Государственные ценные бумаги как инструмент развития экономики

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,67 Кб
  • Опубликовано:
    2016-06-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственные ценные бумаги как инструмент развития экономики

Содержание

Введение

. Государственные ценные бумаги как инструмент развития экономики

.1 Ценные бумаги: понятие, правовой аспект, роль и механизм в экономике

.2 Мировой опыт

. Анализ механизма выпуска, размещения и погашения государственных ценных бумаг в Российской Федерации

.1 Механизмы выпуска

.2 Механизм размещения

. Разработка предложений по совершенствованию управления государственными ценными бумагами

.1 Совершенствование рынка ценных бумаг в Российской Федерации

.2 Основные направления совершенствования рынка федеральных заимствований

Заключение

Список литературы

Введение

Государственные ценные бумаги - это долговые обязательства государства перед приобретателем данных обязательств (держателем государственных ценных бумаг) в том, что эмитент обязуется в срок и в полной мере погасить ценные бумаги, выплачивать причитающиеся проценты, если таковые следуют из договора о покупке ценных бумаг, а также выполнять прочие обязательства, которые оговорены в договоре.

Целевое назначение государственных и муниципальных ценных бумаг состоит в привлечении финансовых ресурсов для покрытия дефицита бюджета, отсрочке выплаты имеющегося долга, финансировании целевых программ, они обеспечивают кассовое исполнение государственного бюджета путем покрытия коротких разрывов между доходами и расходами, возникающими из-за несовпадения во времени налоговых поступлений и расходов бюджета. Кроме того, они выступают при проведении денежно-кредитной политики государства регулятором не только денежного обращения, но и развития экономики в целом, могут выступать в качестве залога по кредиту, представленному Центральным банком Российской Федерации Правительству Российской Федерации, по ссудам, взятыми коммерческими банками у Центрального банка Российской Федерации, а также по кредитам, получаемым предприятиями в коммерческих банках. ГЦБ являются одной из форм государственного долга, и довольно гибким финансовым инструментом для привлечения денежных средств и реализации финансовой политики. Посредством вложения денег в государственные ценные бумаги мобилизуются средства для финансирования целевых государственных и местных программ, имеющих важное социально-экономическое значение.

Актуальность вопроса развития рынка государственных ценных бумаг объясняется важной ролью государственных ценных бумаг в мобилизации свободных денежных средств для государственных нужд. Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью национальной финансовой системы, в связи с чем, его позитивные и негативные характеристики напрямую воздействуют как на состояние финансовой сферы, так и на поступательное развитие реального сектора экономики.

Объектом исследования является рынок государственных ценных бумаг, государственные ценные бумаги, их различная предназначенность, целевые аспекты возникновения и характеристические особенности функционирования.

Предметом исследования служат цели, функции и механизмы регулирования государственный ценных бумаг.

Целью данной курсовой работы является изучение рынка государственных ценных бумаг в разрезе выбранной предметной области, экономических и нормативно-правовых основ его функционирования. Для реализации, которой, были поставлены следующие задачи:

.Изучить нормативно-правовой подход к определению сущности государственных ценных бумаг;

.Рассмотреть экономические основы функционирования рынка государственных ценных бумаг;

.Проанализировать рынок долговых обязательства РФ с целью выявления проблем долговой политики.

.Сформировать концепции совершенствования нормативно-правовых аспектов функционирования области рынка государственных ценных бумаг

.Оценить потенциальные возможности совершенствования механизма выпуска и обращения государственных ценных бумаг

В процессе реализации поставленных задач были изучены работы И.М. Александрова, А.М. Бабич, И.Т. Балабановой, Н.К. Борисюк, В.А. Галанова, Е.Ф. Жукова, К.В. Криничанского, С.И. Лушина, Н.Л. Маренков, В.Д. Никифоровой, М.В. Романовского, Н.В. Степанова.

1. Государственные ценные бумаги как инструмент развития экономики

.1 Ценные бумаги: понятие, правовой аспект, роль и механизм в экономике

государственный ценный бумага

Государственные ценные бумаги (ГЦБ) - инструмент (в виде бумаг) выпущенный государством. Чаще всего - это различные виды облигаций, которые выпускаются под государственное обеспечение, размещают на рынке для решения различных макроэкономических задач, к примеру, финансирование дефицита бюджета или стерилизации денежной массы. Эти бумаги являются долговыми ценными бумагами. По сути, это долговое обязательство эмитента перед приобретателем этого обязательства, которое эмитент обязуется погасить в срок и по полной мере, выплачивать по нему проценты, если они причитаются в соответствии с договором, а также выполнять прочие обязательства, которые оговорены в договоре, при покупке ценных бумаг.

Основная черта гос-облигаций - доходность, которая образуется вследствие годового дохода по ценной бумаге к ее рыночной цене.

Сейчас существуют ценные бумаги как - государственные долгосрочные обязательства, государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации государственного сберегательного займа, облигации федерального займа, краткосрочные обязательства, золотые сертификаты, облигации внутреннего валютного займа и.т.д.

Основным пониманием является то, что гос-облигации это финансовый инструмент с фиксированным доходом, при котором доходность обратно пропорциональна их рыночной цене.

Классификаций ценных бумаг, также, как и просто ценных бумаг, существует великое множество. Рассмотрим подробнее классификацию ценных бумаг по формам собственности.

Согласно ей, существуют государственные и негосударственные ценные бумаги. Негосударственные финансовые вложения - это вложения в ценные бумаги, которые выпускают акционерные общества и коммерческие банки (акции, сертификаты). Государственные ценные бумаги - это бумаги, которые выпускает государство, государственные учреждения, местные органы власти (облигации, казначейские обязательства).

Все государственные ценные бумаги, по своей сути, являются долговыми ценными бумагами. Тем не менее, каждая ценная бумага, выпущенная государством, имеет своё название, например, облигации внутреннего валютного займа и т.д. Среди остальных ценных бумаг государственные ценные бумаги характеризует высокий уровень надёжности, сведённый к минимуму риск потери собственных средств и доходов по основному капиталу, очень выгодное налогообложение (или даже отсутствие такового).

Государство может восполнить дефицит бюджета за счёт средств Центробанка, от эмиссии денег и путём выпуска ценных бумаг. Если государство прибегает к помощи Центробанка, уменьшается возможность регулирования ссудного рынка. Эмиссия денег вводит в оборот платежные средства, которые не имеют реальных активов, что приводит в дальнейшем к инфляции и сбоям в денежном обращении страны. Выпуск государственных ценных бумаг - наиболее экономически выгодный способ финансирования бюджета.

Государственные ценные бумаги можно использовать также для финансирования государственного долга, и это гораздо предпочтительнее, чем привлечение средств через банковские кредиты. Долговые обязательства государства намного более ликвидны, а для инвесторов намного легче реализовать их на вторичном рынке.

Иногда государственные ценные бумаги обеспечивают коммерческие банки ликвидными активами. Для этого банки инвестируют средства (чаще всего из резервного фонда) в часть выпущенных правительством ценных бумаг. Также государственные ценные бумаги выпускаются для финансирования программ, которые осуществляются органами местной власти. Государство может дать гарантии по долговым обязательствам организаций, которые, по мнению государства, заслуживают его поддержки.

Выпуск государственных ценных бумаг может быть также вызван необходимостью погашения ранее выпущенных правительством займов. Иногда у государства появляются короткие разрывы между доходами и расходами из-за несоответствия времени поступления платежей в бюджет и равномерных бюджетных расходов. Тогда правительство вновь прибегают к выпуску государственных долговых обязательств.

Некоторые виды ценных бумаг призваны сглаживать неравномерность налоговых поступлений. Владельцы таких бумаг могут возвратить их правительству обратно через некоторое время или оплачивать ими налоги.

Государственные ценные бумаги Российской Федерации отражают специфику нашей страны, особенности налогообложения, и вместе с тем, базируются на общих для разных стран основах существования и функционирования рынка ценных бумаг. В Российской Федерации виды государственных ценных бумаг определяются Банком России и Министерством финансов России. Самые распространённые из них: государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), облигации внутреннего государственного валютного займа - выпускаются с 1993 года, облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом, облигации государственного сберегательного займа выпускаются с 1995 года, облигации Банка России (ОБР) и т.д.

В соответствии со статьёй 114 Бюджетного кодекса Российской Федерации предельные объёмы выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации по номинальной стоимости устанавливаются Правительством в соответствии с верхним пределом государственного долга России, установленным в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Статьёй 14 Федерального закона от 1 декабря 2014 года №384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусматривается утверждение Программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Программа), в соответствии с которой объём чистых заимствований в 2015 году путём выпуска государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, составит до 280 млрд рублей.

В целях выполнения Программы объём эмиссии государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, оценён Минфином России исходя из предположения, что средняя цена размещения облигаций на рынке капитала сложится на уровне 85% от номинала, составит 942,1 млрд рублей.

Распоряжением №2708-р устанавливается предельный объём эмиссии указанных государственных ценных бумаг на 2015 год, который не должен превышать 1142,1 млрд рублей.

Статьёй 14 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусматривается утверждение Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, в соответствии с которой объём заимствований в 2015 году путём выпуска государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, составляет в эквиваленте до 7 млрд долларов США.

Распоряжением №2709-р устанавливается предельный объём эмиссии указанных государственных ценных бумаг на 2015 год, который не должен превышать эквивалент 7 млрд долларов США.

Принятые решения позволят осуществить в 2015 году эмиссию государственных ценных бумаг в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета и погашения государственных долговых обязательств.

На современном этапе правовое регулирование института государственных ценных бумаг осуществляется посредством принятия законодательными и исполнительными органами государственной власти нормативных правовых актов.

Нормативный правовой акт современная теория права определяет как официальный письменный документ, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции, который содержит, изменяет или отменяет правовые нормы[85].

Определенную сложность для изучения государственных ценных бумаг, а также для правоприменения составляет специфика их правового регулирования, заключающаяся в рассредоточенности норм права по различным нормативным правовым актам, которые ко всему прочему относятся юридической наукой к различным отраслям права: часть нормативно-правовых актов относится к финансовому праву, а часть - к гражданскому. Необходимо также обратить внимание на тот факт, что указанные отрасли права относятся и к различным сферам правового регулирования: финансовое право является отраслью публичного права, а гражданское - частного права. Следовательно, правовое регулирование государственных ценных бумаг осуществляется посредством применения как публично-правовых, так и частноправовых методов.

Исходя из этого возникает вопрос, в рамках какой отрасли права (финансового или гражданского) должен быть рассмотрен институт государственных ценных бумаг. Отграничение одной отрасли права от другой, одного института права от другого проводится по линии предмета правового регулирования, т.е. по кругу однородных общественных отношений, урегулированных соответственно отраслью права или институтом права. Институты права должны быть причислены к финансовому или гражданскому праву в зависимости от преобладания в них соответственно организационных или имущественных отношений. Несомненно, деятельность государства по эмиссии государственных ценных бумаг и обращение этих бумаг на рынке ценных бумаг находится в области как имущественных, так и организационных отношений. Однако имущественные отношения в данном институте не имеют преобладающего характера. Ключевым элементом в этих отношениях является организационный элемент постольку, поскольку эмиссия государством ценных бумаг осуществляется в целях аккумуляции денежных средств и их перераспределения и призвана содействовать осуществлению государством его задач и функций.

Таким образом, по предмету правового регулирования институт государственных ценных бумаг должен быть отнесен к отрасли финансового права. Этот вывод имеет принципиальное значение для дальнейшего рассмотрения нормативно-правового регулирования государственных ценных бумаг, в том числе для разрешения правовых коллизий, возникающих в связи с подобным «двойственным» характером данного института[86].

Совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы права, регулирующие институт государственных ценных бумаг, целесообразно рассматривать как систему. Такой подход позволяет не просто исследовать части единого целого (системы), но и проанализировать их взаимодействие и взаимосвязи, что, без сомнений, позволяет получить более достоверные знания об исследуемом предмете.

Как известно, основу правового регулирования рынка государственных ценных бумаг представляет собой Конституция Российской Федерации[87], обладающая высшей юридической силой и имеющая прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Затем следуют федеральные законы, в том числе и кодифицированные, которые согласно ст. 4 Конституции РФ имеют верховенство на всей территории России.

Правовые нормы, посредством которых государство осуществляет регулирование общественных отношений, складывающихся на рынке государственных ценных бумаг, содержатся в следующих основополагающих Федеральных законах: Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Далее в порядке «убывания» юридической силы нормативных правовых актов следуют подзаконные акты исполнительных органов государственной власти РФ. В качестве примера приведем некоторые из них:

Положение ЦБР от 25 марта 2003 г. N 219-П «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг».

Отдельного внимания заслуживают такие «нормативно-правовые акты» Российской Федерации которыми утверждаются генеральные условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, принимаются условия эмиссии и обращения государственных, отчет об итогах эмиссии государственных ценных бумаг, как, например, Приказ Минфина РФ от 24.11.2000 N 103н «Об утверждении Условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.12.2000 N 2510), Постановление Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 458 «О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов».

Издание указанных актов в форме нормативных правовых актов РФ предусмотрено Федеральным законом РФ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

1.2 Мировой опыт

В мировой практике становление рынков ценных бумаг проходило по двум направлениям. Американская модель рынка формировалась на основе быстрого роста объемов рынка и количества его участников, которые приводили к формированию институтов, носящих частноправовой характер. Европейская модель основана на деятельности государства, которое инициирует совместно с заинтересованными участниками создание институтов, носящих публично-правовой характер. В настоящее время такими институтами являются фондовые биржи, депозитарные системы, инвестиционные фонды, другие профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Рынок государственных ценных бумаг в странах с развитой рыночной экономикой традиционно выполняет следующие основные функции:

финансирование текущего бюджетного дефицита и погашение ранее размещенных займов;

обеспечение кассового исполнения государственного бюджета;

сглаживание неравномерности поступления налоговых платежей и обеспечение коммерческих банков ликвидными резервными активами;

финансирование целевых программ, осуществляемых местными органами власти;

поддержка социально значимых учреждений и организаций.

Формирование фундамента действующего в США законодательства о ценных бумагах произошло в 30-е гг. и связано с экономическим кризисом 1929-1933 гг. Основы системы регулирования фондовых рынков заложены двумя законами США - Законом о ценных бумагах 1933 г. и Законом об обращении ценных бумаг и фондовых биржах 1934 г.; приняты также Закон об инвестиционных компаниях (1940 г.), Закон об инвестиционных консультантах (1940 г.), Закон о контрактах между держателями акций и компаниями -эмитентами (1940 г.) и прочие законы. Все они продолжают действовать и сейчас с рядом поправок.

В промышленных развитых странах государственным ценным бумагам принадлежит большая роль в финансировании государственных расходов, покрытии дефицитов бюджетов и развития экономики в целом. Стала привычной ситуация, когда государство выступает крупным заемщиком на рынке ценных бумаг. Например, в США и Великобритании более 90% задолженности правительства приходится на государственные ценные бумаги. С помощью выпуска государственных долговых инструментов осуществляется:

финансирование текущего дефицита бюджета.

Такая необходимость возникает в связи с возможными разрывами между государственными доходами и расходами вследствие нехватки налоговых поступлений;

рефинансирование долга.

Государство выпускает ценные бумаги для оплаты старых долгов в срок, в том числе для погашения ранее выпущенных займов и выплаты процентов по ним;

обеспечение коммерческих банков и других кредитно- финансовых институтов ликвидными и высоколиквидными резервными активами.

В ряде стран для этой цели используются краткосрочные государственные ценные бумаги. Вкладывая в выпускаемые правительством долговые обязательства часть своих ресурсов, кредитно-финансовые учреждения получают доход в виде процента;

финансирование государственных проектов и программ местных органов власти, а также привлечение средств во внебюджетные фонды.

Государственные ценные бумаги обеспечивают инвестору:

максимальную сохранность основной суммы займа, поскольку гарантом этого от имени государства выступает правительство;

стабильную доходность, хотя, как показывает практика, она ниже доходности менее надежных корпоративных облигаций;

активную обращаемость на вторичном рынке, т.е. высокую степень ликвидности.

Государственные ценные бумаги, выпускаемые центральным правительством и местными органами власти с целью мобилизации денежных ресурсов, подразделяются на рыночные ценные бумаги и нерыночные государственные долговые обязательства. Рыночные ценные бумаги свободно обращаются и могут перепродаваться другим субъектам после их первичного размещения. К ним относятся: казначейские векселя, различные среднесрочные облигации (ноты) и долгосрочные государственные облигации (боны). Например, в США около двух третей государственного долга представлено ликвидными ценными бумагами, которые могут быть проданы владельцами в любое время. Рыночные ценные бумаги считаются наиболее надежными и ликвидными; они активно продаются и покупаются как на первичном, так и на вторичном рынках. Нерыночные государственные ценные бумаги - ценные бумаги, которые приобретаются один раз и не могут переходить из рук в руки.

К ним относят сберегательные сертификаты (процентные и дисконтные), казначейские ноты, предназначенные для иностранных инвесторов и др. Большинство этих ценных бумаг, находится в руках правительственных учреждений, правительств других стран, местных органов управления (для оплаты налогов, задолженности) и частных лиц (в форме сберегательных облигаций). Казначейские векселя - краткосрочные ценные бумаги. Это основной вид краткосрочных обязательств в развитых странах. Они обычно выпускаются на 3, 6 и 12 месяцев. На казначейские векселя в США приходится основной объем государственного финансирования. Казначейство размещает их с дисконтом на конкурсной основе с помощью аукционов. Аукционы по трех - и шестимесячным векселям проводятся каждую неделю, а по векселям со сроком 9 и 12 месяцев - ежемесячно. Доход инвестора образуется за счет разницы между ценой покупки, которая ниже номинала, м номинальной стоимостью, получаемой при погашении.

Векселя могут быть проданы до срока погашения на вторичном рынке. Казначейские векселя используются Федеральной резервной системой при проведении национальной денежной и кредитной политики. Большинство инвесторов приобретает казначейские векселя на первичном рынке ценных бумаг. Этот вид долговых обязательств имеет огромные объемы и очень высокую надежность, в связи с чем служит ориентиром на денежном рынке. В Великобритании казначейские векселя выпускаются от имени правительства Центральным банком. Это дисконтные краткосрочные долговые обязательства на предъявителя с минимальным номиналом 5000 фунтов стерлингов. Срок их обращения - 91 или 182 дня. Во Франции выпускаются краткосрочные дисконтные облигации со сроком обращения 4-7 недель, а также 13, 26 и 52 недели с минимальным номиналом 1 млн. фр. Их размещение осуществляется с помощью аукционов. В Японии государство осуществляет краткосрочные заимствования с помощью краткосрочных казначейских векселей, которые выпускаются на срок 3 и 6 месяцев. Министерство финансов осуществляет также эмиссию финансовых векселей на двухмесячный срок.

Казначейские векселя достаточно широко распространены в развитых странах, поскольку считаются почти не имеющими риска; по этой причине они очень популярны среди институциональных инвесторов, в том числе иностранных. В США также существуют разнообразные квазигосударственные эмиссии, выпускаемые ассоциациями или агентствами, созданными по решению Конгресса, многие из которых имеют государственную гарантию. С точки зрения надежности они не уступают прямым государственным обязательствам, но обладают более высокой доходностью. Среди широкого круга агентств, уполномоченных выпускать ценные бумаги, можно назвать Систему фермерского кредита, Правление системы федеральных банков по кредитованию жилищного строительства, Федеральную корпорацию жилищного ипотечного кредита, Государственную национальную ассоциацию ипотечного кредита и др. Сроки погашения ценных бумаг государственных агентств разнообразны - от трех месяцев до двадцати и более лет. Государственные агентства являются крупнейшими эмитентами ценных бумаг с нулевым купоном.

Около 58% текущего долга правительства США, представленного ценными бумагами, обращающимися на рынке, приходится на казначейские среднесрочные облигации, которые не подлежат досрочному погашению министерством финансов. Они привлекательны для инвесторов, которые уверены в получении установленного дохода со дня покупки. С 1986 г. прекращен выпуск реальных сертификатов казначейских среднесрочных облигаций, а новые эмиссии производятся только в электронной форме. Эти облигации выпускаются по номинальной стоимости и котируются в виде процента от номинальной основы; проценты по ним выплачиваются один раз в полугодие, номинальная стоимость их равна 1000 и 5000 долл.

Во Франции казначейские среднесрочные облигации выпускаются в бездокументарной форме на срок от двух до пяти лет с номиналом в 1 млн фр. и выплатой дохода в виде процента один раз в год. Среднесрочные облигации правительства Германии выпускаются также в бездокументарной форме с фиксированной процентной ставкой и сроком обращения 5 лет. В Японии среднесрочные государственные облигации имеют срок обращения от двух до пяти лет. Доход, в зависимости от условий эмиссии, выплачивается в виде купона или дисконта (размещается по цене ниже номинала). Для этого вида ценных бумаг Японии характерно слабое развитие вторичного рынка, поскольку их держателями являются физические лица и инвестиционные фонды. Долгосрочные облигации. Облигации выпускаются в бланковом виде с набором купонов и реализуются только среди юридических лиц. Общий объём займа в 80 млрд. рублей разделён на 16 разрядов по 5 млрд. в каждом.

В отличие от большинства континентальных европейских стран в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии рынок ценных бумаг характеризуется независимостью банковской деятельности и сектора ценных бумаг. В Великобритании обращаются следующие государственные ценные бумаги:

обычные облигации;

конвертируемые облигации;

недатированные бессрочные облигации;

золотообрезные облигации, имеющие собственных дилеров;

индексированные золотообрезные облигации;

золотообрезные облигации с плавающей процентной ставкой;

прочие государственные ценные бумаги.

С точки зрения срока погашения, облигации классифицируются на: краткосрочные (менее пяти лет до погашения); среднесрочные (от 5 до 15 лет до погашения); долгосрочные (свыше 15 лет до погашения, обычно 20-25 лет).

Три четверти облигаций выпускаются с единой датой погашения, остальные имеют две даты, благодаря чему правительство может по своему усмотрению произвести погашение в период между этими датами. При повышении курса облигации выше номинала правительство пользуется своим правом осуществить погашение в более раннюю дату, при понижении ниже номинала - в более позднюю дату.

Существуют также конвертируемые облигации, которые относятся к краткосрочным облигациям с единой датой погашения и могут быть конвертированы в долгосрочные облигации в заранее установленные сроки.

Особенностью государственных ценных бумаг Великобритании является наличие так называемых бессрочных облигаций. Наибольшую известность из них получили 3,5-процентные военные облигации, погашаемые после 1952 г., 4-процентные консоли и др. Государство имеет право погасить облигации, однако погашение полностью не производится, так как их рыночный курс ниже номинала. Целесообразность погашения возникает при условии уменьшения рыночных процентных ставок и увеличения курса облигаций выше номинала.

2. Анализ механизма выпуска, размещения и погашения государственных ценных бумаг в Российской Федерации

.1 Механизмы выпуска

Согласно федеральному закону от 29.07.1998 N 136-ФЗ Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", эмитентами государственных и муниципальных ценных бумаг являются соответственно исполнительные органы государственной власти и местные администрации, которые выпускают от имени публично-правового образования ценные бумаги и несут обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.

Эмитентом государственных ценных бумаг Российской Федерации выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти.

Эмитентом государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовый орган субъекта Российской Федерации, наделенные законом субъекта Российской Федерации правом на осуществление государственных заимствований субъекта Российской Федерации.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг принимается соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного или муниципального долга, установленными в соответствии с настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете, а также с программой внутренних заимствований. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации принимается также в соответствии с Программой государственных внешних заимствований Российской Федерации.

В решении об эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг отражаются сведения, предусмотренные федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

Условия эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг подлежат регистрации в Министерстве финансов Российской Федерации.

Возвращаясь к тому, что государственная или муниципальная ценная бумага - это ценная бумага, эмитентом которой является государство или муниципальное образование; это один из видов долговых бумаг, удостоверяющих отношения займа, в которых должником является орган государственной власти РФ, субъекта РФ либо орган местного самоуправления. При этом все государственные ценные бумаги можно условно разделить на два основных вида:

казначейские ценные бумаги - это непосредственные (прямые) ценные бумаги, выпускаемые Правительством РФ (главой органов исполнительной власти субъекта РФ);

гарантированные ценные бумаги - это ценные бумаги, выпускаемые отраслевыми исполнительными органами государственной власти - министерствами, ведомствами РФ (субъектов РФ) и обеспечиваемые гарантией Правительства РФ (главой органов исполнительной власти субъекта РФ).

Применительно к федеральным государственным ценным бумагам проводится следующая классификация: государственные краткосрочные бескупонные облигации, облигации федерального займа с переменным купонным доходом, облигации государственного сберегательного займа, облигации внутреннего государственного валютного займа, золотые сертификаты.

Для выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг эмитентом должно быть принято решение о размещении данных ценных бумаг. Согласно подп. 1 п. 1 комментируемой статьи БК РФ в роли эмитента при выпуске федеральных ценных бумаг выступает Правительство РФ, при выпуске государственных ценных бумаг субъектов РФ - глава органов исполнительной власти субъектов РФ, при выпуске муниципальных ценных бумаг - органы местного самоуправления.

При принятии решения о размещении государственных и муниципальных ценных бумаг, при определении их качественных и количественных характеристик принимаются во внимание два показателя:

предельный объем дефицита федерального бюджета, бюджета субъекта РФ или муниципального бюджета;

предельный объем государственного или муниципального долга.

Данные показатели, как было указано ранее, содержатся в законе (ином нормативном акте) о бюджете на предстоящий финансовый год, в Программе государственных внутренних заимствований, а также применительно к федеральным ценным бумагам - в Программе внешних заимствований РФ. Однако Закон об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг детализирует перечень подобных показателей, называя предельный объем заемных средств, направляемых РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня.

Подпункт 2 п. 1 комментируемой статьи БК РФ содержит отсылочную норму, согласно которой в целях принятия оптимального решения о выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг следует обратиться к Закону об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. В соответствии со ст. 8 данного закона Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления утверждают Генеральные условия эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг в форме нормативно-правового акта. Однако в ст. 2 указанного ранее закона установлено, что эмитентом государственных ценных бумаг РФ является уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти - Министерство финансов РФ.

Генеральные условия эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг должны содержать следующие сведения:

вид ценных бумаг;

форма выпуска ценных бумаг;

срочность данного вида ценных бумаг (краткосрочные - до 1 года, среднесрочные - от 1 года до 5 лет, долгосрочные - от 5 до 30 лет));

валюта как форма выражения долговых обязательств (валюта РФ, иностранная валюта, оговорка об использовании условных денежных единиц либо драгоценных металлов);

особенности исполнения долговых обязательств, которые предоставляют владельцу ценной бумаги право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента;

ограничения (если есть) оборотоспособности ценных бумаг, а также ограничения по кругу лиц, которым такие ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве.

Помимо Генеральных условий эмиссии, существуют также условия эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг:

)минимальный и максимальный сроки (продолжительность) обращения данного вида государственных или муниципальных ценных бумаг. Отдельные выпуски ценных бумаг могут иметь различные сроки обращения;

)номинальная стоимость одной ценной бумаги в рамках одного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг;

)порядок размещения государственных или муниципальных ценных бумаг;

)порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами;

)размер дохода или порядок его расчета;

)иные существенные условия эмиссии, имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения долговых обязательств РФ, субъектов РФ или муниципальных образований по государственным или муниципальным ценным бумагам.

В п. 2 комментируемой статьи БК РФ установлена обязательность государственной регистрации в Министерстве финансов РФ (уполномоченный Правительством РФ эмитент федеральных ценных бумаг) условий эмиссии ценных бумаг субъекта РФ и муниципальных ценных бумаг. Данная норма направлена на обеспечение законности эмиссии и обращения ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг и подробно детализирована в Законе об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

Так, согласно ст. 9 указанного Закона условия эмиссии ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг, помимо общих условий эмиссии, должны также содержать следующие сведения:

О бюджете заемщика (субъекта РФ или муниципального образования) на год выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг с разбивкой на бюджет развития и текущий бюджет. Бюджет развития - это средства, предназначенные для содержания и развития инвестиционной и инновационной деятельности, а также для расширения производства. Текущий бюджет - это средства, предназначенные для проведения текущих мероприятий, проведения капитального ремонта, а также иные средства, не включенные в бюджет развития;

О суммарной величине долга заемщика на момент выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг (долга субъекта РФ либо муниципального долга);

Об исполнении бюджета заемщика (бюджета субъекта РФ или местного бюджета) за последние три завершенных финансовых года.

Согласно ст. 9 Закона об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг условия эмиссии ценных бумаг РФ подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Нормативный правовой акт, содержащий условия эмиссии ценных бумаг субъекта РФ или муниципальных ценных бумаг, подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти, отвечающем за составление и исполнение федерального бюджета - в Министерстве финансов РФ. Порядок формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных и муниципальных ценных бумаг, также определяется Министерством финансов РФ.

В соответствии со ст. 10 названного Закона Министерство финансов РФ вправе отказать в государственной регистрации, предоставив мотивированное объяснение причин отказа. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован заинтересованным эмитентом в судебном порядке. Основаниями для отказа в государственной регистрации условий эмиссии ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг могут служить:

несоответствие представленных на государственную регистрацию условий эмиссии ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг требованиям законодательства РФ, а также иным нормативно-правовым актам РФ;

нарушение эмитентом норм и предельных значений, установленных представительными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 3 комментируемой статьи БК РФ в Законе об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг должны также содержаться сведения о правилах выпуска и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, правилах исполнения данного вида долговых обязательств. Так, согласно п. 2 ст. 2 названного закона направления использования денежных средств, привлеченных в результате размещения государственных и муниципальных ценных бумаг, и порядок их расходования устанавливаются самостоятельно Правительством РФ - в федеральном законе, органами государственной власти субъектов РФ - в законах субъектов РФ, органами местного самоуправления - в нормативных правовых актах органов местного самоуправления.

Согласно ст. 5 Закона об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг могут предприниматься различные способы выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг. Во-первых, в рамках одного выпуска могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг. Во-вторых, может быть произведено деление одного выпуска на транши. Транш - это часть ценных бумаг одного выпуска, размещаемая в рамках общего объема этого выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг этого же выпуска, не совпадающую с датой первоначального размещения.

Исполнение обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по государственным и муниципальным ценным бумагам осуществляется в соответствии с условиями их выпуска за счет средств федеральной казны, государственной казны субъектов РФ и муниципальной казны в соответствии с Законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг и законом (иным нормативным правовым актов) о бюджете на предстоящий финансовый год. Исполнение может производиться путем предоставления денежных средств или иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости ценной бумаги или иных имущественных прав. Погашение государственных и муниципальных ценных бумаг может быть досрочным, а может производиться в сроки, установленные условиями эмиссии.

Долговые обязательства РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, основанные на выпуске государственных и муниципальных ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ, т.е. в рублях. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в Генеральных условиях лишь в качестве оговорки, на основании которой определяется величина платежа по государственным и муниципальным ценным бумагам. Если же указанные долговые обязательства РФ, субъектов РФ составляют внешний долг, тогда они должны быть выражены в иностранной валюте. В данном случае также может содержаться оговорка об использовании условных денежных единиц или драгоценных металлов.

2.2 Механизм размещения

Андеррайтинговый договор заключается между эмитентом и синдикатом (от лица последнего выступает его менеджер либо группа соменеджеров) об организации и гарантировании первичного размещения ценных бумаг. Центральный пункт договора - тип андеррайтинга (какую ответственность принимает на себя синдикат), объем и ценовые условия выпуска - все это задает величину платы за андеррайтинг и прибыли у членов синдиката.

Договор андеррайтинга - заключенный в письменной форме гражданско-правовой договор между андеррайтером и эмитентом о форме, порядке и условиях проведения андеррайтинга, правах и обязанностях сторон в процессе размещения выпуска ценных бумаг. При необходимости он может включать права и обязанности ведущего андеррайтера по формированию эмиссионного синдиката и организации взаимодействия участников размещения.

Договор андеррайтинга является договором комиссии или поручения либо агентским. Может заключаться в качестве смешанного договора (на оказание услуг по размещению ценных бумаг), включая в качестве неотъемлемой части обязательства андеррайтера по выкупу на свое имя и за свой счет размещаемых ценных бумаг, выставлению заявок на покупку, а также виды, порядок и условия оказания услуг по организации выпуска акций и соответственно права и обязанности сторон.

С целью организации взаимодействия с эмитентом соорганизатор выпуска ценных бумаг, финансовый консультант и другие участники размещения, не являющиеся андеррайтерами, заключают с ним договоры, содержащие их права и обязанности в отношении размещения выпуска ценных бумаг.

Также они могут заключать их с ведущим андеррайтером в случаях, не противоречащих законодательству, если последний приобрел необходимое для этого право по договору андеррайтинга, заключенному с эмитентом.

Для организации эмиссионного синдиката ведущий андеррайтер (менеджер синдиката):

заключает с членами синдиката предварительные или иные двусторонние или многосторонние (синдикационные) договоры, содержащие права и обязательства членов синдиката в отношении размещения выпуска ценных бумаг, включая обязательства по их приобретению на условиях, не противоречащих условиям выпуска;

и/или достигает договоренностей, не имеющих юридической силы, по взаимодействию при размещении, фиксируя их в устной и/или письменной форме в виде протоколов о намерениях либо в качестве иных документов.

Отказ в госрегистрации выпуска ценных бумаг влечет ничтожность вышеуказанного предварительного договора.

Предварительный или иной договор устанавливает:

часть выпуска ценных бумаг, в отношении которой членом синдиката осуществляется андеррайтинг на лучших условиях, либо (если договор предусматривает осуществление андеррайтинга на основе твердых (фиксированных) обязательств) часть выпуска ценных бумаг, приобретаемой членом синдиката при их размещении (в процентной доле, абсолютной сумме в денежном выражении, процентах от количества ценных бумаг, не размещенных в срок, или ином выражении);

цену размещения, при которой возникают обязательства члена синдиката по андеррайтингу, исходя из которой он стремится получить поручения от потенциальных инвесторов на приобретение выпуска ценных бумаг при его размещении;

вознаграждение члена синдиката;

иные обязательства по взаимодействию сторон в отношении порядка размещения выпуска ценных бумаг.

Синдикационный договор заключается между членами синдиката об организации и гарантировании эмиссии. Центральный пункт - доли выпуска, за которые принимают на себя ответственность отдельные члены синдиката, дифференциация цен на ценную бумагу внутри синдиката (оплата менеджерства, соменеджерства, различия в ценовых условиях для привилегированных и непривилегированных членов, размер комиссионных при отпуске ценных бумаг брокерам - членам группы продажи, ответственность членов синдиката.

Взаимодействие эмитента и его консультантов с уполномоченным депозитарием, одновременно являющимся расчетным депозитарием торговой площадки, на которой эмитент предполагает провести их размещение, заключается в:

подписании договора и открытии эмиссионного счета депо с зачислением на него эмитируемых акций;

переводе акций на счета депо приобретателей;

перерегистрации прав собственности в реестре.

Существует несколько способов размещения акций. Его можно проводить как через торговую систему, так и вне ее. Большинство эмитентов и их инвестиционных консультантов планируют проводить размещение на торговой площадке фондовой биржи или организатора торговли на рынке ценных бумаг.

Большинство эмитентов и их инвестиционных консультантов планируют проводить размещение на торговой площадке определенной фондовой биржи или организатора торговли на рынке ценных бумаг в силу ряда причин:

использование отработанных и утвержденных регулирующими органами публичных и стандартных процедур размещения ценных бумаг эмитентом и андеррайтером;

использование биржевых информационных каналов для сообщения потенциальным инвесторам о ценных бумагах и их эмитенте;

биржевая инфраструктура обеспечивает как само размещение, так и надежные и быстрые расчеты по его результатам;

широкая география размещения акций среди инвесторов за счет участия в процессе брокерских и инвестиционных компаний различных регионов, работающих на бирже;

возможность быстрого получения денежных средств в случае успешного размещения; улучшение имиджа эмитента;

формирование вторичного биржевого рынка ценных бумаг, способствующего росту капитализации и снижению стоимости заимствований.

К размещению на бирже (например, ММВБ) могут быть допущены любые виды ценных бумаг, выпущенных российскими и иностранными эмитентами, если эмиссия зарегистрирована в соответствии с законодательством, нормативными актами финансовых регуляторов и иными правовыми актами РФ.

Эмитент (либо ведущий андеррайтер) направляет на биржу заявление установленного образца о допуске к размещению.

Если дирекцией биржи принято положительное решение, заявитель (ведущий андеррайтер или эмитент) до даты начала размещения заключает с биржей договор о допуске ценной бумаги к размещению, определяющий условия размещения, в том числе размер вознаграждения биржи.

Для учета прав на ценные бумаги эмитенту необходимо заключить с депозитарием договор эмиссионного счета депо.

Первичное размещение на ММВБ может проводиться в форме аукциона или в режиме переговорных сделок (РПС). Возможен смешанный вариант - вначале проводится аукцион по определению цены размещения, а затем заключаются сделки в режиме переговорных по определенной на аукционе цене.

При проведении аукциона по определению цены размещения участники - члены секции фондового рынка ММВБ заранее резервируют денежные средства в Расчетной палате биржи.

В день аукциона участники - члены секции фондового рынка ММВБ подают со своих удаленных рабочих мест или мест в торговом зале электронные лимитные заявки на покупку за свой счет или за счет своих клиентов («купить не выше такой-то цены»). Заявка контролируется системой торгов на достаточность обеспечения. В ней указывается количество акций и цена, по которой покупатель готов их приобрести.

По окончании периода сбора заявок составляется их реестр и передается эмитенту, определяющему цену размещения, - заявки удовлетворяются по ней. В период удовлетворения заявок ведущий андеррайтер вводит заявку на продажу по цене размещения, размер которой не может превосходить объем акций на эмиссионном счете эмитента в уполномоченном депозитарии.

После завершения торгового дня информация о результатах аукциона передается в Расчетную палату ММВБ и Национальный депозитарный центр. После окончательного сигнала от биржи на разблокировку счетов денежные средства поступают на счет ведущего андеррайтера (в интересах эмитента), а ценные бумаги - на счета депо покупателей. Такой вариант размещения еще называют «биржевым».

При размещении акций по заранее определенной цене удобно использовать режим переговорных сделок, действующий на базе существующей торговой системы ММВБ и обладающий следующими привлекательными для эмитента чертами:

возможностью выбора стандартных условий исполнения сделки (сроки расчетов, гарантии и т. д.);

предусмотренной административной и финансовой ответственностью за нарушение правил заключения и исполнения сделок;

гибкой шкалой сроков расчетов;

возможностью выбора режима обеспечения расчетов: на условиях поставки против платежа с гарантией (либо без гарантии) ММВБ.

При использовании данного режима ведущий андеррайтер вводит в систему торгов безадресную заявку на продажу с указанием цены размещения, заранее определенную эмитентом, доступную всем членам секции фондового рынка. Покупатели направляют андеррайтеру адресные заявки на покупку (с указанием продавца и покупателя). Получив ее, ведущий андеррайтер вправе заключить сделку, отклонить заявку либо послать встречную - с иными условиями.

Вторичный рынок (листинг)

Функции андеррайтера на вторичном рынке:

«разогрев рынка» акций эмитента;

пострыночная поддержка;

маркетмейкерство.

Ряд зарубежных бирж требует от эмитентов, проводящих IPO, наличия двух-трех маркетмейкеров как обязательного условия первичного размещения и последующего листинга. В частности, это Alternative Investment Market (AIM) Лондонской фондовой биржи (London Stock Exchange), TechMARK Mediscience и TechMARK Лондонской фондовой биржи (London Stock Exchange), дочерняя компания Alternext панъевропейской фондовой биржи Euronext, NASDAQ SmallCap Market, ITEQ - сегмент рынка Ирландской фондовой биржи (Irish Stock Exchange).

К маркетмейкерам должны предъявляться следующие требования:

наличие лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг;

членство в фондовой бирже или ином организаторе торговли - учредителе торговой площадки для компаний малой и средней капитализации.

3. Разработка предложений по совершенствованию управления государственными ценными бумагами

.1 Совершенствование рынка ценных бумаг в Российской Федерации

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что наиболее крупными проблемами рынка ценных бумаг в России являются отсутствие систематизации правовой базы, официальных справочников и баз данных юридических материалов по ценным бумагам. В целом российские нормативные акты, не имеющие необходимой детализации и иногда противоречивые, несут на себе отпечаток не разделения полномочий между различными государственными органами. Значительно лучше разработаны правила, а не меры ответственности, не развита система санкций за нарушения. Около половины нормативных актов связаны с государственными ценными бумагами и приватизацией, а регулирование общего обращения ценных бумаг не охватывает важные области функционирования рынка.

Для совершенствования рынка ценных бумаг я предлагаю ряд мер.

Необходимо снять излишние административные барьеры для размещения ценных бумаг российскими компаниями на отечественных площадках, с целью формирования мирового финансового центра. Необходимо что бы данные нормы распространялись и на кредитные организации, для того чтобы они могли повышать свою капитализацию и укреплять долгосрочную ресурсную базу.

Необходимо внести уточнения в регулирование процедур эмиссии биржевых облигаций (в настоящее время развитие этого инструмента отчасти сдерживается тем, что круг лиц, имеющих право осуществлять эмиссию таких ценных бумаг, ограничен. Следует предоставить право выпускать биржевые облигации и тем эмитентам, чьи облигации уже включены в котировальный список фондовой биржи).

Следует упростить процедуру эмиссии ценных бумаг, сократить объем информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, с учетом того, что такие эмитенты раскрывают информацию ежеквартально (При этом предполагается, что контроль за размещением ценных бумаг будет осуществляться профессиональными участниками, оказывающими услуги по размещению, или биржами).

Решить существующие проблемы процедуры государственной регистрации выпусков ценных бумаг в ходе реорганизации акционерных обществ (в настоящее время государственная регистрация выпусков ценных бумаг, размещенных при реорганизации, осуществляется после уже состоявшейся реорганизации и размещения ценных бумаг, в результате чего регистрирующий орган лишен возможности предотвратить нарушения, которые были допущены в ходе эмиссии, главным образом, нарушения прав инвесторов).

Необходимо сформировать эффективное правовое регулирование, обеспечивающее обращение на российском рынке широкого спектра финансовых инструментов (в настоящее время наиболее отлаженным является регулирование ценных бумаг. Вместе с тем, в отношении иных финансовых инструментов такая детальная регламентация отсутствует).

Представляется необходимым создать возможность для появления организованного рынка ценных бумаг для квалифицированных инвесторов (для этого потребуется снять существующие ограничения для допуска бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, к обращению на организованном рынке). Кроме того, обращение таких бумаг может быть локализовано на «отдельных» площадках, допуск к которым смогут получить только квалифицированные инвесторы.

Необходимо принять изменения и дополнения в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», направленные на формирование системы пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг (управляющих компаний инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов), закон будет предусматривать несколько уровней такого надзора, включая осуществление самими участниками финансового рынка внутреннего контроля за соблюдением установленных требований законодательства, участие саморегулируемых организаций, а также контроль со стороны государственных органов.

Рынок ценных бумаг в России сегодня характеризуется небольшими объемами, низкой ликвидностью, неразвитостью материальной базы, технологий торговли, депозитарной и клиринговой сети, отсутствием хорошо продуманной, долгосрочной фондовой политики. Тормозит развитие российского рынка ценных бумаг недостаточно продуманная система налогообложения, особенно доходов от торговли новыми видами ценных бумаг.


3.2 Основные направления совершенствования рынка федеральных заимствований

В качестве важнейших вопросов долговой стратегии РФ Министерство финансов выделяет выбор между рыночным и нерыночным привлечением средств; выбор между заимствованиями на внутреннем или внешнем рынках; определение структуры займов по срокам.

Осуществление внешних займов, по оценке Министерства финансов РФ, имеет следующие преимущества:

национальная экономика получает дополнительные финансовые ресурсы, в том числе долгосрочные, без необходимости перераспределения имеющихся ресурсов внутри страны;

государство получает возможность привлечения средств в условиях ограниченных возможностей внутреннего рынка;

внешние заимствования формируют ориентиры по доходности для корпоративных эмитентов, размещающих свои долговые бумаги, и способствуют снижению стоимости заимствований для российских компаний;

ограниченность источников долгосрочных пассивов в экономике, так сравнительно крупные размещения на внутреннем рынке пока возможны только на более короткие сроки (3-5, максимум, 10 лет), а выпуск более долгосрочных инструментов будет сопряжен с высокой премией за риск и ограничен в объемах.

В качестве аргументов в пользу внутренних займов Министерство финансов РФ выделяет:

привлечение внутренних заимствований не сопряжено с валютным риском для федерального бюджета;

такие займы стимулируют развитие внутреннего финансового рынка.

Государственные ценные бумаги, как правило, по сравнению с депозитами в коммерческих банках имеют более высокую доходность и отличаются более высокой надежностью, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 102 Бюджетного кодекса РФ долговые обязательства Российской Федерации полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации имуществом, составляющими государственную казну, в состав которой входит значительный по своим объемам Резервный фонд.

Мировой опыт свидетельствует о том, что многие страны проводят политику, ориентированную на размещение страховых пенсионных накоплений преимущественно в государственные ценные бумаги, особенно на первоначальном этапе формирования накопительной системы пенсионного обеспечения.

В большинстве стран операции с государственными ценными бумагами являются чрезвычайно надежными, а рынки их- очень устойчивыми. Колебания цен на таких рынках относительно не велики. Государственные ценные бумаги особенно популярны, так как дают определенные налоговые преимущества, они могут использоваться в качестве первоклассного залогового обеспечения при получении ссуды и практически свободны от рисков.

Положительными сторонами вложений пенсионных накоплений в государственные ценные бумаги являются:

.Высокая надежность, гарантия сохранения средств.

.Более низкие риски потери вложенного капитала по сравнению с акциями, которые, хоть и являются в долгосрочной перспективе финансовым инструментом, приносящим более высокие доходы по сравнению с облигациями, однако они могут приносить своим владельцам значительные убытки на протяжении достаточно длительного периода времени, например, это было во времена Великой депрессии, а также в Японии, когда на возврат к прежнему уровню цен ушли десятилетия.

.Получение наличных без значительных потерь в цене из-за высокой ликвидности рынка.

.Стабильность всей финансовой системы и связывание избыточной денежной ликвидности.

.Возможность сформировать устойчивый к рыночной конъюнктуре инвестиционный портфель.

Отрицательными сторонами вложений в государственные ценные бумаги являются:

.Относительная низкая доходность.

.Обесценивание вложений в следствии инфляции, процентные ставки по которым привязаны к ней.

Ещё одной важной проблемой, связанной с размещением средств пенсионных накоплений, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и государственных корпораций в федеральные государственные ценные бумаги, является значительный объем размещаемых средств на фоне значительной низкой ликвидности рынка государственных ценных бумаг. В этих условиях, целесообразно, чтобы соответствующие инвесторы ежемесячно согласовывали в обязательном порядке объемы приобретения и реализации государственных ценных бумаг Российской Федерации с Министерством финансов России по каждому выпуску. Это позволит эффективно организовать работу Министерства финансов РФ России п размещению государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации, и сгладить возможные ценовые колебания на рынке.

Также проблемой законодательного регулирования является включение в состав разрешенных объектов для инвестирования средств государственных корпораций облигаций Банка России.

Учитывая текущую ситуацию в экономике, в ближайшие годы предлагается основную часть заимствований произвести на внутреннем рынке при сохранении определенного присутствия на внешних рынках.

В целом решение вопроса о балансе между внутренними и внешними заимствованиями будет зависеть от конъюнктуры внутреннего и мирового финансового рынка, успешности решения задачи развития внутреннего рынка государственного долга, сохранения благоприятной макроэкономической ситуации в России, прежде всего с точки зрения сохранения сравнительно низкого уровня инфляции.

На ближайшие годы, по мнению Министерства Финансов, сохранит актуальность задача поддержания сбалансированной по срокам структуры госбумаг, обеспечив инвесторам более широкий выбор облигаций по срокам: осуществить размещение государственных облигации сроком до одного года и выпустить долгосрочные государственные облигации - на срок 10 лет и более при благоприятной рыночной конъюнктуре.

В целях реализации стратегии расширения заимствований на внутреннем рынке предлагаем реализацию комплекса мер, направленных на достижение следующих результатов:

обеспечение регулярного, диверсифицированного по срокам предложения участникам рынка государственных облигаций с учетом соответствующего спроса и в объемах, обеспечивающих потребности федерального бюджета;

привлечение различных инвесторов по их типам, географии деятельности, предпочтениям по срокам заимствований, инструментам и площадкам торговли;

повышение прозрачности государственной заемной, в том числе ценовой политики, обеспечение постоянного активного взаимодействия с инвестиционным сообществом, стимулирование роста уровня доверия инвесторов к российскому долговому рынку;

совершенствование инфраструктуры рынка. [13]

Для реализации обозначенных задач предлагаем осуществить размещение 30-летних государственных облигаций, наряду с 5-ти и 10-летними ценными бумагами, а также выпустить наряду с долларовыми долговыми инструментами гособлигации, номинированные в евро. При этом размещение долговых инструментов на международных рынках капитала в иных валютах и на срок менее 5 лет представляется нецелесообразным.

Важным элементом системы управления государственным долгом, по мнению Министерства финансов РФ, призвано стать Российское финансовое агентство (РФА). Планируется, что РФА будет осуществлять от имени РФ внутренние и внешние государственные заимствования, размещая государственные ценные бумаги, а также проводить операции с данными ценными бумагами на вторичном рынке с целью оптимизации государственного долгового портфеля. Кроме того, РФА будет инвестировать временно свободные средства федерального бюджета и средства российских суверенных фондов. [23]

Государственная гарантийная поддержка должна основываться на том, что государственные гарантии - прежде всего инструмент, применяемый в кризисный период при отсутствии доверия на рынке. И соответственно предлагаем постепенное сокращение объема государственных гарантий по обязательствам Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, финансирование АИЖК за счет обязательств с ипотечным покрытием, постепенное сокращение государственных гарантий по поддержке экспорта с передачей этой функции капитализированным государственным институтам.

Предлагается также обеспечить соблюдение определенных ограничений получателями господдержки на период действия государственных гарантий (отмена премиальных и бонусных выплат высшему менеджменту и др.), установление ответственности принципала за не реализацию поддерживаемых госгарантиями проектов, а также поддержку крупных, особо значимых и экономически состоятельных инвестиционных проектов («инвестиционные» гарантии), обеспечив их приоритетное предоставление в условиях «посткризисного» периода.

Наряду с предоставлением бесплатных государственных гарантий, оправдано установление платности государственной гарантийной поддержки.

В перспективе возможно предоставление государственных гарантий, покрывающих не все виды рисков, а только отдельные из них, а также расширение практики разделения рисков государства с частным капиталом (покрытие доли риска).

Ещё одним из важных направлений является совершенствование правового регулирования размещения средств пенсионных накоплений, государственных внебюджетных фондов РФ и государственных корпораций в федеральные государственные ценные бумаги.

Можно сделать вывод, что основными направлениями совершенствования рынка федеральных заимствований являются:

.Увеличение числа инвесторов.

Похожие работы на - Государственные ценные бумаги как инструмент развития экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!