Правовые акты органов местного самоуправления

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,94 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовые акты органов местного самоуправления

План

1. Понятие и юридическая природа правовых актов местного самоуправления. Уставы муниципальных образований как основа их деятельности

. Компетенция исполнительных органов местного самоуправления в сфере социально-культурного обслуживания населения

. Правовые акты представительных органов местного самоуправления. Правовые акты исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления. Порядок обжалования и опротестования актов органов и должностных лиц местного самоуправления

Список использованной литературы

правовой акт самоуправление культурный

1. Понятие и юридическая природа правовых актов местного самоуправления. Уставы муниципальных образований как основа их деятельности

Под источниками муниципального права понимается система нормативных правовых актов общего и специального характера, содержащих нормы муниципального права, а также совокупность правовых обычаев, традиций и юридических прецедентов, применяемых при осуществлении местного самоуправления.

Общие источники - Конституция РФ; Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

Общий характер названных источников объясняется тем, что в них изложены основополагающие нормы-принципы о местной публичной власти. Более подробная система норм муниципального права закреплена в нормативных актах специального характера.

Специальные источники - это федеральные законы, касающиеся становления и развития муниципальной власти; Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ.

В состав специальных включаются также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (законы о местном самоуправлении и т.д.), а также принимаемые в системе местного самоуправления. Обычаи, как правило, имеют локальный характер. Их можно отнести к источникам уровня только муниципального образования.

Классификацию источников муниципального права можно проводить также по уровням. В настоящее время сложились четыре уровня:

) нормативные правовые акты Российской Федерации, которые подразделяются на две части. Первую часть составляет Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме. Именно в этом заключается особый характер данного источника муниципального права. Вторую часть составляют нормативные акты законодательного органа РФ, Президента РФ и Правительства РФ. К данной группе можно отнести юридический прецедент;

) нормативные правовые акты субъектов РФ составляют вторую группу источников;

) международные правовые акты составляют третью группу источников;

) нормативные акты, принятые в системе местного самоуправления, а также обычаи составляют четвертую группу.

Нормативные правовые акты Российской Федерации.

Основополагающим источником муниципального права является Конституция РФ, установившая нормы-принципы о местном самоуправлении. Конституция РФ содержит значительное число норм-принципов муниципального права. При сравнении этого числа с числом норм других отраслей права можно увидеть, что нормы муниципального права стоят на втором месте после норм конституционного права. Они закреплены в гл. I Конституции, т.е. в главе об основах конституционного строя, в ч. 2 ст. 32, ст. ст. 33, 72, гл. 8.

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя России. Глава 8 Конституции РФ является одной из специальных глав, потому что она посвящена только местному самоуправлению. В ней закреплены исключительно нормы муниципального права, имеющие свое функциональное предназначение.

Более детальное развитие нормы муниципального права получают в специальном законодательстве. К ним можно отнести Федеральный закон от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и его новую редакцию от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

К специальным законам в области муниципального права можно отнести также Федеральные законы "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", "О муниципальной службе в Российской Федерации", "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".

Источниками муниципального права являются также Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закон РФ "Об образовании", Федеральные законы "О недрах", "Об участии в международном информационном обмене", Бюджетный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон РФ от 14 июля 1992 г. "О закрытом административно-территориальном образовании" и др.

Источниками муниципального права были Указы Президента РФ: от 11 июня 1997 г. "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации"; от 15 октября 1999 г. "Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации"; от 29 мая 1997 г. "О совете по местному самоуправлению в Российской Федерации"; от 22 июля 1994 г. N 1535 "Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года" и др. Многие из этих указов уже утратили свою силу, но тем не менее на первом этапе становления муниципального права они сыграли определенную роль. На их основе были разработаны и приняты федеральные законы и законы субъектов РФ, сформировавших систему муниципального права.

К источникам муниципального права относятся постановления Правительства РФ. Их число ограничено по сравнению с законами и указами Президента РФ.

Источниками муниципального права являются нормативные акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти.

Источниками муниципального права являются также постановления палат Федерального Собрания РФ. Их число также ограничено. К ним можно отнести Постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 10 июня 1994 г. "Об обеспечении конституционных прав населения на местное самоуправление".

Естественными источниками муниципального права можно считать сложившиеся в истории традиции и обычаи, на основе которых формируются нормы по организации, например, общинного самоуправления, казачьего самоуправления. Не исключается возможность повторения исторической эпохи земского самоуправления. В соответствии с традициями и обычаями иногда устанавливается наименование органов местного самоуправления, определяется регламент их деятельности.

Такой подход способствует сближению интересов местной власти и населения, реанимирует принцип построения местного самоуправления снизу - по инициативе самих жителей. При этом формируемые на основе традиций и обычаев нормы муниципального права в большей мере соответствуют фактической жизни, и степень их реализации намного выше, чем у тех, которые навязываются сверху без учета местных традиций и обычаев.

Источником права может выступать юридический прецедент <1>. К прецедентам можно было бы отнести решения высших судебных инстанций по вопросам местного самоуправления, связанным с конституционностью решений, принимаемых в системе местного самоуправления. Вероятность необходимости введения прецедента как источника муниципального права продиктована сегодня наличием массовых нарушений законодательства органами государственной власти и местного самоуправления при осуществлении функций и полномочий.

Судебные решения могли бы стать дополнительным средством обеспечения исполнения законов.

Международные правовые акты.

В состав источников муниципального права включаются также международные правовые акты, о чем свидетельствует ст. 15 Конституции РФ. Норма данной статьи прямо устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Это означает, что если Российская Федерация присоединилась к таким документам, то она обязана их соблюдать. К таким документам можно отнести Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Европейскую хартию местного самоуправления и др., к которым Россия присоединилась.

Конституция РФ устанавливает соотношение юридической силы национального законодательства и международных договоров Российской Федерации.

Международному договору Российской Федерации отдается приоритет перед национальным законодательством. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15). Аналогичные правила применяются также и в частном праве.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Значительную часть нормативных правовых актов о местном самоуправлении, принимаемых органами государственной власти, составляют законы субъектов Российской Федерации. К ним относятся: конституции республик; уставы краев, областей, автономной области, автономных округов; законы о местном самоуправлении и др.

Подзаконные акты, как правило, издают исполнительно-распорядительные органы субъектов Российской Федерации. К ним можно отнести решения правительств и руководителей республик, администраций или глав администраций субъектов о выделении субсидий, субвенций на покрытие расходов в связи с недостаточностью собственных средств муниципального образования, направлении денежных средств и иных материальных ресурсов на ликвидацию последствий стихийных бедствий и т.д.

Подзаконные акты могут быть изданы также законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления, составляют подзаконную основу правовой базы муниципальной власти.

Устав муниципального образования является его малой конституцией, определяющей статус и все направления организации и деятельности субъектов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона "Об общих принципах..." (2003 г.) к уставу предъявляются следующие требования.

В нем должны определяться:

) наименование муниципального образования;

) перечень вопросов местного значения;

) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе образования органов территориального общественного самоуправления;

) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

) наименование и полномочия выборных и иных органов и должностных лиц местного самоуправления;

) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

) срок полномочий представительного органа, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;

) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Разработка проекта устава может быть осуществлена в соответствии со ст. 46 Федерального закона "Об общих принципах..." (2003 г.) депутатами представительного органа, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, определенными уставом муниципального образования.

Устав принимается представительным органом большинством в 2/3 голосов от общей численности депутатов. Такая норма установлена в п. 5 ст. 44 Федерального закона "Об общих принципах..." (2003 г.).

Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".

Все документы представляются в двух экземплярах на бумажном носителе и в электронной версии (дискета, диск).

Орган юстиции проводит экспертизу всех документов на предмет их достоверности и соответствия законодательству и в течение 30 дней обязан принять решение о регистрации либо об отказе в регистрации устава.

После принятия положительного решения регистрирующий орган в течение пяти дней направляет главе муниципального образования зарегистрированный устав и свидетельство о его государственной регистрации.

Датой государственной регистрации устава считается день внесения сведений о нем в Государственный реестр уставов муниципальных образований.

Устав вступает в силу после государственной регистрации и опубликования в официальном источнике. Такой же порядок установлен для внесения изменений и дополнений в устав. Сведения об источнике и дате опубликования в обязательном порядке направляются в течение 10 дней после официального опубликования устава регистрирующему органу юстиции.

2. Компетенция исполнительных органов местного самоуправления в сфере социально-культурного обслуживания населения

Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Важную роль в реализации этой политики призваны играть органы местного самоуправления ввиду их непосредственной близости к населению, знания его нужд и потребностей. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют деятельность, направленную на обеспечение основных экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина, создание необходимых условий жизнедеятельности населения. Социально-культурная сфера деятельности органов местного самоуправления, в широком смысле этого слова, включает вопросы: образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и защиты населения. Деятельность органов местного самоуправления в этой области связана с функционированием социальной инфраструктуры как средства удовлетворения социальных и культурных потребностей населения, необходимого условия развития личности.

Действующая Конституция Российской Федерации признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, которые являются основой не только производственной, материальной деятельности, но и социально-культурной. Наряду с государственными системами и структурами в области образования, культуры, здравоохранения, коммунально-бытового и иного обслуживания населения развиваются муниципальные и частные системы в этих сферах, поддерживается и поощряется негосударственная деятельность, способствующая удовлетворению многообразных потребностей человека, реализации его социально-культурных прав и свобод. Деятельность органов местного самоуправления - и городских, и районных, и поселковых, сельских - подчинена достижению общих целей: создание условий и предоставление возможностей для удовлетворения социальных и культурных запросов и потребностей населения, улучшение охраны его здоровья, социальной защите граждан. Представительные органы местного самоуправления участвуют в решении этих задач путем принятия муниципальных целевых программ, планов развития территории, утверждения местных бюджетов, а также осуществляя контрольные функции. Исполнительно-распорядительные функции и связанные с ними полномочия в социально-культурной сфере осуществляет местная администрация. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому человеку и гражданину: общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст. 43); бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41); доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры (ст. 44); социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и в иных случаях, установленных законом (ст. 39). Органы местного самоуправления ответственны за реализацию права граждан на обязательное основное общее образование. К ведению органов местного самоуправления в области образования относятся: - планирование, организация, регулирование и контроль деятельности муниципальных органов управления образованием; - создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений, регистрация образовательных учреждений на своей территории; - выдача лицензий на право ведения образовательной деятельности по поручению государственного органа управления образованием (на основании заключения экспертной комиссии). При этом лицензия на право ведения образовательной деятельности религиозным образовательным учреждениям выдается по представлению руководства соответствующей конфессии. Образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях носит светский характер; - формирование фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования образования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения. Местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.

Схема финансирования муниципального образовательного учреждения определяется типовым положением о соответствующем типе и виде образовательного учреждения; - назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовым положением о данном типе и виде образовательного учреждения; - строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающей к ним территории; - использование муниципальных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования; - обеспечение организации питания в образовательных учреждениях; - оказание на договорных началах посреднических услуг подведомственным образовательным учреждениям в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы. Необходимо отметить, что к образовательным учреждениям Закон РФ Об образовании относит: дошкольные; общеобразовательные; профессионального образования; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др. На местную администрацию возлагаются организация и координация методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранения и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения и др. Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан. К компетенции органов местного самоуправления в области охраны здоровья граждан относятся: = формирование органов управления муниципальной системой здравоохранения; = развитие сети муниципальных учреждений здравоохранения, физической культуры и спорта; создание условий для развития частной системы здравоохранения; = формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан; осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан; = лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на подведомственной территории по поручению органа государственного управления соответствующего субъекта РФ; контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи учреждениями государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и условий для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора наподведомственной территории; выявление факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье граждан, информирование о них населения и проведение мероприятий по их устранению, осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер и т.д. В целях обеспечения конституционного права человека и гражданина на участие в культурной жизни органы местного самоуправления: - осуществляют охрану и организуют использование находящихся в их ведении памятников природы, культуры, истории; - создают объекты социально-культурного назначения; принимают меры по развитию кино- и видеообслуживания населения; - организуют проведение районных, городских мероприятий в области культуры и т.д. Органы местного самоуправления осуществляют важные функции в области социальной защиты населения. Они обеспечивают проведение в жизнь действующего законодательства о выплате пенсий и пособий. Заявления о назначении пенсий рассматриваются соответствующими органами социальной защиты. Местная администрация назначает и выплачивает также из собственных и привлеченных средств доплаты к пенсиям и пособиям; организует учет лиц, помощь которым осуществляется за счет средств местного бюджета; распоряжается средствами фонда социальной защиты населения. Местная администрация принимает меры, направленные на улучшение жилищных, материальных и социально-бытовых условий инвалидов, семей, потерявших кормильцев, престарелых граждан, нуждающихся в обслуживании на дому. За счет местных бюджетов органы местного самоуправления вправе устанавливать: льготы по медицинскому обслуживанию и санаторно-курортному лечению; льготы по оплате жилой площади, коммунальных услуг и по проезду на общественном транспорте; скидки со стоимости индивидуальных средств передвижения, топлива, одежды, обуви и других вещей, необходимых инвалидам, престарелым и иным гражданам, нуждающимся в социальной поддержке. В пределах своих полномочий органы местного самоуправления представляют установленные льготы и помощь, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей. Местная администрация, ее соответствующие подразделения принимают меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан; назначают опекунов и попечителей, контролируют выполнение ими своих обязанностей. Районная, городская администрации решают вопросы усыновления (удочерения). Перед органами местного самоуправления стоят проблемы обеспечения социальной защиты в области занятости населения. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции призваны обеспечить: = поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан; = проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; = поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Органы местного самоуправления могут разрабатывать и осуществлять специальные программы повышения уровня занятости населения.

3. Правовые акты представительных органов местного самоуправления. Правовые акты исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления. Порядок обжалования и опротестования актов органов и должностных лиц местного самоуправления

Издание правовых актов представительными органами местного самоуправления обусловлено публично-правовым характером их деятельности. Данное право закреплено в законодательстве. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 28 августа 1995 г. Органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Наименование, виды актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставами муниципальных образований. Таким образом, подробно регламентированная прежде правовая деятельность местных органов власти сегодня отличается значительной степенью свободы усмотрения.

При этом она может быть реализована только в рамках предусмотренных законом требований. Имеется в виду, что издание правовых актов осуществляется лишь по вопросам ведения представительных органов местного самоуправления. По своему содержанию их правовая деятельность носит подзаконный характер, т. Е. Осуществляется на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации и ее субъектов.

Правовые формы деятельности. Основными формами правовой деятельности местных представительных органов являются правотворчество и правоприменение. По общему мнению, правоприменение - наиболее распространенная форма правовой работы представительных органов местного самоуправления. Применение правовых норм признается формой и необходимым условием реализации законодательства. Подчеркивая это назначение правоприменительных актов, В. А. Пертцик отмечает, что они выполняют функции реализации законодательства и обеспечения существующих правоотношений. С. С. Алексеев указывает, что названные акты есть формы бытия, реального существования государственно-властных велений, инструменты, при помощи которых проводится решение юридических дел. В приведенных суждениях общей является позиция о том, что акты применения права служат цели воплощения правовых норм, установленных государством.

Правотворческая (нормотворческая) деятельность местных органов власти направлена на регулирование различных сторон общественной жизни, установление должного правового порядка. Следует добавить, что нормотворческая работа связана также с восполнением существующих пробелов в законодательстве и конкретизацией законодательных норм. В современных условиях деятельности местных представительных органов, когда сфера их правотворческой работы расширена самим законодателем, доля нормотворческих актов возрастает. Ее трудно выразить в суммарной величине в сопоставлении с актами применения права, но говорить об устойчивой тенденции увеличения нормативных документов можно с полным основанием.

Виды правовых актов. Они соответствуют формам правовой деятельности представительных органов местного самоуправления. В литературе отмечаются различные основания классификации правовых актов: по юридическим свойствам; юридической силе; теории и времени действия; порядку издания.

Классификация актов по юридическим свойствам позволяет различать нормативные и ненормативные акты.

Нормативные акты устанавливают или содержат правовые нормы. Теорией права сформулированы основные признаки, указывающие на нормативный характер правового документа. Это: неконкретность адресата, возможность неоднократного применения и сохранение действия предписания независимо от его исполнения. Достаточно наличия этих признаков, чтобы считать правовой акт нормативным.

Нормативные акты регламентируют наиболее важные общественные отношения, устанавливают общие положения, адресованные широкому кругу субъектов. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. Таковыми признаются акты, закрепляющие общеобязательные правила по предметам ведения местного самоуправления, регламентирующие иные вопросы, находящиеся в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления.

Нормативный характер носят основные финансовые и плановые документы. Речь идет о бюджетах, планах и программах социально-экономического развития муниципальных образований. Так, О. Е. Кутафин подчеркивает, что хозяйственные планы, утверждаемые местными представительными органами, являются важнейшим видом нормативных плановых актов. Содержащиеся в них предписания обладают всеми необходимыми общими признаками правовой нормы2. В литературе высказывалась и другая точка зрения в отношении природы плановых актов. Г. И. Петров характеризовал их как акты общего значения, т. Е. Не имеющие ни нормативного, ни индивидуального характера'1. Важнейшими нормативными актами являются документы, устанавливающие организацию и порядок проведения местных референдумов, собраний, уличных шествий и демонстраций.

Нормативными являются акты Дум, утверждающие уставы муниципальных образований, организацию территориального общественного самоуправления. Таковыми же выступают акты, устанавливающие административную ответственность должностных лиц и граждан, находящихся на территории муниципального образования. Отличительной особенностью является то, что в таких актах содержатся меры государственного, властного воздействия (административные взыскания) на субъектов правонарушений.

Ненормативные акты, которые часто именуются индивидуальными актами применения нормы права, не содержат правовых норм, они направлены на возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений. Ненормативные акты принимаются местными представительными органами власти по кадровым вопросам (выборы руководящих органов, утверждение постоянных комиссий, избрание и освобождение от должности руководителей этих комиссий и т.д.). Таким образом, ненормативные правовые акты преимущественно посвящены внутренним вопросам, связанным с совершенствованием структуры, организационных форм и методов деятельности местных органов представительной власти.

Правовые акты следует различать по порядку издания. Общим правилом ранее являлось то, что они вступают в силу с момента их принятия и подписания руководителем Думы или председательствующим на заседании местного представительного органа. Однако ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 28 августа 1995 г. Закрепляет особое положение в отношении нормативных правовых актов. Они вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), поскольку затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Наименования правовых актов. Конкретное наименование правовых актов представительного органа местного самоуправления устанавливается в уставе муниципального образования. Союзное и республиканское законодательство прошлых лет закрепляло в качестве правовых актов местных представительных органов два вида: решения и распоряжения. Ведущее место в системе актов занимали решения. Справедливо считалось, что в решениях выражается общая воля выборных представителей народа. Решениями регулировались все наиболее важные вопросы местной жизни, хотя конкретный перечень отношений, регламентируемых решениями, не определялся. Наверное, в этом не было особой необходимости, и поэтому правовая деятельность местных органов власти строи-лась исходя из практического опыта и теоретических выводов юридической науки. При рассмотрении конкретных вопросов применялись правовые акты в форме распоряжений. В то же время отчетливо просматривалась связь между юридическими свойствами правового акта и его наименованием (формой). Нормативному акту соответствовали решения, ненормативному - распоряжения. Подобное соотношение остается действенным и на современном этапе деятельности представительных органов местного самоуправления.

Следует обратить внимание на то, что в публицистике, а иногда и в правовых актах встречается досадная ошибка, когда акт правотворчества и правоприменения отождествляются не с представительным органом местного самоуправления, а с организационно-правовой формой его работы. Речь идет о такой юридически неверной формуле, как "решение сессии (заседания)". Правовые акты принимаются органом местного самоуправления, поэтому юридически безупречной будет такая формула: "решение (постановление) Думы, принятое на сессии (заседании)".

Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" //СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2012.

Гринченко К.А. Источники муниципального права Российской Федерации / под ред. С.Е. Чаннова. М.: ДМК Пресс, 2015.

Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России: учебник / под ред. Н.В. Постового. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2015. 448 с.

Похожие работы на - Правовые акты органов местного самоуправления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!