Пенсионная система России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    753,23 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пенсионная система России

Введение

Актуальность темы исследования. Пенсионный фонд является мощнейшей финансовой структурой в России. Его более чем пятитриллионные доходы в настоящем году составят, по оценкам, 10,2 процента объема ВВП страны. Таким образом, каждый десятый рубль в стране - пенсионный.

Однако, изменение социально-экономической системы, переход к рыночным преобразованиям в России двух последних десятилетий полностью изменили отечественную пенсионную систему. До настоящего времени не удалось сформировать институт пенсионной защиты, способный эффективно функционировать в рыночных условиях и выполнять задачи, отводимые ему в обществе. Низкий уровень пенсионной защиты населения России обусловливает необходимость проведения исследований, направленных на совершенствование пенсионной системы России. До настоящего времени не удалось построить оптимальную модель пенсионной защиты населения, о чем свидетельствуют постоянно ведущиеся дискуссии в научной литературе и в прессе. Целью курсовой работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой. Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- ознакомиться с пенсионным страхованием в Российской Федерации;

изучить источники и направления расходования средств Пенсионного Фонда Российской Федерации;

рассмотреть целевые ориентиры пенсионной реформы.

Объектом исследования является пенсионная система России.

Предметом исследования являются финансовые отношения, возникающие в процессе осуществления пенсионной защиты населения России.

Глава 1. История становления и развития системы в Российской Федерации

тарифный бюджет досрочный пенсия

1.1 Пенсионная система в зарубежных странах

Пенсионные системы Европы и Соединенных Штатов Америки.

В развитых странах проблема пенсионного обеспечения решается путем создания трехуровневой системы формирования пенсионных фондов. Первый уровень - за счет отчислений граждан по линии государственных пенсионных программ. Второй - за счет отчислений работодателей в те же государственные фонды. И третий уровень - покупка гражданами страховых полисов долгосрочного страхования жизни (пенсионного страхования) или же иных продуктов, которые могут гарантировать дополнительный источник дохода после выхода на пенсию.

Все эти три компонента пенсионной системы развитых стран Запада и обеспечивают пенсионную защиту граждан. Первые две составляющие (обязательные отчисления работников и работодателей) являются доминирующими в странах Западной Европы - Франции, Германии, Италии. Последняя получила серьезное развитие в Англии, Соединенных Штатов Америки и Японии. Однако даже при такой пенсионной системе развитые страны начинают сталкиваться с серьезными трудностями, связанными большей частью с продолжающимся процессом старения населения Европы и Японии, а также старением населения периода «бума деторождаемости» в Соединенных Штатах Америки.

Первый и второй способы в странах Запада, как и в России, базируются на распределительном принципе, поэтому с уменьшением работающего населения и увеличением числа лиц, выходящих на пенсию, сокращается число лиц, платящих в фонды государственной пенсионной программы, и увеличивается число лиц, имеющих законное право на получение гарантированной государством пенсии. Поэтому данная система, если ее не реформировать, будет давать сбои.

Правительства всех ведущих стран стоят перед выбором: либо изменить ставки уплаты взносов по линии государственной пенсионной защиты, либо предоставить гражданам льготы в приобретении инструментов, которые позволят иметь гарантированный источник дохода после выхода на пенсию.

Одним из таких инструментов является полис дополнительного пенсионного страхования. На сегодняшний день большинство западных экспертов в области пенсионного обеспечения сходятся на мысли о предпочтении расширения льгот по приобретению полисов долгосрочного пенсионного страхования, нежели увеличения ставок взносов по линии государственной пенсионной программы.

Этот вывод они делают на основании того, что государственные расходы на пенсионные программы и так слишком велики и дальнейшее их увеличение просто невозможно. Поэтому большинство западных экспертов решение проблемы пенсионного обеспечения граждан видят в повышении роли страховых компаний, занимающихся долгосрочным страхованием жизни, в том числе пенсионным страхованием. По их мнению, роль накопительной составляющей в пенсионном обеспечении будет расти.

Необходимо также отметить, что государства большинства стран, сокращая уровень расходов на социальные нужды, создают для граждан и предприятий систему льгот и преференций, позволяющую покупать продукты по долгосрочному страхованию жизни, в том числе пенсионному страхованию, которые компенсируют сокращение государственных расходов.

Таким образом, можно сделать вывод, что все страны постепенно отходят от государственной модели и движутся в сторону смешанной (трехуровневой) модели. Логично предположить, что России в долгосрочной перспективе предстоит пойти по пути этих стран. И в этом направлении уже были сделаны определенные шаги.

1.2 Понятие пенсионной системы в России

Пенсионная реформа - важнейший национальный проект современной России. Ее основной целью является обеспечение достойной пенсии у работающих ныне граждан, а также установление прямой зависимости между размером будущей пенсии и стажем, зарплатой работника, а также добровольными взносами в пользу его будущей пенсии - иначе говоря - его личным вкладом в пенсионную систему.

Старая, распределительная, система, полностью строилась на принципе солидарности - то есть работники содержали пенсионеров. В общих чертах это выглядело так: советские предприятия отчисляли на пенсионные цели определенный процент от фонда оплаты труда. Государство, добавив необходимую часть из бюджета, полностью расходовало эти средства на выплату текущих пенсий. Пенсии были примерно одинаковыми и относительно высокими, ведь, к примеру, в 1970 году на каждого советского пенсионера приходилось по 5 работников: в пенсионном возрасте находилось малочисленное военное поколение, тогда как в трудоспособный возраст вступило многочисленное поколение рожденных в послевоенное десятилетие, когда наблюдался всплеск рождаемости. К 1990 году это соотношение сократилось до 2,2 человек, а в 2003 году, когда стартовала реформа, на одного пенсионера приходилось лишь 1,7 работающих. Сегодня на каждого пенсионера приходится около 1,5 работника, а лет через 10 их количество сравняется. В таких условиях распределительная система оказывается неэффективной: распределять нечего.

На рис. 1.1 представлено сокращение количества работников относительно пенсионеров.

Рис. 1.1 Сокращение количества работников относительно пенсионеров

Ключевой идеей новой пенсионной системы является принцип накопления. Гражданину предоставлена возможность копить себе на пенсию в период активной трудовой деятельности. За счет средств работодателя каждый работник участвует в системе обязательного пенсионного страхования, формируя накопительную часть трудовой пенсии. С начала 2011 года у каждого гражданина появилась возможность существенно увеличить, совместно с государством, накопительную часть пенсии в рамках системы дополнительного пенсионного страхования (система государственного софинансирования или «1000 на 1000»). Негосударственную пенсию он может накапливать, заключив договор негосударственного пенсионного обеспечения. Наконец, наиболее ответственные работодатели предлагают своим работникам участвовать в корпоративных пенсионных программах.

При всей кажущейся сложности современной пенсионной системы ее логика довольно проста.

В будущем государство гарантирует вам лишь минимальный размер пенсии. Все, что выше - личная ответственность каждого. Чем больше вы скопите к моменту достижения пенсионного возраста - тем лучше будете жить в преклонные годы.

Пенсионная система предоставляет каждому работнику несколько вариантов накопления пенсии. Каждый вариант необходимо изучить и избрать для себя собственную стратегию накопления, оптимальную с точки зрения размера и структуры ваших доходов.

И, наконец, каждый работник имеет возможность формирования каждого вида пенсии в негосударственных пенсионных фондах, что повышает эффективность накопления, защищает пенсию от инфляции и способствует ее приумножению. Такой институт, как негосударственный пенсионный фонд - был специально создан в стране для формирования и защиты пенсионного капитала граждан.

Итак. У двух работников с одинаковым стажем и уровнем заработной платы размер пенсии может существенно различаться. Все зависит от того, насколько сознательно подошел работник к формированию и накоплению своего пенсионного капитала, насколько своевременно и грамотно позаботился о сохранности и приумножении своих пенсионных накоплений.

Государственная трудовая пенсия в России явно недостаточна для нормальной жизни. Ее средний размер сегодня равен официальному прожиточному минимуму пенсионера (который практически не учитывает затраты на медикаменты и лечение). И у многих пенсия заметно меньше этого минимума. А ведь на старости лет нужно и покупать лекарства, и платить за квартиру, и хотя бы изредка баловать внуков.

В конце 2003 года средняя пенсия составляла приблизительно 33 % от средней зарплаты в стране. Речь идет только о белой "белой" зарплате, так как зарплату в конвертах статистика не учитывает. К концу 2010 года уровень пенсии снизился, по разным оценкам, до 23-26 % от средней зарплаты. Цены же подстраиваются не под пенсии, а под реальные доходы большинства граждан, в которых немалая доля - теневые доходы (зарплаты "в конвертах" и прочее).

По расчетам специалистов, уровень трудовой пенсии к 2013 году снизится до 19-20% от средней зарплаты, а к 2015 году - до 17-18%. И хотя пенсия будет продолжать индексироваться, но купить на нее из-за инфляции с каждым годом можно будет все меньше и меньше.

Важно понимать, что у этих процессов есть не только экономические, но и демографические причины: в пенсионный возраст сегодня начинает вступать многочисленное поколение, родившееся после Великой Отечественной Войны. Эти люди будут выходить на пенсию на протяжении ближайших 15-20 лет. В трудовой же возраст в этот период будет входить малочисленное поколение, рожденное во второй половине 80-х и 90-х годах прошлого века, когда наблюдался серьезный спад рождаемости. Так как трудовая пенсия преимущественно формируется за счет пенсионных взносов работодателей, размер которого является производной от "белой" зарплаты работающих граждан, то описанный демографический дисбаланс неизбежно приведет к сокращению размера пенсий.

Поэтому средняя государственная пенсия в размере около 15-20 % от средней "белой" зарплаты будет естественным следствием нашей истории в ближайшие десятилетия.

Единственная возможность не оказаться в преклонном возрасте за чертой бедности - копить на пенсию в период трудовой деятельности.

Право на трудовую пенсию по старости в России имеют мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет, а также граждане, имеющие право на досрочное назначение трудовой пенсии (военнослужащие, работники предприятий с вредными производствами, имеющие стаж работы за полярным кругом и т. п.).

В общий трудовой стаж включаются следующие периоды:

работы в качестве рабочего, служащего (в т. ч. работа по найму за пределами территории России); иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; индивидуальной трудовой деятельности;

службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего Союза Советских Социалистических Республик, органах внутренних дел Российской Федерации и т. п.;

временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства.

Перспективы увеличения пенсионного возраста всерьез обсуждаются как в обществе, так и в кругах государственной власти. И дело тут опять-таки в том, что в стране резко снижается количество работников относительно пенсионеров. Если в 1970 году на каждого пенсионера приходилось по пять работников, то сейчас соотношение между работающими людьми и пенсионерами составляет всего лишь 1,5-1,7 работающих на одного пенсионера. Учитывая темпы старения населения в нашей стране, лет через 10 пенсионеров станет больше, чем трудоспособных граждан, и государству придется принимать непопулярные меры. Возможно - повысить возраст выхода на пенсию. Так что, если до пенсии вам осталось больше 10 лет, то стоит быть готовым к продлению активной трудовой жизни.

Пенсионная реформа предоставляет каждому работнику несколько вариантов накопления пенсии. Каждый из этих вариантов отличается условиями формирования и накопления, способом внесения взносов, размером и формой выплат. Однако очевидно, что чем больше видов пенсии вы сформируете к моменту наступления пенсионного возраста, тем лучше будете жить в преклонные годы. Остановимся подробнее на каждом из вариантов и попробуем понять, в чем же заключаются существенные различия между ними.

 

1.3 Составляющие пенсионной системы


Существуют три принципиально отличающихся друг от друга составляющих пенсионной системы:

Базовая часть пенсии

Пенсионное страхование

Пенсионное обеспечение

Базовая часть трудовой пенсии. Выплачивается всем гражданам России пенсионного возраста, имеющим страховой стаж не менее 5 лет. Базовая пенсия, по сути, представляет собой государственное пособие по старости и утрате дохода в форме заработной платы. Размер базовой части ежегодно определяется в законе о федеральном бюджете. Вы никак не можете повлиять на ее размер. Источником финансирования базовой части пенсии является часть единого социального налога (Единый социальный налог - 26 % от фонда оплаты труда) ежемесячно выплачиваемого работодателями за каждого работника. Размер взноса на формирование базовой части пенсии составляет 6 % от фонда оплаты труда.

Пенсионное страхование рассматривает наступление пенсионного возраста как страховой случай: произошла, случилась - потеря трудоспособности по возрасту. Неважно, что мы точно знаем, когда произойдет этот случай. Важно, что мы от него застрахованы - и государство, которому мы (сами или за счет средств нашего работодателя) в трудоспособном возрасте платили страховые взносы - теперь обязано нам выплачивать, по сути, страховку - в виде ежемесячной пожизненной пенсии. Отсюда следует, что вы не можете получить ни рубля из уплаченных взносов до момента наступления т. н. пенсионных оснований - то есть достижения пенсионного возраста.

К пенсионному страхованию относятся:

Страховая часть трудовой пенсии.

Обязательное пенсионное страхование

Дополнительное пенсионное страхование - или "1000 на 1000".

На рис. 1.2 представлены составляющие пенсионного страхования.

Рис. 1.2 Пенсионное страхование

Страховая часть трудовой пенсии. Страховой взнос, составляющий 16%, ежемесячно выплачивается за каждого работника работодателем. Страховые платежи персонифицированы и осуществляются в интересах конкретных лиц, фиксируясь в качестве пенсионных обязательств государства перед ними на личных счетах. Сами же поступившие средства идут этого на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, на личных страховых счетах будет происходить накопление не собственно денег, не средств, а виртуальных обязательств государства перед гражданином по выплате ему пенсии при достижении пенсионного возраста. Размер страховой части пенсии находится в прямой зависимости от размера страховых взносов и страхового стажа: то есть, чем выше был размер взносов и чем дольше - период внесения, тем выше будет размер страховой части пенсии.

Страховой взнос работодателя на формирование страховой части трудовой пенсии составляет: для граждане 1967 г.р. и моложе - 14%, но не более 62 250 рублей в год, а для граждан 1966 г.р. и старше - 20%, но не более 83 000 рублей в год.

Обязательно пенсионное страхование, в результате которого формируется накопительная часть трудовой пенсии. Ежемесячно на формирование накопительной части пенсии каждого работника 1967 года рождения и моложе направляется по 6 % от фонда оплаты труда. Ключевое отличие накопительной части пенсии, от, к примеру, страховой, заключается в том, что она представляет собой не обязательства государства, а "живые", реальные деньги, которые копятся на ваших индивидуальных пенсионных счетах. Следовательно, с течением времени эти средства будут либо "таять" от инфляции, и их покупательская способность будет снижаться, либо, напротив, прирастать в результате грамотного управления, профессионального инвестирования и получения инвестиционного дохода. Каждый работник имеет право определить, кто позаботится о сохранности и приумножении его пенсионных накоплений: Пенсионный Фонд России, негосударственный пенсионный фонд или частная управляющая компания. Подробнее о системе обязательного пенсионного страхования читайте здесь.

Дополнительное пенсионное страхование, как его называют специалисты, система государственого софинансирования, или, в народе, "1000 на 1000". Государство добавит 1000 рублей на каждую 1000 рублей добровольных пенсионных взносов, вносимых работником в пределах от 2 до 12 тысяч рублей в год. В отличие от обязательного пенсионного страхования, дополнительное носит добровольный характер и предполагает финансирование из собственных средств работника: в качестве стимула к такому накоплению государство обязуется удвоить взносы. Отчисления будут попадать в состав накопительной части трудовой пенсии и накапливаться на тех же индивидуальных пенсионных счетах граждан. Подробнее о системе государственного софинансирования пенсионных накоплений читайте здесь.

Негосударственное пенсионное обеспечение.

Все перечисленные выше типы пенсий являются государственными в чистом виде - то есть инициированы государством, формируются государством или под его строжайшим контролем, либо софинансируются государством. Накопительная часть пенсии по умолчанию формируется в Пенсионном Фонде России и инвестируется государственной управляющей компанией, хотя гражданам предоставлено право передачи средств в управление негосударственным пенсионным фондам.

Совсем иное дело - негосударственное пенсионное обеспечение. В пенсионной системе России оно рассматривается как дополнительное по отношению к пенсионному страхованию. Пенсионное обеспечение является формой индивидуального и добровольного накопления пенсии из собственных средств работника и/или работодателя.

Негосударственная пенсия может формироваться исключительно в негосударственных пенсионных фондах.

При заключении пенсионного договора участникам предоставляется возможность самостоятельного определения размера, порядка внесения, а также размера и периода получения будущей пенсии - в течение определенного периода или пожизненно, а также определение правопреемников (наследников).

Более того, в любой момент вы можете расторгнуть договор и получить выкупную сумму - то есть не только уплаченные взносы, но и начисленный инвестиционный доход, (если иное не предусмотрено договором или условиями корпоративной пенсионной программы).

Глава 2. Современное состояние и перспективы пенсионной системы Российской Федерации


С 1января 2011 г. доходная часть бюджета Фонда формировалась с учетом изменений налогового законодательства и законодательства об обязательном пенсионном страховании в соответствии с федеральными законами от 24 июля 2010 года № 212-Федеральный Закон и № 213-Федеральный Закон. С 2011 г. базовая часть трудовой пенсии по старости в Российской Федерации перешла в страховую часть трудовой пенсии в виде фиксированного базового размера. Это в свою очередь дало возможность сделать ещё одно важное изменение: до сих пор базовая и страховая части пенсии индексировались в отдельности и по разным правилам. С 2011 г. индексируется вся пенсия целиком в соответствии с ростом заработной платы, но не выше роста доходов Пенсионного фонда в расчете на одного пенсионера.

В 2011 г. разбивка 20% взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации изменилась и составляет: на финансирование страховой части для лиц 1966г рождения и старше уплачивается вся сумма взносов - 20%, а у лиц 1967г рождения и моложе страховая часть составляет 14%, а накопительная - 6%.

С 2012 года совокупный платеж составил 34% от фонда оплаты труда, в том числе в Пенсионный Фонд Российской Федерации - 26%, Фонд социального страхования - 2.9%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3.1%, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 2.0% Одновременно с этим отменяется существующая регрессивная шкала налогообложения для целей уплаты страховых взносов и устанавливается предельная величина базы для начисления страховых взносов: в 2013году в сумме 415 тыс. рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, которая подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации.

В итоге взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации с 2012 г. составят 26% для лиц 1966г рождения и старше, а для граждан 1967г рождения и моложе 6% на накопительную часть и 20% на страховую. Так, у граждан 1967г рождения и моложе, а так же у всех участников программы государственного софинансирования пенсий, независимо от возраста, формируется помимо страховой части накопительная часть пенсии.

При этом взносы уплачиваются с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются.

На 2012 - 2013 годы установлен пониженный тариф страховых взносов в ПФР для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих определенные виды деятельности.

В Закон о страховых взносах в Пенсионный Фонд России, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования внесено дополнение, предусматривающее возможность применения льготных тарифов организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, основным видом деятельности которых являются, в частности: производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство, производство машин и оборудования, образование, строительство и т.д. (всего перечень содержит 36 позиций).

Для указанных лиц на 2012 год устанавливается пониженный тариф страховых взносов в Пенсионный Фонд России - 18% (общий тариф - 26%). В остальные фонды размеры страховых взносов составят: в Фонд социального страхования - 2,9%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,1%, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 2,0%. В 2013 году размеры тарифов сохранятся. При этом взносы в Фонд обязательного медицинского страхования с 2013 года будут уплачиваться только в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования .

Суммарные доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год превысили 4,6 трлн. рублей, в том числе 4,3 трлн. рублей - доходы по распределительной составляющей бюджета Фонда.

Из федерального бюджета на выплаты пенсий, пособий, единую денежную выплату и социальных выплат перечислено 2,64 трлн. рублей, что на 0,7 трлн. рублей больше, чем в 2011 году.

На покрытие дефицита бюджета Пенсионного Фонда России в 2012 году перечислено 1,3 трлн. рублей, из них 150 млрд. рублей поступило на пополнение доходной части бюджета Пенсионного Фонда России в связи со снижением фонда заработной платы в стране в 2012 году по макроэкономическому прогнозу Министерства экономического развития.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2012 год поступили в общей сумме 1,9 трлн. рублей, или 99% от плана с учетом зарезервированных средств федерального бюджета. Сумма поступлений страховых взносов за 2012 год превышает уровень поступлений в 2011 году на 654,6 млрд. рублей. Главным образом, превышение связано с переходом с 1 января 2012 года от уплаты Единого социального налога к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование напрямую в Пенсионный Фонд России.

Суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного Фонда России за 2012 год составили 361,2 млрд. рублей, из них страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии поступило 324,6 млрд. рублей. В рамках Программы государственного софинансирования пенсии в 2012 году в бюджет ПФР поступили дополнительные страховые взносы граждан на общую сумму 3,6 млрд.рублей, что почти на 1,0 млрд. рублей больше, чем в 2011 году.

Общий объем средств пенсионных накоплений в течение 2012 года увеличился на 291,2 млрд. рублей и на 31 декабря 2012 года составил 1267,0 млрд. рублей.

Целевая структура бюджета Пенсионного Фонда России в части распределительной составляющей сбалансирована с учетом средств федерального бюджета, передаваемых в форме межбюджетных трансфертов на покрытие дефицита бюджета ПФР. Доля доходов и расходов по отношению к валовому внутреннему продукту представлена на рис. 2.1

Рис. 2.1 Доля доходов и расходов ПФР в ВВП

Также с 2011 года у граждан появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Законом (56-Федеральный Закон от 30.04.2009 г.) предусмотрены две стороны софинансирования взносов гражданина - государство (которое удваивает сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет). Любой гражданин может вступить в эту программу, подав через бухгалтерию своего предприятия два документа - заявление в ПФР о вступлении в программу и заявление работодателю с просьбой установить ежемесячное перечисление из зарплаты на накопительную часть индивидуального лицевого счета гражданина (рекомендуемый размер - 1 тысяча рублей в месяц). Также в программу могут вступать и несовершеннолетние граждане.

В доходы бюджета Фонда в 2012 году включены суммы страховых взносов, средства поступающего из федерального бюджета, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, средства федерального бюджета, передаваемые Фонду на выплату пенсий и пособий, субвенции из федерального бюджета, передаваемые Фонду на покрытие дефицита бюджета Фонда в связи с недостатком средств на выплату базовой части трудовой пенсии, суммы недоимки, пеней и иных финансовых санкций, а также иные источники установленные законодательством Российской Федерации. Объемы страховых взносов за 2012год отражены в таблице № 2.1

Таблица 2.1 Объемы страховых взносов за 2012 год, млрд.руб.

№п/п

Страховые взносы

от плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

От плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам

1.

Страховая часть

1698,8

27,24

2.

Накопительная часть

353,7

5,58


Итого:

2052,5

32,82


В 2012 году поступления сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций, образовавшихся по состоянию на 1 января 2012 года составили в сумме 12 млрд. рублей. В указанный объем включены поступления от проведения мероприятий по реструктуризации задолженности по страховым взносам в Фонд, пеням и штрафам.

Остаток средств резерва бюджета Фонда по состоянию на 1 января 2012 года, в части не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий, оценивается в объеме 97,14 млрд. рублей, в том числе:

,22 млрд. рублей - денежные средства;

,92 млрд. рублей размещено в ценных бумагах, из них:

,66 млрд. рублей - в облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (в валюте Российской Федерации);

,26 млрд. рублей - в ценных бумагах кредитных организаций, принятых в счет погашения просроченной задолженности по страховым взносам в Фонд, образовавшейся до 1 января 2012 года.

В доходной части бюджета Пенсионного Фонда на 2012 год учтены доходы от размещения временно свободных средств Фонда - в сумме 3,74 млрд. рублей.

В 2012 году в связи с переводом натуральных льгот в денежные выплаты, из федерального бюджета была предусмотрена передача Фонду средств в сумме 99,9 млрд. рублей на финансирование ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан.

Общее число пенсионеров в 2010 году составило - 38,2 млн. чел в 2011 году-38,3 млн. чел, а в 2012 году уже - 39,7 млн. чел.

В долгосрочной перспективе планируется снижение численности постоянного населения России к 2015 году оно сократиться на 2,5% (т.е. на 3,5 млн. человек) и составит 144,5 млн. чел.

При этом численность населения трудоспособного возраста сократиться на 9,5 млн. чел. и составит в 2015 году 82,4 млн. чел или 56,6% от общей численности населения. Доля же населения старше трудоспособного возрастет к 2015 году до 23,7% против 20,4% в 2011 году. Нагрузка пенсионной системы на наемных работников будет возрастать к 2015 году на 100 получателей трудовых пенсий будет приходиться 124 наемных работника, тогда как в 2011 - 135 человек.

Установлен объем субвенций из федерального бюджета в сумме 74,67 млрд. рублей. Кроме того, бюджет переведет фонду 1,58 млрд. рублей на единовременную денежную выплату ветеранам войны в связи с годовщиной Победы в Великой Отечественной войне и 99,9 млрд. рублей - на финансирование ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам: ветеранам; инвалидам; гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний; Героям Советского Союза, Герои Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы и др.

Таким образом, средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются за счет:

·  взносов работодателей;

·        взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

·        страховых взносов иных категорий работающих граждан;

·        ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий отдельным категориям граждан;

·        средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

·        доходов от эмиссии ценных бумаг;

·        добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

·        доходов от капитализации средств Пенсионного фонда Российской Федерации и других поступлений.

В I квартале текущего года (2013) в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование поступило 585,3 млрд. рублей страховых взносов, что на 51,2% больше поступлений за аналогичный период прошлого года. Фактические показатели превысили прогнозные показатели.

2.2 Основанные направления расходования средств пенсионного фонда

К числу расходов Пенсионного фонда Российской Федерации относят:

. выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий;

. оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

. доставка и пересылка пенсий;

. финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и его органов;

. другие мероприятия, связанные с деятельностью Пенсионного фонда Российской Федерации .

Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год в целом составили 4,25 трлн. рублей, в т.ч. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии - 4,18 трлн. рублей, что на 1,2 трлн. рублей превышает расходы 2011 года. Расходы по накопительной составляющей бюджета Фонда составили за 2012 год около70 млрд. рублей, что превышает расходы 2011 года более чем в 2 раза. Из них около 67 млрд. рублей - расходы по передаче средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды.

Обязательства Пенсионного Фонда России по пенсионному обеспечению граждан выполнены в полном объеме.

На выплату пенсий в 2012 году направлено 3,7 трлн. рублей, что на 1,1 трлн. Рублей больше, чем в 2011 году, из них расходы на выплату трудовых пенсий составили 3,4 трлн. рублей против 2,4 трлн. рублей в 2011 году.

Расходы Пенсионного Фонда России на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии в 2012 году превысили 31 млрд. рублей. На ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан 3. израсходовано 293,6 млрд. рублей (в 2011 году -263,6 млрд. рублей). На единовременные выплаты к 65-летию Победы направлено 11,4 млрд. рублей. 2. В декабре 2012 года ПФР осуществил досрочную выплату пенсий за праздничные дни января 2013 года. На начало 2013 года Фонд располагал достаточными денежными средствами для обеспечения своевременной выплаты пенсий в январе 2013 года.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год исполнен по доходам в сумме 4,6 трлн. рублей (10,4% к валовому внутреннему продукту), что на 1,4 трлн. рублей превышает уровень 2011 года, по расходам в сумме 4,2 трлн. рублей (9,6% к валовому внутреннему продукту), что на 1,2 трлн. рублей превышает уровень 2011 года. Общий профицит бюджета составляет около 360,8 млрд. рублей, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, - около 70 млрд. рублей. Исполнение бюджета за последние три года представлены на рис. 2.2.


Проектом федерального бюджета предусмотрен предельный объем субвенций бюджету Фонда на выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, дополнительного материального обеспечения, пособий и компенсаций в объеме 64,99 млрд. рублей.

Планируемый объем текущих поступлений страховых взносов не покрывает расходов, предусмотренных на выплату страховой части трудовой пенсии, включая расходы по их доставке и другие расходы.

Покрытие текущего дефицита в целях обеспечения сбалансированности доходной и расходной частей бюджета в сумме 82,85 млрд. рублей будет осуществляться за счет остатка средств по распределительной составляющей бюджета по состоянию на 1 января 2013 года (97,14 млрд. рублей). В связи с этим Пенсионный фонд Российской Федерации планирует осуществить продажу всех активов, в которые были размещены временно свободные средства бюджета Фонда.

 

2.3 Предлагаемые механизмы формирования средств


Основной акцент реформирования пенсионной системы был сделан на механизме формирования средств. В процессе реформ предполагалось заменить распределительный советский принцип накопительным. Страховая система должна была снизить участие государственного бюджета в формировании пенсионных доходов за счет расширенных пенсионных накоплений. Удалось ли этого добиться? Нет, все последние годы основным источником доходов Пенсионного фонда были средства федерального бюджета (таблица 2.2).

Таблица 2.2 Удельный вес федеральных субвенций в доходах Пенсионного фонда Российской Федерации в 2007-2014 гг. (2013-2014 гг. - плановые показатели)

Показатель

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2013

2014

Поступление средств, всего, млрд руб.

1350

1638

1947

2730

3223

4680

5137

5655

6245

Субвенции из федерального бюджета, млрд руб.

693

833

920

1457

1947

2530

2342

2561

2803

Удельный вес субвенций, %

51,3

50,9

47,3

53,4

60,4

54,1

45,6

45,3

44,9


Запланированное с 2013 г. сокращение удельного веса государственных финансовых трансфертов, во-первых, не является кардинальным и, во-вторых, нет уверенности в том, что данные показатели удастся выдержать.

Повышение размеров отчислений в Пенсионный фонд с 20 до 26%, предпринятое с начала текущего года, наверняка приведет к расширению масштабов теневых выплат.

Кроме того, не способствует росту отчислений и массовая раздача государством преференций и льгот.

Следующий важный вопрос - эффективность использования пенсионных средств. В настоящее время пенсионные накопительные вклады размещаются в государственной управляющей компании и частных компаниях (их было 60 на конец 2012 г.).

В государственной компании сосредоточена подавляющая часть пенсионных средств, порядка 97,5%.

Сопоставим доходность пенсионных инвестиций и размер инфляции, выраженный через официальный индекс прироста цен на потребительские товары и услуги (табл. 2.3).

Таблица 2.3 Эффективность использования пенсионных накоплений в РФ в 2005-2012 гг., % в год

Показатель

2005

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Всего за период, раз

Доходность инвестирования средств пенсионных накоплений:









государственной компанией

7,33

12,18

5,67

5,28

-0,46

9,52

8,39

частными компаниями

4,79

21,92

20,91

5,70

-27,44

35,11

15,31

1,85

Прирост цен на потребительские товары и услуги

11,7

10,9

9

11,9

13,3

8,8

8,7

2,02


Как видно, капитализация средств пенсионных накоплений значительно ниже уровня инфляции. Приумножить или хотя бы сохранить пенсионные накопления не удалось ни государственной компании, ни частным. В реальном выражении пенсионные накопления в государственной компании с 2005 г. по 2012 г. сократились на 21,8%; в частных - на 8,4%.

Не удалось в рамках пенсионной реформы создать крупные и эффективные независимые пенсионные фонды. В 2011 г. численность участников таких фондов составила 6757 тыс. человек, или 17,5% от общей численности пенсионеров. Итог для системы, которая функционирует уже 17 лет, - более чем скромный. По сути, частному сектору страхового пенсионного страхования не удалось доказать свою эффективность и завоевать доверие населения.

Разумеется, проблема использования пенсионных финансовых ресурсов далеко выходит за пределы пенсионной системы. Это общеэкономическая проблема, связанная с несостоятельностью государства и бизнеса в реализации крупных инвестиционных программ и неумением эффективно распоряжаться долговременными финансовыми активами. Достаточно указать, что кредиты банков занимают крайне низкий уровень в структуре источников инвестиций в основной капитал экономики России. Все последние годы этот показатель колебался в диапазоне от 9,5 до 10,4%. Отсутствие доступных финансовых ресурсов вынуждает экономические субъекты концентрировать свои усилия главным образом на краткосрочных вложениях, общая доля которых в структуре финансовых вложений в эти же годы находилась на уровне от 76,4 до 82,8%.

Еще одно яркое свидетельство низкой эффективности пенсионной системы - соотношение доходов работающих и неработающих. В 2005-2011 гг. средняя величина коэффициента замещения составила 26,0%. Этот показатель ниже не только уровня развитых стран, но и позднего советского государства. В Союзе Советских Социалистических Республик в 1980-е годы коэффициент неуклонно повышался с 33,9% (1980 г.) до 38,5% (1987 г.). По уровню замещения среднего заработка пенсией Союза Советских Социалистических Республик имел достаточно высокие по мировым меркам стандарты, чего нельзя сказать о современной России.

То, что пенсионная система России неэффективна, понятно. Но повод ли это ее менять? Совсем необязательно, и обязательно не всегда. Любые неэффективные экономические институты могут существовать столь долго, сколь государство и общество способны компенсировать их затратность и убыточность. Именно это и демонстрировала российская экономическая практика до осени 2010 г. Сейчас ситуация изменилась - тяжесть пенсионных выплат непосильна для сегодняшнего российского государства и потому перемены в пенсионном обеспечении неизбежны.

Формально целям долгосрочного финансирования пенсий служит фонд национального благосостояния. Текущее состояние фонда внешне выглядит приличным, и как будто пенсионное обеспечение опасений не вызывает. С начала кризиса средства фонда увеличились с 31,9 млрд дол. (сентябрь 2010 г.) до 88,4 млрд дол. (январь 2013 г.). Однако совсем иная ситуация с Резервным фондом - источником покрытия федерального бюджета. С начала кризиса объем средств фонда сократился с 142,6 млрд дол. (сентябрь 2010 г.) до 25,4 млрд дол. (январь 2013 г.), то есть в 5,6 раза.

Следует вспомнить, что федеральный бюджет формирует примерно половину доходов Пенсионного фонда. Из этого понятно, что запаса прочности функционирующей пенсионной системе хватит, в самом лучшем случае, лишь на несколько лет.

Не удалось в рамках пенсионной реформы создать крупные и эффективные независимые пенсионные фонды. В 2011 г. численность участников таких фондов составила 6757 тыс. человек, или 17,5% от общей численности пенсионеров. Итог для системы, которая функционирует уже 17 лет, - более чем скромный. По сути, частному сектору страхового пенсионного страхования не удалось доказать свою эффективность и завоевать доверие населения.

Разумеется, проблема использования пенсионных финансовых ресурсов далеко выходит за пределы пенсионной системы. Это общеэкономическая проблема, связанная с несостоятельностью государства и бизнеса в реализации крупных инвестиционных программ и неумением эффективно распоряжаться долговременными финансовыми активами. Достаточно указать, что кредиты банков занимают крайне низкий уровень в структуре источников инвестиций в основной капитал экономики России. Все последние годы этот показатель колебался в диапазоне от 9,5 до 10,4%. Отсутствие доступных финансовых ресурсов вынуждает экономические субъекты концентрировать свои усилия главным образом на краткосрочных вложениях, общая доля которых в структуре финансовых вложений в эти же годы находилась на уровне от 76,4 до 82,8%.

Еще одно яркое свидетельство низкой эффективности пенсионной системы - соотношение доходов работающих и неработающих. В 2005-2011 гг. средняя величина коэффициента замещения составила 26,0%. Этот показатель ниже не только уровня развитых стран, но и позднего советского государства. В Союзе Советских Социалистических Республик в 1980-е годы коэффициент неуклонно повышался с 33,9% (1980 г.) до 38,5% (1987 г.). По уровню замещения среднего заработка пенсией Союза Советских Социалистических Республик имел достаточно высокие по мировым меркам стандарты, чего нельзя сказать о современной России.

То, что пенсионная система России неэффективна, понятно. Но повод ли это ее менять? Совсем необязательно, и обязательно не всегда. Любые неэффективные экономические институты могут существовать столь долго, сколь государство и общество способны компенсировать их затратность и убыточность. Именно это и демонстрировала российская экономическая практика до осени 2010 г. Сейчас ситуация изменилась - тяжесть пенсионных выплат непосильна для сегодняшнего российского государства и потому перемены в пенсионном обеспечении неизбежны.

Не удалось в рамках пенсионной реформы создать крупные и эффективные независимые пенсионные фонды. В 2011 г. численность участников таких фондов составила 6757 тыс. человек, или 17,5% от общей численности пенсионеров. Итог для системы, которая функционирует уже 17 лет, - более чем скромный. По сути, частному сектору страхового пенсионного страхования не удалось доказать свою эффективность и завоевать доверие населения.

Разумеется, проблема использования пенсионных финансовых ресурсов далеко выходит за пределы пенсионной системы. Это общеэкономическая проблема, связанная с несостоятельностью государства и бизнеса в реализации крупных инвестиционных программ и неумением эффективно распоряжаться долговременными финансовыми активами. Достаточно указать, что кредиты банков занимают крайне низкий уровень в структуре источников инвестиций в основной капитал экономики России. Все последние годы этот показатель колебался в диапазоне от 9,5 до 10,4%. Отсутствие доступных финансовых ресурсов вынуждает экономические субъекты концентрировать свои усилия главным образом на краткосрочных вложениях, общая доля которых в структуре финансовых вложений в эти же годы находилась на уровне от 76,4 до 82,8%.

Еще одно яркое свидетельство низкой эффективности пенсионной системы - соотношение доходов работающих и неработающих. В 2005-2011 гг. средняя величина коэффициента замещения составила 26,0%. Этот показатель ниже не только уровня развитых стран, но и позднего советского государства. В Союзе Советских Социалистических Республик в 1980-е годы коэффициент неуклонно повышался с 33,9% (1980 г.) до 38,5% (1987 г.). По уровню замещения среднего заработка пенсией Союза Советских Социалистических Республик имел достаточно высокие по мировым меркам стандарты, чего нельзя сказать о современной России.

То, что пенсионная система России неэффективна, понятно. Но повод ли это ее менять? Совсем необязательно, и обязательно не всегда. Любые неэффективные экономические институты могут существовать столь долго, сколь государство и общество способны компенсировать их затратность и убыточность. Именно это и демонстрировала российская экономическая практика до осени 2010 г. Сейчас ситуация изменилась - тяжесть пенсионных выплат непосильна для сегодняшнего российского государства и потому перемены в пенсионном обеспечении неизбежны.

Не удалось в рамках пенсионной реформы создать крупные и эффективные независимые пенсионные фонды. В 2011 г. численность участников таких фондов составила 6757 тыс. человек, или 17,5% от общей численности пенсионеров. Итог для системы, которая функционирует уже 17 лет, - более чем скромный. По сути, частному сектору страхового пенсионного страхования не удалось доказать свою эффективность и завоевать доверие населения.

Разумеется, проблема использования пенсионных финансовых ресурсов далеко выходит за пределы пенсионной системы. Это общеэкономическая проблема, связанная с несостоятельностью государства и бизнеса в реализации крупных инвестиционных программ и неумением эффективно распоряжаться долговременными финансовыми активами. Достаточно указать, что кредиты банков занимают крайне низкий уровень в структуре источников инвестиций в основной капитал экономики России. Все последние годы этот показатель колебался в диапазоне от 9,5 до 10,4%. Отсутствие доступных финансовых ресурсов вынуждает экономические субъекты концентрировать свои усилия главным образом на краткосрочных вложениях, общая доля которых в структуре финансовых вложений в эти же годы находилась на уровне от 76,4 до 82,8%.

Еще одно яркое свидетельство низкой эффективности пенсионной системы - соотношение доходов работающих и неработающих. В 2005-2011 гг. средняя величина коэффициента замещения составила 26,0%. Этот показатель ниже не только уровня развитых стран, но и позднего советского государства. В Союзе Советских Социалистических Республик в 1980-е годы коэффициент неуклонно повышался с 33,9% (1980 г.) до 38,5% (1987 г.). По уровню замещения среднего заработка пенсией Союза Советских Социалистических Республик имел достаточно высокие по мировым меркам стандарты, чего нельзя сказать о современной России.

То, что пенсионная система России неэффективна, понятно. Но повод ли это ее менять? Совсем необязательно, и обязательно не всегда. Любые неэффективные экономические институты могут существовать столь долго, сколь государство и общество способны компенсировать их затратность и убыточность. Именно это и демонстрировала российская экономическая практика до осени 2010 г. Сейчас ситуация изменилась - тяжесть пенсионных выплат непосильна для сегодняшнего российского государства и потому перемены в пенсионном обеспечении неизбежны.

Не удалось в рамках пенсионной реформы создать крупные и эффективные независимые пенсионные фонды. В 2011 г. численность участников таких фондов составила 6757 тыс. человек, или 17,5% от общей численности пенсионеров. Итог для системы, которая функционирует уже 17 лет, - более чем скромный. По сути, частному сектору страхового пенсионного страхования не удалось доказать свою эффективность и завоевать доверие населения.

Разумеется, проблема использования пенсионных финансовых ресурсов далеко выходит за пределы пенсионной системы. Это общеэкономическая проблема, связанная с несостоятельностью государства и бизнеса в реализации крупных инвестиционных программ и неумением эффективно распоряжаться долговременными финансовыми активами. Достаточно указать, что кредиты банков занимают крайне низкий уровень в структуре источников инвестиций в основной капитал экономики России. Все последние годы этот показатель колебался в диапазоне от 9,5 до 10,4%. Отсутствие доступных финансовых ресурсов вынуждает экономические субъекты концентрировать свои усилия главным образом на краткосрочных вложениях, общая доля которых в структуре финансовых вложений в эти же годы находилась на уровне от 76,4 до 82,8%.

Еще одно яркое свидетельство низкой эффективности пенсионной системы - соотношение доходов работающих и неработающих. В 2005-2011 гг. средняя величина коэффициента замещения составила 26,0%. Этот показатель ниже не только уровня развитых стран, но и позднего советского государства. В Союзе Советских Социалистических Республик в 1980-е годы коэффициент неуклонно повышался с 33,9% (1980 г.) до 38,5% (1987 г.). По уровню замещения среднего заработка пенсией Союза Советских Социалистических Республик имел достаточно высокие по мировым меркам стандарты, чего нельзя сказать о современной России.

То, что пенсионная система России неэффективна, понятно. Но повод ли это ее менять? Совсем необязательно, и обязательно не всегда. Любые неэффективные экономические институты могут существовать столь долго, сколь государство и общество способны компенсировать их затратность и убыточность. Именно это и демонстрировала российская экономическая практика до осени 2010 г. Сейчас ситуация изменилась - тяжесть пенсионных выплат непосильна для сегодняшнего российского государства и потому перемены в пенсионном обеспечении неизбежны.

Не удалось в рамках пенсионной реформы создать крупные и эффективные независимые пенсионные фонды. В 2011 г. численность участников таких фондов составила 6757 тыс. человек, или 17,5% от общей численности пенсионеров. Итог для системы, которая функционирует уже 17 лет, - более чем скромный. По сути, частному сектору страхового пенсионного страхования не удалось доказать свою эффективность и завоевать доверие населения.

Разумеется, проблема использования пенсионных финансовых ресурсов далеко выходит за пределы пенсионной системы. Это общеэкономическая проблема, связанная с несостоятельностью государства и бизнеса в реализации крупных инвестиционных программ и неумением эффективно распоряжаться долговременными финансовыми активами. Достаточно указать, что кредиты банков занимают крайне низкий уровень в структуре источников инвестиций в основной капитал экономики России. Все последние годы этот показатель колебался в диапазоне от 9,5 до 10,4%. Отсутствие доступных финансовых ресурсов вынуждает экономические субъекты концентрировать свои усилия главным образом на краткосрочных вложениях, общая доля которых в структуре финансовых вложений в эти же годы находилась на уровне от 76,4 до 82,8%.

Еще одно яркое свидетельство низкой эффективности пенсионной системы - соотношение доходов работающих и неработающих. В 2005-2011 гг. средняя величина коэффициента замещения составила 26,0%. Этот показатель ниже не только уровня развитых стран, но и позднего советского государства. В Союзе Советских Социалистических Республик в 1980-е годы коэффициент неуклонно повышался с 33,9% (1980 г.) до 38,5% (1987 г.). По уровню замещения среднего заработка пенсией Союза Советских Социалистических Республик имел достаточно высокие по мировым меркам стандарты, чего нельзя сказать о современной России.

То, что пенсионная система России неэффективна, понятно. Но повод ли это ее менять? Совсем необязательно, и обязательно не всегда. Любые неэффективные экономические институты могут существовать столь долго, сколь государство и общество способны компенсировать их затратность и убыточность. Именно это и демонстрировала российская экономическая практика до осени 2010 г. Сейчас ситуация изменилась - тяжесть пенсионных выплат непосильна для сегодняшнего российского государства и потому перемены в пенсионном обеспечении неизбежны.

Не удалось в рамках пенсионной реформы создать крупные и эффективные независимые пенсионные фонды. В 2011 г. численность участников таких фондов составила 6757 тыс. человек, или 17,5% от общей численности пенсионеров. Итог для системы, которая функционирует уже 17 лет, - более чем скромный. По сути, частному сектору страхового пенсионного страхования не удалось доказать свою эффективность и завоевать доверие населения.

Разумеется, проблема использования пенсионных финансовых ресурсов далеко выходит за пределы пенсионной системы. Это общеэкономическая проблема, связанная с несостоятельностью государства и бизнеса в реализации крупных инвестиционных программ и неумением эффективно распоряжаться долговременными финансовыми активами. Достаточно указать, что кредиты банков занимают крайне низкий уровень в структуре источников инвестиций в основной капитал экономики России. Все последние годы этот показатель колебался в диапазоне от 9,5 до 10,4%. Отсутствие доступных финансовых ресурсов вынуждает экономические субъекты концентрировать свои усилия главным образом на краткосрочных вложениях, общая доля которых в структуре финансовых вложений в эти же годы находилась на уровне от 76,4 до 82,8%.

Еще одно яркое свидетельство низкой эффективности пенсионной системы - соотношение доходов работающих и неработающих. В 2005-2011 гг. средняя величина коэффициента замещения составила 26,0%. Этот показатель ниже не только уровня развитых стран, но и позднего советского государства. В Союзе Советских Социалистических Республик в 1980-е годы коэффициент неуклонно повышался с 33,9% (1980 г.) до 38,5% (1987 г.). По уровню замещения среднего заработка пенсией Союза Советских Социалистических Республик имел достаточно высокие по мировым меркам стандарты, чего нельзя сказать о современной России.

То, что пенсионная система России неэффективна, понятно. Но повод ли это ее менять? Совсем необязательно, и обязательно не всегда. Любые неэффективные экономические институты могут существовать столь долго, сколь государство и общество способны компенсировать их затратность и убыточность. Именно это и демонстрировала российская экономическая практика до осени 2010 г. Сейчас ситуация изменилась - тяжесть пенсионных выплат непосильна для сегодняшнего российского государства и потому перемены в пенсионном обеспечении неизбежны.

Не удалось в рамках пенсионной реформы создать крупные и эффективные независимые пенсионные фонды. В 2011 г. численность участников таких фондов составила 6757 тыс. человек, или 17,5% от общей численности пенсионеров. Итог для системы, которая функционирует уже 17 лет, - более чем скромный. По сути, частному сектору страхового пенсионного страхования не удалось доказать свою эффективность и завоевать доверие населения.

Разумеется, проблема использования пенсионных финансовых ресурсов далеко выходит за пределы пенсионной системы. Это общеэкономическая проблема, связанная с несостоятельностью государства и бизнеса в реализации крупных инвестиционных программ и неумением эффективно распоряжаться долговременными финансовыми активами. Достаточно указать, что кредиты банков занимают крайне низкий уровень в структуре источников инвестиций в основной капитал экономики России. Все последние годы этот показатель колебался в диапазоне от 9,5 до 10,4%. Отсутствие доступных финансовых ресурсов вынуждает экономические субъекты концентрировать свои усилия главным образом на краткосрочных вложениях, общая доля которых в структуре финансовых вложений в эти же годы находилась на уровне от 76,4 до 82,8%.

Еще одно яркое свидетельство низкой эффективности пенсионной системы - соотношение доходов работающих и неработающих. В 2005-2011 гг. средняя величина коэффициента замещения составила 26,0%. Этот показатель ниже не только уровня развитых стран, но и позднего советского государства. В Союзе Советских Социалистических Республик в 1980-е годы коэффициент неуклонно повышался с 33,9% (1980 г.) до 38,5% (1987 г.). По уровню замещения среднего заработка пенсией Союза Советских Социалистических Республик имел достаточно высокие по мировым меркам стандарты, чего нельзя сказать о современной России.

То, что пенсионная система России неэффективна, понятно. Но повод ли это ее менять? Совсем необязательно, и обязательно не всегда. Любые неэффективные экономические институты могут существовать столь долго, сколь государство и общество способны компенсировать их затратность и убыточность. Именно это и демонстрировала российская экономическая практика до осени 2010 г. Сейчас ситуация изменилась - тяжесть пенсионных выплат непосильна для сегодняшнего российского государства и потому перемены в пенсионном обеспечении неизбежны.

3. Совершенствование пенсионной системы


Основными механизмы достижения целевых ориентиров являются:

совершенствование тарифно-бюджетной политики;

реформирование института досрочных пенсий;

реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы;

развитие корпоративного пенсионного обеспечения;

совершенствование системы формирования пенсионных прав;

совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием.

Совершенствование тарифно-бюджетной политики

В целях дальнейшего развития пенсионной системы предлагается:

поддержание тарифа страховых взносов на приемлемом для субъектов экономической деятельности уровне страховой нагрузки;

повышение уровня облагаемого заработка с учетом темпов роста средней заработной платы в Российской Федерации - эти мероприятия целесообразно синхронизировать с мероприятиями по параметрическим изменениям пенсионной системы;

повышение собираемости обязательных платежей и расширение охвата работающих обязательным пенсионным страхованием;

поэтапное приведение размера страхового взноса, уплачиваемого самозанятыми категориями граждан, в соответствие с уровнем пенсионных выплат;

установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда.

Реформирование системы досрочных пенсий

В целях развития форм социальных гарантий работников, адекватных современным условиям рыночной экономики, предлагается поэтапная трансформация института досрочных пенсий, а также предоставление работникам в соответствии с их интересами соответствующих гарантий и компенсаций в рамках норм трудовых отношений и коллективных договоров.

Для адаптации страхователей к изменению страховой нагрузки предусматривается следующий комплекс мер.

С учетом различий в приобретенных правах на досрочную трудовую пенсию предлагается выделить три категории лиц, в отношении которых следует использовать следующие подходы к реформированию досрочных пенсий. Сохраняется право на назначение и выплату досрочных трудовых пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования для лиц, имеющих "полный" стаж для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста стаж на соответствующих видах работ (далее - специальный стаж).

В качестве дополнительной гарантии для работников, занятых на рабочих местах, включенных в Списки, предлагается продлить программу государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений.

Указанные меры позволят повысить ответственность и стимулы работодателей к улучшению условий труда, а также предоставить работникам возможность получения соответствующих их интересам гибких форм гарантий и компенсаций за работу в условиях, отличающихся от нормальных.

Для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, совершенствование пенсионного обеспечения должно быть соотнесено с основными положениями государственной политики по развитию Крайнего Севера.

Реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы

В целях восстановления пенсионных прав застрахованных лиц и снижения рисков накопительной составляющей пенсионной системы в среднесрочной перспективе предлагается рассмотреть вопрос:

об оптимизации до 2% тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы и направлении 4% в солидарную часть пенсии;

о предоставлении в последующем застрахованным лицам права самостоятельного выбора в отношении 2% тарифа страховых взносов: остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера или формировать свои пенсионные права в рамках накопительной системы;

о поэтапном переводе накопительной составляющей из системы обязательного пенсионного страхования в систему добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения;

о стимулировании работников к уплате дополнительных страховых взносов из их заработной платы в накопительную составляющую с учетом уровня их дохода и возраста.

Развитие корпоративного пенсионного обеспечения

Корпоративное пенсионное обеспечение должно способствовать решению следующих вопросов:

формирование уровня пенсий, обеспечивающих приемлемый коэффициент замещения для лиц, с уровнем заработной платы выше среднего;

реформирование института досрочных пенсий;

развитие инструментов управления персоналом в целях повышения его мотивации и закрепления лучших работников.

Необходимо установить организационные, правовые и финансовые основы создания и функционирования корпоративных пенсионных систем, а также определить необходимые условия для осуществления работодателями корпоративного пенсионного обеспечения работников и основные принципы государственного контроля за деятельностью в данной сфере.

Будет закреплено, что корпоративное пенсионное обеспечение работников является дополнительным негосударственным пенсионным обеспечением, осуществляемым работодателем, страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, кредитными организациями на основании договора о корпоративной пенсионной программе (пенсионном продукте) и пенсионных правил.

Для реализации корпоративных пенсионных систем предусматривается установление требований по стандартизации финансовых пенсионных продуктов, контролю и надзору за ними, а также налоговых льгот для финансирования пенсионных выплат.

Совершенствование системы формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы

Должны быть решены следующие задачи по совершенствованию действующей пенсионной системы:

поддержание приемлемого соотношения между средним уровнем пенсий и заработных плат;

регулирование индексации пенсий;

учет продолжительности страхового (трудового) стажа, необходимого для назначения пенсии, и формирование размера пенсии с учетом трудового вклада работника;

обеспечение более длительного периода уплаты страховых взносов для формирования пенсионных прав;

формирование обязательств со стороны государства по объему выплат пенсий в будущем, обеспеченных страховыми взносами.

Заключение

В результате проведенного исследования получены следующие выводы и предложения.

Нынешняя пенсионная система по своей экономической природе не соответствует новым экономическим реалиям. В этой связи главная задача ее модернизации состоит в создании системы страхования, основанной на принципах самоответственности граждан за собственное материальное благополучие, на принципах эквивалентности страховых взносов и выплат. Проблема выбора пенсионной системы для страны относится к стратегическим, базисным, затрагивающим жизнедеятельность нескольких поколений. Отсюда сложность ее решения.

Формирование и расходование средств Пенсионного фонда Российской Федерации направлено на решение задачи обеспечения финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого Фонд организует работу по сбору страховых взносов; взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; осуществляет капитализацию своих средств; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов; проводит индивидуальный (персонифицированный) учет работников, в счет которых осуществляют перечисления работодатели.

Наибольшие расходы приходятся на обязательное пенсионное страхование и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Исследование состояния действующей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации выявило, что при проведении реформы пенсионной системы размеры пенсий остались на низком уровне как в абсолютном значении, так и по отношению к прожиточному минимуму. С другой стороны, уровень страховых взносов, уплачиваемых предприятиями на цели пенсионного обеспечения, достаточно велик. Также существует большое число пенсионеров, получающих пенсии на льготных основаниях. Для устранения указанных недостатков необходимо поэтапное реформирование системы пенсионного обеспечения.

Для совершенствования пенсионной системы предлагается реализовать следующие меры:

установить для всех граждан, независимо от их возраста, единую ставку взносов на именные накопительные пенсионные счета, открываемые в Пенсионном фонде России с целью дифференциации пенсий в зависимости от размера персональных страховых взносов граждан;

использовать поэтапное повышение пенсионного возраста и реформирование системы досрочного выхода на пенсию;

при взимании подоходного налога с физических лиц в совокупный доход не включать суммы пенсионных взносов, уплаченных вкладчиками в пользу граждан - участников пенсионных схем, а также инвестиционной прибыли, направляемой на увеличение пенсионных накоплений.

Внедрение предложенных мер позволит повысить эффективность пенсионной системы Российской Федерации, снизить нагрузку на пенсионную систему, стимулировать использование гражданами вложений в собственные пенсионные накопления.

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые акты

.        Федеральный закон от 30.04.2009 N 56-ФЗ (ред. от 28.07.2013) "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" // Российская газета.

.        Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 432-Федеральный закон «О внесении изменений в статью 58 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета.

.        Закон "О пенсионном обеспечении" от 21 июля 1998 г.

II. Учебники и учебные пособия

.        Афанасьев М.П и др. Бюджет и бюджетная система. Учебник. - М: Юрайт, 2011.

.        Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Социальный налог. Обязательное пенсионное страхование. Профессиональный комментарий. - М.: Налоги и финансовое право. 2010.

.        Бюджетная система Российской Федерации: Учеб.пособие для вузов. Фетисов В.Д. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2009

.        Годин А.М., Максимов Н. С., Подкорина И.В. Бюджетная система РФ: Учебник.: Дошков и К. 2009.

.        Вахрин П.И. Бюджетная система РФ: Учебник.: Дошков и К. 2010

.        Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Финансы и статистика. 2010.

.        Волгин Н.А. Социальная политика. М.: РАГС. 2011.

.        Гордэн В. Социальная политика и социальный маркетинг. СПб.: Ун-т экономики и финансов. 2011.

.        Государственная социальная политика и стратегия выживания домохозяйств / Под ред. А. Тривуса. М.: Норма, 2011.

.        Дробозина Л.А., Финансы: Учебник. М.: ЮНИТИ. 1-е изд. 2010.

.        Капкаева Н.З., Журкина Н.С. Государственные внебюджетные фонды. М.: Норма, 2010.

.        Ковалева В. В. Финансы. Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. М.: ООО "ТК Велби". 2010.

.        Комментарий к бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М.: Финансы и статистика. 2010.

.        Лушин С.И., Слепов В.А. Финансы: Учебник.: Рос. Экон. акад. 2012.

.        Поляк Г. Б. Финансы: Учебник для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2009.

.        Родионова В.М. Финансы: Учебник. М.: Финансы и статистика. 2010.

.        Сабанти Б.М. Финансы: Учебник для вузов. М.: Юрайт. 2013.

.        Сенчагов В.К., Архипов А.И. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник 2-ое изд. М.: Проспект, 2010.

.        Смирнов С.Н. Социальная политика. М.: ГУ ВШЭ, 2011.

.        Фетисов В.Д. Финансы: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2013.

.        Чернова Е.Г. Финансы, деньги, кредит: Учебное пособие. М.: Проспект. 2009.

III. Периодические издания

.        Агапов Р.Б. Пенсионный фонд и его перспективы в РФ //Вестник ПФР. 2012.- №2.

.        Болтрукевич О.Ю. Пенсионное обеспечение 2012 // Социальная защита №2 (155). 2012.

.        Дрозденкович И.Ю. Пенсионный фонд - куда дальше? // Финансы. 2013. №1.

.        Михайлова Н. На пенсиях лежит тень // Независимая газета. 2013. № 4.

.        Мильнер М. Социальная политика в Европе // Налоговед. 2011. №4.

.        Поляк Г.Б. Финансовое обеспечение социальной сферы // Финансы и статистика, 2010. № 11.

Похожие работы на - Пенсионная система России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!