Семья как объект и субъект профилактики преступлений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,58 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Семья как объект и субъект профилактики преступлений















Курсовая работа

Семья как объект и субъект профилактики преступлений

Введение

преступление несовершеннолетний семья

Семья - довольно замкнутое объединение людей, ревностно защищающее свой внутренний мир, свои тайны и секреты, противостоящее внешним воздействиям. В то же время семья - объединение людей, открытое для всего, что происходит в мире. В семью проникают проблемы общества, семья - часть общества, его важнейшая ячейка. В ней отражаются все общественные процессы, она испытывает на себе действие всех общественных диспропорций, противоречий.

В современной литературе утверждается, что в воспитании детей семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте.

Атмосфера психологической напряжённости, частые или затяжные конфликтные семейные ситуации сильно действуют на ребёнка и всегда резко отрицательно. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влиянием, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения. Разногласия между родителями тесно связаны с развитием у детей склонности к нежелательному поведению.

Источник нравственной и педагогической запущенности детей необходимо искать в тех отношениях, которые сложились в семье.

В период своего становления ребёнок встречает и грубость, и жестокость, но только тогда их усваивает, им подражает, когда в семье отсутствует взаимопонимание, поддержка, когда терпят провал попытки утвердить себя с положительной стороны и найти сочувствие, отклик у самых близких людей. Семьи, способствующие тому, что их члены становятся преступниками, делятся на оказывающие общее отрицательное воздействие и на непосредственно вовлекающие в преступную деятельность. Общее отрицательное влияние семьи проявляется в стереотипах жестокости, корысти, наличии в семье лиц, привлекавшихся к административной и уголовной ответственности. Имеются некоторые отличия между семьями, имеющими в своей среде корыстных и насильственных преступников.

У корыстных грубость в домашнем общении наблюдается в несколько раз реже, причем конфликты чаще связаны с материальными притязаниями друг к другу.

Цель проанализировать семью как объект и субъект профилактики преступности в России.

Глава 1. Понятие, объект, субъект профилактики и предупреждения преступлений

.1 Объект и субъект предупреждения и профилактики преступления

В самом широком смысле слова предупреждение преступности означает недопущение разрастания ее масштабов. Предупреждение преступности может трактоваться в узком (уголовно-правовом) и широком (социально-политическом) смысле. В сущности, под уголовно-правовым предупреждением, взятом в традиционном и узком смысле, понимается институт, описанный в нормах соответствующих наук, требования которого подлежат претворению в жизнь главным образом в процессе назначения и исполнения наказания.

В криминологической литературе в качестве объекта предупреждения называют: личность профилактируемого, отклоняющееся поведение, личность в своих связях с микросредой, преступные группы, места концентрации лиц с преступным поведением, территории городов или даже государственные образования, социально-криминогенное пространство, негативные социальные процессы, в общем, любые криминогенные явления.

Субъекты предупреждения - это органы, должностные лица, негосударственные организации и граждане, оказывающие какое-либо воздействие на объект с целью предупреждения преступлений. Одни осуществляют предупреждение непринудительными методами, другие с использованием методов принуждения. В первую группу входят субъекты социальной профилактики, во вторую - субъекты мер безопасности, компенсации и наказания.

Один субъект может осуществлять несколько видов предупредительной деятельности. Так, например, участковый инспектор полиции одновременно реализует меры социальной профилактики, безопасности и ответственности. Но чаще всего имеет место специализация. По общему правилу, разные виды предупредительного воздействия реализуют различные субъекты.

Субъекты социальной профилактики - это администрация и трудовые коллективы государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций, творческие союзы и объединения по интересам, спортивные общества и отдельные граждане, которые оказывают какую-либо помощь гражданам, способствуют их успешной социализации, а следовательно, и предупреждению преступлений. Например, развивая интеллектуальные и физические способности подростка, клубы по интересам и спортивные секции тем самым занимаются социальной профилактикой. Одна из насущных проблем - активизации именно этого направления профилактики. Необходимы современные специализированные субъекты социальной профилактики: анонимные психолого-педагогические консультации, службы и телефоны доверия, групповые психологические тренинги и т.п. Особенно нужна специализированная инфраструктура социальной профилактики для несовершеннолетних и молодежи.

1.2 Общие меры профилактики преступлений

На самой ранней стадии «созревания» можно предупредить преступление с помощью профилактики, т.е. выявления лица, от которого по его негативному поведению можно ожидать совершения преступления, и принятия к нему воспитательных мер (не исключая принуждения), а также устранения условий, которые могут способствовать успешному совершению преступления этим лицом либо иными подобными лицами в подобных условиях.

Профилактика может являться и специальной. В этом случае ее также можно именовать профилактикой оперативно-розыскного характера. Собственно, она таковой и является, когда речь идет о специальной профилактике, осуществляемой оперативными подразделениями органов внутренних дел. Достаточно привести пример о выявлении лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений (индивидуальная профилактика). Такая работа бессмысленна без оперативно-розыскного участия. То же, кстати, касается милиции общественной безопасности, призванной обеспечивать общественный порядок, главным образом патрулируя вверенные территории и наблюдая за поведением людей. Таким образом, в зависимости от средств, используемых в процессе предупреждения преступности, составляющие его части (профилактика, предотвращение, пресечение) могут носить и общий социально-правовой, и специальный оперативно-розыскной, и административно-юрисдикционный характер.

Важная роль общественности в профилактике преступности несовершеннолетних заключается также в принятии:

общепредупредительных мер (патрулирование наиболее криминогенных районов общественными дружинниками; вечернее и ночное патрулирование родителями, имеющими детей-подростков, в своем микрорайоне, развитие форм организации частной охраны, а спонтанное общественное наблюдение ("соседское наблюдение"), которые обеспечиваются благодаря открытости для обзора определенных зон (игровых площадок, остановок и т.д.) и их достаточной освещенности);

мер, позволяющих снизить виктимологические предпосылки совершения подростками корыстных преступлений (использование в парадных приборов слежения, домофонов и кодовых замков; хранение денежных средств на счетах в банках; получение заработной платы и иного дохода на счета с пластиковыми картами; хранение пластиковых карт и паролей к ним в различных местах, недоступных для подростков).

Общественные организации (объединения, ассоциации, фонды, комитеты, профсоюзы, религиозные организации и иные) в соответствии со своими уставами, положениями участвуют в деятельности по защите прав несовершеннолетних, по профилактике их безнадзорности и правонарушений, организуют морально-нравственное, эстетическое, физическое и трудовое воспитание и обучение несовершеннолетних, помогают многодетным семьям, детям, оставшимся без попечения родителей, содействуют социальной реабилитации несовершеннолетних, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений, по инициативе правоохранительных органов принимают участие в различного рода акциях. Так, например, в Нижегородской области по инициативе МВД РФ проходила благотворительная акция по оказанию материальной и социальной помощи безнадзорным и оставшимся без попечения детям. Целью акции являлось внедрение новых подходов к решению проблем несовершеннолетних и профилактике подростковой преступности. Акция проводилась совместно с органами власти, общественными и религиозными организациями при участии бизнес-структур. В рамках акции, помимо сбора средств и материальной помощи для отправки детям, находящимся в социальных учреждениях, беспризорным, детям-инвалидам, а также несовершеннолетним, находящимся на попечении, проводился ряд мероприятий, среди которых встречи и знакомство детей и подростков с сотрудниками правоохранительных органов.

Идеологическая составляющая воспитания подрастающего поколения, недостаточность которой на настоящий момент очевидна, может быть восполнена путем привлечения к процессу формирования социально ориентированной личности религиозных организаций. Опыт взаимодействия субъектов специализированной профилактики (правоохранительных органов) и религиозных организаций в сфере профилактики подростковой преступности, к сожалению, не так велик, однако первые примеры такого взаимодействия имеются. Так, в целях упорядочения взаимодействия ГУВД по Красноярскому краю и религиозных организаций в области обеспечения правопорядка и законности, гражданско-патриотического воспитания была принята программа взаимодействия на 2009-10 г. в которой детально прописаны области взаимодействия и случаи необходимого привлечения религиозных организаций к участию в профилактике беспризорности и правонарушений со стороны несовершеннолетних. Сотрудничество с традиционными религиозными организациями является одним из важнейших направлений в деятельности Министерства внутренних дел РФ. В целях возрождения духовности, профилактики экстремизма, защиты культурного и духовно-нравственного наследия, снижения уровня преступности намечены направления взаимодействия, в частности рекомендуется:

) привлекать религиозные организации к участию в профилактике беспризорности и правонарушений со стороны несовершеннолетних посредством проведения акций;

) при совершении преступления несовершеннолетним, придерживающимся определенного вероисповедания, использовать помощь соответствующих религиозных организаций с целью проведения профилактических мероприятий, направленных на его перевоспитание;

) привлечение религиозных организаций к защите прав ребенка, к решению проблемы насилия в семьях, в т.ч. в отношении несовершеннолетних (с учетом конфессиональной принадлежности);

) по фактам невыполнения обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних, в том числе связанных с жестоким обращением с ними, организовать проведение бесед и лекций с родителями (иными законными представителями) с привлечением членов религиозных организаций.

) выявление и профилактика деятельности религиозных объединений экстремистской направленности, систематически нарушающих права и свободы граждан;

) выявление лиц, неправомерно объявляющих себя специалистами в области медицины и народной медицины (целительства), не имеющих требуемых законодательством дипломов, лицензий и разрешений, предлагающих лечебные, медико-психологические, иные медицинские услуги и услуги народной медицины (целительства), которые не прошли проверочных испытаний, не утверждены законодательством Российской Федерации и при осуществлении или распространении которых используются религиозные обряды, церемонии или атрибутика;

) взаимодействие в области обеспечения безопасности и общественного порядка накануне и во время проведения религиозных служб, обрядов и церемоний в зданиях религиозного назначения, в том числе в дни крупных религиозных праздников

Еще одним немаловажным вопросом является роль средств массовой информации в профилактике преступности несовершеннолетних. СМИ с одинаковым успехом могут выступать как мощным оружием в борьбе с подростковой преступностью, так и катализатором криминальной активности подростков. Участники межведомственной комиссии администрации по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних также отмечают серьезную негативную роль СМИ - многие телеканалы транслируют фильмы и программы, культивирующие преступную жизнь. В последние годы значительно растет количество транслируемых различными телеканалами передач и фильмов, в которых значительную часть составляют сцены насилия, криминальных разборок, совершения преступлений, причем детально описывается подготовка к совершению преступления, сам процесс его совершения. К сожалению, в Российской Федерации до настоящего времени отсутствуют нормы, позволяющие оградить несовершеннолетних от чрезмерного воздействия сцен жестокости и насилия, которые они могут наблюдать. В большинстве зарубежных стран государственно-правовое регулирование вопроса ограничения влияния СМИ на психическое здоровье и нравственность несовершеннолетних осуществляется на весьма высоком уровне.

В России регулирование деятельности СМИ осуществляется Законом от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации»

Положительным моментом является создание специальных детских телеканалов - «Теле-няня», «Бибигон», производящих отбор транслируемых передач в соответствии с возрастом телезрителей, в связи с чем, родителям либо иным совершеннолетним, ответственным за воспитание детей, достаточно проконтролировать, что ребенок смотрит соответствующий детский канал, не беспокоясь о содержании каждой отдельной передачи.

Однако необходимо отметить и положительное влияние остросюжетной литературы, теле- и радиопередач, рассказывающих о преступлениях. Оно заключается в демонстрации неотвратимости ответственности за совершение преступлений, описания процесса выявления и расследования преступления, повышает авторитет правоохранительных органов, оказывающих противодействие преступности. Так, по мнению Т.Н. Гороховой, воздействие остросюжетной литературы на преступность имеет два вектора направленности: криминогенный и анти криминогенный, которые проявляются в детерминационном комплексе на уровне условий.

Глава 2. Семья как объект и субъект профилактики преступлений

2.1 Значение семьи

Семья представляет собой особую систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.

Для формирования человеческого поведения при всей сложности и многоплановости его детерминации первостепенное значение имеют взаимоотношения в семье: родительской, в которой возникают первоначальные ценностные ориентации, и собственной, закрепляющей их либо корректирующей.

Семья в известной мере является моделью взаимоотношений индивида с обществом, она выполняет функцию социализации, т. е. приспособления человека к жизни в обществе. Можно сказать, что всякое умышленное преступление свидетельствует о том, что семья данного преступника если не способствовала случившемуся, то, по крайней мере, не оказала этому должного противодействия. Общество в принципе ожидает со стороны семей облагораживающего воздействия на входящих в их состав людей. Пассивное отношение к развитию преступных наклонностей, замыслов, согласно нашим данным, отмечается приблизительно в половине семей преступников, как в родительских, так и в собственных семьях.

Предупредить или максимально затруднить появление у подростков криминогенных элементов мотивации поведения поможет целенаправленная профилактическая деятельность, которая предупреждает, тормозит, устраняет развитие личностных искажений, толкающих несовершеннолетнего на преступление или правонарушение. Она развёртывается в индивидуальном ключе, когда семья устраняет собственные недостатки воспитания, когда формируется и реализуется общественное мнение родителей, их совместные действия.

Верно отмечает С.А. Тарарухин, что «причину становления человека на преступный путь вряд ли можно объяснить, если не обратиться структуре семейных отношений». Таким образом, неблагоприятные условия нравственного воспитания в семье, отрицательное воздействие родителей на несовершеннолетних рассматриваются как одни из основных причин, способствующих совершению краж несовершеннолетними

Семья даёт подростку первый жизненный опыт, от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей детей. Как указывал А.Б. Сахаров, от обстановки в семье, от примера родителей, от правильности их поведения по отношению к обществу и детям во многом зависит, какими вырастут сами дети.

Воспитательный потенциал семьи включает возможности духовно-практической деятельности родителей по формированию личностных качеств и жизненных ориентиров у детей, закладывающихся в семейной микросреде под воздействием образа жизни семьи в целом. "Углубляющаяся дезорганизация семьи, разрушение ее нравственно-этических норм, конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, их депрессивное состояние как следствие экономической, правовой и моральной незащищенности становятся факторами возникновения асоциальных свойств личности, в том числе и агрессивности подростков".

Семья играет огромную роль в формировании подростков как личностей. В педагогике для характеристики семей, обстановка в которых может оказать негативное влияние на подростков, часто используется термин "неблагополучная семья". К таким семьям относят семьи алкоголиков, наркоманов, безработных. Статистические данные МВД России свидетельствуют, что почти 50% несовершеннолетних, совершивших преступления, воспитывались в неполной семье. В семьях, где, в отсутствие родного отца, воспитание осуществлялось матерью и отчимом или лицом, не состоящим в браке (52%), подростки также были склонны к совершению правонарушений, поскольку в подобных семьях нередко присутствует эмоциональное отвержение ребенка, дети становятся никому не нужны, и предоставлены сами себе. Значительную часть правонарушителей составляют внебрачные дети, у 9% несовершеннолетних, совершивших преступления, отцы или матери находятся в местах лишения свободы. Жестокое отношение со стороны родителей, неполноценное питание приводят к ухудшению психологического климата в семье, к увеличению стрессовых ситуаций, побегам из семьи. По данным МВД России, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения свыше 90 тыс. юных россиян. О кризисе семейного института свидетельствует тот факт, что ежегодно в стране регистрируется большое число разводов.

Подростки, получая на примере родителей образцы само утверждающегося поведения, эгоизма, конфликтности, пьянства, моральной деградации повторяют жизненный путь родителей уже в своих собственных семьях. Все это усугубляется агрессивной массовой культурой, насаждающей западный образ жизни, стремление к независимости, к сведению к минимуму обязанностей по отношению к другим людям, что отнюдь не способствует укреплению института семьи.

Изучение материалов уголовных дел показывает, что педагогическая запущенность несовершеннолетнего является следствием одного из двух обстоятельств: либо родители не желают воспитывать ребенка, либо не имеют достаточных для этого знаний и времени систематически заниматься воспитанием детей. А в основе указанных обстоятельств лежит, прежде всего, легкомыслие родителей по отношению к рождению и воспитанию детей. На подростковую преступность влияет также отступление родителей в воспитании от принципов гуманизма (человеколюбия) и демократизма, усиление среди родителей, родственников и знакомых правового нигилизма, формирование установок на возможность силового решения проблемы.

Исследования условий жизни в семье и особенностей воспитания несовершеннолетних, осужденных за совершение преступлений, показывают, что основной причиной совершения ими преступлений являются, прежде всего, факторы семейного неблагополучия и, как следствие этого, педагогическая запущенность несовершеннолетних. А.Д. Вельчев и Г.Г. Мошак отмечают, что «преступление подростка - это в первую очередь результат дурного семейного воспитания».

К.Е. Игошев и Г.М. Миньковский в своих исследованиях отмечали, что самосознание и осознание требований среды развивается очень рано, начиная с возраста от одного года до двух лет, и что "уже в этот период начинается интенсивное усвоение норм поведения системы ценностей, культурного багажа семьи и окружающей микросреды в целом, а через них - соответствующих требований и представлений общества... Как правило, «к четырем-пяти годам закладываются до 40% способностей и черт характера человека». Даже достаточно четко продуманная система воспитания, опирающаяся на проверенный опыт, традиции и вновь приобретенные знания, строится на использовании врожденных данных и осуществляется в семейной среде. Она занимает важнейшее место в системе развития детей и включает, по мнению В.М. Волковой, четыре основные сферы: социально-культурную среду (образовательный уровень родителей и их участие в социальной деятельности); технико-гигиеническую среду; социально-экономическую и демографическую среду, которые имеют такие параметры, как структура семьи, семейные отношения, занятость родителей на работе. Изменение этих и других параметров ведет к изменению семейной среды и эффективности семейного воспитания.

Семьи, способствующие тому, что их члены становятся преступниками, делятся на оказывающие общее отрицательное воздействие и на непосредственно вовлекающие в преступную деятельность.

Внутрисемейные преступления, конечно, весьма разнообразны, но подавляющее большинство среди них составляют те, которые связаны с применением насилия одним из членов семьи по отношению к другому члену семьи. Члены семьи, прежде всего супруги, становятся жертвами агрессивных действий значительно чаще, чем посторонние преступнику люди. Это относится как к мелким эксцессам, связанным с незначительным причинением вреда здоровью, так и к более серьезным преступлениям, включая убийства. Семья, прежде всего, работает в сфере ранней профилактики, прежде всего в выявлении и устранении источников отрицательных влияний, фактов безнадзорности, отчуждения от семьи и коллектива до того, как отрицательное их воздействие ощутимо проявилось в поведении подростков.

2.2 Семья как объект и субъект профилактики

Семья, как правило, рассматривается, как профилактика преступной деятельности несовершеннолетних позволяет упредить саму возможность серьёзных деформаций личности, опасность которых реальна в силу неблагоприятных условий жизни и воспитания. Она ориентирована на то, чтобы своевременно обнаружить ситуации, которые могут способствовать неправильному воспитанию и поведению; устранить или нейтрализовать источники отрицательного влияния до того, как они существенно скажутся на формировании личности и поведения подростков.

Ранняя профилактика - а именно в ней возможности семьи особенно велики - эффективна и экономична, потому что способна отстаивать развитие нежелательных изменений в личности детей и подростков, пока эти изменения пока ещё относительно слабы, не успели развиться в стойкую, антиобщественную ориентацию.

В связи с изложенным, весьма актуальным является вопрос о стратегии воспитания и формирования в рамках семьи личности подростка, выборе способов, форм и методов ранней профилактики корыстных преступлений несовершеннолетних. В числе форм превентивного влияния на криминогенные факторы на уровне семьи Т.В. Шипунова называет широкое использование гибких графиков работы или частичной занятости для женщин, имеющих детей, т.к. невнимание родителей к своим детям является наиболее сильным фактором, влияющим на девиантное поведение детей; обучение родителей педагогическим навыкам, создание консультационных служб и телефонов доверия; повышение качества работы дошкольных учреждений, программы которых должны быть ориентированы, прежде всего, на развитие познавательных способностей детей и их социальную адаптацию; разработку и реализацию программ поддержки семей в условиях социальной дезадаптации и стрессовых ситуациях (например, семей мигрантов).

Принципиально важным моментом, который необходимо учитывать, является построение сбалансированной системы воспитания в семье, основанной на установлении отношений между родителями и ребенком, характеризующихся высокой степенью внимания и доверия в сочетании с должным уровнем контроля поведения ребенка, но без допущения попустительства и авторитаризма. В связи с этим, весьма актуально предложение Т.В. Шипуновой о введении обучения родителей педагогическим навыкам. Профилактика подростковой преступности и ее предпосылок - семейного неблагополучия - посредством введения обучения школьников основам семейного права, психологии, культуры, взаимоотношений в семье представляется весьма эффективным, поскольку позволит еще в школьном возрасте сформировать правильное представление об основах семейных отношений, а в дальнейшем - создать благополучные семьи и выбрать правильное направление в воспитании детей.

В целях ранней профилактики преступности несовершеннолетних одним из особенно важных направлений воспитания подростков является приучение к труду. В ребенке с раннего возраста должно развиваться чувство ответственности, дисциплинированности путем привлечения его к простым работам по дому, выполнением адекватных его возрасту заданий, уборкой своей комнаты, вещей, рабочего места. Само формирование этих качеств является благотворным для здорового правосознания, а также для профилактики имеющих криминогенное значение потребительских установок личности.

Необходимо отметить, что правовое регулирование семейных отношений и взаимоотношений «ребенок-родители», установление на законодательном уровне обязанностей родителей по отношению к детям и ответственности за их неисполнение являются также весьма важными направлениями ранней профилактики корыстной подростковой преступности. В российском законодательстве существует ряд противоречий в указанной сфере. Так, Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 <garantF1://10008000.156>), при этом Конституция РФ (п. 2 ст. 38 <garantF1://10003000.3802>) определяет, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей, в Семейном кодексе Российской Федерации также содержится положение о том, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей (п. 1 ст. 63 <garantF1://10005807.6100>). Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 63 Семейного кодекса РФ). Возникает определенная правовая коллизия - с одной стороны, законодательство предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по воспитанию ребенка, с другой - закрепляет право родителей на воспитание. Под субъективным правом понимаются "гарантируемые законом вид и мера возможного или дозволенного поведения лица, обязанность представляет собой меру должного поведения лица. Таким образом, положения Конституции РФ и Семейного кодекса РФ провозглашают воспитание детей и мерой должного, и мерой возможного, дозволенного поведения родителей, что нелогично и весьма противоречиво. Права и обязанности, с точки зрения теории права, представляют собой корреспондирующие категории, в связи с чем более разумно было бы установление обязанности родителей по воспитанию детей и права ребенка на должное воспитание со стороны родителей, тем более, что та же ст. 38 Конституции РФ однозначно определяет заботу о нетрудоспособных родителях обязанностью трудоспособных детей, достигших 18 лет. Кроме того, ст. 54 <garantF1://10005807.54> Семейного кодекса РФ закрепляет право детей на воспитание своими родителями. Введение на законодательном уровне однозначной обязанности родителей по воспитанию детей и установления ответственности (административной и уголовной) за отказ от воспитания детей позволили бы значительно сократить количество детей, от которых родители отказались, в частности, оставленных молодыми матерями в родильных домах. В связи с изложенным, следовало бы внести изменения в положения Конституции РФ и закрепить в п. 2 ст. 38 право детей на должное воспитание со стороны родителей, а положение об обязанности родителей воспитывать своих детей предусмотреть в числе прочих обязанностей человека и гражданина. В Конституции РФ целесообразно также сформулировать обязанность родителей по воспитанию детей на основе общепризнанных духовных ценностей общества, норм и принципов человеческого общежития, уважения к людям. Следует поместить указанную норму перед всеми иными обязанностями, и дополнить Конституцию РФ статьей 56.1 следующего содержания: "Родители обязаны воспитывать своих детей на основе общепризнанных духовных ценностей общества, норм и принципов человеческого общежития, уважения к людям". При этом п. 2 ст. 38 Конституции РФ должен быть изложен в следующей редакции: "2. Дети имеют право на должное воспитание со стороны своих родителей". Аналогичные изменения следует внести в ч. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ, изложив ее в следующей редакции: "Родители обязаны воспитывать своих детей на основе общепризнанных духовных ценностей общества, норм и принципов человеческого общежития, уважения к людям, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей".

Одним из направлений оптимизации взаимодействия несовершеннолетнего, демонстрирующего асоциальное поведения, и окружающей среды является вовлечение в эту деятельность представителей самой общественной среды. Общественная деятельность по предупреждению правонарушений рассматривается, прежде всего, в виде общих мер общества, способствующих социализации личности, ее духовному, в первую очередь нравственному совершенствованию, что в конечном итоге имеет большое значение в устранении непосредственных причин совершения преступлений. Это меры по оздоровлению социальной среды и средства коррекции личности.

Основная роль указанных субъектов заключается в содействии организации досуга несовершеннолетних: занятия в различного рода художественных, спортивных кружках и секциях, способствуют их приобщению к общепризнанным культурным ценностям. Организация досуга подростков оказывает весьма эффективное профилактическое воздействие, позволяя контролировать деятельность и общение несовершеннолетних в свободное время. Однако, как верно отмечает Ю.Г. Арзамасов, "система досуга молодежи практически полностью перешла на коммерческие рельсы. Молодежь оказалась предоставленной самой себе". В большинстве городов прекратили свое существование кружки и клубы для подростков, которые были широко распространены в 80-е годы, в других городах их число резко сократилось. Им на замену пришли фитнес-комплексы, частные курсы и школы, однако оплата абонемента на их посещение, помесячная оплата курсов непосильна для неблагополучных семей, подростки из которых нуждаются в контроле организации досуга больше всего.

Заключение

преступление несовершеннолетний семья

Семью можно определить как обладающую исторически определенной организацией малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Проведенное исследование роли неспециализированных субъектов профилактики корыстной преступности несовершеннолетних позволяет сделать ряд выводов.

. Одной из причин корыстной преступности несовершеннолетних является неблагополучие семей, в которых они воспитывались, поскольку семья является основной средой формирования ребенка как личности, становления системы социальных связей и духовных ценностей.

. Целесообразно ввести обучение несовершеннолетних в школе основам семейного права, психологии, культуры, взаимоотношений в семье, что позволит сформировать у подростков правильное представление об основах семейных отношений, правильно реагировать на возникновение конфликтных ситуаций между родителями и между родителями и самими подростками, создать им в дальнейшем благополучные семьи и выбрать правильное направление в воспитании собственных детей.

3. Следует дополнить Конституцию РФ статьей: «Родители обязаны воспитывать своих детей на основе общепризнанных духовных ценностей общества, норм и принципов человеческого общежития, уважения к людям. При этом п. 2 ст. 38 <garantF1://10003000.3802> Конституции РФ должен быть изложен в следующей редакции: "2. Дети имеют право на должное воспитание со стороны своих родителей».

. Необходимо внести изменения в ч. 1 ст. 63 <garantF1://10005807.6100> Семейного кодекса РФ, изложив ее в следующей редакции: "Родители обязаны воспитывать своих детей на основе общепризнанных духовных ценностей общества, норм и принципов человеческого общежития, уважения к людям, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей".

. Следует закрепить на законодательном уровне положение об обязанности СМИ информировать телезрителей о возможности просмотра транслируемых передач и фильмов подростками определенного возраста (до 14 лет, с 14 лет, с 16 лет, с 18 лет). При этом необходима разработка критериев, на основе которых вещатель мог бы отнести передачу к одной из категорий и в зависимости от этого разместить ее в сетке вещания раньше либо позже определенного времени. Весьма целесообразным является установление в законодательстве требования о том, что передачи, предназначенные для просмотра только лицами старше 18 лет, должны транслироваться только в ночное время - с 22 до 6 часов.

. Роль общественности в профилактике преступности заключается в проведении обще профилактической работы по оздоровлению социальной среды формирования личности подростков, осуществлении общепредупредительных мер и мер виктимологичесткой профилактики.

Список литературы

1.Арзамасов Ю.Г. Проблемы подростковой преступности в крупных городах и пути ее профилактики. // Гражданин и право <garantF1://5240151.0>. 2007. N 4. С. 82.

.Базаров Р.А. Преступность несовершеннолетних: криминальное насилие, меры противодействия. - Екатеринбург: ВШ МВД РФ, 1995. С. 111.

.Вельчев А.Д., Мошак Г.Г. Подросток и правонарушение. / Под ред. Г.И. Костаки. - Кишинев: Картя молдовеняска, 1999.

.Волкова В.М. Предупреждение преступности несовершеннолетних (социально-криминологический анализ). Диссертация ... канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2000.

.Горохова Т.Н. Остросюжетная литература в системе мер предупреждения преступности. Автореферат дисс. ... канд.-юрид. наук. - Р-н-Д, 2005.

.Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М.: Юридическая литература, 1991.

.Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений (проблемы социального контроля). - М.: Юрид. лит., 1990.

8.Коновалова И.А. Неспециализированные субъекты предупреждения корыстных преступлений несовершеннолетних // Образование и право. 2013.-№ 4. С.22.

10.Коновалова И.А. Криминологическая политика органов правопорядка в сфере семейных отношений// Образование и право2013. № 3.

11.Коновалова И.А. Неспециализированные субъекты предупреждения корыстных преступлений несовершеннолетних // Образование и право. 2013.-№ 4. С.22.

12.Нечаева А.М. Защита интересов ребенка в многодетной семье// Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 6. С.6.

13.Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних де

14./ под ред. В.Я. Кикот С.Я. Лебедева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С.66

15.Тараленко К.Н. Рецидивная преступность несовершеннолетних, осужденных условно, и ее предупреждение. Диссертация. ... канд. юрид. наук. - Томск, 2003.

16.Тарарухин С.А. Преступное поведение. Социальные и психологические черты. - М.: Юрид. лит., 1994.

.Теоретические основы предупреждения преступности / В.В. Клочков, А.С. Шляпочников, В.Н. Кудрявцев и др. М.: Юрид. лит., 1977.

18.Шестаков, Д. А. Семья и предупреждение преступности//Правоведение. 2003. № 6.

.Шипунова Т.В. Преступность несовершеннолетних и превентивные стратегии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. № 4.

.Харчев А.Г. Современная семья и ее проблемы. - М.,1998.

.Харламов В.С. Криминологическая политика органов правопорядка в сфере семейных отношений//Российский следователь. 2012. № 11.

Похожие работы на - Семья как объект и субъект профилактики преступлений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!