Плата за негативное воздействие на окружающую среду: перспективы реформирования института. Экологический налог
Плата за негативное воздействие на окружающую среду: перспективы реформирования института. Экологический налог
Ю. С. Квасникова Научный руководитель
гр. ЮЮБ-201-0 М. Г. Седельникова
Система платежей природопользования сформулирована Федеральным Законом РФ «Об охране окружающей среды ». Статья 16 закона закрепляет виды негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду [1]. Вместе с этим, в Налоговом кодексе РФ закрепляются некоторые виды экологических налогов (налогов, связанных с охраной окружающей среды): налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сбор за пользование объектами животного мира, транспортный и земельный налоги [2].
В юридической науке сложилось весьма неоднозначное отношение к понятиям «налог» или «экологический налог» и «платеж» или «плата за негативное воздействие на окружающую среду». Соответственно, следует дать определения данным терминам. В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [3]. Из данного определения вытекают 3 значимых признака: Во-первых, обязательный, обезличенный характер налога. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы [4] (ст. 3 НК). Во-вторых, безвозмездный платеж, что означает не требующий возмещения, вознаграждения. В-третьих, основное назначение налога - финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных формирований, то есть отсутствие конкретной цели взимания налога, осуществление финансового обеспечения всех сфер жизни общества.
Что касается платы за негативное воздействие на окружающую среду, толкование данного термина содержится в Определении Конституционного суда РФ от 10 ноября 2002 г. № 284-О. В соответствии с ним плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление [5]. Таким образом, можно проследить различия между налогом и платежом. Основные признаки платежа: 1) специальный субъект: плата взимается не с каждого лица, а с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, хозяйственная или иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, а также жизни, здоровью, имуществу человека. 2) воздмездный характер платежа: государство предоставляет возможность данным лицам заниматься деятельностью, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и за это взимается плата. 3) данный платеж носит целевой, компенсационный характер. Он выражается в том, что государство проводит мероприятия по охране окружающей среды, по восстановлению последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие [6].
Современные системы налогов в мире и в России сосредоточены прежде всего на взимании налогов с населения, с прибыли, с добавленной стоимости и пр., то есть основной упор делается на труд и капитал. По оценкам академика Д. Львова, прямо и косвенно только на труд приходится около 70% бюджетных поступлений. При сохранении общей суммы налогов (фискальная нейтральность) целесообразно изменить пропорции в сторону увеличения удельного веса налогов, связанных с природопользованием, прежде всего платы за право пользования природными ресурсами, "зеленых" налогов, налогов на экологически неблагоприятную деятельность, приводящую к загрязнению окружающей среды [7].
Экологические налоги в той или иной форме существуют во всех экономически развитых странах. Из развитых стран Европы наиболее богатый опыт в этой области накоплен скандинавскими странами <#"justify">1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "Об охране окружающей среды"
. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013). Ст. 333.1, 333.9, 334, 356, 387.
. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013). Ст. 8
. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013). Ст. 3
. Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
. Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
7. Экологическая реструктуризация налоговой системы [Электронный ресурс] // Режим доступа <http://www.macro-econom.ru/economs-954-2.html>
. Экологические налоги [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Экологические налоги <http://ru.wikipedia.org/wiki/Экологические%20налоги>
. Костерин В. О. Эконалоговая трудовая реформа // Инвестгазета. - 2011 - с.42-43. Режим доступа: <http://investgazeta.ua/ekonomika/ekonalogovaja-trudovaja-reforma-mehanizm-povyshenija-kachestva-zhizni-161158/>
. Герасимчук И., Соколов И., Шварц Е. Экологические налоги: Стоимость природы / Ведомости, 7 сентября 2011. <http://www.vedomosti.ru/opinion/news/1358856/stoimost_prirody> Режим доступа: <http://www.vedomosti.ru/opinion/news/1358856/stoimost_prirody>
. Герасимчук И., Соколов И., Шварц Е. Экологические налоги: Стоимость природы / Ведомости, 7 сентября 2011. <http://www.vedomosti.ru/opinion/news/1358856/stoimost_prirody> Режим доступа: <http://www.vedomosti.ru/opinion/news/1358856/stoimost_prirody>
. Боске Б. Экологизация налоговой системы в России. М.: Всемирный фонд дикой природы, 2002. С. 27-28.
. Костерин В. О. Эконалоговая трудовая реформа // Инвестгазета. - 2011 - с.42-43. Режим доступа: <http://investgazeta.ua/ekonomika/ekonalogovaja-trudovaja-reforma-mehanizm-povyshenija-kachestva-zhizni-161158/>
. Увеличение природно - ресурсной доли налогов. Геоглобус.ру - геолого - географическое обозрение [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.geoglobus.ru/ecology/practice17/economics07.php