Процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,75 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях

Введение

административный правонарушение должностной

Под предметом регулирования административного права можно понимать ту совокупность отношений, которая формируется в сфере государственного управления, признавая гражданина, как участника административного права. В наше время очень серьезно относятся к соблюдению конституционного принципа независимости прав и свобод человека по отношению к произволу государства. Человек имеет права и свободы, на которые никто, в том числе и само государство, посягать не может. Именно это определяет человека, гражданина, как самостоятельного субъекта, обладающего всеми возможностями для самоутверждения в качестве достойного члена общества. Однако, взаимоотношения личности и государства не означают что можно и не соблюдать обязанность не посягать на права человека.

Любой гражданин состоит в определенной политико-правовой связи с государством, включающую в себя взаимные права и обязанности. Российская Федерация, утвердив права человека и гражданина в статье 2 Конституции Российской Федерации высшей ценностью

обязана посредством деятельности органов государственной власти, управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядка производить их реализацию и защиту.

Именно поэтому важно осознать роль и значение производства по делам об административных правонарушениях. Пристальное внимание к производству по делам об административных правонарушениях объясняется тем, что среди всех видов правонарушений административные являются наиболее распространёнными.

Процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях и выносимые по ним решения затрагивают интересы значительного числа граждан и создают определенное представление у населения не только об уровне законности в государстве, но и степени справедливости действий органов государственной власти.

Статус всех участников производства по делам об административных правонарушениях закреплен в главе 25 Кодекса об административных правонарушениях и других нормативно-правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Перечень субъектов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, закреплен в главе 23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Для чёткого представления роли тех или иных участников в административном судопроизводстве необходимо знать права и обязанности каждого из них. Этим обусловлена актуальность темы.

Целью и основной задачей курсовой работы является - раскрыть процессуальное значение лиц участвующих в производстве по делам, охарактеризовать их права и обязанности.

Для достижения указанной цели поставлены следующие исследовательские задачи:

.Определить главные основания классификации участников производства по делам об административных правонарушениях;

.Изучить и проанализировать законодательство РФ, определяющее правовое положение лиц участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях;

.Охарактеризовать субъектов участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях.

Объектом исследования является производство по делам об административных правонарушениях.

Предметом исследования ‒ участники производства по делам об административных правонарушениях.

1. Общая характеристика участников производства по делам об административных правонарушениях

административный правонарушение должностной

Структура производства по делам об административных правонарушениях представляет собой систему стадий, этапов и процессуальных действий, совершаемых для достижения конечного результата - рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении. Стадии отличаются друг от друга кругом участников, процессуальными целями, документами и действиями.

Совокупность процессуальных действий, этапов и стадий, урегулированных административно-процессуальными нормами, образует категорию «административно-процессуальная форма», закрепляющую процессуальную деятельность участников производства по делам об административных правонарушениях. А поскольку вся процессуальная деятельность участников производства по делам об административных правонарушениях и реализуется в форме совершения процессуальных действий на определенных стадиях и этапах производства, то последнее может быть обозначено как особая процессуальная форма реализации административно-процессуального статуса участников производства по делам об административных правонарушениях.

Производство дел об административных правонарушениях состоит из действий определенных органов и лиц. Одну из главенствующих ролей в данной деятельности играют государственные и общественные органы, должностные лица этих органов, уполномоченные принимать в соответствии с законом меры способствующие выявлению и предупреждению административных проступков, применению и исполнению взысканий. В производстве дел об административных правонарушениях принимают участие и другие лица, так одни из них стоят на защите своих интересов, другие же могут быть привлечены лишь при производстве определенных процессуальных действий для содействия.

Исходя из вышесказанного, весь круг субъектов производства делится на две группы согласно основной роли субъектов, которую они выполняют в правовых отношениях:

субъекты, обладающие властными полномочиями и управомоченные государством применять меры юридической ответственности;

субъекты, не наделённые властными полномочиями.

Учеными проводится различная классификация субъектов, обладающих властными полномочиями.

Так, Л.В. Фадеев выделяет субъекты, управомоченные возбуждать дела о правонарушениях, субъекты, управомоченные рассматривать дела, субъекты, управомоченные определять меры ответственности, субъекты, управомоченные исполнять решения о применении мер ответственности.

Другие ученые классифицируют субъекты производства по делам об административных правонарушениях на три группы: привлекаемые к административной ответственности, привлекающие к административной ответственности, другие участники производства.

Субъекты, не наделенные властными полномочиями, подразделяются:

.Субъекты, имеющие свою личную заинтересованность в деле:.лицо, привлекаемое к ответственности;.потерпевший - лицо, которому административным правонарушением был причинен моральный, физический либо имущественный вред;.законные представители физического лица - ими являются граждане, в силу закона выступающие во всех учреждениях, в том числе и судебных, в защиту личных и имущественных прав и законных интересов недееспособных, ограниченно дееспособных лиц или дееспособных, но по своему физическому состоянию (по старости, болезни и т.п.) лишенных возможности самолично осуществлять свои права и выполнять свои обязанности. Законными представителями могут являться родители, усыновители, опекуны или попечители;.законные представители юридического лица - руководитель юридического лица, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица;.Защитник и представитель. Ими могут быть адвокат или иное лицо.

.Лица и органы, которые содействуют осуществлению производства:.свидетели - лица, имеющие информацию об обстоятельствах, подлежащих установлению по данному делу;.эксперты - лица, которые обладают определенными специальными знаниями и которые могут быть привлечены органами либо должностными лицами, в ведении которых находятся дела об административных правонарушениях, в определенных случаях, при которых может возникнуть необходимость в их знаниях;.переводчики - лица, которые принимают участие в судебном процессе, владеющие языками, необходимыми для перевода материалов дела, представленных в суде документов, а также данных в судебном заседании заявлений, показаний, объяснений;.понятые - это независимые, абсолютно не заинтересованные в данном деле лица, приглашенные в качестве свидетелей и наблюдателей при осмотре, обыске, выемке.

Таким образом, поскольку человек выступает в качестве основания и объекта баланса между публичными и частными интересами, то действующее законодательство независимо от отрасли включает в себя как публичную, так и частную составляющую. В законодательстве об административных правонарушениях частные интересы свойственны лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его защитнику, а также потерпевшему, его законному представителю. Публичные интересы опосредованы должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении и другие материалы, судьей, должностным лицом, имеющим право на рассмотрение дела об административном правонарушении, а также прокурором.

2. Субъекты производства, наделенные властными полномочиями

Порядок производства по делам об административных правонарушениях регламентируется Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. В нем, прежде всего, закреплены те исходные позиции, которыми должны руководствоваться соответствующие органы и должностные лица при рассмотрении и разрешении конкретных дел об административных правонарушениях. Производство по делам об административных правонарушениях в предпринимательской и в некоторых иных сферах деятельности, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, регулируются также и нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В зависимости от объема и сложности процессуальной деятельности выделяют три вида производства по делам об административных правонарушениях: упрощенное (ускоренное), обычное и особое.

Упрощенное производство имеет место тогда, когда в соответствии со ст. 28.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении, о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа. Особым производством Д.Н. Бахрах считает рассмотрение дела об административном правонарушении судьей.

В остальных случаях осуществляется обычное производство.

Производство по делам об административных правонарушениях разделено на стадии. На каждой из них субъектом процессуальных правонарушений, как правило, выступает другое должностное лицо или орган.

Различают три стадии производства по делам об административных правонарушениях: возбуждение дела, рассмотрение дела, пересмотр постановлений и решений по делу (факультативная стадия).

.1 Субъекты производства, принимающие участие в возбуждении дел об административных правонарушениях

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении возникает административно-правовое процессуальное охранительное правоотношение, главными участниками которого являются лицо, в отношении которого возбуждается дело, и должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях. Наличие этих двух субъектов ‒ обязательное (необходимое и достаточное) условие для возникновения рассматриваемого правоотношения.

Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применить соответствующие меры обеспечения производства по делу.

Протокол составляется практически во всех случаях совершения правонарушений. Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации установлены два исключения из этого общего правила. Во-первых, дела о некоторых категориях административных правонарушений возбуждаются только прокурором, который выносит соответствующие постановления. Во-вторых, предусмотрены случаи, когда административное наказание в виде предупреждения или штрафа незначительного размера назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальное оформление соответствующих действий, не требующих составления протокола.

В протоколе об административном правонарушении указываются данные о том, когда, где и кем он составлен. Важное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении. В случае составления протокола неправомочным лицом он признается ничтожным и должен быть возвращен в орган, где был составлен.

Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела в соответствии с гл. 23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Вместе с тем Кодексом предусмотрена также возможность предоставления права составлять названные протоколы должностным лицам других федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, иных государственных органов, на которые возложены контрольно-надзорные функции федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, но которые не отнесены Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации к субъектам административной юрисдикции. На основании ч. 4 ст. 28.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Среди лиц, наделенных властными полномочиями, отдельно выделяют прокурора, осуществляющего надзор за законностью производства. Вся совокупность его процессуальных прав и обязанностей вытекает из норм Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в частности ст. 24.6, 25.11, 28.4, 30.10 и др. Так, прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории России законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда (ст. 24.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). Прокурор или его заместитель при наличии оснований возбуждает производство по делу об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона. Самым распространенным способом участия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях является вынесение им соответствующего постановления о возбуждении производства об административном правонарушении и направление данного дела для рассмотрения и разрешения уполномоченному органу.

Прокурор в соответствии со ст. 25.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации вправе:

·возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

·участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;

·приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

В соответствии с ч. 3 ст. 28.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации дело об административном правонарушении может быть возбуждено уполномоченным должностным лицом только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1 названной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Таким образом, при изучении полученного источника информации о совершенном административном правонарушении должностному лицу необходимо установить, достаточно ли данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. По результатам проведенной проверки принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении либо об отказе в его возбуждении.

Все процессуальные действия, проводимые должностным лицом по установлению события административного правонарушения, направлены на обоснование решения о возбуждении дела об административном правонарушении, которое принимается, как правило, при наличии обоснованного предположения о совершении административного правонарушения. В этой связи справедливой представляется позиция Д.Н. Бахраха, который связывает принятие решения о возбуждении дела с началом действий, направленных на собирание доказательств, подтверждающих или опровергающих совершение административного деликта.

Отсюда следует, что должностное лицо принимает решение о возбуждении дела при наличии достаточных данных о событии правонарушения, и совсем не обязательно для этого устанавливать все признаки состава. Соответственно, после возбуждения дела производство в ряде случаев может быть и прекращено.

Если данных о событии административного правонарушения недостаточно, уполномоченное должностное лицо принимает решение об отказе в возбуждении дела. В каждой конкретной ситуации решение должностным лицом принимается по своему внутреннему убеждению, т.е. исходя из своей собственной оценки всех первичных материалов.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором - в виде постановления немедленно после административного правонарушения.

.2 Органы и должностные лица, рассматривающие дела об административных правонарушениях

С момента получения судьей, должностным лицом (например, начальником органа внутренних дел) дела об административном правонарушении от сотрудника, возбудившего дело, начинается следующая стадия - рассмотрение дела об административном правонарушении.

В соответствии с гл. 22 и 23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации дела об административных правонарушениях рассматриваются в пределах компетенции:

·судьями;

·комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

·федеральными и региональными органами исполнительной власти

·структурными подразделениями и территориальными органами, уполномоченными на то, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (п. 3 ч. 1 ст. 22.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Федерации, рассматриваются:

·мировыми судьями;

·комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

·уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Федерации;

·административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Федерации. (ст. 22.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).

Лебедева Е.А. выделяет следующие варианты соотношения полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях и рассмотрению дел об административных правонарушениях: 1) исключительные полномочия одного органа по составлению протоколов об административных правонарушениях и рассмотрению дел об административных правонарушениях; 2) альтернативные полномочия двух и более органов по составлению протоколов об административных правонарушениях и рассмотрению соответствующих дел (когда дело об административном правонарушении вправе рассматривать любой из органов, составивший протокол об этом правонарушении); 3) частичное разделение полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях и рассмотрению дел о соответствующих правонарушениях (одни органы вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела по ним, другие - только уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях); 4) отсутствие полномочий какого-либо органа по составлению протоколов об административных правонарушениях, дела по которым возбуждаются прокурором и рассматриваются судьями; 5) полное разделение полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях и рассмотрению дел о соответствующих административных правонарушениях (отсутствие у органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, полномочий на рассмотрение соответствующих дел).

На стадии пересмотра постановлений, не вступивших в законную силу, субъектами процессуальных отношений являются должностные лица вышестоящих органов либо судья районного суда общей юрисдикции или судья соответствующего арбитражного суда (ст. 30.1 Кодекса об административных правонарушениях). В качестве факультативной предусмотрена стадия пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях. Субъектами данных процессуальных отношений могут быть только судьи вышестоящих судов, вплоть до Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ст. 30.13 Кодекса об административных правонарушениях).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в производстве по делам об административных правонарушениях участвует огромное число различных органов, их представителей, которые наделены властными полномочиями и вправе совершать действия, определяющие движение дел. Применять нормы права по одному и тому же делу об административном правонарушении могут несколько правоприменительных органов. Нередко дело передается от одного органа к другому, причем каждый из них совершает лишь те правоприменительные действия, которые отнесены к его компетенции. Так, государственные инспекции и их должностные лица выявляют нарушения, задерживают нарушителей, составляют протоколы о правонарушениях; другие органы (должностные лица), уполномоченные законом, рассматривают эти дела; учреждения банка принимают штрафные суммы; судебные приставы исполняют постановления о назначении административных наказаний и т.д.

Судьи при рассмотрении дел об административных правонарушениях осуществляют именно правосудие, их деятельность качественно отличается от деятельности других органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях. В отличие от административных органов судьи в производстве по делам об административных правонарушениях осуществляют свою деятельность только на двух стадиях: рассмотрения дела об административном правонарушении и пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.


.1 Участники, лично заинтересованные в производстве по делам об административных правонарушениях

Субъекты, имеющие личный интерес в деле об административном правонарушении: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического лица, законный представитель юридического лица, защитник, представитель.

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49 Конституции Российской Федерации).

Несмотря на то что в данной конституционной норме говорится лишь о лицах, обвиняемых в совершении преступления, ее положения в соответствии с общим принципом презумпции невиновности распространяются на все случаи совершения правонарушений. В частности, согласно ст. 1.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

В этой связи участник производства по делу об административном правонарушении, в отношении которого составляется протокол о правонарушении, применяются меры обеспечения производства по делу и рассматривается дело, в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации называется не нарушителем, как это было в ранее действовавшем Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, а лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Таким образом, законодатель подчеркнул незыблемость в производстве по делам об административных правонарушениях принципа презумпции невиновности.

Процессуальное значение презумпции невиновности находит свое выражение в том, что презюмируемый факт (невиновность лица, привлекаемого к ответственности) не требует специального доказывания в процессе. Субъект признается невиновным, если и пока иное не доказано. Отсюда следует, что недоказанная виновность равнозначна доказанной невиновности. Правовые презумпции в рамках процесса заранее разрешают ситуации недоказанности. Они убедительно показывают, какое решение будет принято в том случае, если не будут собраны доказательства, достаточные для принятия иного предусмотренного законом решения. Тезис же о том, что презумпции непосредственно обязывают кого-либо что-либо доказывать, неверен.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ‒ физическое или юридическое лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), ответственность за которое предусматривается законодательством об административных правонарушениях. Его права регламентируются весьма подробно (ч. 1 ст. 25.1 Кодекса об административных правонарушениях). Оно вправе:

·знакомиться со всеми материалами дела;

·давать объяснения;

·представлять доказательства;

·заявлять ходатайства и отводы;

·пользоваться юридической помощью защитника;

·присутствовать при рассмотрении дела;

·обжаловать постановления (решения) по делу.

Частные интересы лица, в отношении которого ведется производство по делам об административных правонарушениях, зависят от характера административного правонарушения. Серков П.П. привел приблизительный перечень данных соответствий:

1.лицо, привлеченное к административной ответственности, ссылается на то, что оно не совершало действий (бездействия), образующих состав административного правонарушения. Например, утверждается, что в момент остановки автотранспорта сотрудником ГИБДД конкретное лицо за рулем не находилось, автотранспортом не управляло и поэтому не может быть привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 12.8 и ч. 1 ст. 12.26 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации;

.ставится под сомнение квалификация действий (бездействия) правонарушителя, изложенных в протоколе об административном правонарушении и других материалах дела, поскольку эти действия не образуют состава административного правонарушения. Так, гражданин, не соглашаясь с привлечением его к административной ответственности по ст. 19.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, утверждает, что его отказ от предоставления анкетных данных лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении, не образует состава данного административного правонарушения;

.приводятся доводы о том, что лицо, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания, не является субъектом данного административного правонарушения. Так, руководитель организации оспаривает законность его привлечения к административной ответственности по ст. 15.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, ссылаясь на ч. 2 ст. 7 Федерального закона №129-ФЗ от 21.11.96 г. «О бухгалтерском учете», согласно которой ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер.

Потерпевший - физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Потерпевший, согласно ч. 2 ст. 25.2 Кодекса об административных правонарушениях, вправе:

·знакомиться со всеми материалами дела;

·давать объяснения;

·представлять доказательства;

·заявлять ходатайства и отводы;

·пользоваться юридической помощью представителя;

·обжаловать постановления по делу.

Законодатель не определяет, какой орган или должностное лицо могут признать физическое или юридическое лицо потерпевшим от административного правонарушения. В отличие от уголовно-процессуального законодательства ни ст. 25.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, ни другие его статьи не устанавливают специального процессуального порядка признания лица потерпевшим. Однако по смыслу ряда положений Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации очевидно, что признание лица потерпевшим от административного правонарушения осуществляется судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

При этом лицо может быть признано потерпевшим как при составлении протокола об административном правонарушении на стадии возбуждения дела, так и при рассмотрении дела. Предположив, что лицо становится потерпевшим в момент причинения ему физического, материального или иного ущерба, т.е. в момент совершения административного проступка, потерпевший приобретает процессуальные права уже на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, в момент составления протокола об административном правонарушении и может уже здесь воспользоваться юридической помощью представителя, заявить ходатайство. О существовании данного варианта свидетельствуют административная практика и ч. 2 ст. 28.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, предусматривающая, что в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны сведения о потерпевших.

Следует признать более обоснованной позицию тех ученых, которые полагают, что признание лица потерпевшим должно быть оформлено в начале стадии возбуждения дела об административном правонарушении, уже при наличии данных, лишь указывающих на то, что этим правонарушением, возможно, причинен моральный, физический или имущественный вред.

Более сложной представляется ситуация, когда в протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения о потерпевших. Когда в этом случае, лицо приобретает статус потерпевшего и может реализовать принадлежащие ему административно-процессуальные права?

В постановлениях (определениях) Верховного суда РФ комментарии на этот счет отсутствуют. В этой связи небезынтересной представляется судебно-арбитражная практика, касающаяся необходимости привлечения судом к участию в деле потерпевшего, сведения о котором в протоколе об административном правонарушении отсутствуют.

Здесь существуют две противоположные точки зрения. Согласно первой, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не связывает наличие у лица процессуального статуса потерпевшего только лишь с наличием в протоколе об административном правонарушении сведений о таком лице.

Следовательно, отсутствие в материалах дела, в том числе в протоколе об административном правонарушении, сведений о потерпевшем не препятствует ему обратиться с ходатайством о привлечении его к участию в деле непосредственно в арбитражный суд. Указанное обстоятельство также не освобождает и арбитражный суд от обязанности по своей инициативе привлечь потерпевшего к участию в деле, если в ходе судебного рассмотрения выяснится, что административным правонарушением такому лицу причинен физический, имущественный или моральный вред. Арбитражный суд, установив, что по административному делу имеется потерпевший, сведения о котором отсутствуют в протоколе об административном правонарушении, обязан привлечь его к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Непривлечение такого лица к участию в деле будет являться безусловным основанием для отмены судебного акта.

Сторонники иной точки зрения, наоборот, исходят из того, что, если в протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения о лице как о потерпевшем и никто не заявил ходатайства о привлечении его как потерпевшего к участию в деле, рассмотрение судом дела без участия такого лица является правомерным, и оснований для отмены судебного акта не имеется.

Бахрах Д.Н., Герман Е.С. считают, что «необходимо дополнить ст. 25.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации пунктом, содержащим основания признания лица потерпевшим и процедуру признания таковым (критерии, определяющие наличие ущерба, стадию по делам об административных правонарушениях, на которой должен быть решен вопрос о признании (непризнании) лица потерпевшим, указание на конкретный перечень должностных лиц, обязанных при наличии оснований признать лицо потерпевшим). Только наличие четких указаний законодателя и соответствующих императивных норм смогут решить вопрос устойчивого существования административно-процессуального статуса потерпевшего в делах об административных правонарушениях».

Законные представители физического лица ‒ субъекты (родители, усыновители, опекуны или попечители), осуществляющие защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно реализовывать свои права.

Законные представители юридического лица - субъекты (руководитель, иное лицо в соответствии с законом или учредительными документами юридического лица), осуществляющие защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном производстве, или юридического лица, являющегося потерпевшим.

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство, может участвовать защитник, а для оказания такой помощи потерпевшему - представитель.

В качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается не только адвокат, как это предусматривалось ранее действовавшим Кодексе об административных правонарушениях РСФСР, но и любое иное лицо. Представителем также может быть как адвокат, так и любое иное лицо. Таким образом, защитник и представитель как участники производства по делу об административном правонарушении - это обобщенные понятия, включающие адвоката и любое другое лицо.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

3.2 Участники, содействующие установлению истины по делам об административных правонарушениях

В качестве свидетеля может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

Свидетельские показания представляют собой сообщения незаинтересованных в исходе дела граждан об искомых фактах. Поскольку источником информации о фактах предмета доказывания выступает физическое лицо, свидетельские показания относятся к категории личных доказательств. Особенностью свидетельских показаний как личных доказательств является то, что носителем информации, т.е. свидетелем, может быть любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, подлежащие установлению (ч. 1 ст. 25.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).

Поскольку свидетель является носителем фактической информации, то гражданин как свидетель должен обладать способностью правильно воспринимать и воспроизводить события материального мира. Поэтому возникновение у гражданина свидетельской правосубъектности не ставится законом в жесткую зависимость от возраста и состояния здоровья носителя информации. Это означает, что в качестве свидетелей могут выступать дети, а также граждане, имеющие физические (например, глухота, немота, плохое зрение) или психические недостатки. По справедливому замечанию М.К. Треушникова, наличие указанных недостатков не исключает возможность использования их показаний в качестве свидетельских, потому что человек, страдающий, например, глухонемотой, способен адекватно воспринимать и воспроизводить визуальную информацию, и, наоборот, лицо с утраченным или пониженным зрением может воспринимать и воспроизводить информацию на слух.

С учетом специфики свидетельских показаний как личных доказательств можно сформулировать следующие требования, которым должен отвечать свидетель:

в качестве свидетеля может выступать только физическое лицо;

возраст и состояние здоровья гражданина как свидетеля имеют значение лишь постольку, поскольку от них зависит его способность правильно воспринимать и воспроизводить информацию о фактах;

статус свидетеля предполагает наличие у гражданина знаний об искомых фактах, независимо от того, ложные они или истинные;

свидетелем может быть лишь такой гражданин, который не участвует в процессе в иной самостоятельной процессуальной форме.

Свидетель в соответствии с ч. 3 ст. 25.6 Кодекса об административных правонарушениях вправе:

·не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;

·давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

·пользоваться бесплатной помощью переводчика;

·делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, свидетель несет административную ответственность (ч. 6 ст. 25.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).

Исходя из данных норм закона, следует, что показания свидетеля могут быть либо правдивыми, либо ложными (только одно из двух, третьего не дано).

Илюшин А.В. отмечает: «В случае ложности показаний свидетеля вопрос заведомой или не заведомой ложности данных показаний я вывожу несколько за рамки данной проблемы, так как это уже проблема реальной возможности привлечения такого лица к административной ответственности в соответствии со ст. 17.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и подлежит установлению в рамках иного дела. Соответственно, в любом случае свидетельские показания являются либо правдивыми, либо ложными».

Свидетель по делу об административном правонарушении является важнейшим, а зачастую и единственным, источником получения объективных сведений о юридически значимых обстоятельствах по делу: наличии события административного правонарушения, признаках юридического состава административного правонарушения, иных фактах, имеющих значение для правильного разрешения дела. По этой причине надлежащий анализ и оценка данного вида доказательства со стороны лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, имеют определяющее значение для установления оснований для привлечения лица к административной ответственности.

Понятой - любое не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, которое выполняет удостоверительную функцию при применении мер обеспечения производства по делу.

Перед осуществлением меры обеспечения производства по делу понятым должны быть разъяснены их права и обязанности. Понятые присутствуют в течение всего времени осуществления соответствующих действий, от начала и до конца. Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе об осуществлении соответствующей меры обеспечения производства по делу (если он составляется самостоятельно) либо в том протоколе, в котором отражаются данные о производстве этой меры, например в протоколе об административном правонарушении. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий, которые подлежат занесению в протокол. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.

В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля, например, об обстоятельствах осуществленной в его присутствии меры обеспечения производства по делу в связи с пробелами в соответствующем протоколе.

Специалист - любое совершеннолетнее лицо, привлекаемое к участию в производстве по делу об административном правонарушении, не заинтересованное в исходе дела, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

Права и обязанности специалиста закреплены в ст. 25.8 Кодекса об административных правонарушениях. Специалист вправе:

·знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий с его участием;

·с разрешения судьи, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему и свидетелям.

Специалист обязан:

·явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

·участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

·удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

Эксперт вправе (ч. 5 ст. 25.9 Кодекса об административных правонарушениях):

·знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы;

·с разрешения судьи, должностного лица, в производстве которых находится производство по делу об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

·указывать в своем заключении имеющие значения для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

Эксперт обязан:

·явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

·дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

Переводчик - лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу.

Переводчик в соответствии с ч. 3 ст. 25.10 Кодекса об административных правонарушениях обязан:

·явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

·выполнить полно и точно порученный ему перевод;

·удостоверить верность перевода своей подписью.

Таким образом, участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, защитника и законных представителей в рассмотрении дела является одним из основных условий эффективной реализации публичных и частных интересов. Субъекты, содействующие установлению истины по делу об административном правонарушении, являются не менее важными участниками производства, от которых зачастую зависит исход дела.

Заключение

Подводя итоги проделанной работы, анализа нормативных правовых актов и юридической литературы можно сделать следующие выводы.

Весь круг субъектов производства делится на две группы в зависимости от роли субъектов, выполняемых в правовых отношениях: субъекты, наделенные властными полномочиями и субъекты, не наделенные властными полномочиями (которые, в свою очередь делятся на заинтересованных участников производства и лиц, содействующих установлению истины по делу).

Поскольку человек выступает в качестве основания и объекта баланса между публичными и частными интересами, то действующее законодательство независимо от отрасли включает в себя как публичную, так и частную составляющую. В законодательстве об административных правонарушениях частные интересы свойственны лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его защитнику, а также потерпевшему, его законному представителю.

Характеризуя потерпевшего необходимо отметить, что как самостоятельный участник производства, потерпевший вправе действовать на всех его стадиях, за исключением исполнения постановления о наложении административного наказания. В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации отсутствует императивная норма, закрепляющая за должностным лицом органа государственной власти официальную обязанность признавать лицо потерпевшим при наличии установленных законодательством оснований.

Следовательно, признание лица в качестве потерпевшего не носит для должностных лиц органов исполнительной власти общеобязательного характера и зависит от субъективных факторов - усмотрения должностного лица, адекватности восприятия действующих административных норм, определяющих статус потерпевшего, личной заинтересованности и других, не определенных в законе обстоятельств. В связи с этим, многие ученые, в частности Д.Н. Бахрах, Е.С. Герман, считают внести в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации дополнения, содержащие основания признания лица потерпевшим и процедуру признания таковым (критерии, определяющие наличие ущерба, указание на конкретный перечень должностных лиц, обязанных при наличии оснований признать лицо потерпевшим). Только наличие четких указаний законодателя и соответствующих императивных норм смогут решить вопрос устойчивого существования административно-процессуального статуса потерпевшего в делах об административных правонарушениях

Публичные интересы опосредованы должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении и другие материалы, судьей, должностным лицом, имеющим право на рассмотрение дела об административном правонарушении, а также прокурором.

В производстве по делам об административных правонарушениях участвует большое число разнообразных органов, которые наделены властными полномочиями и вправе совершать действия, определяющие движение дел. Такое положение объясняется, во-первых, разнообразием и спецификой многочисленных отраслей управления и существующих в них отношений. И чтобы квалифицированно заниматься делами об административных правонарушениях, нужно обладать специальными знаниями, быть компетентным в данной обстановке. А во-вторых, множественность субъектов властных полномочий создает условия для оперативного и экономного производства, поскольку чаще всего его ведут органы, должностные лица, представители общественности, которые систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил.

Для научной организации исследуемой юрисдикционной деятельности имеет большое значение четкое определение того, какой субъект власти какими делами ведает, кто какие дела оформляет, рассматривает, исполняет. Правильное решение вопросов подведомственности ‒ необходимое условие квалифицированного, оперативного разрешения дел об административных правонарушениях.


Список использованных источников

1.Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. - М.: Зерцало-М. 2011. С. 520

2.Бахрах Д.Н., Герман Е.С. Вопросы административно-процессуального статуса потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях // Современное право. 2010. №5. С. 114-118

.Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма. 2006. С. 800

.Гаприндашвили Б.Г. Свидетель как субъект доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях // Юристъ-Правоведъ. 2008. №6. С. 117-120

.Герман Е.С. Производство по делам об административных правонарушениях как особая процессуальная форма реализации административно-процессуального статуса физических лиц // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Право. 2010. Том 6, выпуск 2. С. 80-85

.Илюшин А.В. Отдельные проблемы производства по делам об административных правонарушениях // Вестник Томского государственного университета. Право. 2011. №2. С. 50-55

.Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях // Под общ. ред. Н.Г. Салищевой. М.: Проспект. 2009.

.Лебедева Е.А. Особенности производства и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях // Журнал российского права. 2012. №9. С. 71-82

.Макарейко Н.В. Административное право. Конспект лекций. М.: Высшее образование, 2009

.Оланцева Ю.А. Участники исполнительного производства об административном правонарушении // Юристъ-Правоведъ. 2009. №5. С. 120-123

.Ордина Н.Н. Особенности производства по делам об административных правонарушениях // Закон и право. 2009. №12. С. 56-59

.Серков П.П. Производство по делам об административных правонарушениях как вид административного производства: Монография. - М.: Российская академия правосудия. 2010. С. 256

.Треушников М.К. Судебные доказательства. М., 1997. С. 199-200

.Фадеев Л.В. Юридическая ответственность и правовое отношение // Актуальные вопросы государства и права в период совершения социализма. Сб. науч. трудов. М. 1987. С. 97

.Цуканов Н.Н. Нарушил ли законодатель презумпцию невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении? // Государство и право. 2010. №3. С. 104-109

Похожие работы на - Процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!