Правосознание и правовая культура

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,15 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правосознание и правовая культура

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. Юридическая природа правосознания

. Деформация правовой культуры общества

. Правовое воспитание граждан - цель будущего Казахстана

. Правовая психология

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Правовая культура является одним из важнейших и основных понятий как в науке теории государства и права, так и в жизни общества и государства в целом. Истории человечества доказывает нам, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих основополагающих процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры. Действительно, в какой степени осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества, к появлению новых правовых норм, в какой степени эмоциональное отношение влияет на правомерное или правонарушительное поведение? Чтобы ответить на эти риторические вопросы, я выбрал данную актуальную тему для написания своей курсовой работы.

Правовая культура занимает определенную позицию в системе теории государства и права, и как мне кажется, ведущую роль в сознании общества.

Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов органично связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества. Как таковое правосознание и его более крупная социальная форма - правовая культура - изучаются именно в теории права [1].

Существуют различные формы общественного сознания, посредством которых люди осознают (отражают) окружающий мир. Это политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание. К формам общественного сознания относится и правосознание. Правосознание - это, по существу, оценка права, существующая в обществе, выражающая критику действующего права и формулирующая определенные надежды и пожелания к правовой сфере, ее изменениям, определяющая, что считать правомерным, а что неправомерным. Это еще и новая фаза состояния общественного сознания. Особенность правосознания, как специфической формы общественного сознания, выражается в следующем:

Предметом моей курсовой работы является правовая культура в ракурсе формы общественного сознания.

Цель моего исследования следует из предмета, то есть изучение правовой культуры - формы общественного сознания. Перед собой я поставил следующие задачи:

üОпределение дефиниции правовой культуры, видов и структуру данного понятия;

üРассмотреть взаимодействие правовой культуры и нормы права.

Главной отличительной особенностью данной темы является незавершенность процесса становления правовой культуры, что с одной стороны влияет на оценку всей действительности. В будущем хочется надеяться, что наши дети будут писать курсовую работу уже завершенной правовой культуры. Нашему суверенному государству в этом году исполняется 20 лет, что весьма радует. Огорчает лишь одно, пробелы в праве существуют и поныне.

Выбранная тема мне близка потому что, я выбрал профессию юриста, а значит, я должен иметь представления об истории становления правового государства, знать, как же формировались те или иные правовые ситуации, учитывать те или иные пробелы в праве.

Данной проблематикой занимаются такие правоведы как А.Б. Венгеров, В.Н. Хропанюк, Л.И. Спиридонов, Ибраева С.А. и др.

1. Юридическая природа правосознания

В юридической науке к настоящему времени уже созданы основы общей теории правосознания и правового воспитания.

В последние годы заметно усилился интерес к социологическим исследованиям по данной проблематике, достаточно полно изучены общие вопросы правосознания как формы общественного сознания, его понятия, структуры, функций и т.д.

Правосознание выступает в качестве одной из форм единого общественного сознания и обладает относительной самостоятельностью. Оно отражает всю совокупность разнообразных правовых явлений общественного бытия (правовую систему, правовое регулирование, правопорядок и т.п.), входящих в надстройку нашего общества.

Правовое сознание можно определить как систему правовых чувств, эмоций, идей, взглядов, оценок, установок, представлений и других проявлений, выражающих отношение граждан Российской Федерации как к действующему праву, к юридической практике, правам, свободам, обязанностям граждан, так и к желаемому праву, к другим желаемым правовым явлениям.

Основными аспектами изучения структуры правосознания, как и структуры всего общественного сознания в целом, являются гносеологический и социологический, которые, хотя и различаются между собой, все же не отрицают, а дополняют и друг друга. При гносеологическом подходе общественное правосознание рассматривается как отражение, как одна из форм общественного познания, при социологическом - исследуется с точки зрения его места в системе общественных явлений и роли в развитии всего общества в целом.

Структура правосознания, рассмотренная в гносеологическом аспекте, состоит из двух уровней отражения правовой действительности: правовой идеологии и правовой психологии.

Правовая психология, возникающая под непосредственным влиянием окружающей правовой действительности, является первой, начальной эмпирической ступенью правосознания.

Именно с этого уровня правосознания начинается осознание правовой реальности, первичное «знакомство» с ней.

В отличие от правовой психологии, правовая идеология представляет более высокий, научно-теоретический концептуальный уровень правосознания, более глубокое осмысление людьми правовых явлений общественной жизни.

В идеологической сфере правосознания на базе уже приобретенного конкретного эмоционально-чувственного материала происходят окончательное становление и оформление идей и представлений о правовой действительности, играющих большую роль в формировании воли людей.

Правовая идеология и правовая психология, находящиеся во взаимосвязи и взаимозависимости как элементы единого явления - правового сознания, в существенной степени отличаются друг от друга. Основное различие между ними заключается не только в том, что они отражают общественное бытие и объективную правовую реальность при помощи разных социальных инструментов: первая - при помощи идей, теорий, вторая - при помощи психических проявлений, чувств и эмоций. Оно состоит, главным образом, в различных уровнях и способах этого отражения.

Если отражение общественного бытия в правовой идеологии происходит на уровне теоретического, научного осознания, теоретических знаний и оценок законодательства, правопорядка, законности и иных правовых явлений, то такое отражение в правовой психологии осуществляется прежде всего на уровне обыденного, повседневного сознания. Поэтому ведущим элементом в структуре правосознания является комплекс правовых идей.

Именно им принадлежит определяющее место в процессе выработки стратегии и реализации людьми на практике своего юридически значимого поведения, хотя нельзя недооценивать и значения правовых чувств и эмоций.

Правовая идеология в рассматриваемом аспекте представляется как строй проникнутых внутренним единством научных положений, идей, теорий и учений, характеризующих взятую в развитии правовую систему.

Что же касается правовой психологии, то она мыслится как сумма массовидных правовых психических проявлений (эмоций, чувств, настроений), отражающих различные правовые аспекты общественной жизни. Оба эти структурные элемента правосознания, разумеется, тесно связаны между собой, находятся в постоянном взаимодействии.

Социологический анализ структуры правосознания позволяет выделить в нем три компонента - познавательное, оценочное и практическое правосознание.

В русле такого анализа исследователи рассматривают и вопрос о функциях правосознания, выделяя, как правило, следующие: гносеологическую, регулирующую и функцию правового моделирования. Гносеологическая функция характеризует познание правовых явлений в объективной реальности, регулирующая - дает возможность путем сопоставления своего поведения с требованиями правовых предписаний корректировать его, функция моделирования - служит важнейшим средством формирования соответствующей модели поведения, которое расценивается как необходимое. В.В. Лапаева в юридическом механизме действия права выделяет и анализирует познавательную, оценочную и регулятивную функции правосознания.

Познавательная деятельность выполняет функцию отражения правовой реальности (познавательная функция правосознания). Она состоит из ряда последовательно возникающих психических образований: ощущений, главным образом слуховых и зрительных; восприятий; памяти, которая накапливает правовые знания посредством процессов запоминания, воспроизведения, узнавания и выражает их в виде различных правовых представлений; мышления, являющегося высшим познавательным процессом, продуктом которого служат правовые идеи, понятия и убеждения.

Однако, познавая правовую действительность, граждане проявляют определенное отношение к ней (оценочная функция правосознания) через психические эмоциональные процессы и состояния (эмоции, чувства, настроения, эффекты, страсти).

Практической стороной правосознания, осуществляющей разумную реализацию намерений человека, является воля (поведенческая функция правосознания). Она охватывает: уяснение правовых знаний; внутреннее согласование возникающих побуждений со сложившимися правовыми убеждениями и с существующей объективной реальностью, включающей действующую в обществе систему правовых норм и ценностей; определение цели, решение и, наконец, исполнение решения.

Значительную роль в «переработке» и усвоении поступающей в правосознание правовой информации играет сложный механизм психической регуляции поведения человека, включающий в себя осознание интереса, определение цели, систему мотивов и волеизъявление.

Правосознание не просто зеркально отражает окружающую правовую действительность, а преломляет ее через своеобразный «социально-биологический фильтр» человеческой индивидуальности. Он состоит из трех компонентов: особенностей всего психического сплава личности; жизненного опыта человека; непосредственного круга общения индивида.

Правовое сознание является сложным социальным образованием. С точки зрения субъектов (носителей) правосознание подразделяется на общественное (массовое, общесоциальное), групповое и индивидуальное. С позиций социального уровня правосознание, как правило, подразделяется на обыденное, научное и профессиональное.

Обыденное правосознание в основном формируется под воздействием непосредственных условий жизни людей, их личного жизненного опыта. Наибольшую роль в нем играют психологические элементы (чувства, эмоции). Научное правосознание складывается на основе широких и глубоких правовых обобщений, а его содержание в основном составляют правовая идеология, система теоретических правовых знаний. Профессиональное правосознание - это правосознание юристов, т.е. общности людей, которая требует специальной общеобразовательной или практической подготовки. Эта разновидность правосознания отличается тем, что его духовные элементы неразрывно связаны с умениями и навыками практического познания правовых норм и их применения.

Одну из разновидностей правосознания работников юридической профессии представляет собой профессиональное правосознание сотрудников органов внутренних дел. Это система правовых знаний, взглядов, представлений, установок, чувств и других духовных проявлений людей, профессионально занимающихся охраной общественного порядка, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений и других правонарушений, охраной собственности, прав, свобод и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, осуществлением безопасности дорожного движения, обеспечением пожарной безопасности, исправлением и перевоспитанием осужденных.

У правового сознания и поведения, значимого с точки зрения закона, достаточно сложные отношения. Они характеризуются многими аспектами, среди которых, прежде всего, выделяются воздействие правосознания на поведение, противоречия между ними, а также обратное воздействие поведения на правосознание.

При этом нельзя забывать об огромном значении правовых норм при формировании поведения людей. Норма права в диспозиции определяет желательное для общества и личности поведение. Однако следует иметь в виду одно принципиальное положение: правосознание всегда «ближе» к поступку, поведению, чем правовая норма. Именно оно, а не правовая норма «предотвращает противоправное поведение» и придает поступку «желательное юридическое значение».

Курс на дальнейшую демократизацию общественной жизни и создание правового государства с необходимостью предполагают гораздо большую ориентацию на использование правового сознания как средства социального регулирования юридически значимого поведения гражданина. В таком регулятивном воздействии правосознания представляется необходимым выделить следующие моменты [1]. Правосознание не просто способствует осознанию гражданином цели юридически значимого поведения, но и является определяющим источником и каналом этого осознания. По своим регулирующим возможностям с этим видом сознания может конкурировать лишь более глубинная форма сознания - нравственное сознание.

Правосознание помогает человеку всесторонне осмыслить ситуацию. Именно здесь происходит невидимый глазу процесс расщепления сознания на правовое или противоправное [2].

Правосознание помогает человеку «увидеть» набо [3].

Правосознание индивида (вместе с нравственным и политическим сознанием) помогает ему правильно оценить социальную эффективность избранной стратегии достижения целей юридически значимого поведения.

Высшим проявлением юридически значимого поведения, всей правовой культуры граждан выступает их социально-правовая активность, предполагающая личное участие в решении правовых вопросов, укреплении законности и правопорядка, готовность противодействовать правонарушениям. Таким образом, социально-правовая активность структурно состоит как бы из двух тесно связанных частей. Первая часть - это постоянная внутренняя готовность граждан к активным действиям по обеспечению законности и правопорядка в обществе, а вторая - практическая инициативная деятельность.

Важнейшим внутренним источником правовой активности личности является положительная социально-правовая установка, т.е. принципиальная духовная направленность на ценности правовой культуры общества. Проще говоря, правовое сознание налицо, если у его носителя сформирована положительная социально-правовая установка. Оно отсутствует (еще не сформировалось, деформировалось, разрушилось и т.п.), если такой установки нет или ее место занимает отрицательная социально-правовая установка. Социально-правовые установки - это тот элемент системы правового сознания, который придает ей системообразующий характер. Установка на «право» суть сердцевина правового сознания личности или социальной группы.

Социально-правовая установка определенным образом соотносится с таким аспектом правосознания как уважение к праву. По нашему мнению, уважение к праву есть не что иное, как проложительная социально-правовая установка. Главным носителем уважения к закону в обеспечении правомерного поведения, - считает правовед П.М. Рабинович, - предназначен быть оценочно-установочный комплекс правосознания - оценки права и правовые установки.

Социально-правовые установки оказывают принципиальное воздействие на поведение граждан, и его, по нашему мнению, нельзя анализировать без обращения к таким установкам, однако последние остаются, тем не менее, целиком в сфере сознания, являются эффектом именно сознания, а не поведения. Установки говорят о потенциальной направленности личности «на право» или «против права» или «в обход права», но не о правовой либо противоправной природе совершаемых ею актов и действий по существу. На принятие конкретных решений может оказывать принципиальное воздействие множество иных факторов, например, конкретная обстановка, в которой решение принимается. Другое дело - действия, взятые статистически, в большой массе случаев. Здесь и проявляется подлинное отношение личности к действующим правовым институтам.

2. Деформация правовой культуры общества

Деформации подвержены все без исключения сферы правового осознания действительности гражданами. Она вторгается в область правовых знаний, которыми граждане располагают, разрушает их установки, чувства, убеждения в правовой области, проникает в содержание правового мировоззрения, в самое ткань их правовой идеологии.

Деформация (от лат. deformatio - искажение) правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично. Конечно, правовое сознание индивидов может, дойдя по крайней степени искажения, превратиться и в преступное сознание, однако такая метаморфоза редко встречается в чистом виде. Преступное сознание есть сознание, несущее в себе принципиальное отрицание исходной идеи права.

Как и всякое иное социальное явление, деформация правосознания имеет свой генезис, содержание, формы и способы проявления. Она может проявляться в относительно мягких формах или, напротив, принимать уродливый и крайне опасный характер.

Можно выделить несколько распространенных форм деформации индивидуального правосознания [1].

Правовой инфантилизм - наиболее мягкая форма искажения правового сознания, заключащаяся в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок.

Пробельность правосознания населения широко распространена. При этом имеется в виду не столько неполнота правовых познаний граждан, сколько пробельность в главном, когда из целостной системы выпадают существенные ее элементы и прежде всего позитивное отношение к закону и другим правовым ценностям [2].

Правовой нигилизм - осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный умысел. Указание на преступный умысел здесь необходимо для того, чтобы отграничить правовой нигилизм от других форм деформации, находящихся уже за пределами сферы права как такового. По нашему мнению, игнорирование закона с преступной целью, а также преступное законодательствование и т.п. - явления, которые представляют собой самостоятельные формы деформации правосознания.

Явление правового нигилизма следует, без сомнения, отнести к наиболее распространенным и укоренившимся формам деформации правосознания населения. Одни ученые определяют правовой нигилизм как активную противоправную тенденцию личности (И.И. Карпец, А.Р. Ратинов). Другие говорят о таком уровне дефектности правового сознания, который характеризуется нигилистическим отношением к праву в целом, убеждением, что руководствоваться надо не правом, а своими желаниями и интересами (А.И. Долгова). Третьи указывают, что правовой нигилизм проявляется в полном неверии в потенциальные возможности права (В.А. Туманов).

Отрицание того, что требует закон, может происходить как в скрытой, так и открытой форме и мотивироваться в каждом отдельном случае самыми различными соображениями [3].

Самой тяжелой формой деформации правосознания граждан является феномен его перерождения. Природа этого опасного явления принадлежит одновременно к числу и самых сложных с исследовательской точки зрения.

По нашему мнению, «перерожденческое» сознание следует рассматривать как крайнюю степень искаженного, дефектного правосознания или же, как явление, хотя и находящееся за пределами последнего, но где-то совсем рядом с ним. Перерождение во многих своих чертах сходно с правовым нигилизмом. И в том, и в другом случае правовое начало сознательно отрицается, игнорируется. Однако, как показывает практика, отрицание отрицанию рознь. От правового нигилизма в чистом виде перерожденческое сознание отличается не только степенью общественной опасности, но и мотивацией. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т.п.

Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.

Рассматривая различные формы деформации правосознания населения, нельзя не увидеть одну общую их черту - недостаток, а часто и атрофию нравственного чувства. Иными словами, состояние правосознания граждан в большей мере, чем какими-либо факторами, предопределяется состоянием их нравственного здоровья.

правовой норма культура правосознание

3. Правовое воспитание граждан - цель будущего Казахстана

В последние годы теория правового воспитания активно развивалась отечественной юридической наукой. Однако, несмотря на обширную литературу по указанной проблематике, все еще имеются неполно и недостаточно раскрытые аспекты научных основ право-воспитательной деятельности, существуют противоречивые позиции ученых по целому ряду вопросов теории правового воспитания.

Воспитание граждан осуществляется в рамках единой, всеохватывающей системы. Если расчленить ее на отдельные составные части, можно выявить различные, относительно автономные виды воспитания: политическое, правовое, нравственное, трудовое, эстетическое и т.д. Каждый из этих отдельных воспитательных процессов обладает рядом особенностей, вытекающих из различия используемых специфических воспитательных форм, средств, методов и принципов. И если общим для всех этих видов воспитания служит объект воспитания - личность с ее единым сознанием и психикой, то особенностью каждого из них выступает соответствующий способ воспитания.

Другим важным критерием разграничения разнообразных воспитательных процессов выступает та или иная форма сознания, поскольку каждый в отдельности воспитательный процесс затрагивает не все сознание человека, а только определенную его форму. Так, нравственное воспитание связано с нравственной формой сознания, политическое - с политической, эстетическое - с эстетической и т.д. Правовое воспитание связано с такой специфической формой сознания как правовое.

Правовое воспитание - важный социальный канал, который дает возможность прививать гражданам правовые знания. Однако выработка этих знаний в правосознании индивидов довольно часто происходит не только в процессе специально организованной сознательной воспитательной деятельности, но и под воздействием различных объективных факторов социальной действительности. Поэтому следует различать понятия «правовое воспитание» личности и «правовое формирование» ее.

Под первым понимается целенаправленный, организованный, управляемый и преднамеренный педагогический процесс воздействия на правосознание индивидов, социальных групп, осуществляемый с помощью системы специально созданных правовоспитательных форм и средств.

Второе понятие - более широкое и объемное. Оно включает помимо самого процесса правового воспитания еще и процесс массовых, зачастую неуправляемых, неорганизованных, непреднамеренных воздействий на правосознание людей со стороны всей совокупности объективно существующих, проникающих во все сферы общественной жизни социальных факторов.

В работах ряда ученых-юристов отмечено различие между неорганизованным воздействием на сознание человека разнообразных социальных факторов и организованной идеологической воспитательной деятельностью, между понятиями «формирование» и «воспитание человека». Однако некоторые авторы не видят различия между этими понятиями, рассматривая их как однопорядковые. Такая позиция во многом объясняется тем, что они, по сути дела, отождествляют воспитательное воздействие с правовым регулированием.

На наш взгляд, правы те авторы, которые выделяют воспитательную роль права и обособляют ее от правового регулирования, ибо объектом регулирующего воздействия права главным образом становятся волевые акты поведения людей, а объектом воспитательной функции права в первую очередь служит не поведение человека, а его сознание - мысли, представления, чувства.

Конечно, это вовсе не означает, что правовое регулирование не оказывает никакого влияния на сознание человека. Такое воспитательное влияние в процессе правового регулирования оказывается, но оно второстепенно по отношению к поведению человека, его поступкам.

Правовое воспитание, как впрочем, и весь воспитательный комплекс, выполняет две основные функции. Первая состоит в передаче воспитываемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений, вторая - в формировании правовых идей, чувств, убеждений в правосознании указанных субъектов.

Исходя из этой функциональной характеристики и следует, на наш взгляд, различать такие понятия, как «сущность» и «содержание» правового воспитания граждан. Первым из этих понятий охватывается процесс выработки устойчивых правовых идей и принципов в правосознании воспитуемых, вторым - процесс целенаправленного и систематического воздействия на индивидуальное (групповое) правосознание граждан всего инструментального комплекса правовых средств, которым располагает общество.

Принимая во внимание содержательную сторону правового воспитания, необходимо проводить также различие между правовым воспитанием как систематическим, целенаправленным процессом воздействия на правосознание воспитуемых и правовым воспитанием как системой целенаправленных действий воспитателя для достижения должного уровня развития правосознания и правовой культуры воспитуемых.

В юридической литературе последних лет было высказано мнение о необходимости строить правовое воспитание по нескольким различным, связанным друг с другом направлениям, преследовать при проведении правовоспитательной деятельности несколько целей и задач.

Такой подход, безусловно, правилен. Но при этом всегда необходимо выделять и обращать особое внимание на главное, основное направление правового воспитания, на стратегическую задачу, которая заключается в формировании высокого уровня правосознания граждан, ориентированного на повышение их социально-правовой активности.

Исходя из этой основной задачи, правовое воспитание следует, по нашему мнению, сосредоточить на формировании в правосознании граждан Казахстана такой совокупности, которая включала бы:

а) знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;

б) глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;

в) умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями;

г) привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;

д) прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.

Входящие в эту совокупность компоненты правосознания, собственно, и образуют необходимую психологическую и идеологическую установку личности - быть в постоянной готовности к активному применению правовых знаний в жизни.

Именно уровень этой готовности служит основным показателем эффективности правовоспитательной работы.

Следовательно, правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Республики Казахстан всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

Специфика процесса правового воспитания, прежде всего, зависит от объективных особенностей и качеств самого права и его норм. Свойства права (волевой и нормативный характер, формальная определенность, принудительность и т.д.) накладывают отпечаток на рассматриваемый процесс воспитания, делают его специфически правовым, так как само объективное право является не только исходной базой этого процесса, но и основным материалом, источником для него.

Посредством процесса правового воспитания и через него в правосознание граждан вносятся идеи, имеющие государственно-волевой характер.

Отсюда, на наш взгляд, можно определить главные особенности правовоспитательного процесса:

а) его исходной базой, при помощи и на основе которой он строится, выступает система общеобязательных правовых норм;

б) при его осуществлении до сведения воспитуемых доводятся, внедряются в правосознание установленные правосознание и правовое воспитание государством и связанные с их поведением правовые предписания, дозволения, запреты;

в) он опирается на гарантированную возможность в необходимых случаях применить принудительную силу государства в виде юридической ответственности правонарушителей;

г) его воздействием охватываются не только соблюдающие нормы права субъекты, но и лица, склонные к совершению правонарушений или уже совершившие их, в связи с чем в какой-то степени решаются и задачи непосредственного пресечения и предупреждения правонарушений;

д) осуществляется он в специальных правовых воспитательных формах, с использованием специфических правовых средств и методов;

е) осуществляющие его лица, как правило, имеют юридическое образование или специальную юридическую подготовку.

Эффективный процесс правового воспитания предполагает активную деятельность не только воспитателей, но и воспитуемых.

Человек как существо активное не механически воспринимает предлагаемые ему правовые знания, выступает не только как объект, но одновременно и как субъект правового воспитания. Деятельная активность воспитуемого предопределяется уже тем, что он по своей человеческой природе - как система в высшей степени уникальная и универсальная - способен поправлять и развивать себя, обеспечивать постоянное самосовершенствование.

Формирование правосознания под воздействием правовоспитательных усилий представляет собой как бы двойственный процесс. Один качественный уровень этого процесса - накопление (индивидами, общественными группами) правовых знаний, другой - превращение этой накопленной информации в личные убеждения.

Следовательно, процесс воспитания должен прежде всего обеспечить переход правовых знаний в правовые убеждения воспитуемых.

Структура вырабатываемого правового убеждения включает в себя не только знание правовых норм, не только уверенность в истинности этих знаний, но и постоянную готовность действовать, руководствуясь ими. Формирование правовых убеждений у воспитуемых, таким образом, тесно связано с проблемой превращения получаемых ими правовых знаний во внутренние духовные ценности.

Правовое воспитание, следовательно, необходимо строить так, чтобы передаваемые правовые знания становились объектом ценностной ориентации для воспитуемых, т.е. таким объектом, «в отношении которого индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывают ему важную роль в своей жизни и стремление к обладанию им ощущают как необходимость».

В ходе правового воспитания объектом подобной ориентации для воспитуемых становятся нормы права, а само оно как раз и должно быть нацелено на глубокое раскрытие социально-политической ценности этих норм, их значимости в обеспечении интересов как общества в целом, так и каждой личности.

Однако важно не только превратить знания правовых норм в глубокие убеждения и духовные ценности человека, но и выработать стойкую привычку поступать соответственно этим знаниям, т.е. привычку правомерного поведения, поведения в точном соответствии с законом.

Таким образом, задача правовоспитательного процесса будет в основном решена лишь в том случае, если в правосознании воспитуемых возникнет сплав правовых знаний и убеждений, правовых потребностей, ценностей и, наконец, правовых привычек.

Процесс правового воспитания протекает в рамках определенных отношений между людьми, регламентируемых нормами права. Поэтому, на мой взгляд, сферой процесса правового воспитания является урегулированная правом область общественных отношений, в пределах которых происходит формирование правосознания воспитуемых (индивидов, общественных групп).

Функционирование правовоспитательного процесса во многом определяется условиями, в которых он протекает. Под условиями правового воспитания граждан, как представляется, необходимо понимать обстоятельства, способствующие или, наоборот, затрудняющие проведение правовоспитательной работы.

К условиям, способствующим правовоспитательной деятельности (позитивные условия), относятся как обстоятельства социального характера (успехи в области демократизации и гласности, правотворческой и правоприменительной деятельности и т.д.), так и обстоятельства личностно-индивидуального плана (высокий уровень гражданской зрелости человека, его политическая и правовая активность и т.п.).

В группу условий, затрудняющих организацию и проведение правовоспитательной работы (негативные условия), также входят как обстоятельства социального характера (несовершенство некоторых правовоспитательных форм и средств, факты недооценки правовоспитательной деятельности и случаи неподготовленности воспитателей, ошибки и упущения в правоприменительной деятельности и т.д.), так и личностно-индивидуальные (распространенный среди населения правовой нигилизм, высокая терпимость правосознания значительной части граждан к различным антисоциальным проявлениям и др.).

Чтобы избежать серьезных ошибок в правовом воспитании граждан, важно учитывать все эти условия и обстоятельства.

Правовые идеи или, собирательно, правовая идеология включают:

представления людей о желаемых правовых нормах, о желаемых законах;

их отношение к существующим законам, их одобрение или неприятие.

Долгие годы мы подходили к правовой идеологии, как и вообще к любой идеологии, предельно упрощенно: все идеологическое вторично по сравнению с экономикой, базис определяет надстройку. Хорошо известны хрестоматийные высказывания классиков марксизма-ленинизма по этому поводу. Считалось очевидным, что содержание идеологии, в том числе и правовой идеологии, определяется классовыми интересами, а те, в свою очередь, интересами экономическими.

Современная действительность расходится с подобным упрощенным пониманием. Связь между экономикой и идеологией бесспорна, но она не сводится к предопределенности идеологии экономикой. Эта связь более сложна, она не может быть выражена через категории первичного и вторичного; при одних ситуациях и в одних исторических условиях приоритет оказывается за экономикой, при других - за идеологией.

Главным, решающим фактором для формирования и экономики, и идеологии являются интересы людей. Именно в интересах людей выражается их отношение к окружающей действительности, они претворяются и в экономических (базисных), и в идеологических (надстроечных) отношениях. У тех и у других оказывается общий источник - интересы людей. Интересы многообразны - они охватывают экономическую, национальную, религиозную, культурную и многие другие сферы. Одной из таких сфер является правовая идеология.

Специфика правовой идеологии, ее отличие от других сфер идеологии заключается в специфике самого права, в его роли как средства общественного порядка, социального регулятора. Разносторонние интересы людей - экономические, национальные и пр. - осознаются ими как интересы правовые. В правовых идеях формулируются намерения людей претворить свои разносторонние интересы в нормы, установить на основе своих интересов и с их учетом определенный порядок в обществе. Правовые идеи включают обращенность к настоящему - отношение к существующим нормам, отношение позитивное или негативное, а также обращенность к будущему - представления о желаемых правовых нормах.

Существенную роль в формировании правовой идеологии играет уровень правовой культуры общества. Уровень правовой культуры - это обобщенный показатель, отражающий место и роль права в жизни общества. Правовая культура включает уважение к праву, правовую информированность людей, знание ими законов, готовность соблюдать и выполнять законы, уважение к правосудию, потребность обращения в суд за защитой своих прав, отказ от использования противозаконных силовых средств разрешения конфликтов и т.п. В уровне правовой культуры находит отражение историческое развитие страны и народа. Поэтому для каждой страны характерен свой уровень, в нем сочетаются правовые нормы вчерашнего и сегодняшнего дня и одновременно закладывается завтрашний день развития права.

В истории человечества в течение длительного времени не существовало благоприятных предпосылок для развития правовой культуры:

вековая монархия без начал конституционализма, подчиненное и бесправное положение человека в обществе, низкая роль суда.

Современное развитие общества в известной мере позитивно сказывается на уровне правовой культуры: повышается авторитет права, возрастает роль суда. Но уровень правовой культуры повышается очень медленно, поэтому и сегодня в Казахстане он отстает в сопоставимых показаниях от уровня наиболее развитых демократических стран.

Первый пример: отношение людей к конкретной норме о применении смертной казни. Подавляющее большинство населения одобрительно относится к этой практике и отвергает предложения не только об отмене смертной казни, но и об ограничении ее применения. Социологические опросы, проводимые на протяжении последних 10-15 лет, свидетельствуют о том, что в одобрительном отношении большинства населения к применению смертной казни изменений не происходит.

Второй пример: отношение людей к важнейшему правовому учреждению - суду. Социология свидетельствует, что большинство населения видит в суде лишь место, где человека лишают свободы, но не место, где защищают права человека. Законодательство последних лет значительно расширило полномочия судов в защите прав граждан от произвола государственных чиновников. Но новые законы почти не сказались на, мягко выражаясь, индифферентном отношении людей к правосудию. Люди в своем большинстве не используют предоставленные им возможности судебной защиты и редко обращаются в суд.

4. Правовая психология

Правовая психология - представляет собой раздел юридической психологии, в котором изучаются психологические механизмы действия права.

В юриспруденции под понятием «правовая психология» (в отличие от правовой идеологии) понимается совокупность чувств, привычек, настроений, стереотипов поведения, в которых выражается эмоционально-психологическое отношение социальных групп, коллективов, отдельных граждан к праву в целом и отдельным его нормам, правопорядку, к юридическим учреждениям и основам их деятельности.

В качестве раздела юридической психологии правовая психология на данный момент ставит перед собой следующие проблемы:

Психологические механизмы правового регулирования, правотворчества и правоисполнения;

Развитие правосознания (в том числе и профессионального);

Закономерности и механизмы правовой социализации личности;

Общественное мнение о праве и правосудии, преступности и деятельности правоохранительных органов.

Почти 100 лет назад Л.И. Петражицким была создана так называемая «психологическая школа права», в которой автор сделал радикальную попытку психологически раскрыть связь личности и права. Он, в частности, утверждал, что право - категория психологическая: «…право есть психический фактор общественной жизни, и оно действует психически». Последовавшая критика слабых мест теории привела к тому, что «вместе с водой выплеснули и ребенка». Практика современной аналитической теории права практически не опирается на данные психологической науки.

П.И. Ковалевский в 1899 г. поставил вопрос о разделении психопатологии и правовой психологии, а также введении этих наук в курс юридического образования.

Далее правовая психология существовала в рамках других разделов юридической психологии. Лишь около 20 лет назад российским ученым В.В. Лазаревым предпринималась теоретически оригинальная и полемически острая попытка обосновать необходимость правовой психологии.

Как особая форма общественного сознания, правовое сознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств индивидов, их объединений или всего общества относительно права и его роли. Правосознание предполагает:

üосмысление и ощущение необходимости права;

üоценку права;

üосознание необходимости создания развитой системы законодательства;

üосмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов;

üвосприятие процесса и результатов реализации права;

üсоотнесение правовых ценностей с иными (моральными, политическими и т.д.).

Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина.

Правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Все зависит от того, насколько существующая норма одобряется правосознанием и в какой степени полно регулирует она общественные отношения. Поэтому можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел закона или сам закон допускает руководство адресатов норм правосознанием в решении отдельных вопросов.

Правосознание обычно не существует в "чистом" виде, оно взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения мольных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Отношение к праву часто определяется политическими взглядами. Это особенно характерно для марксистско-ленинского отношения к праву. Марксизм-ленинизм понимает право как возведенную в закон волю господствующего класса, а закон - как меру политическую. Односторонний политический подход к праву не дает возможности полностью понять его сущность и роль в жизни общества. В нашей юридической науке и юридическом образовании необходимо стремиться к деполитизации права и правосознания. Классово-политический подход к правопониманию надо рассматривать как один из множества исследовательских подходов к правовым вопросам жизни общества.

Правосознание по своей структуре, по внутреннему строению представляет собой сложное образование, в котором можно выделить такие элементы, как правовая идеология, правовая психология и правовая мораль. Следует иметь в виду, что приведенное структурирование носит условный характер и используется в целях познавания правосознания, которое в реальной жизни выступает как целостное явление.

Под правовой идеологией понимается совокупность правовых теорий, идей, взглядов на право, научных оценок, представлений о праве. Это систематизированное научное выражение правовых взглядов, идей, требований. В правовой идеологии отражение правовой жизни происходит на уровне ее теоретического, научного анализа и обобщения правовых явлений на основе глубоких юридических знаний. Содержание правовой идеологии обусловлено также целым комплексом конкретноисторических факторов: достигнутым уровнем социально-экономического и культурного развития общества, сложившейся правовой системой и системой государственной власти, социальной структурой общества, соотношением интересов различных социальных групп, национальными традициями и т.п.

Правовая психология выражает психическое отношение к праву и правовым институтам и включает следующие элементы:

общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;

психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убеждения, свойственные социальным группам общества;

представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада;

чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным группам;

способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) - влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.

Правовая психология включает в себя различного рода чувства, эмоциональные оценки, настроения, переживания по поводу функционирующего права, справедливого или несправедливого применения правовых норм, нарушения законов, их соблюдения и т.д. Эти чувства могут выражать одобрение, радость, удовлетворение в отношение в отношении справедливых законов, правопослушного поведения людей и, наоборот, - недовольство, возмущение, гнев по поводу несправедливых законов, произвола чиновников, беззакония, совершаемых преступлений. Психологические элементы правосознания, таким образом, представляют собой эмоциональное восприятие права, которое может быть присуще как отдельным людям, так и обществу в целом. Чаще всего осознание права выступает как обыденное и проявляется чаще в индивидуальном сознании.

Правовая психология возникает под непосредственным воздействием повседневных условий жизни. Причем реакция на различные правовые явления вырабатываются у человека не только под влиянием особенностей его индивидуального сознания и условий жизни, но и в результате его взаимодействия с другими людьми. Правовая психология не поднимается до уровня теоретических обобщений, не способна проникнуть глубоко в сущность правовых явлений, но она является начальной формой правовой идеологии, почвой, на которой формируется правовая идеология.

В качестве составного элемента правосознания можно выделить правовую мораль. Это представления людей о действующем праве, его реализации и развития с точки зрения их моральных убеждений. Специфика правового сознания в том и состоит, что оно воспринимает юридические явления через нравственные представления, требования о добром и справедливом. Именно с позиции этих моральных принципов и требований правосознание оценивает правовые установления, правовую деятельность.

Именно через правовую мораль чаще всего психологические и идеологические элементы правосознания приобретают характер установки к определенному образу поведения. Это обстоятельство подтверждается и фактом существования в правоведении проблемы исполнения законов, не отвечающим нравственным критериям.

В своем движении к практике правосознание выступает одновременно и той, и другой своей составляющей. Содержащиеся в правовой идеологии идеи и принципы являются одной из внешних форм (способов) социального контроля за деятельностью людей. Внутренними стимулами и регуляторами поведения человека являются его чувства и убеждения. Высшими формами психологической регуляции выступают мотивы правового поведения и воля.

Уместно показать отличие и взаимосвязь правовой психологии и идеологии. Правовая психология отражает правовую действительность не как систему, а как некий набор не связанных фактов, сторон окружающей правовой действительности. Правовая идеология наоборот, отражает правовую действительность как системное целое. Правовая психология отражает правовую действительность на эмпирическом уровне, т.е. на уровне тех фактов, которые воспринимает субъект. Правовая идеология - на уровне присущей ей закономерностей, выходит за рамки жизненного опыта субъекта. Правовая психология более продвинута, быстрее реагирует на изменения в правовой действительности, т.к. субъект эти изменения испытывает непосредственно на себе. Правовая же идеология медленнее реагирует на изменения в правовой сфере, потому что для глубокого изучения требуется время.

Взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем. Во-первых, если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы и становится схоластической, без жизненного опыта она будет неверной, оторванной от реальности. Во-вторых, если проделать предыдущую операцию наоборот, то правовое сознание индивида никогда не выйдет из рамок своего опыта и никогда не объяснит те факты, с которыми она (правовая психология) сталкивается. В-третьих, правовая психология наиболее важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета правовой психологии, то они обречены на гибель и неисполнение. Только в единстве эти две сферы правосознания всесторонне отражают общественное бытие и оказывают активное воздействие на всю социальную жизнь общества.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сложившиеся стереотипы коллективного правосознания, конечно, не остаются неизменными. Под воздействием жизни, пропаганды, реформ, открывающих новые возможности, они развиваются, модифицируются. Однако вряд ли огромная страна может быстро сбросить с себя ярмо многовековой авторитарной традиции и устремиться навстречу рыночной и политической свободе.

Еще большее сомнение вызывает возможность скорого формирования новой личности, девизами которой являются «свобода», «частная собственность», «предприимчивость». Это увеличивается вероятность несовпадения принимаемых государством законов и права, выражающего нормы массовой культуры. Возникающее здесь противоречие будет тормозить принятие новых «рыночных законов» и снижать эффективность уже принятых. Лишь преодоление стереотипов массового сознания позволит успешно двигаться к обществу, основанному на обменных отношениях.

Исходя, из выше изложенного, хочется отметить, что я не ошибся в выборе темы. Данная тема составляет большую проблему во все времена, и будет актуальна еще долгие годы. Правовую культуру оценить без правосознания невозможно, ведь они составляют общий компонент.

Правовой нигилизм был упомянут в трудах литераторов, тем самым доказывая, что общество задумывается над данной проблемой. Рассматривая виды правовой культуры и правосознания, нельзя не отметить их простоту и понятность.

Каждый правовед, изучавший правовую идеологию, понимал, что в корне может изменить представление человечества о мире и праве. Возьмем, к примеру, Петражицкого. Он создал теорию правовой психологии, сейчас на основе его теории многое юристы, в том числе адвокаты создают свои блистательные речи, тем самым, выигрывая процессы.

Правовая культура - многогранная и интересная тема для научного исследования. Хочется, надеется, что данной проблематикой будут заниматься и будущее поколение, что будет очень похвально.

Давая определение правовому инфантилизму, стоит отметить, что он является новым словом в науке и является первоначальной ступенью к деформации правосознания.

Заканчивая свою работу, мне бы хотелось привести несколько интересных высказываний о правосознании:

«Значение и сила права в том, что оно осознается отдельными личностями, как должный порядок общественной жизни».

«Право выражает собою не объективно данное подчинение личности обществу, а субъективное представление самой личности о должном порядке общественных отношений».

«Право определяет рамки осуществления разнообразных интересов, составляющих содержание общественной жизни» [13].

«… ни в прошлом, ни в настоящем не было ни одного государства, в котором официальное право не защищалось бы принудительными мерами».

«Существующий в каждом государстве установленный официальным правом порядок сохраняется и соблюдается только благодаря тождественности правовых убеждений всех его граждан с нормами официального права» [14].

Давайте же будем культурны в правовом отношении, что приведет к правопорядку. А также изучать свои права посредством юридических литератур.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Л.И. Спиридонов. Теория государства и права (курс лекций) - С.-Пб. 1998.

2.В.Н. Хропанюк. Теория государства и права: Хрестоматия; под ред. Радько Т.Н. - М. 1998.

.В.Н. Хропанюк. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов; под ред. В.Г. Стрекозова - М: «Дабахов, Ткачев, Димов», 1995.

.А.Б. Венгеров. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: «Новый Юрист».1998.

.Ибраева А.С. Теория государства и права. Алматы. 2000

.Общая теория права и государства: Учебник / Под. ред. В.В. Лазарева - М.: Юристъ, 2001.

.Общая теория права: Учебник / Под. ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юристъ, 1995.

.Общая теория государства и права. Академический курс / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М., 1998.

.Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части: Учебное пособие. - М.: Дело, 2000.

.Основы государства и права: Учебное пособие / Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Норма, 1994.

.Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. - М., 1993.

.Коркунов Н.М. Теория государства и права. М. 2004

.Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. - Саратов, 1999.

.Теория государства и права. Под ред. Редько В.Н. М. 2004

Похожие работы на - Правосознание и правовая культура

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!