Государственные и муниципальные службы РФ

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственные и муниципальные службы РФ

Введение

Темой настоящей курсовой работы является «Государственные границы». Данная тема довольно интересная, а содержание ее актуальности лежит на поверхности. В современном мире, где существует множество государств, в мире, где международные отношения закрепляются на законодательном уровне, не может не стоять вопроса об урегулировании государственных границ.

В целом понимание границ было заложено еще традиционной геополитикой, трансформировалось новой и новейшей геополитикой, которая позволяет выявить общее представление организации геополитических процессов в целом, и организации пограничного пространства в частности.

Понятие «государственная граница» постоянно трансформировалось: в первую очередь, «государственная граница» - особая линия на местности, которая проводилась либо искусственно, либо по естественным рубежам, что отразилось в создании концепции «естественных границ» в конце XIX в.. Ф. Ратцель, а вслед за ним К. Хаусофер развивали теорию «жизненного пространства», при которой государство естественным образом стремится к территориальному расширению, что дает возможность к «бесконечному» пересмотру государственных границ.

Возникновение государственных границ непосредственно связано с историческим развитием человеческой цивилизации, их формирование представляет собой объективный естественноисторический процесс, они необходимы любой стране. Государственные границы, став постоянным спутником, неотъемлемым элементом государств, постепенно начали превращаться в объект набегов, военных конфликтов, войн, споров, дискуссий и, в конце концов, переговоров заинтересованных сторон. Об этом свидетельствует вся история развития мировой цивилизации. Не исключение и история развития России от древнейших времен до настоящего времени. Проблема формирования государственных границ, став одной из причин для начала двух мировых войн, и сегодня выступает, зачастую, внешним фактором обострения международной обстановки.

Возникновение, оформление и укрепление государственной территории и государственной границы - единый, объективный, международно-правовой, закономерный, естественно исторический, социально-политический процесс. Границы выполняют ответственные функции обеспечения суверенитета, территориальной целостности и безопасности государств, определяют политическое, социально-экономическое и духовное пространство составляющих их народов. Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что становление границ имеет длительный, чрезвычайно сложный и противоречивый характер и протекает как в мирных, так и насильственных формах.

Конституционно-правовой режим государственной границы играет в жизни страны значительную роль, поскольку он непосредственно связан с государственной, военной, политической, экономической и другими сферами безопасности Российского государства. В определенной мере от него зависят темпы и уровень дальнейшего развития России

История России - это и история формирования ее границ. Благодаря нашим предкам мы имеем большую территорию, вмещающую в себя огромные богатства, которые могли бы быть одной из основ процветания страны и ее многонационального народа. Важнейшую роль в сохранении и приумножении наших интеллектуальных, духовных, культурных, сырьевых и иных ресурсов имеет продуманный, адекватно реагирующий на меняющуюся обстановку конституционно-правовой режим государственной границы.

В современных условиях нового этапа развития российской государственности в силу некоторых объективных и субъективных причин, когда состояние экономики страны зависит от экспорта сырьевых ресурсов, качество конституционно-правового режима государственной границы играет значительную роль в обеспечении государственного суверенитета.

Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Сферой действия государственной власти является все население в пределах всей территории. Территориальный признак обусловливает особенности формирования аппарата государства с учетом его пространственного деления.

Осуществление государственной власти по территориальному принципу ведет к установлению ее пространственного предела - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. Определение понятий государственной территории и границы является важным не только для организации внутреннего устройства, но и для реализации ряда его внешних задач и функций. Например, защиты территории государства от нападения извне.

Территория представляет собой естественное условие существования государства. Она образует пространство, в пределах которого это государство властвует. Это пространство имеет границы.

Так, целью настоящей курсовой работы является исследование теоретических аспектов государственных границ в целом, а также правовых основ и режима государственных границ в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. Рассмотреть понятие и типы государственных границ;

. Изучить режим и порядок изменения государственных границ;

. Изучить законодательство РФ о государственных границах;

. Исследовать вопросы охраны и защиты государственных границ РФ.

Глава I. Общие положения о государственных границах

.1 Понятие и типы государственных границ

граница правовой оружие

Государственная граница устанавливает пространственные пределы осуществления государством его суверенитета, отделяет территорию данного государства от территории других государств или от международных пространств.

Легальное закрепление понятия государственной границы получило в ст. 1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации»: «Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации». Приведенное определение применимо к государственной границе любого другого государства.

Режим государственной границы определяется международными договорами сопредельных государств и законодательством каждого из них.

В свое время исторически сложилось деление границ на естественные и искусственные, причем под первыми понимали природные рубежи (горы, реки и т. д.), отделявшие одно государство от другого, а под вторым - границы, проводимые искусственным путем.

В настоящее время такое деление устарело, потому что сейчас искусственные линии границ (установка пограничных знаков и т. д.) проводятся и при наличии естественного рубежа.

Различают границы орографические и геометрические.

Под орографической границей понимают линию, проведенную с учетом рельефа местности (речное русло, горный водораздел и т. д.).

Под геометрической границей понимают прямую линию, которая устанавливается от одной до другой точки без учета рельефа местности.

В практике чаще встречаются комбинированные границы, т. е. такие, которые на некоторых своих участках проведены с учетом рельефа местности и являются орографическими, а на других участках проведены без учета рельефа местности и являются геометрическими.

В качестве особого вида границы может быть названа астрономическая граница.

Астрономической границей называется геометрическая граница, совпадающая с параллелью или меридианом географической сетки.

СССР имел до Второй моровой войны такую астрономическую границу с Японией на Сахалине, которая проходила по 50-й параллели северной широты. Астрономические границы, например, имеют Филиппины.

Сухопутные границы предпочитают проводить по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам. Ими могут быть реки, горы и т.п. Такие границы ясно различимы и вызывают меньше недоразумений. Их именуют естественными границами. Это название не имеет ничего общего с весьма распространенной в прошлом концепцией естественных границ, сторонники которой считали, что границы должны проходить по естественным рубежам, созданным самой природой. Если государство не имеет таких границ, то оно может их добиваться, в том числе с помощью силы.

Во многих случаях границы приходится проводить между условными точками без естественных ориентиров. При этом должны учитываться интересы местного населения.

Известны также так называемые географические границы, совпадающие с меридианами и параллелями географической сетки. Такими являются границы арктического сектора России. Широко применялись такие границы при разграничении колониальных владений в Африке. Будучи проведенными без учета местных условий, они разделяли племена, резали естественные и хозяйственные комплексы. От отрицательных последствий подобного разграничения страны Африки страдают до сих пор. Немало конфликтов из-за колониального подхода к границам существует в современной Латинской Америке.

Водные границы на реках устанавливаются следующим образом: если река судоходная, то посередине главного фарватера или по тальвегу (линия наибольших глубин); если же река несудоходная или ручей, то по их середине; в случае если у реки имеется несколько рукавов - посередине главного рукава. На озерах и иных водоемах - по прямой линии, соединяющей выходы границы к берегам водоема. Проходящая по реке, озеру или иному водоему граница не перемещается при изменении очертания берегов или уровня воды и при отклонении русла реки.

После создания водохранилища или иного искусственного водоема граница остается на том же месте, где она проходила до затопления. Она лишь превращается из сухопутной в водную. По мостам и плотинам граница проходит в центре этих сооружений независимо от линии водной границы.

Морские границы совпадают с внешними границами территориальных вод. В соответствии с международным правом Россия установила 12-мильную ширину этих вод.

Границы государства устанавливаются в договорном порядке путем делимитации и демаркации границ.

Делимитацией называется определение в договоре общего направления и положения границы. Договаривающиеся государства составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят эту границу на карту.

Демаркацией называется проведение линии границы на местности. Для того чтобы провести демаркацию, договаривающиеся государства назначают смешанные комиссии. В такую смешанную комиссию входят представители договаривающихся государств, которые в соответствии с договором о делимитации обозначают прохождение границы на местности, для чего сооружаются специальные пограничные знаки и составляются документы о демаркации.

Этими документами о демаркации являются протоколы, в которых указываются места постановки пограничных знаков, описывается линия границы. К этим же документам относятся крупномасштабные карты, на которые нанесена линия границы.

Проверка существующей и демаркированной в свое время линии границы, а также восстановление при проверке разрушенных пограничных знаков называется редемаркацией.

Принято различать сухопутные, водные и воздушные границы, а также границы недр. Последние два вида границ производны от двух первых, которым и посвящены основные правила их установления.

В связи с тем, что в мире все течет, все изменяется, то через определенное время может возникнуть необходимость уточнения линии прохождения границы между сопредельными государствами (из-за тектонических процессов или стихийных бедствий). Этот процесс называется редемаркацией границы. Он сводится к проверке правильности в настоящее время ранее демаркированной границы. При этом ремонтируются или восстанавливаются пограничные знаки, может производиться замена одного типа знаков на новые, устанавливаться дополнительные.

Редемаркация осуществляется смешанными комиссиями, которые формируются по договоренности между приграничными государствами. По окончании своей работы смешанная комиссия составляет новый протокол описания границы с приложением к нему соответствующих карт и схем. В 1967-1972 гг. была проведена редемаркация границы между СССР и Турцией в районе реки Аракс.

В январе 2003 г. между Российской Федерацией и Украиной был подписан Договор о российско-украинской государственной границе. Он является базовым документом, который определяет линию прохождения государственной границы между РФ и Украиной, включая реки и озера, а также принципиальный подход в решении вопросов, связанных с Черным и Азовским морями и Керченским проливом. Линия прохождения государственной границы обозначена на географических картах в результате совместной работы по делимитации границы, проделанной российской и украинской комиссиями по делимитации. 11 сентября 2008 г. в Российской Федерации была одобрена Концепция реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы (Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1309-р). В этом документе обозначены основные проблемы в данной сфере, определены задачи, конкретные мероприятия, механизмы и этапы реализации намеченного.

.2 Режим государственной границы

Международные договоры, касающиеся режима государственной границы РФ, разнообразны: о прохождении государственной границы, о системе обозначения линии границы, об уточнении ее прохождения на определенных участках, о режиме границы в целом или об отдельных элементах режима, в том числе об уходе за пограничными знаками, об использовании приграничной территории (например, пограничных вод), об охране границы и обеспечении стабильного положения на ней.

Стабильность государственных границ - один из основных факторов стабильности международных отношений в целом. В связи с этим в международном праве существует обычная и договорно-правовая норма о том, что правопреемство государств как таковое не затрагивает установленных договором границ и пограничного режима (ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.), т.е. государство-преемник обязано соблюдать договоры о границах государства-предшественника. К этим договорам также неприменимо правило о коренном изменении обстоятельств (п. 2 ст. 62 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Даже при наступлении таковых данные договоры должны соблюдаться.

В целях обеспечения неприкосновенности границ сопредельные государства устанавливают посредством норм внутригосударственного и международного права определенный режим, включающий порядок пропуска и передвижения через границу, проведения работ, урегулирования инцидентов и т.д. Вопросы, связанные с режимом российской границы, регулируются Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О государственной границе Российской Федерации» и соответствующими международными договорами.

Режим государственной границы включает следующие вопросы.

. Содержание государственной границы, т. е. порядок сохранения и поддержания в надлежащем состоянии пограничных знаков, оборудования, пограничных просек, проведения их контрольных осмотров, проверок прохождения государственной границы.

Государства обязаны содержать государственную границу в таком состоянии, чтобы ее прохождение было ясным и видимым, а пограничные знаки и пограничные просеки соответствовали требованиям демаркационных документов. Обязанности по уходу за пограничными знаками распределяются на основе соглашения между сопредельными государствами. Устанавливаются сроки совместных осмотров пограничных знаков и пограничных просек. В случае повреждения или утраты пограничных знаков немедленно принимаются меры по их восстановлению.

. Пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами и перемещение через нее товаров, грузов и животных.

Переход (переезд, перелет) государственной границы лицами и пересечение ее транспортными средствами может осуществляться только в пунктах перехода (пересечения) границы, открытых для международного и двустороннего движения. Пункты перехода (пересечения) границы устанавливаются и могут быть изменены по договоренности между сопредельными государствами (например Договором между Правительством Российской Федерации и Правительством Польши о погранпереходах от 22 мая 1992 г. предусматривается открытие погран-переходов: Мамоново - Бранево, Багратионовск - Бартошице, Мамоново - Гроново и др.).

При пересечении государственной границы должен соблюдаться порядок следования от государственной границы до пунктов пропуска через государственную границу и в обратном направлении. Не допускаются высадка людей, выгрузка товаров, грузов, животных или прием их на транспортные средства.

Иностранные невоенные суда и военные корабли заходят в территориальное море (т. е. пересекают государственную границу на море) с целью осуществления права мирного прохода.

Для пересечения государственной границы воздушными судами выделяются специальные коридоры полета. Пересечение государственной границы вне выделенных коридоров допускается только с разрешения компетентных органов соответствующего государства.

Не является нарушением правил вынужденное пересечение государственной границы в силу чрезвычайных обстоятельств: несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, ледовых условий, угрожающих безопасности судна, либо в целях буксировки поврежденных судов, доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам, а также по другим вынужденным причинам. Перемещение через государственную границу товаров, грузов и животных осуществляется в определенном порядке и месте, которые также устанавливаются международными договорами и внутригосударственными правилами.

. Пропуск лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных.

Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу предполагает осуществление пограничного контроля, а при необходимости - таможенного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и других видов контроля.

Пропуск осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу и заключается в признании законности пересечения государственной границы. Основанием для пропуска является наличие действительных документов на право въезда (или выезда), документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.

Въезд на территорию РФ и выезд регламентируется федеральным законом - «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г., а также международными договорами РФ. Документами, дающими право на въезд, являются для иностранных граждан паспорт и виза (возможны дополнительные требования). Иностранному гражданину, которому разрешен въезд в РФ для постоянного проживания, выдается иммиграционная виза; в случаях въезда для временного пребывания - неиммиграционная виза. Государства могут договориться и об упрощенном порядке въезда на территорию государства, включая безвизовый въезд.

Граждане государств Содружества Независимых Государств имеют право въезжать, выезжать и передвигаться по территории его участников без виз при наличии документов, удостоверяющих их личность или подтверждающих их гражданство (ст. 1 Соглашения о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участников от 9 октября 1992 г.). Передвижение лиц, не являющихся гражданами государств СНГ, с территории одного государства-участника на территорию другого осуществляется с согласия компетентных органов последнего (ст. 5 Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств по обеспечению стабильного положения на их внешних границах от 9 октября 1992 г.).

Безвизовый порядок въезда, выезда и пребывания на территории одного государства может предусматриваться для граждан другого государства, обладающих дипломатическими или служебными паспортами, а также паспортом моряка.

. Ведение на государственной границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности (охота, рыболовство, лесное, сельское или горное дело и т. д.).

Такая деятельность вблизи границы не должна причинять ущерб территории сопредельного государства, наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности, создавать помехи обеспечению сохранности государственной границы. Примером специального двустороннего договора может служить межправительственное соглашение Российской Федерации и Китайской Народной Республики о руководящих принципах совместного хозяйственного использования отдельных островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных реках (1997 г.).

По обе стороны государственной границы могут оставаться полосы определенной ширины (как правило, до 20 м), в которых хозяйственная деятельность запрещается или допускается в исключительных случаях. Государства могут договориться о запрещении на отдельных участках государственной границы определенных видов работ и промысла.

Лица, воздушные суда, морские и речные суда, другие транспортные средства, пересекающие государственную границу в нарушение правил, признаются нарушителями границы и должны нести ответственность.

В зависимости от ситуации и характера правонарушения нарушители границы могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности либо переданы властям государства, с территории которого они пересекли границу, либо выдворены.

Для решения вопросов, связанных с соблюдением режима государственной границы, и разрешения пограничных инцидентов государства назначают пограничных представителей (пограничных комиссаров, пограничных уполномоченных) и их заместителей. Места их официального пребывания, полномочия и порядок деятельности определяются соглашениями. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. утверждено Положение о пограничных представителях Российской Федерации.

Пограничные представители принимают необходимые меры для предотвращения случаев нарушения режима государственной границы. Они обязаны провести расследование и принять надлежащие меры в случае обстрела через границу или совершения насильственных действий в отношении лиц, находящихся на территории другого государства, убийства, ранения или иного нанесения вреда здоровью граждан в результате действия через границу, незаконного перехода (пересечения) границы и других нарушений режима границы.

Решения, совместно принятые пограничными представителями по поводу того или иного случая нарушения режима границы, вступают в силу с момента подписания протокола.

Любой вопрос, имеющий важное значение, может быть передан на разрешение по дипломатическим каналам.

Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты государственной границы. Государствами - участниками СНГ заключен ряд соглашений, посвященных охране их государственных границ, формированию и статусу пограничных войск, обеспечению их деятельности.

В порядке правопреемства Российская Федерация восприняла применительно к соответствующим регионам двусторонние договоры о режиме государственной границы, о сотрудничестве и взаимной помощи по пограничным вопросам, о порядке урегулирования пограничных конфликтов, заключенные Союзом ССР с Финляндией, Польшей, Монголией и некоторыми другими государствами. Можно назвать и договоры, касающиеся специальных аспектов хозяйственного сотрудничества: с Монголией - о рациональном использовании и охране бассейна реки Селенги (1974 г.), с Норвегией - о взаимном возвращении переходящих государственную границу оленей (1977 г.), с КНР - о сотрудничестве в области охраны, регулирования и воспроизводства живых водных ресурсов в пограничных водах рек Амур и Уссури (1994 г.). Начато заключение договоров с новыми сопредельными государствами: в 1994 г. подписаны Соглашение между Правительствами РФ и Республики Беларусь о сотрудничестве по пограничным вопросам, Соглашение между Правительствами РФ и Латвийской Республики о деятельности пограничных представителей.

Пограничный режим представляет собой особый правовой статус прилегающей к государственной границе территории государства. Он определяется законами и иными правовыми актами государства.

Законом «О Государственной границе Российской Федерации» пограничный режим устанавливается в пограничной зоне, в территориальном море, а также на определенных участках внутренних вод РФ, если они имеют выход к Государственной границе.

Пограничной зоной Российской Федерации является полоса местности шириной до 5 километров вдоль Государственной границы на суше, морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов, а также острова на указанных водоемах.

Пограничный режим включает правила:

а) въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне, которые осуществляются по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным пропускам, выдаваемым органами и войсками Федеральной пограничной службы России. Устанавливаются место и время въезда и выезда из пограничной зоны, маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания транспортных средств. Право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пограничной зоне может быть ограничено (ст. 8 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»);

б) хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне. Конкретные работы и мероприятия в пограничной зоне проводятся с разрешения органов и войск Федеральной пограничной службы;

в) учета, содержания и использования российских маломерных судов и средств передвижения по льду. Российские маломерные самоходные и несамоходные суда и средства передвижения по льду подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования;

г) ведения промысловой, исследовательской, изыскательской деятельности в территориальном море и внутренних водах РФ, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов. Эта деятельность осуществляется с уведомлением органов и войск Федеральной пограничной службы, а во внутренних и пограничных водах - с их разрешения.

.3 Изменение государственных границ

В соответствии с основополагающими принципами международного права - нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств - границы между государствами не могут быть изменены путем применения силы или угрозы силой. Вместе с тем не исключена возможность изменения границ мирными способами в результате переговоров между государствами и заключения договора о новых границах между ними.

В разное время способы изменения государственной территории и образования новых границ были неодинаковы. Почти до середины XIX в. основным из этих способов была война, когда более сильное государство могло отобрать у более слабого государства часть его территории и даже полностью завоевать его. Вместе с тем монархи нередко покупали и продавали территорию, обменивались ею, отдавали в залог, делили между своими наследниками либо объединяли территории при династических браках. Например, английский король Карл II в 1664 г., женившись на португальской принцессе, получил в приданое Танжер, но в 1684 г. продал его султану Марокко. В 1803 г. Наполеон за 60 млн. франков продал США Луизиану, в 1867 г. русский царь Александр II за 7 млн. 200 тыс. долларов продал США Аляску и т. д.

Современное международное право признает правомерными следующие способы изменения государственной границы.

Сделка о продаже территории. В качестве примера можно привести продажу Испанией Германии Каролинских островов в 1899 г. По договору от 3 февраля 1947 г. Финляндия уступила нашей стране территориюв 176 кв. км в районе гидроэлектростанции Янискоски и регулирующей плотины Нискакоски на реке Паатсо-Иоки за 700 млн финских марок.

Компенсация за передаваемую территорию. В 1967 г. между Францией и Италией было достигнуто соглашение об изменении границы между ними в районе Клавьер в Альпах. Франция возвратила Италии один из участков территории, полученных ею по мирному договору 1947 г. За это Италия предоставила Франции право использовать воды протекающей по итальянской территории реки Ройя.

Обмен территориями. В 1878 г. Россия обменяла область Добруджу на Южную Бессарабию, принадлежавшую Румынии. По Договору от 15 февраля 1951 г. наша страна произвела обмен небольшими равноценными участками территории с Польшей, по Соглашению от 2 декабря 1954 г. - с Ираном. Франция в 1968 г. произвела обмен территорией с Люксембургом с целью уточнения границы.

Восстановление исторических прав на территорию. После Второй мировой войны по решению Ялтинской конференции союзных держав нашей стране был возвращен Южный Сахалин, отторгнутый у России в результате русско-японской войны 1904-1905 гг.

Вместе с тем к вопросу о восстановлении исторических прав надо относиться очень осторожно. Речь может идти о восстановлении исторических прав, нарушенных сравнительно недавно, на протяжении жизни одного-двух поколений людей. Если же начать пересматривать всю историю за тысячелетия, выбирая удобный или выгодный тому или иному государству период, то это может привести к всеобщему хаосу и бесчисленным конфликтам. Кроме того, восстановление исторических прав должно производиться не в одностороннем порядке по желанию того или иного государства, а на основе международного договора либо решения международного судебного органа.

В этой связи следует упомянуть попытку захвата в 1990 г. Ираком территории Кувейта и присоединения его в качестве своей провинции на основании восстановления исторических прав.

Санкция за агрессию. Допускается изменение государственных границ и в порядке наказания государства за агрессию. Так, за развязывание и ведение агрессивной войны от Германии в соответствии с Потсдамским соглашением была отторгнута территория Восточной Пруссии, которая была разделена между СССР и Польшей. На том же основании - в порядке наказания за агрессию - Япония по решению союзных держав была лишена всех прав на ряд территорий, в том числе на Курильские острова.

граница правовой режим оружие

Глава II. Правовые основы государственной границы РФ

.1 Законодательство о государственной границе РФ

Законодательство о государственной границе состоит из Конституции РФ, международных договоров РФ, Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе «О государственной границе РФ» и других законодательных актах РФ о государственной границе, то применяются правила международного договора.

Статус и правовой режим суши, внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны РФ, включая права РФ в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне и порядок их осуществления определяются Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и федеральными законами.

Сухопутной территорией РФ является вся суша, находящаяся в пределах ее границ.

К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод РФ; воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат России, если ширина проходов не превышает 24 морских миль. К этой же категории относятся воды заливов, бухт, лиманов, морских проливов, исторически принадлежащих России, а также воды рек, озер, иных водоемов, берега которых принадлежат России.

Территориальные воды (море) - это прибрежные морские воды шириной до12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива. В отдельных случаях иная ширина территориальных вод может устанавливаться международными договорами РФ, а при их отсутствии - в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Плавание и пребывание иностранных судов в территориальном море, во внутренних морских водах и на военно-морских базах РФ регулируется специальным Постановлением Правительства РФ.

Воздушное пространство ограничено вертикалью, проведенной от его сухопутных и водных границ, причем высотный предел воздушного пространства практически не устанавливается.

Запрещается транзитный пролет воздушных судов, перемещающих военную технику и военное имущество, без совершения посадки на территории РФ.

За пределами национальной территории Российской Федерации и других государств находятся открытое море, Арктика, Антарктида, воздушное пространство над ними, космос. Эти пространства находятся в общем пользовании всех государств.

В ч. 2 ст. 67 Конституции РФ указано, что РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Континентальный шельф согласно Федеральному закону от 30 ноября 1995 г. №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» включает в себя морское дно и недра подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря, до глубины 200 метров или за этим пределом, если глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов.

На континентальном шельфе Россия осуществляет определенные суверенные права, например, может проводить разведку разработку природных ресурсов. Никто не вправе осуществлять аналогичную деятельность без согласия прибрежного государства. В то же время в соответствии с принципами международного права все государства имеют право прокладывать на континентальном шельфе по согласованию с прибрежным государством кабели трубопроводы.

Отношения недропользования на континентальном шельфе регулируются также Законом «О недрах».

Права РФ на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод воздушного пространства над этими водами. Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Исключительная морская экономическая зона согласно Федеральному закону от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» - морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом. Внешняя граница зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам РФ, за исключением скал, непригодных для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

В отношении исключительной морской экономической зоны прибрежное государство имеет такие же права, как и в отношении континентального шельфа, но они, кроме того, охватывают управление природными ресурсами, а также право экономической разведки разработки указанной зоны.

Все работы производятся в соответствии с Законом РФ «О недрах», Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации», другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне и деятельности в ней.

В исключительной экономической зоне в отличие от континентального шельфа не являются абсолютными права прибрежного государства на живые ресурсы. Так, если Россия не может сама освоить допустимое количество ресурса, она должна допустить другие государства к его остатку. В компетенции РФ находится определение общего допустимого улова живых ресурсов по районам их вылова (добычи).

Вместе с тем в исключительной зоне (она может простираться на 200 миль) действуют принципы и нормы, относящиеся к режиму открытого моря (свобода судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов).

Согласно п. «н» ст. 71 Конституции РФ, определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ находится в ведении РФ. Это обусловлено территориальным верховенством нашего государства.

Согласно п. «д» ст. 106 Конституции РФ, принятые Государственной думой федеральные законы по вопросам статуса и защиты государственной границы РФ подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона государственной границей РФ является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы РФ с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.

Закон также определяет принципы установления и изменения прохождения государственной границы, установления и поддержания правоотношений на государственной границе, режим государственной границы, полномочия органов и войск ФПС России в сфере охраны государственной границы, принципы участия органов местного самоуправления и граждан.

Прохождение государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами РФ, федеральными законами.

Режим государственной границы включает правила:

содержания государственной границы;

пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами;

перемещения через государственную границу грузов, товаров и животных;

пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

ведения на государственной границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности;

разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Режим государственной границы устанавливается Законом «О государственной границе», другими федеральными законами, международными договорами РФ.

С учетом взаимных интересов РФ и сопредельных государств отдельные правила режима государственной границы могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.

Пересечение государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ. Этими актами может определяться время пересечения государственной границы, устанавливается порядок следования от государственной границы до пунктов пропуска через государственную границу и обратно; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов и прием их на транспортные средства.

Пункт пропуска через государственную границу - территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзалов, станций, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Пересечение границ в пунктах пропуска через государственную границу регулируются постановлениями правительства РФ, нормативными актами Государственного таможенного комитета и Министерства транспорта России.

Федеральный закон от 15 августа1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» определяет порядок оформления и выдачи документов для выезда из РФ и въезда в РФ граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, порядок транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию РФ.

2.2 Охрана государственной границы РФ

Он определяет ее состав: пограничная служба состоит из специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе, войск, органов и других организаций пограничной службы.

Руководство деятельностью Пограничной службы осуществляет Президент РФ. На основе Указа Президента РФ от 2 марта 1995 года № 232 в России действует Федеральная пограничная служба РФ. Положение о ФПС РФ регулирует основные задачи и функции, а также организацию деятельности ФПС России.

ФПС возглавляет единую централизованную систему:

органы пограничного контроля;

орган внешней разведки;

оперативные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность, деятельность по обеспечению собственной безопасности системы ФПС России;

органы пограничной стражи;

органы морской охраны и другие органы пограничной службы, предусмотренные федеральным законодательством;

пограничные войска ФПС России;

военные образовательные учреждения профессионального образования, предприятия, учреждения и организации, находящиеся в подчинении ФПС России согласно федеральному законодательству.

В своей деятельности, кроме Положения, ФПС России руководствуется Конституцией РФ, законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормами международного права и международными договорами РФ, регулирующими отношения в сфере защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа исключительной экономической зоны РФ, охраны морских биологических ресурсов.

В свою очередь ФПС России осуществляет руководство деятельностью пограничных представителей. Пограничные представители назначаются Правительством РФ из числа должностных лиц ФПС РФ. Права и обязанности пограничных представителей регулируются Положением о пограничных представителях РФ.

Пограничные представители РФ назначаются на определенные участки государственной границы РФ в соответствии с международными договорами РФ для разрешения вопросов, связанных с соблюдением режима государственной границы РФ и урегулирования пограничных инцидентов. Участки государственной границы РФ, на которые назначаются пограничные представители, устанавливаются соответствующими договорами РФ с сопредельными государствами.

Порядок привлечения граждан к охране государственной границы РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 года № 339. Граждане участвуют в охране государственной границы РФ на добровольных началах, как правило, в составе добровольных народных дружин. Народные дружины создаются при структурных подразделениях Пограничных войск РФ при содействии органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Санитарная охрана государственной границы РФ обеспечивается органами Госкомсанэпиднадзора РФ. Его санитарные правила и нормы устанавливают требования к организации, проведению и контролю за выполнением мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения карантинных болезней (чума, холера, желтая лихорадка), вирусных геморрагических лихорадок, малярии и других опасных для человека инфекционных болезней, локализацию и ликвидацию инфекций при их завозе или выявлении на территории РФ, в том числе в эндемичных природных очагах, а также предотвращение ввоза и распространения потенциально опасных для здоровья населения товаров.

Далее рассмотрим основы пограничной политики РФ. Основы пограничной политики РФ являются составной частью Концепции национальной безопасности РФ и представляют собой систему официально принятых взглядов на цель, задачи, принципы, основные направления и механизм реализации пограничной политики РФ.

К основным объектам пограничной безопасности относятся, соответственно, личность - ее права и свободы, и не только в рамках пограничного пространства, все общество - его материальные и духовные ценности, государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Пограничная политика РФ направлена на обеспечение суверенитета, неприкосновенности целостности территории, реализацию и защиту национальных интересов и безопасности РФ в ее пограничном пространстве.

Пограничная политика РФ осуществляется в пограничном пространстве РФ, охватывающем государственную границу РФ, пункты пропуска через государственную границу и связанные сними объекты внутри страны, приграничную территорию, воздушное пространство, трансграничные (пограничные) водные объекты, акватории территориального моря и внутренних вод, подводную среду, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ.

Основные направления пограничной политики РФ:

совершенствование международно-правового оформления государственной границы РФ;

обеспечение пограничной безопасности РФ;

развитие межгосударственного пограничного сотрудничества;

обеспечение национальной и коллективной безопасности на внешних границах государств - участников СНГ.

Приграничное сотрудничество

Согласно положениям Основ пограничной политики, развитие пограничного сотрудничества предусматривает:

формирование нормативно-правовой базы межгосударственного пограничного сотрудничества;

укрепление экономических, социальных, культурных, административных и иных связей субъектов Федерации с соседними государствами;

формирование системы обеспечения коллективной безопасности на внешних границах государств - участников СНГ на основе объединения межгосударственных усилий заинтересованных сторон;

сотрудничество в борьбе с трансграничной организованной преступностью, терроризмом, пиратством, контрабандой, незаконным оборотом оружия и наркотиков;

сотрудничество в решении экологических и гуманитарных проблем, проблем предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

сотрудничество в соблюдении норм и принципов международного права.

Укрепление экономических, социальных и культурных связей приграничных территорий с соседними территориями сопредельных государств подразумевает:

создание условий для производственной деятельности и эффективного развития свободных экономических зон в приграничных регионах;

сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами приграничных регионов;

противодействие любым формам дискриминации населения в приграничных регионах;

поддержание и развитие исторически сложившихся традиций и обычаев населения, проживающего на приграничной территории, родственных и дружественных связей;

создание условий для предотвращения чрезвычайных ситуаций и проведение мероприятий по защите населения при их возникновении.

Для реализации программ приграничного сотрудничества была образована Межведомственная комиссия по развитию приграничного сотрудничества.

Правовую базу приграничного сотрудничества составляют несколько типов нормативно-правовых документов.

Во-первых, юридические акты, образующие основы правового режима внешнеэкономической деятельности России: Таможенный и Гражданский кодексы РФ, законы «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности», «О государственной границе РФ», «Об иностранных инвестициях» и др., указы Президента РФ, постановления правительства РФ, нормативные акты отдельных ведомств, таможенные тарифы.

Во-вторых, межгосударственные документы и соглашения, определяющие цели, механизмы и конкретные сферы сотрудничества России с международными организациями и отдельными зарубежными странами.

В-третьих, юридические акты, регулирующие отношения федерального центра, субъектов РФ и местного самоуправления в сфере международных отношений. Центральным документом является Конституция РФ. Кроме того, в октябре 1997 года был принят закон «О полномочиях Российской Федерации и субъектов РФ в вопросах международных и внешнеэкономических связей и о порядке их координации». Закон стал основным нормативным актом, регулирующим международную деятельность субъектов РФ.

Разработан проект федерального закона «Об особенностях организации местного самоуправления на приграничной территории».

В 1998 году Межпарламентским комитетом принят модельный закон «О регионах приграничного сотрудничества», разработанный Комитетом Совета Федерации по делам СНГ. Модельный закон - документ рекомендательный, силы прямого действия он не имеет и представляет собой своего рода инструмент сближения национальных законодательств. Для его реализации было разработано «Соглашение об основных принципах приграничного сотрудничества», подписанное главами правительств Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Узбекистана в феврале 1999 года.

Консультативный совет СНГ по труду, миграции и социальной защите населения приступил к разработке проекта соглашения об общих принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области приграничной трудовой миграции.

июля 2002 года Совет Федерации ратифицировал Европейскую рамочную конвенцию о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, которую подписали 33 из 44 государств - членов Совета Европы, а ратифицировали 27 стран, в т. ч. Украина, Молдавия, Латвия и Литва.

Конвенция призвана содействовать заключению соглашений о приграничном сотрудничестве между региональными властями разных стран в таких областях, как региональное развитие, защита окружающей среды, совершенствование структуры, использование земель вдоль пограничных рек, а также взаимопомощь в случае чрезвычайной ситуации. Документ предусматривает также создание ассоциации приграничного сотрудничества или объединение местных властей.

Для учета различий в правовых и конституционных системах государств-членов Совета Европы Конвенция предусматривает целый ряд рекомендательных соглашений, позволяющих государствам осуществлять приграничное сотрудничество в наиболее подходящих для них формах.

.3 Применение оружия и боевой техники

Пограничные органы и Пограничные войска, Войска противовоздушной обороны и силы Военно-морского флота, осуществляя защиту государственной границы в пределах приграничной территории, применяют оружие и боевую технику для отражения вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, предотвращения попыток угона за границу воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств без пассажиров.

Оружие и боевая техника могут применяться также: против лиц, воздушных, морских и речных судов и других транспортных средств, пересекших (пересекающих) государственную границу в нарушение установленных правил, в ответ на применение ими силы или в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами; для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, для освобождения заложников; для отражения нападения на военнослужащих, лиц, выполняющих служебные обязанности или общественный долг по защите государственной границы, членов их семей, когда их жизнь подвергается непосредственной опасности; для отражения нападения на подразделения и объекты пограничных органов и Пограничных войск, Вооруженных сил Российской Федерации.

Применению оружия и боевой техники должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении их применить и предупредительные выстрелы.

Без предупреждения оружие и боевая техника могут применяться при отражении вооруженного вторжения, внезапном или вооруженном нападении на военнослужащих и других граждан, нападении с использованием боевой техники, воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств, вооруженном сопротивлении, побеге с оружием задержанных лиц, для освобождения заложников. Военнослужащие имеют право использовать оружие для обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью граждан, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять оружие и боевую технику в отношении женщин и несовершеннолетних, за исключением случаев вооруженного нападения с их стороны или оказания ими вооруженного сопротивления либо угрожающего жизни группового нападения; по воздушным, морским, речным судам и другим транспортным средствам с пассажирами; в отношении лиц, которые незаконно пересекли или покушаются на пересечение государственной границы, если это происходит явно случайно или в связи с несчастным случаем, воздействием неодолимых сил природы.

Следует отметить, что особенно часто оружие и боевая техника применяются в отношении нарушителей морской границы РФ. Так, в сентябре 1994 г. в российском территориальном море в районе Малой Курильской гряды пограничники вынуждены были открыть огонь на поражение по южнокорейскому судну-нарушителю, не подчинившемуся приказу остановиться.

В мае 1996 г. пограничный вертолет остановил две турецкие шхуны, занимавшиеся незаконным ловом рыбы в российской исключительной экономической зоне, лишь после открытия стрельбы.

В марте 1997 г. российские пограничники, охраняющие грузинское территориальное море, открыли огонь на поражение, чтобы предотвратить массовое нарушение грузинской границы армадой из девяти турецких судов.

В августе 2003 г. российские пограничники после серии предупредительных выстрелов были вынуждены в целях предотвращения незаконного лова рыбы у острова Сахалин стрелять по рыболовному судну «Гранд».

Во всех указанных случаях применение оружия пограничниками РФ признавалось оправданным с точки зрения международного права.

Заключение

В ходе проведенного в настоящей курсовой работы исследования было установлено, что в соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации»: «Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации». Приведенное определение применимо к государственной границе любого другого государства.

Также были рассмотрены типы государственных границ: орографические, геометрические, комбинированные, астрономические границы, а также сухопутные, водные, воздушные, границы недр.

Границы государства устанавливаются в договорном порядке путем делимитации и демаркации границ.

Делимитацией называется определение в договоре общего направления и положения границы. Договаривающиеся государства составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят эту границу на карту.

Демаркацией называется проведение линии границы на местности. Для того чтобы провести демаркацию, договаривающиеся государства назначают смешанные комиссии.

Редемаркацией называется проверка существующей и демаркированной в свое время линии границы, а также восстановление при проверке разрушенных пограничных знаков.

Режим государственной границы включает следующие вопросы: содержание государственной границы, пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами и перемещение через нее товаров, грузов и животных, пропуск лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных, ведение на государственной границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности (охота, рыболовство, лесное, сельское или горное дело и т. д.), разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Пограничный режим представляет собой особый правовой статус прилегающей к государственной границе территории государства. Он определяется законами и иными правовыми актами государства.

Пограничной зоной Российской Федерации является полоса местности шириной до 5 километров вдоль Государственной границы на суше, морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов, а также острова на указанных водоемах.

В курсовой работе также рассматривались вопросы охраны и защиты государственной границы РФ.

Граница неразрывно связана с приграничными территориями, поэтому пограничная политика РФ на государственной границе должна быть направлена еще и на защиту приграничных территорий. Защита и охрана государственной границы осуществляются в соответствии с национальным законодательством государства и международными договорами.

Защита Государственной границы РФ заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по осуществлению политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, оперативно-розыскных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке могут участвовать организации и граждане.

Охрана Государственной границы РФ является составной частью защиты Государственной границы. Она осуществляется: органами и войсками Федеральной пограничной службы в пределах приграничной территории; Вооруженными Силами РФ - в воздушном пространстве и в подводной среде. В определенных случаях такими полномочиями могут наделяться и другие органы.

Головным (координирующим) федеральным органом исполнительной власти в сфере защиты Государственной границы РФ является Федеральная пограничная служба РФ.

Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты государственной границы. Государствами - участниками Содружества Независимых Государств заключены соглашения об охране государственных границ и морских экономических зон от 20 марта 1992 г., о сотрудничестве по обеспечению стабильного положения на их внешних границах от 9 октября 1992 г., Договор о сотрудничестве в охране границ государств - участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество, от 26 мая 1995 г.

Таким образом, государственная граница является неотъемлемой частью осмысления географических/геополитических пространств, при чем понимание границы только как некой линии, проводимой между двумя и более государствами, было недолгим. Граница понимается как особое организованное пространство, в котором политические, административные, военные, экономические и культурные границы составляют единую, целостную и иерархически организованную социальную систему.

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые акты:

. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров (Заключена в г. Вене 23.08.1978).

. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.

. Декларация о неприкосновенности границ от 7 авг. 1993 г. // Дипломат. вестн. - 1993. - № 17-18. - С. 9-10.

. Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 апр. 1993 г. // Бюлл. международных договоров. - 1994. - № 7. - С. 15-17.

. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) / Консультант Плюс: Версия Проф. [Электрон. ресурс] /АО «Консультант Плюс», - М., 2013.

. Закон РФ от 01.04. 1993г. №4730-1 «О государственной границе РФ» (в ред. от 30.12.2013г.) // РГ. №84. 04.05.1993г., РГ. 31.12.2208.

. Закон РФ от 5 марта 1992 года № 2646-1 «О безопасности» (в ред. от 26.06.2008г.) // «Российская газета», N 103, 06.05.1992.

. Федеральный закон от 15.08.1996г. №114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» // СЗ РФ. 1996. №34. Ст. 4029.

. Федеральный закон от 4.05.2000 года № 55-ФЗ «О Пограничной службе Российской Федерации»

. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 339 «О порядке привлечения граждан к защите государственной границы Российской Федерации»

. Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 9 февраля 2001 г. N 196-р) // СЗ РФ, № 8, 19.02.2001, ст. 764.

. Основы пограничной политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 1996 г.) // Российская газета от 6 ноября 1996 г.

II. Учебная литература:

. Аглямов Т.А. Проблемы правового регулирования при охране государственной границы и основа системы обеспечения охраны государственной границы Российской Федерации // Проблемы гражданского общества и правового государства. Сборник статей и материалов. Вып. 9. - Чита: Поиск, 2007.

. Арманд Д.Л. Происхождение и типы природных границ/ Д.Л. Арманд// Известия ВГО. - №3. - 330 с.

. Величин Я.С. Расследование незаконных пересечений Государственной границы Российской Федерации // Правоведение. 2006. №1.

. Виркалец В.А. Понятие Государственной границы по законодательству Российской Федерации // Право: теория и практика. № 1 (102), 2008.

. Действующее международное право: док.: в 2 т. / сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. - М.: Юрайт: Междунар. отношения, 2007. - 651 с.

. Ильин Н.Ю. Основы права Европейского Союза / Н.Ю. Ильин. - М.: Норма, 2008. - 56 с.

. Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право: Учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2011. - 688 с.

. Клименко Б.М., Ушаков Н.А., Нерушимость границ - условие международного мира. М., 1975. 167 с.

. Колосов Ю.М. Действующее международное право: учеб. пособие для вузов: в 2 т. / Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: Междунар. отношения, 2007. - 275 с.

. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 415 с.

. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: учеб. / И.И. Лукашук. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 511 с.

. Международное публичное право: учеб. / Л.П. Ануфриева, М43 Д.К. Бекяшев, К.А. Бекяшев, В.В. Устинов [и др.]; отв. ред. К.А. Бекяшев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби Изд-во Проспект, 2011. - 784 с.

. Международное право Глебов И.Н Учебник.- М.: Дрофа, 2009-368с.

. Международное право. Учебник для вузов. Ответственные редакторы - проф. Г. В. Игнатенко и проф. О. И. Тиунов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА - М, 2012. - 584 с.

. Международное право. Особенная часть отв. ред. Валеев, Курдюков: Учебник, 2013 - 624 с.

. Международное право: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ [Ашавский Б.М. и др.]; под ред. А.А. Ковалева, С.В. Черниченко; Дипломат. Акад. МИД РФ. - 4 - изд., стер. - М.: Издательство «Омега-Л», 2012. - 831 с.

. Современные международные отношения. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. - 584 с.

. Ратцель Ф. Народоведение/ Ф. Ратцель// Классика геополитики, XIX век: Сб./Сост. К. Королев. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982.- 426 с.

. Тункин Г.И. Теория международного права / Г.И. Тункин. - М.: Зерцало, 2009. - 229 с.

. Ушакова Н.А. Международное право: Учебник. - М: Юрист, 2000. - 304 с.

. Хаусофер К. О геополитике. Работы разных лет / К. Хаусофер. - М.: Мысль, 2001. - 426 с.

. Хужокова И.М. Международное право: учеб. пособие для вузов / И.М. Хужокова. - М., 2009. - 376 с.

. Шаповалов Н.И. Международное публичное право. Московская финансово-промышленная академия. М., - 2004 г. - 644 с.

Похожие работы на - Государственные и муниципальные службы РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!