Происхождение государства и права в современной российской науке

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,77 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Происхождение государства и права в современной российской науке














Происхождение государства и права в современной российской науке

Введение

Стремление понять природу государства, его место и роль в жизни человека заставляло ученых искать причины и условия его возникновения. Однако единство мнений по проблемам возникновения государства отсутствует.

Уже тысячелетия люди живут в условии государственно-правовой действительности: они являются гражданами (подданными) определенных государств, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовым предписанием и требованием.

Еще в далекой древности они задумывались над вопросом о причине и пути возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, которые по-разному отвечают на такой вопрос. Множественность данных теорий объясняют различием исторического и социального условия, в котором жили их авторы, разнообразием идеологической и философской позиции, которые они занимали.

Тему «Происхождение государства и права» в современной отечественной теории государства и права относят к числу основного и вместе с тем достаточно дискуссионного. Она посвящается вопросу возникновения государства и права и позволяет узнавать, когда и в силу какой причины появились государство и право и возникают ли они одновременно с человеческим обществом или же только на определенной ступени его исторического развития.

Государство является особой общественной организацией, которая, в отличие от организации власти первобытного общества, состоит из специальных органов, которые постоянно занимаются управлением общественным делом.

Существует обширный перечень различных теорий происхождения государства: ирригационная, патриархальная, теологическая, насилия, расовая, инцестная, патримониальная, органическая, экономическая, классовая, психологическая, договорная, диффузионная.

Характеризуя основные теории происхождения государства, следует заметить, что среди них можно выделить монофакторные и полифакторные теории.

Предмет исследования - причины, формы и теории возникновения государства и права.

Объект исследования - историко-правовая историография вопросов происхождения государства и права.

Цель работы: изучение происхождения государства и права путем описания предпосылок, а также через раскрытие основных теорий происхождения государства, описанных в научной литературе.

Данная цель обусловила решение следующих задач:

- описать теоретические предпосылки происхождения государства.

- раскрыть основные теории происхождения государства.

описать теоретические предпосылки происхождения права.

Метод исследования: изучение научной литературы по дисциплине «Теория государства и права».

Цели и задачи определили структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Теоретической основой послужили научные труды таких авторов как: В.К. Бабаев, В.А. Алексеенко, А.А. Иванов, В.А. Малышев, С.Н. Макаренко, М.Н. Марченко, С.Л. Никонович и других.

Теоретическая значимость: выявление истоков государственности, особенностей ее формирования у различных народов во многом позволяет понять причины различий в функционировании современных государств.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно способно послужить методологической основой для последующих научных исследований в области происхождения государства и права.

Глава 1. Происхождение государства

государство право теория

1.1 Основные теории возникновения государства

Теологическая теория происхождения государства получает распространение в средневековье в трудах Ф. Аквинского; в современном условии ее развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен, Д. Мерсье и др.).

По мнению представителей данной доктрины, государство является продуктом божественной воли, в силу чего государственная власть вечная и незыблемая, зависимая главным образом от религиозной организации и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиниться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределила та же божественная воля, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивление продолжателям на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти расценивается как непослушание Всевышнему .

Основоположники этой теории, выражая широко распространенное ранее религиозное сознание, утверждали, что государство создано и существует по воле Бога. В связи с этим церковная власть имеет приоритет над светской властью. Именно поэтому вступление всякого монарха на престол должно быть освящено церковью. Это действие придает светской власти особую силу и авторитет, превращает монарха в представителя Бога на земле. Данная теория широко использовалась для обоснования и оправдания неограниченной монархии, а также пропаганды смирения подданных перед государственной властью.

Придавая государству и государю (как представителю и выразителю божественного веления) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают его престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяют «посреднику» между Богом и государственной властью - церкви и религиозной организации.

Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально- экономического и иного отношения на государство и не позволяет определять, как совершенствовать форму государства, как улучшить государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, так как построена в основном на вере.

Наиболее известные представители патриархальной теории происхождения государства - Аристотель, Р. Филмер, Н.К. Михайловский, Конфуций и другие.

Они исходят из того, что человек является существом коллективным, стремящимся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитии и разрастании семьи в результате объединения людей и увеличения числа данных семей происходит образование государства.

Государство - это результат исторического развития семьи (разросшаяся семья). Глава государства (монарх) является отцом (патриархом) по отношению к своим подданным, которые должны относиться к нему с почтением и слушаться неукоснительно .

Отсюда власть государя является продолжением власти отца (патриарха) в семье, выступающей как неограниченная.

Поскольку признают изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предлагается покорно подчиняться государю.

Всякое сопротивление данной власти является недопустимым. Лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечивать необходимое для человека условие жизни. В свою очередь, глава государства и старшие дети (как это принято в семье) заботятся о младших.

Как и в семье отца, так и в государстве монарха не выбирают, не назначают и он не смещается подданными, так как последние - его дети.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура государственности возникает не сразу, а развивается от простой формы, которая, действительно, вполне могла быть сравнимой со структурой первобытной семьи.

Кроме того, данная теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране. В современном условии данная теория получает отражение в идеях государственного патернализма (заботе государства о больных, инвалидах, престарелых, многодетных и так далее).

Вместе с тем, представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела, экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такую категорию, как «отец», «член семьи», необоснованно отождествляют соответственно с категориями «государь», «подданные».

К тому же, по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникает практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная теория происхождения государства разрабатывается в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других.

По мнению представителей договорной теории, государство возникло как продукт сознательного творчества, как результат договоров, которые заключают люди, которые находятся до этого в «естественном», первобытном состоянии, хаоса .

Государство - не проявление божественной воли, а продукт человеческого разума. До создания государства был «золотой век человечества» (Ж.Ж. Руссо), завершившийся появлением частной собственности, расслоившей общество на бедных и богатых, приведшей к «войне всех против всех» (Т. Гоббс) .

Согласно этой теории единственным источником государственной власти является народ, а все государственные служащие, как слуги общества, обязаны отчитываться перед ним за использование властных полномочий. Права и свободы каждого человека не являются «подарком» государства. Они возникают в момент рождения и в равной степени у каждого человека. Поэтому все люди от природы равны.

Государство является рациональным объединением людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителя и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а следовательно, и ответственность за невыполнение последних.

Так, государство имеет право принимать закон, собирать налог, наказывать преступника и прочее, но обязано защитить свою территорию, права граждан, их собственность и так далее.

Граждане обязаны соблюдать закон, платить налог и прочее, в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотреблений правителями властью - расторгать договор с ними даже путем свержения.

С одной стороны, договорная теория - крупный шаг вперед в познании государства, так как порывала с религиозным представлением о происхождении государственности и политической власти. Данная концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на восстание против власти негодных правителей и их свержение.

С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителем. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективного (прежде всего социально-экономического, военно-политического и др.) фактора и преувеличение в этом процессе фактора субъективного.

Теория насилия получает распространение в XIX веке и в наиболее завершенном виде представлена в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и других.

Причина происхождения государственности по их мнению не в экономическом отношении, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политическом факторе - насилие, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванным народом и территорией необходим аппарат принуждения, которым и становится государство.

По мнению представителей данной доктрины, государство является «естественно» (то есть путем насилия) возникшей организацией властвования одного племени над другим.

Насилие и подчинение властвующим подвластных - основа возникновения экономического господства. В результате войны племена перерождаются в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.

Следовательно, государство не является итогом внутреннего развития общества, а навязана ему извне силой.

С одной стороны, военно-политический фактор в образовании государственности отвергнуть полностью нельзя.

Исторический опыт подтверждает, что элемент насилия сопровождает процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского).

С другой стороны, степень использования насилия в данном процессе была различна. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве причины возникновения государства вместе с другими. К тому же военно-политический фактор в нескольких регионах играл в основном вторичную роль, уступая первенство социально-экономическому.

Органическая теория происхождения государства получает широкое распространение во второй половине XIX века в трудах Г. Спенсера, Р. Вормса, Г. Прейса и др. Именно в данную эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытывает на себе мощное влияние идеи естественного отбора, которая высказана Ч. Дарвином

По мнению представителей данной доктрины, государство является организмом, постоянное отношение между частями которого аналогично постоянному отношению между частями живого существа. То есть государство является продуктом социальной эволюции, выступающим в этой связи лишь как разновидность эволюции биологической.

Государство, являясь разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителя) и средство выполнения его решений (подданные).

Подобно тому, как среди биологического организма в естественном отборе выживает наиболее приспособленный, так и в социальном организме в процессе борьбы и войн (тоже естественный отбор) складываются конкретные государства, формируется правительство, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически уравнивают с биологическим организмом.

Отрицать влияние биологического фактора на процессы происхождения государственности было бы неправильным, так как люди не только социальный, но и биологический организм.

Вместе с тем нельзя механически распространить все закономерности, которые присущи только биологической эволюции, на социальный организм, нельзя полностью сводить проблему социальную к проблеме биологической. Это хотя и взаимосвязанные между собой, но разные уровни жизни, которые подчиняются разным закономерностям и имеют в своей основе различную причину возникновения.

Представителями материалистической теории происхождения государства являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, которые объясняли возникновение государственности, прежде всего, социально-экономической причиной.

Первостепенное значение для развития экономики, а, значит, и для появления государственности имело разделение труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, которые заняты только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудия труда позволили расти его производительности.

Возникает избыточный продукт, который, в конечном счете, и приводит к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскалывается на имущий и неимущий класс, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшее последствие появления частной собственности является выделение публичной власти, которая уже не совпадает с обществом и не выражает интерес всех его членов. Властная роль перешла к богатым людям, которые превратились в категорию управляющих. Они создают для защиты своего экономического интереса новую политическую структуру, представленную государством, выступающим инструментом проведения воли имущих .

Таким образом, государство возникает преимущественно с целью сохранения и поддержки господства одного класса над другими, а также с целью обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Для данной теории является характерным увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке национальной, религиозной, психологической, военно-политической и иной причины, которые влияют на процесс происхождения государственности.

Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства выделяют Л.И. Петражицкого, Г. Тарда, 3. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особым свойством человеческой психики: потребность людей во власти над другими людьми, стремление подчиняться, подражать.

Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребности большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивного влечения некоторых индивидов.

Отсюда природа государства - психологическая, которая коренится в закономерности человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, является продуктом разрешения психологического противоречия между инициативной (активной) личностью, способной к принятию ответственного решения, и пассивной массой, способной лишь к подражательному действию, исполняющая данное решение.

Бесспорно, психологическая закономерность, с помощью которой осуществляется человеческая деятельность, является важным фактором, оказывающим влияние на все социальные институты, которые ни в коем случае игнорировать нельзя. Вместе с тем не следует преувеличивать роль психологических свойств личности в процессе происхождения государства. Они не всегда выступают в качестве решающей причины и должны рассматриваться лишь в качестве момента государствообразования, так как сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующего социально-экономического, военно-политического и иного внешнего условия.

Наиболее яркий представитель патримониальной теории происхождения государства - К. Галлер.

Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя, то есть патримониальная теория объясняет происхождение государства из земельной собственности.

Подобный правитель господствует над территорией в силу своего «исконного» права на собственность. В данной ситуации народ представлен в виде арендатора земли собственника, а чиновник - в виде приказчика правителя.

В соотношении понятий «власть - собственность» представитель данной теории приоритет отводит праву собственности. Владение данной собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства. Таким образом, право собственности на землю - первооснова господства над территорией .

Действительно, государство может считаться собственностью определенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории данной конкретной страны, в том числе и государственным аппаратом, который обладает силовым свойством.

К тому же в эпоху становления какого-либо государства его территория во многом определялась пространством, в котором господствовал вождь, военачальник и другой руководитель рода, племени. Государственное же хозяйство, финансы и прочее постепенно формируются из частного хозяйства государя, князя.

Однако в период своего становления государственный институт далеко не всегда реально находится в полном распоряжении правителя. К тому же в ту эпоху существовало не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей. В рамках данной теории в процессе происхождения государственности преувеличивается роль частной собственности на землю и одновременно недооценивается влияние на него военно-политического, национального, религиозного и иного фактора.

Наиболее видный представитель ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства - К. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационного сооружения в восточном аграрном обществе. Этот процесс сопровождается большим ростом чиновничества, государственных людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан, негосподствующие слои.

Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяя, учитывая, подчиняя и т. д.

Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств, в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других областях. Также очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев- чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания, обеспечивающих по ним судоходство и т. п.

К тому же практически бесспорным можно считать факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на ход происхождения государственности.

В отдельных наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах подобные факторы катализировали этот процесс, «доводили» режим конкретного государства до крайних деспотических форм.

Однако в рамках данной теории излишне категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления государства как базовые. Между тем ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Следовательно, представители этой доктрины недооценивают социально-экономические, военно-политические, психологические и иные факторы, тоже весьма ощутимо влияющие на ход возникновения государственности.

Вывод: В этом пункте было рассмотрено несколько основных теорий возникновения государства.

Однако ни одну из них мы не можем назвать универсальной, каждая из теорий с определенной степенью доказательности объясняет причины происхождения государства. Это связано с тем, что невозможно признать однообразность юридических явлений в мире, на всем этапе их развития. Поэтому, можно с уверенностью говорить, что пока ни одна из них не освещает всю суть происхождения государства. Отличия в доказательной базе теорий, находится в прямой зависимости от взглядов и мировоззрения автора, от влияния особенных присущих его времени взглядов и устройству общества.

.2 Общие закономерности возникновения государства

государство право народ

Проблема понимания причины возникновения государства в современной науке остается дискуссионной.

Во-первых, в основе данной проблемы положены различные идейные, философские точки зрения и течения. Например, для сторонников теории «что государство существовало всегда» такие проблемы вообще не стоят.

Во-вторых, историческая и этнографическая науки ежегодно дают все более новые сведения о причинах происхождения государства.

Один из основных постулатов возникновения государства в современной науке представлен тезисом о развитии производства, и переходом от присваивающей экономики, к производящей.

Прежде всего, стоит отметить связь между появлением ранней земледельческой общины в регионе, благоприятном для проживания и успешной хозяйственной деятельностью, и резкое увеличение численности и плотности населения в данном регионе.

Земледельческая община постоянно разрастается, что приводит к отделению новой семейно-клановой группы. Данный процесс сопровождается укрупнением поселения, которое наряду с ростом и оживлением хозяйственной жизни ведет к созданию прообраза поселения городского типа.

Со временем усложняется внутренняя организация семейно-родовой группы. Их члены приобретают новый культурный и производственный навык.

Постепенно начинается разделение труда. Внутри рода появляются группы, занимающиеся только или земледелием, или скотоводством, или необходимым для данного региона видом ремесла. Все это способствует повышению эффективности общественного производства.

Производящее хозяйство теперь может удовлетворять не только необходимую потребность членов родовой общины, но и создавать «излишки», или прибавочный продукт.

Первоначально «излишки» реализовывались по принципу внутриродового обмена, но постепенно стали поступать в сферу межобщинной связи, приобретая характер товаров.

Далее начинался этап становления товарного производства, приведший к выделению еще одной группы населения, участвующее в межобщинном обменном отношении - торговцы или купцы, хотя на первоначальном этапе этим занимался в основном руководитель рода или старейшина.

В то же время становление товарного производства привело к дальнейшему росту прибавочного продукта, к накоплению богатства. Появляется объективная основа для возникновения имущественного неравенства между отдельными общинами, а также внутри самой родовой группы.

В новых условиях занятие родового поста в семейно-клановых группах дает лидеру не только престиж и авторитет, но и особый, более высокий статус. Лидер в изменившихся условиях получает все более увеличивающуюся имущественную и иные привилегии. Сначала они рассматриваются лишь как эквиваленты той возросшей и усложнившейся функции по управлению родом и увеличившейся ответственности, которую в связи с данной функцией он принял.

Но самое главное, что глава рода кроме традиционной функции, представленной организацией общественной работы, перераспределением земельного участка, поддержанием отношения с соседями и прочее, приобретает новую и важную функцию - перераспределение прибавочного продукта, производимого усилием всего рода. Это значит закладывание элементов будущей, присущей государственной организации общества, системы эксплуатации.

Постепенно это приводит к качественному изменению статуса власти. Власть все больше становится властью положения, приобретает больше управленческий характер. Она все меньше становится связанной с личными качествами вождя.

Вместе с тем, еще сохраняется система выборности, однако большее значение приобретает не просто авторитет, а амбициозность, стремление к навязыванию своей воли коллективу, стремление получить не просто власть, но и все связанные с ней имущественные и личные привилегии.

Наряду с изменением структуры внутри рода происходит изменение и в межобщинных отношениях. Развитие межродовой связи приводит к образованию надобщинной структуры. Один из элементов такой структуры - племя, которое имеет свою территорию, владеет именем, языком (или диалектом), своими религиозными и бытовыми обрядами. Создание племенного строя приводит к отказу от внутриродового брака.

Таким образом, исключается инцест (кровосмешение), что способствует генетическому развитию человека.

На раннем этапе племенной совет решает только вопросы, выходящие за пределы интересов рода. Со временем постепенно в его ведение перешли общественные вопросы и самое главное - функция управления прибавочным продуктом .

Важным этапом в предыстории государства и права наряду с образованием сложной надобщинной структуры и соответствовавшего ей механизма социально-нормативной регуляции, стало формирование принципиально новой основы управления обществом, являющейся по своему типу предгосударственной.

Новый тип управленческой деятельности выделяет наряду с другим видом общественного разделения труда еще одну группу людей, которые занимаются профессиональной деятельностью - это управленец, администратор, руководитель.

Обособление подобного вида профессии - последняя ступень в создании структуры государства. Управленческий пост дает их обладателю большую материальную выгоду, позволяет ему навязать свою волю коллективу.

Формирующаяся управленческая верхушка, не желая расставаться с властью и привилегиями, стремилась закрепить ее за своей семьей и кланом. Организационная деятельность постепенно приобретает политический характер, а административно-общинная знать превращается в протогосударственную. Изменяется также положение вождя. Он в большей степени опирается на административную иерархию, усиливает свою власть.

Еще один важный фактор создания государства - вооруженные силы, которые непосредственно подчиняются управленческой верхушке. В отличие от ополчения или отряда самообороны, они создавались на профессиональной основе.

Главная задача вооруженных сил - охрана благосостояния и жизни образовавшейся знати не только от внешних врагов, но и от притязания своих соплеменников. Еще один важный фактор - война являлась и является, как показывает вся история человеческой цивилизации, двигателем научно-технического прогресса. Все новое, открытое в процессе познания мира, в первую очередь апробировалось на поле сражения. А только потом, и то частично, использовалось в повседневной хозяйственной жизни. В то же время большая часть как прибавочного продукта, так и непосредственно накопления направляли в военную сферу деятельности.

Также следует рассмотреть первоначальный классовый сегмент:

протокласс производителей (охотник, скотовод, ремесленник, земледелец);

протокласс торгового люда (купец, меняла);

протокласс управленцев (вождь, совет старейшин, племенной совет);

протокласс воинов (княжеская дружина, наемник, мореплаватель).

Вывод: важным этапом в процессе возникновения государства наряду с образованием сложной надобщинной структуры стало формирование принципиально новой основы управления обществом, которая являлась по своему типу предгосударственной. Таким образом, можно констатировать, что первопричиной создания государства стало возникновение производящей экономики, создающей предпосылку классового деления общества.

Глава 2. Происхождение права

.1 Причины возникновения права

Вопрос о происхождении права спорный и в настоящее время. Некоторые исследователи считают, что право возникло с появлением государства, другие же такие как М. Рейснер, И. Сабо, Б. Малиновский считают, что право существовало еще при первобытнообщинном строе, то есть доклассовое (примитивное право, традиционное право).

По их мнению, право представлено любыми правилами поведения людей, их племенными обычаями, их взаимоотношениями, которые регулировались определенными лицами, на первоначальном этапе это был вождь, старейшина, затем церковь.

Однако обычай, религиозный ритуал, норма морали не могли отражать интерес всего общества, не могли определять права и обязанности человека в обществе.

Право, как особая система юридических норм и связанные с ней правоотношения, возникает в истории общества в силу той же причины и условия, что и государство.

Первые нормативные обобщения были оформлены в законах царя Хаммурапи, законах Ману, законах 12 таблиц, Русской правде и других. В ходе дальнейшего развития общества формируется национальная правовая система с учетом характера, темперамента и другой особенности населения какого-либо государства.

В любом историческом обществе для поддержания в нем порядка происходит регулирование с помощью социальной нормы, так называемое социальное регулирование.

Регулировать означает направлять поведение людей, их группу и все общество, ввести их деятельность в определенные рамки.

Различаются два вида социального регулирования, представленные:

индивидуальным (упорядочением поведения конкретных лиц, в конкретном случае),

нормативным (упорядочением поведения людей с помощью общего правила - образца, модели, которые распространяются на всех, на каждый подобный случай).

В первобытном обществе нормативный социальный регулятор представлен обычаем, вошедшем в привычку в результате многократного повторения в течение длительного времени. Обычное право является системой норм, которые опираются на обычаи.

Обычай был основан на естественно-природной необходимости и имел значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и других взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Это была «мононорма», то есть нерасчлененная, единая норма.

В ней переплетались, чётко не проступая, самые разнообразные элементы морали, религии, правовых начал.

Мононорма не давала преимущества одним членам рода перед другими, закрепляла «первобытное равенство», жестко регламентировала их деятельность в условии противостояния суровой силе природы, необходимости вести оборону от враждебного племени.

В мононорме права членов рода представляли собой оборотную сторону обязанности, были неотделимы от них, поскольку первобытный индивид не имел выделенного осознанных личных интересов, отличных от интересов рода. Только с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение приобретают права.

В условиях общественной собственности и коллективного производства, совместного решения общего дела, неотделенности индивидов от коллектива в качестве автономной личности, обычай не воспринимался людьми как противоречащее их личному интересу. Это неписаное правило поведения соблюдалось добровольно, его выполнение обеспечивала, в основном, сила общественного мнения, авторитет старейшины, военачальника, взрослого члена рода.

При необходимости к нарушителю обычая применяли принуждение, которое исходило от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода или племени и др.).

Кроме запрета (табу), возник такой способ регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в зачаточной форме).

Дозволение имело место в случае определения вида животных и времени охоты на них, вида растения и срока сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источником воды и др.

Позитивное обязывание имело цель организовывать необходимое поведение в процессе приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костра, изготовления орудий и др.

Нормативное обобщение (запрет, дозволение, позитивное обязывание), ставшее обычным способом регулирования первобытнообщинной жизни являлось источником формирования права.

Как только политическая власть стала обнаруживать свое значение, так сделалось вполне естественным обращение к ней за помощью индивидов для защиты своих интересов.

К новой силе обращаются за защитой те, которые не надеются на общественный суд или потому, что не считают правильными его решения, или же потому, что боятся неблагоприятных решений.

Для князя, короля вмешательство в суд составляет интерес с точки зрения сбора, взимаемого за оказанную помощь.

Основные причины возникновения права представлены экономическими и социальными факторами, так как с возникновением частной собственности происходит имущественное расслоение общества на классы, ведущими ожесточенную классовую борьбу.

Основные признаки права:

. Право носит волевой характер, то есть представляет собой проявление воли и сознания людей, выраженной государством воли социальных групп, классов из элит или большинства членов общества.

. Общеобязательность, то есть опираясь на суверенитет государства, право распространяется на всех, либо на большой круг субъектов.

. Нормативность, то есть право состоит из норм, общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений.

Связь с государством, то есть право принимается и обеспечивается государственной властью.

. Формальная определенность, то есть нормы права имеют выраженную письменную форму, должны быть четко определены и объективны.

Государство по отношению к праву выполняет следующие функции :

правотворческие.

правоохранительные.

управленческо-исполнительные.

Право проводит организацию политической власти в государстве, выступает как средство политики конкретного государства, оно также выражает волю и интерес общества, получает свое внешнее выражение и закрепляется в виде нормативного акта, договора, правового обычая.

Право обеспечивается аппарат принуждения и управления, а это - главный принцип характеризующий государство. Право возникло для необходимости управления в государстве.

Вывод: процессы возникновения права и государства идут параллельно друг с другом. Вместе с тем, у каждого народа и в разные периоды правообразования имелась своя особенность, однако существует и общая закономерность.

Причина и условие, вызвавшее к жизни право, во многом аналогична причине, породившей государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существует более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековой, проверенный многими поколениями обычай расценивался как данное свыше, правильное и справедливое и нередко называлось «право». Наиболее ценное из них в дальнейшем было санкционировано государством и стало важным источником права (обычным правом).

.2 Общие закономерности возникновения права

Возникновение права, занимает целую эпоху, испытывая различное внешнее влияние. Поэтому, как и возникновение государства, общетеоретическое схематическое изложение возникновения права не отражает всю особенность происхождения права у разных народов.

Среди источников права основным является обычай, сложившийся в период формирования древней цивилизации, освящаемый религией, и охраняемый государством (обычное право или правовой обычай). Среди обычаев большое значение приобретают обычаи, которые закрепляют неравенство членов сельской общины, привилегию высшего сословия и обязанность низшего. В дальнейшем многие нормы обычного права являлись основой первых писанных законов (Закон ХII таблиц, Законы Ману и др.).

Большая роль в формировании права отводится судебным органам, содействовавшим разрушению системы обычая родового строя, закрепляющим в своем решении норму, которая соответствовала новому порядку. Постепенно возникло прецедентное право, то есть решения судов по конкретным делам превращаются в общую норму (судебные прецеденты).

С развитием письменности появляется и первый писаный закон. Становление государства требовало все более прочно закрепить правовые нормы, придать им высокую степень формальной определенности. Возникающее право находит опору в принудительной силе государства, иначе бы оно не вытеснило родовой обычай.

Формирующееся право имело двоякую цель, заключающуюся: с одной стороны в закреплении классового (кастовое, сословное) господства и, с другой в установлении и поддержании единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества.

Установление единого правового порядка у некоторых народов способствовало победоносным междоусобным или межгосударственным войнам.

Государственные объединения племен в единый народ способствовали и правовой защите их внешнеполитического интереса. Вырабатывается норма, касающаяся межгосударственного союза, установления таможенного правила и прочее. Начинают формироваться зачатки международного права.

Выделяется два пути возникновения права, представленные:

восточным,

западным.

К первому относят государство, для которого приоритетна государственная собственность на средства производства, а связанная с этим правовая норма письменно фиксируется (Коран в мусульманских странах, законы Ману в Индии); ко второму - страны, в которых приоритет отдан частной собственности, обеспечивающей равные права собственников.

Первый путь обуславливается необходимостью вести масштабную ирригационную работу, низкой орудийной развитостью. Первоначально возникла должность управляющего резервным пищевым фондом, управляющего распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев.

Социальная дифференциация в восточном обществе происходит на основе политического неравенства - положения личности в системе власти. Экономика основывается на государственной и общественной форме собственности, частная собственность не играет значимую роль. Это является характерным для тех стран, в которых господствующее положение занимает государственная собственность.

Основным источником (способом фиксирования правовой нормы) является сборник нравственно-религиозных положений. Норма носит казуальный характер и дополняется в случаях необходимости другим обычаем или постановлением монарха.

По второму пути пошли страны, где явно доминирует частная собственность, устанавливающая равенство собственников. Нормы в таких странах отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право.

Так право возникло в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянно борьба имущего и неимущего. Наиболее богатые занимают и более высокую должность в государственном аппарате. Афины являются классическим примером подобного пути возникновения права. Спарта является государством, отличающимся от афинского тем, что основная масса населения составляют захваченные спартанцами племена.

В таких государствах создается более развитое законодательство, представленное гражданским, регулирующим имущественные общественные отношения, и частным. Римское право дожило и до настоящего времени.

Вывод: Возникновение права является закономерным следствием усложнения общественной взаимосвязи, углублений и обострений социального противоречия и конфликта. Обычай перестал обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появляется объективная необходимость в принципиально новом регуляторе общественного отношения. Выделяют 2 основных пути развития права. Там, где господствовала государственная собственность, основной источник - сборник нравственно-религиозных положений - Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах. Зафиксированные в них нормы носят часто казуальный характер.

В обществе, которое основано на частной собственности, право развивается более обширно, отличается высокой степенью формализации и определенности законодательства, и прежде всего - гражданского, которое регулирует более сложную систему имущественного отношения (например, частное римское право).

Заключение

В силу того, что государство является особой формой организации публичной политической власти, оно связано с условиями развития общества на закрепленной за ним территории, для которого особенно важное значение имеет взаимодействие с внешней средой, внутреннее согласие в обществе, сохранения хрупкого баланса в общественных отношениях данного общества. Поэтому природно-географический, экономический, военный факторы играют важную роль в формировании государства, и, конечно, первостепенное значение имеют социальные факторы, собственно возникновение самого общества обусловлено именно социальными факторами так же, как и изменения в нем.

Важным этапом в предыстории государства и права наряду с образованием сложной надобщинной структуры стало формирование принципиально новой системы управления обществом, которая являлась по своему типу предгосударственной. Первопричиной создания государства стало возникновение производящей экономики, создающей предпосылку классового деления общества. Основные теории происхождения государства - теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная - ставят во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности. Однако ни одну из них мы не можем назвать истинно верной. Это связано с тем, что невозможно признать однообразность юридических явлений в мире, на всем этапе их развития. Поэтому, можно с уверенностью говорить, что пока ни одна из них не освещает всю суть происхождения государства. Отличия в доказательной базе теорий, находится в прямой зависимости от взглядов и мировоззрения автора, от влияния особенных присущих его времени взглядов и устройству общества.

Изучение теорий происхождения государства сталкивается с разными проблемами, она из которых - необходимость разделения происхождения государств и права на различные дисциплины - происхождение государства и происхождение права. Что же касается возникновения права, так оно является закономерным следствием усложнения общественной взаимосвязи, углублений и обострений социального противоречия и конфликта. Обычай перестал обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появляется объективная необходимость в принципиально новом регуляторе общественного отношения.

В процессе исследования тема раскрыта полностью, цель и задачи, поставленные в начале работы выполнены.

Библиографический список

1.Алексеенко, В.А., Булаков О.Н., Зыкова И.В. Правоведение / В.А. Алексеено.- М.: КноРус, 2010. - 420 с.

2.Бабаев, В.К. Теория государства и права: Учебник для вузов / Бабаев В.К.- М.: Юристъ, 2010. - 320 с.

3.Власов, В.И. История государства и права России / В.И. Власов.- Р-н-Д: Феникс, 2011.- 785 с.

4.Гришаева, Д.С. Правоведение: Конспект лекций / Д.С. Гришаева.- М.: Приор, 2011. - 134 с.

5.Иванов, А.А. Справочник по теории государства и права. Основные категории и понятия: Учеб.пособие / А. А. Иванов.- М.: Экзамен, 2010.- 845 с.

6.Исаев, И.А. История отечественного государства и права в схемах и таблицах: учебное пособие / И.А.Исаев.- М.: Проспект, 2013.- 315 с.

7.Кашанина, Т.В. Происхождение государства и права / Т.В. Кашанина.- М.: Высшее образование, 2008.- 291 с.

8.Макаренко, С.Н. Правоведение: учебное пособие / С.Н. Макаренко.- М.: Книга-сервис, 2009. - 266 с.

9.Малышев, В.А. Правоведение / В.А. Малышев.- М.: Эксмо, 2009. - 455 с.

.Малько, А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учеб.пособие / А. В. Малько.- М.: Юристъ, 2009.- 376 с.

.Марченко, М.Н. Правоведение: учебник / М.Н. Марченко.- М.: Проспект, 2009.- 358 с.

.Матузова, Н.И. Теория государства и права: Курс лекций / Н.И. Матузова.- М.: Юрист, 2009.- 189 с.

.Недоцук, Н.А. Теория государства и права в схемах и определениях: Учеб.пособие / Н. А. Недоцук.- М.: КноРус, 2010.- 120 с.

14.Никонович, С.Л. Теория государства и права : учеб.-метод. пособие /Автор-составитель С.Л. Никонович. - Липецк: ЛГТУ,2008. - 191 с.

15.Петров, М.И. Основы государства и права: учеб. пособие для вузов/М.И.Петров.- М.: Экзамен, 2009.- 191 с.

16.Рассолов, М.М. Проблемы теории государства и права: Учеб.пособие / М. М. Рассолов.- М.: Юнити-Дана, 2010.- 204 с.

17.Чиркин, В.Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование / В.Е. Чиркин.- М.: Норма, 2010.- 578 с.

18.Якушев, А. В. Теория государства и права: Учебник для вузов / Якушев А.В. - М.: А-Приор, 2010. - 691 с.

Похожие работы на - Происхождение государства и права в современной российской науке

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!