Черты и личность работника госслужбы
Качества личности госслужащего - это взаимосвязь, наиболее устойчивых характеристик, влияющих на деятельность, как управленческую, так и исполнительскую. В эти качества можно включить как социальные, так социально-психологические и просто психологические свойства личности.
На социальные свойства влияют общественные функции, которые в свою очередь выступают свидетельством о успешности его управленческой деятельности, т.е. это профессионализм и компетентность госслужащего, организаторские способности, упорство, трудолюбие и т.д.).
В свою очередь на социально-психологические свойства влияют формы общения, взаимодействие с окружающими и поведение (надежность, дружелюбность, строгость, умение во взаимопомощи, сотрудничество и т.д.).
К психологическим свойствам можно отнести характеристику человека (сдержанность, уравновешенность, честность, порядочность, принципиальность и т.п.).
Важное место в определении качеств личности государственного служащего занимают профессионально - важные качества, которые характеризуются индивидуальными качествами субъекта деятельности, которые в свою очередь влияют на результативность успешной и профессиональной деятельности, в процессе ее освоения.
Категорией, близкой к личностным качествам, выступают способности государственного служащего - это наиболее ярко выраженные особенности, которые являются субъективными условиями, которые позволяют успешное осуществление профессиональной деятельности. Качества и способности личности тесно взаимосвязаны между собой, разделить их чаще всего почти невозможно. Но качества личности государственного служащего представляют собой результат реализации его способностей в процессе профессиональной деятельности, тогда как способности являются "скрытыми" возможностями личности, которые проявляются и раскрываются только при определенных условиях.
Еще одним важным условием существования феномена личности государственного служащего является категория профессиональных навыков. К ним можно отнести:
Знания - результат мыслительной деятельности для выполнения профессиональных обязанностей, что на практике означает усвоение фактов, понятий, законов и т.д.
Умения - относительно устойчивые характеристики, которые зависят от способностей, знаний и самого характера профессиональной деятельности человека. По сути умения служащего - это знания, воплощенные в решение конкретных профессиональных задач.
Навыки - это умения, доведенные до автоматизма. Они приобретаются в условиях, когда в практической деятельности служащий постоянно имеет дело с типичными ситуациями.
Опыт - это свойства, сформированные путем обучения и практики; в широком смысле - единство знаний, умений и навыков.
Мотивация - это множество потребностей индивида. Потребности, интересы, ценностные ориентации являются внутренними регуляторами трудового поведения сотрудников.
Воспитание - процесс последовательного влияния организации (руководителя, лидера) на исполнителей, связанный с идеологической концепцией организации или структуры, результатом которого является стойкая мотивация конкретного государственного служащего (или коллектива) к общественно полезной деятельности в интересах данной организации. Такие понятия, как "честь служащего", "чувство профессионального долга", "профессиональная солидарность" должны являться предметом воспитательной политики, как в масштабах конкретной организации, так и страны в целом.
Движущей силой личностно-профессионального развития госслужащего являются противоречия. В профессиональной деятельности госслужащего основным является противоречие между способностями, достижениями, мотивацией личности и собственными ожиданиями и требованиями (от организации).
Особенности профессиональной деятельности выдвигают определенные требования к наличию у государственного служащего конкурентных преимуществ, которые апеллируют к механизмам психической адаптации интеллектуальных, эмоционально-волевых, коммуникативных и организаторских особенностей. Конкурентные преимущества выступают условием профессионального роста и самосовершенствования служащего, являются акмеологическими факторами его успешной профессиональной карьеры.
Социологические методы применяются для изучения и оценки социальных ценностей в поведении государственных служащих, их этики, отграничения нравственного от аморального, легитимного и противоправного. Методы прикладной психологии позволяют классифицировать поведение должностных лиц с позиций инстинктивного и приобретенного, адекватного и неадекватного требованиям службы, самостоятельного и подражательного (конформного), агрессивного и оскорбительного.
Важную роль играют социально-психологические факторы государственной службы. И этому есть много причин. Однако можно выделить наиболее важную среди них. Она заключается в том, что государственные служащие создают своеобразную социальную группу (страту), которая выполняет обязанности занимаемой должности в государственном аппарате на основе служебных контрактов, за счет средств бюджета, имеющих установленный законодательно правовой статус. Этой группой выполняются основные обязанности, которые имеют некий публичный характер государственной власти и все это установлено законом. По выражению одного из депутатов Государственной Думы Российской Федерации, «на Западе... никому даже в голову не придет перепутать два принципа права - публичного и частного. В Великобритании, например, каждый знает с пеленок, что принцип публичного права - можно только то, что закреплено в законе, а принцип частного права - можно все, что не запрещено законом. То есть гражданин может делать все, что не запрещено законом, а чиновник может только то и только так, как записано в законе».
В советской юриспруденции долгое время не было этого деления, и это способствовало тому, что наши государственные служащие не чувствуют тонкого различия в праве, что привело к падению правовой культуры в деятельности государственного аппарата и развитию «правового нигилизма» в действиях государственных служащих. Все эти негативные явления возможно охарактеризовать и эффективно минимизировать с помощью достижений применяя социальную психологию. Она изучает реальную общественную жизнь, деятельность групп людей и ее воздействие на отдельных своих членов, восприятие, ценности, поведение и т.д. Все это носит название « психология социального познания».
Для изучения чего необходимо социальное познание в сфере социально-правового института государственной службы? Конечно для изучения служебного поведения государственных служащих. Понятие «служебное поведение», в сравнении с деловым, организационным, управленческим поведением, является более широким понятием.
Свое отражение, широкое социально-психологическое содержание понятие «служебное поведение государственного служащего», находит в законе. Что можно включить в это понятие? Наверно в первую очередь это общественные требования, которые обращены к государственным служащим, как к исполнителям государственных обязанностей.
Основа этих требований лежит в самой основе структуре государственной службы и характеризуется тем, что одновременно она является социально- правовым институтом, сферой функционирования профессиональной корпорации государственных чиновников - управленцев и, наконец, властной структурой, наделенной полномочиями легитимного государственного принуждения.
Для научного осмысления и совершенствования функционирования политической практики государственного аппарата важное место занимает плюрализм, в процессе определения таких понятий как «государственная служба» и «служебное поведение» государственных служащих. Для методологии описания, познания, а так же трансформации государственных явлений опорной точкой выступает социальная психология. С помощью социальной психологии осуществляется научное познание всей совокупности, а не только правовых предписаний, служебного поведения, его взаимосвязей, социальных отношений, задач и способов реализации.
Следующим моментом познания служебного поведения государственного служащего для социальной психологии выступает восприятие его человеком, который вступает в контакт с государственным органом, а так же с его персоналом. Этот подход стал наиболее актуальным в последнее время.
Динамичные социальные изменения, которые порой носят формы катаклизмов, требуют умения простого человека сориентироваться в окружающем мире, а так же умение адекватного интерпретирования социальных явлений, с помощью чего становится легче понимать смысл происходящего, а так же определить свое место и роли в отношениях с государственными структурами. Все усложнилось в XX века, когда власть пыталась скрыть сущность, приспособить к своим личным целям функционирование государственного аппарата, противопоставить его интересам общества и населения.
Социальная психология оказалась наиболее эффективной в социальном познании служебного поведения чиновничества с позиций социальной перцепции, анализа атрибутивных процессов и соответствия социальной реальности нормативным требованиям.
Глава 2. Служебное поведение государственных служащих
.1 Требования к служебному поведению работников госслужбы и их восприятие требований
Настоящим законодательством, действующим на сегодняшний день, установлены высокие требования относительно служебного поведения государственных служащих. В структуру этих требований вложены нравственный принцип относительно служебного долга, добропорядочность, честность, уважительное отношение к гражданским правам и их свободе, соблюдение моральных норм, как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Главную роль в этих требованиях играют принципы равного доступа к государственной службе, единство всех перед законом, принцип законности и принцип справедливости. Конечно, на первое место среди требований необходимо так же вынести неподкупность и высокий профессионализм при исполнении своих должностных обязанностей. Профессионализм должен включать в себя не только глубокое и обстоятельное знание того предмета, который касается служебной деятельности, но и его социальную и гуманную значимость, а так же понимание и качественное исполнение должностных обязанностей и требований, присутствие навыков, умений и профессионального опыта. Для того чтобы определить уровень профессиональной компетентности проводят процедуру служебной аттестации или квалификационный экзамен.
О широко распространенном среди современных служащих государственного аппарата «правовом нигилизме» в условиях крайне нестабильного законодательства свидетельствует то обстоятельство, что респонденты не включили в содержание организационной культуры служебного поведения требования. Действия на основе административного усмотрения, дублирования функций, превышения служебных полномочий государственными служащими фиксируют многие при взаимодействии органами российской государственной власти.
Законодательством требуется, чтобы государственные служащие соблюдали политическую и конфессиональную нейтральность, а так же соблюдение ограничений, которые установлены по службе, предостерегает их от совершения поступков, которые порочили бы честь и достоинство государственного служащего. Есть необходимость проявления корректности при контакте с населением, а так же проявление уважения к нравственным традициям и обычаям народов, проживающих в России.
После аранжировки стало ясным, в аппаратные ценности служебного поведения опрошенные указывали в качестве значимых не то, что было перечислено, а «умение работать с документами, проводить служебные совещания, принимать посетителей, умение контролировать ход выполнения управленческих решений и вести служебные переговоры с использованием средств связи». Так же не очень важным считается «умение прислушиваться к мнению специалистов, осваивать опыт других и работать в команде».
Стоит так же отметить, что немаловажную значимость несут нормативные требования к служебному поведению государственных служащих относительно учета менталитета и культурных особенностей этнических и социальных групп населения, а так же способствование межнациональному и межконфесиональному взаимопониманию, они обязаны соблюдать правила публичных выступлений, бесконфликтность общения и обращения со служебной информацией. В обществе возникает массовое осознание «прямой зависимости между нравственным авторитетом власти, доверием к ней народа и стабильностью государственных устоев».
Конечно, в наше время государственными служащими уделяется мало внимания относительно нравственных элементов служебного поведения. Именно поэтому среди «чиновных юношей», то есть молодых представителей государственных служащих, мало значения, если сравнивать со старшими представителями профессии, имеют регуляторы нравственного служебного поведения.
По данному вопросу было проведено немоло исследований и, исходя из их результатов, четко просматривается следующая зависимость: представители государственной службы, которые наиболее молоды и имеют небольшой стаж службы, относятся наиболее пренебрежительнее к нормам нравственности и профессиональной деонтологии.
Так, например, только 79% среди респондентов до 30 лет считают неподкупность важным профессиональным качеством для государственного служащего. Если сравнить эти показатели, с показателями респондентов более старшего возраста, то оценки старших почти в четыре раза выше. Молодые представители государственных служащих свободны от следов прошлого, когда государственная служба по статусу, престижу, вознаграждению и правовому регулированию уравнивалась с трудом рабочих на производстве и колхозников в сельском хозяйстве, более открыта для освоения и использования современных информационных технологий и зарубежного опыта государственного управления. Таким образом молодые государственные служащие более склонны к отступлению от моральных норм и нравственности при конфликте личных и общественных, государственных интересов - причем не в пользу последних.
Так же стоит отметить, что надо уделить немало внимания оценке государственных служащих элементов служебного поведения, которые включены социально-психологические компоненты личности. Большая часть респондентов утверждают, что они не обладают достаточным умением в организационных технологиях, которые требуют творческий, инициативный и неформализованный подход к исполнению своих служебных обязанностей. Многие современные государственные служащие до сих пор не в полной мере осознают, что решающую роль в увеличении развития служебного поведения играют не исполнительские возможности, полная личная преданность начальству, «умеренность и аккуратность», а такие качества как общительность, мышление стратега, креативность в исполнении должностных обязанностей. Чтобы персонал государственной службы успешно функционировал, все большую роль занимают такие качества государственных служащих, как умение к саморазвитию и развитию собственными силами своего служебного потенциала, умение приобретать, создавать и применять новые управленческие технологии.
Как ни странно, еще немало важным элементом служебного поведения чиновника является возможность использования в личных интересах административного ресурса.
Многие современные государственные служащие своекорыстны, есть много примеров многочисленных фактов присвоения, и разбазаривания государственных средств, которые чаще всего связаны с неправомерным использованием административных ресурсов, которые находятся под управлением чиновника. Административный ресурс представляет собой совокупность возможностей, которые дает замещение государственной должности в государственном аппарате.
Конечно, такие возможности сами по себе не являются негативными явлениями. Под отрицательно попадает то, что в сознании чиновничества укоренилось такое убеждение, что при условиях перехода от одной модели политической и экономической системы общества к другой, использование возможности безнаказанно прибирать к рукам административный ресурс в личных целях считается нормой. Такое понимание оказывает негативное воздействие на деятельность и функционирование как государственных, так и общественных институтов. С этих позиций под использованием административного ресурса в служебном поведении государственных служащих, следует понимать совокупность возможностей должностного лица по использованию материальных средств, финансов, управленческих процессов и подчиненного персонала в своих или чьих-либо корыстных интересах, а не для исполнения функций и должностных обязанностей в рамках объема полномочий по занимаемой государственной должности.
Многие государственные служащие при социальном познании и оценки служебного поведения представителей своей корпорации опираются на то, что культура служебного поведения значительной части персонала государственного аппарата находится на низком уровне. Для многих государственных служащих разных сфер государственного управления недостает современных знаний в управлении, умений и навыков.
Во многих отраслях государственного и муниципального управления до сих пор отсутствуют оптимальные критерии оценки эффективности управленческого труда и служебного поведения государственных и муниципальных служащих, тем самым это оказывает негативное влияние на них. Количественные показатели, отношение к исполнении должностных обязанностей, соблюдение правил внутреннего распорядка, своевременное прибытие на службу и т.д. - все это до сих пор является критерием оценки служащих.
Хотя, многие государственные служащие сами отмечают не хватку профессиональных знаний. А те действующие критерии оценки их служебного поведения сводят их к «винтикам» бюрократического механизма, которое легко сменяемо. Самое отрицательное воздействие на социально-психологическую обстановку в государственной службе и служебной деятельности персонала оказывает то, что организационные структуры нестабильны и происходят очень частые реорганизации структур государственного управления.
Пережитки советского государственного аппарата на сегодняшний день все еще имеют место в служебной деятельности современного российского чиновничества, а так же и ростки новой служебной деятельности персонала новой формации, нового стиля работы, отвечающего идеалам демократического правового государства.
.2 Служебное поведение работников государственной службы глазами общества
В большей степени социально-психологические характеристики служебного поведения государственного служащего аппарата государственной службы находятся в зависимости от степени достижения цели государственного управления и преобразования этих достижений в информацию в виде общественно значимых суждений людей, их оценок деятельности персонала органов, подразделений, учреждений государства.
Служебная (управленческая) деятельность государственных служащих и государственное управление является отражением желаемого, возможного и необходимого состояния объекта или целой системы управления, предполагающее достижение и функционирование государственного аппарата с наименьшими затратами, наибольшей результативностью в пределах установленных ограничений, которые предполагают гарантию безопасности и минимальный уровень риска.
Достижение цели государственного управления оценивается общественным представлением об исполнении сотрудниками аппарата государственного управления своей служебной деятельности, а так же сформированным в их представлении социально-психологическим образом, соответствующим правильной модели чиновнического служебного поведения. Многие социологические и социально - психологические исследования свидетельствуют, что в общественном мнении, в процессе образования основ законодательства и реформации социально - правового института государственного аппарата, формируется образ государственного служащего, занятого в органах государственной власти, как особой относительно автономизированной социально-профессиональной группы, которая выполняет управленческую роль и отличается от остальных социально-профессиональных групп (юристов, педагогов, врачей, инженеров и т.д.) как социальным положением, так и другими значимыми критериями.
Для общественного мнения необходимо формальное ограничение представителей государственного аппарата в сфере политической деятельности, хотя, в большей степени, невозможно разграничить властные отношения политической элиты и аппарата государственной власти. В связи с этим необходимо углубленное изучение служебного поведения государственных служащих как посредников между органами, представляющими государственную власть, и представителями населения, в ходе создания новой политической системы.
Значимым моментом, который необходимо включить в социально-психологический портрет сегодняшнего государственного служащего, выступает признание чиновниками демократического контроля действий представителей аппарата исполнительной власти со стороны общества. Этот момент позволяет разделить всех представителей чиновничества на группы ориентаций: демократическая и административная. В первую группу можно включить большую часть государственных служащих (если представить в числовом соотношении, то это выглядит как 9:1). В общественном мнении сложился образ доминирующего чиновничества, где традиционные ценности административного государства, с элементами тотальной информированности и виртуализации восприятия населения, определяют служебное поведение чиновника. В социально-психологическом портрете современного чиновничества можно так же отметить присутствие бюрократического характера служебного поведения служащих государственного аппарата и то, что это является нормой для многих представителей чиновничества. Но, несмотря на это, для большей части служащих, которые работали в прежних структурах политического режима, не особо сложно сменить свою политическую направленность и служить новой власти с преданностью и верностью. В этом есть как плюс, так и минус. Плюс - обеспечивается стабильность кадрового состава, минус - не обеспечивает авторитетность и уважение в демократически настроенных глазах общества.
Для того чтобы государственные служащие выполняли свои служебные обязанности с большей эффективностью и отдачей, необходима мотивация. Мотивацией служебного поведения государственных служащих выступают карьерные притязания, то есть успешный карьерный рост.
Было опрошено почти 500 государственных служащих, которым предложили высказать свое мнение о важности в их служебной деятельности таких моральных качеств, как неподкупность, справедливость, уважительное отношение к правам и свободе граждан, честность, принципиальность и т.д. Результаты показали, что честность занимает только третье место, принципиальность - шестое, а вот неподкупность - только седьмое. Лишь для половины служащих государственного аппарата, проходившие опрос, имеет значение честность (вторая половина допускает мысли о бесчестии), для третьей части - неподкупность и только двое из каждых десяти считают необходимым уважение прав и свобод человека и гражданина.
Общество относится крайне отрицательно к непрозрачности власти. Это означает, что для большинства лиц власть представляется закрытой системой, то есть ограниченными остаются информация о ее деятельности и процессы принятия решений структурами власти. Остаются так же непонятными деятельность органов государственной власти. Населению повлиять на процесс принятия решения органами власти невозможно. Следовательно, при таких условиях возникает дефицит в нравственном служебном поведении чиновников. По словам руководителя Национального антикоррупционного комитета К.В. Кибанова, «коррупция в России стала системой государственного управления». Для общества коррупция представляется средством для выживания половины чиновничества и необходимым условием при решении личностных проблем другой. Таким образом в сознании общества складывается мнение о том, что значительная часть чиновничества работает в аппарате государственной власти лишь для решения своих личных интересов, а не для пользы общества.
Следующие факторы являются причиной такого неблагополучного положения кадрового корпуса государственных служащих сегодняшней России: производительная экономика находится в упадке, отсутствие политической стабильности, неусовершенствованное законодательство, нет развитости структур властных институтов и гражданского общества, слабо выражены демократические традиции, и, как было сказано выше, наличие непрозрачности власти, отсутствие независимости средств массовой информации, эффективного общественного противодействия коррупции и моральное разложение служащих государственного аппарата.
Заключение
Таким образом, в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об основах государственной службы» государственным служащим считается гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном действующим законодательством, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет федерального бюджета. Однако за этими сухими словами стоит, прежде всего, личность конкретного человека.
Активные изменения, которые произошли в России в течении последних десяти лет, привели к требованиям реального улучшения ролей и усложнения структуры государственной службы. Успешность социально- экономических преобразований, обеспечение стабильности развития, функционирование всей общественной системы зависит не только от усовершенствования только механизмов проведения политики, но так же улучшения эффективного исполнения деятельности субъектов исполнения управленческих функций - государственных служащих.
Как было сказано выше, для того чтобы государственные служащие выполняли свои обязанности с максимальной эффективностью, необходимо разрешить ключевые вопросы, которые касаются их профессиональной и должностной карьеры. В своей работе я пришла к выводу о том, что главную роль в деятельности государственных служащих играют их профессионализм и компетентность. В нашей стране проблемы профессионализма относительно государственного управления стали наиболее актуальными: важными являются высокие знания, квалификации, способности государственных служащих, которые необходимы в различных областях управления. Статусная устойчивость так же играет немало важную роль (стабильная занятость, стабильная заработная плата), стоит еще отметить и возможность карьерного роста в процессе приобретения опыта и накопления профессиональных знаний. Учеными РАГС при Президенте РФ были проведены исследования, которые выявили выраженный интерес большей части государственных служащих (68%) к карьерному росту.
Конечно, мотивация государственных служащих так же оказывает большое влияние на продуктивность их деятельности. Но одним из наиболее важных факторов, влияющих на продуктивность деятельности государственных служащих, является успешная карьера. Успешная карьера должна быть построена на мотивации, соответствующей ценностям госслужбы.
Государственного служащего необходимо рассматривать, как активного носителя профессиональной деятельности, который включает в себя три стороны одного целого: управление процессами, руководство людьми и самоуправление. Именно это является отражением психологического содержания профессиональной деятельности государственного служащего.
Каждый государственный служащий должен четко знать, что он обязан преобразовывать, прежде всего, самого себя, заниматься самосовершенствованием, саморазвитием в соответствии с образцом, моделью успешного специалиста в системе государственной службы. Ведь от деятельности государственных служащих зависит то, как общество будет относиться к власти. Выполняя свои служебные полномочия четко и правильно, они тем самым создают в сознании людей положительный образ власти и проводимой политики.
Список используемых источников и литературы
1.ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ № 79-ФЗ
2. Андреева Г.М. Социальна я психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект - Пресс, 2009.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 2008.
. Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности // Социальная психология личности. М., 2009.
. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2010.
. Лотова И.П. О некоторых результатах психолого-акмеологических исследований профессиональной карьеры госслужащих. Материалы Методического семинара от 20.02.2010.
. Лотова И.П. Профессиональная карьера госслужащих: вариативный подход // Человек и труд №10,2011.
. Деркач А.А. Актуализация потребности в личностно-профессиональном развитии государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 2011.
. Панькова А.Г. Проблема построения модели государственного, муниципального служащего // Чиновник №1, 2012.
. Бодалев А.А. Психология общения. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011.
. Шадриков. В.Д. Способности человека. Москва-Воронеж, 2009.
. Деркач А.А. Развитие профессиональной и психологической культуры государственных служащих. 1я часть(2). М.: Изд-во РАГС, 2012.
. Дьячков В.М. Оптимизация личностно-профессионального развития госслужащих регионального управления: Автореф дисс…канд. психол. наук, 2011.
. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Психологические характеристики государственных служащих и их личностно-профессиональное развитие. Конспект лекций по курсу «Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы». М., 2012.
. Организационная культура государственной службы. М.: Изд-во РАГС, 2012.
. Степнов П.П. Этические нормы государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 2012.
. Марченко И. Госслужащие. Нравственность и профессионализм // Служба кадров и персонал №8, 2011.
. Социологический эскиз коллективного портрета госслужащих. Информационно-аналитический бюллетень: СОЦИОЛОГИЯ ВЛАСТИ. №1. М.: Изд-во РАГС, 2010.