Проектирование электротехнического участка
Введение
Задача автомобильного транспорта
состоит в удовлетворении потребности в перевозках в заданные сроки и в
требуемом объеме. Для ее решения необходимы транспортные средства определенного
типа и производственная база, обеспечивающая их хранение, ТО и ремонт.
Курсовое проектирование является
важным этапом предмета «Техническая эксплуатация автомобилей» и имеет следующие
цели и задачи:
- закрепление, совершенствование и пополнение знаний и навыков,
полученных в процессе обучения, по организации производства, технологии
технического обслуживания и ремонта автомобилей, проектирования
производственных зон и участков;
- углубление знаний по научной организации труда и проектированию
автотранспортных предприятий;
- изучение передовых методов производства и получение навыков по
организации диагностирования, технического обслуживания и текущего ремонта
автомобилей;
- подбор и анализ материалов технологического и конструкторского
характера, необходимых для выполнения проекта;
- развитие умения анализировать и логически обосновывать принимаемые
инженерные решения.
При выполнении проекта наработано
способность самостоятельно решать технологические и конструкторские задачи,
умение пользоваться нормативами, стандартами, справочной и другой специальной
литературой.
1. Общая часть
1.1 Краткая
характеристика АТП
Автотранспортное предприятие
находится в г.W. Оно состоит из 360 автобусов марки Радзіміч А092.
Автотранспортное предприятие выполняет перевозки пассажиров за пределами
пригородной зоны. Умеренно-теплый климат с рельефом местности - равнинный.
Перевозки производятся автобусами маркой «Радзіміч» А092, период эксплуатации
осенне-зимний, без выходных и праздничных дней.
По своей организации
производственной деятельности предприятие комплексное, то есть, осуществляются
все виды перевозок - к примеру, перевозка пассажиров, перевозка грузов по
стране и за рубеж, - а также техобслуживание, ремонт и хранение автотранспорта.
Работа АТП обеспечивается
функционированием различных служб и отделов, входящих в ее состав.
Служба эксплуатации предназначена
для организации и осуществления перевозок грузов и пассажиров в соответствии с
установленными планами и заданиями. Служба эксплуатации руководит работой
автомобилей на линии, составляя их рациональные маршруты, осуществляя диспетчерское
руководство работой автомобилей на линии, ликвидируя непроизводительные простои
и уменьшая их порожние пробеги. Служба эксплуатации организует также труд
водителей и внедряет передовые методы работы на линии. Ей подчинены начальники
колонн и водители. В состав службы эксплуатации входит группа безопасности
движения, которая занимается разработкой и осуществлением мероприятий по
предупреждению дорожно-транспортных происшествий, медицинским контролем
водителей перед выездом на линию и профилактическим осмотром выпускаемых
автомобилей. Возглавляет службу эксплуатации заместитель директора по
эксплуатации.
В состав службы эксплуатации
грузовых АТП входят грузовая и диспетчерская группы. В автобусных предприятиях
служба эксплуатации включает: группу контроля и сбора денежных средств, группу
анализа, учета перевозок, организации и регулярности движения, диспетчерскую
группу по выпуску автобусов на линию.
Техническая служба обеспечивает
техническую готовность подвижного состава к работе на линии, своевременным и
качественным выполнением технического обслуживания и ремонта, а также
надлежащим хранением и снабжением его эксплуатационными материалами. Кроме
того, техническая служба осуществляет мероприятия по экономии топливосмазочных
материалов, запасных частей и шин, внедряет механизацию и автоматизацию во все
гаражные процессы.
Руководителем технической службы
является главный инженер - заместитель директора АТП. Техническая служба
включает в себя следующие подразделения и отделы: производственно-технический,
гаражный, главного механика, зоны технического обслуживания и текущего ремонта,
производственные и вспомогательные участки.
Планово-экономический отдел
занимается планированием производственной работы АТП и учетом выполнения плана
по всем показателям. Бухгалтерия, отдел снабжения, отдел кадров и
административно-хозяйственный отдел выполняют функции, типичные для этих
подразделений.
Во главе каждого АТП стоит директор,
являющийся распорядителем кредитов и юридически ответственным лицом. Директору
подчинены непосредственно руководители служб эксплуатации и безопасности
движения, технической службы и начальники всех отделов: планово-экономического,
кадров, снабжения, административно-хозяйственного и бухгалтерии. Директор
координирует совместную работу всех подразделений и общественных организаций
АТП.
Производство автобусов Радзіміч А092
освоено Гомельским авторемонтным заводом. Они активно используются на
низкозагруженных городских, пригородных и междугородных маршрутах, а также как
пригородные и междугородные маршрутные такси. В отличие от большинства
городских автобусов, в Радзіміч А092, нет кондукторов, оплату за проезд взимает
водитель.
Таблица 1. Списочный состав парка
Марки автомобилей
|
|
Возраст автомобилей,
в%
|
В том числе
|
, км
|
Категория условий
эксплуатации
|
, рп
дней
|
|
|
до 0,25
|
(0,25…0,50)
|
(0,50…0,75)
|
(0,75…1.00)
|
(1,00…2,00)
|
более 2,00
|
не прошли кап рем
|
прошли кап рем
|
|
|
|
«Радзіміч» А092
|
360
|
-
|
100
|
97
|
100
|
33
|
30
|
297
|
63
|
465
|
V
|
152
|
Исходные данные:
Марка автомобиля «Радзіміч» А092
Списочное количество автомобилей 360
автобусов Среднесуточный пробег, км. 465 км.
Количество автомобилей, прошедших
капитальный ремонт 63
Природно - климатические условия
Умеренно-теплый
Период эксплуатации автотранспорта
Осенне-зимний
Условия эксплуатации:
Дорожное покрытие Естественные
грунтовые
Условия движения За пределами
пригородной
Тип рельефа местности Равнинный
1.2 Характеристика проектируемого
подразделения
В автобусном парке
электротехнического участка предназначено для обслуживания и диагностики
стартера, генератора, реле-регулятора и других элементов системы
электрооборудования автомобиля, а также для проведения своевременного ремонта
этих элементов. Все это проводится в целях поддержания системы
электрооборудования автомобиля в надлежащем технически исправном состоянии. На
данном предприятии с увеличением количества автотранспортных средств назрело
требование в модернизации электротехнического отделения согласно требованиям
последних технических достижений.
Таблица 2. Технические
характеристики «Радзіміч» А092
Габаритные размеры
|
Длина, мм:
|
7420
|
Ширина, мм:
|
2300
|
Высота, мм:
|
2740
|
Колесная база, мм:
|
3815
|
Передняя колея, мм:
|
1665
|
Задняя колея, мм:
|
1650
|
Масса и наполняемость
автобуса
|
Масса снаряженного
автобуса, кг:
|
5000
|
Полная масса автобуса,
кг:
|
8280
|
|
А092/А09202
|
А0921/А09212
|
Количество мест для
сидения:
|
22
|
27
|
Общее количество мест:
|
46
|
35
|
Двигатель и КПП
|
Марка двигателя:
|
ISUZU 4HE1-TC
|
ISUZU 4HG1-N
|
Тип:
|
Дизельный
|
дизельный
|
Рабочий объем, см3:
|
4800
|
4600
|
Максимальная мощность,
л.с.:
|
146
|
121
|
Максимальный крутящий
момент, кгс м/мин:
|
48/1600
|
38/1400
|
Тип КПП:
|
Механическая
|
механическая
|
Количество ступеней
КПП:
|
6
|
5
|
Подвеска колес
|
Передняя:
|
зависимая, рессорная
со стабилизатором поперечной устойчивости и с телескопическими амортизаторами
двустороннего действия
|
Задняя:
|
зависимая,
рессорно-пневматическая
|
Рулевое управление:
|
с гидроусилителем
(стандарт)
|
Рабочая тормозная
система:
|
гидравлическая, с
вакуумным усилением, оснащена системой АБС категории 1
|
Максимальная скорость
при полной загрузке, км/ч:
|
120
|
Расход топлива при
полной загрузке, л/100 км:
|
17,5
|
Минимальный радиус
поворота, м:
|
7,7
|
Номинальное напряжение
электрооборудования, В:
|
24
|
Рисунок 1
2. Технологический
расчет проектируемого предприятия
2.1 Выбор и
корректирования нормативов ТО и ТР
Нормативы для автобуса марки
Радзіміч А092 принимают согласно «Нормативы период ТО»
= 6000 км =
1,11 чел.-ч
= 12000 км =
8,99 чел.-ч
= 320.000 км =
25,8 чел.-ч
==
465 км
=
6,9 чел.-ч
где: ,
,
-
нормативный пробег автомобиля до списания и периодичность ТО-1 и ТО-2
соответственно, км [1. Приложение Г].
Периодичность ЕО ()
принимается равной среднесуточному пробегу автомобиля ().
Выбранные нормативные
значения периодичности ТО и пробега автомобилей до списания приводятся к
конкретным условиям эксплуатации подвижного состава с помощью коэффициентов,
учитывающих категорию условий эксплуатации (К1), модификацию
подвижного состава и организацию его работы (К2),
природно-климатические условия (К3), пробег с начала эксплуатации (К4),
продолжительность простоя на ТО и ТР (К4’), число обслуживаемых и
ремонтируемых автомобилей АТП и количество технологически совместимых групп (К5)
Таблица 3. Коэффициенты
корректирования
Коэффициенты
|
Периодичность ТО
|
Трудоемкость ТО, ТР
|
Пробег до КР
|
К1
|
0,6
|
1,2
|
0,6
|
К2
|
1,0
|
К3
|
1,0
|
0,9
|
1,1
|
К4
|
-
|
1,0 (1,3)
|
-
|
К5
|
-
|
0,85
|
-
|
К6
|
1,25
|
1,25 (1,33)
|
-
|
В общем случае скорректированная
периодичность ТО-1, ТО-2 будут равны:
, (1)
=10000 · 0,6 ·
1,0 = 6000 км,
, (2)
=20000 · 0,6 ·
1,0= 12000 км.
ТО-1, ТО-2 должны быть
кратны и
между собой:
= =12,9≈13∙465=6045
км.
==1,9≈2∙6045=12090 км,
где -
соответственно скорректированные и каратные значения пробегов между отдельными
видами ТО.
Расчетные и принятые периодичности
ТО сводятся в таблицу:
Таблица 4. Расчетные периодичности
ТО
Марка автомобиля
|
Вид ТО
|
Периодичность, км
|
|
|
расчетная
|
принятая
|
Радзіміч А092
|
ЕО
|
465
|
465
|
|
ТО-1
|
6000
|
6045
|
|
ТО-2
|
12000
|
12090
|
Выбор и корректирование
нормативной трудоемкости технического обслуживания
Трудоемкость одного
уборочно-моечного воздействия равна:
, (3)
1,11∙1,0∙1,0∙1,25=1,387 чел.-ч.,
где -
нормативная трудоемкость ЕО, чел.-ч. [1. Приложение Г]
- коэффициент
корректирования нормативов ТО и ТР в зависимости от количества обслуживаемых и
ремонтируемых автомобилей на АТП и количество технологически совместимых групп
подвижного состава. [1. Приложение П]
Соответственно
определяются трудоемкости ТО-1 и ТО-2:
, (4)
=8,99 11,3 0,85 1,25=12,4 чел.-ч.,
(5)
=25,81 1,3 0,85 1,25=35,6 чел.-ч.,
где tТО1н,
tТО2н
- нормативная трудоемкость [1. ПриложениеГ].
Трудоемкость сезонного
обслуживания (дополнительных работ) определяется по формуле:
, (6)
= 2 35,6 360
20%=5126,4
чел.-ч.,
где kсо
- процент работ СО в зависимости от климатических условий.
Для районов с
умеренно-теплым влажным климатом принимается 20%.
Общая годовая
трудоемкость работ по ТО2 и СО составит:
tТО-2г = tТО-2 + tСО, (7)
tТО-2г =35,6+5126,4=5162
чел.-ч.
Расчетные значения трудоемкостей
сводятся в таблицу 5.
Таблица 5. Расчетные трудоемкости ТО
Марка автомобиля
|
Вид ТО
|
Трудоемкость, чел.-ч
|
|
|
нормативная
|
расчетная
|
Радзіміч А092
|
ЕО
|
1,11
|
1,387
|
|
ТО-1
|
8,99
|
12,4
|
|
ТО-2
|
25,8
|
35,6
|
Выбор и корректирование
нормативной трудоемкости текущего ремонта
Удельная нормативная
скорректированная трудоемкость текущего ремонта определяется:
, (8)
=6,91,510,91,30,851,33=13,68
чел.-ч.,
где -
нормативная удельная трудоемкость ТР, чел.-ч./1000 км. [1. Приложение Г]
- коэффициент
корректирования нормативов удельной трудоемкости ТР. [1. Приложение Г]
Результаты расчета
сводятся в таблицу:
Таблица 6. Расчетные
трудоемкости ТР
Марка автомобиля
|
k1
|
k2
|
k3
|
k4ср
|
k5
|
k6
|
Трудоемкость,
чел.-ч/1000 км
|
|
|
|
|
|
|
|
нормативная
|
расчетная
|
Радзіміч А092
|
1,5
|
1
|
0,9
|
1,3
|
0,85
|
1,33
|
6,9
|
13,68
|
2.2 Определение годового
пробега парка
автотранспортный технический ремонт
Рассчитывается по каждой марке.
Годовой пробег парка автомобилей
определяется по формуле:
, (9)
=360∙465∙152∙0,87∙1=22136976,
где -
количество дней работы парка за год;
- коэффициент
технической готовности;
- коэффициент,
учитывающий простои подвижного состава по эксплуатационным причинам.
Расчет коэффициента
технической готовности производится по следующей формуле:
, (10)
=0,87,
где -
количество дней простоя автомобиля в ТО-2 и ТР за цикл;
, (11)
где -
количество дней простоя автомобилей в капитальном ремонте [Таблица 5].;
- удельный простой
автомобиля в ТО-2 и ТР в днях/1000 км [1. Приложение А].
- среднее значение
коэффициента, учитывающего зависимость простоев в ТО-2 и ТР от «возрастного»
состава парка [1. Приложение П].
Где -
количество дней, готовых к эксплуатации автомобиля за цикл;
, (12)
,
где -
средний пробег автомобилей до капитального ремонта, км;
Пробег автомобиля до
капитального ремонта определяется как средний по каждой марке по формуле:
, (13)
,
где -
число новых автомобилей;
- число автомобилей,
прошедших капитальный ремонт;
- пробег автомобиля до
первого капитального ремонта
Aсп
- списочное количество автомобилей, принятое к расчету после приведения парка.
- пробег автомобиля
после первого капитального ремонта до следующего.
Принимается равным
, (14)
Затем полученное
значение среднего пробега до капитального ремонта автомобиля проверяется на
кратность периодичности ТО-2. Откорректированные значения округляются до целых
десятков километров.
км.
2.3 Расчет годовой
производственной программы
Расчет годовой
производственной программы в числовом выражении
Расчет годовой производственной
программы по ТО и КР.
После расчета
коэффициента технической готовности парка, расчета годового пробега
автомобилей, рассчитывается количество капитальных ремонтов за
год и технических обслуживаний по видам () за год. При этом имеют
ввиду, что при пробеге автомобиля равном , последнее очередное
ТО-2 не производится, автомобиль отправляют в КР. Кроме того, ТО-1, совпадающее
по графику работы с очередным ТО-2, входит в последнее и не учитывается
отдельно. Периодичность ЕО принимается равной среднесуточному пробегу
автомобиля.
Число технических
обслуживаний ЕО, ТО-1, ТО-2 и КР определяется в целом по парку или по каждой
группе автомобилей, имеющих одинаковую периодичность обслуживания:
(15)
, (16)
,
(17)
,
, (18)
,
, (19)
,
В этих формулах ,
,
,
,
-
соответственно количество КР, ТО-2, ТО-1, ЕО, СО за год; определяется по каждой
марке автомобиля.
Число Д-1 определяется
по формуле:
, (20)
,
где -
годовая программа диагностирования на постах Д-1 при выполнении ТР автомобилей.
Число Д-2 определяется
по формуле:
, (21)
,
где -
годовая программа диагностирования на постах Д-2 при выполнении ТР.
Годовая производственная
программа по ТО в трудовом выражении
Расчет годового объема
работ по ТО.
Объем работ (в чел.-ч.)
по ЕО, ТО-1 и ТО-2 ()
за год определяется произведением числа ТО на нормативное (скорректированное)
значение трудоемкости данного вида ТО:
, (22)
,
, (23)
,
, (24)
,
где -
соответственно годовое число ЕО, ТО-1 и ТО-2 на весь парк (группу) автомобилей
одной модели.
- нормативная
скорректированная трудоёмкость соответственно ЕО, ТО-1, ТО-2 чел.-ч.
Так как в курсовых
проектах, связанных с определением объема работ для зон ТО-2, необходимо учитывать
дополнительную трудоемкость сопутствующего ТР, объем которого не должен
превышать 20% трудоемкости соответствующего вида ТО.
Соответственно годовой
объем работ ТР по АТП должен быть уменьшен на тот объем ремонтных работ.
Перечни операций
сопутствующего ТР, рекомендуемые для совмещения ТО-2, приведены в приложениях,
а также во вторых (нормативных) частях положений по маркам автомобилей.
Годовой объем работ ТО-2
с сопутствующим ТР определится
из выражений:
, (25)
,
где -
годовой объем работ сопутствующего ТР при проведении ТО-2, чел.×ч;
, (26)
,
где -
доля сопутствующего ТР, зависящая от «возраста» автомобилей, принимается
самостоятельно или по данным АТП.
Годовой объем
дополнительных работ при ТО-2 по сезонному обслуживанию равен
, (27)
.
Годовые объемы
диагностических воздействий:
, (28)
,
, (29)
,
, (30)
,
где а, b, с - соответственно доля диагностических работ в объемах работ:
ТО-1 (a = 4 - 15%),
ТО-2 (b = 2-12%),
ТР (с = 1%).
Годовой объем работ ТР
(в чел.-ч.) определяется:
, (31)
,
где -
годовой пробег парка подвижного состава, км.
- расчетная трудоемкость
ТР на 1000 км
пробега.
Годовой объем работ ТР
по парку, по месту его выполнения распределяется на постовые работы,
выполняемые на универсальных или специализированных постах в зоне ТР, и
участковые, выполняемые в производственно-вспомогательных отделениях АТП.
Учитывая это обстоятельство, при расчетах по зоне ТР годовой объем постовых
работ ТР определится из выражения:
(32)
,
где -
суммарная доля постовых работ текущего ремонта, выполняемых в зоне ТР (сумма
трудоемкостей контрольно-диагностических, регулировочных, крепежных и
разборочно-сборочных работ, принимается из вторых (нормативных) частей
положений по маркам автомобилей или из [Приложение 4]). При подстановке в
расчетную формулу данные из таблиц делятся на 100. При необходимости их объем
может быть определен исходя из нормативного распределения трудоемкости ТО и ТР
по видам работ. Результаты расчета годовой производственной программы по
техническому обслуживанию и текущему ремонту заносятся в таблицу 7.
Таблица 7. Годовая производственная
программа по ТО и ТР
Показатели
|
Условные обозначения
|
Численные значения по
маркам
|
|
|
Радзіміч А092
|
Количество ЕО
|
|
47606
|
Количество ТО-1
|
|
1831
|
Количество ТО-2
|
|
1722
|
Количество
диагностических воздействий Д-1
|
|
3736
|
Количество
диагностических воздействий Д-2
|
|
2066
|
Годовой объем работ по
ЕО, чел.-ч
|
|
66029,5
|
Годовой объем работ по
ТО-1, чел.-ч
|
|
22704,4
|
Годовой объем работ по
ТО-2, чел.-ч
|
|
61303,2
|
Годовой объем работ по
СО, чел.-ч
|
|
5126,4
|
Годовой объем работ по
Д-1, чел.-ч
|
|
1816
|
Годовой объем работ по
Д-2, чел.-ч
|
|
4291,2
|
Годовой объем работ по
ТР, чел.-ч
|
|
302833,8
|
Расчет годового объема работ по
самообслуживанию.
В АТП, кроме работ по ТО
и ТР, выполняются вспомогательные работы, объем которых ()
составляет 20-30% от общего объема работ по ТО и ТР.В объем вспомогательных
работ входят работы по самообслуживанию предприятия ()
(обслуживание и ремонт технологического оборудования зон и участков, содержание
инженерных коммуникаций, содержание и ремонт зданий, изготовление и ремонт
нестандартного оборудования и инструмента).
Годовой объем работ по
самообслуживанию предприятия () устанавливается в
процентном отношении от годового объема вспомогательных работ:
, (33)
где -
объем вспомогательных работ по предприятию, зависящий от количества
автомобилей, обслуживаемых и рекомендуемых на данном АТП.
= 20…30% (при количестве
от 100 до 200 автомобилей принимать большее значение ,
свыше 200 до 300 автомобилей - среднее, свыше 300 - меньшее).
- объем работ по
самообслуживанию предприятия (= 40-50% для
комплексного АТП, =
55-61% для головного предприятия ПАТО, = 20-30% для филиала
ПАТО).
Расчет годовой
производственной программы по диагностированию
На АТП обычно
предусматривается диагностирование подвижного состава Д-1 и Д-2.
Число автомобилей,
диагностируемых при ТР, согласно опытным данным и нормам, принято равным 10% от
программы ТО-1 за год.
Таким образом, число Д-1
на весь парк за год:
, (34)
где -
соответственно числа автомобилей, диагностируемых при ТО-1, после ТО-2 и при
ТР.
Число автомобилей,
диагностируемых при ТР ,
принимается равным 20% от годовой программы ТО-2.
Исходя из этого, число
Д-2 на весь парк в год определяется:
, (35)
где -
число автомобилей в год, диагностируемых перед ТО-2 и ТР.
2.4 Определение годового
объема работ проектируемого подразделения
Расчет суточной
производственной программы
Определение суточной
программы по ТО и диагностированию автомобилей является критерием выбора метода
организации ТО (на универсальных постах или поточных линиях) и служит исходным
показателем для расчета числа постов и линий ТО.
По видам ТО (ЕО, ТО-1,
ТО-2) и диагностированию (Д-1, Д-2) суточная программа определяется:
(36)
,
,
,
,
где -
годовая программа по каждому виду ТО или диагностике в отдельности.
- годовое число рабочих
дней поста /
зоны, предназначенных для выполнения того или иного вида ТО и диагностирования.
Выбирается согласно таблице 6.
Расчет годового объема
работ по ТО и ТР в проектируемом подразделении
Для формирования объемов
работ, выполняемых на постах зон ТО, ТР и производственных участках, а также
для определения числа рабочих по специальностям производится распределение
годовых объемов работ ТО-1, ТО-2, ТР по их видам в процентах, а затем в
человеко-часах по [2, таблица 9].
(Расчет производится
только для проектируемого подразделения).
Годовой объем работ
производственного участка определяется по каждой марке автомобиля по формуле:
, (37)
,
где В1 - процент объема
работ, выполняемых по ТР в данном участка - Принимается согласно [2, таблица 9].
В2 - процент объема
работ, выполняемых при ТО-2 и приходящихся на данный участок. В основном это
работы по системе питания, электротехнические, аккумуляторные и шиномонтажные,
выполняемые в соответствующих отделениях. Суммарный объем этих работ составляет
5…10% и распределяются они равномерно по участку. В2 =1,25…2,50%
В3 - процент объема
работ, выполняемых по самообслуживанию и приходящихся на данный участок.
Учитывается при тыс.
чел.-ч. и принимается согласно [2, таблица 8].
Расчет годового объема
работ по диагностированию
Объем работ по Д-1 ()
определяется суммированием объема контрольно-диагностических работ ТО-1 и 50%
объема контрольно-диагностических работ ТР. При определении объема работ Д-2 ()
суммируется объем контрольно-диагностических работ ТО-2 и 50% объема
контрольно-диагностических работ ТР:
, (38)
, (39)
где -
доля контрольно-диагностических работ в объеме соответственно ТО-1, ТО-2
(берется из [1. Приложение 4] и делится на 100)
- доля
контрольно-диагностических работ в объеме ТР соответственно при общем (Д-1) и
углубленном (Д-2) диагностировании (берется из [1. Приложение 4] и делится на
100).
При организации работ по
Д-1 и Д-2 на отдельных постах следует скорректировать годовые объемы работ
ТО-1, ТО-2 путем исключения из них объемов диагностических работ, выполняемых
при ТО-1 (),
ТО-2 ().
, (40)
где -
скорректированные годовые объемы работ по ТО-1, ТО-2 соответственно, чел.-ч.
.5 Расчет численности
производственных рабочих
К производственным
рабочим относятся рабочие зон и участков, непосредственно выполняющие работы по
ТО и ТР подвижного состава.
Различают технологически
необходимое (явочное) и штатное (списочное) число рабочих.
Технологически необходимое
число рабочих обеспечивает выполнение суточной, а штатное - годовой объем
производственных программ (объемов по ТО и ТР).
Технологически
необходимое (явочное) число рабочих определяется:
, (41)
- для
- для
- для
- для участка,
где -
годовой объём работ по зоне ТО, ТР или участку, чел.-ч.
- годовой фонд времени
технологически необходимого рабочему при 1-сменной работе, ч.
Фонд определяется
продолжительностью смены (в зависимости от продолжительности рабочей недели) и
числом рабочих дней в году:
, (42)
где -
продолжительность работы (рабочее время) рабочего в течение недели, ч.
- число рабочих дней в
неделе.
- число предпраздничных
дней в году (продолжительность смены сокращается на 1 ч.)
- число рабочих дней за
период эксплуатации.
В случае вредных условий
труда продолжительность рабочей смены уменьшается на 1 ч.
Штатное списочное число
рабочих:
, (43)
- для ,
- для ,
- для ,
для участка,
где -
годовой фонд времени штатного производственного рабочего при 1 - сменной
работе, ч.
Фонд определяет
фактическое время, отработанное исполнителем непосредственно на рабочем месте. меньше
за
счет предоставления рабочим отпусков и невыходов на работу по уважительным
причинам (выполнение государственных обязанностей, по болезни и др.)
Годовой фонд штатного
рабочего определяется:
, (44)
,
где -
продолжительность отпуска рабочего, дней.
- число невыходов на
работу по уважительным причинам.
Значения ,определяются
расчетом, используя календарь на текущий год и учитывая режим работы конкретной
зоны (участка) или согласно данным [2, таблица 10].
. Проектирование
производственного подразделения
.1 Технологический
процесс в подразделении
При выполнении проектов
по зонам ТО, ТР, диагностирования показал движение автомобиля по
производственной зоне и рабочим постам с момента его прибытия на АТП и до
момента выпуска на линию, учитывая конкретные условия действующих АТП, а также
связь диагностирования с ТО и ремонтом.
При проектировании
участка описал технологический процесс на примере ремонта какого-либо узла или
агрегата, испытания узла или изготовления детали, начиная с мойки и заканчивая
сдачей на склад или установкой на стеллаж. Технологическим процессом
предусмотрены условия, исключающие излишние движения и хождения, быструю
утомляемость и нерациональные затраты рабочего времени. При этом в
пояснительной записке даны ссылки на позиции оборудования на планировке.
Проектирование зоны ЕО
ЕО на небольших АТП
производится на тупиковых или проездных постах, при наличии в парке более 50
автомашин, мойка их осуществляется механизированным способом.
На средних и крупных АТП
уборочно-моечные работы выполняются, как правило, на поточных линиях с
применением механизированных установок для мойки и сушки автомашин.
Общее число постов
углубленной мойки, уборочных работ ЕО определяется:
, (45)
,
,
где В-доля работ данного
вида в общем объеме работ ЕО
-годовой объем работ ЕО,
чел.-ч.
- коэффициент
неравномерной загрузки постов. Принимается согласно таблице 11.
-число рабочих дней в
году зоны ЕО
С - число смен работы в
сутки
-продолжительность смены
- принятое среднее число
рабочих на одном посту
- коэффициент
использования рабочего времени поста.
При расчете числа постов
следует учитывать - рассчитанное число постов должно быть целым числом.
Поэтому, оперируя числом смен, продолжительностью смены и средним числом
исполнителей можно принять оптимальное число постов.
Методика расчета линий
ЕО (для ЕО принимаются линии непрерывного действия) определяется уровнем
механизации работ, выполняемых на линии.
Проектирование зон ТО-1,
ТО-2, диагностирования
ТО-1, ТО-2 и Д-1 могут
проводиться на индивидуальных специализированных постах, Д-2 должно
производится на индивидуальных специализированных постах.
Количество постов ТО-1,
ТО-2, Д-1, Д-2 определяется из выражения:
, (46)
где -годовой
объем работ по видам ТО и диагностирования, чел.-ч.
, - для ТО-1,
, - для ТО-2,
, - для Д-1,
- для Д-2,
- для участка.
После определения
количества постов решается вопрос о выборе метода производства ТО, Д: на
отдельных постах или поточных линиях.
При этом руководствуются
следующими рекомендациями: поточный метод для ТО-1и Д-1 рекомендуется при
расчетном количестве постов -3 и более для одиночных автомобилей, -2 и более
для автопоездов, для ТО-2 соответственно -4 и более и -3 и более.
При выборе поточного
метода производства рассчитывается количество линий. Расчет ведется исходя из
ритма производства и такта линий.
Ритм производства:
, (47)
,
.
Такт работы линии (для
ТО-1, ТО-2 применяются линии периодического действия):
, (48)
,
,
где -общее
число явочных рабочих, работающих на линии, чел.
-число постов на линии.
Устанавливается исходя из объема и содержания работ, их технологической
последовательности, возможной специализации постов (принимается 2…3 по данным
БЕЛНИТИАТ).
-время передвижения
автомобилей с поста на пост, мин.
, (49)
,
где-скорость
конвейера м/мин. Принимается по технической характеристике конвейера (=10-15
м/мин.)
Полученное расчетное
число линий должно быть целым или близким к целому числу (допускается
отклонение не более 0,08 на одну линию).
Выполнение ТО-1 и ТО-2
может организовываться на одних и тех же постах (линиях) с производством работ
в разные смены.
Если суммарное
количество постов Д-1, Д-2 равно или меньше 1, эти виды диагностирования можно
производить на одном посту с применением универсального оборудования и
переносных приборов. Если расчетное количество постов Д-1 менее 0,5,
допускается размещать диагностическое оборудование на поточной линии ТО-1.
Проектирование зоны ТР
Постовые работы текущего
ремонта выполняются на отдельных универсальных или специализированных постах.
Расчет количества постов
ТР по видам работ, выполняемых на них, производится по формуле:
, (50)
где -коэффициент,
учитывающий долю работ, выполняемых в наиболее загруженную смену (=0,5…0,6).
-годовой объем постовых
работ ТР определенного вида, чел.-ч.
.
По приведенному
выражению рассчитывается число постов для выполнения разборочно-сборочных и
регулировочных работ, а также сварочных, жестяницких, малярных и
деревообрабатывающих.
Решение вопроса о
специализации постов для выполнения разборочно-сборочных и регулировочных работ
ТР осуществляется в соответствии с [1. Приложение 2]. Специализированные посты
следует предусматривать при их расчетном количестве 0,9 и более.
Расчет числа мест
ожидания перед ТО и ТР
Число мест ожидания
подвижного состава перед ТО и ТР принимается:
для поточных линий ТО и
диагностирования - по одному для каждой поточной линии;
для индивидуальных
постов ТО, диагностирования и текущего ремонта - 20% от количества рабочих
постов.
При наличии в АТП закрытой
стоянки подвижного состава, а также для районов умеренно-теплого климата, места
ожидания в помещении постов ТО и ТР предусматривать не следует.
3.2 Подбор
технологического оборудования
Основное технологическое
оборудование подбирается по табелям технологического оборудования, справочникам
и каталогам, можно использовать также каталог нестандартного оборудования,
разработанного и выпускаемого научно-производственным объединением НПО
«Транстехника». Количество основного оборудования определяют по степени его
использования при осуществлении технологического процесса.
Оборудование общего
назначения (верстаки и др.) рассчитывают по количеству рабочих на смене.
Таблица 7. Оборудование
электротехнического участка
Наименование
|
Модель
|
Кол.
|
Уст. мощность, кВт
|
Размеры в плане, мм
|
Общая площадь, м2
|
Слесарный верстак
|
2250
|
1
|
-
|
1600х750
|
1,20
|
Стол для паяльных
работ
|
Мод.584
|
1
|
-
|
1500х650
|
0,97
|
Стол для приборов
|
СИ
|
1
|
-
|
1800х800
|
1,44
|
Контрольно-испытательный
стенд для проверки электрооборудования
|
Inf4523
|
1
|
1,65
|
1050х550
|
0,58
|
Инструментальный шкаф
|
3039
|
1
|
-
|
900х550
|
0,46
|
Ванна для мойки
деталей
|
СИ
|
1
|
-
|
680х680
|
0,50
|
Реечный ручной пресс
|
208 ГАРО
|
1
|
-
|
800х400
|
0,32
|
Вертикально-сверлильный
станок
|
2118-А
|
1
|
1,00
|
900х600
|
0,54
|
Инструментальная
тележка
|
ГАРО мод. 3405
|
1
|
-
|
900х480
|
0,43
|
Станок для проточки
коллекторов
|
24863
|
1
|
1,30
|
1200х720
|
0,86
|
Заточной станок
|
5814
|
1
|
0,85
|
580х450
|
0,26
|
Стеллаж
|
СИ
|
3
|
-
|
1400х450
|
1,89
|
Ларь для обтирочных
материалов
|
СИ
|
1
|
-
|
400х400
|
0,16
|
Ларь для отходов
|
СИ
|
1
|
-
|
350х350
|
0,12
|
Подставка под
огнетушитель
|
СИ
|
2
|
-
|
200х200
|
0,08
|
Прибор для проверки
светового потока фар
|
ГАРО 193
|
1
|
0,35
|
-
|
-
|
Эксцентриковые тиски
|
ДП
|
1
|
-
|
-
|
-
|
Прибор для проверки и
очистки свечей зажигания
|
Э-203
|
1
|
0,55
|
-
|
-
|
Прибор для диагностики
ЭСУД двигателя
|
ToirS-085
|
1
|
0,50
|
-
|
-
|
ИТОГО
|
|
|
5,85
|
|
9,81
|
Общая площадь, занимаемая
оборудованием - 9,81 м2
Графа «Площадь, занимаемая
оборудованием» заполняется в том случае, если оборудование заполняет площадь
пола (верстак, стенд, стеллаж и т.д.) и не заполняется, если оборудование
устанавливается на верстаках или хранится в шкафах, на стеллажах. Затем
подбирается технологическая оснастка (инструмент, съемники и т.д.) с учетом
количества работающих. Данные заносятся в таблицу, в которой отмечается:
наименование, марка или характеристика, количество единиц, комплектов
.3 Расчет
производственной площади
Площади производственных помещений
определял графическим методом (более точно) по планировочной схеме, на которой
в принятом масштабе вычерчиваются посты (поточные линии) и выбранное
технологическое оборудование с учетом категории подвижного состава и с
соблюдением всех нормативных расстояний между автомобилями, оборудованием и
элементами зданий;
При наличии настольного, переносного
оборудования и приборов, а также настенного подвесного оборудования в суммарную
площадь так же принимал площади столов, верстаков и стеллажей, на которых
устанавливается оборудование и приборы, а не площади самого оборудования. Если
оборудование занимало меньшую площадь в плане, чем площадь устанавливаемого на
него автомобиля, то в суммарную площадь не включал. Так как могут служить
подъемники с габаритными размерами подъемной платформы меньшими, чем габаритные
размеры автомобиля.
Площадь участка:
, (51)
где -
.
суммарная площадь
оборудования в плане, расположенного вне площади, занятой автомобилями, м²;
-коэффициент плотности
расстановки постов и оборудования, зависящий от назначения производственного
помещения. По ОНТП-01-86 коэффициент для электротехнического
участка составляет 4 (берется из методических указаний по выполнению курсового
проекта).
3.4 Планировка подразделения
Проектируемый
электротехнический участок прямоугольной формы, имеет 3 колоны, размер которых
- 400х400 мм. Площадь зоны составляет 40 м². Толщина
наружных стен составляет 510 мм, а внутренних -250 мм. Ширина оконных проемов -
1,5 м, ширина двойных дверей - 1,5 м. Проектируемый электротехнический участок
граничит с остальными зданиями, так как не имеет повышенную пожара-взрыва
опасность.
Заключение
В ходе выполнения данного курсового
проекта был спроектирован электротехнический участок, на 360 автобусов Радзіміч
А092. Была рассчитана годовая производственная, годовой объем работ, рассчитана
численность производственных рабочих, рассчитана площадь подразделение,
подобрано оборудование и оснастка, определен способ управления производством,
составлена технологическая карта, выполнен расчет и чертеж приспособления и
чертеж планировки самого подразделения.
Были закреплены, усовершенствованы и
пополнены знания и навыки, полученные в процессе обучения по организации
производства и технологии технического обслуживания и ремонта автомобилей,
углублены знания по научной организации труда и проектированию автотранспортных
предприятий, изучены передовые методы производства и получены навыки по
организации электротехнического участка и проанализированы материалы
технологического и конструктивного характера.
Список использованных
источников
2 Методические указания по выполнению курсового
проектирования по дисциплине «Техническая эксплуатация автомобилей» 2015.
Н.А. Коваленко. Техническая эксплуатация автомобилей.
Курсовое и дипломное проектирование. Мн: ИВЦ Минфина. 2011.
М.Г. Василенок, В.С. Саховский. Техническая эксплуатация
автомобилей. Курсовое проектирование. Методические рекомендации. Мн.,
РИПО.2012.
С.А. Скепьян. Ремонт автомобилей. Курсовое
проектирование. Мн.: Новое знание. 2011.
Ф.И. Ламака. Лабораторно - практичекие работы по
устройству грузовых автомобилей. М.: Академия.2009.
Е.Л. Савич, А.С. Кручек. Инструментальный контроль
автотранспортных средств. Мн: Новое знание. 2008.
С.В. Шумик, Е.Л. Савич. Техническая эксплуатация
автомобилей. Мн.: Высшая школа, 1996.
М.М. Болбас, Н.М. Капустин, Е.И. Петухов. Проектирование
автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. Мн.:
Университетское, 1997.
Г.В. Крамаренко, И.В. Барашков. Техническое обслуживание
автомобилей. М.: Транспорт, 1982.
Л.Л. Афанасьев, Б.С. Колясинский, А.А. Маслов. Гаражи и
станции технического обслуживания автомобилей. М.: Транспорт, 1980.
Г.М. Напольский. Технологическое проектирование
автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. М.:
Транспорт, 1993.
Г.Ф. Фастовцев. Автотехобслуживание. М.: Машиностроение,
1985.
ВСН 01-89. Ведомственные строительные нормы предприятий
по обслуживанию автомобилей. М.: ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР, 1990.
ОНТП 01-91. Общесоюзные нормы технологического
проектирования предприятий автомобильного транспорта. М.: Гипроавтотранс, 1991.
Табель технологического оборудования и
специализированного инструмента для АТП, ПАТО и БЦТО. М.: ЦБНТИ Минавтотранса
РСФСР, 1991.
Табель технологического оборудования и
специализированного инструмента для АТП, ПАТО и БЦТО. Мн.: НПО Транстехника,
1993.