Феминизм в современном обществе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,06 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Феминизм в современном обществе

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность современного феминизма

.1 Феминизм во второй половине XX века

.2 Основные направления современного феминизма

Глава 2. Исследование женщин в бизнесе

.1 Возможности занятия женщинами лидирующих позиций в управлении предприятием

.2 Выводы исследования женщин в бизнесе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение (Анкета «Эффективность руководства женщин»)

Введение

Движение женщин за равноправие в начале XX века было интернациональным феноменом, но масштабы, характер и формы движений, а также риторика феминисток определялись конкретными социально-политическими условиями, культурно-историческими традициями того или иного общества.

Феминистские идеи и сегодня сохраняют свою актуальность. Пусть многого женщины уже добились, но подлинного равноправия в обществе пока нет. По-прежнему в политике и экономике главенствуют мужчины, с сомнением относятся к прогрессивным, деловым женщинам. На бумаге законы провозглашают равноправие, а на деле - преобладают старые, патриархальные устои в семье, мужчина по-прежнему считает себя хозяином в доме и в обществе.

Во время написания работы мной были использованы труды российских и зарубежных ученых: Н. Новиковой, А. Темкиной, С. де Боувар, С. Эванс и других, а так же статьи в периодических изданиях.

Феминизм в отечественной историографии долгое время считался частью рабочего и социалистического движения. Самостоятельно этот вопрос не рассматривался и поэтому не получил широкого развития, отсюда немногочисленность отечественной литературы. Основными источниками были книги Второй пол Симоны де Бовуар, Рожденная для свободы Сары Эванс и сборник Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. Симона де Бовуар обращается в своем повествовании к мифам и легендам о «тайне пола», о «загадке женской души», созданным, по ее словам, мужчинами. В книге Сары Эванс раскрывается история жизни американских женщин, начиная с 16в. Она пишет о том, как американская женщина с давних времен пыталась изменить отведенные ей рамки. Отсюда взрыв социальной активности, приведший к созданию целого ряда неформальных объединений.

В центре книги разнообразные судьбы американских женщин - коренных американок, первооткрывательниц, рабынь, иммигранток, фабричных работниц, матерей и домохозяек. Женское движение, по мнению Сары Эванс - это скрытый источник демократизации общества. В сборник включены произведения разных жанров - эссе, мемуары, письма и отрывки из художественных произведений известных общественных деятелей и литераторов - Ж. Санд, А. Адамс, Г. Ибсена, С. Энтони и др. Включенные в сборник произведения отражают историю 150-летней борьбы женщин за свои права - со времен Американской революции по сороковые годы XX в. Среди проблем, о которых идет речь в сборнике - брак как инструмент подавления и эксплуатации, желание женщины самой распоряжаться своей свободой, экономическая зависимость женщины.

Объект работы - феминизм.

Предмет работы - женщины в современном обществе.

Цель данной работы - исследование феминизма в современном обществе.

выявить сущность современного феминизма;

исследование женщин в бизнесе.

Глава 1. Сущность современного феминизма

1.1 Феминизм во второй половине XX века

Пробуждение, или женское возрождение началось в 60-е годы. Его эпицентром стали США, где именно в эти годы наблюдалась активизация демократических процессов, направленных на ликвидацию различных форм дискриминации, и прежде всего расизма. Женское движение обрело новые, зачастую радикальные формы, что нашло отражение в его названии - женское освободительное движение.

Новая волна борьбы за эмансипацию была обусловлена структурными изменениями в социуме и, прежде всего, - значительным увеличением доли женского труда в общественном производстве. Так, к 1960 г. в США женщины составляли более одной трети трудовых ресурсов страны, при этом 54% трудящихся женщин были замужними, а 33% имели детей, что свидетельствует об экономических факторах, побуждавших женщин включаться в общественную производственную практику.

Феминистское движение 60-х - начала 70-х годов получило несколько экстравагантную окраску, проявляясь в вызывающих, даже шокирующих традиционно настроенную общественность непривычных лозунгах, формах выражения протеста. Стремясь к пробуждению женского самосознания, освобождению общественного мнения от инерции патриархально ориентированных нравственных установок, феминистки использовали, например, приемы площадного театра. В листовках возникшей в 1968 г. американской организации под скандальным названием Ведьма говорилось: Все, что репрессивно, имеет исключительно мужскую ориентацию, завистливо, отмечено пуританством и авторитарностью, должно стать мишенью вашей критики. Ваше оружие - ваше безграничное прекрасное воображение. Ваша сила исходит от вас самих, как от женщин, и она многократно усиливается от совместной работы с вашими сестрами. Ваш долг - освободить ваших братьев (хотят они этого или нет) и самих себя от стереотипов половых ролей.

Шокирующий характер носили не только формы феминистского протеста, но и его содержание. Критике подвергались те устои общества, которые способствовали, по мнению феминисток, закреплению неравноправного положения женщин: замужество, материнство и т.п. Логика рассуждений сводилась приблизительно к следующему: В браке, согласно закону, мужчина и женщина - одно лицо, то есть само бытие или правовое существование женщины прекращается с началом ее замужества. Ибо одно всегда подразумевает мужское господство.

Экстремизм феминистского движения имел позитивные и негативные последствия. С одной стороны, он содействовал пробуждению женского самосознания, а с другой - давал повод для дискредитации, позволял оппонентам обвинять феминисток в том, что у них комплекс неполноценности, нездоровое пристрастие к власти, склонность к половой распущенности и т.д.

Феминизм, как и всякое другое политическое движение, не мог избежать радикализма, левизны как своего рода болезни роста. Потребовалось время, чтобы пришли зрелость оценок, умеренность и взвешенность действий, наконец, теоретическая обоснованность. Этому в значительной степени способствовало создание сети так называемых женских исследований, призванных одновременно вести просветительскую работу и подводить научный фундамент под движение за освобождение женщин. Женские исследования стали неотъемлемой частью учебных программ многих университетов, появилось немало специализированных научно-исследовательских центров.

В 70-е годы повсеместно в западных университетах возникают центры женских или феминистских исследований с особыми программами, включающими специалистов по биологии, физиологии, антропологии, этнографии, философии, истории, филологии. В них переместился спор, разделивший феминистов на сторонников эгалитарного подхода и проповедников женской субъективности. С распространением женских исследований спор этот не только не разрешился, но развел оппонентов в разные стороны.

Свой выход из этого тупика предложили исследователи, строившие анализ, исходя из сопоставления мужской и женской ролей в разных ситуациях в разные периоды. Они предложили ввести новое понятие гендер (от англ. gender - род). В русском языке это понятие можно раскрыть только смысловой фразой: социальные отношения пола, или социально закрепленное разделение ролей на мужские и женские. Они стремятся перевести анализ отношений пола с биологического уровня на социальный, чтобы, наконец, отказаться от постулата о природном назначении пола; показать, что понятие пол принадлежит к числу таких же смыслообразующих понятий, как класс или раса.

В 70-80-е годы международным сообществом приняты документы, которые призывают к ликвидации всех форм дискриминации женщины. В них женщина признается таким же полноценным субъектом истории, как и мужчина, а ее личность оценивается выше, чем ее природное назначение, в них подчеркивается, что рождение детей, продолжение рода - это право, а не обязанность женщины.

Начатая в 60-е годы женская революция шла под лозунгом: Если женщина имеет право на половину рая, то она имеет право и на половину власти на земле! - в 80-90-е годы вынудила власть имущих потесниться и впустить, наконец, и женщин во все структуры управления обществом. Эти структуры из однополых мужских стали превращаться в смешанные. Суфражистки, бабушки американок конца 20в., порадовались бы увеличению числа женщин - членов политических партий. В 1969г. женщины занимали только 3,5% должностей в штатах, к 1986г. эта цифра выросла до 13%. В местных органах власти их представительство составляло 4% в 1975г. и 10% в 1981г. Доля женщин в парламенте США составляет 11,2%, в Великобритании - 7,8%. [6, c. 316]. И эти цифры продолжают расти, хотя и очень медленно. Таким образом, женская революция изменила представление о роли женщины в современном обществе. К середине 90-х мужчины занимают 375 мест в Палате Представителей конгресса США - женщины только 60. В Сенате 87 мужчин и 13 женщин. На высших министерских постах в Администрации Президента Буша работает 4 женщины. В компаниях, принадлежащих женщинам, работает каждый четвертый американец. Но при этом, только 12.4% женщин являются членами советов директоров крупнейших американских компаний.

В 1961 году президент США Джон Кеннеди создал первую в мире специальную структуру - Президентскую Комиссию по Защите Прав Женщин (President's Commission on the Status of Women). Во главе этой организации стала Элеанор Рузвельт, вдова президента Франклина Рузвельта и автор Всемирной Декларации Прав Человека. Комиссия следила за соблюдением прав женщин на рабочем месте. В 1963 году Конгресс США обязал всех работодателей за одну и ту же работу платить женщинам также как и мужчинам.

В 1964 году в США была законодательно запрещена дискриминация по расовому и половому признаку. Создана влиятельная Комиссия по Равным Возможностям на Работе (Equal Employment Opportunity Commission), которая ставила своей целью расследовать факты подобной дискриминации.

Феминизм распространился по свету с такой быстротой только потому, что повсюду мог использовать уже существовавшие традиции общественной деятельности. Феминизм воспринял основополагающие нормы эпохи гуманизма и Просвещения, согласно которым человек есть существо, воздействующее на окружающую среду и на самого себя, изменяя и творя. Однако, в патриархальном обществе мужчина присвоил себе активную роль и право на воплощение этих особенностей человеческого рода. Целью феминизма является, таким образом, освобождение женщин от ограничений, навязанных мужчинами, предоставление ей равных возможностей участвовать в творческом процессе, в истории.

Феминизм вырос из других движений, направленных на реформирование общества. В США одним из предков феминизма стало движение за освобождение чернокожего населения, другим - студенческое движение. В Великобритании и западноевропейских странах современный феминизм уходит своими корнями в радикальное студенческое движение 60-х годов.

С начала 60-х годов начинает оформляться радикальная ветвь американского феминизма - освободительное движение. Это течение вырастало постепенно из движения новых левых, одновременно являясь реакцией и протестом на студенческую революцию. Студентки с энтузиазмом принимали участие в университетских выступлениях, в сидячих забастовках, маршах протеста против сегрегации на Юге, в антивоенных митингах-диспутах против войны во Вьетнаме. Но постепенно они начинают испытывать неудовлетворение отводимой им ролью в молодежном движении. Разочарование было связано с процессом осознания своей полной отстраненности от руководства и принятия решений в ново-левых неформальных группах и организациях. Новое левое движение было первым в истории Соединенных Штатов массовым выступлением молодых людей из среднего класса против институтов и ценностей западной демократии. Критика и идейный нигилизм новых радикалов касались всей системы ценностей и институтов прогнившей индустриальной цивилизации.

При этом оказалось, что, подвергнув сомнению политические идеалы стопроцентного американизма, бросив вызов буржуазной американской мечте, новые левые, как и старые, подвергли сомнению ценности и практику патриархата. Требования эгалитарной демократии и демократии участия не распространяются на систему гендерных отношений. Соратницы по движению, отважившиеся отойти от уготованной роли канцелярских и кухонных помощниц и поставить на повестку дня молодежных собраний проблему равных прав женщин, встречали грубые насмешки, издевательства и полное неприятие. Лидер влиятельной радикальной организации Студенческого координационного комитета ненасильственных действий прославился на всю страну своей шутливой реакцией на вопрос о положении женщин. Единственное положение женщин в нашей политической организации - публично заявил он, - это распростертое.

Любая женщина или женская группа могла начать деятельность на уровне местной общины, города или штата.

В многочисленных группах роста сознания и повышения личностной самооценки их участницы по-новому осмысливали хорошо известную дискуссию сходство - различие. В радикальном течении женское различие, противостоящее пониманию равенства как одинаковости, перестает быть ругательным термином. По инициативе женских групп формируются альтернативные женские контркультурные социальные институты и практики. С конца 60-х годов появляются феминистские издания, книжные магазины, кафе, детские сады, женские клиники и центры женского здоровья и планирования семьи, кризисные центры для женщин, подвергшихся сексуальному и домашнему насилию. По своему размаху освободительное женское движение к середине 70-х годов начинает превосходить масштабы антивоенных и молодежных выступлений.

Феминистский вызов становится ведущей темой средств массовой информации. Движение за права женщин не вызывало такого резонанса. Реформизм женских либеральных организаций 60-х годов, в целом, вписывался в рамки демократической системы США, в то время как радикализм освободительных групп грозил разрушением многовековых социокультурных ценностей, институтов и политик.

Проблематизация сексуальных отношений, как политических отношений власти и подчинения обострила раскол внутри феминизма в 80-е годы. Выделение лесбийского крыла в радикальном движении и идеологическое обоснование женской гомосексуальности, как ведущей стратегии женского освобождения вызвало резкий антагонизм со стороны либеральных организаций. По мнению одного из известных теоретиков этого течения Шарлотты Банч, реформисты определяют проблему как частный вопрос; между тем для нас это форма политического восстания против социального конструирования женской сексуальной ущербности и вторичности, а также борьба с мужской властью и угнетением.

Создавая собственные организации и дистанцируясь от мужского гомосексуального движения, лесбийское сообщество 1970-х годов настаивало на принципиальной важности борьбы с принудительной гетеросексуалъностью. Поскольку господствовавшие сексуальные практики исключали возможность осознания и удовлетворения собственно женских сексуальных желаний, то именно этот проект, по их убеждению, обеспечивал основу для утверждения равноправия как социокультурной нормы. По мере охлаждения феминистских дискуссий провозглашение гомосексуальности перестает быть актом политического протеста. С середины 80-х годов в контексте соблюдения гражданских прав сексуальных меньшинств данная тема становится частью программных требований либеральных организаций.

С середины 70-х годов, вслед за лесбийским, в рамках женского движения США начинает оформляться течение черного феминизма. Известные журналистки, будущие популярные писательницы Элис Уокер, Нобелевский лауреат Тони Моррисон, Анджела Дэвис первыми в своих работах поставили проблему двойной идентичности и двойного угнетения чернокожих американок. Вовлеченные в 60-е годы в движение за гражданские права афро-американцев, они проделали в своей идейной эволюции тот же путь, что и их белые соратницы из молодежных организаций. Обнаружение маргинальности женской ситуации не только в традиционно патриархатном американском обществе, но и в новых либеральных и радикальных концепциях афро-американского освобождения неизбежно привело их в ряды феминисток, неотвратимо вызвав обвинения в предательстве интересов расовой солидарности со стороны приверженцев нового программного лозунга борьбы власть черным.

Для самих черных феминисток путь обретения женской солидарности протеста тоже не мог быть простым и гладким. Серьезным барьером на этом пути и главным объектом критики становилось то, что опыт чернокожих женщин не был включен в созданные белым феминизмом модели женского освобождения. В этом смысле концепции и практики обоих ветвей движения предыдущих десятилетий полностью игнорировали социальные, расовые и этнические различия среди женщин. Либеральная и радикальная парадигмы феминизма, выстроенные исключительно на опыте белых, образованных женщин среднего класса, воспроизводили, по мнению цветных феминисток, властную иерархию среди самих женщин. Создаваемый ими механизм по обеспечению формального индивидуального равенства, не учитывающий двойную эксплуатацию женщин из расовых, этнических меньшинств и низших социальных слоев, оказывался неработающим, а подчас ухудшающим статус этих женщин. Одна из самых известных теоретиков черного феминизма Белл Хукc писала в своей книге Феминистская теория: от края к центру о необходимости не ограничивать рамки феминизма стремлением к достижению одинакового социального статуса с мужчинами.

Добавление отсутствующих элементов анализа неизбежно вносит раскол в феминистскую среду, но при этом расширяет границы феминизма до понимания всей совокупности многообразных систем господства, взаимозависимости форм угнетения по признаку пола, расы и класса. Отождествление угнетения исключительно с мужским доминированием обозначало, по мнению Хукс, слабость либерального и радикального политического анализа и затрудняло формирование жизнеспособных стратегий, способность мужчин и женщин быть подчиняемыми - общая точка их соприкосновения. Эта идея становится ключевой в формировании многокультурного феминизма 1980-1990-х годов.

Феминизм различий, или множественность феминизмов определяли новый этап в идеологии и практиках женского движения США в 1980-1990-е годы. На смену коллективным действиям 1960-1970-х годов приходит институциализация женского движения в процесс принятия решений по широкому спектру гендерной политики. Академический статус новых университетских программ по женским и гендерным исследованиям утверждал признание эпистемологических возможностей феминистских концепций. В последнее десятилетие XX века становится очевидной интеграция многих феминистских ценностей в структуру национального самосознания и жизненной философии американцев. Правовое признание и уважение к различиям любого рода определяло формулирование принципов многокультурного плюрализма в 1990-е годы и эволюцию американской модели демократии.

.2 Основные направления современного феминизма

Вроде как «феминизм» - американское явление, вернее сейчас оно уже не американское, а глобальное, общемировое, но родилось оно в Америке - так, по крайне мере, утверждают. Может быть, так оно и есть. Я чуть коснулся в рассказе о Нью-Йорке <#"justify">Бовуар С. де. Второй пол. / Пер. с фр. - М.: Гардарика, 2014. - 220с.

Брайсон В. Политическая теория феминизма. / Пер. с англ. - М.: Идея-Пресс, 2011. - 304с.

Дугин И.Н. Магический феминизм. М.: ИНФРА-М, 2014. - 140с.

Жеребкина И. «Прочти мое желание…» Посмодернизм. Психоанализ. Феминизм. М.: Идея-Пресс, 2014. - 256с.

Комаров Е.И. Женщина-руководитель. М.: Академия, 2013. - 218с.

Миллет К. Теория сексуальной политики. / Пер. с англ. // Феминизм и гендерные исследования. Тверь: Волга, 2014. С.41-48.

Новикова Н. Либеральный феминизм в России и на Западе: опыт сравнительного анализа. Ярославль: Ярославский госпедуниверситет, 2010. - 120с.

Попкова Л. Теория и практика современного феминизма: женское движение в США. СПб.: Питер, 2014. - 67с.

Темкина А. А. Феминизм: Запад и Россия // Преображение. - 2015. - №3. - С.41-47.

Шатерникова М. Откуда растет феминизм? // Вестник МГУ. - 2014. - № 16. - С.23-40.

Эванс С. Рожденная для свободы. / Пер с англ. - М.: Гардарика, 2013. - 190с.

Приложение

Анкета «Эффективность руководства женщин»

1. Стремитесь ли вы к использованию в работе новейших достижений в своей профессиональной области?

. Стремитесь ли вы сотрудничать с другими людьми?

. Вы говорите с сотрудниками кратко, ясно и вежливо?

. Поясняете ли вы причины, заставившие вас принять то или иное решение?

. Доверяют ли вам подчиненные?

. Вовлекаете ли вы всех исполнителей задания в процесс обсуждения целей, сроков, методов, ответственности и т.д.?

. Поощряете ли вы сотрудников проявлять инициативу, вносить предложения и замечания?

. Помните ли вы имена всех людей, с которыми общаетесь?

. Предоставляете ли вы свободу действий исполнителям в достижении поставленной цели?

. Контролируете ли вы ход выполнения задания?

. Помогаете ли вы подчиненным только тогда, когда они об этом просят?

. Выражаете ли вы свою благодарность подчиненному за каждую хорошо выполненную работу?

. Стремитесь ли вы найти в людях лучшие качества?

. Знаете ли вы, как эффективно можно использовать возможности каждого подчиненного?

. Знаете ли вы интересы и устремления ваших подчиненных?

. Умеете ли вы быть внимательный слушателем?

. Благодарите ли вы сотрудника в присутствии его товарищей по работе?

. Отмечаете ли вы хорошую работу своего коллектива в докладе вышестоящему руководители?

. Доверяете ли вы своим подчиненным?

. Стремитесь ли вы дать сотрудникам всю информацию, которую получаете сами административным и управленческим каналам?

. Поясняете ли вы сотруднику значение результатов его труда в соответствии с целями предприятия, отрасли?

. Оставляете ли вы время себе и подчиненным для планирования работ?

. Есть ли у вас план самосовершенствования, по крайней мере, на один год вперед?

. Существует план повышения квалификации персонала в соответствии с требованием времени?

. Читаете ли вы регулярно специальную литературу?

. Имеете ли вы достаточно большую библиотеку по специальности?

. Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья и работоспособности?

. Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу?

. Эффективно ли вы проводите беседы со своими подчиненными по вопросам улучшения их работы?

. Знаете ли вы, какие качества работника должны быть в центре внимания при приеме на работу?

Похожие работы на - Феминизм в современном обществе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!