Социальная реклама в профилактике социальных проблем

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    44,45 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная реклама в профилактике социальных проблем

ВВЕДЕНИЕ

Социальные проблемы и пути их решения являются актуальными вопросами для любого человеческого общества. Состояние современного российского общества характеризуется наличием множества социальных проблем, решением которых занимаются как правительство страны, так и различные специальные государственные и негосударственные организации. Социальные проблемы за последнее десятилетие приобрели острый характер. Всевозможные меры по их решению не дают ожидаемого результата. Политические перемены (распад СССР), экономический кризис (переход к рыночной модели экономики), глобализация общественного сознания (СМИ, Интернет) - все это в совокупности усугубило не только ситуацию в целом, но и обострило социальные проблемы в стране. Российское общество еще не смогло консолидироваться вокруг общих целей и ценностей. В настоящее время оно представляет собой постепенно усложняющуюся совокупность микросообществ, возникших по множеству оснований. Сложно определить точный перечень проблем, однако среди них можно выделить главные, наличие которых не вызывает сомнения: падение демографических показателей, ухудшение уровня жизни на фоне роста цен и снижения заработной платы, социальная незащищенность бедных слоев населения.

Решение любой проблемы предполагает наличие свободной и доступной информации о ней. Общественное мнение во многом формируется под воздействием СМИ. Ограниченный личный опыт часто оберегает людей от столкновения со многими остро стоящими социальными проблемами, и если таковые не освещаются СМИ, то многие об их существовании и не подозревают. В результате, картина в сознании населения складывается неполная и искаженная. На сегодняшний день жизненно значимым становится разработка и реализация комплексных программ, помогающим решению проблем социального характера, одним из таких средств может стать социальная реклама.

Актуальность темы данной курсовой работы заключается не только ввиду наличия в обществе острых социальных проблем, но и в необходимости их решения при помощи различных средств, одним их которых является социальная реклама. При существующих темпах развития общества этот вид рекламы становится уже более масштабным видом коммуникации, который способствует совместному решению социальных проблем.

Объект исследования - социальные проблемы общества.

Предмет исследования - роль социальной рекламы в решении социальных проблем.

Цель работы - исследование роли социальной рекламы, как средства для решения социальных проблем в современном российском обществе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

.Проанализировать главные социальные проблемы российского общества;

.Изучить понятие социальной (некоммерческой) рекламы;

.Оценить эффективность социальной рекламы в профилактике социальных проблем.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ, обобщение научно-методической литературы и периодической печати, анкетирование.

Практическая значимость работы заключается в выявлении основных проблем применения социальной рекламы, как одного из средств по профилактике социально-значимых проблем с целью повышения ее эффективности.

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

1.1Понятие «социальная проблема»

Прежде чем рассмотреть основные проблемы общества современной России, необходимо понять, что включает в себя понятие «социальная проблема».

Социальные проблемы, общественные проблемы - вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьезными проблемами, требующими коллективных усилий по их преодолению.

Словосочетание «социальная проблема» появилось в западноевропейском обществе в начале XIX века и первоначально использовалось для обозначения одной конкретной проблемы - неравномерного распределения богатства.

В настоящее время, к наиболее острым социальным проблемам принято относить следующие: алкоголизм, бандитизм, бедность, бездомные, безработица, детская беспризорность, высокая смертность, загрязнение окружающей среды, инвалидность, инфляция, коррупция, наркомания, нарушение прав ребенка, низкая рождаемость, положение беженцев и вынужденных переселенцев, положение заключенных и других депривированных категорий, положение людей с ограниченными возможностями, права и свободы человека и гражданина, преступность, преступность несовершеннолетних, проституция, проблема престарелых, распространение ВИЧ-инфекции и других заболеваний, ситуация в армии, самоубийство, социальное неравенство, терроризм, угроза техногенных катастроф, уровень жизни, эстремизм, фашизм [22].

Конкретный перечень социальных проблем отличается в разное время и в разных обществах, причем дискурс их восприятия и представления со временем меняется.

Называя их социальными проблемами, их рассматривали, во-первых, как некие нежелательные для общества ситуации или обстоятельства жизни людей, которые следовало устранить или изменить в соответствии с идеалами общества и представлениями о «должной» жизни». Во-вторых, присутствие в обществе этих нежелательных условий или обстоятельств, стали понимать как задачу для социальных деятелей, которую можно осознать, поставить и практически разрешить путем определения политики и проведения социальных реформ. Таким образом, социальные проблемы впервые выделились из области социальных явлений, как та их часть, которая подлежит и возможна для корректирования их общественными усилиями [1, с.14-15].

Окончательной институанализации понятия «социальная проблема» послужили «социальные обследования» или, как их еще называли, «социальные исследования», широко распространившиеся во второй половине XIX в. первоначально в Англии, а затем и в других европейских странах и Америке. Социальные исследования собирали огромное количество статистических данных об условиях жизни беднейших слоев общества. Кроме сбора данных, живописующих социальные проблемы бедняков, социальные исследования производились с целью подготовки и проектирования будущих социальных реформ. Их данные широко использовались в парламентской полемике между консерваторами-аристократами и либералами-реформаторами .

Термин проблема в переводе с греческого означает задача. В самом общем виде проблема - это научный или практический вопрос, требующий своего изучения и разрешения. Социальная проблема - это осознаваемое человеком как значимое для него несоответствие между целью и результатом. Это несоответствие возникает, как правило, из-за отсутствия или недостатка у человека средств, необходимых для достижения цели, что приводит к неудовлетворению социальных потребностей.

В процессе развития любого общества возникает множество проблем общесоциального, группового, индивидуального характера. Они пересекаются, взаимопроникают, вызывая к жизни другие, подчас более сложные, проблемы, что чаще всего нарушает привычные жизненные устои, сложившиеся жизненные стандарты и правила поведения, приводит к новым формам социального взаимодействия и порождает потребность в их целенаправленном разрешении [7, с.34].

1.2Основные социально-экономические проблемы современной России

Для современного российского общества характерно наличие множества социальных проблем, которые не только не решаются, но многие из них все больше обостряются. Всевозможные программы и меры, предпринятые правительством страны, не дают ожидаемого результата. Ситуацию еще больше ухудшает экономический кризис.

Проблемы современной России в социальной сфере, причины их возникновения и факторы, препятствующие улучшению ситуации, освещены в статье Н.П. Попова «Главные социальные проблемы России последнего десятилетия». Автор констатирует отсутствие ясности в вопросе определения наиболее острых и безотлагательных задач. Значимость социальных проблем часто меняется в соответствии с целями и интересами руководства страны. А общественное мнение складывается под влиянием информационно-пропагандистской деятельности органов власти. В результате данные опроса общественного мнения и статистические данные значительно отличаются, а то, что беспокоит людей лично, отличается от того, что, по их представлениям, значимо для страны в целом.

Основная часть статьи посвящена описанию самих проблем, при этом, отмечается их взаимозависимость, и проводится достаточно подробное исследование по отдельным проблемам. На первое место поставлена бедность населения. Эта проблема представлена в процентных показателях соотношения богатых слоев населения , средних и бедных, в том числе по критериям ООН: в нищете живут 20-30% населения, в бедности - три четверти населения. А разрыв между наиболее богатыми слоями (10%) и самыми бедными (10%) составляем 15 - 20 раз. При сравнении уровня минимальной оплаты труда в России с тем же показателем в развитых странах, выявляется разница в 10 раз. Взрослые трудоспособные люди составляют 30 % всех бедных, а 61% бедных семей - семьи с детьми. Основная причина бедности - коррупция и экономическая политика властного класса.

Алкоголизм - не менее острая проблема современной России, приводящая к деградации и вымиранию населения. По данным ООН, душевное потребление 8 литров алкоголя в год уже приводит к деградации нации, в России это потребление, по официальным оценкам, достигло 18 литров, а по неофициальным - свыше 20 литров. Свыше 80% населения употребляют спиртные напитки, треть регулярно пьет водку, в стране 3 млн. зарегистрированных алкоголиков, 75 тыс. ежегодно умирают от алкогольных отравлений, каждое пятое преступление совершается на почве пьянства. Обостряет проблему «левая», теневая, водка, продаваемая нелегально. Но наибольшую опасность для пьющего населения представляют всевозможные суррогаты на основе технического спирта. По данным опроса 47% населения называют причиной пьянства нищету, безработицу, неустроенность. Автор констатирует, что в государстве нет долгосрочной, понятной населению стратегии борьбы с алкоголизмом. Что касается наркомании, то за последние десять лет потребление наркотиков в России выросло в десять раз, в то время как в США за это время снизилось вдвое. По данным социсследований регулярно потребляют наркотики 5 млн. человек, при этом свыше 7% населения в возрасте 11 - 40 лет. Это в 8 раз больше, чем в странах Евросоюза. Кроме того, потребители инъекционных наркотиков - основной источник.

Среди лиц, употребляющих наркотики, достаточно большой процент молодежи. Д. Медведев 18 апреля 2011года поставил четыре задачи по понижению спроса на наркотики в молодежной среде: создать государственную систему мониторинга и систему профилактики наркомании, современную систему медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц и систему «раннего выявления потребителей наркотиков» (обязательное тестирование школьников). Президент отметил, что меры, которые проводит Государственный антинаркотический комитет, и принятие стратегии государственной антинаркотической политики до 2020 года не приводят к ощутимым результатам.

Уже на следующий день инициатива президента получила отклик в СМИ. Статья в газете «Коммерсантъ» сообщает, что многие родители считают введение обязательного тестирования нарушением права на частную жизнь. А эксперт Института прав человека Л. Левинсон и профессор Казанского ГМУ, один из ведущих экспертов в РФ в области лечения наркомании В. Менделевич заявили, что «экспертиза должна проводиться только с согласия пациента, а ее результаты должны быть известны только подростку или его родителям, если подростку меньше 15 лет. Все остальное - нарушение закона, в том числе и предложенное на Госсовете принудительное лечение». Кроме того, тестирование - очень дорогостоящая мера. Например, в Татарии за пять лет тестирования из 300 тыс. школьников выявлено 416 человек (0,14%), употребляющих наркотики, при этом одна положительная проба обошлась в 72 тыс. рублей [2, с.4-19].

ВИЧ - инфекции: среди этой группы ВИЧ поражены 18%, гепатитом С 80% и гепатитом В - 27%. Одна из причин роста наркомании - недостаточное финансирование. Так, на Федеральную целевую программу «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы» было выделено 3,09 млрд. долл. Другие причины - недоработки в законодательной нормативной базе и наркокоррупция в органах власти.

Распространение в стране ВИЧ - инфекции и туберкулеза приобретает характер эпидемии. В 2009 году рост заболеваемости ВИЧ составил 13% человек. В 2008 году профилактические осмотры для раннего выявления туберкулеза прошли лишь 67% взрослого населения, а в ряде субъектов Федерации этот показатель не превышает 50%. В результате растет численность тяжелых и среднетяжелых форм туберкулеза, представляющих наибольшую эпидемиологическую опасность для окружающих. Рост заболеваемости туберкулезом вызван, во - первых, разрушением советской системы здравоохранения, а во - вторых - недостатком средств, лекарств, туберкулезных коек в стационарах, медицинского персонала. В 2008 году лишь 76% зарегистрированных очагов туберкулезной инфекции были в нужном количестве обеспечены средствами текущей дезинфекции. А в целом по стране были госпитализированы только 86% больных активным туберкулезом. Прогноз на ближайшие годы неутешителен.

С 1992 года смертность в России превысила рождаемость, и с тех пор превышение составляло временами в полтора раза. По официальным прогнозам, к 2025 году численность населения сократится до 120 млн. человек, а по некоторым оценкам, и до 85 млн. Основные причины смертности - болезни, в том числе социально обусловленные, убийства и самоубийства, смерти на дорогах, алкогольные отравления. Для исправления ситуации государством были предприняты меры для увеличения рождаемости. Но, вместе с этим, обострились другие проблемы: увеличились случаи отказа от детей в роддомах, вследствие алкоголизма отцов, распада семей и бедности, а также количество родителей, лишенных родительских прав, участились побеги детей из дома. Точной цифры беспризорных и безнадзорных детей никто не знает. В результате, в год около 330 тыс. преступлений совершаются подростками, 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством. А около половины выпускников детских домов становятся алкоголиками или преступниками. При этом не решаются проблемы усыновления и опекунства.

Другая мера предпринятая государством для решения демографической проблемы - миграция - также оказалась неэффективной.

Была выработана программа привлечения «соотечественников», закрепленная федеральным законом, в котором материальные стимулы для переезда были более чем сомнительными. В результате, из запланированных программой переселенцев в количестве 300 тыс., реально переселились лишь около 10 тыс. человек.

Успешному решению многих социальных проблем препятствует коррупция. По мнению К. Кабанова, председателя Национального антикоррупционного комитета, общая сумма реального коррупционного ущерба составляет 9 - 10 трлн. руб. в год. Если учесть, что подавляющая часть финансирования на решение социальных проблем идет из бюджетов и чаще всего в результате конкурсов, тендеров на распределение этих средств, половина из них уходит в «откат» коррупционным бизнесменам и чиновникам. Получается, что вследствие коррупции половина социальной части государственного бюджета не попадает по назначению, что и приводит к недофинансированию социально ориентированных отраслей экономики.

В заключении автор подвергает критике монополизацию власти в руках одной правящей партии. Отсутствие публичного обсуждения социальных проблем, по мнению Н.П. Попова, явилось главной причиной их нерешения [10, с.17].

1.3Проблемы регионального социального развития (Омская область)

С 1992 года население Российской Федерации стремительно сокращается, что представляет собой одну из наиболее серьезных угроз национальной безопасности России в XXI веке. Численность населения бывшего СССР перед его распадом, по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, составляла 286,7 млн. человек, из них в РСФСР проживали 147,4 млн. человек, а естественный прирост населения составлял 332,9 тыс. человек. Впервые в России за последнее столетие в 1992 году показатели смертности превысили показатели рождаемости. Естественная убыль населения РФ в данном году составила 219,8 тыс. человек. На тот момент естественный прирост сохранялся только в 44 из 90 субъектов РФ [3].

До последнего времени демографическая политика в России осуществлялась на основе выработки решений, ориентированных на население в целом. При этом не в полной мере учитывались территориальные различия, этнические особенности демографических процессов, структура и семейно-брачные отношения населения регионов. Между тем региональный аспект изучения демографических проблем обусловлен большой дифференциацией процессов воспроизводства и миграции народонаселения [14].

Важно в результате комплексной характеристики и оценки демографических процессов уточнить и раскрыть сущность проблем демографического развития регионов Омской области.

Главной проблемой является снижение численности населения Омской области, которая зависит от всех составляющих демографического развития: рождаемости, смертности и миграции. В период с 1993 по 2011 годы она уменьшилась на 200,7 тыс. человек (или на 9,2 процента) и продолжает сокращаться. Численность городского населения за данный период снизилась на 4,8 процента, число сельских жителей сократилось на 11,4% [3, с.8].

Уровень смертности в Омской области превышает уровень рождаемости с 1993 года (в Российской Федерации данная тенденция отмечается с 1992 года). В 2010 году на 1000 родившихся в Омской области приходилось 13,9 умерших [3, с.2]. В 2011 году уровень смертности снижается, однако число смертей в январе - сентябре 2011 год превышает числорождений на 2,2 процента [9, с.1].

Причинами такого медленного сокращения темпов роста смертности являются:

− резкий рост смертности (и инвалидизации) трудоспособного населения и молодежи (в возрастных группах: 25-30 лет, 45-50 лет);

− несмотря на снижение в последние годы, сохраняется достаточно высокий уровень младенческой и материнской смертности;

− рост социально обусловленной смертности среди трудоспособного населения (прежде всего, мужчин на фоне приема алкоголя) и маргинализация смертности (появление многочисленных групп населения за пределами систем здравоохранения и социальной защиты, чье поведение и образ жизни существенно повышают риски заболеваний и смертности (лица, утратившие источники доходов, бездомные, нелегалы, мигранты и другие категории) [12, c.59-73].

Кроме того, нарастает отставание показателей средней продолжительности жизни населения России от развитых экономических стран, а в Омской области от средних показателей по Сибирскому федеральному округу. Причем исследователи отмечают ведущую роль в этом процессе трех факторов:

) демографы давно выявили связь питания женщины во время беременности и ребенка в первые годы жизни с продолжительностью предстоящей жизни людей нового поколения;

) российская специфика алкоголизации населения - продажа алкогольных напитков и пива (в натуральном выражении) в расчете на душу населения в год в Омской области выросла в 2,3 раза - с 62,7 л в 1998 году до 142,1 л в 2010 году. Однако проблемы здесь не только в количестве потребляемого на душу населения алкоголя, но и в особенностях потребления - за 12 лет более чем в 3 раза увеличилось потребление пива (с 42,1 л на душу населения в год в 1998 году до 128,1 л на душу населения в год в 2010 году) [17].

Cохраняется высокое потребление крепких напитков, неумеренность, широкое распространение пьянства на рабочем месте, а вне работы - в семье или на улице, связанное, в том числе, и с крайней неразвитостью сферы услуг. Исследователи утверждают, что это и является одним из важнейших факторов значительного разрыва между средней про-должительностью жизни мужчин и женщин, составившего в 2009 году 11,6 лет (62,9 года - мужчины, 74,5 года - женщины) [3, c.32].

) необходимость повышения качества жизни, что связано с решением проблем экологии, снижения аварий и травматизма [12, c.63-65].

Активное вовлечение женщин в занятость вызывает параллельный процесс - сокращение числа родившихся на одну женщину. Уровень рождаемости в 2 раза ниже требуемого для замещения поколений: суммарный коэффициент рождаемости в области составляет 1,49 рождений приходящихся на одну женщину, тогда как для простого воспроизводства населения он должен составлять 2,15 [3, c.24].

Реализация либеральных принципов, предполагающих преобладание в обществе жизненной философии коммерческой активности и стремления к материальным благам, возрастание в структуре потребностей роли свободного времени является дополнительным фактором снижения рождаемости.

Снижение ценности семьи связано с изменением социальных ценностей общества, в том числе:

− отсутствием уверенности в будущем, как для себя, так и для ребенка в результате социально-экономических кризисов и снижения доверия к государству;

− подменой ценностей социального и духовного общения на ценность материального благополучия (откладывание рождения ребенка в результате формирования карьеры).

Меры демографической политики, направленные на увеличение рождаемости, если и дают результаты, то весьма неустойчивые. Сложившиеся культурные установки и приоритеты нелегко изменить административно-финансовыми мерами. Во многих случаях невозможность иметь желаемое количество детей, полноценное питание и отдых обусловлено недостаточным уровнем заработной платы, которая является основным источником дохода для большинства жителей Омской области. Если среднестатистический россиянин зарабатывал в 2010 году 21,2 тыс. рублей в месяц, то среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в Омской области составила 16,8 тыс. рублей. Как и в 2009 году, более низкие позиции в Сибирском Федеральном округе по данному показателю занимают только Республика Алтай и Алтайский край. Лидерами в Сибирском Федеральном округе по уровню заработной платы являются Красноярский край (22 тыс. рублей), Томская (21,9 тыс. рублей) и Иркутская (20,2 тыс. рублей) области. Что касается лидеров по России в целом, то к ним относятся Ямало-Ненецкий АО (52,6 тыс. рублей), Чукотский АО (47,4 тыс. рублей) и город Москва (40,5 тыс. рублей) [16].

Резко снизилась воспроизводственная функция заработной платы. Размер заработной платы должен обеспечивать не только прожиточный минимум самого работника, но и находящихся на его обеспечении членов семьи. Несмотря на то, что номинальная заработная плата в Омской области в 2010 году незначительно выросла - на 6,8 процента, реальные доходы населения не только не увеличились, но даже упали к уровню 2009 года - на 0,2 процента. При этом в среднем доходы россиян увеличились на 3,8 процента [16].

Существенное влияние на демографическую ситуацию в области оказывают и проблемы в области здравоохранения.

Проблема высокого уровня заболеваемости является одной из важнейших для Омской области. Отмечается высокий уровень заболеваний органов дыхания, пищеварения, кровообращения, мочеполовой системы, кожи и подкожной клетчатки, костно-мышечной системы и соединительной ткани, нервной системы. Наибольший удельный вес в общей заболеваемости всего населения занимают болезни органов дыхания (36,1 процента). В структуре причин смертности в 2010 году первое место занимают болезни органов кровообращения (56,3 процента), второе место - новообразования (14,9 процента), третье - несчастные случаи, травмы, отравления (11,4 процента). В последние годы среди наиболее приоритетных остается проблема высокого уровня травматизма и отравлений (в течение 2010 года от отравлений алкоголем умерло 383 человека) [3,c.51,54].

Также необходимо выделить проблему неудовлетворительного состояния здоровья новорожденных и детей первого года жизни. Каждый ребенок первого года жизни болеет в среднем три раза в год. Среди детей первого года жизни отмечается высокая заболеваемость болезнями органов дыхания, крови и кроветворных органов, нервной системы и органов чувств, врожденными аномалиями. Факторами, влияющими на заболеваемость детей первого года жизни, являются химическая нагрузка, связанная с загрязнением атмосферного воздуха, недостаточное качество медицинского обслуживания детей, неудовлетворительная обеспеченность медицинскими кадрами, в том числе врачами, а также уровень промышленного развития территорий [Чудаева, О. В. Ожидаемая продолжительность жизни в Сибири, России и в мире [Текст] /О. В. Чудаева // ЭКО. - 2003. - № 4. - С. 59-73.: 63].

Вместе с тем, в течение 9 лет наблюдается положительная динамика снижения уровня младенческой смертности в Омской области: с 13,2 на 1000 человек населения в 2002 году до 6,5 на 1000 человек населения в 2010 году.

Особое значение для населения имеет жилищная проблема. Несмотря на довольно успешную реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «доступное» жилье по-прежнему остается недоступным для большинства жителей Омской области. Высокие цены на недвижимость, не доступные простому гражданину, невысокие объемы возведения новых зданий препятствуют осуществлению данного проекта. Ипотека остается последней возможностью для большинства населения приобрести квартиру. Однако, поскольку в большинстве случаев к банковским услугам прибегают люди с высоким уровнем дохода или желающие улучшить свои квартирные условия за счет продажи своего жилья, говорить о массовом спросе на ипотеку, к сожалению, не приходится. В 2010 году в Омской области всего 2905 семей получили собственное жилье и улучшили свои жилищные условия, по сравнению с 2000 годом данный показатель увеличился почти в 2 раза. При этом в очереди нуждающихся в получении жилья состоят 45,6 тыс. человек [20].

Анализ демографических показателей Омской области показывает сохранение устойчивых тенденций старения населения, т. е. увеличения доли пожилых и старых людей в общей численности населения. По данным Всемирной организации здравоохранения, население территории считается старым, если доля лиц старше 65 лет превышает 7 процентов от общей численности населения. В Омской области доля населения старше 65 лет по состоянию на 1 января 2011 года составила 12,1 процента [19].

Еще одной проблемой остается миграционная ситуация, т. е. миграционное движение не компенсирует естественную убыль. Наблюдается снижение активности миграционных потоков. С 1999 года в Омской области наблюдается отрицательное сальдо миграции, в 2010 году из Омской области выехали 2628 человек [3, c.71].

Замедление миграционной активности и снижение миграционного прироста характерны не только для Омской области, но и для России в целом. Наибольшую часть миграционных потоков составляет межрегиональный внутрироссийский обмен.

Отток населения за пределы Омской области обусловлен тем, что:

− регион является периферийным и в соответствии с экономическими моделями развития сокращается по численности постоянного населения (модель «центр-периферия» обеспечивает рост наиболее технологически и экономически развитых центров и уменьшение периферии);

Кроме того, демографические проблемы сложны и многогранны и представляют интерес только в качестве социальных проблем для общества в целом, но и для научных исследований.

По мнению ведущих российских экспертов в области демографии (А. Г. Вишневский, С. В. Захаров, М. Б. Денисенко, В. В. Елизаров) в настоящее время наука демография оказалась на периферии, а на первый план выходят научно необоснованные предложения. Проблема заключается в том, что демографическая политика в России опирается на обыденные представления о социальном движении населения, а научные знания и исследования редко бывают востребованы органами государственной власти, поскольку противоречат обыденной логике. Политические деятели довольно часто сменяют друг друга (даже диктаторские режимы не преодолевают 35-летний порог) и не могут увидеть отдаленные результаты своей деятельности, поэтому в демографической политике очень сложно оценить долгосрочный эффект - даже если в тот период, когда государство принимает меры с целью увеличения рождаемости, наблюдается всплеск показателей, за ним следует компенсаторный спад. По словам руководителя Центра изучения проблем народонаселения экономического факультета МГУ В. В. Елизарова, в настоящее время демографическая политика и демографическая наука в России идут параллельными курсами, практически не пересекаясь [18].

ВЫВОДЫ

Таким образом, самой острой проблемой социальной сферы до сих пор остается бедность и социальная поляризация общества. Что касается объявленной президентом решительной борьбы с бедностью, то реального продвижения в этом вопросе пока мало. Парадоксально, но такая «борьба» почему-то началась с отмены правительством и Госдумой неподдающихся инфляции льгот пенсионерам и другим незащищенным слоям общества, усугубившей проблему бедности. И хотя регулярное повышение пенсий и пособий в стране продолжается, оно часто перечеркивается не менее регулярным ростом цен и денежной инфляцией. Например, в последней трети текущего 2007- го года произошел особенно большой рост цен на продовольствие (хлеб, рыба, мясо), жилье, коммунальные услуги и т.д. Он фактически съел всю годовую прибавку к пенсиям и пособиям.

Острейшей проблемой является социальная поляризация российского общества. По мнению социологов, основная линия напряжения в нем пролегает между богатыми и бедными. По накалу интенсивности она «превосходит все остальные межгрупповые взаимодействия в 1,5-2 раза». Исследователи социальной структуры говорят о «глубоком социальном разломе» российского общества, породившем две противоположные России: Россию абсолютного меньшинства богатых и сверхбогатых граждан и Россию большинства бедных и нищих граждан.

Определяющими факторами демографических процессов в Омской области остаются естественная убыль и миграционный отток населения, которые сохраняют устойчивый и долговременный характер. В сложившихся условиях демографической ситуации в Омской области научные исследования в демографической сфере практически не востребованы органами государственной власти. В настоящее время существует необходимость в проведении постоянного комплексного мониторинга демографических процессов, научных исследований различных демографических групп населения (детей, людей старших возрастов, сирот и т. д.), существующих демографических проблем, изучения и анализа современных демографических тенденций на базе научно-исследовательских центров при поддержке органов государственной власти Омской области.

социальный реклама фестиваль бедность

ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В ОБЩЕСТВЕ

.1 Понятие «социальная реклама»

История социальной рекламы начинается в 1906 году, когда общественная организация «Американская гражданская ассоциация» создала первую рекламу такого рода, призывающую защитить Ниагарский водопад <#"justify">Понятие «социальная реклама» не имеет однозначного толкования в научной, специальной, публицистической литературе, а также в нормативных документах. Прежде всего, необходимо отметить, что термин «социальная реклама» используется только в России. Во всем мире ему соответствует поятия «некоммерческая реклама» и «общественная реклама». Рассмотрим определения.

Социальная реклама - вид некоммерческой <#"justify">·Некоммерческая реклама - реклама, спонсируемая некоммерческими институтами или в их интересах и имеющая целью стимулирование пожертвований, призыв голосовать в чью-либо пользу или привлечение внимания к делам общества;

·Общественная (социальная) реклама передает сообщение, пропагандирующее какое-либо позитивное явление. Профессионалы создают ее бесплатно (корректнее говорить об этической позиции отказа от прибыли), место и время в СМИ также предоставляются на некоммерческой основе.

Социальная реклама - это общественная коммуникация с использованием инструментов и методов рекламы и PR-организациями, выступающими субъектами продвижения в обществе такого «товара» массового спроса, как определенная политика социальная политика. При том что социальная политика - это действительно «товар массового спроса», поскольку каждый гражданин нуждается в социальной политике, которая была бы к нему справедливой - обеспечивала бы спрос на социальную защищенност.

Реклама сама по себе выполняет социальную миссию, являясь эффективной коммуникативной технологией. Данный факт делает необходимым рассмотрение социальной рекламы как специализированного вида профессиональной коммуникативной деятельности, которая, в отличие от других видов рекламы, работала бы не узкопотребительской, а с гражданской массовой аудиторией, посылая ей предложения, затрагивающие интересы каждого гражданина - его физического здоровья, материального, духовного, нравственного и социального благополучия.

Социальная реклама - это реклама, которая нас побуждает не к покупкам, а к поступкам. Например, не курить - на это нет времени, позвонить родителям, беречь природу и т.п. Никакой экономической выгоды такая реклама не несет. Появление и развитие социальной рекламы на российском рекламном рынке было обусловлено объективными причинами. Разрушение устоявшейся системы связей, перманентные политические и экономические кризисы в стране, разгул преступности привели к деморализации общественных коммуникаций, породили новый порядок взаимоотношений, основанный прежде всего, на приоритете материальных ценностей. Социальная незащищенность населения, отсутствие поддержки со стороны государства и различных общественных институтов способствовали усугублению существующих и появлению новых социальных проблем.

Назрела явная необходимость изменения общественной социальной политики, одними из инструментов которой и выступает социальная реклам.

Главная особенность социальной рекламы. При наличии тщательно разработанной социальной или благотворительной политики корпорации производитель товаров и услуг она формирует особый и все более значимый элемент своего образа - социальную полезность. Этот критерий при оценке и выборе потребителем товара и услуги становится все выше в рейтинге потребительских критериев.

Особое направление занимают социальные программы, инициированные или активно поддержанные государственными и муниципальными органами. Здесь перед бизнесом открываются широкие возможности как построения устойчивых положительных отношений с различными структурами государства, так и выхода на рынок в качестве организации-партнера в реализации государственной политики.

Социальная реклама - представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей. Ее основная задача - привлечение внимания общества к социально-значимым проблемам, являющимися актуальными в данный период времени.

Спонсорство - это один из видов коммерческих инвестиций в социальные проекты, предназначенный для повышения имиджа компании, и ее стоимости. Это не альтруизм, не филантропия, не меценатство, скорее спонсорство можно отнести к одной из PR-технологий.

Спонсорство в социальной рекламы - Часть 4 статьи 10 «Закона о рекламе» допускает указание в социальной рекламе наименования юридического лица (фамилия, имя, отчество физического лица), являющегося спонсором социальной рекламы, без упоминания о конкретных марках (моделях, артикулах) производимых им товаров, товарных знаков, законах обслуживания и иных средств их индивидуализации [11, c. 169-173].

Основные задачи социальной рекламы представляют собой:

·информирование о социальных услугах;

·формирование общественного мнения;

·привлечение внимания к актуальным проблемам общественной жизни;

·формирование новых поведенческих установок (антиалкогольная пропаганда, отказ от курения и др.);

·создание положительного имиджа государственных служб и некоммерческих организаций;

·формирование позитивного отношения к государственным структурам;

·демонстрация социальной ответственности бизнеса;

·укрепление социально значимых институтов гражданского общества;

·формирование новых типов общественных отношений;

·изменение поведенческой модели общества [13].

Классификация современной социальной рекламы.

Современную социальную рекламу конца XX - начала XXI вв. можно классифицировать по следующим основаниям:

·субъект социальной рекламы (реклама деятельности государственных институтов, некоммерческих организаций, социально ориентированных бизнес-организаций);

·объект социальной рекламы то, что рекламируется (ценности - например, общечеловеческие, культурные, религиозные, патриотические, семейные, индивидуальные и т.д.; социально одобряемые модели поведения например, здоровый образ жизни, уважение к старшим, соблюдение чистоты и порядка);

·цель социальной рекламы (профилактика, информирование, предложение способов решения проблемы, формирование и закрепление социально ободряемых моделей поведения);

·масштаб деятельности социальной рекламы (глобальный, национальный, региональный, муниципальный);

·концентрация на целевой аудитории (избирательная - адресованная определенной социальной группе и массовая - направленная на широкие слои населения);

·характер воздействия социальной рекламы (рациональная - обращается к разуму представителей целевой аудитории и приводит аргументы; эмоциональная - обращается к их чувствам, эмоциям, переживаниям);

·форма социальной рекламы (статья, объявление, лозунг, призыв, заповедь, афоризм и т.д.) [4, c.260-265].

Основные функции социальной рекламы

Остановимся на основных функциям социальной рекламы, имея в виду, что на данном этапе ее развития они реализуются не в полной мере и говорить о дисфункциях или явных и латентных функциях в настоящее время не представляется возможным.

Информационная функция. Она заключается в привлечении внимания к актуальным социальными проблемам, информирования о способах их решения и профилактики, а также о деятельности некоммерческих организаций или государственных структур и предоставляемых ими социальных услугах.

Идеологическая функция. Реализация идеологической функции социальной рекламы актуальна в связи с целым рядом обстоятельств:

значительную часть современного мира, в том числе и Россию, затронуло развитие процессов глобализации, которое приводит к размыванию национальной ограниченности в целом ряде сфер современного общества: экономике, политике, культуре;

ситуацию усугубляет кризис национальной идентичности, возникший в ходе трансформации российского общества, начавшейся в 90-е годы прошлого века.

Сущность идеологической функции заключается:

в возможности формирования посредством социальной рекламы нового имиджа России и задания морально-этических норм общества, формирования позиции «гражданской ответственности» и привлечения граждан к участию в социальной жизни;

с помощью социальной рекламы возможно создание положительного имиджа конкретных ведомств и преодоление отрицательного образа некоторых государственных организаций в глазах общественности.

.2 Государственная политика в области социальной рекламы

На данный момент законодательная база российской социальной рекламы включает:

Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. №2124 - 1 «О средствах массовой информации»;

Федеральный закон от 18 июля 1995 г. №108 - ФЗ «О рекламе» (в последней на настоящее время редакции Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38 - ФЗ);

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. №135 - ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; Налоговый кодекс РФ [8, c.170-175].

В России специальный закон о социальной рекламе пока не принят. Проекты подобного закона в течении последних десяти лет неоднократно разрабатывались и редактировались различными инициативными группами, но не заслушивались и не обсуждались на заседаниях Государственной думы РФ.

В 2011 году произошли очень важные изменения в два федеральных закона, регулирующих социальную рекламу в Россию.

Это Федеральный закон № 235-ФЗ от 18.07.2011 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности» и Федеральный законом № 115-ФЗ от 03.06.2011 «О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"»

В Законе о рекламе прописано, что СМИ обязаны размещать социальную рекламу в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций).

Однако до правок, телеканалы шли на это неохотно, так как они должны были платить налог за размещение. То есть размещают-то они бесплатно, но налоги за это платят как за платное размещение. Правки в налоговый кодекс сняли это бремя с телеканалов, и теперь они обязаны размещать социальную рекламу (заключая договор об этом) в рамках этих 5% и не должны за это платить.

На деле, правда, эти 5% часто оказываются в ночное время или во время, не подходящее для определенных целевых групп (для работающих - в рабочее время, для детей - в ночное и т.п.) или в труднодоступных местах (где, понятное дело, коммерческим заказчикам невыгодно размещать коммерческую рекламу и площадь простаивает).

Поэтому для повышения эффективности кампании используются платные схемы размещения или смешанные схемы размещения (платное размещение, обеспечивающее «попадание в цель» и бесплатное размещение по остаточному принципу).

Наиболее активные на этом поле - холдинги Газпром-медиа, Профмедиа, Холдинг News Outdoor (активно размещающий на своих площадях наружную рекламу в рамках собственного проекта «Все равно?»), размещающие рекламу безвозмездно и в хорошее время или в хорошем месте.

В Москве помочь с безвозмездным размещением социальной рекламы призван комитет рекламы, оформления и информации Мэрии Москвы. После подачи материалов по специальным формам, комиссия, собирающаяся регулярно, дает или не дает поддержку поданному проекту в виде телевизионного времени на телеканалах ТВЦ, Доверие, столица, размещает билборды, ситиформаты, наклейки в метро.

Такие же комитеты есть и в других городах.

Охотно социальную рекламу размещают региональные телеканалы. Иногда, вместо того, чтобы пробиваться на федеральный уровень, проще обратиться к региональным каналам, ставящим рекламные блоки в эфир федеральных каналов - и достичь той же самой цели.

Отдельного внимания заслуживает проект AtPrint, призванный активно распространять социальную рекламу в России и бывшем СССР. Создатели социальной рекламы загружают туда свои работы, а региональные телеканалы, некоммерческие организации и энтузиасты могут получить доступ к файлам в вещательном качестве, необходимые разрешительные документы (музыкальные справки, договор о согласии и т.п.) без лишних усилий. Таким образом, удачные кампании в одном регионе могут быть заимствованы и перенесены в другой регион с указанием в выходной информации (пэкшоте) местных контактов [24].

ВЫВОДЫ

Таким образом, социальная реклама, как и любая другая, живет и работает в трехмерном пространстве - пространстве формирования представлений, отношений и действий. Но, в отличие от иных образцов рекламной индустрии, она формирует представление не о продукте, а о вполне конкретной общественной проблеме, о путях ее решения, о социально-полезном и социально-безопасном поведении.

И, соответственно, способствует формированию вполне определенного отношения к этой проблеме, а также к вариантам и способам ее решения. И вполне закономерно содержит мотивацию к совершению нужного, желаемого действия, но не направленного на удовлетворение частных потребностей человека, а действия социально-полезного.



ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА В ОМСКЕ

3.1История социальной рекламы в Омске

Для жителей города Омска актуальны многие социальные проблемы как федерального, так и местного масштаба: наркомания и алкоголизация общества, ухудшение экологической ситуации в городе, аварии на дорогах, детская беспризорность и многие другие. Одна из серьезных социальных проблем, характерная для жителей провинции с неблагоприятной экономической ситуацией, - равнодушие к родному городу, отказ идентификации себя с малой Родиной.

Для решения этих проблем необходимо не только принимать конкретные административные меры, но и, в первую очередь, заниматься формированием социально значимых норм и ценностей. Одним из важнейших инструментов в этой работе является социальная реклама.

Необходимость социальной рекламы в той или иной мере всегда осознавалась омской властью. Однако до начала 2000-х это были разрозненные сообщения социальной направленности.

Основным заказчиком социальной рекламы в Омске являются органы власти - городская администрация, областное правительство и федеральные органы (например, реклама ГИБДД). Общественные организации используют социальную рекламы локально и зачастую в целях информирования. Исключение - региональный благотворительный фонд «Омск без наркотиков», который на протяжении долгих лет проводит полноценную рекламную компанию, привлекая к участию местных лидеров общественного мнения.

Анализируя сообщения омских СМИ за 1999-2006 годы, можно увидеть, что, по мнению руководителей омских рекламных агентств, формально социальная реклама у нас есть. Но, по сути, она является либо политической пропагандой, либо просто не выполняет своей основной функции.

Действительно, до сих пор под социальной рекламой в Омске традиционно понимается наружная реклама, являющаяся скорее оформлением к празднику. Эта реклама, по сути даже не является социальной, так как не выполняет миссию социальной рекламы, а скорее формально подходит под определение ФЗ «О рекламе». Преимущественное количество рекламных щитов находится в собственности местных операторов, которые предоставляют в год определенное количество поверхностей под социальную рекламу.

В период с 1999 по 2006 год СМИ отмечают следующий перечень тем социальной рекламы, размещенной в городе:

.безопасность дорожного движения;

.спорт, пропаганда здорового образа жизни;

.связь поколений, пропаганда патриотизма;

.проблемы детей инвалидов;

.борьба с безработицей;

.борьба с наркоманией и алкоголизмом;

.антикриминальная тема;

.повышение активности российских граждан на выборах;

.пропаганда службы Родине и образ российского солдата;

.единство государства;

.счастливое детство;

.формирование любви к родному городу;

.Омск-Город-сад;

.День рождения города.

В 2002-2006 годы проводились первые конкурсы социальной рекламы.

Среди проблемных вопросов в сфере социальной рекламы в то время СМИ обращают внимание на то, что социальная реклама в Омске производится «на низком уровне», ее количество «резко увеличивается лишь в преддверии городских и российских праздников», общественные организации в качестве заказчиков социальной рекламы не выступают, отсутствует единый координационный центр, способный взять на себя руководство всем процессом производства социальной рекламы.

Следующим этапом социальной рекламы в Омске условно обозначают период с 2006 года по сей день. В это время были заложены правовые и финансовые основы развития социальной рекламы, появились новые рекламодатели - некоммерческие организации, представители научного сообщества и бизнеса, стартовали ежегодные конкурсы и фестивали социальной рекламы.

Большие изменения претерпела нормативная база. Если до 2006 года все местные нормативные акты либо дублировали положения ФЗ «О рекламе», либо были направлены на решение оперативных вопросов, то на новом этапе требовалось выработать единую политику по определению задач и основных направлений развития социальной рекламы. Так была принята Концепция развития социальной рекламы в городе Омске. Являясь разработчиком данной Концепции и всех последующих местных правовых актов по данному вопросу, мэрия ставила перед собой три основные задачи:

)наладить постоянное взаимодействие со всеми заинтересованными организациями и сообществами, участвующими в процессе изготовления и размещения социальной рекламы;

)обеспечить проведение актуальных комплексных рекламных кампаний;

)повысить эффективность социальной рекламы.

Финансирование распространения социальной рекламы предполагалось осуществлять при долевом участии муниципалитета и привлеченных источников, в том числе за счет средств предпринимателей, общественных организаций (в рамках реализации социальных проектов, выигравших гранты), спонсорской помощи. Однако, с учетом риска отказа предпринимателей от безвозмездного размещения рекламы, было принято решение об объеме минимального финансирования плана муниципалитетом, позволяющем реализовать основные рекламные кампании.

В период с 2006 года со стороны органов власти был проведен ряд новых рекламных кампаний. Впервые в планировании социальной рекламы применен концептуальный подход. В 2009 году в качестве основной идеи плана выбрана концепция «Омск - город возможностей», вмещающая в качестве направлений концепции различные рекламные кампании.

Для повышения эффективности социальной рекламы впервые ее размещение проходило в рамках социально разработанных тематических акций.

Так, совместно с городским общественным движением «Омская инициатива» была реализована социальная рекламная акция «Восстановим Омскую крепость», в ходе которой омичи смогли больше узнать об Омской крепости, продемонстрировать свои знания и победить в конкурсе.

Приоритетные темы социальной рекламы определяются ежегодно рабочей группой в составе представителей местной власти, научного сообщества, рекламных компаний и общественности. Вот ряд тем, не которые была выполнена и размещена в Омске социальная реклама:

·бережное отношение к экологии родного города;

·здоровый образ жизни (формирование в молодежном сознании позитивного, достойного подражания образа здорового и успешного человека, отказавшегося от вредных привычек);

·социальная реклама по проблемам инвалидов (демонстрация успехов омичей, которые живут интересной продуктивной жизнью, несмотря на ограниченные возможности, создание безбарьерной среды);

·развитие общественных инициатив;

·эффективная энергия (информирование об экономии тепла, воды и электроэнергии после установки индивидуальных и общедомовых приборов учета потребления энергопараметров и воды, применение энергосберегающих ламп в быту;

·уважительное отношение к ветеранам и пожилым людям, развитие интереса к истории своей Родины через историю собственной семьи;

·Омск - город моих возможностей (возможности обучения и развития молодежи на примере реальных достижений омичей);

·защита трудовых прав омичей (отказ от «серой зарплаты».

Наиболее интересными и запоминающимися стали совместные проекты. Например, в 2010 году совместно с Агентством современных коммуникационных технологий и Омским государственным техническим университетом был разработан и реализован проект «Эффективная энергия». Рекламная кампания привлекла внимание омичей нетривиальным графическим решением. Продукция размещалась комплексно - на наружных носителях, на городских уличных видеоэкранах, на мониторах в пассажирском транспорте, на радио, параллельно шло информационное сопровождение кампании в СМИ. В итоге, проект был удостоен премии «Золотой соболь» как лучший PR - проект в сфере науки и образования.

Пятый год совместно с Омским государственным педагогическим университетом реализуется проект «Современный русский», который за этот период был отмечен многими наградами.

Разрабатываются проекты с общественными организациями. Так, совместно с общественным движением «Омская инициатива» проводилась рекламная кампания о развитии общественных инициатив «Город добрых дел». Совместно с некоммерческим партнерством «Экологический комитет» и детско-юношеской организацией «Экологический центр» разработан проект «Чистый Омск».

Также размещением социальной рекламы занимается и областное правительство. Одной из наиболее запоминающихся рекламных кампаний стала антинаркотическая кампания [23].

Иногда и жители проявляют интерес к созданию рекламы. Так, в Омске малым тиражом вышел пикантный календарь, посвященный городским проблемам.

3.2Международный фестиваль социальной рекламы «П.О.Р.А.!»

В Омске проводятся различные конкурсы социальной рекламы: мэрия организовала конкурс «Омская линия» для детей и взрослых (следует отметить, что с каждым годом качество детских работ заметно растет), областное правительство - конкурсы на отдельные социальные темы.

Ежегодно в городе проходит международный фестиваль социальной рекламы «П.О.Р.А.!», ставшим популярным далеко за пределами Омска.

октября в Омске стартовал VII фестиваль социальной рекламы «П.О.Р.А!». Торжественная церемония открытия прошла в Конгресс-Холле, где на протяжении трех дней делали свою работу спикеры, креаторы и участники мастер-классов. В этом году было принято более 500 работ из восьми стран (Россия, Белоруссия, Украина, Латвия, Киргистан, Казахстан, Литва, Азербайджан). Но расширение географии - не единственное новшество фестиваля.

«ПОРА!» стал официальным представителем World Summit Award (WSA) www.wsis-award.org. В категории Интернет-реклама жюри выберало лучшие работы, которые были выдвинуты на соискание Премии Всемирного саммита за лучший мобильный контент.

«Омск - социальная столица Сибири» - такая концепция позиционирования города была разработана Игорем М. Намаконовым на прошлом фестивале, и с инициативой принята. На фестивале появилась новая категория - «Социальная инициатива», где представлены яркие омские проекты: «Городской пикник», «Меняй не город, меняй себя», «Омск, я люблю тебя».

Торжественное открытие фестиваля сменилось защитой проектов в категории «Социальная инициатива». Пять рекламных компаний с социальным уклоном представили креативщики из Омска и Новосибирска. Сразу после выступлений шло обсуждение, так защита превратилась в разбор полетов.

Первыми свой социальный проект «Омск, я люблю тебя» представила креативная банда «Медведь». Любить свой город и творить добрые дела - главная цель проекта. Одно из направлений - программа по донорской сдаче крови. На сайте yadonor-omsk.ru появится черно-белый логотип-индикатор «Омск, я люблю тебя», который по мере сдачи крови будет становиться красным.

Гости из Новосибирска представили проект "Pie Time". Они придумали специальные памятники для установки на местах ДТП. Похоронные венки, по их замыслу, должны сменить скульптуры белых голубей, поднимающихся в небо. Проект единого памятника-мемориала также вызвал у жюри много возражений: одинаково ли восприятие символа голубя в разных культурах?

Кроме того, производство и обслуживание памятников, по мнению некоторых членов жюри, может стать источником наживы.

Третьей выступила омская компания «Поэт и мастер».Проект «В режиме Offline» направлен на борьбу с интернет-зависимостью. Однако бороться с "недугом" организаторы проекта решили в самом интернете - с помощью картинок в собственном паблике.

Следующего спикера аудитория встречала аплодисментами. Защищали Алексея Нахального. Проект кандидата в мэры представлял Кирилл Терлеев из РА «Коперник». Всю компанию Нахального подали как попытку привлечь молодежь к участию в выборах.

«Компостер» с проектом «Меняй не мир, меняй себя» привлекли внимание к проблемам в Омске и подошли к защите креативно. Зал увидел тараканов в ток-шоу «Пора говорить».

Последними выступили сообщество «Будка». Их рекламная компания собирается привлечь внимание к проблеме бездомных животных, а также доказать необходимость их стерилизации [22].

В нашей работе лишь несколько примеров наиболее ярких проектов, которые были представлены в этом году на VII фестивале социальной рекламы «П.О.Р.А!». Которые призваны, не просто, обратить внимание на ряд социальных проблем, в результате защиты данных проектов были предложены способы решения этих проблем.

октября завершился VII Международный фестиваль социальной рекламы «ПОРА!». Это были три дня плодотворной образовательной программы, 18 мастер-классов от мастеров рекламы, маркетинга и пиара, живое общение и настоящее счастье. Жюри отсмотрело 362 работы, вошедшие в шорт-лист в семи номинациях, и назвали имена лучших в этом году. А на церемонии закрытия делились своими впечатлениями, советами и мыслями, пресс-центр фестиваля бережно все запротоколировал (см. приложение 7).

Фестиваль глобально вырос за этот год. В первую очередь он направлен на освещение и решение социальных проблем. «П.О.Р.А!» заняла определенную нишу в рекламной среде, можно говорить о том, что сегодня лучший фестиваль социальной рекламы проходит именно в Омске. Большинство работ на социальную тему, которые делаются сегодня, обязательно отсылаются в Омск. Фестиваль развивает индустрию в целом.

ВЫВОДЫ

Таким образом, социальная реклама - действенный способ решения социальных проблем. Основное предназначение социальной рекламы состоит в гуманизации общества и формировании его нравственных ценностей.

Социальная реклама размещается на наружных носителях, на уличных видеоэкранах, на мониторах в городском пассажирском транспорте, в эфире теле - и радиоканалов как в рамках муниципального заказа, так и на безвозмездной основе.

Детский конкурс «Омская линия», завершенные проекты - кампания по благоустройству и акция «Фотоохота».

В целях повышения эффективности социальной рекламы все шире стала внедряться практика реализации муниципалитетом совместных проектов: проект «Современный русский» - с ОмГПУ (2009 год), проект «Эффективная энергия» - с Агентством современных коммуникационных технологий и ОмГТУ (2010 год, проект удостоен премии «Золотой соболь» как лучший пиар - проект в сфере науки и образования).

Вместе с управлением ФНС России по Омской области Администрация города Омска в текущем году работает над кампаниями по привлечению к налогообложению граждан, сдающих в аренду недвижимое имущество, с Отделением Пенсионного Фонда РФ по Омской области - над социальной рекламой об опасности выплаты «серых» зарплат.

Ежегодно в городе проходит международный фестиваль социальной рекламы «П.О.Р.А.!», где обсуждаются наиболее острые социальные проблемы. В этом году это был уже VII Фестиваль социальной рекламы. «П.О.Р.А!» стала популярной далеко за пределами Омска.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Думается, что в наше время никто не будет спорить, что социальная реклама является неотъемлемым атрибутом нашего общества, даже будучи, занимая лишь 1% всего рекламного рынка нашей страны. От ее развития зависит в значительной степени сознание общества, его взгляд на тот или иной институт, мнение о происходящих процессах в различных областях нашей действительности. Структура работы была построена следующим образом. Во введении указана основная суть поставленной проблемы, определены актуальность исследования и его практическая значимость. Определены основные задачи исследования.

В первой главе внимание было уделено основным социальным проблемам современного российского общества.

Во второй главе внимание было уделено общетеоретическим аспектам социальной рекламы. Социальная реклама, как и коммерческая - это лишь ветвь рекламы, поэтому в первой главе определены различия и сходства между социальной и коммерческой рекламой, сущность и назначение первой. Даны несколько определений рекламы и социальной рекламы, отражающих разные стороны ее понимания - юридическую (правовую), маркетинговую, политическую, экономическую.

Рассмотрение любого теоретического вопроса немыслимо без классификации предмета, поэтому социальная реклама разбита на типы в зависимости от её заказчика. Дан исчерпывающий на сегодня список возможных методов и форм социальной рекламы. Наконец, изучены психологические аспекты социальной рекламы. Важность этого обусловлена уровнем эмоциально-психологического воздействия социальной рекламы на человека и общества в целом. Ведь как было отмечено, сверхцелью социальной рекламы является изменение сознания общества, достичь чего невозможно без знания психологической стороны вопроса с научной точки зрения.

Во второй главе дан подробный анализ современных проблем социальной рекламы в России. К ним автор причислил отсутствие четкого механизма регулирования социальной рекламы в России, ее невысокое значение, низкое качество, низкую осведомленность о социальной рекламе в России, злоупотребление статусом социальной рекламы для достижения поставленных целей.

На западе социальная реклама занимает прочные позиции, имеет, несмотря на меньший уровень остроты общественных проблем, нежели в России, важное значение, которому уделяется большое внимание не только со стороны государства, но и со стороны частных компаний.

Как уже было не раз отмечено «естественным» главным заказчиком социальной рекламы является государство. Государство как особым образом построенная организация имеет свои функции, которые оно должно добросовестно исполнять. Одной из таковых функций является социальная. У государства существует мощный механизм регулирования социальной рекламы - финансирование, законодательная власть, развитая сеть своих органов, управление телевидением и др. Поэтому именно в государстве автор видит основную движущую силу современной социальной рекламы в России. Были определены его современные функции в области регулирования социальной рекламы.

В третьей главе автор предлагает выработанные пути решения проблем социальной рекламы в г. Омске, отдельно рассмотрен международный фестиваль социальной рекламы «П.О.Р.А!».

В частности в целях более четкого регулирования данного вида рекламы предложено создание отдельного закона, создание единого национального центра (либо комитета) социальной рекламы, других органов. Определены функции и механизм их взаимодействия.

В целом, надо отметить существенные позитивные изменения в сфере развития социальной рекламы в городе. Однако, остаются нерешенными многие проблемы:

)В силу отсутствия специальных знаний и опыта, местные рекламопроизводители не всегда могут создать креативный, качественный продукт;

)С учетом того, что основными заказчиками социальной рекламы в городе продолжают выступать органы власти, львиная доля рекламы - государственная, направленная на сопровождение проектов органов власти;

)Значительно осложнила естественный процесс развития социальной рекламы в городе информационная война между областным правительством и городской администрацией, которая на два года заморозила ряд проектов. Так, мэрия оказалась не удел в развитии важного направления - продвижения имиджевой рекламы;

)В законодательстве есть существенный пробел, осложняющий размещение рекламы органами власти. Приходится в полной мере оплачивать размещение рекламы из бюджета, в то время, когда существует эффективная практика частичной оплаты и частичного размещения за счет рекламораспространителя.

Качество жизни общества зависит от уровня его развития. Сегодня необходимо предпринять разного рода действия для того, чтобы социальная реклама была не просто формальностью, а стала действенным способом решения социальных проблем. Так как основное предназначение социальной рекламы состоит в гуманизации общества и формировании его нравственных ценностей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Блумер, Г. Социальное поведение как коллективная проблема. Контексты современности: Хрестоматия 2-е издание / Г. Блумер, С.А. Ерофеев - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2001. - 150 с.;

.Гранк, И. Президент проявил четырехсистемное мышление в вопросах борьбы с молодежной наркоманией / И. Гранк, А. Козенко // Коммерсантъ. - 2011. - №68 (апрель). - С. 4 - 19.;

.Демографический ежегодник Омской области: стат. сб. [Текст]. - Омск: Омскстат, - 2011. - 95 с.;

.Дмитриева, Л.М. Социальная реклама: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью» / Л.М. Дмитриева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 271 с.;

.Ковалева, А.В. Социальная реклама в современной России: цели и функции / А.В. Ковалева // Вестник Красноярского ун-та. - 2006. - №3. - С. 23 - 38.;

.Лежнина, Ю.П. Социально - демографические факторы, определяющие риск бедности и малообеспеченности / Ю.П. Лежнина // Формирование низших классов в России: состояние и перспективы. - 2010. - март. - С. 36 - 45.;

.Ленуар, Р. Предмет социологии и социальная проблема: Начала практической социологии / Ленуар Р., Мерлье Д, Пэнто Л, Шампань П. - Пер. с фр. М.: Институт экспериментальной социологии. - СПб.: Алетея, 2001. - 82 с.;

.Николайшвили, Г.Г. Социальная реклама: Теория и практика: учеб. пособие / Г.Г. Николайшвили. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 191 с.;

.Основные показатели естественного движения населения по г. Омску и районам Омской области за январь - сентябрь 2011 года: эксресс-информация [Текст]. - Омск: Омскстат. - 2011.;

.Попов, Н.П. Главные социальные проблемы России последнего десятилетия / Н.П. Попов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2009. - №2. - С. 15 - 20.;

.Ученова, В.В. Социальная реклама: учеб. пособие / В.В. Ученова, Н.В. Старых. - М.: Индекс Медиа, 2006. - 234 с.;

.Чудаева, О.В. Ожидаемая продолжительность жизни в Сибири, России и в мире / О.В. Чудаева // ЭКО. - 2003. - №4. - С. 59 - 73.;

Приложение

ИНТЕРВЬЮ

«Интервью с руководителем «Видео Интернешнл - Омское Агентство», создателем фестиваля социальной рекламы «ПОРА», «Школы медиаменеджера» и других медийных проектов Виктором Иссерсом - знаковая фигура для Омска»

Он не первый год пытается раскачать сонный рынок рекламы провинциального города, и ему это неплохо удаётся. О том, зачем нужны городу и его компании образовательные медиапроекты, что может изменить фестиваль «ПОРА» и станет ли Омск социальной столицей, Виктор рассказал «Классу».

«ПОРА» в этом году проходила под единой концепцией «Омск - социальная столица». Давайте напомним, в чем ее суть?

Фестиваль «ПОРА» существует уже семь лет, но долгое время он оставался достаточно специализированным событием для рекламистов, пиарщиков, маркетологов. На фестивале в прошлом году два постоянных члена нашего жюри - Анатолий Ясинский и Игорь Намаконов - предложили что-то сделать для Омска. Они отметили, что в течение нескольких лет наблюдают неудачные попытки территориального маркетинга нашего региона, все эти «брендолапы», стратегии развития региона, и понимают, что всё это крайне сложно будет приживаться, поскольку насажено сверху, а не родилось в массах. Омску нужна другая история. Спустя несколько месяцев в «Фейсбуке» появилась группа «Омск - социальная столица», внутри которой развернулась дискуссия по поводу названия будущего проекта и его наполнения. Споры вызывало слово «социальный». Были опасения, что словосочетание «социальная столица» будет ассоциироваться со столицей бюджетников - пенсионеров, учителей и врачей. Но идеологи этой концепции уверили нас: это определение подразумевает, что в наш город со всей страны будут стекаться социально активные люди. Ведь что такое столица? Это город, куда люди зачем-то едут.

В культурную столицу, Питер, едут за искусством, в финансово-политическую столицу, Москву, едут за деньгами и за властью, а Омск должен стать центром, в котором будут собираться социально активные люди. «ПОРА» стала неким стержнем этой концепции, и вокруг него в дальнейшем будут формироваться другие события, подтверждающие статус Омска как социальной столицы.

Согласно задуманной механике, жители Омска сами должны находить людей, которые будут менять город в лучшую сторону. Это началось с байкерского клуба «БОБ». Члены жюри обнаружили там пандус для инвалидов, приехавших на концерты, который установил хозяин бара Валерий Саркисян. Это стало точкой отсчета. Мы решили находить таких людей и делать из них медийных персон. Мы понимаем, что без поддержки СМИ мы не обойдёмся. Необходимо, чтобы эти истории освещались, а лейтмотивом проходила концепция «Омск - социальная столица». Над этим мы сейчас работаем. Параллельно есть ряд активностей крупных компаний и отдельных личностей, которые направлены на развитие нашего города. Я говорю о проектах Андрея Голушко, Национального фонда социальных инициатив, компании «Газпром нефть». Но они сильно дефрагментированы в информационном пространстве, разобщены. Хотя, по сути, все мы делаем общее дело. Ещё рано говорить о каких-то глобальных вещах. В этом году на фестивале партнёры приглядывались друг к другу, и сейчас мы думаем, как состыковать все проекты, чтобы они работали не в ущерб друг другу, а дополняли друг друга и способствовали развитию. Это сложно и требует времени. Но в течение этого года и в начале следующего, я думаю, появится какая-то ясность.

На презентации концепции «Омск - социальная столица» было заявлено, что авторы концепции будут смотреть за реакцией людей на проект и относительно их активности планировать дальнейшие мероприятия. Спустя полгода какие выводы вы можете сделать?

Я могу сделать два вывода: один положительный, другой отрицательный. Неприятное наблюдение следующее. Мы отправили 120 именных приглашений на фестиваль «ПОРА» всем депутатам Заксобрания и городского Совета, членам правительства Омской области, и практически никого из них на фестивале не увидели. Что это означает? Что нашей власти совершенно не интересно изменение социального поведения общества в лучшую сторону, ведь социальная реклама направлена именно на это. Это печально.

Положительный момент - это, безусловно, активизация молодых ребят, в том числе и вокруг нашего фестиваля в качестве волонтёров. Подготовка к фестивалю - очень трудоёмкая работа и длится она практически полгода. И львиная доля задач была решена нашими волонтёрами. В большинстве своем они уже прошли через другие наши проекты - «Школу медиаменеджера», «Медиаигры» - и поняли, что это отличная площадка для их реализации. Для них это уникальная возможность получить доступ к акулам рекламного бизнеса, пообщаться с ними и получить первый фестивальный опыт. Также Омск встряхнули хорошие общественные проекты, инициированные снизу: «Горки», Городской пикник. Когда подобные инициативы идут сверху, то возникает проблема «брендолапы» - когда люди не принимают чужеродный для них бренд, как это произошло в Перми <#"justify">- Омский предприниматель Шкуренко недавно высказал мысль, что социальные инициативы омичей отпугивают от нашего города инвесторов. Так, по его мнению, случилось с «Колесом времени», которое планировали поставить в Воскресенском сквере, и с кремниевым заводом. Вы не согласны с такой постановкой вопроса?

То, о чем вы говорите, это не социальная инициатива. Это скорее консолидированное мнение общественности. Социальная инициатива - это когда люди не просто выступают против чего-то, но предлагают другое решение проблемы. К примеру, борцы с колесом в Воскресенском сквере просто ходили и говорили «Нет!». А авторы проекта «Горки» пришли и сделали что-то интересное своими руками, придумали и реализовали идею. Вот это социальная инициатива. Критиковать каждый может, а ты что-то своё реализуй. Именно такие вещи мы готовы культивировать и всячески поддерживать.

Просочилась информация, что в скором времени в Омске должен открыться творческий конгломерат в формате лофта «Купцы-творцы», где в одном месте будут сконцентрированы омские рекламисты. Расскажите об этом проекте.

Пока этот проект существует только на уровне идеи, а я в нём выступаю не как участник, а как идеолог. Планируется, что это будет что-то вроде лофта-коворкинга, в котором соберутся креативные омские рекламные команды. Получится производство замкнутого цикла. Его участникам общее пространство позволит сэкономить на затратах, а клиентам - упростит задачу по составлению рекламной кампании, все нужные ему услуги можно будет получить в одном месте. Там будут собраны взаимодополняющие компании: креативное агентство, аудиовидеопродакшн, информационное агентство, возможно, типография, плюс общие развлекательные заведения, общее выставочная и ивент-площадка. Это будет частично офисное, но при этом живое пространство, культурный кластер. Там будут выставки и другие культурные события. Я в этом проекте выступаю не как участник, а всего лишь как идеолог.

Подобный проект свидетельствует о том, что рынок рекламы в нашем городе оживает? Ведь лет пят назад он просто не смог бы появиться.

Благодаря отдельным компаниям он действительно оживает, и слава богу. На самом деле, грустная ситуация была на рынке много лет. Руководители компаний не понимали, что реклама - это не затраты, а инвестиции, которые ещё нужно уметь правильно посчитать. Сейчас мы сами пытаемся обучать наших клиентов, устраиваем конференции, тренинги и мастер-классы, где учим их отличать хорошее от плохого, измерять эффективность рекламных кампаний и так далее.

Получается, что рекламному агентству мало открыться, нужно ещё самим воспитать себе клиентов и подготовить кадры?

Рекламный рынок - он специфический. Так же, как люди привыкли жить долгое время, не веря, что можно что-то поменять (и мы это видим по крайне низкой явке на выборах, например), так и компания привыкли жить в тепличных условиях. Омский бизнес не умеет конкурировать. Он не научился предоставлять нормальный сервис, не научил продавцов на кассах не хамить. Поэтому при появлении на рынке серьёзных конкурентов, транснациональных корпораций, приходится делать это в авральном режиме. Где все наши магазины электроники, продуктовые сети, строительные рынки, которых был миллион? Все они не выдержали давления мировых гигантов. К сожалению, многие омские бизнесмены считают, что разбираются в бизнесе лучше всех. Безусловно, бывает такой талант у предпринимателя, есть компании, построенные интуитивном маркетинге, например «Алкогольная сибирская группа». Но зачастую, находясь внутри структуры, подняться вверх и определить ниши, целевую аудиторию, новые рынки очень сложно. Нужно, как барон Мюнхгаузен, поднять себя за волосы.

Омские компании уже начинают планировать свои кампании на год вперед - это вопрос дальновидности. Однако многие всё же относятся к маркетинговым затратам как к неокупаемым, какой-то роскоши. Это чисто провинциальная тенденция.

Вы долгое время руководили Омским медиасообществом, а затем два года назад его покинули. После этого оно ещё какое-то время существовало, а потом объявило о своем закрытии в июне этого года. Вы вообще сейчас не видите смысла в подобных организациях у медийщиков, или в том формате, в котором это было тогда?

Я по натуре скорее проект-менеджер. Мне легче, когда есть какая-то задача, цель, этапы реализации проекта и его завершение. А общественная организация в её классическом понимании заставляет работать с инфраструктурой. Для современного менеджера тратить время на организацию регулярных встреч, обсуждения, голосования - это непозволительная роскошь. Если нужно поговорить, можно собраться и без медиасообщества, к примеру за завтраком или обедом с партнёрами.

Похожие работы на - Социальная реклама в профилактике социальных проблем

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!