении установленных законодательством объектов.

Система управления рисками (СУР) представляет собой современный общепринятый механизм эффективной организации таможенного контроля.

На современном этапе таможенный контроль осуществляется с использованием новейших технических средств таможенного контроля. И на сегодняшний день организация таможенного контроля в РФ достигла высокого уровня, что позволяет эффективно достигать поставленные цели перед таможенным контролем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

таможенный контроль риск

1.Таможенный кодекс Таможенного союза принят Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического совета от 27.11.2009 г [Текст] - М.: Проспект, 2012. - 192 с.

2.Федеральный закон Российской Федерации «О таможенном регулировании в Российской Федерации» N 311-ФЗ от 27 ноября 2010 г. ( в ред. N 114- ФЗ от 05.05.2014) [Текст] - М.: Право, 2014 - 208 с.

.Толкушкин, А.В. Таможенное дело [Текст]: учебник / А.В. Толкушкин - М.: Юрайт, 2010 - 523 с.

.Эриашвили, Н.Д. Таможенное дело [Текст]: учебник / Н. Д. Эриашвили - М.: Закон и право, 2011 - 375 с.

5.Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс] - Internet: <http://www.customs.ru>.

Похожие работы на - Правовое обеспечение таможенного контроля

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!