Разделение властей - конституционный принцип организации государственной власти в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,14 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разделение властей - конституционный принцип организации государственной власти в Российской Федерации

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы власти, ее генезиса, организации и реализации на практике во все времена всегда были, есть и будут важнейшими. Самой большой опасностью всегда было и остается сосредоточение власти в одних руках, угрожающей демократическим принципам, порождающей бесправие и деспотизм.

Актуальность темы исследования. Базовым принципом государственного строительства является принцип разделения властей. На этом фундаменте возводится каркас государства в большинстве стран, одновременно, он служит той функциональной основой, которая обеспечивает не просто нормальную, а эффективную деятельность государственного механизма, способствует оптимальному развитию отношений в обществе.

Разделение властей выражается не только в разграничении исполнительной, законодательной и судебной власти, но и в наличии сильной оппозиции, действующей в рамках закона. Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Суть принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви - законодательную, исполнительную и судебную.

Разделение властей является основополагающим принципом демократического правового федеративного государства. Данный принцип закреплен в Конституции Российской Федерации 1993 г. в качестве основы конституционного строя России.

Значимость данного принципа и его реализации связана с непрерывным процессом развития федеративных отношений в Российской Федерации, необходимым для поддержания стабильности в обществе и государстве.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых-правоведов по рассматриваемой проблематике.

Цель данной курсовой работы - проанализировать принцип разделения властей как признак демократического государства.

Исходя из цели, в работе решаются следующие задачи:

выявить истоки и становление теории разделения властей;

описать содержание и конституционную модель принципа разделения властей;

проанализировать практику реализации разделения властей;

охарактеризовать принцип разделения властей как основу демократии в Российской Федерации;

рассмотреть проблемы реализации и функционирования государственной власти в РФ на основе принципа разделения властей.

Предметом исследования являются конституционные принципы правового государства.

Объектом исследования выступает принцип разделения властей.

В данной работе использованы такие методы познания как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический.

Информационная база исследования сформировалась в результате изучения и использования теоретического и практического материала, литературных источников, официальных документов, законодательных и иных нормативных правовых актов, публикаций по вопросам системы органов государственной власти, правового обеспечения деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей.

. КОНЦЕПЦИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ КАК ОСНОВА УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

.1 Становление теории разделения властей

Теория разделения властей зарождалась в определенных исторических и социальных условиях; в течение веков она подвергалась некоторым корректировкам, изменялась и дополнялась, исходя из политико-правовой реальности и обстановки в конкретных государствах.

Само по себе разделение властей, вот уже более 200 лет практикуемое в демократических странах, - не самоцель и не панацея от пороков и недостатков государственного управления. Но это, как показал исторический опыт, все же лучшая из имеющихся конструкций. Россия, к сожалению, не использовала ее в предшествующие века и десятилетия - как при царях, так и в годы советской власти.

Термин "разделение властей" в его практическом применении рассматривается как достаточно сложное сочетание независимости и взаимодействия трех ветвей власти, а в некоторых случаях - их переплетение. Существующая конструкция не исключает ни скоропреходящих, ни более длительных конфликтов, сопровождаемых компромиссами, уступками или же попытками обеспечить преимущество одной из них в ущерб другой [21, c. 103].

Разделение властей на сегодняшний день - общепризнанный признак правового государства, основополагающий принцип организации и функционирования механизма правового государства. Он закреплен в ст. 10 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ).

Для того, чтобы уяснить суть разделения властей, целесообразно обратиться к истокам формирования этой выдающейся общедемократической идеи.

Теория разделения властей возникла уже в античных государствах. Мыслители того времени выделили несколько обязательных признаков этой теории, согласно которой существуют относительно самостоятельные элементы государства, которые выполняют внутри него определенные функции; содержание их деятельности обуславливается социальным расслоением общества.

Эти элементы тесно взаимодействуют между собой как помогая друг другу, так и препятствуя в случае чрезмерного усиления одного из них; все они осуществляют свою деятельность на основе законов.

В литературе высказывается мнение, что идеи о разделении властей в основе своей разработаны в трудах Аристотеля, Платона, Эпикура и др., воплощены в судебной практике Античного мира, присутствуют в английской Великой хартии Вольностей 1215 г.

Основоположниками классической теории разделения властей, в отличие от их предшественников, создано совершенно новое универсальное учение о разделении властей, которое получило и получает воплощение в конституционном законодательстве и государственном строительстве практически всех стран мира.

В системе факторов, причинно обусловивших зарождение и развитие новой теории, прежде всего, следует назвать исторический прогресс, который проявил себя в переходе к более высокому уровню социальной и государственной организованности.

В самом общем виде, разделение властей предполагает существование в государстве трех властей: законодательной, исполнительной и судебной; все три власти действуют самостоятельно и взаимно сдерживают друг друга с тем, чтобы ни одна из них не стала властью абсолютной.

Становление современной теории разделения властей связано в основном с возникновением политико-правовых теорий в Англии в 17-ом столетии.

Видное место среди английских мыслителей того времени занял философ Джон Локк, который в работе "О гражданском правлении" (1690) довольно-таки подробно рассматривает три власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Он также дает развернутую характеристику этим властям и отмечает, в частности, что законодательная власть не является и не может являться абсолютно деспотической ведь она представляет собой лишь соединенную власть всех членов общества, переданную тому лицу или собранию, которые являются законодателями; она не может быть больше той власти, которой обладали эти лица, когда они находились в естественном состоянии.

Именно потому, что законодательная власть не может быть абсолютной Д. Локк и говорит о двух другихвластях - исполнительной и судебной, которые должны законодательную власть ограничивать. Однако теория Д.Локка - это еще не совсем теория разделения властей в современном ее понимании, ибо он приходит к выводу, что законодательная власть, поскольку она создает законы, обязательные для исполнения всеми, является верховной и все остальные власти истекают из нее и подчинены ей. Исполнительная власть, по Д. Локку, является подчиненной законодательной власти и может быть по ее желанию изменена и смещена [9, с. 18].

Основоположником же современной теории разделения властей по праву, считается выдающийся французский мыслитель Ш.Л. Монтескье. В его работе "О духе законов" (1748), делается основной вывод: " В каждом государстве есть три рода власти; власть законодательная, власть исполнительная и ведающая вопросами гражданского права"[9, c. 21]. Эта власть карает за преступления и разрешает споры при столкновении частных лиц, ее можно назвать судебной властью. Выделение ее в самостоятельную ветвь государственной власти представляет собой существенный вклад Ш.Л. Монтескье в развитие теории разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, благодаря которому доктрина обрела стройность и завершенность.

Формула разделения властей Ш.Л. Монтескье выражена в следующих словах: " Все погибло бы, если в одном и том же лице или учреждении были соединены три власти; власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступников и тяжбы частных лиц"[14, с. 290]. Разработанная им теория направлена, прежде всего, против злоупотребления властью, деспотизма.

Ш.Л. Монтескье подчеркивал, что необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Он выделяет три власти, отмечая, что в силу первой из них государь или учреждение создают законы временные или постоянные и исправляют или отменяют существующие законы. В силу второй власти он объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц.

Ш.Л. Монтескье считал, что законодательная власть во Франции должна принадлежать собранию представителей народа и собранию знати (две палаты парламента); исполнительная власть должна принадлежать монарху или другим лицам, но ни в коем случае не членам законодательного собрания. Судебную власть Ш.Л. Монтескье предлагал поручать не постоянно действующему сенату, а лицам, которые в известные времена года, по указанному способу привлекаются из народа для образования суда; продолжительность действия которого определяется требованиями необходимости.

Ш.Л. Монтескье, разделяя три власти, еще не приходит к идее о равноправии их, считая, как и Д. Локк, законодательскую власть высшей, а исполнительную "ограниченной по своей природе".

Однако он пошел все же дальше Д.Локка и вывел еще один важный принцип - должно быть не только разделение властей, но и их взаимное сдерживание.

По теории Ш.Л. Монтескье, судебная власть, является регулирующей, она необходима для того, чтобы удержать от крайностей законодательную и исполнительную власти. Что касается законодательной и исполнительной властей, то они сдерживают друг друга. Исполнительная власть имеет право (прежде всего в лице монарха) накладывать вето на решение законодательного собрания, устанавливает регламент его работы, распускает собрание.

Законодательная власть контролирует исполнение законов исполнительной властью, привлекает к ответственности министров за нарушение законов. Однако Ш.Л. Монтескье особо отмечает, что законодательная власть не должна ограничивать исполнительную, останавливая ее решения, поскольку она, по своей природе, уже ограничена и нет смысла ограничивать ее еще раз. Таковы в самом общем виде воззрения Ш.Л. Монтескье на рассматриваемую нами проблему.

Многие идеи Ш.Л. Монтескье были проанализированы в трудах другого французского мыслителя, Ж.Ж. Руссо, выступившего с критикой ряда позиций своего предшественника.

Важное место в учении Руссо занимала проблема государственной власти. Он защищал идею неправомерности власти, которая ополчается против жизненных интересов народа, обосновывал право народа на революционное низвержение всякой антинародной власти. Идеалом Руссо была республика. Он уловил внутреннюю противоречивость развития цивилизации, в том числе буржуазной. Руссо безосновательно отрицал роль науки и искусств в улучшении нравов людей, но видел тяжкую цену прогресса для угнетенных классов.

Если Монтескье рассматривал судебную власть как средство сдерживания законодательной и исполнительной властей от крайностей, то Ж.Ж. Руссо значительно полнее представлял спектр их взаимоотношений, а также более глубоко и обстоятельно исследовал существенные аспекты "третьей" власти, хотя и не употреблял этого выражения в своем основном труде "Об общественном договоре" (1762 г.) [16, с. 122].

Руссо одним из первых определил функциональную роль суда как гаранта неприкосновенности свободы человека. Он писал о праве арестованного на обжалование в суд примененного к нему ареста, о полномочиях суда проверить обоснованность ограничения свободы гражданина.

В целом можно сказать, что Руссо критически развил взгляды Локка и Монтескье. В результате была создана основа стройной теории разделения властей в современном государстве. Труды этих трех великих мыслителей в совокупности представляют концепцию разделения властей, называемую классической.

Основатели классической теории разделения властей в качестве одного из приоритетных направлений деятельности судебной власти выделяли осуществление судом контроля за органами исполнительной власти при осуществлении ими правозащитной функции.

Исследование принципа разделения власти как основы построения государственного строя российскими политико-правовыми мыслителями началось с XVIII в. В числе первых представителей того времени, был М.М. Сперанский, который связывал законность осуществления власти конституционной монархии в России с разделением власти. В своих проектах государственного преобразования он законодательную власть относил к Государственному Совету и Государственной Думе, монарх являлся главой исполнительной власти, а судебная власть осуществлялась судебной системой.

Конституционные идеи получили широкое распространение после Отечественной войны 1812 г. В своих проектах П. Пестель предложил законодательную власть передать Народному вече, исполнительную власть вручить Державной думе, избираемой на 5 лет, а судебную - Верховному собору.

В конце XIX - начале XX в. практическая реализация принципа разделения власти осложнялась сохранением в России самодержавия.

С начала XX в. существенный вклад в становление и развитие принципов правового государства внес российский государственный и политический деятель, юрист и либеральный публицист В.М. Гессен, который твердо отстаивал позиции разделения власти. В своих идеях он ратовал за необходимость создания представительной демократии с верховенством закона и правового государства в системе сдержек и противовесов.

В советский период разработка теории разделения власти практически не велась, поскольку она теоретически и практически отвергалась новой системой государственного управления, важнейшим принципом организации которой являлось уничтожение разрыва между законодательной и исполнительной властями, т.е. полновластия Советов.

В конце 80-х гг. XX в. под влиянием перестроечных процессов в СССР возобновился интерес к идеям разделения власти.

Начало 90-х гг. ознаменовалось конституционными реформами, закрепившими принцип разделения власти на конституционном уровне (ст. 1 Конституции (Основного Закона) РФ - России 1978 г. в ред. от 21 апреля 1992 г.), в то время как Съезд народных депутатов Российской Федерации выступал как законодательный орган и одновременно возглавлял всю систему Советов, являясь официально высшим органом государственной власти.

Реализация принципа разделения власти осуществлялась на основе поверхностного заимствования существующего зарубежного опыта построения конституционно-правовых институтов, что привело к острому кризису между исполнительной и законодательной властями в октябре 1993 г. и вооруженному столкновению между их представителями [10, c. 132].

Принятая Конституция РФ 1993 г. явилась промежуточным этапом реформирования, провозгласившая курс на реализацию принципа разделения власти. Однако не были созданы правовые основы эффективного взаимодействия органов государственной власти.

Теория разделения властей получила свое дальнейшее развитие как в теоретических трудах мыслителей последующих лет, так и практической деятельности государств, воспринявших этот принцип в построении своей государственной власти.

.2 Содержание и конституционная модель принципа разделения властей

Какими бы ни были разными варианты механизма действия принципа разделения властей, теория в основе определяет следующее его содержание - законодательная власть обладает верховенством, поскольку устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления как внутренней, так и внешней политики страны, а следовательно, в конечном счете, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Ее главенствующее положение в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу законов, принимаемых ими, а также придает нормам права, выраженным в них общеобязательный характер.

Вместе с тем, верховенство законодательной власти не носит абсолютный характер, поскольку пределы ее действия ограничены принципами права, а также, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости.

Данная власть находится под контролем народа и специальных конституционных органов, обеспечивающих соответствие принимаемых законов нормам конституции.

Еще одной ветвью власти является исполнительная - занимающаяся непосредственной реализацией правовых норм, которые приняты законодателем. Деятельность данной ветви власти основана и осуществляется в рамках закона. Как исполнительные органы в целом, так и государственные должностные лица в частности не наделены правом издания общеобязательных актов, которыми бы устанавливались новые права и обязанности граждан, которые не предусмотрены законом.

Правовой характер исполнительная власть носит только в том случае, когда она является властью подзаконной, действующей на началах законности.

Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством ее подотчетности и ответственности перед представительными органами государственной власти. Каждый гражданин в правовом государстве может обжаловать любые незаконные действия органов исполнительной власти и должностных лиц в судебном порядке.

Наконец, судебная власть призвана охранять право, правовые устои как государственной, так и общественной жизни от любых нарушений, в не зависимости от того, кто бы их не совершал. В правовом государстве правосудие осуществляется только судебными органами, и никто не может себе присвоить функции суда. Суд, в своей правоохранительной деятельности, руководствуется только законом и от субъективного влияния законодательной и исполнительной власти не зависит.

Важнейшими гарантиями прав и свобод граждан, а также правовой государственности в целом, является независимость и законность правосудия. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами данных властей.

Таким образом, судебная власть выступает своего рода сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и, прежде всего, конституционных, как со стороны законодательной, так и исполнительной органов государственной власти, чем обеспечивается реальное разделение властей.

Каждая из данных властей в общей системе государственной власти занимает свое место и выполняет только ей свойственные задачи и функции.

Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно может действовать только с принципами, свойственными правовому государству, важнейшими из которых являются: принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности [17, c. 44].

При разделении властей исполнительные, законодательные и судебные институты, будучи независимыми друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролируют друг друга и препятствуют опасной для демократических процессов концентрации власти в руках представителей какой-либо одной ее ветви. Исполнительные институты обязаны в той или иной мере согласовывать свои действия с законодательными институтами. В то же время уже на ранних стадиях разработки правовых актов парламенты согласовывают их содержание с правительственными инстанциями.

Для президентских республик свойственно то, что на законодательные акты глава государства может наложить вето или требовать их доработки. Парламент, в свою очередь, способен затормозить или даже отменить какие-то решения исполнительной власти.

В правовом государстве значительные функции падают на долю судебной власти. Без полнокровной и независимой судебной власти невозможно ни разделение властей, ни существование самого правового государства. В развитых странах надзор за соблюдением конституции, соответствием ей актов законодательной и исполнительной власти возлагается либо на специально создаваемый орган, либо на организационно обособленное самостоятельное судебное учреждение.

Таким образом, независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а так же контролировать друг друга не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «Система сдержек и противовесов».

Подводя итог моно сказать, что принцип разделения властей может быть присущ только демократическому государству, но для фактического осуществления этого принципа необходимы достаточная степень развития производительных сил и отношений, а также уровень политического сознания в обществе.

.3Практика реализации концепции разделения властей

Все разновидности организации государственной власти можно свести к нескольким типологическим моделям[5, c. 86]:

) Разделение властей, характерное для президентских республик («жёсткое разделение властей»)

) Разделение властей, характерное для парламентских монархий и республик («мягкое разделение властей»)

) «Смешанные» варианты разделения властей

) Отсутствие разделения властей

Из особенностей президентских республик можно выделить следующее:

) Внепарламентский метод избрания президента (либо населением - Беларусь, либо коллегией выборщиков - США)

) Внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент.

) В целом, при такой форме правления президент обладает большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой.

Подводя итог, можно сказать, что принцип разделения властей играет в таких республиках ключевую роль, т.к. он с одной стороны сдерживает президента от узурпации власти (тем самым, сохраняя остальные принципы демократии) и с другой стороны обеспечивает мобильность принятия решения, концентрируя в руках президента большой круг полномочий.

Существует такое мнение, что парламентская республика (в частности Великобритания) это историко-правовой нонсенс. Принцип разделения властей для демократических государств необязателен. Для того чтобы ответить на этот вопрос надо вкратце рассмотреть основные признаки этой модели власти:

) Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

) При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Обширные полномочия, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством.

) Тем не менее, глава государства обнародует законы, издаёт декреты, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства.

В общем если взглянуть внимательно, можно заметить, что даже здесь присутствуют моменты сдержек и противовесов, сходные с президентской республикой. Различия заключаются только в том, что в Президентских республиках глава государства обладает широкими полномочиями, а в парламентских республиках - парламент. Но это нисколько не значит, что принцип разделения властей, как принцип, охраняющий все другие качества демократии, тут отсутствует.

«Смешанные» варианты разделения властей. Характеристика этой модели во многом похожа на две предыдущие. Особенность её заключается в том, что принцип разделения властей здесь играет роль удержания от злоупотребления одного из субъектов власти. Смешанные типы властей представляют собой взаимодействие трёх основных субъектов - президента, премьер-министра и парламента. Соответственно та или иная конкретная модель в государстве будет обладать теми признаками в зависимости от того, какой из этих субъектов преобладает по объёму власти.

Отсюда вывод, данная модель власти совершенно не может считаться демократической при отсутствии принципа разделения властей, т.к. если нет распределения функций и полномочий между ветвями власти, а так же нет защиты этого распределения - всё это приведёт к тирании и увяданию остальных характерных черт демократии.

Отсутствие разделения властей. К данному типу государств можно отнести две области, вязанные общим признаком исторически:

) Абсолютные и близкие к ним монархии (страны арабского востока и др.). Здесь принцип разделения властей отсутствует в связи с тем, что вся власть (законодательная, Исполнительная и судебная) сконцентрирована в руках одного человека - монарха.

) Государства, избравшие социалистический путь развития (Вьетнам, КНДР и др.). Как говорилось ранее, данная группа не имеет принципа разделения властей в силу его непризнания.

Существование государств без принципа разделения властей только подтверждает его абсолютность в демократических государствах. Если приглядеться, то можно заметить, что все государства, в которых данный принцип отсутствует, не являются демократическими.

Первые же конституции - США 1787 г., Франции 1789 г. - закрепили, хотя и в разных вариантах разделение властей.

Законодательную власть конституция 1787 г. (США) вверяла конгрессу, состоящему из двух палат: палаты представителей избирающихся (как в то время, так и теперь) населением штатов и сенатам, членов которого избирали (вплоть до 1913 г.) парламенты штатов. Из этого видно, что сенат с самого начала был замыслен как палата консервативная по составу, не зависящая от избирателей, тормоз по отношению к палате представителей. «Джон Адамс, будущий президент страны, так прямо и заявлял: сенат должен налагать узду на палату представителей. Другой из «отцов» конституции - Медисон - писал, что сенат необходим на случай если нижняя палата использует «во зло» свою власть» [8, c. 112].

Палата представителей и сенат получали равные права в том, что касалось законодательной инициативы и принятия законов. Главой государства и правительства конституция называла президента США. Он избирался выборщиками по штатам. Они подавали голоса с помощью бюллетеней. Проходил тот, за которого было подано большинство голосов выборщиков. Многие члены учредительного конгресса предлагали, чтобы президента избрал сам конгресс - так надёжнее [12, c. 1187].

Президент США наделён значительной властью. Он объединяет в своём лице главу государства и премьер-министра правительства. Ему принадлежит верховное командование армией.

Следуя принципу разделения властей, конституция лишила президента законодательной инициативы в строгом смысле слова (права представлять палатам готовый законопроект); его вето на законопроект, принятый обеими палатами, может быть «опрокинуто» квалифицированным большинством обеих палат. В тоже время президент не зависел от того, как будет принята проводимая им политика в палате представителей или сенате. Так же и министры. Они не являются членами конгресса и не зависят от его решения. Но так обстояло больше в теории, чем на практике.

Третьей властью США конституция называет суд. Уже в конституанте (учредительном конгрессе) было высказано мнение, в общем принятое, что Верховный федеральный суд - высшая судебная инстанция США - должен получить право пересмотра законов принятых конгрессом при их несоответствии конституции. Имелось в виду, что это право Верховный суд будет осуществлять не вообще (как надзорная инстанция), а в связи с определённым делом - уголовным или гражданским, находившемся в его производстве. В этом именно смысле были сформулированы правомочия Верховного суда США в Законе о судоустройстве 1789 г., принятого первым конгрессом США (ст. 25).

В 1789 г. Декларация прав человека и гражданина, принятая во Франции (и являющаяся частью нынешней Французской Конституции) в статье 16 также закрепила этот важнейший принцип: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции» [8, c. 120].

На протяжении XIX-ХХ веков разделение властей завоевало все более широкие позиции, превратившись со временем в общепризнанный принцип цивилизации и демократии.

В президентской республике разделение властей проводится наиболее последовательно. Об этом, в частности, свидетельствует опыт США, рассматриваемый выше, где этот принцип был существенно дополнен системой «сдержек и противовесов», которые позволили не только разделить три власти, но и конструктивно уравновесить их. В сущности, США за всю свою историю не знали глубоких конституционных кризисов, хотя столкновения властей, особенно законодательной и исполнительной, периодически всё же происходили.

Существенные особенности свойственны системе разделения властей в государствах с парламентской формой правления: парламентских республиках и парламентарных монархиях. Здесь, как и в любом конституционно-правовом государстве, обеспечивается относительная самостоятельность и независимость законодательной, исполнительной и судебной власти, но баланс между ними поддерживается при помощи специфических средств.

Так, баланс законодательной и исполнительной власти обеспечивается, в частности, тем, что парламент может выразить недоверие правительству, а глава государства может распустить парламент.

Есть свои особенности и в полупрезидентских республиках. Согласно Французской доктрине, например, применение принципа разделения властей отнюдь не равнозначно раздроблению и ослаблению власти, а напротив, должно служить сотрудничеству и кооперации всех её ветвей. Только такая, сильная, власть может служить интересам человека и общества, в чём и состоит высшее предназначение государства. В современной Франции президент обладает широкими полномочиями, благодаря которым он является в определённой мере носителем исполнительной власти, при осуществлении которой он, однако, не несёт ответственности перед парламентом.

В то же время президент делит исполнительную власть с правительством, которое в свою очередь, должно опираться на поддержку парламентского большинства. Принятию резолюции порицания правительству может быть противопоставлен досрочный роспуск Национального собрания, хотя и здесь есть определённые ограничения. Двухпалатный парламент остаётся высшим законодательным органом страны, но его полномочия, равно как и сфера применения закона, строго ограничены конституцией. Столкновения по вопросам компетенции трёх властей должны разрешаться в основном Конституционным Советом [15, c. 308].

Теория разделения властей признана во всех более или менее демократических странах. На деле принцип разделения властей строго соблюдается только в условиях классической президентской республики (например, США).

В парламентских государствах и в смешанной республике разделение властей как общий принцип признается, но здесь парламентская ответственность правительства уравновешена в разной степени полномочиями президента (или иного главы государства) на поле деятельности законодательной власти. Поскольку классических президентских республик со строгим разделением властей не так много, то идеальное разделение властей - явление редкое. В других же формах правления этот принцип имеет скорее всего ориентирующее значение.

Главное для правового государства состоит в соблюдении исходных принципов разделения властей, чтобы вся полнота власти не сосредоточивалась в одних руках, т. е чтобы складывающаяся система взаимоотношений властных субъектов создавала условия для воплощения в жизнь таких непреходящих правовых ценностей, как свобода и демократия, правовое государство.

Все три ветви власти нуждаются не только в разумном разделении и четком взаимодействии, но и в неотложном укреплении силы и авторитета, который может быть достигнут лишь неуклонным исполнением требований законов и своего служебного долга.


. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ - КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

.1 Принцип разделения властей как основа демократии в Российской Федерации

Демократическое государство - это государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей [18, c. 20].

Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры.

В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Основными принципами демократического государства являются[3, c. 18]:

признание народа источником власти, сувереном в государстве;

существование правового государства;

подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении;

разделение властей;

выборность и сменяемость основных органов государства;

контроль общества над силовыми структурами;

политический плюрализм;

гласность.

Принцип разделения властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Является одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека.

Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства.

Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках [9, c. 134].

Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплён в Декларации о государственном суверенитете РСФСР.

В соответствии со ст. 5 Конституции РФ федеративное устройство нашего государства основано на его государственной целостности и единстве системы государственной власти. В современной России данный конституционный принцип гарантирует ее целостность и государственный суверенитет, обеспечивает слаженное функционирование государственного механизма по осуществлению функций Российского государства во всей их полноте и многообразии.

Согласно принципу, закрепленному в ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип призван исключать возможность сосредоточения всей власти у одного органа (должностного лица) и установления диктатуры.

В России схему организации государственной власти на федеральном уровне, часто именуемую системой сдержек и противовесов, можно представить следующим образом [18, c. 21]:

) Правительство России, осуществляя исполнительную власть, организует исполнение законов, влияет на законодательный процесс (например, используя право законодательной инициативы, обязательность заключения правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству парламентом сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства и назначением в этом случае Правительства Российской Федерации президентским указом;

) Конституционный и Верховный Суды России имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции РФ), рассматривая в пределах своей компетенции конкретные дела, сторонами которых являются различные федеральные и региональные органы государственной власти.

Законодательная власть.Парламент РФ - Федеральное собрание - состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, в состав которого входят по два представителя от каждого субъекта РФ (по одному от представительного и исполнительного органов депутатов государственной власти).

Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия. конституционный разделение власть

Государственная Дума - законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган.

В ст. 102 и 103 Конституции РФ перечислены основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д.

Федеральное Собрание рассматривает все вопросы связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и т.д.

Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», - гласит п.1ст.110 Конституции РФ. К исполнительной власти так же относятся Министерства РФ, Федеральные службы РФ, Комитеты РФ и др.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначении Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.

Правительство РФ обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции РФ перечисляет полномочия Правительства.

Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

Механизм парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности - обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.

Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Одним из таких реально действующих механизмов в ближайшем будущем может стать институт ежегодной подотчетности Правительства России перед Государственной думой по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно Парламентом, если Послание нынешнего президента (В.В. Путина) будет притворено в жизнь. Но пока поправки в Конституцию РФ не внесены, поэтому говорить об этом рано. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире [20, c. 426].

К сожалению, слабым местом остается в России судебная власть. Принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д. они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставление судьи в течение полугода свободного жильяочень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого.)

По Конституции РФ судебная власть является двухзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Конституционный Суд РФ.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126 Конституции РФ).

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125Конституции РФ).

В связи с принятием России в Совет Европы - юрисдикция Европейского Суда стала распространяться и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

В системе органов государственной власти Президент РФ занимает особое место. В соответствии с системой разделения властей Президент не входит ни в одну из отраслей власти - ни в законодательную, ни в исполнительную, ни тем более в судебную.

Будучи главой государства, являясь верховным представителем Российской Федерации, Президент РФ, представляет ее интересы как внутри страны, так и в международных отношениях. На него возложены выполнения задач, которые связаны с гарантией осуществления Конституции РФ, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В данных условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

Вместе с тем, Конституция РФ устанавливает, что власть в России вершит не Президент, а ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своей компетенции и методами, свойственными ей. Президент выступает в качестве координатора и должен согласовывать действия всех органов власти. Вместе с тем, Президент действует не в качестве указующей инстанции, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени в каждой из них.

Таким образом, Конституция РФ закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а тек же самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

.2 Проблемы реализации и функционирования государственной власти в РФ на основе принципа разделения властей

Стабильность и эффективность деятельности правового государства достигается посредством баланса трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Разделение властей представляет собой разграничение полномочий и сфер деятельности между основными отраслями государственной власти при сохранении ее целостности и единства.

Исторически сложилось так, что существование правового государства заставляет использовать систему разделения властей для нормального функционирования демократического общества. Однако способы интерпретации такой системы разнообразны. Различия возникают в пределах наделения полномочиями законодательной и исполнительной органов власти, в способах и формах их взаимодействия, в федеративном государственном устройстве [7, c. 80].

У каждой из ветвей власти существуют свои способы воздействия (уравновешивания) на другие ветви власти. Так, например, законодательная власть (Федеральное Собрание) имеет возможность влияния на исполнительную власть посредством постановки вопроса недоверия Правительству (исполнительной власти).

В свою очередь, исполнительная власть может воздействовать на решения законодательной власти посредством обязательности вынесения заключений на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств. На законодательную власть в рамках системы воздействует Президент, который обладает возможностью роспуска Правительства.

Судебная власть имеет возможность воздействовать на Президента, законодательную и судебную власть путем разрешения споров между ними и вынесения судебных решений о законности действий и принятых ими законодательных актах.

Являясь главой государства, Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей власти. Часть 1 ст. 80 Конституции РФ провозглашает Президента главой государства. Часть 2 названной статьи устанавливает, что Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Таким образом, можно считать, что Президент находится вне системы разделения ветвей, т.к. Конституцией РФ устанавливается особое место Президента в механизме разделения властей и системы сдержек и противовесов. Можно сделать вывод, что это четвертая ветвь власти - президентская со своими качественными особенностями, обусловливающими ее в отдельную, самостоятельную ветвь государственной власти.

Однако такое умозаключение противоречит ст. 10 Конституции РФ, устанавливающей, что в России существуют только три ветви власти. Поэтому приходится констатировать проблему практической реализации принципа разделения властей в российском государстве.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что система разделения властей в Российской Федерации выглядит асимметричной инесбалансированной, с отягощением в сторону полномочий Президента, с неравным положением других ветвей власти по отношению к нему.

В России, обладая самостоятельностью и сдерживая друг друга, три ветви власти не всегда уравновешивают друг друга. Особенно данное утверждение качается взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти. Потому что в отношениях между ними доминирует исполнительная власть, к которой можно приплюсовать влияние Президента.

В отношениях с судебной властью это выражается в том, что Президент оказывает влияние на кадровый состав судебных органов в соответствии со ст.ст. 83 и 128 Конституции РФ. Он представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, а также назначает судей других федеральных судов.

В отношениях с законодательной властью воздействие исполнительной власти проявляется в том, что Президент имеет право роспуска Государственной Думы, право назначения выборов в Государственную Думу, право на внесение законопроектов в Государственную думу, подписания и обнародования федеральных законов. При этом у него есть право вето на принимаемые законы.

Еще одной дестабилизирующей систему сдержек и противовесов мерой можно назвать следующее. В соответствии со ст. 103 Конституции РФ Государственная Дума в качестве одной из возможностей влияния на исполнительную власть может дать или не дать согласие Президенту на назначение Председателя Правительства, а также решать вопрос о доверии Правительству. Однако, в связи с выражением недоверия Правительству или отказом Государственной Думы от утверждения кандидатуры Председателя Правительства, может возникнуть вопрос о существовании самой Государственной Думы в ее действующем составе [11, c. 269].

В связи с тем, что в случае выражения Государственной Думой недоверия Правительству и несогласия Президента на такое решение Государственная Дума имеет право повторно в течение трех месяцев выразить недоверие, но в таком случае рискует быть распущена Президентом, если он объявит об отставке Правительства (в соответствии со ст. 117 Конституции РФ).

На этом полномочия Президента в очерченных рамках не заканчиваются. Государственная Дума может быть распущена еще по одному основанию, а именно, если она три раза отклонит кандидатуры Председателя Правительства, представляемы ей на утверждение Президентом. При таком стечении обстоятельств Президент распускает Государственную Думу, назначает Председателя Правительства и назначает новые выборы.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что законодательная власть, несмотря на предоставленные ей права, легко подавляема исполнительной властью.

Можно сказать более, наблюдается тенденция к усилению исполнительной власти в будущем, о чем свидетельствует предпринимаемые Президентом меры по реформированию Совета Федерации, которые приведут к ослаблению власти и влияния верхней палаты парламента на федеральную и исполнительную власть.

Согласно ст. 77 Конституции РФ субъектам Российской Федерации предоставляется право устанавливать самостоятельно в соответствии с принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, систему органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Таким образом, субъектам Федерации предоставлено право принимать собственные законы, регулирующие порядок формирования, сроки полномочий и назначение выборов в свои законодательные органы. Но при обязательном условии, что субъект Федерации обладает собственной нормативной базой, которая бы соответствовала Конституции РФ и другим федеральным законам.

Однако, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в случае, если федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации, противоречат этому закону, применяются нормы данного Федерального закона.

Таким образом, Федеральный закон противоречит ст. 76Конституции РФ, которая закрепляет право субъекта Федерации самому осуществлять правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Таким образом, главным является то, чтобы все ветви власти существовали в прочном соотношении друг с другом и механизм государства действовал слаженно, не склоняясь от одной стороны к другой. При реализации своих функций ветвям власти необходимо пытаться находиться в рамках действующей Конституции, не претендуя на принятие новой.

Необходимо в процессе доработки существующей на сегодняшний день Конституции РФ дополнить ее ст. 77 понятием президентской государственной власти, чтобы полномочия Президента не «прибивались» к исполнительной власти, а действовали самостоятельно, регулируя систему сдержек противовесов, распределяясь по дисбалансу ветвей [6, c. 8].

Так же необходимо усилить законодательную ветвь власти путем наделения парламента большими полномочиями, создать широкую базу законодательных актов, облегчающих вынесение судебных решений и усилить судебную власть путем комплектации судов грамотными судьями, а также обеспечивать их беспристрастность и независимость.

Посредством названного необходимо попытаться добиться баланса трех самостоятельных ветвей власти, которые бы могли действовать слаженно и бесперебойно, не подавляя одна другую и используя механизм разделения властей как средство гармонии в реализации полномочий между ними.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы необходимо сформулировать основные выводы.

Главная цель разделения властей -это не допустить сосредоточение власти в рамках одного органа или одной ветви власти, неизбежно ведущей к деспотии, подавлению прав и свобод человека и гражданина.

Принцип разделения властей существует не только в теории государства и права, он реально осуществляется на практике в различных государствах мира, причём имеет место в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания. В Российской Федерации государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя при этом имеет свои специфические особенности.

Каждое государство в своем механизме по-своему интерпретирует концепцию разделения властей с учетом собственной специфики и исторического развития, менталитета общества, уровня правосознания, государственно-территориального устройства и многих других факторов.

В Российской Федерации прослеживается множество особенностей разделения властей, это, например, большие полномочия президента, небольшое возвышение исполнительной власти над законодательной, а также деятельность суда в разрешение неопределенностей в праве.

Все это, безусловно, отступает от классического варианта разделения властей, но это не означает, что подобное носит отрицательный характер. Это одно из видов модификации разделения властей, применения ее к конкретному государству, путь развития.

В заключении хотелось бы отметить, что все ветви власти и Президент РФ находятся в тесной взаимосвязи, а также имеют возможность взаимоконтроля и взаимного сдерживания. Наличие разделения власти не означает многовластие. Единство трех ветвей власти в нашей стране выражается в том, что они отражают интересы одного государства и его народа, предполагая при этом взаимосвязь и взаимоконтроль органов государственной власти.

В государстве существует механизм взаимных сдержек и противовесов, который не дает возможности одной ветви власти возобладать над другими, а также единолично принимать решения и вмешиваться в сферу влияния другой ветви власти. В тоже время в России существует важная политическая задача по созданию нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов. При этом необходимо предусмотреть возможности эффективного взаимодействия ветвей власти, с учетом интересов и мнений всех слоев населения, что и дает возможность считать государство гражданским и демократическим.

Следует отметить, что само применение принципа разделения властей должно служить не ослаблению власти, а сотрудничеству и кооперации всех ее ветвей. В связи с этим актуальным становится вопрос о том, что необходимо сделать для реализации принципа разделения властей в России.

Можно предложить осуществление следующих мероприятий:

. Исключить возможность присвоения законодательных полномочий иными органами государственной власти и, прежде всего, Президентом и Правительством России, конституционно определив перечень вопросов, подлежащих регламентации исключительно законом. Так, практически ничем не ограниченное право вето главы государства, как предлагают некоторые авторы, необходимо поставить в жесткие процедурные рамки путем принятия соответствующего федерального закона.

. Усилить парламентский контроль за подзаконным нормотворчеством исполнительной власти, обеспечив между законодательным и исполнительным органами власти баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти одного из них.

. Исключить возможность вмешательства одной ветви власти в другую, а тем более слияния с ней либо подмены ее.

. Решать споры о компетенции исключительно конституционным путем и через правовую процедуру (посредством конституционной юстиции).

. Развить конституционную систему сдерживания каждой власти путем установления взаимных противовесов для всех властей;

В конечном итоге это позволит создать в России совершенную систему разделения органов государственной власти, способствуя воплощению идеи о правовой государственности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Российская Федерация. Конституция (12.12.1993). Конституция Российской Федерации: (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс, 2016. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.

Баранов, П.В. Место судебной власти в конституционной схеме разделения властей в российской федерации. 2013. - № 2(57) - С. 5-10.

Бойко, Ю.П. Федерализм и формирование российского гражданского общества / Ю.П. Бойко // Вопросы правоведения. 2012. №2. - С. 80.

Братановский, С.Н. Теория государств и права: курс лекций / Отв. ред. С.Н. Братановский, Я.Р.Джамбалаев, А.Е. Епифанов. - Мосвка: ЮНИТИ, 2013. - 216 с. - ISBN- 978-5-238-02436-3.

Варлеева-Балаева, О.С. Принцип разделения властей в системе правовых ограничений государственной власти/ О.С. Варлеева-Балаев// Вопросы российского и международного права. - 2012. - №2. - С. 15-31.

Голованов, Л. А. Реализация теории разделения властей в Российской Федерации / Л. А. Голованов // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2012. - № 29. - С. 132.

Есиева, Ф. К. Конституционно-правовые основы взаимодействия законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти: советский и российский постсоветский опыт /Ф. К. Есиева// Право и политика. - 2011. - N 5 (137). - С. 865- 872.

Здоровцева, А.А., Зуева К.А. Система сдержек и противовесов как непосредственный элемент принципа разделения властей. 2013. Том 4. № 4. С. 1181-1196.

Мальцев, И. А. К вопросу о системе разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации / И. А. Мальцев // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - N 4. - С. 18-21.

Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государств и права. Курс лекций. / Отв. ред.Н.И.Матузов, А.В.Малько. - 3-e изд., перераб. и доп. - Москва: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. - 528 с. - ISBN- 9785774905430.

Мухаев, Р.Т. Правоведение / Р.Т. Мухаев. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 431 с. - ISBN - 978-5-238-02199-7.

Некрасов, С.И. Конституционное право РФ / С.И.Некрасов.- Москва: Юрайт, 2012. - 351 с. - ISBN 978-5-9916-0911-1.

Романенко, В. Б. Новая модель разделения властей в социально-правовом государстве / В. Б. Романенко // Научная мысль Кавказа. - 2011. - N 1. - С. 42-46.

Хрящева, И. В. Разделение властей как основа формирования парламентаризма в России / И. В. Хрящева // Право и государство: теория и практика. - 2014. - № 5. - С. 20-22.

Похожие работы на - Разделение властей - конституционный принцип организации государственной власти в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!