Режим государственной границы Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,5 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Режим государственной границы Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(ФГКОУ ВПО ДВЮИ МВД РФ)

Кафедра административного права и АСД ОВД России






Курсовая работа

Тема: «Режим государственной границы Российской Федерации»


Выполнил: курсант 1 курса

Факультета юриспруденции

Учебной группы №17

Рядовой полиции Плетнев Е.А.

Проверил: Преподаватель кафедры

Административного права и АСД ОВД России

Майор полиции Власов К.А.


Хабаровск, 2015

Содержание

Введение

Глава I. Понятие и виды режима государственной границы

.Режим государственной границы

. Виды государственных границ

Глава II. Правила режима Государственной границы.

. Содержание государственной границы

. Пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами и перемещение через нее товаров, грузов и животных

. Пропуск лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных

. Ведение на госгранице хозяйственной, промысловой и иной деятельности

. Разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Образование госграницы взаимосвязано с территориальными разграничениями первых в истории человечества государств. Границы между рабовладельческими государствами стали исторически первым типом госграниц. Госграница является не только естественным, но и важнейшим политическим и правовым феноменом во взаимоотношениях государств, тем правовым пределом, в рамках которого находят свое самоопределение нации. В настоящее время охрана госграницы России осуществляется органами и войсками Федеральной пограничной службы России в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами обеспечения безопасности России. Цель охраны государственной границы - предотвращение противоправного изменения прохождения границы, обеспечение соблюдения режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через госграницу. О том, что состояние защитников границы сейчас чрезвычайно неудовлетворительное свидетельствует увеличение в десятки раз в последние годы числа лиц, незаконно пересекающих госграницу России. Сказанное свидетельствует о необходимости и актуальности анализа состояния правового обеспечения охраны госграницы России. Как не удивительно, несмотря на чрезвычайно высокую актуальность, данная проблематика практически не исследуется в научной литературе. Существует много работ посвященных обеспечению безопасности. Военная безопасность России как качественное состояние государства госаницы должного внимания явно не уделяется.

Конституционно-правовой режим госграницы играет в жизни России большую роль, поскольку он непосредственно связан с государственной, военной, экономической, политической, и иными сферами безопасности России. В определенной мере от него зависят темпы и уровень дальнейшего развития страны.

В современных условиях нового этапа развития российской государственности в силу некоторых объективных и субъективных причин, когда состояние экономики страны зависит от экспорта сырьевых ресурсов, качество конституционно-правового режима госграницы играет большую роль в обеспечении государственного суверенитета.

Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Областью действия государственной власти является все население в пределах всей территории. Территориальный признак обусловливает особенности формирования аппарата государства с учетом его пространственного деления.

Осуществление государственной власти по территориальному принципу ведет к установлению ее пространственного предела - госграницы, которая отделяет одну страну от другой. Определение понятий государственной территории и границы есть важное не только для организации внутреннего устройства, но и для реализации ряда его внешних задач и функций. Например, защиты территории государства от нападения извне.

Территория представляет собой естественное условие существования страны. Она образует пространство, в пределах которого это государство властвует. Это пространство имеет границы.

Глава I. Понятие и виды режима Государственной границы

.Режим Государственной границы

акон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. в статье №1 предлагается понятие гос. границы: «Государственная граница России - это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) России, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации». Обеспечение безопасности государственной границы есть часть системы обеспечения безопасности России и воплощение государственной пограничной политики России, заключается в согласованной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов России, органов местного самоуправления, осуществляемой в пределах своих полномочий путем принятия, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер, установленных настоящим федеральным законом.

Обеспечение безопасности государственной границы осуществляется органами и войсками Федеральной пограничной службы России в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами России воздушном пространстве и подводной среде другими силами обеспечения безопасности России.

Обеспечение безопасности границы осуществляется для недопущения противоправного пересечения государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима пропуска в пунктах, установленных федеральным законом, через государственную границу. Меры по охране государственной границы рассматриваются как пограничные меры.

Обеспечение безопасности государственной границы осуществляются органами пограничной службы федеральной службы безопасности России путем проведения войсковых, инженерных и режимных мероприятий, оперативных, проводимых в пределах пограничной зоны, в пунктах пропуска через государственную границу, в административных районах, прилегающих к границе, а при необходимости и за их пределами.

В Законе России «О Государственной границе Российской Федерации» отведено важное место пограничному режиму, государственной границы (режиму), и режиму в пунктах пропуска через государственную границу, как одним из важных факторов осуществления надежной охраны границы.

Определенные в пограничной зоне особые правила въезда, временного пребывания, проживания, передвижения и производственно-хозяйственной жизни населения создают пограничным войскам основания для осуществления рабочей системы контроля за въездом и пребыванием в этой местности всех категорий лиц, обеспечивают достойное проведение войсковых мероприятий и использования инженерных средств в охране государственной границы.

В конце концов, все эти режимные меры в значительной степени делают трудным враждебным компонентам проведение подрывной деятельности на государственной границе и создают дополнительные возможности по выявлению, предупреждению и пресечению данной противоправной деятельности, по своевременному обнаружению и задержанию правонарушителей границы, а также пограничного режима.

Помимо этого, режимные правила в пунктах пропуска через границу также создают пограничным органам условия для осуществления надзора за выездом и пребыванием лиц и транспортных средств на данной режимной территории, что позволяет оперативно выявлять и предупреждать нарушения режима границы и другие противоправные проявления на канале международных сообщений.

Эффективность режимных мер во многом зависит от знания пограничных войск установленных правил режима в пунктах пропуска, документов на право въезда и пребывания на режимной территории пунктов пропуска, от умения определять поддельные документы и другие способы обмана, применяемые нарушителями режима госграницы, а также от умелой организации контроля за исполнением правил установленных режимов.

В научной литературе понятие «административно-правовой режим государственной границы» не осуществило должной разработки. Ученые-правоведы, изучающие правовой статус госграницы, чаще всего оперируют термином «законодательство о государственной границе», или «правовой режим государственной границы», или «правовые основы государственной границы». Дипломатический словарь излагает данный режим государственной границы как «обеспечение надлежащего содержания линии госграницы в пограничных зонах, определяющих ее на местности, соблюдение правил перехода, переезда, перелета государственной границы гражданами, транспортными средствами, перевозки всякого рода грузов, в том числе багажа и почтовых отправлений, выполнение правил перегона животных через границу и перевозки продуктов животноводства и сельского хозяйства, надзор за соблюдением всеми судами режима плавания в территориальных и внутренних водах и тому подобное».

Административно-правовой режим госграницы, возможно, рассматривать как одну из частей режима национальной безопасности. Ведь именно на границе скомпоновалась сумма угроз, затрагивающих безопасность России в политической, военной и социальной, экономической сферах.

Административно-правовой режим госграницы России имеет довольно сложную структуру, в которую входят следующие группы норм и правил:

группа конституционных норм, определяющих основы правового режима защиты госграницы;

общепризнанные принципы и нормы международного законодательства, нормы Закона России «О Государственной границе Российской Федерации», иных федеральных законов, регулирующих деятельность субъектов правоотношений на госгранице;

созданная совокупность юридического инструментария, обеспечивающего воплощение в жизнь предписаний правовых норм (акты реализации прав и обязанностей, меры юридической ответственности, контроля и др.);

правовой механизм финансового оснащения функционирования административно-правового режима госграницы.

В современных политических и социально-экономических условиях обеспечение безопасности государственной границы является главным элементом обеспечения государственной безопасности и выступает в этом качестве как атрибут территориальной целостности России. Обеспечение безопасности государственной границы принимает на себя в значительной степени прямые проявления угроз безопасности и в этом смысле позволяет достичь достойного результата в конкретном месте и в конкретное время.

Таким образом, охрана государственной границы - важное условие защиты экономических, политических интересов и безопасности нашего государства. Ее эффективность обусловлена умелым использованием правового инструментария, закреплением надлежащего режима охраны границы, выделением для этого достаточного количества средств, создания специальных служб (таможенной, пограничной, и другие), успешно взаимодействующих между собой и другими государственными и муниципальными службами. Госграница, выполняя эти функции, обеспечивает безопасность России и служит «переводной линией» контактов с другими странами, способствует установлению хороших отношений с ними.

Политическое обеспечение безопасности государственной границы преследует цель не допустить противоправного пересечения границы людьми, транспортными средствами; задача экономической охраны - не допущение незаконного перемещения через границу предметов, продукции духовного творчества, а санитарная охрана нужна, для того чтобы через границу ни в ту, ни в другую сторону не распространялась инфекция, опасная для людей.1

Административно-правовые режимы, специально нацеленные преимущественно на обеспечение государственной охраны на госгранице в частности.

К этой категории режимов относятся.

режима госграницы;

пограничный режим;

режим пропуска через государственную границу в специальных пунктах.

Меры этих режимов направлены, прежде всего, на неприкосновенность и надежность охраны госграницы. Рассмотрим, каждый элемент по отдельности.

Режим государственной границы - это механизм правового регулирования, входящие в нее не только правовые нормы, но и также части такие, как правоотношения, акты применения нормативного права органами государства и воздействия, ответственность в случае нарушения норм, которые относятся к этой юридической категории.

Поэтому режим госграницы России необходимо понимать как правовое состояние, основанное на соблюдении внутригосударственных правовых норм, порождающее правоотношения между компетентными органами нашего государства, юридическими лицами и влекущее санкции в случае его нарушения.

Основное назначение режима государственной границы - это правовое регулирование всех вопросов, связанных с взаимоотношениями Российской Федерации с соседними государствами на государственной границе.

Основа режима госграницы определяется в совокупности мер и действий, осуществляемых органами и войсками пограничной службы федеральной службы безопасности России, государственными органами, общественными организациями и должностными лицами по обеспечению на государственной границе установленного порядка.

Правовую основу режима госграницы России составляет система правовых норм, регламентирующих прохождение линии госграницы России, порядок ухода за пограничными знаками, пересечения госграницы России, плавания по пограничным рекам, озерам и иным водоемам, рыболовства, водопользования, пользования пересекающими государственную границу России дорогами, ведения горного хозяйства, лесного дела, охоты и производства различных работ на государственной границе России, урегулирования пограничных конфликтов и инцидентов и прочего.

Особое место среди нормативных актов, определяющих режим госграницы, принадлежит двухсторонним договорам.

Договора по пограничным вопросам содержат, как правило, общее описание - прохождения госграницы на местности.


.Виды государственных границ

Существуют границы орографические и геометрические.

Под орографической границей следует понимать линию, проведенную с учетом рельефа местности (горный водораздел, речное русло, и другие)

Под геометрической границей следует понимать прямую линию, которая устанавливается от одной до другой точки без учета рельефа местности.

На практике чаще встречаются комбинированные границы, это такие, которые на некоторых участках проведены с учетом рельефа местности и являются орографическими, а на других участках проведены без учета рельефа местности и являются геометрическими.

В качестве особого вида границы можно назвать астрономическую границу.

Астрономической границей следует понимать геометрическую границу, совпадающую с параллелью или меридианом географической сетки.

СССР имел до Второй моровой войны данную астрономическую границу с Японией на Сахалине, которая проходила по 50-й параллели северной широты. Астрономические границы, к примеру, имеют Филиппины.

Сухопутные границы предпочитают проводить по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам. Такими могут быть реки, горы и другие. Данные границы ясно различимы и вызывают меньше недоразумений. Их называют естественными границами. Данное название не имеет ничего общего с очень распространенной в прошлом концепцией естественных границ, сторонники которой предполагали, что границы должны проходить по естественным рубежам, созданным самой природой. Если страна не имеет таких границ, то оно может их создать, в том числе с помощью силы.

В некоторых случаях границы приходится проводить между условными точками без естественных ориентиров. При этом должны учитываться интересы местного населения.

Существуют также так называемые географические границы, совпадающие с меридианами и параллелями географической сетки. Данными являются границы арктического сектора РФ. Много применялись такие границы при отделении колониальных владений в Африке. Будучи проведенными без учета местных условий, они разделяли группы людей, резали естественные и хозяйственные комплексы. От отрицательных последствий подобного разграничения страны Африки страдают до сих пор. Немало конфликтов из-за колониального подхода к границам существует в современной Латинской Америке.

Водные границы на реках устанавливаются таким образом: если река судоходная, то в центре главного фарватера или по линии наибольшей глубины; если же река несудоходная или ручей, то по их центру; в случае если у реки имеется несколько рукавов - по центру главного рукава. На озерах и иных водоемах - по прямой линии, соединяющей выходы границы к берегам водоема. Проходящая по реке, озеру или иному водоему граница не передвигается при изменении очертания берегов или уровня воды и при отклонении русла реки.

После создания водохранилища или иного искусственного водоема граница остается на том же месте, где она проходила до затопления. Она лишь трансформируется из сухопутной в водную. По мостам и плотинам граница проходит в середине этих сооружений независимо от линии водной границы.

Морские границы совпадают с внешними границами территориальных вод. В соответствии с международным правом РФ установила 12-мильную ширину этих вод.

Границы государства устанавливаются в договорном порядке путем делимитации и демаркации границ.

Делимитацией следует понимать определение в договоре общего направления и положения границы. Договаривающиеся страны составляют краткое описание прохождения линии границы и переносят эту границу на карту.

Демаркацией следует понимать проведение линии границы на местности. Для того чтобы провести демаркацию, договаривающиеся страны определяют смешанные комиссии. В такую смешанную комиссию входят представители договаривающихся стран, которые в соответствии с договором о делимитации определяют прохождение границы на местности, для чего сооружаются специальные пограничные знаки и составляются документы о демаркации.

Данными документами о демаркации являются протоколы, в которых описывается места постановки пограничных знаков, описывается линия границы. К этим же документам относятся крупномасштабные карты, на которые нанесена линия границы.

Проверка существующей и демаркированной в свое время линии границы, а также восстановление при проверке разрушенных пограничных знаков следует называть - редемаркацией.

Принято разграничивать воздушные, водные и сухопутные границы, а также границы недр.

В связи с тем, что в мире все течет, все изменяется, то через определенный промежуток времени может возникнуть необходимость уточнения линии прохождения границы между сопредельными странами (из-за тектонических процессов или стихийных бедствий). Данный процесс сводится к проверке правильности в настоящее время ранее демаркированной границы. При этом ремонтируются или восстанавливаются пограничные знаки, также может производиться замена одного типа знаков на новые, устанавливать дополнительные.

Глава II. Правила режима Государственной границы

Международные договоры, затрагивающие режим госграницы России, разнообразны: о прохождении государственной границы, о режиме границы в целом или об отдельных элементах режима, о системе обозначения линии границы, об использовании приграничной территории (например, пограничных вод), об уточнении ее прохождения на определенных участках, в том числе об уходе за пограничными знаками, об охране границы и обеспечении стабильного положения на ней.

Постоянство госграниц - один из основных факторов стабильности международных отношений в целом. В связи с этим в международном праве существует обычная и договорно-правовая норма о том, что правопреемство государств как таковое не затрагивает установленных договором границ и пограничного режима (ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.), то есть страна-преемник обязана соблюдать договоры о границах страны-предшественника. К этим договорам также неприменимо правило о коренном изменении обстоятельств (п. 2 ст. 62 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Даже при наступлении таковых данные договоры должны соблюдаться.

В целях обеспечения неприкосновенности границ сопредельные страны устанавливают посредством правовых норм внутригосударственного и международного права определенный режим, включающий порядок пропуска и передвижения через границу, проведения работ, урегулирования инцидентов.

Режим госграницы включает в себя правила: (Федеральный закон России «О Государственной границе»).

содержания госграницы;

пересечения госграницы лицами и транспортными средствами;

перемещения через госграницу грузов, товаров и животных;

пропуска через госграницу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

ведения на госгранице или вблизи нее на территории России хозяйственной, промысловой и иной деятельности;

разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением данных правил.

. Содержание государственной границы

Содержание госграницы - порядок сохранения и поддержания в надлежащем состоянии пограничных знаков, оборудования, пограничных просек, проведения их контрольных осмотров, проверок прохождения государственной границы.

Все страны обязаны содержать госграницу в таком состоянии, чтобы ее прохождение было ясным и видимым, а пограничные знаки и пограничные просеки соответствовали требованиям нормативных документов. Обязанности по уходу за пограничными знаками распределяются на основе соглашения между сопредельными странами. Устанавливаются сроки совместных осмотров пограничных знаков и пограничных просек. В случае повреждения или утраты пограничных знаков немедленно принимаются процедуры по их восстановлению.

.Пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами и перемещение через нее товаров, грузов и животных

Переход государственной границы лицами и пересечение ее транспортными средствами осуществляется только в пунктах перехода границы (установленных федеральным законом), открытых для международного и двустороннего движения. Пункты пересечения госграницы определяются и могут быть изменены по договоренности между сопредельными странами.

При пересечении госграницы обязан соблюдаться порядок следования от госграницы до пунктов пропуска через госграницу и в обратном направлении. Запрещается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных или прием их на транспортные средства.

Иностранные невоенные суда и военные корабли заходят (пересекают) в территориальное море с целью осуществления права мирного прохода и обязаны выполнять следующие требования пограничных органов:

показать свой флаг, если он по какой-либо причине не был поднят;

изменить курс, если он ведет в запретный для плавания или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения;

сообщить о целях захода на территорию Российской Федерации;

Для пересечения госграницы воздушными судами выделяются определенные коридоры полета. Пересечение госграницы вне определенных коридоров допускается только с разрешения компетентных органов соответствующей страны.

Российские воздушные суда, осуществляющие доставку людей, грузов и товаров с территории России на искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе России, или с указанных искусственных островов, установок и сооружений на территорию России, могут неоднократно пересекать Госграницу вне выделенных воздушных коридоров без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля в порядке, установленном Правительством России. Указанным российским воздушным судам не разрешается осуществлять влет в воздушное пространство иностранных государств, посадку (прием на борт) лиц, прошедших пограничный контроль при убытии с территории России, а также лиц, не прошедших пограничный контроль при прибытии на территорию России, выгрузку-погрузку любых грузов, товаров, валюты, животных на суда-с судов, в отношении которых осуществлен пограничный и таможенный контроль при убытии с территории России, а также на суда (с судов), в отношении которых не осуществлен пограничный и таможенный контроль при прибытии на территорию России, если иное не установлено Правительством Росси или не вызвано необходимостью спасания людей, судов либо другими чрезвычайными обстоятельствами, о которых командир российского воздушного судна незамедлительно информирует пограничные и таможенные органы.

Не является нарушением правил вынужденное пересечение госграницы в силу чрезвычайных обстоятельств: несчастного случая, аварии, в целях буксировки поврежденных судов, ледовых условий, угрожающих безопасности судна, стихийного бедствия, доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи членам экипажа либо пассажирам, а также по иным вынужденным причинам. Перемещение через госграницу грузов, товаров и животных осуществляется в определенном порядке и месте, которые также устанавливаются международным законодательством и внутригосударственными нормами права.

3. Пропуск лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных

Разрешение на пересечение транспортных средств, грузов, товаров и животных через госграницу понимается осуществление пограничного контроля, а при необходимости - иммиграционного, таможенного, санитарно-карантинного, фитосанитарного, ветеринарного и других видов контроля.

Пропуск осуществляется в пунктах пропуска через госграницу и заключается в признании законности пересечения госграницы. Основанием для разрешения является наличие действительных документов на право въезда (или выезда), документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.

Въезд на территорию России и выезд регламентируется федеральным законом - «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. (с последующими изм. и доп.), а также международными договорами России. Документами, дающими право на въезд, являются для иностранных граждан паспорт и виза (не исключены дополнительные требования). Иностранному гражданину, которому разрешен въезд в Россию для постоянного проживания, выдается иммиграционная виза; в случаях въезда для временного пребывания - разрешение на пребывание. Государства могут договариваться и об упрощенном порядке въезда на территорию государства, включая безвизовое пересечение границы.

Граждане государств СНГ имеют право въезжать-выезжать и передвигаться по территории его участников без виз при наличии документов, удостоверяющих их личность или подтверждающих их гражданство (статья № 1 Соглашения о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участников от 9 октября 1992 г.). Передвижение лиц, не являющихся гражданами государств СНГ, с территории одного государства-участника на территорию другого осуществляется с согласия компетентных органов последнего (статья № 5 Соглашения о сотрудничестве государств -участников Содружества Независимых Государств по обеспечению стабильного положения на их внешних границах от 9 октября 1992 г.).

Безвизовый порядок въезда, выезда и пребывания на территории одной страны может предусматриваться для граждан другой страны, обладающей дипломатическими или служебными паспортами, а также паспортом моряка.

. Ведение на госгранице хозяйственной, промысловой и иной деятельности

Лесное, сельское или горное дело, охота, рыболовство, и т. д. Данная деятельность вблизи границы не должна причинять ущерб территории сопредельного государства, наносить вред здоровью людям, экологической и иной безопасности, создавать помехи обеспечению сохранности госграницы. Примером специального двустороннего договора может служить межправительственное соглашение Росси и Китайской Народной Республики о руководящих принципах совместного хозяйственного использования отдельных островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных реках (1997 г.).

По обе стороны госграницы могут оставаться полосы определенной ширины (до 20 м), в которых хозяйственная деятельность не разрешается или допускается в исключительных случаях. Страны могут договориться о запрещении на отдельных участках госграницы определенных видов работ и промысла.

. Разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил

Лица, морские и речные суда, воздушные суда, другие транспортные средства, пересекающие госграницу в не соблюдении правил, признаются нарушителями границы и должны понести ответственность.

В зависимости от ситуации и характера правонарушения нарушитель границы может быть привлечен к уголовной или административной ответственности или переданы властям страны, с территории которого они пересекли границу, или выдворены.

Для решения вопросов, связанных с соблюдением режима госграницы, и разрешения пограничных инцидентов страны определяют погранпредставителей (пограничных уполномоченных, пограничных комиссаров) и их заместителей. Места их официального нахождения, полномочия и порядок деятельности определяются соглашениями.

Погранпредставители принимают определенные меры для предотвращения случаев нарушения режима госграницы. Они обязаны провести расследование и принять надлежащие меры в случае обстрела через границу или совершения насильственных действий в отношении лиц, находящихся на территории другого государства, причинение смерти, ранения или иного нанесения вреда здоровью граждан в результате действия через границу, незаконного пересечения границы и других нарушений режима госграницы.

Решения, совместно принятые погранпредставителями по поводу тех или иных случаев нарушения режима госграницы, вступают в силу с момента подписания протокола.

Любой вопрос, имеющий особое значение, может быть передан на разрешение по дипломатическим каналам.

Россия сотрудничает с иностранными государствами в области защиты госграницы. Государствами - участниками СНГ принято ряд соглашений, посвященных обеспечения безопасности их госграниц, формированию и статусу пограничных войск, обеспечению их деятельности.

В порядке правопреемства Россия восприняла применительно к соответствующим регионам двусторонние договоры о режиме госграницы, о сотрудничестве и взаимной помощи по пограничным вопросам, о порядке регулирования пограничных конфликтов, заключенные Союзом ССР с Финляндией, Польшей, Монголией и некоторыми другими государствами. Можно назвать и договоры, затрагивающие специальные аспекты хозяйственного сотрудничества: с Монголией - о рациональном использовании и охране бассейна реки Селенги (1974 г.), с Норвегией - о взаимном возвращении переходящих государственную границу оленей (1977 г.), с КНР - о сотрудничестве в области охраны, регулирования и воспроизводства живых водных ресурсов в пограничных водах рек Амур и Уссури (1994 г.). Начато заключение договоров с новыми сопредельными государствами: в 1994 г. подписаны Соглашение между Правительствами России и Республики Беларусь о сотрудничестве по пограничным вопросам, Соглашение между Правительствами России и Латвийской Республики о деятельности пограничных представителей.

Погранрежим представляет собой особый правовой статус прилегающей к госгранице территории государства. Он определяется законами и иными правовыми актами государства.

Законом «О Государственной границе Российской Федерации» пограничный режим устанавливается в пограничной зоне, в территориальном море, а также на определенных участках внутренних вод России, если они имеют выход к Госгранице.

Погранзоной России является полоса местности шириной до 5 километров вдоль Госграницы на суше, морского побережья России, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов, а также острова на указанных водоемах.

Погранрежим включает правила:

а) въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в погранзоне, которые осуществляются по индивидуальным пропускам, документам, удостоверяющим личность, выдаваемым органами и войсками Федеральной погранслужбы России. Устанавливаются место и время въезда и выезда из погранзоны, маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания транспортных средств. Право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в погранзоне может быть ограничено (ст. 8 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»);

б) хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в погранзоне. Конкретные работы и мероприятия в погранзоне проводятся с разрешения органов и войск Федеральной пограничной службы;

в) учета, содержания и использования российских маломерных судов и средств передвижения по льду. Российские маломерные самоходные и несамоходные суда и средства передвижения по льду подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования;

Заключение

В ходе сделанного в курсовой работы изучения было установлено, что в соответствии со статье 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе РФ»: «Госграница России - линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы гостерритории (недр, суши, вод и воздушного пространства) России, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Росси». Данное определение применимо к госгранице любой иной страны.

Также были изучены типы государственных границ: орографические, геометрические, комбинированные, астрономические границы, а также воздушные, сухопутные, водные, границы недр.

Границы государства определяются в договорном порядке путем делимитации и демаркации границ.

Режим госграницы включает в себя следующие правила: содержание госграницы, пересечение госграницы лицами и транспортными средствами и перемещение через нее товаров, грузов и животных, пропуск лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных, ведение на госгранице хозяйственной, промысловой и иной деятельности (рыболовство, охота, сельское, лесное, или горное дело и другие), разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Погранрежим понимает под собой особый правовой статус прилегающей к госгранице территории государства. Он определяется законами и иными правовыми актами государства.

Граница неразрывно связана с приграничными территориями, поэтому погранполитика России на государственной границе должна быть направлена еще и на обеспечение безопасности приграничных территорий. Защита и охрана госграницы осуществляются в соответствии с национальным правотворчеством государства и международными договорами.

Защита Госграницы России заключается в согласованной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов России и органов местного самоуправления по осуществлению организационно-правовых, политических, дипломатических, экономических, оперативно-розыскных, оборонных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке могут участвовать организации и граждане.

Охрана Госграницы России есть составная часть защиты Госграницы. Она осуществляется: Федеральными пограничными органами в пределах приграничной территории; Вооруженными Силами России - в воздушном пространстве и в подводной среде. В определенных моментах такими полномочиями могут наделяться и иные органы.

Головным (координирующим) федеральным органом исполнительной власти в сфере защиты Государственной границы РФ является Федеральная пограничная служба РФ.

Данным образом, госграница является неразрывной частью осмысления географических-геополитических пространств, при чем понимание госграницы только как некой линии, проводимой между двумя и более государствами, было недолгим. Граница есть особое организованное пространство, в котором административные, политические, военные, культурные и экономические границы составляют единую, целостную и структурированную организованную социальную систему.

государственный граница российский

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

.Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров (Заключена в г. Вене 23.08.1978).

2.Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 апр. 1993 г. // Бюлл. международных договоров. - 1994. - № 7. - С. 15-17.

.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) / Консультант Плюс: Версия Проф./АО «Консультант Плюс», - М., 2014.

.Закон РФ от 01.04. 1993г. №4730-1 «О государственной границе РФ» (в ред. от 30.12.2013г.)

.Федеральный закон от 15.08.1996г. №114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».

.Федеральный закон от 4.05.2000 года № 55-ФЗ «О Пограничной службе Российской Федерации».

Научная и учебная литература:

.Аглямов Т.А. Проблемы правового регулирования при охране государственной границы и основа системы обеспечения охраны государственной границы Российской Федерации // Вып. 9. - Чита: Поиск, 2012.

8.Арманд Д.Л. Происхождение и типы природных границ/ Д.Л. Арманд// Известия ВГО. - №3. 2011.

.Величин Я.С. Расследование незаконных пересечений Государственной границы Российской Федерации // Правоведение. 2010. №1.

.Виркалец В.А. Понятие Государственной границы по законодательству Российской Федерации // Право: теория и практика. № 1 2011.

.Действующее международное право: док.: в 2 т. / сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. - М.: Юрайт: Междунар. отношения, 2012.

12.Паламарь Н.Г. К вопросу об установлении государственной границы Российской Федерации // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - №6.

13.Административное право: Учебник / Под общ. ред. Г.В. Атаманчука. М., 2010.

14.Кулматов Т.Ш., Сластунина О.А. Правовой режим перемещения граждан государств - участников СНГ // Журнал российского права. 2011.

15.Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2012.

16.Розанов И.С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их назначение и структура // Государство и право. 2011.

.Сборник международно-договорных документов о сотрудничестве по пограничным вопросам. Вып. 1 // Договорно-правовое управление ФСБ России. М., 2011.

18.Сергеев В.В. Конституционно-правовые основы безопасности Государственной границы Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.

.Степенко В.Е. Режим функционирования Государственной границы Российской Федерации как организационно-правовая основа защиты общественных отношений в пограничной сфере // Таможенное дело. 2011. № 4.

.Степенко В.Е., Чернова О.А. К вопросу о формировании и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации // Юридический мир, 2010,

.Чебаев В.Н. Конституционные основы защиты Государственной границы Российской Федерации- Волгоград: 2011.

.Чебаев В.Н. Научная задача становления Государственной границы России // Конституционные чтения. Вып. 1 / Под ред. Т.Д. Зражевской. Воронеж, 2012.

.Четвериков А.О. Правовой режим пересечения людьми внутренних и внешних границ государств - членов Европейского Союз (под ред. и предисл. С.Ю. Кашкина). М.: "Волтерс Клувер", 2013.

24.Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. - М.: Норма, 2013.

.Курс лекции по разделу « административно- правовые режимы , используемые в интересах охраны Государственной границы Р.Ф». Голицына -2010г.

26.Ласточкин В.В. Административно- правовые режимы и охрана Государственной границы -М.2010.

.Маилян С.С. « Административно - правовые режимы в теории административное право и практике государственное управления правоохранительной деятельности ». Учебник. - М.: Норма, 2011.

Справочные издания.

.Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. Н. Юридический словарь. Издательство: Инфра-М, Год: 2011 г.

29.Ожегов С. и Шведова Н. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7500 фразеологических выражений. М.: АЗЪ, 2001.

Электронные источники.

.#"justify">31.www.garant.ru.

Похожие работы на - Режим государственной границы Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!