Правовые основы таможенного контроля при перемещении товаров железнодорожным транспортом

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,97 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовые основы таможенного контроля при перемещении товаров железнодорожным транспортом












Курсовая работа

По дисциплине: "Таможенное право"

На тему: "Правовые основы таможенного контроля при перемещении товаров железнодорожным транспортом"












Санкт-Петербург 2011

Оглавление

Введение

Глава 1. Правовые основы таможенного контроля при перемещении товаров через таможенную границу железнодорожным транспортом

1.1 Понятие и нормативно-правовая база таможенного контроля при перемещении товаров через границу железнодорожным транспортом

Глава 2. Проведение таможенного контроля при перемещении товаров железнодорожным транспортом через таможенную границу

2.1 Зоны таможенного контроля, правила и сроки осуществления контроля

2.2 Документы и сведения, представляемые таможенному органу при перемещении товаров железнодорожным транспортом через ТГ

2.3 Формы таможенного контроля при перемещении товаров через таможенную границу железнодорожным транспортом

2.3.1 Таможенный осмотр

2.3.2 Таможенный досмотр

2.3.3 Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля

2.3.4 Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля

2.3.5 Проведение таможенных проверок

2.4 Проведение таможенного контроля и действия уполномоченных должностных лиц при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (ТТ)

2.4.1 Таможенный контроль при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (ТТ)

2.4.2 Действия должностных лиц таможенных органов при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, возникших при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой ТТ

2.4.3 Действия должностных лиц таможенных органов при разгрузке, перегрузке (перевалке), замене транспортных средств, а также продлении срока ТТ при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой ТТ

2.5 Действия должностных лиц таможенных органов при помещении товаров на временное хранение

2.6 Действия таможенных органов при убытии товаров, перемещаемых через ТГ железнодорожным транспортом

Глава 3. Ответственность за нарушения правил перемещения товаров железнодорожным транспортом через таможенную границу и судебная практика

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы исследования. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу связано с выполнением различных таможенных процедур, а именно с выбором таможенного режима, таможенным оформлением, уплатой таможенных платежей. Среди них особая роль отводится таможенному контролю, осуществляемому в различных формах и нацеленному на выявление, пресечение и предупреждение нарушений таможенного законодательства.

Ускорение товарооборота через границу обусловливает необходимость сокращения времени, затрачиваемого на таможенное оформление и таможенный контроль без снижения их эффективности. В целом этому способствует новая стратегия осуществления таможенного контроля, предусматривающая постепенный переход от тотальной системы таможенного контроля к его выборочности и достаточности с максимальным использованием системы управления рисками.

Актуальность темы исследования, таким образом, обусловлена существенными изменениями, произошедшими в правовом регулировании деятельности железнодорожного транспорта, в особенности, в регулировании отношений в сфере железнодорожной перевозки грузов.

Объектом исследования являются правовые отношения, складывающееся в процессе осуществления железнодорожной перевозки грузов.

Предмет исследования составляют наиболее важные аспекты таможенного контроля товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом.

Целью работы является исследование теоретических и практических проблем правового регулирования перемещения товаров железнодорожным транспортом через таможенную границу и правоприменительной практики.

Задачи:

.выявить правовые основы таможенного контроля при перемещении товаров через таможенную границу железнодорожным транспортом;

2.определить порядок проведения таможенного контроля при перемещении товаров через таможенную границу железнодорожным транспортом (зоны таможенного контроля, правила и сроки осуществления контроля; документы и сведения, представляемые таможенному органу при перемещении товаров железнодорожным транспортом через ТГ; формы таможенного контроля при перемещении товаров через таможенную границу железнодорожным транспортом);

.выявить особенности таможенного контроля при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (ТТ);

.определить действия должностных лиц таможенных органов при помещении товаров на временное хранение;

.определить действия таможенных органов при убытии товаров, перемещаемых через ТГ железнодорожным транспортом;

.выявить судебную практику привлечения к ответственности за нарушения правил помещении товаров железнодорожным транспортом через ТГ.

Глава 1. Правовые основы таможенного контроля при перемещении товаров через таможенную границу железнодорожным транспортом

1.1 Понятие и нормативно-правовая база таможенного контроля при перемещении товаров через границу железнодорожным транспортом

Согласно ст.95. ТК ТС "таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством ТС и законодательством государств-членов ТС. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 4 ТК ТС таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС и законодательства государств - членов ТС, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

При осуществлении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные положениями ТК ТС и законодательством стран участниц ТС, где производится таможенное оформление - Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 11.07.2011)"О таможенном регулировании в Российской Федерации". В соответствии с ст.12 ФЗ " Таможенные органы проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации". Раздел III Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 11.07.2011)"О таможенном регулировании в Российской Федерации" определяет общие положения о таможенном контроле; проведение таможенного контроля; систему управления рисками; зоны таможенного контроля; сроки осуществления таможенного контроля; привлечение должностных лиц других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции контроля и надзора, для участия в таможенном контроле; представление документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля; предоставление банками документов и сведений, необходимых для проведения таможенной проверки; дополнительные полномочия таможенных органов, обнаруживших товары, незаконно ввезенные в РФ, либо товары, в отношении которых нарушены условия применения таможенных процедур или ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами; использование технических средств и водных и воздушных судов при проведении таможенного контроля; использование результатов таможенного контроля при производстве по делам об административных правонарушениях, рассмотрении гражданских и уголовных дел; таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля.

Участие специалистов и экспертов при проведении таможенного контроля; привлечение эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации к проведению таможенной экспертизы. Гл.20 ФЗ определяет формы и порядок проведения таможенного контроля;. таможенный осмотр помещений и территорий; учет таможенными органами товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности; оформление результатов таможенной проверки и принятие решений по ее результатам; назначение выездных таможенных проверок; срок и порядок приостановления проведения выездной таможенной проверки; доступ должностных лиц таможенного органа на объект проверяемого лица для проведения выездной таможенной проверки и др.

Глава 21 ФЗ определяет "основания и порядок распоряжения товарами, обращенными в федеральную собственность, и задержанными товарами, не являющимися предметами административных правонарушений или преступлений. Задержание товаров"

Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.

В соответствии со ст.94 ТК ТС вышеуказанные обстоятельства определяют основной принцип проведения таможенного контроля - выборочность форм таможенного контроля (таможенные органы, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС. При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками.

При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства РФ.

При ввозе на таможенную территорию ТС товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и считаются находящимися под таможенным контролем до: помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта; приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров ТС; помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения; обращения в собственность государства - члена ТС; фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза; признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями. Пользование и распоряжение ввезенными товарами, находящимися под таможенным контролем, допускается в порядке и на условиях, которые определены ТК ТС.

Система управления рисками (СУР) основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства ТС и применяется для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.

Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела (ФТС России), определяет стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков. Такая стратегия определяется документами, к которым установлен ограниченный доступ.

таможенный контроль товар железнодорожный

Применение форм таможенного контроля, которые не установлены ТК ТС, не допускается. Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами.

Проведение таможенного контроля производится на основании ТК ТС гл.3 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ <D:\1\168109> "О таможенном регулировании в Российской Федерации", Соглашения <D:\1\156059> от 21 мая 2010 г. "Об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза", Соглашения <D:\1\156062> между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21 мая 2010 г. "О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза", решений Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 260 <D:\1\156992> "О формах таможенных документов"; от 18 июня 2010 г. N 289 "О форме и порядке заполнения транзитной декларации", от 18 июня 2010 г. N 330 <D:\1\160709> "О порядке подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза"; от 17 августа 2010 г. N 438 <D:\1\166867> "О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита"; Приказа ФТС России от 24 января 2008 г. N 52 <D:\1\117772> "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет".

С 1 июля 2010 года вступили в силу Решения Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 "О применении санитарных мер в Таможенном союзе"; от 18.06.2010 № 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе"; от 18.06.2010 № 318 "Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе"; от 08.06.2010 № 319 "О техническом регулировании"; Решение Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 710 Технический регламент ТС "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011) и др.

В настоящее время действует "Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений", установленный решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 г. N 132.

Таким образом, таможенный контроль - совокупность контрольных процедур, реализующих формы таможенного контроля и формы управления контрольной деятельностью, которые осуществляются таможенными органами на базе системы управления таможенными рисками (СУР). Таможенный контроль осуществляется путем определения и подтверждения статуса товаров, транспортных средств и лиц при оптимальном использовании форм таможенного контроля. таможенный риск - вероятность наступления в силу несоблюдения таможенного законодательства невосполнимого в определенной части ущерба.

Важными новшествами в сфере таможенного регулирования являются: создание единых условий транзита на всей территории ТС; отмена таможенного оформления и таможенного контроля за товарами, происходящими с территории государств - участников ТС, выпущенными иностранными товарами для свободного потребления на единой таможенной территории стран - участников ТС.

ТК ТС предусматривает новые формы таможенного контроля по сравнению с формами, установленными ТК РФ, а именно учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и проверку системы учета товаров и отчетности, содержит статьи о порядке задержания товаров и документов на них при проведении таможенного контроля.

Глава 2. Проведение таможенного контроля при перемещении товаров железнодорожным транспортом через таможенную границу

2.1 Зоны таможенного контроля, правила и сроки осуществления контроля

Проведении таможенного контроля над товарами, перемещаемыми железнодорожным транспортом, осуществляется с момента прибытия товаров на ТТ ТС до выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при ввозе), при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, а также с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории ТС, и до пересечения ТГ ТС в железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу (ЖДПП) .

Проведение таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу ТС железнодорожным транспортом осуществляется с повагонными, контейнерными, мелкими, групповыми и маршрутными отправками юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями товаров, ввозимых на ТТ ТС железнодорожным транспортом, включая также товары, перегрузка (перевалка) которых на железнодорожный транспорт для дальнейшей перевозки осуществляется в морских (речных) пунктах пропуска через ГГ РФ; вывозимых с ТТ ТС железнодорожным транспортом, а также в отношении товаров, вывозимых железнодорожным транспортом в морские (речные) порты для их дальнейшей международной перевозки морским транспортом (в случае таможенного декларирования таких товаров таможенному органу, в регионе деятельности которого находится железнодорожная станция отправления).

Должностные лица таможенных органов, проводящие таможенный контроль, осуществляют: проведение таможенного контроля и совершение таможенных операций при прибытии товаров на ТТ ТС, в том числе с использованием предварительной информации, либо убытии товаров с ТТ ТС; проверку наличия документов и сведений, предусмотренных статьями 159, 163 ТК ТС, совершение таможенных операций, связанных с принятием, регистрацией транзитной декларации, выпуском товаров в соответствии с таможенной процедурой ТТ и завершением таможенной процедуры ТТ;

контроль соблюдения ТЗ ТС и (или) законодательства РФ, устанавливающих запреты и ограничения на ввоз на ТТ ТС и на вывоз с ТТ ТС отдельных товаров (запреты и ограничения); применение мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях риска, а также мер по минимизации рисков, которые могут применяться таможенным органом без указания в профиле риска; проведение и контроль завершения иных видов государственного контроля в случаях, установленных законодательством РФ; контроль прибытия товаров в таможенный орган назначения; контроль помещения товаров и транспортных средств на временное хранение и (или) размещения их в зоне таможенного контроля (ЗТК). Действия по документальному санитарно-карантинному, карантинному фитосанитарному и ветеринарному контролю осуществляются таможенными органами в соответствии с иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст.98 ТК ТС. "Декларант обязан представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах".

После пересечения таможенной границы ТС товары и транспортные средства, ввезенные перевозчиком, должны быть доставлены на железнодорожную станцию, на территории которой находится ЖДПП.

Контроль в пунктах пропуска осуществляется подразделениями органов пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, транспортного контроля (государственные контрольные органы) в пределах установленных полномочий и должен обеспечивать: минимизацию времени его проведения; исключение дублирующих функций и действий; сокращение количества взаимодействий должностных лиц государственных контрольных органов с контролируемыми лицами, транспортными средствами, грузами, товарами и животными, в том числе за счет реализации принципа "одного окна".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 г. № 872 утверждены "Правила осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" и изменения к ним от 20.06.2011 г., согласно которым в зависимости от видов транспорта перемещающих товары через таможенную границу в специально обустроенных пунктах пропуска, последовательно осуществляются такие виды контроля: при прибытии в ЖДПП - пограничный, таможенный, санитарно-карантинный (только в отношении лиц), а также санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный (при необходимости и только в пунктах пропуска, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных); при убытии - санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный (при необходимости), таможенный, пограничный. В отношении грузов, товаров, веществ и отходов санитарно-эпидемиологические требования предъявляются в случаях, если есть санитарно-эпидемиологические основания считать, что эти грузы, товары, отходы и вещества могли быть заражены возбудителями какой-либо болезни, на которые распространяются санитарные правила (наличие насекомых, грызунов и следов их пребывания); имеется превышение допустимых значений мощности дозы излучения и поверхностного загрязнения радионуклидами при перевозке радиоактивных материалов, при наличии опасных грузов в поврежденной упаковке с признаками утечки содержимого. При наличии вышеперечисленных оснований поезд по предписанию соответствующего государственного контрольного органа отводится в санитарный железнодорожный тупик.

Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Законодательством государств-членов таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 (пяти) лет.

Таможенные органы проводят ТК в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями ТЗ ТС, в том числе проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на ТТ ТС.

Таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля.

Таможенные органы и контролирующие государственные органы обмениваются информацией (сведениями) и (или) документами, необходимыми для проведения таможенного и иных видов государственного контроля, с использованием информационных систем и технологий.

При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда таможенному перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иным заинтересованным лицам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.

Таким образом, при ТК таможенные органы ориентируются на минимизацию времени его проведения; исключение дублирующих функций и действий; сокращение количества взаимодействий должностных лиц государственных контрольных органов с контролируемыми лицами, транспортными средствами, грузами, товарами.

В соответствии с вновь принятым документом таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Законодательством государств - членов ТС может быть установлен срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров до пяти лет.

2.2 Документы и сведения, представляемые таможенному органу при перемещении товаров железнодорожным транспортом через ТГ

В железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу (ЖДПП) в таможенные органы должны быть предоставлены следующие документы и сведения, установленные подпунктом 4 <D:\1\168855?l5641> пункта 1 и пунктом 2 <D:\1\168855?l5643> статьи 159 ТК ТС: транспортные (перевозочные) документы; передаточную ведомость на железнодорожный подвижной состав; документ, содержащий сведения о припасах; документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования; наименование и адрес отправителя товаров; наименование и адрес получателя товаров; наименование станции отправления и станции назначения товаров; сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или единой Товарной номенклатурой <D:\1\147216> внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) не менее чем на уровне первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах); идентификационные номера контейнеров; сведения о наличии товаров, ввоз которых на ТТ ТС союза запрещен или ограничен.

Кроме указанных документов и сведений уполномоченное должностное лицо также принимает от перевозчика или лица, действующего по его поручению, сведения об уникальном идентификационном номере перевозки, если до фактического прибытия товаров и транспортных средств на ТТ ТС перевозчиком, таможенным представителем либо иным заинтересованным лицом в таможенные органы была представлена предварительная информация в соответствии со статьей 42 <D:\1\168855?l5297> ТК ТС. В качестве уникального идентификационного номера перевозки могут быть использованы штрих-код, номер таможенного документа или учетной записи, иные символы, позволяющие однозначно идентифицировать сведения, содержащиеся в транспортных и товаросопроводительных документах, с предварительной информацией о перемещаемой партии товаров. Уполномоченное должностное лицо в правом верхнем углу обоих экземпляров передаточной ведомости проставляет оттиск штампа и указывает время принятия документов в строке "документы приняты таможней". ЖДПП может запросить по УИНП предварительную информацию о товарах и транспортных средствах, содержащуюся в базах данных таможенных органов, которая должна быть направлена в таможенный орган государства - члена ТС не менее чем за 2 часа до перемещения через ТТ ТС товаров; сравнить сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных) и коммерческих документах, представленные перевозчиком, со сведениями, содержащимися в предварительной информации; проверить соблюдение запретов и ограничений; выполнить иные действия, установленные таможенным законодательством таможенного союза и государства - члена таможенного союза. В случае несоответствия сведений - принять меры в соответствии с законодательством государства - члена ТС. Таким образом, таможенное декларирование в ТС согласно новому Кодексу может производиться в письменной, и (или) электронной формах с использованием декларации на товары; транзитной декларации; декларации на транспортное средство по единому образцу на всей территории ТС.

2.3 Формы таможенного контроля при перемещении товаров через таможенную границу железнодорожным транспортом

Формы таможенного контроля и порядок его проведения установлены ТК ТС. Согласно ст.110 ТК ТС предусмотрены следующие формы таможенного контроля: проверка документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий; учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности по ним; таможенная проверка.

2.3.1 Таможенный осмотр

В соответствии со ст.115 ТК ТС "таможенный осмотр - внешний визуальный осмотр товаров, в том числе транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами осуществляется с целью получения подтверждения сведений о характере, происхождении, состоянии и количестве товаров, находящихся под таможенным контролем, о наличии на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях таможенных пломб, печатей и других наложенных средств идентификации". В зоне таможенного контроля таможенный осмотр может производиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре.

Таможенный осмотр может проводиться с применением технических средств, которые обеспечивают визуализацию внутренней структуры осматриваемого объекта и иным образом информируют о наличии специфических физических характеристик такого объекта. По результатам таможенного осмотра должностными лицами таможенных органов составляется акт по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза ".

Если документы не содержат всех необходимых сведений, предусмотренных пп.4 п.1. ст.159 ТК ТС, уполномоченное должностное лицо письменно уведомляет перевозчика, что товары и транспортные средства могут быть размещены в ЗТК ЖДПП либо вывезены обратно.

Таможенные органы при помещении товаров в ЗТК делает на лицевой стороне двух листов железнодорожной накладной запись "Товар размещен в ЗТК" с указанием даты и времени размещения, подписывает и заверяет ее личной номерной печатью (ЛНП), а при выдаче товаров перевозчику-"Товар и транспортное средство выданы" с указанием даты и времени выдачи, подписи, ЛНП.

При отсутствии возможности размещения товаров в ЗТК, расположенной на территории ЖДПП, или невозможности представления таможенному органу недостающих документов и (или) сведений в течение 3 часов, товары должны быть вывезены за пределы ТТ ТС. Уполномоченное должностное лицо заполняет время предъявления товаров к таможенному осмотру в строке "Поезд предъявлен к осмотру" штампа, и осуществляет в соответствии с установленным порядком таможенный осмотр транспортных средств, а также товаров, перевозимых на открытых транспортных средствах, в ходе которого проверяет: исправность установленных на транспортные средства запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ) и сохранность таможенных пломб либо иных средств идентификации иностранных таможенных органов (если имеются), а также соответствие сведений о них данным, указанным в накладной; целостность состояния грузового отделения транспортного средства; сохранность товаров, перевозимых на открытых транспортных средствах (целостность их упаковки (тары), соответствие количества грузовых мест данным, указанным в накладной).

Если в результате таможенного осмотра нарушений не выявлено, на лицевой стороне двух листов поездной передаточной ведомости делается отметка "Осмотрено, нарушений не выявлено", заверяется ЛНП проверяющего.

Если установлены признаки нарушения ТЗ ТС или законодательства РФ о таможенном деле, либо, по требованию лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, уполномоченное должностное лицо составляет акт таможенного досмотра (осмотра) по форме, утвержденной Решением КТС от 20.05.2010 г. N 260 <D:\1\156992?l0>.

2.3.2 Таможенный досмотр

Уполномоченное должностное лицо принимает решение о необходимости проведения таможенного досмотра в рамках системы управления рисками, если необходимость проведения таможенного досмотра установлена профилями рисков. Решение о необходимости проведения таможенного досмотра на этапе приема и регистрации сообщения о прибытии должно быть принято уполномоченным должностным лицом в срок не более 10 минут с момента приема сообщения о прибытии.

Таможенный досмотр должен быть осуществлен не позднее окончания следующего рабочего дня после принятия решения о проведении таможенного досмотра с момента предъявления товаров таможенному органу для проведения таможенного досмотра в месте его проведения или с момента получения информации от декларанта (лица, им уполномоченного) о готовности предъявить товар и присутствовать при проведении таможенного досмотра, а в случае, когда для должностных лиц, проводящих таможенный досмотр, установлен круглосуточный режим работы, - не позднее 24 часов после принятия решения о проведении таможенного досмотра и с момента предъявления товаров таможенному органу для проведения таможенного досмотра в месте его проведения, за исключением случаев, установленных ТК ТС.

В месте прибытия товары в соответствии со ст.160 <D:\1\168855?l5644> ТК ТС могут быть: перегружены, разгружены в месте временного хранения, а в случае подачи таможенной декларации до прибытия товаров или в течение трех часов с момента прибытия товаров разгружены в ЗТК пункта пропуска; помещены под таможенную процедуру.

Если в соответствии с законодательством РФ ввозимые товары подлежат ветеринарному, фитосанитарному или санитарно-карантинному контролю, уполномоченное должностное лицо принимает вместе с документами и сведениями, необходимыми для таможенных целей, документы и сведения, необходимые для проведения указанных видов контроля, и осуществляет действия по их проведению в соответствии с установленным порядком. После проведения контроля уполномоченное должностное лицо вносит сведения о результатах контроля в штатные программные средства, эксплуатирующиеся в таможенном органе.

Товары, запрещенные к ввозу на ТТ ТС и (или) ограниченные к ввозу на ТТ ТС, если не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, прибывшие на ТТ ТС, подлежат немедленному вывозу с ТТ ТС, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами РФ.

2.3.3 Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля

Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля происходит в соответствии с гл 21 ТК ТС "Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля" и гл.21 ФЗ" "Основания и порядок распоряжения товарами, обращенными в федеральную собственность, и задержанными товарами, не являющимися предметами административных правонарушений или преступлений. Задержание товаров"

При проведении таможенного контроля в случаях, установленных статьями 152, 170, 185, 192, 208, 231, 234, 305 и 354 ТК ТС, должностные лица таможенных органов задерживают товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений.

В случае задержания товаров и документов на них таможенным органом составляется протокол по форме, установленной решением Комиссии ТС. Задержанные товары размещаются на складах временного хранения или в иных местах, определенных таможенным органом.

При задержании товаров таможенными органами расходы по хранению задержанных товаров возмещаются лицами, указанными в статье 147 ТК ТС, которым фактически возвращаются товары. Расходы по хранению задержанных товаров, не востребованных такими лицами в сроки, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 146 ТК ТС, возмещаются за счет сумм, полученных от реализации указанных товаров, с учетом положений пункта 1 статьи 149 ТК ТС.

Согласно ст.146 ТК ТС "задержанные товары и документы на них хранятся таможенными органами в течение 1 (одного) месяца, а скоропортящиеся продукты - в течение 24 (двадцати четырех) часов. Товары, запрещенные к ввозу на ТТ ТС или вывозу за пределы такой территории, и документы на них хранятся таможенными органами в течение 3 (трех) суток. Сроки хранения задержанных товаров исчисляются со дня их задержания.

В соответствии со ст.147 ТК ТС возврат задержанных товаров и документов на них производится декларантам, а если декларирование товаров не производилось - собственникам товаров, а в случаях, если собственник является иностранным лицом либо сведения о собственнике товаров у таможенного органа отсутствуют, - лицам, во владении которых товары находились на момент задержания.

Товары, запрещенные к перемещению через ТГ, и документы на них, задержанные при ввозе на ТТ ТС, возвращаются любому из лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, обратившемуся первым в таможенный орган за возвратом таких товаров для обратного вывоза за пределы этой территории. Товары, запрещенные и (или) ограниченные к перемещению через таможенную границу, и документы на них, задержанные при вывозе с ТТ ТС, возвращаются декларанту или иным лицам для использования на ТТ ТС, если владение этими товарами допускается законодательством государства - члена ТС, таможенным органом которого задержаны товары.

Товары, ограниченные к перемещению через таможенную границу, и документы на них, задержанные при ввозе на ТТ ТС, возвращаются декларанту или иным лицам для обратного вывоза за пределы этой территории либо для использования на ТТ ТС при условии представления таможенному органу документального подтверждения соблюдения установленного ограничения и помещения товаров под таможенную процедуру в соответствии с ТК ТС.

Товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 147 ТК ТС, в сроки, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 146, подлежат реализации, а в случаях, установленных пунктом 3 настоящей статьи, - уничтожению или иному использованию в соответствии с законодательством государства - члена ТС, таможенным органом которого задержаны эти товары.

Реализация, уничтожение или иное использование товаров осуществляются в порядке, установленном законодательством государства - члена ТС, таможенным органом которого задержаны товары, с учетом особенностей, определенных ТК ТС.

Товары, расходы по хранению и реализации которых превышают их стоимость, а также в других случаях, предусмотренных законодательством государства - члена ТС, таможенным органом которого задержаны товары, подлежат уничтожению, если иное не установлено законодательством этого государства - члена таможенного союза. Уничтожение, а также возмещение расходов, связанных с хранением и транспортировкой таких товаров, осуществляются за счет декларанта или иного лица, а при отсутствии указанных лиц - за счет средств бюджета государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого задержаны товары, если иное не предусмотрено в отношении отдельных категорий товаров.

В случае невозможности вывоза товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию ТС, или неосуществления их немедленного вывоза эти товары подлежат задержанию в соответствии с гл.21 ТК ТС. Задержанные товары размещаются на складах временного хранения в соответствии со статьей 202 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" или передаются на хранение организации, осуществляющей складские услуги в регионе деятельности таможенного органа.

В случае задержания товаров и документов на них уполномоченным должностным лицом составляется протокол по форме, установленной Решением КТС от 20.05.2010 №260.

2.3.4 Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля

Согласно ст.137 ТК ТС таможенная экспертиза назначается в отношении товаров, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, необходимых для совершения таможенных операций, и средств их идентификации.

Таможенный орган не позднее дня, следующего за днем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, письменно уведомляет декларанта о назначении таможенной экспертизы. Расходы на ее возмещаются за счет бюджета государства - члена ТС, таможенным органом которого назначена таможенная экспертиза.

Согласно ст.139 ТК ТС "срок проведения таможенной экспертизы составляет 20 (двадцать) рабочих дней со дня принятия материалов к производству. Он может продлеваться с письменного разрешения руководителя таможенного органа, проводящего таможенную экспертизу с указанием причин такого продления на срок, не превышающий срок временного хранения товаров, если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы, и уведомлением таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу. По результатам таможенной экспертизы выдается заключение таможенного эксперта (эксперта) .

Статья 172 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" гласит: "Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля" предусматривает, что срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться с письменного разрешения руководителя уполномоченной организации по согласованию с таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, с указанием причин такого продления на срок, необходимый для проведения экспертизы, за исключением случаев, когда выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы. Срок проведения таможенной экспертизы приостанавливается в случае несоответствия представленных объектов их перечню, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы, но не более чем на 10 рабочих дней".

В заключении ТЭ должны быть указаны место, дата и время начала и завершения проведения таможенной экспертизы; основание для проведения таможенной экспертизы; фамилия, имя и отчество таможенного эксперта (эксперта), проводившего таможенную экспертизу, квалификация и стаж работы; отметка, удостоверенная подписью таможенного эксперта (эксперта), о том, что он предупрежден об административной или уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения при проведении таможенной экспертизы; вопросы, поставленные перед таможенным экспертом (экспертом); перечень документов, материалов, проб и образцов, представленных ТЭ для проведения таможенной экспертизы; содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование. Материалы и документы, иллюстрирующие заключение ТЭ или нескольких экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью." Каждая страница заключения таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы, включая приложения, подписывается таможенным экспертом (экспертом), проводившим таможенную экспертизу, и заверяется печатью таможенного органа, проводящего таможенную экспертизу, или иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу".

2.3.5 Проведение таможенных проверок

Согласно ст.122 ТК ТС "таможенная проверка проводится таможенным органом государства - члена ТС в отношении (у) проверяемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства - члена ТС.

При таможенной проверке таможенными органами проверяются: факт помещения товаров под таможенную процедуру; достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров; соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами; иные направления, определенные ТЗ ТС и законодательством государств - членов ТС. Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном ТЗ ТС законодательством государств - членов ТС.

Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки. Порядок проведения таможенной проверки определяется главой 19 ТК ТС" и ст.177 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"

Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки). Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2 (два) месяца. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений. Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на 1 (один) месяц по решению таможенного органа, осуществляющего проверку. Датой завершения выездной таможенной проверки считается дата составления документа, оформленного по результатам таможенной проверки, который составляется в 2 (двух) экземплярах и подписывается должностными лицами таможенного органа, проводившими выездную таможенную проверку. Первый экземпляр такого документа приобщается к материалам выездной таможенной проверки, второй экземпляр не позднее 5 (пяти) дней со дня завершения выездной таможенной проверки вручается проверяемому лицу или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Согласно ст.136 ТК ТС. Налоговые и иные государственные органы государств - членов ТС представляют по запросу таможенных органов необходимые документы и сведения, касающиеся регистрации юридических лиц, уплаты и исчисления налогов, бухгалтерскую отчетность, а также документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую и налоговую тайну, с соблюдением требований законодательства государств - членов ТС о защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой и иной охраняемой законодательством тайны. Банки и иные кредитные организации государств - членов ТС представляют по запросу таможенного органа документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну.

2.4 Проведение таможенного контроля и действия уполномоченных должностных лиц при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (ТТ)

.4.1 Таможенный контроль при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (ТТ)

Уполномоченное должностное лицо осуществляет регистрацию ТД в соответствии с п.2-8 порядка, утвержденного Решением КТС от 17 августа 2010 г. N 438, а именно, принимает от декларанта документы, поездную передаточную ведомость и электронную копию ТД; проверяет наличие в ТД сведений, установленных ст.182 ТК ТС, и соответствие сведений, указанных в ТД, сведениям, указанным в электронной копии ТД; регистрирует ТД в журнале регистрации ТД в таможенном органе отправления. Регистрационный номер ТД указывается: в графе "A" двух листов ТД в соответствии с порядком заполнения транзитной декларации, утвержденным решением Комиссии ТС от 18.06.2010г. №289 "О форме и порядке заполнения транзитной декларации"; в трех экземплярах транспортных (перевозочных) документов (оригинале железнодорожной накладной, двух листах дополнительных экземпляров дорожной ведомости, предназначенных для таможенного органа отправления и таможенного органа назначения, либо двух копиях дополнительных экземпляров дорожной ведомости, заверенных календарным штемпелем железнодорожной станции отправления (передаточной станции); в двух экземплярах описи документов, составляющих транзитную декларацию, и транспортных (перевозочных) документов (в случае использования в качестве ТД транспортных (перевозочных), коммерческих документов. Регистрационный номер ТД заверяется подписью и оттиском ЛНП должностного лица таможенного органа отправления.

После принятия ТД должностное лицо проверяет выполнение условий, предусмотренных для помещения товаров под таможенную процедуру ТТ, наличие документов, указанных в п.3 Порядка; осуществляет применение мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях риска, а также мер по минимизации рисков, которые могут применяться таможенным органом без указания в профиле рисков; проводит таможенный осмотр транспортного средства либо таможенный досмотр товаров, если необходимость его проведения установлена профилями рисков; осуществляет идентификацию товаров; осуществляет идентификацию двух экземпляров коммерческих документов, представленных вместе с ТД, путем проставления на них оттиска ЛНП, заверенного подписью.

Отзыв ТД и отказ в выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой ТТ осуществляются в соответствии с пп.11 и15 Порядка. .

Если при совершении таможенных операций установлено выполнение всех условий, должностное лицо таможенного органа отправления осуществляет выпуск товаров в соответствии с п.12-14 Порядка и осуществляет следующие действия: устанавливает место доставки товаров, исходя из сведений о железнодорожной станции назначения, указанной в железнодорожной накладной; устанавливает срок таможенного транзита с учетом положений Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), (учитываются возможные задержки транспортного средства в пути следования в связи с расформированием составов на сортировочных станциях, техническим ремонтом транспортных средств и операциями, проводимыми контролирующими органами); заполняет графу "D" двух листов ТД и проставляет на трех экземплярах транспортного документа направляющий штамп, заполняет его и заверяет оттиском ЛНП; заполняет время окончания совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, и заверяет запись подписью и оттиском ЛНП в штампе; возвращает декларанту документы; осуществляет внесение информации в автоматизированную систему контроля таможенного транзита (АСК ТТ) в порядке, установленном правовыми актами ФТС России.

Таким образом, положения ТК ТС, касающиеся прибытия товаров на ТТ ТС и декларирования товаров в соответствии с таможенной процедурой ТТ в части требований к документам, представляемым таможенным органам, не претерпели каких-либо существенных изменений по сравнению с ранее действовавшими требованиями ТК РФ. Как и ранее, при декларировании товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита наряду с другими документами требуется представление таможенному органу транспортного (перевозочного) документа. При перевозке товаров железнодорожным транспортом таким документом является железнодорожная накладная, оформленная в соответствии с требованиями законодательства в области транспорта. Требование о том, что документы, в том числе надлежащим образом оформленная железнодорожная накладная, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, могут быть представлены таможенному органу только после погрузки контейнеров на железнодорожные транспортные средства, таможенным законодательством ТС не установлено. Все таможенные операции могут быть совершены до погрузки контейнеров на железнодорожные платформы.

2.4.2 Действия должностных лиц таможенных органов при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, возникших при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой ТТ

После получения таможенным органом, в регионе деятельности которого произошла авария, действие непреодолимой силы или иные обстоятельства, возникшие при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой ТТ и в результате которых утрачены товары (часть товаров) или нарушены средства идентификации, соответствующей информации от перевозчика или иного лица либо выявления этим таможенным органом указанных нарушений, таможенный орган осуществляет контроль за перегрузкой товаров в иное транспортное средство (если такая перегрузка требуется) либо их размещение в ЗТК или на СВХ, расположенных в непосредственной близости от места нахождения товаров.

После изучения обстоятельств, составляет в трех экземплярах акт об аварии или действии непреодолимой силы. Первый экземпляр Акта остается в таможенном органе, второй направляется в таможенный орган отправления для снятия перевозки с контроля (в случае полной утраты товаров) или прикладывается к ТД для представления перевозчиком таможенному органу назначения в целях учета при завершении таможенной процедуры ТТ (в случае частичной утраты товаров). Третий экземпляр Акта выдается перевозчику. В качестве подтверждения факта аварии таможенный орган может принять от перевозчика копию акта общей формы, составленного в соответствии с Приказом МПС России от 18 июня 2003 №45 "Об утверждении правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом".

В случае полной утраты товаров уполномоченное должностное лицо информирует по оперативным каналам связи таможенный орган отправления и таможенный орган назначения о данном факте с указанием номеров ТД и Акта. В случае перегрузки товаров в иное транспортное средство в связи с аварией уполномоченное должностное лицо таможенного органа составляет два экземпляра акта таможенного наблюдения по форме, установленной форме. Если в результате перегрузки товаров в иное транспортное средство не меняется декларант таможенной процедуры ТТ, уполномоченное должностное лицо таможенного органа: вносит в ТД, оригинал железнодорожной накладной и дополнительный экземпляр дорожной ведомости (копию дополнительного экземпляра дорожной ведомости, заверенную календарным штемпелем железнодорожной станции отправления (передаточной станции) сведения о новом транспортном средстве и о вновь наложенных таможенных пломбах (ЗПУ), которые заверяет подписью и оттиском ЛНП; возвращает перевозчику ТД с приложенными к ней документами для продолжения перевозки; осуществляет внесение информации о совершенных таможенных операциях в АСК ТТ в порядке, установленном правовыми актами ФТС России.

2.4.3 Действия должностных лиц таможенных органов при разгрузке, перегрузке (перевалке), замене транспортных средств, а также продлении срока ТТ при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой ТТ

В случае получения таможенным органом, в регионе деятельности которого будет производиться разгрузка, перегрузка (перевалка) и (или) замена транспортных средств при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой ТТ письменного заявления перевозчика в произвольной форме о необходимости проведения грузовых операций.

Если место совершения грузовых операций находится вне места нахождения ТО, туда направляется уполномоченное должностное лицо для проведения ТК за совершением грузовых операций, которые совершаются с проведением таможенного контроля в форме, как правило, таможенного наблюдения. После совершения грузовых операций составляется акт таможенного наблюдения в двух экземплярах. Один остается в таможенном органе, второй экземпляр акта прикладывается к ТД для представления перевозчиком таможенному органу назначения в целях учета при завершении таможенной процедуры ТТ.

Если в результате грузовых операций изменяется декларант, уполномоченное должностное лицо завершает таможенную процедуру ТТ.

В случае, если грузовые операции не связаны со снятием наложенных на транспортные средства таможенных пломб, разрешается совершение грузовых операций после получения письменного заявления перевозчика в произвольной форме, содержащего сведения о номере ТД; таможенном органе отправления и таможенном органе назначения; железнодорожной станции, где будет совершаться грузовая операция; номере контейнера (в случае перевозки товаров в контейнерах).

2.5 Действия должностных лиц таможенных органов при помещении товаров на временное хранение

В местах регулярного проведения операций по перегрузке (перевалке) товаров, находящихся под таможенным контролем, могут создаваться постоянные зоны таможенного контроля. В иных случаях для проведения операций по погрузке, выгрузке, перегрузке (перевалке) товаров создаются временные ЗТК.

Таможенный орган осуществляет контроль соблюдения условий и требований законодательства РФ при осуществлении перевозчиком перегрузки (перевалки) товаров в ЗТК. В случаях составления коммерческого акта в связи с обнаружением недостачи, повреждения (порчи) товаров (груза) в соответствии со статьей 42 Устава железнодорожного транспорта РФ таможенный орган назначения принимает представленный перевозчиком один экземпляр такого акта (копию акта).

2.6 Действия таможенных органов при убытии товаров, перемещаемых через ТГ железнодорожным транспортом

Для убытия товаров с ТТ ТС перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с ТТ ТС, а также документы и сведения, предусмотренные статьей 159 ТК для железнодорожного транспорта, таможенному органу представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, в соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС. Убытие товаров с таможенной территории ТС допускается с разрешения таможенного органа после проведения таможенного контроля.

Сообщение об убытии товаров должно содержать следующие сведения: дату получения разрешения на убытие; номер таможенной декларации; порядковый номер товара по ДТ, код товара ТН ВЭД ТС, количество товара в основной и дополнительной единице измерения, вес (нетто, брутто в кг), таможенную стоимость (указывается только в отношении товаров, помещенных под таможенный режим реэкспорта); вид и номер транспортного средства; тип и номер транспортного документа и дату его составления; код страны назначения; наименование получателя; наименование отправителя (ИНН (если известно), КПП (если известно); таможенный номер, формируемый в журнале учета товаров при их убытии с ТТ ТС.

В случае обнаружения признаков нарушения таможенного законодательства ТС принимает решение о запрете вывоза товаров; в случае отсутствия признаков нарушения - решение о возможности фактического вывоза товаров с учетом найденных расхождений. Сведения о фактически вывезенных товарах сохраняются в ЦБД ЕАИС таможенных органов.

Уполномоченное должностное лицо проставляет на накладной оттиск штампа "Вывоз разрешен", который подписывает и заверяет ЛНП, или "Вывоз запрещен", если обнаружены нарушения законодательства.

В случаях выявления товаров, вывоз которых с ТТ ТС запрещен, в отношении лиц, перемещающих товары, принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении либо осуществляется задержание товаров в соответствии с гл.21 ТК ТС.

Товары, ограниченные к вывозу с ТТ ТС, если не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, и прибывшие на ТТ ТС, не подлежат фактическому вывозу с ТТ ТС, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами РФ.

Разрешение на убытие товаров с ТТ ТС оформляется путем проставления на лицевой стороне таможенной декларации, а также в двух экземплярах транспортных (перевозочных) документов соответствующих отметок, предусмотренных законодательством государств - членов ТС. При этом один экземпляр транспортных (перевозочных) документов остается в таможенном органе, другой экземпляр возвращается перевозчику; на оборотной стороне таможенной декларации отметки "Товар вывезен полностью" с указанием даты вывоза товаров с ТТ ТС; если товар вывозится частями либо вывезен не полностью, делается запись "Товар вывезен в количестве. "

После окончания таможенного контроля в ЖДПП уполномоченное должностное лицо формирует комплект документов (копий) на товары и транспортные средства и вместе с одним экземпляром передаточной ведомости передает для контроля и хранения в уполномоченные подразделения таможни. В случае выявления в ходе проведения таможенного контроля признаков административных правонарушений и преступлений уполномоченное должностное лицо осуществляет меры, предусмотренные таможенным законодательством ТС и законодательством РФ о таможенном деле.

Глава 3. Ответственность за нарушения правил перемещения товаров железнодорожным транспортом через таможенную границу и судебная практика

Уголовная ответственность наступает за незаконное перемещение через границу опасных веществ, незаконный экспорт опасных веществ, незаконные операции и противоправные действия с опасными веществами.

В соответствии со ст.188 УК РФ "Контрабанда" за перемещение в крупном размере через таможенную границу товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. Ответственность наступает согласно ст. 194 УК РФ " уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере (уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере - один миллион пятьсот тысяч рублей).

Административная ответственность за нарушение правил перемещения товаров через таможенную границу железнодорожным транспортом наступает согласно ст.16.1 незаконное перемещение товаров через таможенную границу, сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную, сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию; 1.2 недекларирование либо недостоверное декларирование товаров; ст.16.6 непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы; ст.16.7 представление недействительных документов при таможенном оформлении; ст.16.9 недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них; ст.16.16. нарушение сроков временного хранения товаров.

Предметом контрабанды являются: наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружении, взрывные устройства, огнестрельное оружие и боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, а также стратегически важные сырьевые товары и культурные ценности.

Основной причиной совершения преступлений, связанных с незаконным ввозом товаров народного потребления из Китая, является стремление уклониться от уплаты таможенных платежей с целью в дальнейшем получить более крупную прибыль от реализации товаров на внутреннем рынке. В 2010 г. зафиксированы нарушения при поставках из Европы электроники, бытовой техники, транспортных средств, высококачественного электротехнического оборудования и строительной спецтехники. Из продуктов питания, например таких, как кофе, фрукты и мясо, незаконным способом чаще всего пытаются ввезти некачественный товар. Из РФ вывозят древесину, металл, продукцию топливно-энергетического комплекса, морские биоресурсы, культурные ценности, объекты дикой флоры и фауны, находящиеся под угрозой исчезновения и подпадающие под действие Конвенции СИТЕС. Древесина под видом лесоматериалов в первую очередь идет в Китай, также много российских лесоматериалов потребляют Европа, Южная Корея, Иран и Турция. Металл вывозится преимущественно в Европу через Прибалтику, активными потребителями российского металла являются Германия и Китай, чуть меньше его поставляют в Японию. Сырая нефть вывозится из России под видом нефтепродуктов, а затем перерабатывается в третьих странах. Морские биоресурсы браконьерским способом вылавливаются на Дальнем Востоке в наших территориальных водах и вывозятся в государства, активно их потребляющие: Японию, Южную Корею и Китай. Объекты дикой флоры и фауны, находящиеся под угрозой исчезновения (СИТЕС), чаще всего незаконно вывозятся в Китай, Японию, Республику Корея, а также в арабские государства.

За десять месяцев 2010 года таможенными органами было возбуждено 3494 уголовных дел и 60 587 дел об административных правонарушениях. Доля уголовных дел, возбужденных таможенными органами по фактам контрабанды составила более 70 % от общего числа преступлений.

Практика проводимых таможенными органами мероприятий указывает, что их результативность напрямую связана с уровнем комплексного взаимодействия с другими правоохранительными ведомствами, прежде всего с ФСБ и МВД, основанного на согласованных действиях всех подразделений ФТС России.

-18 ноября 2010 года в Санкт-Петербурге Главным управлением по борьбе с контрабандой ФТС России, правоохранительными подразделениями Уральской оперативной таможни и Северо-Западной оперативной таможней совместно с ФСБ России и во взаимодействии с ФСКН России была проведена операция, которая завершилась задержанием 179 кг героина на сумму более 6 млн. долларов США. Героин находился в таре, в которой из Таджикистана в Россию перевозилась хурма. В Калининградском регионе и на границах с прибалтийскими государствами отмечаются активные попытки контрабанды практически всех основных видов наркотиков.

За десять месяцев 2010 года только правоохранительными подразделениями таможенных органов возбуждено 751 уголовное дело по контрабанде, по которым изъято 14 408,072 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Также возбуждено 118 административных дел по нарушениям правил перемещения через таможенную границу товаров, содержащих наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества. В 12 случаях суммарно задержано более 1994 кг прекурсоров. В ходе завершенных оперативно-розыскных мероприятий "Контролируемая поставка" из незаконного оборота изъято более 484 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

Контрабанда крупных партий товара связана прежде всего с подложными документами, в которых товар может декларироваться под другим наименованием, с заниженной стоимостью или весом и с указанием другой страны происхождения, и многими другими факторами.

Создание Таможенного союза и введение единых подходов к таможенному оформлению и контролю, позволило усовершенствовать данные процедуры при транзите грузов, в том числе, железнодорожным транспортом. Со вступлением в силу 6 июля 2010 года Таможенного кодекса ТС отменена необходимость осуществления таможенного оформления товаров, при их перевозке в сообщении между Беларусью, Россией и Казахстаном. Кроме того, если ранее на белорусско-российской границе российская сторона осуществляла таможенное оформление и контроль в отношении товаров из третьих стран по более, чем 11 тыс. позициям, то с 6 июля контролируются лишь несколько десятков позиций товаров, по которым предусмотрены изъятия из режима функционирования единой таможенной территории ТС. Данные меры позволили значительно сократить количество оформляемых грузовладельцем сопроводительных документов, а также ускорить оформление товаров и транспортных средств, как на станциях отправления при приеме грузов к перевозке, так и при их передаче через межгосударственные пограничные переходы.

Заключение

Характеризуя правовые основы таможенного контроля за перемещением товаров железнодорожным транспортом, можно сделать следующие выводы:

таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС и законодательства государств - членов ТС.

К ТС предусматривает новые формы таможенного контроля: учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности. Вместо формы таможенного контроля "таможенная ревизия" введена форма "таможенная проверка" (ст.110 ТК ТС). Кроме того, ТК ТС содержит статьи о порядке задержания товаров и документов на них при проведении таможенного контроля. В частности, в случаях, установленных ст. ст.152, 170, 185, 192, 208, 231, 234, 305 и 354 ТК ТС, должностные лица таможенных органов задерживают товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений. Процедуры с задержанными товарами описаны в гл.21 ТК ТС.

Введена статья "Отказ в выпуске товаров" (ст. 201 ТК ТС), в соответствии с которой при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных п.1 ст. 195 ТК ТС, а также в случаях, указанных в п.6 ст. 193 и в п.2 ст. 201 ТК ТС, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров может отказать в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.

Срок временного хранения товаров не изменился и, как прежде, составляет два месяца. По письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган может продлить указанный срок, но не более чем до четырех месяцев. К сроку временного хранения в п.1 ст.185 ТК ТС приравнен и срок подачи таможенной декларации.

После выпуска товаров таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений. В ранее действующей норме этот срок был равен одному году (ст.361 ТК РФ). В соответствии с вновь принятым документом таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Предусмотрено, что законодательством государств - членов Таможенного союза может быть установлен срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров до пяти лет.

Срок выпуска товаров сократился на один рабочий день. Для проведения или завершения форм таможенного контроля с письменного разрешения начальника таможенного органа этот срок может быть увеличен до десяти рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации (п.4 ст. 196 ТК ТС). Сокращается период оформления грузовой таможенной декларации с трех до двух дней

Это можно назвать положительным моментом, так как изменения внесены с целью уменьшения времени таможенного оформления. По таможенному законодательству применяется принцип выборочности таможенного контроля, он ориентирован на минимизацию времени его проведения; исключение дублирующих функций и действий; сокращение количества взаимодействий должностных лиц государственных контрольных органов с контролируемыми лицами, транспортными средствами, грузами, товарами.

Список использованных источников

Нормативные документы

.Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза

2.Таможенный кодекс Таможенного союза

.Кодекс об административных правонарушениях

.Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"

.Приказ ФТС России от 11 января 2008 г. N 11 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене"

6.Соглашение <D:\1\156059> от 21 мая 2010 г. "Об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза"

.Соглашение <D:\1\156062> между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21 мая 2010 г. "О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза"

.Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 260 <D:\1\156992> "О формах таможенных документов

.Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 289 "О форме и порядке заполнения транзитной декларации"

.Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 330 <D:\1\160709> "О порядке подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза"

.Решение Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 438 <D:\1\166867> "О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита"

.Решение Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе" (с изменениями от 17 августа, 18 ноября 2010 г., 2 марта, 7 апреля, 22 июня, 15 июля 2011 г.)

.Приказ ФТС России от 24 января 2008 г. N 52 <D:\1\117772> "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет" (зарегистрирован Минюстом России 21.02.2008, рег. N 11201)

.Приказ ФТС России от 1 июня 2011 г. N 1157 "Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом" (не вступила в силу)

.Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 г. № 872 "Правила осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации"

Литература

.Андриашин Х.А., Таможенное право: Учебник (ГРИФ) /Андриашин Х.А., Свинухов В.Г., Балакин В.В. - М.: Инфра-М, Магистр, 2010. - С.145

17.Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза - М.: "Проспект", 2011 г. - С.134

.Балашов С. Уголовно-правовая охрана безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. - Ростов-на-Дону, 2007. - С.187

.Вобликов А.Б. Таможенное право: Учеб. пособие. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2011. - С.180

.Игнатюк А.З. Таможенное право Таможенного Союза: Учеб. пособие / А.З. Игнатюк. - Минск: Амалфея, 2010. - С.250

.Погодина Н. А Таможенный досмотр товаров и транспортных средств как форма таможенного контроля (правовой аспект) - Саратов, 20010

.Сергеев, Е.В. Таможенный контроль: Проблемы правового регулирования. - Саратов-2005. - С.231

.Улупов, Ю.Г. Научно-методические принципы неразрушающего контроля в таможенном досмотре транспортных средств и крупногабаритных грузов. - М., 2002. - С.240

.Халипов С.В. Проблемы соответствия законодательства Российской Федерации о таможенном деле международным стандартам в сфере таможенного регулирования - М., 2011. - С.143

Похожие работы на - Правовые основы таможенного контроля при перемещении товаров железнодорожным транспортом

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!