Режим содержания осужденных к лишению свободы (подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений) при конвоировании

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,68 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Режим содержания осужденных к лишению свободы (подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений) при конвоировании















Курсовая работа

По дисциплине: Правовое регулирование и организация режима

Тема: Режим содержания осужденных к лишению свободы (подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений) при конвоировании









Новокузнецк, 2015 г.

ВВЕДЕНИЕ

Традиционно в России с советских времен сохраняется достаточно высокий уровень применения лишения свободы в качестве наказания за совершение преступлений, закрепленных в Уголовном кодексе Российской Федерации, что в свою очередь порождает необходимость конвоирования спецконтингента из одного исправительного учреждения в другое .

Гуманизация процесса исполнения наказания в отношении осужденных к лишению свободы и открытость информации о пенитенциарной системе в последнее время стали основой для последующего поступательного движения во всем комплексе мер, связанных с конвоированием осужденных.

Основной формой изоляции осужденных к лишению свободы является их содержание в исправительном учреждении (далее- ИУ). Особенность этого вида наказания заключается в том, что в его процедуру входит еще и изоляция осужденных во время их перемещения и содержания в транзитно- пересыльном пункте. Перемещение осужденных осуществляется не только в интересах УИС, но также и в интересах органов, осуществляющих предварительное расследование и правосудие.

Конвоирование осужденных имеет процедурный и кратковременный характер, все же оно по правовым основаниям, времени, содержанию и процедуре представляет собой форму исполнения лишения свободы- изоляцию осужденных в период их перемещения.

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящий момент решены только общие организационные вопросы обеспечения режима содержания осужденных при конвоировании и в связи с углублением России в международное сообщество, вступление ее в ряд международных организаций, признанием норм и стандартов международного права вызвало необходимость по новому оценивать права и обязанности осужденных и персонала во время конвоирования.

Объектом исследования является режим при конвоировании осужденных к лишению свободы и лиц, заключенных под стражу специальными подразделениями по конвоированию УИС.

Предметом являются правовые нормы, регулирующие обеспечение режима при перемещении осужденных и лиц, содержащихся под стражей специальными подразделениями по конвоированию УИС.

Цель данной курсовой работы состоит в изучении режима содержания осужденных при конвоировании и особенностей.

Исходя из целей, можно выделить следующие задачи:

− изучить историческое развитие службы конвоирования;

− рассмотреть понятие службы конвоирования и ее структуры;

− проанализировать организационно- правовую основу деятельности служб конвоирования;

− рассмотреть нормативно- правовую базу, регулирующую режим при перемещении спецконтингента;

− выявить особенности режима содержания при различных способах конвоирования;

− исследовать элементы режима содержания осужденных, подозреваемых, обвиняемых при конвоировании;

− изучить правовой статус осужденных, подозреваемых, обвиняемых при конвоировании

Нормативно-правовой базой явились международные нормативно- правовые акты, положения Конституции Российской Федерации, действующее отечественное уголовно- исполнительное законодательство, федеральные законы, ведомственные приказы.

Методологию исследования составляют обычно применяемые в науке общенаучные, частно-научные и частно-правовые методы познания, а именно формально-юридический, системный, сравнительно-правовой, анализ и другие.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ КОНВОИРОВАНИЯ РОССИИ

осужденный подозреваемый обвиняемый конвоирование

§ 1.1 история становления и развития службы конвоирования УИС России

Охрана политического строя, социально- экономических отношений и общественного порядка одна из важнейших задач государственных органов власти, выполняемая как управленческими структурами, так и специальными вооруженными формированиями, выполняющими пенитенциарные и конвойные функции.

Организация перемещения спецконтингента, их охрана и надзор за ними издавна были одними из важных проблем государства. Потребность в вооруженном конвое для заключенных возникла в XVII веке в связи с возрастанием количества арестантов в «бунташный» период.

Первоначальный этап развития этапирования осужденных приходится на период правления Петра I. К этому периоду относится введение такой карательной меры как ссылка на каторгу, причем в первые годы этот вид наказания осуществлялся в форме приведения в движение весельных судов, или галер, гребцами, прикованными к скамьям и веслам.

Первоначально каторжан отправляли в Азов, а в последующие годы их труд использовали на Урале, в Сибири на рудниках, фабриках, заводах и солеварнях. Когда наказание в виде каторжных работ стало лимитироваться по срокам и степени тяжести, каторжников, отбывших положенный срок, стали оставлять в той местности, куда они были сосланы, а не возвращать в родные края. Такая политика проводилась с целью освоения богатых сибирских земель, а также для удаления преступников от центра страны.

Осужденные, следовавшие в Сибирь, сопровождались по трактам от селения к селению под «обывательским присмотром», причиняя местным жителям множество проблем. В основном это проявлялось в том, что невольных конвоиров приходилось отвлекать от работ на полях. Надзор за конвоируемыми осужденными осуществлялся местными жителями поселений, в которые они доставлялись. В силу недостаточного обеспечения оружием достаточно часто совершались побеги, с последующим совершением различных преступлений.

В 1807 г. конвоирование осужденных было возложено на 4 сибирских иноверческих полка численностью около 3 тыс. человек, состоящих из башкиров и мещеряков, использовавшихся в основном для охраны границы. В 1810 г. эти функции были переданы казачьим подразделениям, обслуживающим гражданскую администрацию и располагавшимся на восточных границах империи в Сибири в числе около 6 тыс.линейных казаков и 2 тыс.казаков городских караульных команд. В то же время конвоирование осужденных осуществляли также инвалидные роты и команды, которые формировались из бывших военных и ветеранов, которые по различным причинам, ранению или по возрасту не могли продолжать службу в армейских полках .

Приближение войны с Наполеоновской Францией не позволяло более использовать эти полки в правоохранительной деятельности внутри страны. Поэтому перед государством возникла потребность в создании специализированного подразделения, наделенного определенными функциями, правами и обязанностями. Таким подразделением стал «Отдельный корпус внутренней стражи».

Отдельный корпус внутренней стражи начал формироваться в 1811 г. и стал первым специализированным подразделением исполняющим правоохранительные функции в сфере содержания осужденных во время их перемещения, а также осуществления надзора во время их пребывания на пересыльных пунктах и в местах остановок этапа. В связи с этим государством издается множество указов, которые в той или степени регулировали деятельность данного формирования. Однако, стоит отметить тот факт, что конвоирование каторжных все еще не выделяется в особую сферу деятельности государства, так как отдельный корпус внутренней стражи формировался в основном из инвалидных команд и они не ограничивались лишь перемещением осужденных.

Важным фактом в истории конвойной службы стало создание железных дорог и развитие водного транспорта в середине ХIX в. По железной дороге создается особое постоянное конвойное подразделение, в тот же период создаются первые железнодорожные вагоны.

Следующим основополагающим фактором в истории конвоирования стало принятие Устава конвойной службы 1878 г. В данном документе регламентировались все задачи и обязанности, в которые в том числе входила проверка на арестантах одежды по сезону и наличие у них запрещенных предметов, а также требования к помещениям, в которых они размещались на ночлег, что, в свою очередь, является элементами режима содержания осужденных.

Не смотря на все принятые ранее нормативные акты, начало становления конвойной службы в России стоит соотносить с указом Императора Александра III от 20 января 1886 г. «Об учреждении конвойной стражи для сопровождения арестантских партий». Этим приказом четко регламентировались обязанности и задачи конвойной службы, форма одежды сотрудников, структурная численность, а также требования к осужденным и некоторые элементы режима содержания арестантов, которые в основном ни чем не изменились по отношению к ранее принятым указам.

Хотя конвойная стража являлась одним из исполнительных органов карательной системы государства, ее деятельность четко не регулировалась до 1907 г. 10 июня 1907 г. был создан и утвержден Проект Устава конвойной службы. В 1909 г. специально созданная комиссия утвердила окончательный вариант этого документа с учетом отзывов, замечаний и предложений. Данный устав состоял из 13 глав, объединявших 464 статьи, в которых регламентировались порядок и условия несения службы, состав конвойной службы, подчиненность конвойных команд, права и обязанности персонала и т.д..

В постреволюционный период большевики использовали «старую» конвойную систему. Из всех государственных структур практически не изменилась только конвойная служба. В последующие годы издавалось множество приказов, положений и инструкций, которые в основном затрагивали количественный состав службы, ее подчиненность государственному аппарату управления, порядок и условия конвоирования, маршруты передвижений, задачи и функции подразделений при конвоировании арестованных, взаимодействие с другими государственными службами и разграничение между ними функций в сфере перемещения осужденных. Хотелось бы отметить, что о правовом положении арестантов и о режиме их содержания практически ничего не было сказано.

Во времена Великой Отечественной войны внутренние войска и конвойные подразделения подверглись серьезным изменениям. В августе 1941 было создано Главное управление внутренних войск, а в январе 1942 в самостоятельную структуру выделилось Управление конвойных войск. Оно подвергалось неоднократным изменениям вызванным изменением объема задач и функций в связи со складывающейся обстановкой в ходе войны. В годы войны на части конвойных войск были возложены задачи по конвоированию и охране военнопленных. К апрелю 1945 г. конвойные войска охраняли 710 различных лагерей, тюрем и других объектов.

В послевоенное время служба конвоирования была передана в ведомство Министерства внутренних дел СССР, созданного в 1946 г. Соединения и части конвойных войск несли осуществляли деятельность по охране общественного порядка, охраняли военнопленных в местах их содержания и работ, конвоировали осужденных и арестованных. Основной проблемой того периода является то, что в связи с недостаточной оснащенностью конвойной службы преступники довольно часто предпринимали попытки совершения побегов и нападения на персонал. В связи с этим государство начало предъявлять определенные требования к сотрудникам, что закреплялось в нормативных актах.

Следующий качественно новый этап развития конвойных подразделений относится ко второй половине 1960-х годов. В конце 1963 г. была принята новая Инструкция по службе конвойной охраны МООП РСФСР. В 1966 г. было образовано Главное управление внутренних войск, внутренней и конвойной службы, которое управляло подразделениями по всей территории страны. В то время процесс конвоирования осужденных регламентировался одним основным документом: Приказом МВД СССР от 1.04.1969 г. №55 «Устав боевой службы внутренних войск». Согласно этому приказу осужденным во время их конвоирования разрешалось иметь при себе одежду, обувь, белье, ремни, предметы туалета, продукты питания, сигареты и многое другое. Также им предусматривались некоторые льготы в отношении особых категорий осужденных(женщин, женщин с малолетними детьми).

В 1986 г. был принят новый Устав боевой службы внутренних войск МВД СССР, в котором наиболее полно были обозначены нормы посадки в транспорт, предназначенный для конвоирования, правовое положение, как осужденных, так и персонала, был значительно расширен список веще и предметов, которые осужденным можно иметь при себе в спецтранспорте. Не малое внимание, в этом приказе, было уделено раздельному размещению осужденных в камерах транспортных средств по видам режима и категориям. Также в данном приказе было впервые обозначено составление акта сотрудником в отношении осужденного, нарушающего установленный законом порядок.

После распада СССР служба конвоирования продолжала осуществлять свою деятельность на основании Устава 1986 г. и лишь в 1994 г. утверждается Временный Устав внутренних войск МВД РФ. В данном приказе достаточно детально прописывается процесс конвоирования.

В 1998 г. в соответствии с приказом № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение Министерства юстиции РФ» уголовно- исполнительная система всего за месяц переводится в состав Минюста РФ. С января 1999 г. функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, были переданы вновь созданным подразделением по конвоированию ГУИН Минюста России. Наиболее полным документом, действующим в настоящее время является совместный приказ Минюста России и МВД России от 24.05.2006 г. № 199/369- ДСП «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно- исполнительной системы по конвоированию». В данном документе наиболее полно указаны все особенности перемещения осужденных.

За свою долгую историю существования конвойные подразделения прошли долгий и сложный путь, который продолжается и в наше время в качестве специальных подразделений уголовно- исполнительной системы по конвоированию. Деятельность подразделений по конвоированию всегда была тесно связана с обеспечением интересов как пенитенциарной системы, так и государства в целом. Следует отметить, что на ранних этапах развития правовое регулирование деятельности подразделений по конвоированию охватывало лишь само перемещение осужденных и только с послевоенного времени государство закрепляет в ведомственных документах особенности режима содержания осужденных при конвоировании.

§ 1.2 понятие и организационно- правовые основы деятельности подразделений конвоирования УИС

Существует множество мнений относительно понятия конвоирования.

И.П. Колеватов под конвоированием понимает принудительное перемещение осужденного, приговоренного к лишению свободы в тот или иной вид учреждения на срок указанный в приговоре суда.

Изучив нормы отечественного законодательства можно определить конвоирование как систему мер предупредительного и обеспечительного характера осуществляемых специальными подразделениями УИС, направленных на перемещение осужденных и лиц, содержащихся под стражей из одного исправительного учреждения в другое по определенным маршрутам в целях обеспечения уголовно- исполнительного законодательства РФ.

Правовой основой деятельности специальных подразделений по конвоированию Конституция РФ, федеральные законы, иные нормативно- правовые акты РФ, нормативно- правовые акты Минюста России, совместные нормативно правовые акты Минюста России и МВД России.

Специальным подразделениям уголовно-исполнительной системы по конвоированию при выполнении возложенных на них задач предоставляются следующие права:

) осуществлять контроль за соблюдением предусмотренного законодательством Российской Федерации порядка конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу;

) требовать от осужденных и лиц, заключенных под стражу, исполнения ими обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

) применять к осужденным и лицам, заключенным под стражу, допустившим правонарушения, меры воздействия и принуждения, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

) составлять протоколы о нарушении осужденными и лицами, заключенными под стражу, обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для решения вопроса о применении мер взыскания и принуждения к указанным лицам;

) производить обыск осужденных и лиц, заключенных под стражу, досмотр их вещей, а также изымать у указанных лиц запрещенные предметы;

) осуществлять досмотр транспортных средств и проверку документов граждан при розыске осужденных и лиц, заключенных под стражу, совершивших побег, в местах, где возможно их появление;

) применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие.

На сотрудников специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию при проведении ими розыскных мероприятий распространяются права и гарантии правовой защиты и социальной поддержки, а также возлагаются определенные обязанности и ответственность.

Процесс перемещения осужденных осуществляется в связи с наступлением определенных оснований:

.Перевод из одного исправительного учреждения в другое:

− на основании ч.2 ст.81 УИК в случае заболевания, для обеспечения личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения и в исключительных случаях, препятствующих дальнейшему отбыванию наказания в конкретном исправительном учреждении;

− при изменении вида исправительного учреждения на основании ст.78 УИК РФ.

.Направление осужденных к месту отбывания наказания;

.Перевод осужденных из исправительного учреждения в следственный изолятор:

− для участия в судебном разбирательстве или в следственных действиях на основании ст. 77.1 УИК РФ.

− при привлечении к уголовной ответственности в качестве подозреваемого или обвиняемого по другому делу.

В ст. 12 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (Далее- Закон об учреждения и органах) говориться, что конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществляется по плановым маршрутам специальными подразделениями УИС по конвоированию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политике и нормативно- правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Также данный закон предусматривает взаимодействие с органами полиции в рамках конвоирования лиц, содержащихся в следственных изоляторах УИС, для участия этих лиц в следственных действиях, судебном разбирательстве и охране указанных лиц во время проведения процессуальных действий.

При перемещении осужденные должны быть обеспечены необходимыми элементами материально- бытового обеспечения и санитарно- гигиеническими условиями, одеждой по сезону, нормированным питанием на весь период следования. Также в нем обусловлено временное содержание осужденных в транзитно- пересыльных пунктах. Все расходы при конвоировании осуществляются за счет государства.

Основным документом, регулирующим деятельность подразделений по конвоированию и режим содержания осужденных, является Инструкция по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию от « 24 » мая 2006 г. № 199дсп/369дсп.

В данном документе закреплен порядок организации конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирования граждан РФ и лиц без гражданства на территорию РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции, а также порядок действий караулов и должностных лиц при происшествиях.

Инструкция определяет служебную деятельность по конвоированию как совокупность согласованных действий подразделений по конвоированию, караулов и сотрудников УИС, проводимых совместно с взаимодействующими органами и службами в целях своевременного и полного выполнения возложенных задач на подразделения по конвоированию. Она включает в себя выполнение поставленных задач, несение службы подразделениями, действия при ЧО, материально- бытовое, техническое и медицинское обеспечение.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА СОДЕРЖАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ ПРИ КОНВОИРОВАНИИ

§ 2.1 материально- бытовое обеспечение осужденных, подозреваемых, обвиняемых при конвоировании

Материально- бытовое обеспечение осужденных предполагает под собой совокупность юридических норм уголовно- исполнительного права, регулирующих отношения в сфере создания для осужденных условий для их нормальной жизнедеятельности и жизнеобеспечения в целом при исполнении ими уголовного наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, направленных на сохранение здоровья, работоспособности, жизни и реасоциализацию в обществе.

Исправление осужденных является основной целью проведения уголовно- исправительной политики государства. В свою очередь материально- бытовое обеспечение является одним из основных элементов обеспечивающих исправление. Процесс исправления осужденных продолжается в течении всего срока лишения свободы, в том числе во время их перемещения из одного исправительного учреждения в другое.

В уголовно- исполнительном законодательстве закреплены следующие элементы материально- бытового обеспечения осужденных:

− коммунально- бытовые и жилищные условия;

− вещевое обеспечение;

− нормы питания осужденных;

− медико- санитарное обеспечение.

Обеспечение осужденных коммунально- бытовыми и жилищными условиями является одним из важнейших элементов материально- бытового обеспечения осужденных, так как правильное размещение осужденных обеспечивает всю систему жизнеобеспечения и является фундаментом для реализации других элементов данного института уголовно- исполнительного института.

В соответствии со ст. 99 УИК РФ в исправительной колонии на осужденного приходится не 2 метра квадратных жилой площади, в женских колониях- 3 метра квадратных, в воспитательных колониях- 3,5 метра квадратных, в лечебных исправительных учреждениях- 3 квадратных метра, в лечебно- профилактических учреждениях- 5 квадратных метров. Также осужденные должны обеспечиваться индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями, одеждой по сезону с учетом гендорных признаков, индивидуальными средствами гигиены.

Как в отечественном, так и ведомственном законодательстве ничего не сказано про нормы жилой площади при конвоировании осужденных. При конвоировании осужденных по железной дороге в специальных вагонах, в зависимости от их вида, осужденные содержатся в больших и малых камерах.

Большая камера имеет два нижних дивана, две полки второго яруса с откидным клапаном и две полки третьего яруса. При перевозке осужденных по времени более 4-х часов в камерах размещаются по 12 человек (при продолжительности до 4-х часов вместимость может быть доведена до 16 человек).В малой камере оборудуются нижний диван с рундуком, откидная полка второго яруса и полка третьего яруса для размещения в ней 5 человек и в некоторых случает 6 человек. Следовательно, данная норма инструкции по конвоированию пренебрегает нормами УИК РФ, в которых указано, что осужденный должен быть обеспечен индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями, так как при перемещении осужденными они не выдаются, как правило они используют в альтернативу постельным принадлежностям свои вещи, которые подвергаются досмотру перед помещением осужденного в камеру.

Нормы посадки в спецавтомобиль грузоподъемностью 1,5-2 тонн - до 13 человек, 2,5-3 тонн - до 21человек, 4 тонны - до 36 человек. Во всех случаях количество осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и личного состава, перевозимого в специальных транспортных средствах, не должно превышать норм, установленных для данного транспортного средства техническими характеристиками.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что нормы жилой площади осужденных при конвоировании в специальном транспорте не соответствуют уголовно- исполнительному законодательству и опираются на количество осужденных содержащихся в камере при перевозке.

Не маловажное значение при конвоировании спецконтингента имеет их раздельное содержание в процессе перемещения. Инструкция по конвоированию указывает, что при конвоировании должны раздельно следовать:

мужчины и женщины;

подозреваемые, обвиняемые и осужденные;

несовершеннолетние и взрослые;

лица, которые приговорены к смертной казни - вместе, но отдельно от других категорий осужденных;

осужденные, совершившие преступления в соучастии;

осужденные, направляемые в исправительные колонии различных режимов;

осужденные, направляемые в колонии поселения;

иностранные граждане и лица без гражданства - вместе, но отдельно от других категорий осужденных;

осужденные к пожизненному лишению свободы - вместе, но отдельно от других категорий осужденных;

лица, отказывающиеся от приема пищи - вместе, но отдельно от других категорий осужденных;

бывшие сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры и суда отдельно от других категорий.

Осужденные больные открытой формой туберкулеза и не прошедшие полный курс лечения от венерического заболевания, осужденные с расстройством психики также конвоируются раздельно и отдельно от здоровых осужденных, при этом, при необходимости в сопровождении данные категории осужденных могут следовать в сопровождении медицинского работника, который направляется от учреждении, с которого следует осужденный.

В обеспечение осужденных вещевым имуществом входит выдача им белья, одежды, обуви в соответствии с нормами, закрепленными в нормативных актах Министерства Юстиции Российской Федерации.

В настоящее время существуют следующие нормы вещевого довольствия в зависимости от вида исправительного учреждения, возраста, пола, состояния здоровья осужденного:

) для осужденных мужчин, отбывающих лишение свободы в исправительных колониях;

) для женщин, отбывающих наказание в исправительных колониях;

) для осужденных, отбывающих наказание в тюрьмах;

) для несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях.

Особенностью данного элемента режима содержания при конвоировании является то, что в период перемещения осужденных не предусмотрена выдача им какого-либо вещевого имущества, всем необходимым осужденных обеспечивает администрация исправительного учреждения, из которого они направляются.

Для нормального жизнеобеспечение жизнедеятельности организма осужденных они получают нормированное питание в соответствии с уголовно- исполнительным законодательством. Нормы питания создаются совместно Министерством Юстиции, Министерством здравоохранения, Институтом питания России и утверждаются Правительством РФ.

В соответствии с приказом Минюста РФ от 02.08.2005 N 125 «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» для конвоируемых осужденных предусмотрена базовая минимальная норма питания. Как правило, осужденные обеспечиваются на все время следования индивидуальными суточными рационами питания, в которых находится весь комплекс продуктов необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности осужденных, а при задержке караула в пути питание осужденных обеспечивается следственными изоляторами или исправительными колониями, находящимся на пути следования. В свою очередь сотрудники специальных подразделений по конвоированию обеспечивают осужденных горячей водой для приготовления выданной им пищи. Температура воды, выдаваемой осужденным, не должна превышать 60° С. В рейсовых самолетах возможна выдача конвоируемым осужденным питания и прохладительных напитков с разрешения начальника караула.

В инструкции по конвоированию также указана возможность женщинам со сроком беременности более 5 месяцев или с детьми до трех лет готовить и подогревать питание, молоко, чай на кухне караула. Питьевая вода предоставляется осужденным по потребности.

В связи с тем, что в ведомственных нормативно- правовых актах не закреплена минимальная температура выдаваемой осужденным воды, сотрудники используют это в целях регулирования порядка при конвоировании или как негласную меру взыскания, по средствам выдачи холодной воды.

Следующим элементом режима содержания осужденных при конвоировании является медико- санитарное обеспечение. На основании инструкции по конвоированию больные при перемещении обеспечиваются сопровождением медицинского работника в обязательном порядке. Медицинский работник имеет с собой все необходимые медикаменты. При осложнении состояния здоровья осужденного он передается вместе с личным делом и вещами встречному караулу, для перевозки его в соответствующее медицинское учреждение или исправительную колонию для оказания ему медицинской помощи.

В случае наступления смерти осужденного начальник караула принимает меры по обеспечению охраны трупа и на ближайшей остановке передает его в ближайший орган внутренних дел после подтверждения факта смерти медицинским работником. О сдаче больного осужденного или трупа умершего делается запись в путевом журнале и путевой ведомости караула и оформляется актом в шести экземплярах. Один экземпляр акта вручается представителю органа, получившего больного или труп умершего, один экземпляр акта представляется в управление по конвоированию, два экземпляра акта направляются органу-отправителю, два экземпляра акта направляются органу-получателю.

При возникновении инфекционного заболевания среди осужденных, подозреваемых, обвиняемых начальник караула обеспечивает изоляцию заболевших лиц от здоровых, по возможности выдает им лекарства и медикаменты, сдает больных на ближайшем обменном пункте и докладывает об этом начальнику своего управления по конвоированию. После этого вызывает сотрудников санитарно- медицинских пунктов железной дороги для проведения противоэпидемиологических мероприятий.

Санитарная обработка при эшелонном конвоировании свыше 10 суток проводится сотрудниками железной дороги в местах стоянки более 12 часов по заявлению начальника караула администрации железной дороги. При проведении санитарной обработки начальник караула организует охрану и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что материально- бытовое обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании имеет множество особенностей в сравнении с содержанием в исправительной колонии. Абсолютно все элементы материально бытового- обеспечения осужденных при конвоировании существенно изменены в ведомственном законодательстве, но при этом опираются на нормы закрепленные на федеральном уровне.

§ 2.2 правовой статус осужденных, подозреваемых, обвиняемых при конвоировании

Институт правового положения осужденных имеет важное значение. Любой вид уголовного наказания напрямую связан с рядом ограничений прав и свобод. Конституция РФ определила основания, в соответствии с которыми могут быть ограничены права и свободы человека. К ним относятся:

) основания общего характера, которые определяют допустимые пределы изъятий из основных прав и свобод;

) основания, устанавливаемые в связи с введением чрезвычайного положения;

) основания, связанные с особенностями правового статуса отдельных категорий граждан (например, осужденных к лишению свободы).

Особенности правового положения осужденных выражаются в изъятии и ограничении их прав и свобод как граждан государства и наделении их специальными правами и обязанностями, свойственными конкретному виду уголовного наказания. Объем ограничений, специальных прав и обязанностей устанавливается уголовным, уголовно- исполнительным и иным законодательством РФ в зависимости от карательного воздействия конкретного уголовного наказания.

В инструкции по конвоированию сказано, что в период перемещения осужденных они обладают как общими, так и специальными правами и обязанностями. Общие закреплены в УИК РФ, а специальные в ведомственном законодательстве.

В соответствии со ст. 11 УИК РФ основными обязанностями осужденных являются:

1. исполнение осужденными установленных законодательством РФ обязанностей граждан РФ, соблюдение принятых в обществе нравственных норм поведения, требований санитарии и гигиены.

. соблюдение требований федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

. выполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

. вежливое отношение к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным.

. являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу.

. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

Все вышеизложенные обязанности применимы к осужденным и при конвоировании. Также инструкция по конвоированию дополняет данные обязанности специальными, в соответствии с которыми осужденные обязаны:

. строго соблюдать правила поведения, быть вежливыми между собой и с составом караула, при обращении к ним начальника караула или его помощника - вставать;

. бережно относиться к оборудованию, инвентарю и другому имуществу в транспортных средствах;

. при движении по коридору спецвагона, на теплоходе и обменном пункте держать руки за спиной;

. поддерживать чистоту в камере

При перемещении осужденных различными способами состав караула запрещает конвоируемым:

.выбрасывать вещи, письма и записки;

.заслонять от наблюдения решетки и смотровые окна дверей камер;

.громко разговаривать, петь, шуметь, употреблять жаргонные выражения, переписываться, переговариваться и перестукиваться с лицами, содержащимися в других камерах, делать какие-либо надписи на стенах, полках, потолках камер, играть в настольные и иные игры;

.наносить себе или другим лицам татуировки;

.курить, переходить из ряда в ряд при конвоировании пешим порядком, передавать вещи и снимать верхнюю одежду при следовании по коридору вагона, на теплоходе и обменном пункте.

Следующим элементом правового положения осужденных при конвоировании являются их права, которые регламентированы и наиболее подробно изложены в УИК РФ. Общие права осужденных регламентированы в ст. 12 УИК РФ. Они включают в себя:

1. право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания;

. право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания;

. право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления;

. Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения;

. Осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия;

. Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий;

. право пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи;

. иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации;

. право на личную безопасность.

К специальным правам осужденных при конвоировании относятся:

.право иметь при себе вещи и предметы закрепленные в правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений ( Далее- ПВР ИУ);

.право перевозить с собой вещи и предметы весом не более 50 кг.

.обеспечение индивидуальным рационом питания, горячей и питьевой водой.

.другие права, связанные с особенностями режима содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых.

Анализ норм уголовно- исполнительного и ведомственного законодательства позволяет сделать вывод о том, что правое положение конвоируемых лиц имеет значительные отличия от правового статуса осужденных, подозреваемых и обвиняемых содержащихся в исправительных учреждения. Стоит отметить, что ведомственное законодательство, в частности инструкция по конвоированию, позволяет определить правовое положение осужденных, подозреваемых, обвиняемых при конвоировании как комплекс гарантированных прав и свобод граждан РФ с ограничениями установленными в уголовно- исполнительном и ведомственном законодательстве на основании норм Конституции РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конвоирование осужденных, подозреваемых, обвиняемых имеет огромное значение при практическом применении уголовно- исполнительных норм и при соблюдении норм международного права. Ратификация международно- правовых норм потребовало более подробного регулирования организации конвоирования спецконтингента в целом.

Конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей начало зарождаться в XVII веке. В начале XVIII появились первые упоминания в нормативных актах о порядке перемещения осужденных. На первоначальном этапе развития конвойной службы нет четкого закрепления норм в российском законодательстве об особенностях организации и о обеспечения режима содержания конвоируемых.

В последующие годы этим аспектам началось уделяться больше внимания, но все же в незначительной степени. Первые наиболее значимые изменения появились лишь во времена правления советской власти. На современном этапе развития нормы уголовно- исполнительного права полностью соответствуют нормам международного законодательства, которые закреплены в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными и других международных пактах.

В настоящее время основополагающие нормы, регулирующие процесс перемещения спецконтингента, закреплены в отечественных нормативно- правовых актах, таких как, УИК РФ, закон об учреждениях и органах, ФЗ о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых. Но в данных нормативно- правовых актах закреплены лишь общие положения.

Наиболее полное пояснение особенностей процесса конвоирования закреплено в инструкции по конвоированию. Инструкция определяет служебную деятельность по конвоированию как совокупность согласованных действий подразделений по конвоированию, караулов и сотрудников УИС, проводимых совместно с взаимодействующими органами и службами в целях своевременного и полного выполнения возложенных задач на подразделения по конвоированию. Она включает в себя выполнение поставленных задач, несение службы подразделениями, действия при ЧО, материально- бытовое, техническое и медицинское обеспечение. Также в инструкции закреплены особенности при различных видах конвоирования, особенности режима содержания, организационные особенности деятельности специальных подразделений по конвоированию и многое другое.

Материально- бытовое обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании имеет множество особенностей в сравнении с содержанием в исправительной колонии. Абсолютно все элементы материально бытового- обеспечения осужденных при конвоировании существенно изменены в ведомственном законодательстве, но при этом опираются на нормы закрепленные на федеральном уровне. Обеспечение материально- бытовыми условиями напрямую влияют в целом на жизнеобеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании.

Не маловажное значение законодатель уделяет нормам о санитарно- гигиеническом и медицинском обеспечении спецконтингента при конвоировании, потому что данная деятельность осуществляется преимущественно изолированно от других служб и ведомств, которые могут помочь обеспечить гуманизм и личную безопасность конвоируемых лиц.

Стоит отметить, что осужденные, подозреваемые, обвиняемые обладают особым правовым положением. Данное исследование помогает разделить правовой статус конвоируемых лиц на общий и специальный. Это означает, что права и обязанности, закрепленные на федеральном уровне, значительно дополняются ведомственным законодательством.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Законы и иные НПА:

.Конституция Российской Федерации [Принята всенародным голосованием] от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21.07.2014 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.

.Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»// «Собрание законодательства РФ», 17.07.1995, N 29, ст. 2759,

.Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ (в ред. от 30.03.2015 г.) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954

.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 06.04.2015)// «Российская газета», N 9, 16.01.1997.

.Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 06.04.2015) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»// «Ведомости СНД и ВС РФ», 19.08.1993, N 33, ст. 1316.

.Приказ Минюста РФ от 02.08.2005 N 125 (ред. от 03.07.2008) «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».

.Приказ Минюста России и МВД России от 07.12.01 №327/1066 «Об организации обеспечения и управления специальными и иными перевозками в УИС Министерства юстиции РФ»

.Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (утверждены ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г) // Советская юстиция. 1992. №2.С. 19.

Учебные и учебно- методические издания:

.Внутренние войска: исторический очерк… - 135 с.

.Колеватов И.П. Указ. соч. - 284 с.

.Курков К.Н., Опар И.П., Пертли Л.Ф. Конвойная служба в России: история и современность: Учебное пособие.- М., 2008 -87 с.

.Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Межрегиональный институт экономики и права, Юридическая фирма «КОНТРАКТ», ООО «ВОЛТЕРС КЛУВЕР», 2009. - 589 с.

.Федоров А.Б. Конвойная стража России в годы революции и гражданской войны… - 264 с.

.Фомин О.Е. Корпус внутренней стражи в правоохранительной системе Российской империи.: Автореф. дис. канд. юрид. наук.- М., 1999. - 65 с.

.Штутман С.М. Конвойная стража.- М., 2002. - 325 с.

.Южанин О.Н., Тактико-специальная подготовка. Организация конвоирования в уголовно-исполнительной системе. Курс лекций. Томск: Томский филиал Кузбасского института ФСИН России, 2009. - 236 с.

Научные издания:

.С. Иванов. Методика работы Управления, отделов и подразделений конвоирования. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. №1.

.Белунов П. Организация службы конвоирования по воздушным маршрутам в УИН Минюста России по г. Москва // Ведомости уголовно-исполнительной системы // №1, 2005.

Похожие работы на - Режим содержания осужденных к лишению свободы (подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений) при конвоировании

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!