Моногорода России: проблемы и перспективы

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    География, экономическая география
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,69 Мб
  • Опубликовано:
    2016-06-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Моногорода России: проблемы и перспективы

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»

Факультет географии и геоэкологии

Кафедра социально-экономической географии и территориального планирования

Направление 05.03.02 «География»







Курсовая работа

МОНОГОРОДА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

по дисциплине «Введение в географию»


Выполнил:

Студент 1 курса

П.С. Лебедев




Тверь 2016

Оглавление

1. Градообразующие предприятия и понятие моногород

1.1 История развития моногородов

1.2 География моногородов

2. Проблемы моногородов

2.1 Мониторинг градообразующих предприятий

2.2 Влияние мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие моногородов

2.3 Перспективы моногородов

Заключение

Введение

К этому месту будет подвезено в пятилетку 1000000 вагонов строительных материалов.

Здесь будет гигант металлургии, угольный гигант и город в сотни тысяч людей.

Из разговора.

…сидят впотьмах рабочие,

подмокший хлеб жуют.

Но шепот громче голода -

он кроет капель спад:

«Через четыре года здесь будет город-сад!»

Здесь взрывы закудахтают в разгон медвежьих банд,

и взроет недра шахтою стоугольный «Гигант».

Здесь встанут стройки стенами.

Гудками, пар, сипи.

Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь.

Здесь дом дадут хороший нам и ситный без пайка,

аж за Байкал отброшенная попятится тайга….

Маяковский [1929] «Рассказ Хернова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка»

В стране, созданной по проекту Сталина, было не только свое особенное общество, своя особенная этика и особенное государство. В этой стране была и остается до сих пор совершенно особенная экономическая география. Нигде в мире нет такого количества городов, построенных в непригодных для жизни местах для обслуживания заводов, шахт и месторождений.

Эти промышленные центры - моногорода, создававшиеся под плановую экономику, оказались серьезнейшей проблемой для экономики рыночной.

Моногород - это не организм, развивавшийся веками и менявшийся вместе с историей, технологиями и человеческими предпочтениями. Это населенный пункт, созданный (или радикально расширенный), чтобы рабочим одного предусмотренного произвольным планом предприятия было где спать. Градообразующее предприятие обеспечивает большинство жителей такого города не только работой, но и жильем, детсадами, школами, водой, теплом, электричеством и транспортом. На 2015 год насчитывается 319 городов (Перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации). В моногородах сейчас живет около 16 млн человек. Что составляет 15% от общей численности горожан.

Рис. 1. Удомля является моногородом 3-ей категории.

Рис. 2. Юрга в Кемеровской области. Категория 1.

Привязанность к единственному предприятию в эпоху рыночных отношений - это большая опасность для города. От работы этого предприятия зависит социально-экономическое благополучие жителей. Перестройка с командной экономики на рыночную и мировой экономический кризис обострили эту проблему, которая отзывается головной болью у нашего государства.

Экономика России в значительной степени представлена градообразующими предприятиями моногородов. Их вклад в ВВП страны оценивается на уровне 20-40%. Градообразующие предприятия обеспечивают в натуральном выражении 64% добычи нефти, 83% добычи газа, 53% добычи угля, более 50% продукции черной металлургии, в том числе 66% производства стали и кокса, 65% - чугуна, значительную часть продукции цветной металлургии, в том числе 90% никеля и 100% глинозема, 71% производства легковых автомобилей, 84% производства калийных удобрений и т. д.(рис.3.)(А.Н. Маслова, 2011). Это поистине уникальное российское географо-экономическое явление. И уникальная в свою очередь причина этого явления естественна - большие размеры страны.

Рис.3. Доля моногородов в экономике России

Градообразующие предприятия моногородов обеспечивают большую часть сырьевых отраслей промышленности, прежде всего топливной промышленности и металлургии. Продукция данных отраслей доминирует в российском экспорте в течение многих последних десятилетий, что свидетельствует о серьезной болезни экономики и о том, что лечить ее необходимо, развивая ин новации, высокотехнологичную обработку сырья, осуществляя модернизацию и диверсификацию.

моногород экономика финансовый

1. Градообразующие предприятия и понятие моногород

Моногородом в России, согласно нормативной документации Министерства регионального развития РФ, называется поселение, отвечающее хотя бы одному из двух признаков:

§ доля работающих на одном градообразующем предприятии или группе предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единой производственно-технологической цепочки, составляет не менее 25% экономически активного населения города;

§  объем производства градообразующего предприятия или группы предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единой производственно-технологической цепочки, составляет более 50% объема промышленного производства города.

Независимые эксперты расширяют официально предложенный список критериев отнесения города к монопрофильному, указывая на следующие его характерные признаки:

§ наличие в городе одного или нескольких однотипных предприятий, относящихся к одной отрасли, или обслуживающих один узкий сегмент отраслевого рынка, притом, что остальные предприятия города обслуживают только внутренние нужды города или проживающих в нем людей;

§  наличие в городе цепочки технологически связанных предприятий, работающих на один конечный рынок, кроме предприятий, обслуживающих внутренние нужды города;

§  значительная зависимость доходной части бюджета города от деятельности одного (или нескольких) крупных предприятий;

§  низкая диверсификация сфер занятости населения города (однородный профессиональный состав);

§  значительная удаленность города от других, более крупных населенных пунктов (что снижает возможности мобильности жителей), при наличии в городе первых двух признаков или отсутствие развитой инфраструктуры, обеспечивающей связь города с внешним миром (дороги автомобильные и железные, телефонная сеть и т.д.).

Таблица 1. Типология моногородов.

Монопрофильные города

 

Моногорода-спутники крупных полифункциональных городов

Моногорода с одним градообразующим предприятием

Моногорода с несколькими градообразующими предприятиями


Необходимо подчеркнуть особую роль градообразующих предприятий, их высокую социальную ответственность:

§  данные предприятия обеспечивают занятость населения,

§  формируют доходы большинства семей,

§  имеют на своем балансе объекты социально-культурной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры,

Однако в определении статуса «градообразующая организация» нет четкости и однозначности. Статус градообразующей организации в действующем российском законодательстве определяется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», где градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта.

В настоящее время отсутствует нормативно закрепленная классификация градообразующих предприятий. Градообразующими могут быть как производственные (промышленные), так и непроизводственные (научно-исследовательские, города спутники, «ЗАТО») предприятия. (Таблица 1.)

Рис. 4. г. Аша в Челябинской области. Категория 1.

.1 История развития моногородов

Исторически сложилось, что в России индустриализация сопровождалась созданием городов, в основании которых лежит одно предприятие, один вид деятельности, то есть сформировались моногорода - города-заводы.

Рис. 5. Периоды возникновения монопрофильных городов

Моногорода традиционны для российской экономики. Можно выделить четыре волны их формирования.

Первое массовое образование моногородов в России началось еще во время первой волны индустриализации эпохи Петра I. Организация новых производств, и в первую очередь, суконных мануфактур и железоделательных заводов в зонах освоения (Тула, Урал, Подмосковье), требовала много рабочих рук. Однако свободных кадров как таковых в России не существовало. Поэтому к заводам либо приписывались казенные крестьяне, либо приобретались крепостные на вывоз или использовались войска и каторжные работники. Поэтому изначально образовывались заводы-поселки, часть из которых развились в крупные промышленные центры (такие как Челябинск, Тула, Златоуст), другая же часть так и осталась в состоянии моногорода (такие как Ирбит, Аша и др.).

Второе массовое развитие моногородов связано с развитием легкой промышленности («ситцевого капитализма») России. Были созданы мануфактуры, которые располагались преимущественно в Центре России и использовали труд крестьян в зимнее время, как отхожий промысел с последующим переходом на постоянную работу. В это время возникают такие города как Дрезна, Шуя, Орехово-Зуево, Павлов Пасад. В сфере народных промыслов образуются центры производства за счет укрупнения деревенских промыслов: Семенов, Гусь-Хрустальный, Первомайский (фарфоровый завод Попова), Гжель. В это же время образуются шахтерские города-поселки вдоль трассы. Транссибирской магистрали в целях снабжения углем паровозного парка.

Количество моногородов резко возросло в советское время. Моногород создавался по плану развития отрасли или группы отраслей директивно, в ряде случаев без учета вопросов территориального разделения труда и природно-климатических условий. Во времена индустриализации возникновение моногородов происходило в небольшой степени, так как производства или реконструировались, или создавались сразу как комплекс предприятий, имеющий одно или несколько головных предприятий (напр. Магнитка, Воркута, Новокузнецк, Апатиты и др.). Значительное число моногородов возникло в военное время за счет эвакуированных предприятий, причем позднее ряд монопоселков слился с близрасположенным городом (Безымянка и Куйбышев, Танкоград и Челябинск), а ряд предприятий стали градообразующими (Шадринск - за счет эвакуации части ЗИЛа из Москвы и т.д.).

В послевоенный период в размещении производительных сил проявилась тенденция рассредоточения производства из крупных городов и активного привлечения рабочей силы из местного и сельского населения. Система советского капитального строительства из-за постоянного дефицита продукции была направлена на строительство новых мощностей, а не реконструкцию старых объектов, чем объяснялось активное строительство новых производств в малых и средних городах, где подобные предприятия по существу становились градообразующими (например, Ковдор, Оленегорск, Кингисепп, Пикалево и т.д.).

Развитие научно-технического и военного потенциала страны повлекло за собой создание наукоградов, ЗАТО. Первый эксперимент был опробован в Академгородке в Новосибирске. Позже были созданы города Дубна, Обнинск, Протвино, Троицк, Черноголовка, Зеленоград и другие.

Таким образом, структура моногородов в России стала представлять собой довольно сложный конгломерат городов, различных по численности (от городов типа Тольятти, Саяногорска, Костомукши до районных городов и поселков городского типа), по сложности производства и квалификации жителей - (от Троицка и Обнинска до Шумихи и Острова).

Данный тип социально-экономических структур сыграл большую роль в развитии промышленности, освоении территорий России. Указанные особенности метода ведения хозяйства привели к тому, что на 2015 год в Российской Федерации из 1112 городов 319 относятся к моногородам (рис 6).

В таких населенных пунктах проживает около 16 млн. человек, т.е. 15% всего городского населения страны. В монопрофильных городах до кризиса создавалось 40% ВВП российской экономики, вклад градообразующих предприятий в региональные и местные бюджеты часто превышал 50%.

Рис. 6. Доля монопрофильных (моногородов) и полипрофильных городов в общем количестве городов России.

.2 География моногородов

География размещения моногородов обширна. Моногорода расположены практически во всех частях территории страны, но наибольшее их количество находится в Уральском федеральном округе.

География моногородов характеризуется привязкой к типам экономического развития территорий: агломерационному, сырьевому, промышленному.

В агломерационном поясе (т.е. в компактном скоплении населённых пунктов) сосредоточены предприятия химической промышленности и металлургии. Моногорода агломерационного пояса развития - это преимущественно города-спутники в зонах крупных агломераций. (Таблица 1). Например, Воскресенск в Московской области, Новомосковск в Тульской области, Кириши в Ленинградской области. Такие города обладают преимуществами социального развития, связанными с относительной близостью полифункциональных населенных пунктов. Монопрофильность городов компенсируется близостью к крупным центрам. В связи с этим поддержание благоприятной социальной среды в моногородах-спутниках требует меньших объемов затрат как со стороны государства, так и со стороны бизнеса.

В сырьевом поясе развития, занимающем северные и восточные территории Российской Федерации, расположена большая часть моногородов, специализация которых связана с первичной обработкой сырья: Сургут, Нижневартовск в Ханты-Мансийском автономном округе, Новый Уренгой в Ямало-Ненецком автономном округе, Усинск в Республике Коми и др. В сырьевом поясе расположены государственные и частные предприятия нефтедобычи и газодобычи: ОАО «Газпром», ОАО «ЛУКОЙЛ»; предприятия металлургии и угольной промышленности.

Рис 7. Распространение монопрофильных населенных пунктов на территории РФ.

Традиционными территориями размещения моногородов является промышленный пояс развития, включающий в первую очередь регионы Урала и юга Сибири. В этом поясе расположены наименее благополучные в социальном отношении моногорода металлургии и машиностроения, часто имеющие в качестве градообразующих всего одно крупное предприятие и одновременно удаленные от полифункциональных городских центров. Монопрофильные города формируют монопрофильные районы в Свердловской и Челябинской областях, а также в Кемеровской области, поэтому социальные проблемы городов переходят на уровень социальных проблем районов. В условиях снижения стоимости экспортной продукции градообразующих предприятий моногорода промышленного пояса имеют наибольшие потребности в социально-экономической помощи со стороны государства.

2. Проблемы моногородов

Социально-экономическая среда моногородов формируется непосредственно градообразующими предприятиями, уровень развития и качественные характеристики ее оказывают значительное влияние на уровень жизни населения. В свою очередь, развитие инженерной, экономической, социальной инфраструктуры, политика муниципалитета и региональных властей, инвестиционная привлекательность территории и другие факторы формируют среду функционирования градообразующего предприятия, внешние условия, оказывающие существенное воздействие на бизнес. Таким образом, стратегия развития моногородов, да и региона в целом главным образом зависит от деятельности градообразующих предприятий.

С формированием рыночной экономики, сменой собственников большинства предприятий, существенным изменением внешней среды практически все рассматриваемые организации и соответствующие моногорода и их население испытывают большие трудности, которые в значительной степени усугубились с развитием мирового финансово-экономического кризиса. Проблема существования, функционирования градообразующих предприятий приобрела стратегическое значение не только для отдельных городов и регионов, но и для экономики России в целом.

Основным отличием моногородов от обычных городов является неразрывная связь между городом и предприятием (группой предприятий), которое несет ответственность не только за пополнение бюджета города, но и за социальную обстановку, при этом обеспечивает условия жизнедеятельности целых районов города. Как правило, расходы предприятия на содержание социальной инфраструктуры закладываются в себестоимость продукции, что в итоге делает ее неконкурентоспособной. А финансовые проблемы такого предприятия постепенно перерастают в социально-экономические проблемы города.

Одной из самых актуальных проблем в моногородах является сфера ЖКХ, а именно недостаточное финансирование ремонтов и модернизации технологических сетей и оборудования, стоящих на балансе градообразующих предприятий и предназначенных для снабжения населения горячей водой и отоплением. На практике это приводит к тому, что плановых ремонтов практически не проводиться, ремонты проводятся в аварийном режиме, что в каждом случае обходится намного дороже для собственника. Для уменьшения бремени содержания непрофильных активов предприятия в качестве возможного варианта предлагается выделение таких активов, создание на их базе специализированных организаций и оказание им государственной помощи. Учредителем таких организаций может выступать государство, но не исключено и привлечение частных инвесторов.

Еще одной проблемой градообразующих предприятий является наследие централизованной плановой экономики советского периода - неспособность менеджмента таких предприятий своевременно и адекватно реагировать на изменения, происходящие на рынках региона и страны в целом. Поэтому в программе развития моногородов необходимо предусмотреть меры по повышению квалификации управляющего персонала градообразующих предприятий, а также возможность бесплатного обучения населения моногородов новым профессиям.

Нормальному ведению бизнеса в моногородах во многих случаях препятствует их географическое положение и слабое развитие линий коммуникаций.

Еще одна проблема - снижение численности населения. Отток населения из моногородов связан не только с притягательными чертами принимающих территорий, но и с наличием выталкивающих факторов, основным из которых, судя по оценкам экспертов, является кризис производства градообразующего предприятия, который обусловлен целым комплексом причин: низкой конкурентоспособностью продукции, износом оборудования, высокими издержками производства и др.

Результатом же оттока трудоспособного населения и «утечки умов» является наиболее острая современная проблема моногородов - нехватка квалифицированных специалистов, тормозящая выход экономики моногородов из кризисного состояния.

Высокая степень монопрофильности экономики моногородов представляет собой ключевую проблему в развитии данных населенных пунктов. Узкая специализация делает развитие города зависимым от внешней среды и неустойчивым к неблагоприятным внешним воздействиям. Изменение внешней конъюнктуры, падение цен и спроса на продукцию градообразующих предприятий вызывают затяжное тяжелейшее кризисное состояние экономики всего города, что наблюдалось и в 90-е гг. ХХ в., и в период экономического кризиса 2008-2009 гг. Как следствие в этот период моногорода пострадали сильнее, чем другие территории России. Можно сказать, что уязвимость монопрофильной экономики к воздействию кризиса - одна из ее основных черт.

Ситуация на рынке труда моногородов оказывает влияние и на социально-политическую устойчивость страны. Вследствие узости рынка труда кризисы градообразующих предприятий вызывают масштабную и долговременную локальную безработицу. Безработица в моногородах имеет негативные последствия не только для данных населенных пунктов (снижение налогооблагаемой базы, дотационность бюджетов, рост преступности, люмпенизация части населения и др.), но и несет угрозу социальной и политической стабильности в масштабе всей страны. В кризисные периоды моногорода становятся крайне опасными очагами социального взрыва, проявляющегося в открытых акциях протеста, недовольстве существующей местной и федеральной властью, в падении доверия населения к социальным и политическим институтам страны. Эти настроения могут быть подхвачены, подогреты и использованы радикальными политическими силами для обострения социальных конфликтов.

2.1    Мониторинг градообразующих предприятий


Утвержденный распоряжением правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р перечень моногородов. К числу монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций) отнесли 94 моногородов. (рис.8.)

Монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения, насчитали 154. (рис.8.)

В список монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации со стабильной социально-экономической ситуацией вошли 71 моногородов. (рис.8.) На территории Тверской области присутствуют 7 монопрофильных муниципальных образований.

Таблица 2. Список моногородов Тверской области на 2015 год:

Город

Категория

1

пгт. Спирово

1 категория

2

пгт. Великооктябрьский

1 категория

3

город Западная Двина

1 категория

4

город Кувшиново

1 категория

5

пгт. Жарковский

2 категория

6

пгт. Калашниково

2 категория

7

город Удомля

3 категория

 *1 категория: с наиболее сложным социально-экономическим положением

категория: риски ухудшения социально-экономического положения

категория: со стабильной социально-экономической ситуацией


Рис. 9. Численность населения моногородов в разных федеральных округах

2.2    Влияние мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие моногородов


Мировой финансовый кризис, затронувший Россию с середины 2008 года, существенно изменил социально-экономическую ситуацию в моногородах. Снижение спроса и стоимости экспортной продукции, сворачивание инвестиционных программ приводит к снижению прибыли градообразующих предприятий и рентабельности производства. В первую очередь пострадали предприятия черной и цветной металлургии, затем топливно-энергетического сектора. Вслед за ними кризис затронул машиностроение и другие отрасли. Например, крупнейшие производители стали и проката такие, как «Северсталь», «Магнитогорский металлургический комбинат», «Металлоинвест», работают только вполовину имеющихся мощностей. Для ряда компаний их деятельность перестает быть прибыльной, муниципалитеты моногородов из финансово-обеспеченных за короткий период превращаются в бюджетно-дефицитные.

Эксперты отмечают, что «моногорода страдают от мирового финансового кризиса в большей степени, чем города с полипрофильной экономикой. Когда экономика России находилась на стадии стабильного роста, отличия между моногородами имели существенные значения, т.к. каждый город во многом развивался по своему собственному сценарию. Но кризис уравнял их, у большинства моногородов сходная ситуация, генеральный тренд для всех одинаково негативен.

Так же экономический кризис затронул банковский сектор, а вслед за ними - строительный, машиностроительный, торговый. Особенно остро последствия мирового кризиса испытывают моногорода, жизнеспособность которых зависит от одного-двух градообразующих предприятий.

Обострение проблем моногородов в условиях глобального кризиса обусловлены сущностью данного явления - жесткой зависимостью между развитием всех сфер жизнедеятельности города и финансово-экономическим положением градообразующего предприятия.

Резкое снижение доходов компаний повлекло за собой вынужденные простои производства (Рис.10.), что отразилось как на экономике города (уменьшились поступления в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды), так и на социальной сфере (сократилось инвестирование социальных программ предприятиями, уменьшились расходы на содержание социальной инфраструктуры, возросла задолженность по заработной плате работникам). Существует также проблема неэффективных собственников.

В целях сохранения своего функционирования предприятия минимизируют свои расходы, что отражается на занятости - сокращаются рабочие места(Рис.10.), заработная плата, осуществляются массовые увольнения, перевод на режим неполного рабочего времени, работников отправляют в вынужденные отпуска. По официальным данным, «самая высокая безработица среди монопрофильных городов в Ревде, поселке городского типа в Мурманской области, (20%), что превышает уровень нормальной безработицы в 4 раза».

Обостряются социальные проблемы. В условиях кризиса население моногородов находится на грани выживания ввиду отсутствия работы, снижения заработной платы, что усугубляется ростом инфляции, повышением тарифов на ЖКХ, газ, на товары и услуги, необходимостью осуществления выплат по кредитам.

Именно во время кризиса их необходимо решать, как снизить негативное влияние на экономику регионов и отраслей, уменьшить социальную напряженность, не допустить разрушения городов. Решение данных проблем затрудняется ввиду сложности реструктуризации предприятий, неразвитой инфраструктуры, нехватки квалифицированных управленцев, низкой мобильности трудовых ресурсов, однородности профессионального состава населения.

Жители большинства моногородов оказались в самом незащищенном экономически и социально положении. Социальные последствия кризиса - рост уровня официально зарегистрированной и скрытой безработицы, резкое снижение уровня и качества жизни, отток экономически активного населения, нарастание социальной напряженности. Ситуация с занятостью в небольших моногородах и монопоселках осложнена в значительной степени (в сравнении с большими городами) весьма ограниченным количеством и диапазоном выбора мест приложения труда. Обострились основные проблемы монопрофильных городов, вызванные разрывом созданных ранее устойчивых производственных связей с поставщиками и потребителями, спадом производства, неконкурентоспособностью основной продукции, высокой долей непрофильных активов в собственности предприятий, тесной связью инфраструктуры города с работой предприятия.

2.3    Перспективы моногородов


Любой город, стоящий «на одной ноге», неустойчив. У монопрофильных городов есть только две перспективы, и весь вопрос заключается во времени. Первая перспектива позитивна: постепенное расширение их функций, развитие иных (в том числе неиндустриальных) видов деятельности и превращение этих населенных пунктов в более полноценные центры окружающих территорий. Многие города будут развиваться именно по этой схеме, особенно те, что находятся в освоенной и более плотно заселенной части страны. Вторая перспектива - умирание, предприятие настолько старое, что его оборудование морально и физически устарело, квалификация работников низкая. Собственно, из-за этого оно и "лежит на боку".

Для предотвращения развития второго варианта в 2014 году Президентом России Владимиром Путиным и Правительством Российской Федерации была поставлена стратегическая задача - обеспечить развитие российских моногородов в первую очередь через диверсификацию их экономики, создание новых рабочих мест и привлечение инвестиций.

Для достижения поставленных руководством страны задач в октябре 2014 года Внешэкономбанк выступил учредителем некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» (ФРМ). Объем выделенных из федерального бюджета средств на 2014-2017 гг. на деятельность ФРМ составляет 29,6 млрд руб. со следующей разбивкой по годам:

на 2014 год объем средств - 3 млрд руб.

на 2015 год - 5 млрд руб.

на 2016 год - 10,8 млрд руб.

на 2017 год - 10,8 млрд руб.

Фонд работает вместе с предпринимателями, муниципальными и региональными властями. Именно субъекты федерации получают деньги Фонда на одобренные им проекты, которые реализуются местными или общенациональными компаниями в сотрудничестве с муниципальными властями. Фонд предоставляет ресурсы, компетенции, осуществляет контроль и предлагает лучшие практики из одних регионов (моногородов) другим, его задача - координировать и софинансировать местную инициативу, а не восстанавливать командную централизованную систему.

Фонд занимается проектами, направленными, прежде всего, на диверсификацию экономики моногородов, в его задачу не входит работа с градообразующими предприятиями, кроме тех случаев, когда такое взаимодействие необходимо. Задача фонда - устойчивое и разнообразное, многопрофильное развитие этих муниципальных образований, в идеале в будущем - формирование городских экономик с самоорганизующимися сообществами.

По итогам деятельности за период 2015-2017 гг. планируется создать несколько тысяч новых рабочих мест за счет реализации инвестиционных проектов в моногородах, создания объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов, а также подготовки управленческих команд (эффект ожидается к 2020 году).

В настоящий момент подписано 13 генеральных соглашений о сотрудничестве по развитию моногородов с руководством субъектов этих регионов.

Таблица 3. Список городов, которым оказывается финансовая помощь.

Город

Субъект

1

г. Канаш

Республика Чувашия

2

г. Краснотурьинск

Свердловская область

3

г. Юрга

Кемеровская область

4

г. Анжеро-Судженск

Кемеровская область

5

р.п. Чегдомын

Хабаровский край

6

г. Камешково

Владимирская область

7

г. Зеленодольск

Республика Татарстан

8

г. Луза

Кировская область

9

г. Белая Холуница

Кировская область

10

г. Каспийск

Республика Дагестан

11

Надвоицы

Республика Карелия

12

г. Набережные Челны

Республика Татарстан

13

г. Череповец

Вологодская область


Так же специалистами Фонда проанализирована информация по 16 инфраструктурным проектам общей сметной стоимостью около 4,6 млрд. руб. Более половины проектов связаны с реконструкцией и строительством объектов водоснабжения и водоотведения, остальные проекты распределяются примерно в равной пропорции между теплоснабжением и электроснабжением.

Проведен анализ 48 инвестиционных проектов, с общим объемом заявленных инвестиций 84,2 млрд. руб., с заявленным количеством создаваемых рабочих мест - около 13,5 тыс.

  

Рис. 10


Моногород - уникальное образование характерное только для нашей страны. Поселение, созданное для обслуживания только одного предприятия, целиком и полностью зависящее от него. Зачастую расположенное в крайне неблагоприятных климатических условиях с минимальной инфраструктурой. Крайне уязвимо в условиях современной рыночной экономики. Население этих городов составляет 16% от численности всего населения страны. На градообразующих предприятиях трудится 1,3 млн человек. Они производят 1/5 общего объема промышленной продукции страны - 7,1 трлн рублей в год.

Ввиду сложности создавшейся ситуации с моногородами выход из нее может иметь только вид комплекса управленческих решений, которые необходимо провести для преодоления затяжного кризиса развития данных территорий. Это показывает современная ситуация: принимаемые государством точечные меры - субсидии и дотации градообразующим предприятиям, «латание дыр» местных бюджетов, ручное управление в отношении наиболее проблемных моногородов - временно смягчают кризис, но не решают проблемы. Моногородам нужен мощный системный и адекватный реальным причинам кризисного состояния толчок развития.

Более того, как правило, государство игнорирует проблемы моногородов, не имеющие широкой общественной огласки, и сильно сужает круг населенных пунктов, которым планирует помочь.

Список использованных источников

1.   Ахутина Н.С. Проблемы развития промышленности в малых и средних городах // Расселение населения и размещение производства. - М.: Наука, 1982. - С. 141-149.

2.      Владимир Путин поручил создать Фонд развития моногородов (статья)// Некоммерческая организация «Фонд развития моногородов».

.        Как работает фонд// Некоммерческая организация «Фонд развития моногородов».

.        Лаппо Г.М. Проблемы малых городов // Народонаселение и экономика. - М.: Экономика, 1967. - С. 170-186.

.        Маслова А.Н. Моногорода в России: проблемы и решения // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. №5.

.        Моногород - это что такое? Поддержка и развитие моногородов России//FB.ru информационный сайт

.        Моногорода в России //RG.ru Российская газета.

.        Моногорода России// VIPPERSON биографический сайт.

.        Моногорода России: обновлённый список//REGNUM информационное агентство.

.        Моногорода России: стратегии выживания// Urbanlook информационный сайт

.        Промышленность России// Федеральная служба государственной статистики

.        О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г.//Консультант плюс.

.        Перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) (Распоряжение правительства от 16 апреля 2015 г. № 668-р).

.        Тульчинcкий Г.Л. От «спасения» и выживания к инновационному развитию: Социальное партнерство как основа решения проблемы моногородов. //Муниципальная власть. 2011, № 2, с.36-40.

Похожие работы на - Моногорода России: проблемы и перспективы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!